Обзор Popful Mail для Sega CD

Обзор Popful Mail для Sega CD

Popful Mail: Magical Fantasy Adventure (ぽっぷるメイル) — это довольно крутая (для своего времени) экшн-адвенчура для японских домашних компьютеров (PC-88/PC-98), созданная студией Falcom, которая также занималась играми серии Ys. Игра быстро стала хитом в пределах страны восходящего солнца, и была портирована на все самые популярные в тот момент местные домашние игровые консоли, т.е. на Super Famicom, PC Engine и Sega Mega Drive. Последние 2 получили версии на CD-дисках, поэтому вместо статических картинок в заставках там были полноценные аниме-ролики с озвучкой! На Super Famicom же вышел «ремейк» версий с компов, и игра была куда короче собратьев для CD-консолей. Но я играл вовсе не в неё, поэтому мне на неё строго пофиг (пока).

Геймплей версии для Super Famicom. Пока себе её так и не купил на картридже, но планирую: стоит она не очень дорого
Геймплей версии для Super Famicom. Пока себе её так и не купил на картридже, но планирую: стоит она не очень дорого

На момент написания статьи-обзора на английский переведена всего одна версия игры. Причём это перевод не фанатский, а вполне официальный от конторы Working Designs, и вышел он в суровые девяностые, прямиком в Америке и прямиком же на Sega CD. К сожалению, для перевода и адаптации выбрали далеко не самый лучший порт (кое-где пишут, что вовсе худший). Но, ввиду незнания языка, приходится играть в то, где хоть что-то немного, да понятно…

Кадр из версии для PC Engine CD. Она ближе всех к оригиналу с японских компов, при этом она же самая «прямая»
Кадр из версии для PC Engine CD. Она ближе всех к оригиналу с японских компов, при этом она же самая «прямая»

Если вам интересно ещё немного почитать про различия версий, то вот неплохие заметки от ghostdog3 на форуме Эму-Ленд. Я же буду вещать только про игру на Sega CD, и только про Американский релиз (как оказалось, у него есть и отличия в балансе в сравнении с Японским, но про это писать подробно не буду, т.к. они незначительные).

Виновник торжества. Выглядит, вроде бы, гораздо лучше своих собратьев. Наверное, так оно и есть…
Виновник торжества. Выглядит, вроде бы, гораздо лучше своих собратьев. Наверное, так оно и есть…

С самого начала, игра пытается ошеломить нас диким фулл-моушен экшеном, выжимащим все соки из Sega CD. В смысле, вы только гляньте на это интро:

Сразу отмечаем, что озвучка тут тоже шикарная, да и разработчики подошли к делу с хорошей долей добротного юмора, поэтому скучать во время эпичного спасения мира точно не придётся. И казалось бы, ну с виду всё так отлично, что может пойти не так? Эм, рискну попросить нажать вас кнопку старт и попробовать непосредственно сыграть в саму игру, тут-то и вскрываются все основные проблемы…

Хотя, не совсем так. С виду картинка очень даже ничего, и значительно лучше других портов. Спрайты больше по размеру, анимации лучше, да и в целом графика значительно «усложнилась». Однако, стоит только начать двигаться персонажем, как мы натыкаемся сразу на две фундаментальные проблемы: скроллинг экрана и инерция при движении. Начну со второй — персонаж при движении значительно «проскальзывает» и управлять им не очень комфортно. В первую очередь это касается тех мест, где нужно прыгать по платформам, особенно по движущимся— попасть на них довольно сложно, т.к. при приземлении после стартового разгона персонажа неумолимо несёт вперёд. К этому можно привыкнуть, но неприятный осадочек, как говорится, остаётся. Чуть дальше по прохождению в игре нам встретится «ледяной мир», и вот там управлять персонажем становится ну просто нереально. Ох, как же много я матерился на стриме…

Насчёт скроллинга… Окей, просто взгляните на этот скрин:

Обзор Popful Mail для Sega CD

Здесь стандартное положение персонажа при скроллинге экрана «вправо». Большая белая линия — это центр экрана. Вот скажите честно, неужели было так сложно сделать передвижение экрана таким образом, чтобы экран перемещался вперёд, когда персонаж находится ближе к центру экрана, а не у самого его края? Это не просто плохое геймдизайнерское решение, а ужасное, учитывая то, что практически нереально обнаружить врага за границей экрана и не получить от него урон, особенно после «прыжка веры» в поисках платформы (на скрине выше именно такая ситуация). За это разрабам версии на Sega CD огромный минус.

