Конфликт поколений - забытые игры

Конфликт поколений - забытые игры

Игровая серия Wolfenstein одна из самых долгоживущих франшиз во всей игровой индустрии. Первая часть вышла ещё аж в 1981 году, и была одной из первых игр использующей механики стелса. Через десять лет серию слегка перезапустили, и теперь это уже был полноценный шутер от первого лица в псевдотрехмерном окружении. Игра стала революционной - по сути открыв собой новый жанр. Id Software впоследствии создали на неё основе Doom и Quake, также ставшие известными франшизами. Затем была успешная Return to Castle Wolfenstein и современный перезапуск от MachineGames.

Видеоверсия - продолжительность 9:35

Но во всей этой плеяде игр, есть одна которая выделяется на фоне остальных. Выделяется она тем, что не была обласкана критиками и не получила признания от игроков, а к сегодняшнему дню является почти забытой.

Wolfenstein образца 2009 года был разработан студией Raven Software. Которая до этого была ответственна за множество средних и вполне неплохих проектов, однако после нескольких серьёзных провалов, в компании прошла волна увольнений. И после 2010 года они больше не занимается разработкой собственных проектов. Wolfenstein был долгостроем, его разрабатывали ещё с 2004 года. И если вы сейчас подумали, что 5 лет это не такой уж большой срок – то надо понимать, что в нулевых сроки разработки были куда меньше чем сейчас. К тому же, Wolfenstein это линейный шутер, что там можно делать на протяжении пяти лет, я не представляю. Так что очевидно, что игра имела трудности с производством.

Конфликт поколений - забытые игры

Сразу скажу пару слов о сюжете. Он просто есть. По заветам Кармака сюжет в этой игре нужен только для того, чтобы перемещать главного героя от локации к локации. Есть плохие нацисты – которых нужно убивать, и хорошие сопротивленцы – которым нужно помогать. Ну и конечно всякая паранормальщина и чудо-технологии третьего рейха, куда уж без этого.

Wolfenstein является симбиозом шутеров старой и новой школы. Так, главный герой таскает на себе сразу весь арсенал из восьми пушек, как в каком-нибудь Сириус Сэме или Дюк Нюкеме, но при этом стрелять можно не только от бедра, но и через мушку прицела. Системы укрытий в игре нет, но и показателя здоровья тоже, оно здесь регенерируется само по себе. А ещё есть особые умения – главное нововведение игры. Уже на втором уровне, Блажкович получит Тулийский медальон, с помощью которого сможет замедлять время, создавать вокруг себя щит и усиливать собственное оружие. Умения и оружие можно прокачивать, за золото которые вы находите на уровнях. Причем, стоит отдать разработчикам должное, прокачка здесь, это не просто бонус + к урону/боезапасу, каждое улучшение — это реальный обвес на оружие, который можно увидеть своими глазами. Арсенал в игре весьма внушительный, и я думаю имеет смысл быстро пробежаться по всем видам оружия, так как 90% времени в игре мы будем именно стрелять.

Конфликт поколений - забытые игры

MP-40 – типичное первое оружие в игре, стреляет криво, убивает плохо, но вы всё равно будете им пользоваться до середины игры, что бы сэкономить боезапас.

Kar-98 – Несмотря на то что выдают вам её, тоже в самом начале игры, эта винтовка наоборот одна из самых полезных в нашем арсенале. Так как это единственное оружие в игре способное вести прицельный огонь на дальние дистанции. Пользоваться мы ей будем регулярно, до самого конца игры.

MP-43 – Улучшенная версия MP-40, весьма универсальное оружие для средней дистанции. Отлично расправляется с обычными врагами, и будет вашим основным оружием на протяжении всей игры.

Панцершрек – А вот это наоборот, наверное, самое бесполезное оружие во всей игре. Прицеливаться из него ужасно неудобно, перезарядка долгая, а боезапас встречается крайне редко. Его функцию отлично заменяют гранаты, так что я пользовался им всего пару раз за игру.

Фотонная пушка – первое «паранормальное» оружие которое вы встречаете в игре. И оно тоже весьма бесполезно, из-за того, что имеет задержку перед выстрелом и малую дальностью луча.

Орудие Тесла – мощное приспособление, стреляющее электрическими разрядами. Так же работает лишь на небольшом расстоянии, но при этом поражает врагов в некой области, и во время действия как бы оглушает их. Отлично подходит для устранения больших скоплений недругов, или врагов, которые любят быстро сокращать дистанцию.

Огнемёт – схожее по механике оружие с Теслой, тоже способно быстро устранять группы врагов, и стреляет на удивление, на весьма приличное расстояние.

Ляйхенфауст – Очень мощное оружие, стирающее любых врагов в радиоактивный пепел. Является местным аналогом BFG-9000. Появляется уже ближе к концу игры, и особо пострелять из него времени не будет.

