Прыжок веры: обзор Days Gone

Студия Sony Bend создала одну из самых масштабных сюжетных игр последних лет, но не обошлась без нескольких ошибок, свойственных новичку в AAA.

Все скриншоты в материале сняты на PS4 Pro, большинство — в фоторежиме
Все скриншоты в материале сняты на PS4 Pro, большинство — в фоторежиме

В чём секрет выдающейся игры, фильма или сериала, в котором в каждое слово и в самих героев искренне веришь? Чаще всего дело в комбинации страсти, таланта, уникального личного опыта и долгого созревания проекта. Авторы наших любимых сериалов и фильмов годами обивали пороги студий, чтобы рассказать не чужую, а именно свою историю. И чем больше они слышали отказов, тем лучше становились их идеи.

Примерно так же на свет появилась и Days Gone. Она во многом следует современным трендам и похожа на другие эксклюзивы Sony последних лет, но у неё есть свой уникальный характер. Прежде всего это игра от скромных байкеров из городка Бенд в штате Орегон, а уже потом «экшен в открытом мире», «ещё один эксклюзив PlayStation», «кино за 4500» и многое другое.

Сразу после анонса Days Gone многие игроки задавались вопросом, зачем Sony нужен «ещё один The Last of Us», но если игру Bend с чем и хочется и сравнивать, так это с Red Dead Redemption 2. Это такое же грандиозное (и, к сожалению, затянутое) путешествие длинною в несколько лет.

В игре хорошее динамическое освещение: вы сможете наблюдать, как лучи солнца огибают горы и постепенно проникают в долину
В игре хорошее динамическое освещение: вы сможете наблюдать, как лучи солнца огибают горы и постепенно проникают в долину

Байкопокалипсис

Начинается Days Gone по всем канонам жанра. На заре разрушительной эпидемии жену главного героя ранят, и байкер с красивым именем Дикон Сейнт-Джон, которое лучше бы подошло священнику, отправляет её на вертолёте в безопасное место. Сам он при этом остаётся на земле — бороться за жизнь вместе со своим лучшим другом, Бузером (в русской версии — «Бухарь»).

На тот момент это решение кажется Дикону правильным: вертолёт почти перегружен, любимой Саре помощь окажут специалисты, и её можно будет найти позже, а вот Бузер без верного друга точно сгинет.

Прыжок веры: обзор Days Gone

В отношении товарища Дикон оказывается прав — спустя два года они продолжают бороться за жизнь плечом к плечу, а вот жену протагонист так и не находит. И теперь Сейнт-Джон, страдающий от чувства вины, ищет причины жить дальше и время от времени разговаривает с камнем, на котором криво нацарапано имя — «Сара».

Но если завязка у Days Gone вполне стандартная, то постапокалиптический мир у разработчиков получился на удивление самобытным. Поскольку заражённые быстро бегают и собираются толпами, люди сразу уничтожили все мосты, а оставшиеся дороги стали практически непроходимыми из-за брошенных машин. Поэтому в новом мире байк стал самым быстрым и удобным способом передвижения — он и в узкое ущелье протиснется, и в кустах от мародёров спрятать его проще.

Мотоциклы в Days Gone стали главным транспортом, но не растеряли своей опасности. С байка вас может снять что угодно — зомби, волк, натянутый через дорогу трос или снайперская пуля
Мотоциклы в Days Gone стали главным транспортом, но не растеряли своей опасности. С байка вас может снять что угодно — зомби, волк, натянутый через дорогу трос или снайперская пуля

Таким вот нехитрым образом гористая местность Орегона с её мелкими просёлочными дорогами и деревянными домиками продиктовала разработчикам необычный лор — этакую смесь «Сынов Анархии» и «Ходячих мертвецов».

Ещё несколько недель назад я бы никогда не подумал, что буду использовать в отношении Days Gone слово «лор», но в этом плане разработчики пошли намного дальше, чем можно было себе представить по трейлерам.

Здешний мир — одна из самых продуманных и в то же время печальных моделей зомби-апокалипсиса. Первое же поселение, в которое приезжает Дикон, оказывается не живописной фермой из сериала «Ходячие мертвецы», где герои вспахивают грядки и плетут интриги, а настоящим трудовым лагерем, где люди должны работать до изнеможения, чтобы в конце дня получить паёк.

