Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

Совсем недавно состоялся релиз ремастера трилогии Mass Effect — ролевого экшен-приключения в космических декорациях от небезызвестной BioWare. Legendary Edition представляется хорошим поводом вновь окунуться в классику жанра в её финализированном виде: с улучшенными текстурами, переработанным освещением и механиками, со встроенными DLC без необходимости что-то докупать отдельно. А для новых игроков, что не знакомы с приключениями капитана Шепарда, послужит поводом наверстать упущенное. Благо, игры едва ли устарели, и даже сегодня способны увлечь.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

Что не менее важно, трилогия Mass Effect по качеству исполнения получилась ровной, и откровенно слабых игр в себе не несёт. С одной лишь оговоркой — финалом саги далеко не все остались довольны. В своё время именно финал стал объектом критики. Не потому что не было анимированных слайдов, раскрывающих концовки, не потому что эти самые концовки не принимали во внимание выборы игрока, хоть это и неправда. Нет. Основная причина лежит в плоскости сценария. Именно то, как закончилась трилогия, игрокам и не понравилось. Поэтому-то и родились впоследствии различные теории о том, как на самом деле закончилась история. Увлечённым людям хотелось её переписать.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

Данный материал про сценарий Mass Effect 3 и его финал. Считаю тему важной, потому что именно финал произведения зачастую определяет его качество: формирует заложенные смыслы, закрывает сюжетные арки персонажей и закрепляет авторскую позицию. Роль заключительной части любой истории нельзя переоценить — это практически её сердце. И раз с финалом Mass Effect 3 что-то не так, значит и с самой Mass Effect 3 что-то не так.

Ряд небольших пояснений:

  • История вариативна, а потому в качестве каноничного варианта буду рассматривать путь Героя, а не Ренегата.
  • Естественно, спойлеры. Много спойлеров.
  • Написанное не является теорией, потому что имеет прочный фундамент и явное подтверждение внутри игры.
  • Отсутствие или наличие слайдов в финале ME3 не играет роли.
Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

Вводные данные: главный герой и основной конфликт

На самом базовом уровне история формируется вокруг главного героя, то есть капитана Шепарда, и основного конфликта. Конфликт, собственно, заключается в том, что на Землю, да и на другие части галактики, нападают Жнецы — биосинтетические существа, приходящие из дальних уголков космоса раз в пятьдесят тысяч лет для уничтожения развитых цивилизаций. Здесь хочется отметить следующее: история всегда тем интереснее, чем препятствие на пути главного героя непреодолимей. И трудно представить угрозу непреодолимей, чем Жнецы — ещё никому не удавалось их остановить, и даже самые мощные цивилизации падали пред ними. Их сила не единожды подчёркивается и в первых двух частях франшизы, и в Mass Effect 3.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

Чтобы остановить угрозу, Шепарда отправляют на миссию — ему нужно во что бы то ни стало собрать межгалактический флот. Проблема заключается в том, что союзные расы не горят желанием помогать Альянсу по самым разным причинам, а на пути капитана всегда стоит группировка «Цербер». Помимо этого, Шепарду нужно узнать, чем является Катализатор, необходимый для работы Горна — оружия неизвестного происхождения, с помощью которого, возможно, можно победить Жнецов.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

Конфликт распадается на несколько задач: как примирить конфликтующие расы, что такое Катализатор и что задумал Цербер? Мотивация — угроза Жнецов. Это основа.

Действия главного героя

Перед тем, как определить основную идею историю, необходимо также отследить действия главного героя — что он делает для решения задач и какими принципами руководствуется? Это достаточно очевидно. Чтобы примирить конфликтующие стороны, нужно помочь им с их проблемами. Этим Шепард и занят всю игру: решает проблему с генофагом Кроганов, попутно заручаясь поддержкой Турианцев, пытается решить конфликт Гетов и Кварианцев, а также ввязывается в разного рода локальные конфликты. Всё для того, чтобы галактика объединилась перед лицом общего врага. А сцены с погибшим мальчиком при штурме Земли Жнецами с последующими тревожными снами явно дают понять, что Шепард пытается прежде всего спасать жизни, и невозможность спасти всех воспринимает как личную трагедию.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

Очевидно, что в фундаменте истории заложена тема единства. Тема довольно банальна и пользуется большой популярностью у сценаристов, потому что подразумевает под собой простой, но рабочий сторителлинг, но раскрывается она, что уже не так очевидно, отличным от прочих произведений способом. Как выяснится дальше, сценаристы Mass Effect 3 несколько смещают акценты, чтобы открыть новую перспективу на избившую оскомину идею.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

Представим, если бы это был не Mass Effect 3, а какое-то другое произведение. Раскрытие темы протекало бы следующим образом: антагонист бы в таком случае противопоставлялся протагонисту в плоскости заданной темы. Он был бы врагом, который на протяжении всей истории действует в одиночку, и в конечном счёте проигрывал по этой же причине. Это буквально сюжет DLC «Цитадель», когда Шепард получает в своё распоряжение личную квартиру и сражается со своим клоном, но в формате основных приключений такой концепт не используется. Значит, есть какие-то подводные камни.