Враги тоже весьма разнообразны, есть, как и обычные солдаты, так и тяжелые пехотинцы, инферналы, огнеметчики и всеми любимые летающие враги. Особенно неприятны чернокнижники. Они умеют уклоняться от пуль и практически моментально перемещаться с места на место. А в бою они закрывают союзников щитами, которые блокируют любой урон. Отдельно стоит упомянуть невидимок – местный симулятор сердечного приступа.

Визуально игра выглядит отлично, и на современных компьютерах запускается без танцев с бубнами. С локациями всё уже не так хорошо, их вроде бы много, и они как бы разные. Но ощущаются они очень однотипно и особо не запоминаются. Виною тому пресловутый желтый фильтр, который тогда пихали в каждую игру. Зато в игре на полную мощность работает физический движок Havok . Окружаемые объекты не прибиты к полу, и при взрыве разлетаются по всему помещению. То же самое происходит и с разными частями тел наших врагов, а перед смертью они не прочь картинно помучаться и покряхтеть. Стрелять в игре вообще приятно, и не надоедает за время прохождения. Оружие выдерживает баланс между реалистичностью и аркадностью, которое необходимо что бы эффективно сражаться ордами нацистов, которых на нас насылают.

Если говорить о существенных минусах, всего их два.

Первое - наличие хаб-локации. Теперь миссии не идут друг за другом, а после каждой из них вы попадаете на улицы города Айзенштад. Это относительно большая локация, поделенная на несколько зон. И делать на ней решительно нечего. Так что вы просто бегаете с одного конца города в другой, чтобы принять новое задание. А постоянно возрождающиеся враги делают этот процесс утомительным. Это было одним из нововведений в игре, которое ей было вот вообще не нужно.

Второе - это поломанный баланс. Помните те суперспособности о которых я упоминал ранее? Так вот, для их использования нужна энергия, стандартная вообщем то история. Такое ограничение необходимо, что бы игроки слишком сильно не полагались свои спецспособности, и думали, когда их более уместно применять. Так вот, в Wolfensteine это не работает. Потому что энергию медальона можно восполнять буквально на каждом шагу. На всех уровнях разбросаны специальные контейнеры или просто случайные места, где вы можете безлимитно восполнять свой запас энергии. Из-за чего игра становится уж очень легкой. Даже на максимальной сложности. Вы просто можете прокачать замедление времени и бесконечно расстреливать в нем беззащитных врагов.

Конфликт поколений - забытые игры

И вот я всё это рассказываю, и у вас должен возникнуть вопрос. А почему тогда игру так холодно приняли? Вроде же все отлично, куча разного оружия и врагов, хороший движок и визуал. Минусов не так уж и много, и они не столь критичны. Но беда игры была не в её объективных минусах.

Дело в том, что Wolfenstein не смог найти свою аудиторию. Олдовые игроки хотели старый добрый Return to Castle Wolfenstein, а увидели какую-то прокачку, спецспособности и невнятное подобие открытого мира. А молодых игроков – игра не могла заинтересовать. Ведь это в это же время, выходили такие игры как Modern Warfare, Metal Gear Solid 4, Uncharted 2 в которых постановка, сюжет и накал страстей был на голову выше. Wolfenstein, с его примитивным сюжетом и коротенькими кастценами, на их фоне выглядел как скучный, серый и старомодный шутер. Так что об игре быстро забыли, а разработкой следующей части занималась уже другая студия и издатель.

Сейчас Wolfenstein 2009 года даже нельзя нормально купить в каком бы то ни было электронном магазине. Что крайне обидно, ведь игра отлично работает на современных системах, ей даже не нужен какой-то патч или ремастер. Она спокойно распознает новые видеокарты и поддерживает разрешение вплоть до 4К.

Я без сомнения рекомендовал бы эту игру всем любителям шутеров от первого лица. В игре удачно совмещены приёмы старой и новой школы, а незначительные минусы не сильно портят общее впечатление. На мой взгляд, это одна из самых лучших игр своего жанра, и крайне жаль, что она оказалась забыта.

Конфликт поколений - забытые игры
119119
48 комментариев

Прошел игру с большим удовольствием в год релиза.

51
Ответить

+, ловил настоящий кайф от прохождения.

Помню, там ещё попутно Quake LIVE в бетке запузырился, выпускной и вступительные в универ, эх.......

9
Ответить

на релизе очень зашла. Обидно даже что все помнят либо саму первую игру  и 2001 года или линейку от беседки... 

17
Ответить

Эту игру забыли в том числе и потому, что она много лет нигде не продаётся вообще (в цифровом виде).

