Рубрика развивается при поддержке

Как дальтонизм влияет на опыт игроков — основные проблемы и их решения Материал редакции

Общая теория и разные способы сделать игры доступными для людей с нарушением цветовосприятия.

В закладки
Аудио

Менеджер по разработке Creative Assembly Дуглас Пенанс на GDC 2019 выступил с докладом о дальтонизме и проблемах восприятия цвета в играх. Он рассказал про виды этой аномалии, а также описал, как студии пытаются сделать свои игры доступными. Мы выбрали из видео главное.

У людей есть два типа клеток, способных воспринимать свет: палочки (нужны для зрения при плохом освещении и не могут различать цвет) и колбочки (особенно эффективны при ярком освещении и способны воспринимать цвет). Колбочки также делятся на три вида: одни реагируют на красный цвет, вторые на синий, а третьи — на зелёный. Все цвета, которые мы видим — сочетания этих трёх.

Но иногда у людей могут быть нарушения восприятия. Итак, если все три типа колбочек работают как надо, то это называется трихромазией. В ином случае у человека проявляется аномальная трихромазия, которая бывает трёх видов — дейтераномалия, протаномалия и тританомалия.

Если же один из типов колбочек отсутствует, то это называется дихромазией, которая также бывает трёх видов — дейтеранопия (встречается у ~75% дальтоников-мужчин), протанопия (встречается у ~25% дальтоников-мужчин) и тританопия. И есть люди, которые совсем не различают цветов — это называется монохромазией.

Обычно монохромазия встречается примерно у одного из 30 тысяч людей. Но есть одно исключение — это остров в Пингале в Микронезии, на котором у каждого четвёртого встречается монохромазия. Причина этой аномалии заключается в том, что в прошлом природное бедствие сильно сократило популяцию местных, а среди выживших оказался человек с такой особенностью. И естественным путём цветовая слепота передалась следующим поколениям.

Но в этом тексте основное внимание будет уделено трём типам дихромазии.

При дейтеранопии человек не различает зелёный. Это влияет и на восприятие других цветов — он путает красный, зелёный и коричневый; сине-зелёный и серый; светло-зелёный и жёлтый; красный, оранжевый и жёлтый; синий, фиолетовый и тёмно-розовый.

При протанопии человек не может отличить красный, поэтому он путает: чёрный и красный; коричневый, зелёный, красный и оранжевый; синий, фиолетовый и тёмно-розовый. А красный и оранжевый выглядят очень тусклыми.

Тритонопия встречается приблизительно у одного из 10 тысяч и проявляется в том, что у человека снижено восприятие синего и жёлтого цветов. Поэтому люди с такой аномалией плохо различают: синий, зелёный и серый; тёмно-фиолетовый и чёрный; оранжевый и красный. Особенность тритонопии заключается в том, что она может проявляться вследствие заболевания, травм или приёма лекарств. Также она может появиться с возрастом.

Дальтонизм встречается у 8% всех мужчин и у 0,5% женщин.

Примеры влияния дальтонизма на повседневную жизнь

Дальтонизм может также помешать прохождению игр. Например, в Battlefield 3 спикер не мог различать союзников и врагов, из-за чего он не мог играть.

Интерфейс, персонаж и окружение могут сливаться друг с другом для людей с нарушением восприятия цвета
Некоторые головоломки невозможно решить
А интерфейс бывает совершенно непонятным

Сам Дуглас занимался вопросом доступности Halo Wars 2 для людей с дальтонизмом. Было несколько задач, которые он должен был решить: цвета команд, миникарта, влияние цвета в кампании и интерфейс для особых карт.

В многопользовательском режиме есть две команды по три игрока, поэтому было важно добиться адекватной индикации с помощью цвета.

Здесь показаны танки всех шести игроков: красный, оранжевый и жёлтый — одна команда; синий, голубой и зелёный — другая. Человек с дейтеранопией с трудом сможет отличить свой танк, от юнитов его союзников
На миникарте используется множество разноцветных значков для обозначения разных элементов. И такая индикация совершенно не подходит для людей с дальтонизмом
А вот так выглядит миникарта в кампании — игрок с дейтеранопией не сможет отличить врагов от своих. Так как Дуглас сам дальтоник, он сперва думал, что его коллеги намеренно не показывают противников на карте
Во время разработки Halo Wars 2 в целом существовала проблема с тем, что именно цвет использовался для обозначения разного оружия и интенсивности стрельбы

Добавление режима для людей с нарушением цветовосприятия связано с двумя важными особенностями:

  • люди без нарушений не могут увидеть проблему;
  • важные детали могут быть незаметны для разработчиков с дальтонизмом.
Например, в Alien: Isolation спикер не мог отличить друзей от врагов

Чтобы справиться с недопониманием во время разработки, важно общаться друг с другом и прислушиваться к замечаниям. Если команда хочет сделать игру доступной для людей с нарушениями цветовосприятия, она должна учитывать несколько особенностей.

