All clear, Gabe. Обзор трилогии Syphon Filter

Одна из лучших экшн трилогий на PSOne. С оговорками.

All clear, Gabe. Обзор трилогии Syphon Filter

СПОЙЛЕРЫ! НОСТАЛЬГИЯ! ХЕЙТ!

Syphon Filter (31 января 1999)

Сюжет незамысловат, но вдохновлен лучшими шпионскими и экшн представителями кинематографа тех лет. Некое антитеррористическое Агентство после инцидента в Коста-Рике посылает своего лучшего агента Габриэля Логана в Вашингтон с целью предотвращения теракта с применением биологического оружия в честь которого была названа игра. Виновником был объявлен некто Эрик Ромер и его нужно срочно остановить, ведь в его руках находится опасный вирус способный убивать конкретных людей. Гейб и его напарница Лиан пересекут весь мир: Вашингтон, заснеженный Казахстан, мрачную Украину; раскроют заговоры и предательства и, конечно, спасут мир от Третьей мировой войны.

Как играть? Управление персонажем получилось почти идеальным для 3D экшна вышедшего в 1999 году на консоли. Гейб умеет кувыркаться, ходить вприсядку, висеть на руках, и конечно, метко стрелять. Проблему стрельбы на консолях авторы решили двумя способами.

Первый - это автонаведение. Зажимая R1 герой целится в ближайшего врага. Чем выше показатель меткости, тем выше шанс попасть. Это же работает и в обратную сторону: персонаж имеет показатель "угрозы". Чем он выше тем точнее по Гейбу стреляют противники. А те что умеют делать хэдшоты, составляют наибольшую опасность так как их выстрелы мгновенно заполняют шкалу до максимума и врагу хватит одного выстрела, чтобы расправиться с героем.

Второй способ это стрельба от первого лица. Он менее удобный, но позволяет убивать врагов с любого расстояния и из любого оружия. Даже из дробовика. Даже если противник стоит на другом конце карты. Даже если целиться в голову. Разброса у оружия в этом режиме нет вообще. Однако, стрельба от первого лица частенько заставляла пальцы болеть, а пятую точку полыхать из-за не самой удобной реализации.

Кто враги? Гейбу противостоят исключительно террористы и наемные группировки. Однако, какого-то особого разнообразия кроме внешнего вида нет. Некоторые представители носят броню, кто-то умеет кидать гранаты, а совсем особенные ставить хэдшоты. Наибольшую проблему составляют первые и третьи. Во-первых потому что быстро прицелиться в голову на стрелках геймпада бывает сложно, а во-вторых, когда таких врагов много приходится тратить боезапас на то чтобы сначала пробить их броню, а потом и убить. Хотя, если наловчиться, и ставить хэдшоты, то с таких врагов можно забирать броню себе. Ведь без нее Гейб выдерживает всего пару выстрелов.

Так же не обошлось без боссов. Их всего три-четыре, но сложно не запомнить огнеметчика Гидеона и босс-вертолет на вершине радиовышки на военной базе в Казахстане.

Чем воевать? Выбор оружия тут на любой вкус. Несколько видов пистолетов, автоматы, дробовики, снайперские винтовки, гранаты, гранатомет и любимец публики - тазер. Этот малыш выстреливает длинной нитью, которая пропускает эклектический разряд и поджигает врага. Если вы использовали его, то крики горящих недругов запомнили навсегда.

Где воевать? На 20 уровнях в трех странах. Каждая страна, где происходит действие представляет собой несколько уровней логично связанных между собой. События в Вашингтоне приводят героев в Нью-Йорк, а оттуда в Казахстан и Украину.

Несмотря на то что игра экшн, в ней есть и стелс эпизоды. Однако многого ждать от пряток не стоит. Единственное правило - ходить вприсядку, не подходить сбоку и спереди, и стрелять исключительно из оружия с глушителем. Проходить такие уровни не сложно, но в одном случае тревога будет провалом миссии, а в другом на Гейба будут сыпаться бесконечные волны врагов, что делает прохождение фактически невозможным. Но не это главная проблема.

Весело играть? Темп и динамика, к сожалению хромает. Игра бодро стартует, и проводит Гейба через улицы Вашингтона, где он помогает разминировать бомбы. После он попадает в метро, где Ромер все-таки смог взорвать одну и герой вынужден выбираться из горящих развалин подземки. Следом, Гейб бросается в погоню за одной из злодеек - Марой Арамовой, а преследует он ее в действующем тоннеле метро. По обоим линиями ездят поезда и герой кувыркается с линии на линию лишь бы не попасть под колеса поезда. Далее отличные уровни в парке и стелс в выставочном центре, взрываем базу в Казахстане и сбиваем вертолет. Калейдоскоп событий и динамика огромная. Игра берет такой разгон, что останавливаться было бы грешно. НО!

