Три копа, один сюжет: насколько нелинейна Disco Elysium

В честь релиза The Final Cut рассказываем, как сильно меняют историю игры решения и их последствия.

Три копа, один сюжет: насколько нелинейна Disco Elysium

В конце марта 2021-го состоялся релиз The Final Cut — обновлённой версии нашумевшей ролевой игры Disco Elysium. В неё добавили полную озвучку, новые анимации, саундтрек и задания. В этой версии я завершил игру уже в третий раз, причём каждое прохождение я выбирал особенный архетип персонажа, в корне отличающийся от предыдущего.

Дело в том, что по ходу сюжета Disco Elysium главный герой, страдающий пост-травматической амнезией милиционер разорённого города Ревашоля, волен выбирать многое: политические убеждения, отношения с персонажами, взгляды на алкоголь и наркотики, мнение касательно меньшинств и истории, удачные и не очень заметки по расследованию и даже собственное имя — от реального можно отказаться и отзываться на выдуманное. Ну, или думать, что ненастоящее имя реальное, ведь личность несчастного милиционера с амнезией — это отдельная загадка.

В итоге за три прохождения у меня получились три персонажа: сдержанный хороший парень, верующий в паранормальщину (и взаимодействующий с ней), абсолютный безумец-расист-наркоман и интеллектуал-риторик с крайне странной фиксацией на коммунизме. Итог эксперимента получился интересным: хоть основная история толком не меняется, в деталях каждое прохождение совершенно другое.

В этой статье нет критических спойлеров на случай, если вы всё ещё планируете поиграть в Disco Elysium, однако совсем мелкие эпизоды мы затронем. Их знание не должно испортить вам впечатление. Даже не скажем, как зовут главного героя, чтобы ваш игровой опыт не стал менее полным.

Пара слов о The Final Cut

Три копа, один сюжет: насколько нелинейна Disco Elysium

Прежде чем перейти к описанию прохождений, стоит немного остановиться на обновлённой версии. Сейчас The Final Cut — лучший способ познакомиться с Disco Elysium. Все диалоги полностью озвучены — даже те, что запрятаны глубже всего. Студия ZA\UM практически идеально подобрала актёров на роли. За все 24 личности героя отвечает один диктор с очень колоритным и глубоким голосом. Говорящий галстук орёт, как безумец.

Дельцы со всех стран света радуют акцентами — французским, ямайским, африканским и даже русским (ведь Ревашоль — город многонациональный). Хотя у некоторых героев остались старые голоса — например, у напарника Кима Кицураги. Актёр просто дозаписал недостающие реплики.

В среде фанатов бытует мнение, что некоторые персонажи стали хуже: например, у Куно исчез предельно истеричный тон, опасно близкий к откровенному переигрыванию. Лично я считаю, что это к лучшему: даже учитывая специфику персонажа ребёнка-наркомана, звучал он слишком по-клоунски. К тому же его озвучка была записана в крайне плохом качестве. Новый Куно мне ближе, но я понимаю, почему старый кому-то может нравиться больше.

Нового контента немного — анимации и несколько заданий, связанных с вашими политическими взглядами. Так как я играл в The Final Cut только при последнем прохождении, я смог увидеть лишь одну ветку — коммунистическую. Все остальные нельзя посмотреть, если вы не приверженец соответствующей идеологии.

В The Final Cut добавили быстрое перемещение. Оно работает только в ключевых локациях — на площади перед «Танцами в тряпье», в деревне рыбаков и во дворике заброшенной церкви
В The Final Cut добавили быстрое перемещение. Оно работает только в ключевых локациях — на площади перед «Танцами в тряпье», в деревне рыбаков и во дворике заброшенной церкви

К сожалению, вместе с новым контентом The Final Cut привнесла в игру множество багов. Блоки всплывающего текста убегают за край экрана. Исчезает взаимодействие с персонажами после сохранения. После выполнения задания в церкви ломается зум камеры. Иногда исчезают персонажи и предметы. Пропадает озвучка и путается перевод. Ни один баг не сломал мне игру или прохождение, но продолжать с ними было крайне неприятно.

Благо патчи выпускают регулярно — весь месяц с момента выхода бесплатного обновления. Однако на момент написания текста баги никуда не исчезли. Итог: играть можно, но можно и подождать ещё неделю-другую — в ближайшее время все проблемы должны исправить.

Первое прохождение: паранормальный коп

Три копа, один сюжет: насколько нелинейна Disco Elysium

Поведение: хороший, сочувствующий парень

Политические взгляды: колеблется между центристом и ультралибералом

Отношение к вредным привычкам: слегка пьёт и курит

Стиль: диско-коп, который постоянно извиняется

При первом прохождении ещё в 2019 году я по обыкновению старался делать хорошего и в меру умелого героя: выбирать правильные с моей точки зрения пути решения проблем, стараться ни с кем не ссориться, искать компромиссы. Никакого радикализма — если дело, конечно, не касается какой-то паранормальщины.

За счёт развитой характеристики «Внутренняя Империя» (Inland Empire) я был очень чувствителен ко всему необычному, что происходит вокруг, и умел говорить с собственным галстуком, который постоянно пытался толкать меня на разного рода авантюры. Как итог, прохождение вышло эдаким фанфиком по «Твин Пикс»: добродушный детектив с высокой эмпатией к окружающим пытается разобраться с убийством, совершённым в городе со странными людьми, где вдобавок происходит необъяснимый мистический бред.

О первом прохождении сказать можно лишь то, что и так сказано в релизных обзорах игры: феноменальная детективная история с бесконечно живыми и глубокими персонажами. Отличная, многоуровневая загадка, где всё — не то, чем кажется.

Сюжет можно критиковать только за одну вещь: самому догадаться, что же на самом деле случилось и кто на самом деле убийца, невозможно. Поскольку важные для разгадки детали умалчиваются, нарушается правило хорошего детектива, где читатель может быстрее героя разгадать главную тайну. Хотя сюжет в целом это не портит.

Три копа, один сюжет: насколько нелинейна Disco Elysium

За первое прохождение я смог вдоволь насладиться всем безумием города Ревашоля — например, смертью от слишком яркого света или неудобного стула, проклятьем плохой торговли, говорящими трупами и предметами, а также пространственными аномалиями. В конце игры я смог буквально прикоснуться к потустороннему — но это уже спойлеры.

Я плохо спел в караоке, выпендривался своим «диско-стилем» перед каждым встречным (молодёжь не оценила), на задержание преступника отправился с включённым на полную громкость магнитофоном — не лучшее, но крайне эффектное тактическое решение. Мои ошибки и нехватка тех или иных навыков привели к тому, что пришлось стыдливо просить помощи с расследованием у местного профсоюза социалистов. В общем, всю дорогу во мне сражались два волка — коп-суперзвезда и жалкий милиционер, на которого без слёз не взглянешь.

Интересно то, что мой подход «быть добрым ко всему» местами вышел мне боком: один из важных участников расследования не выжил, а другой — сбежал. Я просто пытался быть с ними человеком, а не машиной правосудия. Итог — в одном месте я перегнул палку, а в другом недожал. Благо хотя бы второй случай привёл меня к позитивному исходу, хотя начальство от такого поворота было не в восторге.

Приключение было то ещё, пускай за пределами моего понимания осталось очень многое: не всё удалось посмотреть за первое прохождение, да и сложный английский тогда сильно замедлял процесс — перевода на релизе ещё не было.

Итог: дело раскрыто, мы с напарником одна команда, важная фотография сделана, коммунизм не воскрес.

Второе прохождение: «малкавианское» безумие

Три копа, один сюжет: насколько нелинейна Disco Elysium

Поведение: злобный урод, расист и безумец

Политические взгляды: фашизм, взяточничество, анархия

Отношение к вредным привычкам: бесконтрольно курит, пьёт, употребляет все виды наркотиков на глазах у детей и прохожих

Стиль: злобный коп Апокалипсиса, который бьёт вообще всё

Второй заход выпал на патч с русской локализацией. Историю я уже знал, персонажей и сюжетные повороты — тоже. Значит, пришло время заняться тем, чем занимаются почти все игроки на втором прохождении — сходить с ума и ломать игру. Все очки прокачки теперь вложены в физическую силу и моторику, интеллект и эмоции — на самый минимум, они для слабаков. Тактика игры следующая: выбирать все самые плохие, ужасные и безумные варианты.