Что отличает нынешний цикл от предыдущих?

Игроку дают возможность узнать подробности о поражении двух циклов: о цикле Протеан, предшественников нынешней цивилизации, и о цикле Левиафанов, создателей Жнецов. О первом нам рассказывает Явик — протеанин из криокапсулы, который таким образом дожил до наших дней.

Как говорит сам Явик, Протеане в своей сути имперцы. У них есть чёткая вертикаль власти, а те народы, что не хотят примыкать к империи, обязаны завоевать свою независимость на войне. В том диалоге Шепард сравнивает их с рабовладельцами, и по версии самого Явика, именно такая структура правления, где сила решает всё, а несогласные либо погибают, либо становятся рабами, стала причиной их поражения. Когда Жнецы ударили по Цитадели, а по ней они всегда бьют в первую очередь, протеане и прочие народы остались полностью без командования. Власти нет, и истребление всей цивилизации стало лишь вопросом времени.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

С Левиафанами история примерно такая же. Они занимали доминирующую позицию в галактике, а слабые расы были их рабами. Всё, что их окружало, они воспринимали в качестве инструментов. В качестве инструмента они создали и Искусственный Интеллект, который был настроен на решение конфликта между органиками и синтетиками. Очевидно, что синтетиков своего цикла Левиафаны также хотели сделать рабами, но ИИ не позволил. Таким образом и появились циклы для сдерживания развития цивилизаций, чтобы в последствии синтетическая форма жизни, которая является неотъемлемой частью развития органиков, не уничтожила всё живое.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

Как можно заметить, отличительной особенностью предыдущих циклов было рабовладение — подчинение слабых рас. Этим объясняется и умение самих Жнецов одурманивать всё живое, ведь созданы по образу и подобию, а сама технология подчинения развивалась с каждым циклом. В нынешнее же время Цитаделью правит Совет, куда входят представители разных рас, а рабовладение запрещено законом. Оно никуда не делось, ведь есть преступные группировки, а также рабовладение по контракту, но отличие от предыдущих циклов, где слабые считались за инструменты сильных, видно невооружённым глазом. Права всех так или иначе соблюдены.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

Решение конфликта =/= Подчинение

На этом этапе уже можно сделать некоторые выводы. Решение конфликтов, чем занимается капитан Шепард всю игру, не равняется подчинению, рабству. Именно эти два аспекта противопоставляются сценаристами достаточно явно на протяжении всей игры. Перечислю самые очевидные позиции: поверженные цивилизации подчиняли слабых, Жнецы подчиняют органиков, главный герой не полагается на грубую силу, а ищет решения конфликтов, когда как антагонист… Вот мы и дошли до Призрака и его подконтрольной организации «Цербер».

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

Да, Жнецы в этой истории не являются антагонистами — это скорее мотивирующий фактор. Как говорят в финале, Жнецы вообще не являются стороной конфликта. Они словно огонь, который просто существует, и который сжигает то, чему не посчастливилось оказаться в его пламени. Это просто стихия. Когда как с войсками Цербера игрок сражается дальше больше, чем с Хасками и прочими порождениями Жнецов.

Об антагонисте. Во-первых, в Призраке читается эгоизм. Не желание работать в команде, а именно эгоизм. Его абсолютно не интересует положение и судьба чужих рас. Всё, что его заботит, так это судьба человечества. Во-вторых, чтобы возвысить это самое человечество он прибегает к… подчинению. Он хочет освоить технологию одурманивания Жнецов, чтобы подчинить себе не только их, но и остальные расы.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

Хочется упомянуть миссию штурма базы Цербера, где есть необязательные терминалы, поясняющие мотивы Призрака. Воскрешение Шепарда в его понимании было лишь инструментом. Его не волновала судьба колоний и жизни людей, в Шепарде он видел возможность получить в своё расположение технологии Жнецов, не более. Также и с СУЗИ — новым персонажем трилогии. Она была создана, точнее, пересоздана Призраком, чтобы миссия Шепарда имела больше шансов на успех. А в самой СУЗИ он не видел личности, лишь очередной инструмент.

Мотивация Жнецов

В финальном диалоге с ИИ, который управляет Жнецами, есть одна непримечательная особенность — он не рассматривает синтетическую жизнь как угрозу. Он постоянно говорит именно о конфликте синтетиков и органиков. Таким образом сценаристы лишний раз расставляют акценты. Жнецы созданы для решения конфликта, а сам процесс пожинания развитых рас не представляется ими лучшим средством. Они ищут и другие варианты.

И вы могли заметить, как часто в тексте употребляется слово «конфликт». Ведь центральная идея Mass Effect 3 именно про это — про поиск компромиссов и пути решения разногласий. Тема единства, которая уже была упомянута, лишь составная её часть, а подчинение является средством противопоставления.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

И, наконец, всё складывается в единую картину: Шепард на протяжении всей игры решает конфликты, Протеане и Левиафаны не умели это делать, а прибегали исключительно к рабовладельческим методам с позиции силы, Призрак также руководствовался принципами подчинения.

Движущая идея история определена.

Но остаются ещё вопросы, на которые постараюсь ответить.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

Теория одурманивания

Нежизнеспособна. В Mass Effect 3 была следующая сцена: Шепард прилетает на родную планету Азари и находит виртуальный интеллект Протеан. С его участием завязывается диалог, но прекращается в тот момент, когда появляется одурманенный — Кай Лен с голограммой Призрака. То есть ВИ Протеан не активируется перед теми, кто находится под властью Жнецов, чтобы не выдать врагу информацию. Это говорится прямым текстом. Отсюда напрашивается вывод, что Шепард не одурманен, а теория фанатов, построенная в контексте обратного, не работает.

Сцены с погибшим мальчиком, послужившие точкой отчёта для этой теории, здесь являются неким воплощением личности главного героя, который пытается всех спасти, но не получается. Это ещё одна нить, с помощью которой сценаристы проводят очередную черту между Шепардом и антагонистами. Призраку, Протеанам и Левиафанам плевать на жертвы.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

Что происходит в финале?

Стоит сказать, что Mass Effect 3 не является неким артхаусом, где киноязык неподъёмен, а порог вхождения неприступно высок. Наоборот, это игра является продолжением популярной франшизы, где акцент ставится на красивый экшен, персонажей и истории. Тем не менее, концовка меняет своё повествования с простого на более сложный, на образный. Если раньше всю нужную информацию можно было извлечь исключительно из диалогов, то финал окутан какой-то загадочностью, неопределённостью. Он сюрреалистичен. Само существование теории одурманивания подтверждает это.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

Будем разбираться. Если верить прямым словам игры, то Катализатором является Цитадель. Позже игрок узнаёт, что Цитадель — это лишь часть ИИ, созданного Левиафанами, он и есть этот самый Катализатор. Кто создал Горн? — неизвестно. Известно лишь то, что многие циклы пытались его создать, чертежи кочевали из цивилизации к цивилизации, но никому не удавалось его запустить. Причины: либо нехватка времени, либо отсутствие Катализатора.

Из игры мы знаем, что Горн — это лишь источник энергии. Катализатор же наделяет эту энергию формой. То есть то, какая энергия пройдёт по галактике, определяется конкретно им. Чтобы картина была цельной, предлагаю вернуться к сцене предшествующей финальному диалогу с ИИ.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

На Цитадель пробирается три персонажа: Шепард, Призрак и Андерсон. В результате некоторой дискуссии, где персонажи обмениваются своими позициями, получается так, что и Призрак, и Андерсон умирают, а в наушник Шепарду говорят, что Горн не стреляет. Шепард из последних сил пытается доползти до пульта управления, но ранение даёт о себе знать. Он падает без сознания. Затем над его головой включается ярко белый свет, а его тело на пьедестале поднимается вверх. Здесь сюрреализм происходящего выкручивается на максимум.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

Я склоняюсь к тому, что Шепард не пробудился на Цитадели. Либо он умер, что вряд ли, потому что существует сцена, опровергающая это, либо дальнейший диалог происходит в его голове. Второй вариант более правдоподобен. Режиссура сцены этому соответствует, ведь ИИ принимает облик того самого мальчика из его кошмаров, а сюрреалистично яркий свет ещё раз подчёркивает, что действие разворачивается не на яву. Да и после такого ранения вряд ли капитан смог бы так просто подняться на ноги.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

Концовок, как и имеющихся персонажей, тоже три, и каждая соответствует их риторике: Андерсон хочет просто уничтожить угрозу, а Призрак желает эту самую угрозу подчинить. Красная и синяя концовки соответственно. Визуальные приёмы это подтверждают: в синей концовке Шепард рассуждает с позиции силы, как и сам Призрак, а перед красной нам демонстрируют сцену, как Андерсон уничтожает реактор.