Во второй половине игры герой попадает на Украину, а именно, в заброшенный собор, который переделали под лабораторию. С этих уровней и далее начинается парад уныния и однообразия. Бесконечные и однообразные коридоры набитые врагами, где нужно выполнить цели непомеченные на карте. Пропустить нужный проход или окно проще простого, и таких уровней тут два подряд. Однако, следом идут еще более унылые катакомбы под собором. И тоже два уровня.

Ситуацию не спасает и последующая перестрелка на складах, где воюют две группировки. Идея быть зажатым между воюющими сторонами не плоха, но ее исполнение ужасно: по факту становится в два раза больше врагов. В добавок к этому, нужно найти несколько объектов, которые не помечены на карте, а при взаимодействии с ними нет никаких меток обозначающие, что они активны. И таких уровней снова два. Словом, разработчики растягивали игру как могли. В какой-то момент (на один уровень) игра вспоминает, что она зрелищный боевик, но спустя этот короткий эпизод снова забывает об этом и кидает в шахты. Хорошо хоть, что последний уровень вышел интересным и в меру запоминающимся.

А что с саундтреком? Композитор Чад Дауд написал отличный и динамичный саундтрек. Вот несколько примеров. Главную тему забыть невозможно.
Погоня в метро за Арамовой. Битва с огнеметчиком Гидеоном.

Что там с прессой? 90 баллов на Метакритик и плашка Must Play.

Подводя итог. Syphon Filter это показательный пример того как можно и нужно делать экшны на консолях. А так же пример, как не нужно растягивать игру однообразными и скучными уровнями. К счастью, сиквел исправил все проблемы оригинала.

Syphon Filter 2 (14 марта 2000)

Я повторю слова из своего же обзора на трилогию о Крэше Бандикуте. Сиквел это лучшая часть в серии. Графика, геймплей, ситуации в которых оказываются герои - все это выросло в разы в зрелищности и постановке.

Каков сюжет? Игра стартует сразу же после концовки оригинала. Лиан, еще в прошлой игре зараженную вирусом похищают, а Гейба перевозящего ценные данные сбивают истребители. Оказавшись сборищем злодеев Агентство пытается убить героев. Отныне в его глазах Гейб и Лиан - враги номер один.

Чудом выжив герой на парашюте приземляется где-то в горах Колорадо, и тут же попадает в мощную заварушку. Во чтобы то ни стало, но Габриэль Логан не должен найти данные и уйти живым.

Герои и в сиквеле не сидят на месте и путешествуют по миру: Колорадо, Нью-Йорк, и конечно, матушка Россия и ее уровни в Москве. Помните Григорова и уровень в женском гулаге?

Вместе с цифрой в названии выросло и количество играбельных героев. Теперь у нас их двое. Это сам Гейб и Лиан. Хотя навыками герои не различаются, но такой ход разбавляет нарратив и выглядит очень логично. Изначально герои разделены и каждый выполняет свои задачи прежде чем встретиться. Гейб под рокот выстрелов сталкивается с настоящей армией и противостоит войскам террористов, а Лиан поначалу достались уровни, которые нужно проходить в стелсе. Это отлично играет на динамику, которая в сиквеле не провисает ни на минуту.

Вот Гейб прорывается через горы, чтобы попасть в засаду в дорожном тоннеле. Спустя десять минут он уворачивается от снайперов и выключает свет в тоннеле, чтобы миновать танк. Разминирует мост и сжигает врагов из огнемета, и как вишенка на торте игра дарит два уровня на движущимся поезде, где противники пытаются настигнуть нашего героя (до Uncharted 2 оставалось девять лет).

Пока Гейб переживает приключения в Колорадо Лиан сбегает с военной базы и угоняет военный вертолет, чтобы помочь другу, чей поезд несется в обрыв.

А заканчивается первый диск (да, сиквел на двух дисках) хардкорным уровнем на месте крушения самолета, в котором Гейб перевозил данные. Локацию окружает пылающее зарево пожара, враги нещадно целиться в голову, а на фоне играет замечательная композиция. Автором музыки и в этот раз выступил Чад Дауд. Вдогонку еще один классный трек .

И так всю игру. Простые, но интересные стелс эпизоды сменяют бодрые экшн уровни.