Раз уж начал писать про минусы, стоит попутно упомянуть и все остальные, например, по общему наполнению игры различным контентом.Всего в игре 5 миров по ~4 уровня в каждом. Уровни огромные, но очень пустые, в практически каждом из них мало врагов и различных NPC, и эта общая пустынность нагоняет дикую скуку уже на втором часу игры…Также, на каждый из миров приходится всего по одной музыкальной теме (ну и плюс тема на карту мира)! И хоть некоторые из них очень даже неплохи (например, музыка из Вулканической Зоны поистине потрясная), остальные умудряются надоесть после 3-4-го цикла прослушивания. Собрал тут плейлист из всех музыкальных тем, можете ознакомиться:

Первая и последняя темы — CD музыка. Тему Вулканической Зоны загрузил отдельно:

Спорный минус, но некоторые боссы (а их тут очень много) в игре уж слишком простые, некоторые же чересчур сложные. В основном проблемы с ними возникают опять-таки из-за пресловутого кривого скроллинга…Однако, из положительных сторон, мне очень понравилась битва с одним из первых боссов игры — Деревянным Големом. Там и от его атак нужно было уворачиваться, и тактику «отбегания» искать, и самому атаки по второй форме наносить вовремя и как можно больше. Жалко, что таких боссов в игре очень мало…

Ну и последнее — совершенно необязательный элемент гринда. Приходится некоторое время уделять фарму, дабы полностью одеть героев перед битвой с каким-нибудь сложным боссом.
И да, именно героев, забыл упомянуть, что по мере прохождения игры к непоседливой алчной легкомысленной (как и все женщины ХА! (простите)) охотнице за сокровищами присоединятся маг-неудачник и большой синий нежданчик (гав). В последнего я просто влюбился, он нереально милый и вообще (no homo).

Гав собственной персоной
Гав собственной персоной

Отличаются персонажи не только внешне, но и по некоторым характеристикам.
Попфул Мэйл — самая быстрая среди всех, её удары наносят не очень много урона, сама же она при получении урона от врагов страдает не сильно.
Маг Татт обладает различным сильным колдовством, которое либо наносит много урона, либо позволяет управлять магическим зарядом в полёте; в остальном же он — самый слабый из троицы, бегает не очень быстро, прыгает не высоко, урона получает от врагов ну просто неприлично много.
Ну и Гав, большой и толстый монстрик, который наносит больше всех урона, выше всех прыгает, но очень уж медленно передвигается (что, на самом деле, иногда даже плюс).

Так вышло, что 95% игры я прошёл именно за Мэйл и за Гава, т.к. маг Татт уж больно хлипкий и рассыпается от пары тычек от самых простых и лажовых мобов. Нужен он, по факту, только на паре боссов, где его мощная магия очень даже помогает убивать их гораздо быстрее, чем за других персонажей. Несмотря на это, в раскиданных по миру магазинах я одевал в самые крутые шмотки абсолютно всех персонажей, и не зря, в конце игры это с лихвой окупилось, когда пришлось проходить по уровню из каждого персонажей по отдельности.

Окей, в принципе, в остальном в игре всё отлично.
Сюжет подаётся хорошо (но спойлерить его не буду, вдруг захотите пройти), но без лихих твистов; есть классический надоедливый непись по имени Слик с мерзким голосом в стиле Линка из мультсериала про Зельду (того самого, который Well Excuse Me, Princess!); есть хорошо озвученные харизматичные злодеи, от мала до велика; даже немного драмы в повествование подвезли, чтобы разбавить общую идиотию происходящего. Есть даже парочка необязательных сайд-квестов в стиле поди-принеси, но они именно что необязательные, т.к. награда за них максимально лажовая.
Графика сочная, красочная и цветастая, спрайты персонажей и врагов большие и детализированные, бэкграунды, правда, в большинстве своём, невероятно унылые, а чаще в кадре мы будем наблюдать именно их, т.к., как я писал выше, врагов в игре на уровнях раскидано не очень много.
Зато боссов много, и каждый из них уникален и для каждого второго придётся придумывать свою тактику. А можно забить на это и сражаться «вперемяс», если предварительно закупиться в лавке лечащими «фруктами». Я порой так и делал, скрин ниже в подтверждение:

27 бананов, которые почти полностью лечат героя!
27 бананов, которые почти полностью лечат героя!

