Особо отмечу те когнитивные искажения, которые могут вести к ошибочным решениям именно в области аналитики. Я приведу примеры, а вы уже сами решайте, подвержены ли вы им или нет, бороться с ними или оставить как есть.
Предвзятость подтверждения — тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции. Пожалуй, это самое распространённое КИ среди аналитиков. Проводя анализ, аналитик заранее формирует какие-то идеи относительно его результатов (ставит внутри себя ставку на исход), а затем трактует результаты анализа исходя из этих идей, порой подгоняя результаты под свой ответ.
Пример: недельный retention (удержание пользователя — прим. редакции) вашего продукта после запуска оказался неожиданно низким (для примера возьмём 5%). Незадолго до запуска вы предлагали поменять иконку, но никто не согласился. В итоге вы анализируете причины низкого retention и видите, что пользователи не заинтересованы вашим продуктом как-то сразу, с первых же событий, с туториала. Вы идёте в отдел разработки и ставите задачу на исправление иконки. А на самом деле причины могут быть абсолютно разными: от неудачного дизайна всего приложения или неуместного сеттинга до непонятного туториала или просто плохого баланса игры.
Частным случаем предвзятости подтверждения можно назвать эффект привязки — особенность принятия численных решений человеком, вызывающая иррациональные смещения ответов в сторону числа, попавшего в сознание перед принятием решения.
Вы только что посмотрели фильм «47 ронинов», и он очень запал вам в душу. Настолько, что число 47 просто отпечаталось в вашем мозгу. И среди огромной таблицы вы видите лишь те показатели, в численной записи которых есть «47», не обращая внимание на другие метрики. Или, скажем, предлагаете добавить в игру АК-47 и персонажа игровой серии Hitman (агент 47).
Проклятие знания — затруднения у информированных людей при попытке рассматривать какую-либо проблему с точки зрения людей менее информированных. Разработчики приложений склонны переоценивать, насколько другие люди (среди которых и драгоценные пользователи) разбираются в их приложениях.
Ведь это же очевидно, что здесь нажать надо именно на зелёную кнопку, а здесь танк должен прыгнуть! Нет, не очевидно. В вашей голове уже есть понимание, сформированы соответствующие структуры и шаблоны, вы видите свой продукт каждый день (а также ночью во сне), а пользователь видит всё это впервые. Что нужно сделать, чтобы пользователь понимал продукт так же, как и вы? Правильно! Всё ему объяснить и разжевать.