[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } } ] { "gtm": "GTM-NDH47H" }
{ "author_name": "Артём Слободчиков", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438","\u043e\u043f\u044b\u0442","steam"], "comments": 4, "likes": 26, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "section": "pro" }
1 737
Gamedev

Как пользоваться Steam Spy: советы от создателя сервиса

Чем может помочь разработчикам анализ данных цифрового магазина.

Поделиться

В избранное

В избранном

Steam Spy регулярно используют журналисты и блогеры, чтобы приблизительно оценить успех или провал игры. В феврале 2017 года на конференции Casual Connect основатель сервиса Сергей Галёнкин рассказал, зачем он может понадобиться создателям игр.

DTF публикует ключевые моменты выступления.

Что такое Steam Spy

В основе программы — алгоритм оценки профилей пользователей. Steam Spy сканирует 1,6 миллиона случайных профилей — менее половины процента от общего числа профилей Steam. Затем данные обрабатываются, экстраполируются и попадают на сайт, где ими может пользоваться кто угодно.

Проект превзошёл все ожидания создателя. Им еженедельно пользуются 48 тысяч зарегистрированных пользователей, сервера хранят 42 гигабайта данных.

Как многие слышали, Steam Spy обманывает, и нередко. В последнее время на это всё чаще обращают внимание. Но тут важно понимать разницу между статистикой и абсолютной истиной. Вот простой пример.

В комнате сидят 300 геймеров. Даже такое небольшое число людей опросить непросто, поэтому мы берём 30 случайных человек и спрашиваем их о том, какие у них есть игры. 20 из них оказываются игроками в Dota 2, девять играют в CS:GO, а один — в Evolve. Как по этим данным понять, какие игры есть в библиотеках у остальных 270 человек?

Для Steam Spy ответ прост: умножить

Проблемы такого подхода очевидны: в группе вряд ли будет ровно 200 обладателей копий Dota 2. Также нужно учитывать погрешность и достоверность — вероятность того, что результат окажется в ожидаемом диапазоне значений. Допустим, Steam Spy показывает число 1000 +/-500. Его достоверность — 98 процентов, то есть 98 процентов игр попадают в заданный диапазон.

При этом чем меньше выборка, тем больше погрешность — в случае Evolve её значение может достигать 10 +/-18, то есть неточность «перекрывает» сам показатель. А данные с большой погрешностью бесполезны. Поэтому достоверность Steam Spy остаётся на уровне 98%.

А ещё есть ранние показатели, которые особенно «любят» на форумах. Например, на прошлой неделе вышел Conan Exiles, и люди сразу же начали делать выводы о его успешности, ведь на старте уже доступна какая-никакая статистика. К сожалению, обычно она не точна. Во многом это связано с тем, что сервера Steam Spy находятся в Германии, а релиз игры может быть привязан к любому часовому поясу. В первый день после релиза погрешность получается очень большая, спустя три дня — вполне приемлемая.

Нельзя учитывать только первую часть показателей Steam Spy без числа после +/-. Также есть двухпроцентная вероятность того, что истина находится за пределами погрешности, то есть примерно у 300 игр в Steam Spy неправильно отображается количество проданных копий.

Для небольших игр погрешность огромна — данные для любого проекта, копии которого есть менее чем у 30 тысяч человек, будут крайне неточными. А на географические данные лучше не смотреть, пока с момента выхода игры не пройдёт как минимум неделя.

Как его использовать

Сначала о том, что делают с данным Steam Spy обычные пользователи.

1. Они ищут идеи. (Интересно, была ли игра, в которой есть X и Y?)

2. Проверяют, нужно ли добавлять в игру определённые функции или локализовать её для какой-нибудь страны. (Играют ли вообще жители Греции?)

3. Ищут игры, в которые можно инвестировать. И это случается чаще, чем кажется.

4. Используют их, чтобы разжигать холивары.

Есть множество способов того, как можно вырабатывать идеи для игр. Сергей Галёнкин предлагает «раскладывать» игру на три составляющие: тема (научная фантастика, фэнтези и так далее), набор ключевых механик (FPS, RPG) и визуальный стиль.

Ещё с помощью Steam Spy можно находить конкурентов — игры, которые схожи по всем трём составляющим и нацелены на ту же аудиторию. Проще всего делать это, используя поиск по нескольким тэгам.

Или проверять размер целевой аудитории — то есть количество людей, которые покупают более трёх игр в интересующей вас категории. Хотя тут показатели могут быть преувеличены.

Можно посмотреть, готовы ли эти люди покупать больше игр в выбранной категории, что во многом зависит от поджанра. Например, люди обычно покупают одну-две survival/craft-игры (Conan Exiles, ARK), но более трёх atmospheric/puzzle.

Конкуренты могут быть как источниками аудитории, так и причинами её оттока. В первом случае человек, поигравший в одну игру, может выбрать вашу, если она похожа, но в достаточной мере отличается. А во втором — проект конкурентов притягивает людей, которые иначе могли бы обратить внимание на ваш.

К примеру, DayZ из-за проблем с разработкой стала источником аудитории для многих проектов жанра survival/craft, забиравших аудиторию друг у друга. Источники аудитории более распространены в однопользовательских проектах, а причины оттока — в многопользовательских, хотя бывают и исключения.

Например, среди всех, кто любит жанр survival/craft, многие уже приобрели Terraria и Don’t Starve (либо обе), а это солидная часть аудитории. Ситуация в Steam лучше, чем в AppStore, но, тем не менее, крупные игры получают всё.