Не стоит использовать только цвет для передачи информации. Это бывает очень сложно, потому что зачастую игры представляют собой целые миры, в которых цвет имеет большое значение.

Также можно применять специальные цветовые палитры, которые помогут пользователям различать объекты.

Пример палитры, которую можно использовать для создания специальных режимов

Самый простой способ сделать две вещи разными для всех — использовать синий и оранжевый цвета.

Portal — отличный пример игры, в которой люди почти с любым видом нарушения цветовосприятия смогут различить два портала

При разработке важно понимать значение цвета в игре и использовать пресеты, которые подойдут для людей с дальтонизмом. Для начала нужно выбрать цвет каждой категории объектов, например, врагов, союзников, интерактивных элементов и так далее. Далее следует подобрать каждой категории свой цвет, используя подходящие палитры.

Затем обязательно нужно это протестировать, чтобы убедиться в правильности подбора цвета. Конечно, художники и дизайнеры не будут видеть проблему, поэтому они должны работать с пресетами — это позволяет сделать работу эффективнее.

Чтобы сделать игру доступной для людей с нарушением цветовосприятия, можно использовать специальные программы. Например, Color Oracle, инструменты в Unity, Unreal Engine, Photoshop, Sim Daltonism, плагины в Chrome, Colblindor и другое.

Многие студии специально вводят дополнительные элементы, чтобы сделать свои игры доступными. Например, в Hue очень важно различать цвета, поэтому разработчики добавили простые символы, которые позволяют различать элементы.

Справа пример того, как игру видит человек с дейтеранопией. Он не видит разницу между сегментами 
В специальном режиме разработчики добавили символы, с помощью которых можно различать эти сегменты
А это пример из Left 4 Dead 2. Игрок с нарушением цветовосприятия не сможет увидеть, что на союзника напал враг
Но в игре с самого начала был доступен специальный режим, в котором легко различить все важные цвета

Традиционно в играх красный цвет используется для изображения опасности, а зелёный для полезных вещей. Но такое деление не подходит для людей с нарушением цветовосприятия, поэтому разработчикам важно отказываться от привычек и искать новые способы решить проблему.

По словам Дугласа, в Battlefield 1 работает очень хорошая система, которая позволяет самостоятельно регулировать цвета союзников и противников. Это отличное решение, потому что люди с самыми разными нарушениями цветовосприятия смогут подстраивать игру под себя.

Также не всегда нужно использовать цвет, чтобы игрок мог отличить своего героя. Достаточно добавить широкую кастомизацию персонажа, чтобы он имел уникальный внешний вид и всегда выделялся на фоне остальных.

По словам Дугласа, в Fortnite есть расширенная система распознавания типа дальтонизма, которая даже помогает людям узнавать, что у них есть нарушения. Спикер отметил, что такой подход — важное достижение для всей индустрии.

Настройки из Fortnite

У значительной доли игроков есть проблемы с восприятием цвета, поэтому важно сделать так, чтобы они не испытывали дискомфорт во время прохождения. Помните, что есть проблемы, которые вы не можете увидеть, но это не отменяет их значимость.

Также учитывайте, что остальные люди обязательно заметят ваше стремление сделать игру комфортной. Возможно, в первый раз вы допустите ошибку, но игроки обязательно оценят вашу попытку решить эту проблему.

{ "author_name": "Владимир Семыкин", "author_type": "editor", "tags": ["\u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u044b","\u0434\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c"], "comments": 41, "likes": 204, "favorites": 206, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 68075, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Tue, 10 Sep 2019 18:02:45 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 68075, "author_id": 94357, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/68075\/get","add":"\/comments\/68075\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/68075"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64954, "last_count_and_date": null }
41 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
60

То чувство, когда в большинстве случаев не видишь разницы на картинках 

Ответить
5

Похоже, ты дальтоник

Ответить
7

Вот это новости!

Ответить
1

Если ты дальтоник, то откуда ты знаешь какой цвет красный, а какой нет?

Ответить
2

Есть разные виды. Я путаю оттенки и некоторые смежные цвета, да и то при определённых обстоятельствах. Я вообще понял, что дальтоник, только в универе, когда меня попросили передать розовую сумку (бледная такая, с блёстками), а я передал серую.