Первый детектив робко выходил из своего разрушенного номера и, извиняясь за прошлое, пытался держать мину копа-суперзвезды, попутно помогая каждой встречной бабушке. Всё ради того, чтобы загладить вину за деяния своего прошлого, кошмарного себя.

Нового копа я целенаправленно сделал этим самым кошмаром. Прямо с порога я домогался до женщины и с матным ором лупил в дверь её номера. Вместо знакомства с напарником я отправился слизывать со стола разлитый ром и воровать вещи у спящего рабочего. К слову, у первого персонажа такой возможности даже не было: низкий навык Моторики не позволял ловко подрезать личные вещи докера.

Знакомство с напарником Кимом Кицураги не задалось с самого начала: я не хотел заводить друзей (скорее хотел застрелиться или что-нибудь поджечь), да и отношение к расе Кицураги было не самым лучшим — он ведь потомок не коренных горожан с другого материка. Если ты не белый и не местный — ты детективу не товарищ.

Три копа, один сюжет: насколько нелинейна Disco Elysium

Что интересно, такие радикальные и откровенно неправильные взгляды всё же находили отклик среди некоторых жителей района: расистов в городе хватает (одному удалось дать в лицо ногой с разворота), и даже такая неприятная черта персонажа при правильном применении может помочь в расследовании. Пускай Ким от этого совсем не в восторге.

Так как сюжет я уже знал, я начал обращать внимание на мелкие детали в диалогах: оказалось, что разгадать дело хотя бы частично всё же можно. Тут и там есть хоть и неочевидные, но подсказки, подводящие к реальному выводу, который многим при первом прохождении показался невероятным. Так что теперь очевидный минус сюжета Disco Elysium — невозможность разгадать главную загадку — кажется как минимум спорным. Полностью раскрыть дело самому без помощи игры всё же, наверное, нельзя, но догадаться о подвохе при должной внимательности всё же можно.

К тому же я заметил ещё одну интересную деталь: если присмотреться и выбрать нужные характеристики, то можно заметить, что игра раскрывает исход многих сюжетных веток буквально в первые минуты. То, что при первом прохождении казалось случайным бредом или неважной белибердой, оказалось настоящим спойлером прямо в лоб. Просто без контекста этого не понять.

Большую часть прохождения я даже не занимался расследованием. Вместо этого я ходил голым по городу (на это, кстати, игра отреагировала), орал на прохожих, бил почтовые ящики и объяснял напарнику, что тот — недочеловек и тупой очкарик.

В какой-то момент у героя так поехала крыша, что он попытался раздеться до трусов перед женщиной (это было очень важно для расследования!) и чуть не начал мастурбировать на валяющийся на дороге порножурнал. Прямо так, посреди улицы. Благо тут уже меня остановили сами разработчики с формулировкой в духе «не, это даже для тебя перебор».

Три копа, один сюжет: насколько нелинейна Disco Elysium

Безумное прохождение очень интересно тем, что оно показывает, как разработчики ведут с игроком диалог через геймдизайн. Ни одно ваше решение не запрещается — кроме, пожалуй, упомянутого в предыдущем абзаце. Хотите быть уродом, расистом, мудаком и злодеем? Пожалуйста, миллион возможностей. Никто даже не напишет, что это «неправильный» или «плохой» вариант.

Однако своё осуждение разработчики прячут в мелких деталях: эмоциях персонажей, последствиях для героя. Никто не запретит игроку совершить жуткий и аморальный поступок, однако такое поведение либо нанесёт урон ментальному здоровью персонажа (всё же быть настолько ужасным уродом тяжеловато), либо повлечёт за собой соответствующую реакцию окружающих. Например, вашего напарника, которому приходится терпеть наркомана-флагелланта всё расследование.

Осуждение лейтенанта Кицураги, пусть и передано оно через обычный текст, ощущается куда тяжелее, чем самые драматичные катсцены какой-нибудь RPG с бюджетом побольше: вас будто отчитывает родной отец. В Disco Elysium удивительной силы слог: местами обычные слова могут буквально довести до слёз своей эмоциональностью и глубиной. Сцена, где мой герой своими расистскими взглядами таки довёл Кима до ссоры и выхода из расследования, вырвала из меня душу. На секунду даже захотелось бросить это ужасное прохождение, чтобы помириться с Кимом — он не заслужил такого отношения со стороны полоумного алкоголика-наркомана.

Само расследование пошло по очевидному сценарию: я саботировал каждый его этап. Неправильные данные в отчёте, дебильные выводы (убийцей были чайки, которые везде тут летают!), постоянное употребление наркотиков, сотрудничество с криминалом и взятки. В один момент у меня сорвался диалог с очевидцем, потому что я с порога наорал на него и сказал, что это он — убийца. Если в первом прохождении у меня с ним состоялся долгий разговор о деталях произошедшего, то в безумном заходе он вышвырнул меня за дверь.

Три копа, один сюжет: насколько нелинейна Disco Elysium

Дошло до того, что я помог подросткам открыть наркопритон — естественно, за огромную долю в свой кошелёк. Это, как и всё происходящее, сопровождалось распитием алкоголя, употреблением веществ и сумасшедшими речами о том, что миру скоро настанет конец. В общем, картина маслом: мужчина за 50 в одних трусах горками занюхивает наркоту и твердит всем, что он — вестник Апокалипсиса. Из позитивного можно отметить лишь то, что я узнал много нового о Киме за счёт физических навыков — например, про его страсть к машинам и крайне необычные вкусы в музыке.

Конец всего этого действа кажется очевидным: дело завалено, друзья отвернулись, общественность порицает, а сам герой окончательно опускается на социальное дно и, возможно, умирает. Но нет: всё это сбывается лишь частично.

На безумном прохождении открылась неприятная правда: как бы плохи вы ни были, но дело вы закроете. Завалить его в принципе невозможно. Да, я не угадал практически ни одной правильной детали, и в финале убийство одного человека привело к десяткам жертв — досталось даже Киму, который потерял всякую надежду вернуть детективу человеческий облик.

При этом убийцу я всё равно нашёл. Игра привела меня к разгадке буквально со следующей формулировкой: «да, ты всё завалил, но историю закончить надо, так что лови подсказку». Примерно так мне заявила одна из 24 личностей в голове, начав ключевой этап расследования. К этому добавился эпилог: безумного расиста-националиста-наркомана-коррупционера, который практически завалил дело и нанёс кучу ущерба участку и окружающим, всё же простили. Причина — «ну, он тоже человек».

Три копа, один сюжет: насколько нелинейна Disco Elysium

Я ожидал всё же «плохой» концовки, так как мой второй персонаж даже не планировал искать хоть какое-то искупление. Возможно, я всё же был недостаточно плох — я ведь смог кое-что сделать и угадать. Но всё же, подозреваю, плохие варианты — это смерть до конца расследования. Если вы завершите всю историю висельника, для детектива всё в любом случае закончится хорошо.

Итог: дело с горем пополам раскрыто, напарник при смерти и ненавидит меня, все взятки взяты, все подозреваемые объявлены убийцами, все двери разбиты, все наркотики употреблены. Зато вместо Кима я ненадолго получил лучшего напарника в игре и, пожалуй, самый весёлый эпилог из всех прохождений. Смотреть, как участок гражданской милиции реагирует на результаты моего недельного безумства в Ревашоле, — просто бесценно.

Коммунизм всё ещё не воскрес.