Steam Spy — неплохой инструмент, но его лучше использовать вместе с другими сервисами (вроде Google Trends и Statista). Немного здравого смысла тоже не помешает.

Примеры

Давайте исследуем рынок для двух игр: прямого клона и невероятно уникального продукта. Допустим, мы хотим создать клон Football Manager. Наши исследования говорят, что сейчас все любят футбол, как игроки, так и инвесторы. Да и наш ведущий геймдизайнер считает, что оригинальная игра настолько плоха, что мы легко сделаем лучше.

Проверив статистику Football Manager, мы увидим, что его аудитория, в общем-то, мало играет. Эти люди в среднем покупают лишь 12 игр, из которых значительная часть — Football Manager, выходящий каждый год.

Затем смотрим на географию. Большинство покупателей Football Manager из Великобритании, что неудивительно.

В итоге мы выяснили, что аудитория у нас маленькая и лояльная к доминирующему бренду. Ключевыми потребителями этих людей не назвать, потому что игры они покупают редко, хотя обычно и приобретают несколько изданий Football Manager. Также они в основном из Великобритании (и Европы в целом). А Football Manager 2018 наверняка заберёт у нас часть аудитории.

Варианты:

1. Ориентироваться на Германию или Францию, а не на Великобританию.

2. Отойти от Steam, например, в сторону мобильных девайсов (где уже есть Football Manager Touch).

3. Отодвинуть дату выпуска игры как можно дальше от даты выхода Football Manager. Например, на осень вместо весны.

4. Сделать другую игру.

Теперь допустим, что у нас есть невероятно оригинальная идея. Одна из подписчиц Сергея Галёнкина в Twitter предложила ему построить второй пример вокруг игры жанра отомэ про зомби в будущем. В Steam подобных игр нет вообще, что вроде бы удачно, но сама идея кажется удручающе глупой. Вряд ли кто-то захочет купить такую игру.

Однако это не совсем так. Аудитория для такого сочетания жанра и темы есть: например, недавно выходил фильм «Тепло наших тел», где девушка встречается с зомби.

Но что самое интересное, с уникальными идеями сложно найти и проанализировать конкурентов. Так, в Steam есть только одна игра жанра отомэ про зомби, но там нужно встречаться с голубями, а не с живыми мертвецами. Поэтому следует как можно больше изучать данные вне Steam Spy: популярные фильмы, комиксы, даже фанатское творчество.

Google Trends показывает — популярность «зомби», достигшая пика в 2013 году, сейчас медленно идёт на спад. Целевой аудиторией нашей гипотетической игры будут молодые женщины — на них ориентирован жанр отомэ, они же ставят высокие оценки романтическим фильмам про зомби. Также, исходя из специфики жанра, проект придётся локализовать для Японии.

Итак, мы выяснили, что для романтических зомби-историй есть аудитория. А вот реальных конкурентов нет, так что не будет ни оттока аудитории, ни её источников. При этом популярность зомби-темы падает, поэтому мы, возможно пытаемся запрыгнуть в уходящий поезд. Да и Steam может оказаться не вполне подходящей платформой, поскольку там мало фанатов жанра.

Что со всем этим делать:

1. Нет конкуренции — нет планки качества. Нам не нужны высокополигональные, полностью анимированные модельки и высококлассная озвучка.

2. Поскольку целевая аудитория — молодые женщины, на руководящую должность в команде разработки лучше тоже поставить женщину.

3. Игру должно быть легко портировать, чтобы её можно было быстро перевыпустить на нескольких платформах — у нас недостаточно данных о таких играх на Steam, лучше подготовиться к возможному провалу.

4. Без японской локализации никуда.

Ключевые выводы

Steam Spy может ошибаться, особенно это касается показателей недавно вышедших или небольших игр. Во всём виновата математика.

Сергей Галёнкин определяет игру как сумму из трёх слагаемых: тематы, игровых механик и визуального стиля.

О покупке новой игры задумается лишь часть потенциальной аудитории. Остальным достаточно уже имеющихся у них игр этих жанров и тем.

Конкуренты могут быть как источником аудитории, так и причиной её оттока — всё зависит от ситуации на конкретном сегменте рынка.

Для исследования рынка Steam Spy лучше использовать в связке с другими инструментами.

Даже если игра совершенно уникальна, о её сегменте можно многое понять, если поискать похожие произведения из других областей культуры — фильмы, комиксы и так далее.

Q&A

Вопрос: Как вы планируете развивать Steam Spy?

Ответ: Я стараюсь сделать его как можно более простым в использовании. Например, вчера я отказался от использования Flash и переработал движок сервиса, так что теперь его легко использовать даже на iPad. Также я пытаюсь сделать так, чтобы экспортировать можно было любые данные Steam Spy.

Вообще же мой основной принцип — простота. Сейчас люди редко используют мой сервис в маркетинговых или иных исследованиях, хотя в нём определённо есть потенциал.

Вопрос: Как вы защищаетесь от возможных попыток закрыть ваш сервис?

Ответ: Я использую шесть ip-адресов потому что с одного ip-адреса может приходить только один запрос информации, а также проверяю, соответствуют ли мои действия правилам использования Steam API. Что интересно, правила эти нигде не афишируются, но когда я спросил разработчиков об этом, оказалось, что определённый регламент всё-таки есть.

Я мог бы использовать ещё больше ip-адресов, но тогда станет больше информации, а её нужно как-то обрабатывать. Сейчас, на мой взгляд, сервис занимает золотую середину: Steam Spy обрабатывает данные часа за четыре, при этом результат получается достаточно точным.

#технологии #опыт #steam

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться