Как дальтонизм влияет на опыт игроков — основные проблемы и их решения

Общая теория и разные способы сделать игры доступными для людей с нарушением цветовосприятия.

Менеджер по разработке Creative Assembly Дуглас Пенанс на GDC 2019 выступил с докладом о дальтонизме и проблемах восприятия цвета в играх. Он рассказал про виды этой аномалии, а также описал, как студии пытаются сделать свои игры доступными. Мы выбрали из видео главное.

У людей есть два типа клеток, способных воспринимать свет: палочки (нужны для зрения при плохом освещении и не могут различать цвет) и колбочки (особенно эффективны при ярком освещении и способны воспринимать цвет). Колбочки также делятся на три вида: одни реагируют на красный цвет, вторые на синий, а третьи — на зелёный. Все цвета, которые мы видим — сочетания этих трёх.

Но иногда у людей могут быть нарушения восприятия. Итак, если все три типа колбочек работают как надо, то это называется трихромазией. В ином случае у человека проявляется аномальная трихромазия, которая бывает трёх видов — дейтераномалия, протаномалия и тританомалия.

Если же один из типов колбочек отсутствует, то это называется дихромазией, которая также бывает трёх видов — дейтеранопия (встречается у ~75% дальтоников-мужчин), протанопия (встречается у ~25% дальтоников-мужчин) и тританопия. И есть люди, которые совсем не различают цветов — это называется монохромазией.

Как дальтонизм влияет на опыт игроков — основные проблемы и их решения

Обычно монохромазия встречается примерно у одного из 30 тысяч людей. Но есть одно исключение — это остров в Пингале в Микронезии, на котором у каждого четвёртого встречается монохромазия. Причина этой аномалии заключается в том, что в прошлом природное бедствие сильно сократило популяцию местных, а среди выживших оказался человек с такой особенностью. И естественным путём цветовая слепота передалась следующим поколениям.

Но в этом тексте основное внимание будет уделено трём типам дихромазии.

При дейтеранопии человек не различает зелёный. Это влияет и на восприятие других цветов — он путает красный, зелёный и коричневый; сине-зелёный и серый; светло-зелёный и жёлтый; красный, оранжевый и жёлтый; синий, фиолетовый и тёмно-розовый.

При протанопии человек не может отличить красный, поэтому он путает: чёрный и красный; коричневый, зелёный, красный и оранжевый; синий, фиолетовый и тёмно-розовый. А красный и оранжевый выглядят очень тусклыми.

Тритонопия встречается приблизительно у одного из 10 тысяч и проявляется в том, что у человека снижено восприятие синего и жёлтого цветов. Поэтому люди с такой аномалией плохо различают: синий, зелёный и серый; тёмно-фиолетовый и чёрный; оранжевый и красный. Особенность тритонопии заключается в том, что она может проявляться вследствие заболевания, травм или приёма лекарств. Также она может появиться с возрастом.

Дальтонизм встречается у 8% всех мужчин и у 0,5% женщин.

Примеры влияния дальтонизма на повседневную жизнь
Примеры влияния дальтонизма на повседневную жизнь

Дальтонизм может также помешать прохождению игр. Например, в Battlefield 3 спикер не мог различать союзников и врагов, из-за чего он не мог играть.

Интерфейс, персонаж и окружение могут сливаться друг с другом для людей с нарушением восприятия цвета
Интерфейс, персонаж и окружение могут сливаться друг с другом для людей с нарушением восприятия цвета
Некоторые головоломки невозможно решить
Некоторые головоломки невозможно решить
А интерфейс бывает совершенно непонятным
А интерфейс бывает совершенно непонятным

Сам Дуглас занимался вопросом доступности Halo Wars 2 для людей с дальтонизмом. Было несколько задач, которые он должен был решить: цвета команд, миникарта, влияние цвета в кампании и интерфейс для особых карт.

В многопользовательском режиме есть две команды по три игрока, поэтому было важно добиться адекватной индикации с помощью цвета.