Без минусов? Уровень в секретной лаборатории, где Гейб под прикрытием должен синтезировать вакцину. Он плох тем, что оружия здесь поначалу нет, а что делать и куда идти решительно не ясно.
А еще уровень в канализации. Вот он ни к селу ни к городу. Хорошо, что хоть только один.

Что с геймплеем? А почти ничего нового. Это на 99% та же самая игра. И все описанное про геймплей в разделе про оригинальную игру применимо и здесь.

Однако, геймплейное насыщение стало больше. В рамках одной миссии могут предложить разминировать мост и спасти заложников предложив одним выстрелом убить сразу двух охранников.

Забег по улицам Москвы сопровождается взрывами от М-79, а преследуемая цель ловко ставит хэдшоты и игроку приходится прятаться за машинами. Более того по дорогам ездит и обычный транспорт под колеса которого можно по неосторожности угодить.

В парке, например, есть секции без света и где можно убивать недругов винтовкой с ПНВ. В общем и целом, уровни это не просто перестрелки, но и череда разных интересных препятствий.

Среди врагов появился один новый тип - полностью облаченные в непробиваемую броню (и то на пару уровней). Что касается управлениям персонажем, то оно не изменилось, однако, целиться от первого лица по прежнему не очень удобно.

Чем убивать? Из нового оружия ближнего боя - нож и шокер. Чтобы использовать их нужно подкрасться со спины к противнику. Из огнестрела - гранатомет с газовыми гранатами, арбалет и дробовик UAS-12. Еще добавили бинокль, но толку от него нет.

Игра на двоих? Вот это уже полноценное нововведение. Два игрока оказываются на одной карте и пытаются убить друг друга. Незамысловато, но свою долю фана принести может. Берем Гейба, Лиан и доказываем кто тут лучший агент. Кто первым доберется до гранатомета тот и победил.

Что там с прессой? Оценки на Метакритике не нашел, но юзеры с Канобу оценили игру на 9.0.

Подводя итог. Разработчики учли ошибки оригинала и выпустили полноценный и типичный (в хорошем смысле) сиквел. Больше, шире, нажористее. По моему мнению, это лучшее, чтобы было в серии Syphon Filter за все ее игры. Потому что далее планка сильно упала.

Syphon Filter 3 (5 ноября 2001)

Признаюсь, мне сложно что-то писать о третьей игре. Если коротко, это снова та же самая играя, что и год и два назад, но скучнее в плане миссий. Из уникальных особенностей тут разве что заметно выросший уровень графики и четыре главных героя никак не связанных между собой в плане сюжета и геймплея.

Именно на третьей игре заметна стагнация и потеря чувства вкуса у авторов. Словно им самим надоело делать одно и тоже третий год подряд.

Потому что триквел не привносит абсолютно ничего нового в игровой процесс, а наоборот, делает его преснее и скучнее.

Но может есть что-то хорошее в тройке?

Сюжет? После концовки второй части героев допрашивают в суде о случившихся событиях. Помимо Гейба и Лиан тут присутствуют Тереза и Лоуренс. Оба они фигурировали в прошлой игре и помогали героям найти вакцину для Лиан. Персонажи поочередно дают показания о своих действия в прошлом, но, как я заметил выше, на сюжет и героев это никак не влияет, так как все события происходят в разных временных отрезках. Тереза вообще рассказывает о своих похождениях будучи полицейской, а Лоуренс про так как впервые столкнулся с вирусом в Африке - еще до знакомства с основными героями. Под конец игры происходит один единственный твист, но и он довольно предсказуем.

В целом, триквел так или иначе завершает трилогию. Спасибо хотя бы за это.

Возросший уровень графики? Факт. Это последний аккорд отжившей свое приставки. Говорят, игру планировали выпустить на PS2, которая уже как год на прилавках (западный релиз консоли октябрь-ноябрь 2000).

Геймплеем? Он снова ни на йоту не изменился. То же управление, то же оружие и враги. То есть буквально ни-че-го нового. Даже полностью бронированные солдаты пропали, если не считать короткий сегмент с Ромером в воспоминаниях Гейба. Интересных игровых ситуаций, как например, стрельба из огнемета или стелс-преследование цели тут раз два и обчелся. Максимум что позволяет себе игра это брать анализы у аборигенов.

Из нового оружия хочется отметить AU300, которая позволяет стрелять сквозь стены.

All clear, Gabe. Обзор трилогии Syphon Filter

Музыка? Чад Дауд верен себе, но врезающихся в память композиций остро не хватает. Если есть что-то что запомнилось именно вам - кидайте в комментарии. Лично я не могу привести примеры достойных композиций. Не исключено, что это моя предвзятость.

