Чужие интеллектуальные права в вашей игре: имитации, объекты реального мира и пасхалки

Париж в Assassin's Creed Unity Ubisoft
Париж в Assassin's Creed Unity Ubisoft

Разработка новой игры — непростое занятие, которое требует и финансовых, и существенных интеллектуальных вложений. Придумывать что-то новое само по себе тяжело. А ещё нужно следить, чтобы вдохновение чужими идеями и продуктами не обернулось обвинением в заимствовании. Ведь такие претензии можно получить не только за чужую музыку или персонажей. Изображения реальных зданий, модели автомобилей — всё это может охраняться авторским правом.

В прошлый раз мы разобрали особый случай интеллектуальной собственности, право на образ. В статье вы можете узнать, как обезопасить себя от исков знаменитостей или их наследников. А сегодня поговорим о более широком спектре случаев — персонажи, логотипы, здания и многое другое.

Авторское право на персонажей, локации, а также сценарии, музыку и видео

Начнём с очевидного и простого — чужой саундтрек, фрагмент видео или часть сценария другой игры использовать в своей без разрешения нельзя. Подобные действия приводят к удалению игры и выплате компенсации.

Персонажи

Иногда в игре бывает уместно упомянуть какое-нибудь известное произведение, персонажа из литературы, фильмов, мультфильмов, аниме или даже из других игр. Тут возникает вопрос, насколько далеко можно зайти.

Персонаж (а обычно хочется использовать наиболее известных) в зависимости от юрисдикции признается объектом авторского права, а именно частью произведения, в котором он был придуман, и подлежит правовой охране. Авторское право традиционно направлено на защиту от прямого копирования. Но это ещё не означает, что, изменив цвет усов и комбинезона сантехника с Апеннинского полуострова, никто не придёт с претензией.

Если отчётливо видны те характеристики, которыми известен персонаж, то надо быть очень аккуратным при включении такого героя в свою игру. Рекомендуем поспрашивать знакомых, угадают ли они, какого персонажа вы хотите использовать.

Внешний вид персонажа может также охраняться и товарным знаком (о том, что ещё может охраняться товарными знаками, мы поговорим далее). Это популярная практика защиты, и многие компании регистрируют внешность и имя персонажа в качестве товарных знаков. Причём нередко на территории сразу нескольких стран. Поэтому локальным разработчикам тоже не избежать ответственности. Использование такого персонажа в итоге может привести к тому, что платить компенсацию придется не только за нарушение авторских прав, но и за нарушение прав на товарные знаки.

Персонаж Angry Birds, защищенный товарным знаком Rovio
Персонаж Angry Birds, защищенный товарным знаком Rovio

Локации

Вновь начнём с простого — вымышленные локации из других игр. Если локации или их части специально создавались для игры, то они также подлежат охране авторским правом. Например, как произведение дизайна. Поэтому, если вам захотелось построить часть своего сюжета в Болотном лагере или в Рифтене, крайне вероятно, что такое копирование приведёт к негативным последствиям.

А если создавать игру на основе реального мира, виды которого знакомы пользователям? Ведь сюжет многих игр разворачивается в конкретных местах – как, например, в Assassin’s Creed или Yakuza. Можно ли использовать известные достопримечательности и улицы городов?

Во-первых, у расположенных на этих улицах зданий и сооружений есть архитекторы, которые их спроектировали. Соответственно, есть и охрана авторским правом архитектурных произведений. И речь идёт не только о старинных соборах. Поэтому здесь также возникают стандартные вопросы: кто архитектор, истёк ли срок охраны, есть ли разрешение на использование. И не всегда ситуация очевидна, поэтому лучше относиться к любой проверке серьезно.

Например, срок охраны Эйфелевой башни — архитектурного произведения — уже истек, и теперь это общественное достояние. Но! Её ночная подсветка была придумана значительно позже и затем признана самостоятельно охраняемым объектом. Потому сейчас запрещено использовать вид Эйфелевой башни с включенной подсветкой в коммерческих целях.

Во-вторых, при использовании реальных мест нужно внимательно смотреть на законодательство страны, чьи достопримечательности отрисованы в игре. Государства могут следить за сохранением и уважением объектов культурного наследия. Например, в Италии есть целый Codice dei beni culturali e del paesaggio (что можно перевести как «Кодекс культурного наследия и ландшафта»). В нём к охраняемым объектам культуры относят широкий перечень локаций, которые представляют художественный или исторический интерес — от публичных площадей, улиц и вилл, до кораблей и сельской архитектуры.

Положения, в частности, защищают и от использования, несовместимого с их культурным предназначением (ст. 106 говорит о возможности получить разрешение на такое использование). Конкретики здесь мало, но зато ясно, что к использованию или переработке каких-либо итальянских видов нужно подходить очень осторожно.

Yakuza 6: The Song of Life SEGA
Yakuza 6: The Song of Life SEGA

Стоит учитывать, что варианты использования авторских прав не ограничиваются предложенными выше примерами. Во многих юрисдикциях объект авторского права понимается крайне широко. Всегда стоит дополнительно проверять даже минимальные заимствования — не будут ли они считаться произведением и охраняться авторским правом в какой-либо юрисдикции.

А если очень хочется?

То (иногда) можно! Авторское право указывает на случаи, когда объекты не подлежат охране или когда есть возможность использовать их без разрешения.

Идеи и мифы

Всем известно, что идеи не охраняются авторским правом, что характерно для многих юрисдикций. Поэтому во вдохновении чужой идеей нет ничего плохого. В правовом смысле нет препятствий для заимствования общего концепта игры или фильма. Существуют игры в одном жанре, которые в чём-то похожи, но пользователь может их отличить.

Чего нельзя делать, так это паразитировать на чужой идее, пытаться лишь видоизменить или незначительно переработать существующий концепт и выдать его за свой. Слишком похожая механика, персонажи, локации, музыка могут привлечь внимание не только недовольных игроков, но и соответствующих правообладателей.

Вопрос границы между вдохновением чужой идеей и её заимствованием разрешается по-разному. В ряде стран, например, могут спокойно сосуществовать «Гарри Поттер» и «Таня Гроттер». Хотя, например, такой вопрос о границе уже не кажется однозначным — например, в СМИ можно найти сообщения, что в 2003 году в Нидерландах суд встал на сторону Дж. К. Роулинг и запретил публикацию «Тани Гроттер» на территории страны. Поэтому, если основной сюжет игры строится на чьей-то конкретной идее, мы рекомендуем использовать её очень осторожно и проверить законодательство соответствующих стран.

А что c мифами или легендами? Действительно, авторы, если их вообще возможно отыскать, умерли уже очень давно, и с тех пор было придумано множество интерпретаций, в том числе и в играх. И в этом заключается основная проблема. Большинство юрисдикций, включая Россию, не охраняют авторским правом фольклор, мифы и подобные произведения без автора.

Но конкретные произведения, которые созданы на основе такого мифа, уже являются самостоятельным объектом права. В связи с чем нужно быть также осторожным, используя образ какого-либо известного бога или мифического существа. Например, можно отрисовать свое видение Тора, но он не может быть сходным с интерпретацией из комиксов и фильмов Marvel.

Таким Тора в своей игре изображать нельзя Marvel Studios
Таким Тора в своей игре изображать нельзя Marvel Studios

Истекший срок действия охраны авторского права

У авторского права есть замечательное свойство — его охрана рано или поздно прекратится. Срок действия правовой охраны отличается в каждой отдельной юрисдикции, поэтому лучше смотреть предметно.

После того, как срок охраны истечёт, объект авторского права переходит в общественное достояние, то есть его уже можно использовать без разрешения правообладателей. Но помните, что есть такие неочевидные ситуации как с Эйфелевой башней.

Fair use или свободное использование

Законодательства большинства стран, включая российское, допускают случаи свободного использования объектов авторского права. Такое использование должно быть разумным и добросовестным, то есть оправданным и без расчёта повысить внимание к своему продукту только за счёт добавления чужого объекта.

Но у разработчика должна быть реальная необходимость так поступать. Возьмём, например, локации. Использование внешнего вида существующих улицы, района или города подпадает под концепцию свободного использования тогда, когда такое использование направлено исключительно на создание реалистичной обстановки.

Скажем, сюжет игры может развиваться на улицах Нью-Йорка или Токио, атмосфера криминальных районов важна для сценарного хода развития персонажей и игры в целом. Здесь уже невозможно не использовать реальные места, которые будут нести в себе необходимую ассоциацию для игроков.

Эйфелева башня в Mario Kart Tour Nintendo
Эйфелева башня в Mario Kart Tour Nintendo

Также отметим, что ряд юрисдикций позволяет использовать публичные площади и известные достопримечательности в соответствии с концепцией «свобода панорамы», то есть вида публично доступных мест. Очевидно, в каждой стране есть свои ограничения — где-то вообще запрещено, где-то разрешено только для некоммерческих целей, где-то разрешено использовать только некоторые здания. Потому при использовании реальных мест мы рекомендуем дополнительно посмотреть местное законодательство, чтобы не было сюрпризов, как, например, с Италией.

То же самое относится и к упоминанию какого-либо чужого персонажа в своей игре. Важно убедиться, что заимствование или референс органичны и вытекают из лора игры. То есть они не искусственно добавлены, чтобы создать впечатление, что ваша игра связана с произведением правообладателя.

Пародия

Пародия — это один из примеров свободного использования. При этом главной составляющей пародии должен быть элемент высмеивания. Такому упоминанию также не должно быть отведено центральное место и на нем не может быть построен основной сюжет.

Пример. Один из сайд-квестов позволяет взаимодействовать с полицией — например, необходимо сообщить о грабеже. В участке стоит с серьёзным видом полицейский в кожаной куртке. При взаимодействии с ним начинает играть драматичная музыка на струнных инструментах, и каждый раз он заканчивает разговор цитатой: «They were all dead. The final gunshot was an exclamation mark on everything that had led to this point. I released my finger from the trigger, and it was over».

Ну вы поняли, Max Payne, да. В этом примере разработчику нужно исказить внешний вид персонажа и музыку, чтобы это считалось пародией.

Remedy
Remedy

Но не стоит акцентировать на этом внимание во внешних коммуникациях игры или её рекламе — это может быть воспринято не как свободное использование, а как желание привлечь больше внимания за счёт популярности чужой игры. Без соответствующего разрешения это может закончиться действительно драматично.

Товарные знаки и промышленные образцы: объекты реального мира, а также логотипы и наименования

Про «торговые марки» слышали все и неожиданностью для кого-то может стать только тот факт, что товарные знаки могут защищать не только логотип, но и внешний вид товара. А вот о понятии «промышленный образец», возможно, слышали не все.

Вкратце, промышленный образец это уже объект патентного права — то есть здесь необходимо получать не свидетельство, как на товарный знак, а патент. Промышленный образец также направлен на защиту внешнего вида изделия. Но у него есть ряд сущностных отличий, включая критерии получения защиты, сроки и прочие.

Так или иначе, товарные знаки и промышленные образцы защищают внешний вид определённого товара или изделия. Это вызывает вопросы о возможности свободного включения в игру конкретного вида автоматов, известного ноутбука или, например, автомобилей. Общее правило и здесь применимо. Заимствование чужих объектов без разрешения — это нарушение интеллектуальных прав с последствиями в виде компенсаций и удаления упоминаний использования.

Танк из World of Tanks, зарегистрированный в качестве промышленного образца
Танк из World of Tanks, зарегистрированный в качестве промышленного образца

Внешний вид объектов из реального мира, в свою очередь, тоже может охраняться и авторским правом. Зачастую, такие объекты сначала создаются конкретными дизайнерами конкретных компаний, которые и придумывают, как будет выглядеть тот или иной предмет. Как и в случае с двойной охраной персонажей через механизмы авторского права и товарных знаков, незаконное использование объектов реального мира может также повлечь нарушение не только прав на товарные знаки и/или промышленные образцы, но и авторских прав.

Соответственно, это может отразиться на размере компенсации. Также различные юрисдикции могут охранять внешний вид товара (от палки колбасы до мотоцикла или винтовки) другими объектами интеллектуальной собственности, которые не указаны в российском законодательстве (например, trade dress в США), что также стоит учитывать при использовании в игре известных реальных объектов.

Логотипы и наименования — это уже более очевидный пример товарного знака. По общему правилу запрещено использовать без согласия правообладателей не только внешний вид товара, но и его логотипы, бренды или наименования, например, имя крупной корпорации.