16
Ответить

В целом игра создаёт ощущение произведения создаваемого, с какого-то этапа с некоторым дефицитом ресурсов. Ей явно недостаёт того лоска и полировки достигаемых с помощью бюджетов ААА блокбастеров. Игру делали с большим старанием и мастерством ремесленника выполняющего простой заказ, причём не за самые большие деньги. Такое впечатление, словно посередине разработки Активижен заметил, что кассового потенциала у игры не слишком много и финансовых вершин той же Колды она не покорит, и потому тихо сместил игру в разряд таких второстепенны игр класса Б, которые к тому времени уже умирали как явление. При этом я не могу сказать об игре толком ничего плохого, да она не отполирована, в ней видно слишком много попыток догнать все тренды мира и она ощущается такой достаточно дешёвой, но при этом играть в неё достаточно приятно, глазам не больно, и удовольствие от прохождения приходит. Просто в ней не хватает как той пресловутой души, искры божьего гнева, которая способна вытянуть даже средние игры в разряд культовых, так и больших денег, способных придать лоска и масштаба всему происходящему. Так игра и зависла между небом и землёй: слишком сиюминутная, чтобы выделяться на общем фоне, но недостаточно дорогая, чтобы запомниться самим фактом своего существования.
И вот сочетание всех вышеперечисленных трендов и модных фишек, с традиционной для серии смесью мистики и ретро фантастики в эпохе Второй мировой порождает достаточно любопытный геймплей, который сперва хочет казаться обычным военным шутером, но потом из него начинают вырываться интересные особенности. С одной стороны автореген придаёт игроку больше смелости, ибо теперь не стоит думать о менеджменте здоровья и брони, но система чекпойнтов уже начинает капать на мозг игроку и побуждает его избегать наиболее рисковых шагов и стратегий, которые могут стать типичными при злоупотреблении системой свободных сохранений. Правда стоит только немного прокачать свой медальон и оружие, как игра начинает играть другими красками. По сути, вместо обычного для прошлых игр серии геймплея в стиле стреляй-беги, пришёл постоянный поиск удачных тактик применения спецприёмов для разрешения тех или иных ситуаций. То есть, постоянно балансируя применение способностей медальона, находясь в поиске заряда для него на поле боя и переключаясь между режимами игры, вам предстоит уловить некий поток и войти в резонанс с предполагаемым темпом игры, после чего вы станете таки получать удовольствие от прохождения и забудете о каких либо проблемах в прохождении самой игры. Правда если вам захочется играть не так, как этого предполагает сама игра и попробовать найти тактическую глубину или иные грани геймплея, то вас будет ждать только путь фрустрации и страданий.
И пусть поначалу игра будет обманчиво прикидываться обычной стрелялкой про Вторую мировую с элементами фантастики, но не стоит обманываться и лучше заранее настроить себя на несколько другой тип игрового процесса. Тогда вам сразу станет и проще проходить саму игру и получать от неё удовольствие. Хотя от некоторых элементов игры получать смех и радость будет трудно, даже привыкнув к её игровым особенностям. Главным образом это касается некоторых странных скачков сложности ближе к концу игры, когда вы внезапно начинаете сталкиваться с каким-то лютым хардкором на постном масле. Вроде финального босса, который в результате начинает не столько бросать вызов и провоцировать игрока, а тупо раздражать его кривизной всего финального этапа. Но за рамками подобных странностей игра может доставить немалое удовольствие и развлечь игрока вечерами на протяжении всей рабочей недели.
Также подобное отношение можно увидеть и по продвижению игры её издателем. Точнее по отсутствию, как и самого продвижения, так и по отсутсвию самой игры не только Стиме, но и даже в собственном магазине издателя – баттлнете. Такое наплевательство, позволяющее сыграть в игру только нацепив треуголку и повязку на глаз, только лишний раз свидетельствует о том, что в ходе создания и издания игры и авторы и издатель ближе к концу производство просто отбывали номер. Хорошо что в итоге мы вовсе увидели игру, а не получили сухой пресс-релиз, о закрытии проекта. По крайней мере, для столь ремесленной и бездушной работы в неё довольно приятно играть и даже получать удовольствие. Жаль только, что это не позволяет поднять игру выше среднего уровня. Из-за чего собственно она и вышла без особого шума и была быстро забыта игроками. Но для любителей жанра пройти мимо неё всё же не следует, особенно если вам по душе как игры серии так и просто шутеры по Второй мировой.

13
Ответить

Хах, хороший движок и визуал? Отличная шутка, я оценил. id tech 4 на момент выхода игры был откровенно устаревшим движком. После Крайзиса, Ворлд ин Конфликта, Гирей и второго Киллзона это пластмассовое малополигональное недоразумение выглядело как кроссген поделие, к тому же растерявшее всю атмосферу относительно RtCW. Отстрел немцев еще никогда не выглядел так мультяшно-неоново.

11
Ответить

Отстрел немцев еще никогда не выглядел так мультяшно-неоново.

Ну как бы этим и обращал на себя внимание, в кои-то веки сочная картинка.

7
Ответить