Третье прохождение: интеллектуальный коммунист

Три копа, один сюжет: насколько нелинейна Disco Elysium

Поведение: напыщенный интеллектуал, мастер риторики, кладезь знаний

Политические взгляды: радикальный коммунизм

Отношение к вредным привычкам: немного курит, бросил пить, не трогает наркотики

Стиль: арт-коп, детектив-профи

Третье прохождение прошло под эгидой прокачки навыков интеллекта — это Риторика, Энциклопедия, Визуальный анализ, Драма и прочие. Мой герой — полностью собравшийся с силами профессионал, который решил после случившегося с ним бросить пить, забыть все несчастья прошлого и раскусить это убийство. Ким Кицураги — вновь его лучший друг.

Единственные враги детектива — буржуазия, ведь по какой-то причине у гения риторики нездоровая зацикленность на коммунизме. Землю крестьянам, свободу рабочим, вкусный пломбир детям! Герой даже всерьёз задумывается о том, что он — Краз Мазов, главный лидер социалистической революции в Ревашоле, который по официальной версии застрелился у себя в штабе. Естественно, напарник моих взглядов не разделяет и не верит в то, что я — Мазов (даже несмотря на то, что у нас обоих пышные бакенбарды). Ну и пусть не верит, подстилка капиталистов!

Казалось бы, на третье прохождение сюрпризов можно не ждать. Мало какие игры могут показать что-то новое даже при втором заходе, чего уж говорить о ещё одной попытке. Но Disco Elysium сумел удивить: очередное прохождение вновь получилось совершенно другим.

Трезвый и полностью собранный коп всю игру держал ситуацию под контролем. В участке его не обсмеяли: удалось наврать о том, что у него не амнезия. Лидер профсоюза социалистов Эврар, к которому я на этот раз пошёл в самую последнюю очередь, впервые за три прохождения вообще не смог меня одолеть в риторической дуэли. На проклятый стул я не садился, угрозам не поддавался, взяток не брал и весь диалог держался молодцом. Смотреть на то, как великий и ужасный Эврар запинается при каждой попытке сделать меня своей сучкой — бесценно. Пускай поработать с ним всё же пришлось — важный сюжетный козырь у толстяка никто не отбирал.

Три копа, один сюжет: насколько нелинейна Disco Elysium

Навыки Интеллекта вообще оказались чуть ли не самыми полезными в игре: они вместе с перком арт-копа (прибавка к опыту за каждую успешную проверку Концептуализации, которая проверяется вообще везде) и учёного-зазнайки (прибавка к опыту за каждую проверку Энциклопедии) позволили мне превратить детектива в машину успешных бросков. К концу игры шанс на успех любого броска, не связанного с парой характеристик Физиологии и Моторики, колебался в районе 80-97%. Я давил оппонентов аргументами, знаниями и талантом разводить драму на пустом месте — если этого требовал случай, конечно. Невыносимый сноб, но невероятно талантливый коп.

Но не стоит забывать о главной слабости детектива — коммунизме. Размышления о революции привели к тому, что я решил в одиночку возродить всё политическое движение и по запаху (да, именно) нашёл скрытую ячейку коммунаров в Ревашоле — это новый контент обновления The Final Cut. Проведя небольшое расследование, я узнал место встречи и тайный пароль и в нужный срок прибыл на явку коммунистов. Пускай Краз Мазов и все его последователи погибли в огне революции, у нас ещё есть шансы!

Тайная ячейка коммунистов, впрочем, оказалась именно тем, чего от неё и стоило ждать: два студента лет двадцати ведут тайный книжный клуб, где читают только книги про теории Мазова и суть коммунизма, а ещё критику других политических строев.

Оказывается, что всё современное направление коммунизма строится на чистом убеждении. Вера в то, что этот строй — эффективная и успешная идеология, способна вызвать сверхъестественные явления и даже суперспособности: улучшение урожаев, телекинез, трансценденция и прочие весёлые штуки, больше свойственные каким-нибудь комиксам. Естественно, это не доказано и звучит как бред. Но это крайне иронично: коммунизм строится на вере, хотя сам же выступает против религиозного фанатизма.

Три копа, один сюжет: насколько нелинейна Disco Elysium

Естественно, тайный клуб коммунистов не приносит миру никакой пользы: два малолетних сноба просто сидят, обсуждают друг с другом книги на одну конкретную тему, пишут бесполезные и откровенно халтурные политические рецензии и рассуждают о том, какие все вокруг неправильные либералы. Мне удаётся вступить в этот клуб, потому как профессионализм подростков ломается о банальное знание их главной книги и хорошо подвешенный язык. К сожалению, и в этот раз заново отстроить коммунизм не удалось — даже несмотря на веру и желание.

В остальном получилось эталонное «идеальное прохождение». Удалось найти все улики и детали, преуспеть в каждом побочном квесте и вывести на чистую воду всех обманщиков. Не умер никто из тех, кто не должен был умереть, а в участке мне простили вообще всё благодаря феноменальным успехам. Также удалось узнать много нового о побочных персонажах, и ещё немного — о самом Киме: о его предпочтениях в женщинах, любви к аэростатам и танцевальных умениях. Прекрасный напарник.

Итог: дело раскрыто, виновные наказаны, все проблемы решены по мере сил, но коммунизм так и не воскрес.

По итогу более чем ста проведённых в игре часов и трёх полноценных прохождений можно сказать следующее: Disco Elysium, как и другие RPG вплоть до золотой классики в духе Planescape, Fallout и Vampire: The Masquerade — Bloodlines, — это история линейная. Что бы вы ни сделали, основной сюжет останется прежним: коп с амнезией займётся делом о повешенном на заднем дворе человеке и непременно его раскроет, если не погибнет в процессе.

Три копа, один сюжет: насколько нелинейна Disco Elysium

Однако Disco Elysium, как и вышеописанные игры, принято считать нелинейной, разнообразной — такой, где ваш выбор влияет на происходящее. Это действительно так. Основная история всегда остаётся неизменной, но вот в плане деталей игра студии ZA\UM утирает нос практически всем представителям жанра. Огромное количество переменных, будь то ваши политические взгляды или тараканы в голове, способны увести повествование в совершенно другую сторону.

К сожалению, навыки геймдизайнеров и технологии пока не позволяют сделать полностью нелинейную историю. Единственной такой игрой можно назвать разве что Age of Decadence — да и там за нелинейность пришлось заплатить качеством графики, удобством боевой системы и продолжительностью многих сюжетных веток. А вот если принять то, что в любой RPG основной сюжет всё же линейный, и всё разнообразие кроется в элементах вокруг него, то можно смело сказать, что в жанре Disco Elysium нет равных.

В ней удивительный простор для отыгрыша, масса вариантов действий и последствий принятых вами решений. Решений, которые до финальных титров помнят и персонажи, и игра — вплоть до выбора определённого стиля одежды и каких-то мимолётных действий, о которых вы сразу забыли.

Три копа, один сюжет: насколько нелинейна Disco Elysium

Но главное достоинство Disco Elysium — прекрасный текст от команды профессиональных писателей, которого не хватает многим ролевым играм. Разработчики в крупных студиях тратят огромные ресурсы на драматическую постановку катсцен и дорогих актёров, тогда как ZA\UM для столь же мощного воздействия понадобились лишь буквы.

Disco Elysium ясно даёт понять, что революция в жанре RPG настанет не с выходом The Elder Scrolls VI или The Witcher IV, а с новым взглядом на подачу текста и отыгрыш внутри самой игры. Остаётся лишь надеяться, что Disco Elysium побудит разработчиков из более крупных студий выйти за пределы устоявшихся рамок, и что на фоне их проектов игра ZA/UM из революции превратится в обыденность.

А пока — пытаемся возродить коммунизм и словить хотя бы одного фазмида. Они существуют, честно!

671671
11
274 комментария

насколько нелинейнаКортезХм... как VtMB?

104

Он лжец и популист 
По итогу более чем ста проведённых в игре часов и трёх полноценных прохождений можно сказать следующее: Disco Elysium, как и другие RPG вплоть до золотой классики в духе Planescape в духе PlanescapeОн толком не играл в Planescape! 

113

Комментарий недоступен

9

Да он даже сюда приплел VtMB

8

Лично я считаю, что это к лучшему: даже учитывая специфику персонажа ребёнка-наркомана, звучал он слишком по-клоунски.

131