Глава этого лагеря, деловая бабуля с короткой стрижкой, тут же начинает жаловаться Дикону на то, что конец света пережили, к сожалению, не прилежные офисные клерки, а убийцы, грабители и насильники, от которых в мирном поселении толку чуть.

В «Жизни после» больше всего преуспели те, кто отравлял остальным «Жизнь до».

Прыжок веры: обзор Days Gone

Этот монолог в каком-то смысле задаёт тон всей Days Gone. Это умная, талантливо написанная игра, авторы которой, в отличие от аполитичной Ubisoft, не стесняются высказываться на сложные темы — будь то отношение американцев к оружию или их параноидальный страх перед внешней угрозой.

Нельзя сказать, что Days Gone посвящена политике и уж тем более — американской, но за десятки часов кампании главный герой встретит не только множество проработанных персонажей, но и увидит сразу несколько форм политического строя, которые жители разных регионов Орегона попытались построить на руинах цивилизации.

Что ещё важнее, сами по себе «зомби» в Days Gone — это не источник метафор, философских притч и удобных для сценаристов смертей. Подход к «мертвецам» здесь совсем другой. Как и в Horizon Zero Dawn, в Days Gone на самом деле два сюжета: первый посвящён конфликтам между людьми, а второй — раскрытию тайны вируса, почти уничтожившего человечество. Миссию за миссией вы будете узнавать, почему авторы не используют слово «зомби».

Не-зомби

Как можно догадаться ещё по самому первому трейлеру Days Gone, помимо людских интриг разработчики уделили немало внимания и нежити.

В Days Gone есть сразу несколько видов заражённых, и все они включены в простенькую экосистему. Чем больше вы играете, тем лучше понимаете законы окружающего мира. Например, ночью главного героя хуже видно, но зато выше риск нарваться на орду жертв вируса, а днём «зомби» высовываются поодиночке — они боятся яркого света.

Цикл дня в Days Gone вообще очень сильно влияет на геймплей: те же гнёзда лучше зачищать ночью, когда почти никого нет «дома».

Прыжок веры: обзор Days Gone

При этом на солнечном свете заражённые никуда магическим образом не телепортируются. Вы можете дождаться рассвета и проследить за тем, как с появлением первых лучей толпа двинется спать в ближайший супермаркет.

Обычные «зомби» умирают с одного выстрела в голову и напрягают только тогда, когда собираются в стаи, но есть в игре и особи, которые неприятны поодиночке: тут и классический «танк», и ведьма-крикунья, которая может своим голосом на время оглушить всех людей в округе.

Но самые мерзкие создания — это заражённые маленькие дети, ньюты. Они не атакуют главного героя сразу, а с любопытством наблюдают за ним с ближайшей крыши. Стоит только немного зазеваться, как на Дикона накинется жуткий младенец.

С помощью местного «орлиного зрения» можно через стену увидеть, как орда днём спит
С помощью местного «орлиного зрения» можно через стену увидеть, как орда днём спит

Чтобы избежать спойлеров, я не буду сильно вдаваться в то, как работает вирус в игре, но можете быть уверены — чем дальше вы продвигаетесь по сюжету, тем сильнее вас будут пугать и удивлять новые виды врагов.

Каким-то невероятным образом у Sony Bend получился один из самых живых игровых миров за последнее время — примерно как в последних Far Cry, но ещё динамичнее и опаснее. Чтобы вы ни делали, вокруг вас постоянно что-то происходит: вот заражённые гонят на дорогу стадо оленей, вот — бандиты в лагере шумно убивают одинокого «зомби» и навлекают на себя целое стадо, вот — орда жуткой волной нападает на огромного медведя.

Катализатором почти всех столкновений в Days Gone становится уровень шума. Игра постоянно мешает Дикону действовать беззвучно: мощное холодное оружие быстро ломается, армейский нож годится только в глухом стелсе, собранные из подручных средств глушители разваливаются, а стрел в арбалете всегда не хватает. При этом выстрел из обычного пистолета может навлечь на главного героя страшную беду, но, к счастью, это касается и его врагов тоже.

Услуга за услугу

По структуре миссий Days Gone похожа на Red Dead Redemption 2. Только у Дикона нет никакой дружной банды, а лагерей на карте сразу несколько.

Но если в RDR 2 помощь поселению была всего лишь декоративным элементом, то в Days Gone — это часть прогрессии. В каждом лагере Дикон может брать задания и сдавать уши «мертвецов» — таким образом, поставщики услуг узнают, что герой зачищает округу от монстров. Охотиться и продавать туши, кстати, тоже можно.

Прыжок веры: обзор Days Gone

За всю свою помощь поселению Дикон получает виртуальные кредиты, на которые можно прокачать, починить или заправить байк, а также купить патроны и оружие.

Что важно, с каждым лагерем у главного героя свои отношения и свой счёт в виртуальных деньгах. Это значит, что в одном поселении вы можете быть богачом, а в другом вам едва хватит средств на то, чтобы заправить полный бак.

При этом за убийство заражённых и выполнение миссий у каждого лагеря постепенно повышается уровень «доверия» к Дикону, дающий доступ к более качественным улучшениям и более мощному оружию. И ассортимент сам по себе в разных поселениях разный.

Прыжок веры: обзор Days Gone

Таким образом, чтобы чувствовать себя комфортно в опасном мире Days Gone, Дикону необходимо плотно работать на лагеря. Речь идёт и о хорошо поставленных сюжетных миссиях, и об откровенно «почтовых» сайд-квестах.

Сходи-убей

«Сайды», как и в Spider-Man от Insomniac, одна из самых слабых частей игры. Чаще всего вас просят куда-нибудь поехать и кого-нибудь убить, освободить, поймать или выследить. Есть и редкие погони на байках, где нужно в незамысловатой аркадной манере стрелять во врага на полном ходу. Но больше всего времени отнимают традиционные зачистки лагерей в стиле Far Cry — когда вам нужно либо стелсом, либо в открытую уничтожить 8-15 человек.

Сам по себе дизайн таких миссий максимально простой, а бандиты, кажется, даже глупее, чем заражённые. «Перчинки» добавляют разве что многочисленные капканы, способные моментально выдать Дикона. Лишь изредка разработчики радуют каким-то интересным дополнительным интерактивом или необычной локацией — скажем пещерой, в которой ночует орда заражённых. Но во время большинства зачисток приходится развлекать себя самостоятельно.

Прыжок веры: обзор Days Gone

Конечно, можно просто взять и перестрелять 15 врагов и поехать дальше, но это скучно. Поэтому со временем волей-неволей начинаешь экспериментировать. Лучше всего заразить противника отравленной вирусом стрелой — тогда он начнёт стрелять в своих товарищей, а ещё можно натравить на врагов стаю волков или заманить бандитов в их же капканы, переставленные на новое место.

Заражённые стрелы — один из самых мощных артефактов в игре, но для того, чтобы скрафтить хотя бы три штуки, вам придётся немного попотеть. Зато эффект от них порой волшебный. Один раз я уничтожил около 50 заражённых, просто взбесив двух «танков»: они сначала раздавили своих собратьев, а потом — друг друга.

Что примечательно, первые сайд-миссии Days Gone аккуратно вписаны в основной сюжет, да и разработчики называют их многообещающим словом «storylines». Однако на поддержание этого эффекта Sony Bend не хватило — примерно на середине повествования гринд даже становится раздражающим.

Есть ощущение, что при дизайне сайд-миссий студия целиком полагалась на системы открытого мира. Иногда это работает, и обычная зачистка лагеря превращается в невероятное приключение, а иногда — нет, и вы просто долго и скучно стреляете в лица людям, выглядывающим из укрытий.

Гнёзда и посты NERO

В игре есть и множество пассивных заданий, которые вам никто не даёт, но их выполнение заметно повышает качество вашей жизни.

Например, быстрое перемещение не работает, если на его пути находятся гнёзда заражённых. Их уничтожение — симпатичная мини-игра, чем-то напоминающая аналогичную механику из State of Decay.

Вы бродите по красной области на карте и исследуете дома, заброшенные трейлеры и пещеры на предмет гнёзд. Когда найдёте жутковатую постройку из веток и грязи, а Дикон пожалуется на мерзкий запах, вам нужно скрафтить коктейль Молотова и сжечь её, а затем перестрелять всех «мертвецов», которые в панике выбегут из своего дома.

Прыжок веры: обзор Days Gone

Некоторые зачистки таких заражённых зон даются очень легко, а некоторые могут отнять около часа времени — особенно, если Дикон плохо подготовился: например, у вас закончится бензин для мотоцикла (канистры в открытом мире надо ещё поискать) или же припасы для крафта коктейлей Молотова.

Sony Bend сделала сбор лута максимально приятным и реалистичным. Вы находите предметы ровно там, где они и лежали бы в реальной жизни. Скажем, осколочную гранату можно либо забрать у противника, либо отрыть на втором этаже глухо заколоченного дома в чьём-то тайнике, но никак не посреди дороги.

Прыжок веры: обзор Days Gone

Среди других «пассивных» миссий — медицинские лагеря компании NERO. В них не только можно создать точки фаст-трэвела, но ещё и найти ценные инъекции, которые перманентно увеличивает здоровье, выносливость или «фокус» (замедление времени при стрельбе).

Захват лагерей NERO тоже представляет собой мини-игру. Прежде чем открыть дверь и включить питание, вам придётся сначала уничтожить все динамики. Иначе громкий звук привлечёт всех зомби округи.

В первые часы зачистки гнёзд и захваты лагерей Nero по-настоящему радуют, однако интереса к ним не хватает на всю игру. Ближе к финалу я предпочитал лишний раз проехаться на мотоцикле вместо фаст-трэвела, нежели долго сжигать гнёзда.

Фаст-трэвел в игре расходует топливо, так что вы можете опрометчиво переместиться куда-то и тут же лишиться мотоцикла: придётся бегать по округе и искать канистру
Фаст-трэвел в игре расходует топливо, так что вы можете опрометчиво переместиться куда-то и тут же лишиться мотоцикла: придётся бегать по округе и искать канистру

А у нас орда

Наверняка ваше первое знакомство с Days Gone состоялось благодаря тому самому ролику с E3, где герой убегает от огромной толпы монстров на лесопилке. Это не просто обычная миссия в игре, а фактически одна из её кульминаций.

Во время кампании вы можете встретить одну из 40 орд, пасущихся на карте, но на ранних этапах от них лучше прятаться или убегать — вы потратите слишком много сил и ресурсов, но взамен не получите почти ничего.

Настоящее столкновение с ордой — миссия, к которой игра будет готовить вас десятки часов. И для вас это будет, скорее всего, один из самых необычных «босс-файтов» в играх за последнее время.

Прыжок веры: обзор Days Gone

Уничтожение орды похоже на пошаговую стратегию — способность замедлять время тут становится критически важной. Вам необходимо последовательно заманивать стадо в узкие проходы и закидывать горючими смесями и гранатами, пока заражённых не станет настолько мало, что вы сможете добить оставшихся из пулемёта.

Что особенно здорово, «зомби» не просто следуют за вами, а выбирают максимально эффективные маршруты, поэтому один неудачный поворот может стоить жизни — Дикона возьмут в тиски и сожрут за доли секунды.

Чтобы выжить, о толпе стоит думать как о смертельно опасной реке, которая может «течь» за главным героем даже вверх.

Прыжок веры: обзор Days Gone

Разработчики ещё до релиза рассказали, что на кампанию приходится всего три обязательных столкновения с гигантскими ордами, и все такие битвы приходятся на специально подготовленные локации — со взрывчаткой, брёвнами и трамплинами.

Однако по завершении кампании игра отметит все оставшиеся орды на карте и выдаст вам соответствующий сайд-квест, так что вы сможете развлекаться с этой механикой сколь угодно долго.