Ответить
1

Если он зеленый - на самом деле он красный

Ответить
1

Откуда ты знаешь что он зеленый?

Ответить
1

Потому что он красный

Ответить
1

С чего ты это взял. Если цвета с самого начала были для человека другими, откуда он знает что эти цвета другие? Может я вижу красный цвет как синий, но из-за того что его называют красным, я тоже называю его красным. Хотя это не так.

Ответить
1

Пора это прекращать

Ответить
0

Ну блин(

Ответить
21

Интересно было почитать, спасибо.

Ответить
11

У меня протанопия и в Варике 3 я любил и играл несколько лет за белый цвет, пока не узнал, что он голубой.

В батле есть режим для дальтоников и только за это стоит сказать спасибо Дайсам. Без режима я вообще не мог различить зеленых союзников от оранжевых врагов, постоянно убивая своих. С режимом дальтонизма союзники стали СИНИМИ. Синих отличить от КРАСНЫХ проще простого (отсюда и пример Портала в статье).

Любые игры, в которых приходится решать головоломки, построенные на цветах вызывают лютый батхёрт. Но в компьютерных играх это ещё не так критично и встречается не так часто. Во все мультиплеерные игры я зависаю с друзьями и всегда могу сказать: "Задолбали, я дальтоник - ничерта не разбираю что где" и будет ок, они подскажут. А вот в настольные соревновательные игры очень сложно - часто не могу различить палитру салатовый-зеленый-коричневый-красный-оранжевый.

Вообще, дальтонизм жить не мешает. Но иногда доставляет проблем или лулзов.

Ответить
16

А из локальных мемасиков: моя любимая жёлтая футболка, которую я носил несколько лет, оказалась салатовой!

Ответить
0

Для тебя голубой и белый выглядят одинаково?

Ответить
1

Нет, я их различаю, но именно в Варкрафте 3 я его всегда считал белым. В других ситуациях синий с белым не путаю. Скорее оттенки зеленого и красного смешиваются и не могу понять враг передо мной или друг в играх, т.к. не понимаю, зеленый это или красный.

Ответить
0

Ого, они в какой-то другой цвет сливаются или тебе кажется что они и зеленые, и красные одновременно?

Ответить
0

Я просто не понимаю что это за цвет и затрудняюсь сказать точно. Обычно банально ошибаюсь. Без режима для дальтоников я тупо убивал своих в батле в разгар битвы, потому что не мог отличить оранжевых (или враги красные там?) от зеленых - частенько в пылу сражения стреляя по своим.

Это как если тебя раскрутят и наденут очки с большими диоптриями (либо если ты сам плохо видишь) и тебе нужно быстро разобрать какой автобус подъезжает. Ты сразу не сможешь сфокусировать взгляд и разобрать номер автобуса. Так и тут - если приглядеться, есть шанс, что ты правильно определишь цвет.

Ответить
0

Хм, интересно описание. А в остальном цвета ты не путаешь, да?

Ответить
2

Суть в том, что у меня нарушенное количество колбочек красного цвета. Их меньше, чем должно быть.

Предположим, у нормального человека должно быть:

Red: 255

Green: 255

Blue: 255

А у меня параметр red выставлен примерно на 200. Из-за чего цветовое восприятие банально немного другое. И те цвета, которые могут не сливаться у человека с нормальным восприятием у меня сливаются.

Поставь на расстоянии 5 метров от меня жёлтый цвет и салатовый, будет примерно следующее:

1. В первые секунды я не смогу с точностью определить цвет.

2. После небольшого анализа есть вероятность, что я определю цвет, но остаётся шанс, что ошибусь.

3. Если я возьму предмет салатового цвета и сопоставлю вблизи с жёлтым - я точно пойму что цвета разные. Если это не оттенки, то уверенно назову (жёлтый, зеленый). Если это оттенки, то я могу перепутать, например, оттенок тёмно красного с коричневым и т.д.

Трудно объяснить, но как-то так. =)

Если коротко - на расстоянии и определить отдельный цвет трудно, а в сравнении становится намного проще.

Цвета линейки одного оттенка могут спутаться с другой линейкой. Например, я очень люблю синий и фиолетовый, но не всегда могу определить какой это цвет - оттенок синего или фиолетового=)

Ответить
0

Спасибо, было интересно узнать как видят дальтоники.