Здесь показаны танки всех шести игроков: красный, оранжевый и жёлтый — одна команда; синий, голубой и зелёный — другая. Человек с дейтеранопией с трудом сможет отличить свой танк, от юнитов его союзников
Здесь показаны танки всех шести игроков: красный, оранжевый и жёлтый — одна команда; синий, голубой и зелёный — другая. Человек с дейтеранопией с трудом сможет отличить свой танк, от юнитов его союзников
На миникарте используется множество разноцветных значков для обозначения разных элементов. И такая индикация совершенно не подходит для людей с дальтонизмом
На миникарте используется множество разноцветных значков для обозначения разных элементов. И такая индикация совершенно не подходит для людей с дальтонизмом
А вот так выглядит миникарта в кампании — игрок с дейтеранопией не сможет отличить врагов от своих. Так как Дуглас сам дальтоник, он сперва думал, что его коллеги намеренно не показывают противников на карте
А вот так выглядит миникарта в кампании — игрок с дейтеранопией не сможет отличить врагов от своих. Так как Дуглас сам дальтоник, он сперва думал, что его коллеги намеренно не показывают противников на карте
Во время разработки Halo Wars 2 в целом существовала проблема с тем, что именно цвет использовался для обозначения разного оружия и интенсивности стрельбы
Во время разработки Halo Wars 2 в целом существовала проблема с тем, что именно цвет использовался для обозначения разного оружия и интенсивности стрельбы

Добавление режима для людей с нарушением цветовосприятия связано с двумя важными особенностями:

  • люди без нарушений не могут увидеть проблему;
  • важные детали могут быть незаметны для разработчиков с дальтонизмом.
Например, в Alien: Isolation спикер не мог отличить друзей от врагов
Например, в Alien: Isolation спикер не мог отличить друзей от врагов

Чтобы справиться с недопониманием во время разработки, важно общаться друг с другом и прислушиваться к замечаниям. Если команда хочет сделать игру доступной для людей с нарушениями цветовосприятия, она должна учитывать несколько особенностей.

Не стоит использовать только цвет для передачи информации. Это бывает очень сложно, потому что зачастую игры представляют собой целые миры, в которых цвет имеет большое значение.

Также можно применять специальные цветовые палитры, которые помогут пользователям различать объекты.

Пример палитры, которую можно использовать для создания специальных режимов
Пример палитры, которую можно использовать для создания специальных режимов

Самый простой способ сделать две вещи разными для всех — использовать синий и оранжевый цвета.

Portal — отличный пример игры, в которой люди почти с любым видом нарушения цветовосприятия смогут различить два портала
Portal — отличный пример игры, в которой люди почти с любым видом нарушения цветовосприятия смогут различить два портала

При разработке важно понимать значение цвета в игре и использовать пресеты, которые подойдут для людей с дальтонизмом. Для начала нужно выбрать цвет каждой категории объектов, например, врагов, союзников, интерактивных элементов и так далее. Далее следует подобрать каждой категории свой цвет, используя подходящие палитры.

Затем обязательно нужно это протестировать, чтобы убедиться в правильности подбора цвета. Конечно, художники и дизайнеры не будут видеть проблему, поэтому они должны работать с пресетами — это позволяет сделать работу эффективнее.

Чтобы сделать игру доступной для людей с нарушением цветовосприятия, можно использовать специальные программы. Например, Color Oracle, инструменты в Unity, Unreal Engine, Photoshop, Sim Daltonism, плагины в Chrome, Colblindor и другое.

Многие студии специально вводят дополнительные элементы, чтобы сделать свои игры доступными. Например, в Hue очень важно различать цвета, поэтому разработчики добавили простые символы, которые позволяют различать элементы.