Прыжок веры: обзор Days Gone

Путь Дикона

О различных механиках Days Gone можно говорить часами — здесь действительно очень много нюансов, но самое главное достижение разработчиков — это не занятный лор, и не захватывающие битвы с заражёнными. В сердце этой гигантской игры в открытом мире, в которой я провёл около 45 часов, кроется ещё одна отличная история для портфолио Sony.

Дикон Сейнт-Джон оказался одним из самых проработанных игровых протагонистов последнего времени. Рано или поздно — через миссии, через диалоги, через неловкие паузы и через беглые взгляды — вы узнаете почти все основные черты его личности.

Прыжок веры: обзор Days Gone

Сценаристы объяснили вообще всё — почему главный герой решил стать байкером, почему он отлично управляется с оружием, почему разбирается в травах, почему боится быть частью больших коллективов, почему всегда стремится в самоволку и почему не теряет надежду даже тогда, когда всё, казалось бы, уже совсем потеряно.

Я ни в коем случае не могу сказать, что сценарий Days Gone безупречен и что Bend в этом плане вышла на уровень студий вроде Naughty Dog. Порой история Дикона топчется на месте по несколько часов, а в паре фрагментов есть явный людо-нарративный диссонанс (главный герой продолжает работать на того, кто ему откровенно неприятен), однако для первой своей попытки выйти в AAA студия справилась получше многих.

Прыжок веры: обзор Days Gone

И хорошо проработан тут не только Дикон. Days Gone написана не как игра, а как два сезона большого кабельного сериала. Сценаристы Sony Bend берутся за детали, которым в играх вообще не принято уделять внимание.

Например, целая линейка миссий в игре посвящена борьбе с депрессией, а в некоторых эпизодах режиссёрам кат-сцен удаётся тонко и без слов показать даже самые мелкие эмоции, включая плавно нарастающее сексуальное напряжение между персонажами.

Days Gone не поднимает каких-то невероятно глубоких тем, она просто интересно говорит о дружбе, о любви, о долге и о человеческой природе в целом. И в этом контексте, несмотря на все проблемы, у неё есть шансы стать народной игрой.

Days Gone — противоречивая. Как и Red Dead Redemption 2, её будут ругать за излишнюю затянутость, избыток «почтовых» миссий в середине и некоторые слабые моменты истории.

Ваше отношение к игре Sony Bend по мере прохождения будет постоянно меняться. После первых пяти часов вы, скорее всего, поверите в лучшее, а часов через 20, возможно, даже захотите бросить игру из-за гринда. Но потом случится какое-нибудь важное сюжетное событие — блестяще поставленное и сыгранное — и вы полюбите Days Gone всей душой.

На тридцатом часу я был уверен, что история подходит к логическому концу, но меня ждала ещё примерно треть игры. И это были не сайд-миссии, просто кульминация у разработчиков получилась настолько масштабной и всеобъемлющей.

В это трудно поверить, но студия, в которой на старте разработки было 50 человек, сделала игру, где последний акт длиннее и местами не хуже поставлен, чем вся The Last of Us. И про весь этот акт Sony попросила журналистов не рассказывать даже в обзорах, не говоря уже о трейлерах и рекламной кампании.

Прыжок веры: обзор Days Gone

Days Gone — не настолько вылизанная и чистенькая игра, как мы привыкли ожидать от эксклюзивов Sony. Она не шокирует графикой и звуком, хотя они выполнены на очень высоком уровне, а с бесшовностью разработчики подружиться так и не смогли — в игре очень много загрузок.

Однако, если знать историю Sony Bend, трудно поверить даже в то, что Days Gone, 40-часовая игра, вдумчиво рассказывающая о судьбах десятков персонажей, вообще существует. Для некогда маленькой студии это настоящий прыжок веры, отчаянная попытка выйти в большую лигу, которую язык не поворачивается назвать провальной. Получилось не всё, но многое.

И если игроки дадут разработчикам шанс, возможно, года через четыре мы увидим работу над ошибками. Тем более, что некоторая недосказанность в лоре Days Gone делает сиквел неизбежным и желанным одновременно.

Этот блок временно не поддерживается
590590
415 комментариев

Если что-то непонятно, задавайте вопросы. В ближайшее время буду отвечать в комментариях.

36