Ответить
11

Мне тяжело в шутеры (особенно сетевые) играть, всё сливается. В жизни особо не мешает, разве что когда в футбол играем зелёные и жёлтые манишки не отличить + Ещё вспомнил как писал Valve после выхода Dota 2, что мне тяжело в неё играть и позже нашёл фильтр для дальтоников (маловероятно что его добавили из-за меня конечно)

Ответить
7

маловероятно что его добавили из-за меня конечно

Ты не поверишь, но я лично закрывал так несколько косяков в скайпе. Ну как лично, я им писал типо сделайте и в следующем апдейте делали. Так было раза три наверное.

Если разработчики нормальные, то они могут в фидбек и пользуются им. Другие же просто "мы передадим разработчикам" и в лучшем случае это где-нибудь стикером висит.

Ответить
4

Почему нет. Может и для тебя как раз.

Ответить
11

В Ведьмаке III, для дальтоников всё сделано на высшем уровне! Там красный, заменяется на синий! Просто гениально! О лучшем я и мечтать не мог. Все эти фильтры, которые делают лишь видимость заботы о дальтониках, но на самом деле, от них нет никакого толку. 

Ответить
6

Да, да, да! Красные следы вообще нереально было увидеть. Как включил режим - всё просто супер стало!

Ответить
0

Интересно, завезут ли фичу на свитч версию.

Ответить
7

Лично я не сильно от этого страдаю

Хотя когда играл в зуму был писец...

Ответить
6

Я когда поступал на судовождение, меня не взяли по цветоощущению, такая книжка, где нужно в круговороте цветных точек определять цифры или буквы, так вот у меня 50 на 50, сказали нельзя судами управлять.. в играх иногда юзаю цветовой режим, иногда путаю цвета но не критично. Из примера, был пиджак у меня (для меня он всегда был серый) а в итоге оказалось что он темно зеленый.. вот так

Ответить
2

Пилотские лицензии тоже вроде не все выдают в таких случаях. Соу сэд.

Ответить
1

В Европе PPL с дальтонизмом дают. Нужно просто как-то поменять закон.

Ответить
0

Да, слышал. Я про CPL скорее.

Ответить
2

У меня что-то схожее, полутона сложновато видеть. Тоже путаю, то есть иногда тёмно-зелёный может оказаться тёмно-красным. При этом яркие цвета все вижу, а вот с полутонами, что светло-... что тёмно-..., надо вглядываться, иногда только при хорошем освещение и если долго смотрю могу точно сказать, что за цвет. Помню как меня бесила ZUMA на сложных уровнях)) А вообще настораживает это всё меня так как 3Д моделированием занимаюсь, но с другой стороны чем больше занимаюсь с цветом тем как-то лучше начинаешь видеть.

Ответить
0

При прохождении медкомиссии в военкомате и для учебы на права - всегда проходили этот тест. 

Ответить
6

Я в No man’s sky забил играть из-за того, что построил двигатель который дает возможность перемещения к Красным звездам, с ресурсами покруче.... вот только обычные обозначены зеленым, и я никак не могу понять где крутая звездная система а где обычная -_-. А из локального, мне когда в офис покупали дырокол я выбрал фиолетовый, чему все удивились... По итогу я сижу с розовым дыроколом который, ну по крайней мере все так говорят хд

Ответить
5

Не могу точно вспомнить, что у меня, но вроде дейтеранопия. В повседневной жизни частенько испытываю неудобство в общении с людьми, покупая что-то или например не могу определить цвет авто. Но вот в играх довольно редко сталкиваюсь с проблемами. Последнее что сильно разочаровало - так и не смог нормально играть в puyo puyo tetris, двух "синих" слизней не мог отличить, не смотря на то, что форма у них слегка отличается, все равно постоянно путал их.

Ответить
2

У меня частичный дальтонизм на зеленые-желтые цвета (тупо их путаю либо не различаю).

В итоге, вообще не играю в игры, в которых кор-механика направлена на то, что игрок должен обязательно отличать цвета.

А в больших ААА-проектах или онлайн-играх очень радуюсь, когда можно поставить галочку в настройках "Режим для дальтоников".

Удивило, что когда только вышла APEX, там уже было 3 режима для разной категории дальтоников. Было приятно видеть.

Ответить
1

да, еще в доте 1-ой ужасался, когда на миникарте бегает 10 точек и все разных цветов... всегда ставил союзники - белым, враги - красным. :)

Ответить
2

Спасибо за материал! Важная тема

Ответить

Комментарий удален

0

Мама слабо различает фиолетовый и розовый...

Ответить
0

Вспоминаю, как в детстве пытался играть в Dr. Mario на ч/б телевизоре.

Ответить

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]