Справа пример того, как игру видит человек с дейтеранопией. Он не видит разницу между сегментами 
Справа пример того, как игру видит человек с дейтеранопией. Он не видит разницу между сегментами 
В специальном режиме разработчики добавили символы, с помощью которых можно различать эти сегменты
В специальном режиме разработчики добавили символы, с помощью которых можно различать эти сегменты
А это пример из Left 4 Dead 2. Игрок с нарушением цветовосприятия не сможет увидеть, что на союзника напал враг
А это пример из Left 4 Dead 2. Игрок с нарушением цветовосприятия не сможет увидеть, что на союзника напал враг
Но в игре с самого начала был доступен специальный режим, в котором легко различить все важные цвета
Но в игре с самого начала был доступен специальный режим, в котором легко различить все важные цвета

Традиционно в играх красный цвет используется для изображения опасности, а зелёный для полезных вещей. Но такое деление не подходит для людей с нарушением цветовосприятия, поэтому разработчикам важно отказываться от привычек и искать новые способы решить проблему.

По словам Дугласа, в Battlefield 1 работает очень хорошая система, которая позволяет самостоятельно регулировать цвета союзников и противников. Это отличное решение, потому что люди с самыми разными нарушениями цветовосприятия смогут подстраивать игру под себя.

Как дальтонизм влияет на опыт игроков — основные проблемы и их решения

Также не всегда нужно использовать цвет, чтобы игрок мог отличить своего героя. Достаточно добавить широкую кастомизацию персонажа, чтобы он имел уникальный внешний вид и всегда выделялся на фоне остальных.

По словам Дугласа, в Fortnite есть расширенная система распознавания типа дальтонизма, которая даже помогает людям узнавать, что у них есть нарушения. Спикер отметил, что такой подход — важное достижение для всей индустрии.

Настройки из Fortnite
Настройки из Fortnite

У значительной доли игроков есть проблемы с восприятием цвета, поэтому важно сделать так, чтобы они не испытывали дискомфорт во время прохождения. Помните, что есть проблемы, которые вы не можете увидеть, но это не отменяет их значимость.

Также учитывайте, что остальные люди обязательно заметят ваше стремление сделать игру комфортной. Возможно, в первый раз вы допустите ошибку, но игроки обязательно оценят вашу попытку решить эту проблему.

200200
41 комментарий

То чувство, когда в большинстве случаев не видишь разницы на картинках 

62
Ответить

Похоже, ты дальтоник

5
Ответить

Интересно было почитать, спасибо.

21
Ответить

У меня протанопия и в Варике 3 я любил и играл несколько лет за белый цвет, пока не узнал, что он голубой.

В батле есть режим для дальтоников и только за это стоит сказать спасибо Дайсам. Без режима я вообще не мог различить зеленых союзников от оранжевых врагов, постоянно убивая своих. С режимом дальтонизма союзники стали СИНИМИ. Синих отличить от КРАСНЫХ проще простого (отсюда и пример Портала в статье).

Любые игры, в которых приходится решать головоломки, построенные на цветах вызывают лютый батхёрт. Но в компьютерных играх это ещё не так критично и встречается не так часто. Во все мультиплеерные игры я зависаю с друзьями и всегда могу сказать: "Задолбали, я дальтоник - ничерта не разбираю что где" и будет ок, они подскажут. А вот в настольные соревновательные игры очень сложно - часто не могу различить палитру салатовый-зеленый-коричневый-красный-оранжевый.

Вообще, дальтонизм жить не мешает. Но иногда доставляет проблем или лулзов.

11
Ответить

А из локальных мемасиков: моя любимая жёлтая футболка, которую я носил несколько лет, оказалась салатовой!

17
Ответить

Для тебя голубой и белый выглядят одинаково?

Ответить

Мне тяжело в шутеры (особенно сетевые) играть, всё сливается. В жизни особо не мешает, разве что когда в футбол играем зелёные и жёлтые манишки не отличить + Ещё вспомнил как писал Valve после выхода Dota 2, что мне тяжело в неё играть и позже нашёл фильтр для дальтоников (маловероятно что его добавили из-за меня конечно)

11
Ответить