Уровни? 19 уровней в семи (!!!) странах. Казалось бы отличное разнообразие, но уровни лишены какой-либо динамики и насыщенности, а сделаны, по ощущениям, в редакторе или нейросетью. Доки и коридоры корабля, руины городка в Афганистане, деревушка в Австралии и снова руины, но уже ацтеков, настолько невзрачны, что диву даешься как же разработчики допустили это? Как пример ночная миссия за Лиан в Австралии, где нужно было искать инфицированных аборигенов. Это просто кошмар, а не миссия. И подобного в игре навалом. Вышеупомянутые руины ацтеков это череда однотипных коридоров и помещений, где легко заблудиться.

Причем цели на уровнях зачастую одинаковые - найди то не знаю что и не знаю где, удачи. Кажется, что кому-то показалось хорошей идеей взять вторую половину оригинальной игры и на ее основе сделать триквел.

Но у SF3 есть хорошие уровни, вы не подумайте. Первая миссия в отеле очень хороша. Она разнообразна и динамична. Короткий эпизод в самолете, где нужно выстрелами из дробовика выкинуть злодея с борта тоже запоминается. Равно как и две последние миссии в здании суда и в поезде. Проблема в том, что это только четыре действительно интересных эпизода уровнем качества SF 2. Остальные пятнадцать это как Украина и шахты Казахстана из первой игры. Печально.

Напомню, что в триквеле у нас четыре героя, но на сюжет и миссии это никак не влияет. В то время как наличие двух героев в сиквеле было объяснено сюжетно: Гейб застрял в горах, а Лиан на базе. Именно она лично знает Григорова и поэтому Москву и женский Гулаг покоряет именно она и так далее.

Иными словами, ровной структуры миссий и сюжета в игре основанной на флэшбэках нет и быть не может.

Хоть что-нибудь новое? Секретный режим биатлон, который открывается за выполнение особых условий в уровнях игры. Например, в первой миссии в отеле необходимо убить всех врагов тазером в здании напротив в начале уровня и не дать убить заложника. После этого в настройках открывается новый режим, где в парке из первой игры нам предлагают пострелять по мишеням.

Уровень из второй игры в режиме биатлон
Уровень из второй игры в режиме биатлон

Что касается режима на двоих, то остался точно таким же как и во второй игре.

Что там с прессой? 73 бала на Метакритик.

Подводя итог. Слабый триквел, который лучше бы и не делали. Современная игровая индустрия и сейчас полна примеров, когда авторы завершая серию начинают выпускать приквелы к истории, которые являются затычками перед основными релизами. Например как Gears of War Judgement, God of War Ascension или Batman Arkham Origin. Играть можно, даже интересно, но вторично и не обязательно до зубного скрежета. Такой же и получилась третья часть Syphon Filter.

Хотя, уверен, что у трешки есть свои фанаты и почитатели. Синдром утенка никто не отменял. У кого то может 3D GTA это худшее что было в серии, а GTA 2 единственный идейно верный сиквел. Думаю, вы поняли мысль.

Завершая этот обзор хочется сказать, что история Гейба Логана и его команды это живой пример восхождения и заката игровой серии в рамках одной трилогии. Бодрое, но неровное начало, великолепное продолжение и спад к третьей игре. Тем не менее, серия получила сиквелы на PS2 и PSP, но в итоге умерла не добравшись до более старших платформ. Возродится ли она когда-нибудь? Кто знает.

Оценка: "Gabe, are you there?"

Ваш любимый Syphon Filter с PSOne?
Syphon Filter
Syphon Filter 2
Syphon Filter 3

Спасибо за чтение. Еще немного обзоров тут:

155155
92 комментария

Рисовал одному хорошему человечку на 32 года :)

33
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

"Гейб умеет кувыркаться, ходить вприсядку, висеть на руках, и конечно, метко стрелять"

26
Ответить

Одна из любимых игр на Ps One. До сих пор помню как потел на уровне где нужно было за тянку обезвредить шокером чела который ходил вокруг фонтанта по стелсу... Суровая миссия для меня была

14
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Как же я ненавидел в свое время стелс уровни из второй части. Да, сейчас, с большим опытом за плечами, они кажутся лёгкими, но вот тогда, особенно после метал гира(в который я кстати не особо много играл), мне было дико неудобно проходить эти одноклеточные прятки. Буквально 90% моей игры в СФ2 это прохождение первого уровня - и выключение игры.

7
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить