Экранизации комиксов: ожидание и реальность

Почему кинокомиксы редко напоминают оригинал.

Экранизации комиксов: ожидание и реальность

Количество фильмов, основанных на комиксах, растёт с каждым годом: одни только Marvel, DC и Fox выпускают по две-три картины в год, а ведь есть ещё другие студии и несерийные произведения.

При разработке крупных киновселенных по комиксам история переписывается с нуля, слишком уж много вариаций и перезапусков пережил каждый герой. Но ведь есть и картины, снятые по отдельным комиксам, вне серий. Некоторые своей основой и названием отсылают нас к конкретным выпускам и графическим романам. Но с выходом каждого фильма поклонникам приходится задуматься — а возможна ли сейчас вообще точная экранизация какого-нибудь известного графического произведения на большом экране?

Экранизации комиксов: ожидание и реальность

Искажённый смысл

Когда говорят о точном переносе комикса на экран, сразу вспоминают Зака Снайдера с «Хранителями». Действительно, он неплохо постарался и некоторые персонажи будто сошли со страниц книги, а сцены повторены один в один, но и тут не обошлось без изменений.

Самая полная версия фильма длится около трёх с половиной часов, но всё равно не включает в себя многие значимые моменты и сюжетные линии. Полностью исчезли похищенные художники и писатели, создававшие макеты пришельцев, а из-за этого изменился и финал. «Хранители» Снайдера заканчиваются, возможно, более современно, чем оригинал Алана Мура, но это перечёркивает на корню всё предыдущее сходство фильма с комиксом. Возможно, за это Мур и невзлюбил экранизацию и потребовал убрать своё имя из титров. Впрочем, точно так же он поступил и со всеми остальными фильмами по его произведениям.

«Хранители»
«Хранители»

И его можно понять. Другой фильм по его графической новелле — «V — значит Вендетта» — кажется весьма неплохим и зрелищным. Но лишь до тех пор, пока не откроешь книгу. Сразу же начинаешь удивляться, как авторы могли упустить саму идею произведения.

В книге V — не романтичный мститель, а безумный и жестокий анархист, стремящийся навести хаос в государстве. Но даже это не главное, гораздо важнее сама страна и обычные люди, которых в фильме задурманили газом пришедшие к власти фашисты. В первоисточнике все пошли на это добровольно, позволив радикалам взять правление в свои руки ради порядка и спокойствия.

Оправдание большинством людей фашизма — вот одна из важных идей книги. Но увы, в фильме всё изменили, и мы снова видим злых захватчиков и «простой народ», который радуется их свержению, хотя раньше все годами жили спокойно.

«V — значит Вендетта»
«V — значит Вендетта»

Личный конфликт

Переместимся чуть ближе к настоящему времени и более массовым комиксам и вспомним «Гражданскую войну» Мстителей (в русском прокате «Первый мститель: Противостояние»). Да, идею об акте регистрации всех супергероев из кино полностью убирать не стали, основой конфликта становится договор, но вот потом акцент сильно сместили. Капитан Америка уже бьётся не столько за свободу, сколько за безопасность своего друга детства, при этом появляется третья сторона — героев стравливает друг с другом злодей Земо.

Намекает ли это, что Капитан субъективен, а контроль со стороны властей всё-таки полезен? На этот вопрос создатели не отвечают. В комиксе Марка Миллара всё было куда более прямолинейно и жестоко — покушение на Питера Паркера после раскрытия личности, последующее бегство многих героев, убийство Голиафа клоном Тора, и никаких абсолютных злодеев.

«Первый мститель: Противостояние» / «Гражданская война»
«Первый мститель: Противостояние» / «Гражданская война»

Та же смысловая линия оказывается аналогично смазанной и в «Бэтмене против Супермена». Снова схватка между двумя героями обусловлена личными причинами (и коварством Лекса Лютора, конечно), а вопрос подчинения супергероев властям отходит на второй план.

Если открыть комикс «Возвращение Тёмного рыцаря» Фрэнка Миллера, из которого один в один взяты некоторые сцены, в том числе и железный костюм Бэтмена, то мы увидим, что причины схватки двух героев здесь совсем другие — Супермен работает на правительство, а Бэтмен продолжает вершить правосудие своими руками.

«Бэтмен против Супермена» / «Возвращение Тёмного рыцаря»
«Бэтмен против Супермена» / «Возвращение Тёмного рыцаря»

Цензура адаптации

Но, конечно же, сюжеты комиксов не всегда меняются на экране по политическим причинам. Наиболее яркие примеры — фильмы по произведениям Марка Миллара, который постепенно становится чуть не самым экранизируемым автором.

Если снимать их близко к исходнику, они не пройдут никакие ограничения по цензуре. «Особо опасен» в кино оказался весьма изящным и сдержанным, хотя в оригинале там есть групповой секс, злодей, состоящий полностью из дерьма и другой злодей, который на самом деле добрый, но вот его раздвоенный пенис заставляет его совершать злодеяния.

Да и «Kingsman» тоже стал существенно эстетичнее, даже с учётом сцены в церкви, которой, кстати, в комиксе не было. Зато присутствовала массовая резня 50 пар женихов и невест на пляже, на ногах-лезвиях ходил огромный темнокожий мужчина, а застрелили наставника героя не после боя, а в постели с женой главного злодея. Да и заканчивается комикс не сценой секса главного героя с принцессой, а массовым актом любви по всему миру.

«Особо опасен»
«Особо опасен»

Следуя канонам

Но несколько удачных примеров экранизаций всё же есть. Фрэнк Миллер когда-то написал комикс «Город грехов», сам же его нарисовал, а потом сам же снял фильм. Хотя, как показал его следующий провальный опыт — фильм «Мститель», без поддержки хорошего режиссера, такого как Роберт Родригес, подобный проект всё-таки не потянуть.

«300 спартанцев»
«300 спартанцев»

«300 спартанцев» того же Миллера перенесены на экран Заком Снайдером почти дословно. Но всё это — относительно короткие комиксы, полностью оторванные от современности и реальности. Полноценный графический роман просто не умещается в рамки фильма по хронометражу, а в масштабных комиксах оказывается слишком много героев, как было в оригинальной «Эре Альтрона», «Гражданской войне» или «Бэтмен: Тихо». И тут уже добавляется вопрос авторских прав, раздробленности кино- и телевселенных комиксов и планов студий на дальнейшие фильмы.

«Бэтмен: Убийственная шутка»
«Бэтмен: Убийственная шутка»

В итоге остаётся только гадать, дождётся ли Нил Гейман достойных предложений по переносу «Песочного человека» на большой экран, увидим ли мы когда-нибудь Супермена с серпом и молотом в экранизации «Красного сына» и возможно ли вообще поставить психоделичное «Убежище Аркхэм». А пока стоит приготовиться к тому, что любой знакомый заголовок комикса в кинотеатре может превратиться в совсем иную историю. Ну, или смотреть мультфильмы, там часто переснимают оригинал почти покадрово.

1919
16 комментариев

Режиссёром "V — значит вендетта" был Джеймс Мактиг, а Вачовски выступали продюсерами. Ну и Мур отказался связывать себя с фильмами гораздо раньше "Хранителей" и совсем по другим причинам.

3

Насчет "Хранителей". При всей любви к комиксу, концовка в фильме выглядит куда элегантнее. Бритва Оккама. Она без ущерба повествованию, путем отказа от арки с похищенными учеными, художниками, трупом и т.д., позволила еще и уложиться во вменяемый хронометраж. Смысл комикса такая замена точно не исказила.

2

А полнометражный мультфильмы DC разве не полностью переносят комикс на экран?

1

Не всегда.
Где-то выходит почти идеально (например, Бэтмен: Год Первый).
Где-то сокращают, потому что весь оригинальный материал не уместить в двухчасовой мульт (All-Star Superman).
Где-то придумывают новую сюжетную линию, потому что оригинала мало (Убийственная шутка).
Где-то сшивают два разных сюжета и проебывают оба из них (Бэтмен против Робина).

А это как так темнокожую героиню играла Джйоли, и никто ничего не сказал?

1

Она в исходнике с Халле Берри была срисована, а главный герой с Эминема. Но в кино от комикса вообще почти ничего не осталось

Вот только V for Vendetta снимал Джеймс МакТиг, а Вачовски были лишь продюсерами