Правообладатель может зарегистрировать товарный знак не только на территории своей страны, но и подавляющего большинства современных государств (что большие компании часто и делают). Это позволяет отслеживать потенциальные нарушения в каждой стране и привлекать нарушителей к ответственности.

Однако с товарными знаками всё немного сложнее, чем с авторским правом. Как мы уже говорили, авторское право преимущественно направлено на запрет от прямого копирования. Если изменений будет достаточно, чтобы признать новой объект самостоятельным, то авторское право не поможет защитить оригинальный объект. Так как граница между понятиями «идея не охраняется» и «плагиат» сместится в пользу первого.

У товарных знаков другой механизм, он предлагает более широкую защиту. Так, при заимствовании чужого товарного знака в виде логотипа, реального объекта или внешнего вида персонажа, суды будут исходить из правил о сходстве до степени смешения между сравниваемыми обозначениями. Это означает, что здесь возможность имитации значительно снижается, а переработки может быть недостаточно для использования без разрешения.

А если очень хочется?

С товарными знаками всё немного сложнее, но тоже не так категорично. Если упрощать многие детали, то в некоторых случаях и для многих юрисдикций – да, можно.

Fair use или свободное использование

Концепция разумного и добросовестного использования распространяется и на товарные знаки с общим правилом: использование должно быть оправданным и необходимым. В этом плане права на товарные знаки ничем не отличаются от авторских или иных прав. Использовать чужой продукт (его наименование, логотип или внешний вид) только с целью увеличить собственную известность, нельзя.

Конечно, наиболее развитой в подобных вопросах игровой практики является право США. Там показательный пример возник год назад. Производитель военной машины Humvee, у которого на нее есть товарный знак и trade dress, предъявил иск к компании Activision за использования внешнего вида машины в серии игр Call of Duty (подробнее об этом деле и сходном использовании чужих товарных знаков мы рассказывали здесь). И суд встал на сторону разработчиков!

В решении указано, что изображение объекта из реального мира не является прямым использованием товарного знака, помогает достичь надлежащего реализма в игре, смешения между транспортным средством и игрой не возникает, и такое использование охраняется Первой поправкой к Конституции США о свободе слова.

Humvee в Call of Duty Activision
Humvee в Call of Duty Activision

Такое решение полностью соотносится с концепцией разумного и необходимого использования. Создатели Call of Duty используют внешний вид реальной военной машины не потому, что хотят привлечь её поклонников. Известность Humvee отражает действительность во многих войнах, поэтому их добавление в игру с военной тематикой создаёт наиболее реалистичную атмосферу для игроков – без недобросовестного расчета на неправомерное использование.

И этот подход распространяется на любой реальный объект, если его использование в игре направлено на создание реалистичной обстановки или когда это просто соответствует действительности.

Нюансы регистрации товарного знака в отношении конкретных товаров и услуг

У регистрация товарных знаков есть свои процедурные особенности. Нельзя просто зарегистрировать логотип, название или внешний вид, нужно выбрать, какие конкретно товары или услуги будут индивидуализированы таким товарным знаком — для этого используют Международную классификацию товаров и услуг или МКТУ. И это не просто выбор «наугад»: если правообладатель не использует свой товарный знак в отношении выбранных классов МКТУ, то при соблюдении необходимых критериев такой товарный знак можно отменить в судебном порядке.

В контексте использования реальных объектов или чужих логотипов в игре это говорит нам о следующем. Для предъявления претензии со стороны правообладателя и требования об удалении игры и выплате компенсации необходимо, чтобы использованный без разрешения товарный знак был зарегистрирован в отношении 09 и 42 классов МКТУ.

Если товарный знак правообладателя не зарегистрирован для каких-то сходных товаров или услуг, то шансы на удовлетворения таких требований в суде минимальны — ведь такое использование не вызовет путаницу среди потребителей. Однако стоит помнить и про такой момент, как общеизвестные товарные знаки. Некоторые знаки становятся настолько известными, что подлежат охране по всем классам МКТУ, поэтому не стоит терять бдительности.