Ну и, раз такое дело, напишу про то, что мы можем найти или купить по мере прохождения игры и запихнуть в свой инвентарь. Графа Equip разная для каждого героя, это то, что персонаж может в любой момент игры надеть/снять и получить определённый вид атак (тут речь именно про оружие, т.к. более сильную броню смысла снимать не имеет ну абсолютно никакого). Про оружие подробнее чуть ниже, сейчас же про «общие» предметы, которые одни на всех героев. Графа Items, и тут у нас, пожалуй, только один реально полезный предмет — Амулет (нижний слева): он даёт персонажу неуязвимость, при этом запрещая атаковать, и быстро восстанавливает графу Arms, которая является индикатором зарядов оружия, и восстанавливается сама по себе, если этим оружием не пользоваться. Другие же предметы толком нигде не используются, но перечислить их надо: Шлем снижает входящий урон от врагов; Синий Тапок (в игре он зовётся Каменный Ботинок) позволяет без урона ходить по шипам (в паре мест в конце игры может пригодиться); Синие Берцы (или Ледяной Ботинок) позволяет спокойно ползать по огню; Жёлтый Тимберленд (Шипованный Ботинок) нужен, чтобы не скользить по льду, и он был бы невероятно полезен, если бы не стоил огромных денег и кончался за считанные секунды — пришлось учиться фигурному катанию и выживать без него.

Этот мир принёс больше всего страданий
Этот мир принёс больше всего страданий

Какие предметы находятся в разделе Heal, я думаю, объяснять не нужно — самые различные фрукты, которые восстанавливают здоровье. Самый слабый (Апельсин) даёт лишь 20 HP, самый сильный (Дыня) восстанавливает всё здоровье. Вот и всё.

Special — это как сюжетные предметы (на скрине выше я таскаюсь со Сферами, необходимыми для попадание в измерение, где обитает финальный босс), так и различные особые расходники. Например, Элексир — это как дополнительная жизнь, как только у персонажа заканчивается всё здоровье, этот предмет автоматом активируется и восстанавливает HP до 100. Ничего не напоминает? Да, ну чистый Wonder Boy, разрабы не палятся. Также есть Золотые Слитки, которые можно достать из некоторых сундуков и мобов — нужны для одного квеста, в остальном их можно смело продавать в магазине по 500 монет. Ну и в эту же графу помещаются различные квестовые предметы, которые нужны для продвижения по основному сюжету (Кирка, Кофе, Статуя), их очень много, и все они не активны (т.е. их нельзя использовать из меню инвентаря).

Ну и более подробнее про Экипировку, да, вы правильно поняли, на каждого из персонажей приходится по 5 видов оружия, брони и доп. предмета (щита например). Оружие постепенно усиливается и начинает обладать новыми свойствами (к примеру, у Мэйл атака с ближнего боя переходит на дальний, у Татта появляется посох, который позволяет стрелять наводящимися снарядами, Гав же вообще начинает дышать огнём на всю карту), броня и доп. предметы позволяют не помирать от врагов с 1-го касания (или, у некоторых персонажей, доп. предмет повышает урон от оружия).

Обзор Popful Mail для Sega CD

В принципе, это всё, что я хотел вам рассказать. По мере игры вы будете оказываться в самых различных ситуациях и самой различной обстановке, сюжет от рядовой бытовухи баунти-хантера улетит аж в пафосное спасение мира, а некоторые посещённые миры даже после их славного прохождения оставят стойкое ощущение тошноты, подступающей к горлу (это шутка, если что, но с небольшой долей правды).Сам я именно эту версию игры вряд ли буду когда-либо перепроходить, но очень хочется ознакомиться с другими изданиями, в первую очередь, с версией на PC Engine и глянуть, что в ней сделали лучше/хуже.

Сбылась её мечта (а моя не очень)
Сбылась её мечта (а моя не очень)

Это всё, что мне хотел рассказать про игру. Полное прохождение писать изначально не собирался, т.к. считаю, что это хорошая и малоизвестная игра, с которой желательно ознакомиться всем поклонникам ретро-игр. Однако, если вам не особо хочется самим играть в эту игру, то можете глянуть мои стримы, ссылка на плейлист: смотреть!

В общем и целом поставлю игре оценку 7/10. Оценка была бы выше, если бы не некоторая общая затянутость...

PS. Во время написания этого обзора ознакомился с кучей материалов по игре: по ней было записано несколько (!) музыкальных альбомов, а также персонажи оттуда засветились в какой-то местной пародийной хентай-манге.

Обзор Popful Mail для Sega CD
4747
22 комментария

(как оказалось, у него есть и отличия в балансе в сравнении с Японским, но про это писать подробно не буду, т.к. они незначительные)

Угу, настолько незначительные, что дальше по тексту ты жалуешься на сложность боссов, ради победы над которыми тебе приходило гриндить :) Логика, блин.

Так вот баланс во время локализации был напрочь похерен, причем в сторону значительного усложнения. Поэтому недавно был выпущен фанатский патч, который возвращает оригинальную сложность игры.

5

Я находил этот патч, но так его и не пробовал. Неужели там всё настолько сильно по балансу боссов проще?)

1

Комментарий недоступен

Комментарий недоступен

4

Героиня - просто вылитая Лина Инверс.
Люблю такой стиль, надо бы попробовать.

3

В японской версии их обеих Мегуми Хаясибара озвучивала.