Так или иначе, это варианты двух крайностей. Подчинение Жнецов, очевидно, соответствует больше Шепарду Ренегату, то есть не каноничной версии. Вся игра нам рассказывала про то, что подчинение — это не выход, и выбор игроком данного варианта означало бы непонимание произведения, ведь в его контексте подчинение является красной чертой.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

С концовкой Андерсона тоже не всё так однозначно. Она тоже противоречит образу Шепарда — героя, который хочет всех спасти. В этой концовке СУЗИ умирает, а её потеря для капитана ничем не лучше, чем потеря любого другого напарника из команды. Надо ли говорить, насколько старательно сценаристы прописывали именно СУЗИ и вообще всю линейку с искусственным интеллектом. Это очень важный персонаж для истории.

И остаётся последняя концовка, истинная. Концовка самого Шепарда, в которой, наконец, решается конфликт органиков и синтетиков, никто не умирает, а решение не прыгает из крайности в крайность. Решение это заключено в синтезе и тех, и других. UPD. Как выяснили, вариант с уничтожением Жнецов тоже отлично ложится на движущую идею истории. По моему мнению, в данной концовке есть некоторые противоречивые моменты, но за истинную её вполне можно считать. Финальный вывод по данному вопросу остаётся за читателем.

Проследите связь — три концовки, три персонажа, Катализатор формирует выброшенную Горном энергию, то есть формирует финал истории. Всё указывает на то, что недостающий элемент в конструкции Горна, это сам человек. И Андерсон, и Призрак, и Шепард являются Катализаторами. Но, естественно, правда сценаристов будет на стороне главного героя.

Итог

Жнецы в Mass Effect — это мощнейшая угроза для всей галактики. Их ещё никто не побеждал, и даже в этом цикле никто не победил. Шепард, цитирую, «изменил предпосылки», показав Жнецам иное решение проблемы. Что разные расы способны работать вместе, идти друг другу на компромиссы, решать конфликты и ставить жизни других превыше своей. Про это Mass Effect 3.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация

Шепард не добрался до пульта управления. Горн не выстрелил по его желанию. Луч энергии, пронёсшийся по всей галактике, был выброшен самими Жнецами, потому что Шепард доказал им, что даже если конфликт синтетиков и органиков появится, на сей раз он будет решён. А циклы с постоянным уничтожением развитых цивилизаций — не выход. Жнецы сами это понимали.

Шепард — катализатор. Жнецы сами нажали на кнопку «Пуск», а игра про умение находить общий язык.

Удивительно, каким способом создателям Mass Effect 3 удалось раскрыть донельзя банальную тему единства, сместив акценты и проложив неочевидные взаимосвязи в повествовании, а также сделав финал менее осязаемым, но более открытым для дискуссии. Впрочем, это же сыграло с проектом и злую шутку. Возможно, сценаристам стоило подавать свои идеи более привычном языком, чтобы человек, привыкший убивать в конце долгого пути дракона традиционным методом, не оказался в итоге неудовлетворённым.

Плох ли финал? В любом случае, чтобы ответить на этот вопрос, нужно принимать во внимание контекст всего произведения, а также, желательно, понимать, что здесь вообще происходит.

Финал трилогии Mass Effect и его интерпретация
4646
63 комментария

предвосхищая комменты

25
Ответить

То есть ВИ Протеан не активируется перед теми, кто находится под властью Жнецов, чтобы не выдать врагу информацию. Это говорится прямым текстом. Отсюда напрашивается вывод, что Шепард не одурманен,

Хрень.
Шепард НЕ был одурманен в тот момент, но он был в ПРОЦЕССЕ.

3
Ответить

*ушел за сигами в магаз и не вернулся

3
Ответить

Комментарий недоступен

20
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Масс Эффект всё-равно в топ-три моих любимых вселенных, но третья часть (не именно концовки, а вообще с самого начала игры), наверно, одно из самых плохих в сценарном смысле произведений на моей памяти.

18
Ответить