Что тогда с пасхалками

С пасхалками все то же самое. Так или иначе, секретное послание будет включать в себя какой-либо чужой объект охраняемый авторский правом или товарными знаками. Соответственно, правила и рекомендации остаются те же, что и выше. Лучше в неизменном виде объект (например, персонажа) не воспроизводить. Стоит оставить только черты, которые позволят его узнать, усилить искажение пародийного контекста.

Все перечисленные способы использования без разрешения ещё не гарантируют отсутствие претензий и исков. К сожалению, сегодня ещё не во всех юрисдикциях сформировалась судебная практика по вопросам игровой индустрии, часто встречаются противоречивые решения. Поэтому даже простое и формальное упоминание в игре чужого объекта может стать триггером для правообладателей, которые начнут давить претензиями и исками. И потому очень важно четко осознавать свою позицию и знать верные аргументы.

Проверка на чистоту используемых интеллектуальных прав — очень непростая задача. Но не стоит забывать и про самый простой способ — всегда можно связаться с правообладателями. Многие из них обычно заинтересованы в популяризации своих объектов, и поэтому готовы рассмотреть разные условия. В итоге размер платной лицензии всё же значительно ниже, чем размер компенсации и расходов на юристов.

Если после этого вам стало интересно, как тогда лучше защитить свои уникальные объекты, что учитывать в переговорах в случае запроса лицензии или что делать, если кто-то нарушил ваши права на игры — делитесь своими вопросами в разделе «Право и игры», мы будем рады поделиться нашим опытом и знаниями в этих вопросах.

Если вам понравилась статья, обратите внимание и на наши предыдущие публикации: гайд по privacy policy, статья о защите от клонирования, способы получения возрастных рейтингов, а также материал об EULA. Больше правовых советов для разработчиков игр вы можете найти на нашем специальном сайте versus.gamedev.

Алексей Вихарев, Versus.legal

140140
28 комментариев

Шаг в лево, шаг в право – пизд... Вот вам и авторское право :)

27
Ответить

Интересная статья, познавательная. Спасибо!

5
Ответить

Строители из Valheim напряглись... 😰

3
Ответить

Ну как правило проблемы возникают если ты хочешь поднять денег используя чужую интеллектуальную собственность. 
А фанатские работы это отличная реклама.

3
Ответить

Полезно, а как дела обстоят с использование советского УАЗика повсеместно? Например в Пубге и десятках других игр? HL тот же с явно советскими тачками?

1
Ответить

Спасибо за вопрос!

На самом деле здесь логика такая же. Внешний вид автомобиля, произведенного Ульяновским заводом, может охраняться авторским правом (произведение промышленного дизайна) или (в теории) товарным знаком. Для признания нарушения авторского права необходимо полное копирование или минимальные/незначительные расхождения (в связи с чем в суде непросто доказывать такие нарушения). Для признания нарушения прав на товарные знаки – необходимо иметь в наличии товарный знак, который защищает внешний вид, и зарегистрирован в отношении 09 и 42 класса МКТУ (для товаров и услуг, связанных с разработкой программного обеспечения, включая игры).

Концепция fair use в России развита слабо (есть решения подобного плана в отношении использования product placement в кино, но логика та же), но здесь она в полной мере соблюдается (особенно если спор будет рассматриваться не в российском суде). УАЗ (или, например, Нива, если говорить про PUBG) известен в мире тем, что способен двигаться по бездорожью, поэтому использование направлено на создание реалистичной обстановки. Отдельно использование УАЗ создатели не освещали, в игре есть и иные машины, чрезмерного акцента только на УАЗ – нет. Можно предположить, что, как минимум, для американских судов этого более, чем достаточно, чтобы подтвердить добросовестное использование.

И учитывая масштаб игр, стоит ожидать, что разработчики и издатели заранее побеспокоились выбором используемых машин и подстраховались (кто знает, может PUBG Corporation и договорилась об использовании с ООО «УАЗ») :)

3
Ответить

Интересно, как удается выкручиваться разработчикам некоторых игр? Например: Broforce. Персонажи там более чем узнаваемые, а разработчики даже не пытались их как-то изменить, и скорее даже наоборот сделали их максимально узнаваемыми... Единственное, что они меняли, это название персонажей. Например: вместо терминатор - броминатор. Получается смены названия достаточно, или как это работает?)

Ответить