Disco Elysium: смысл концовки

Disco Elysium: смысл концовки

Disco Elysium – одна из лучших RPG последних лет. Умная, тонкая, меланхоличная, лиричная, многогранная и многослойная игра. Без преувеличения – шедевр, достойный стоять в ряду других великих RPG, особенно с учётом нестандартного сеттинга. Тем страннее было пройти игру и получить такую концовку.

Внимание: вся последующая статья – это сплошной спойлер к игре, вышедшей два года назад. Также статья не даёт готовых ответов, так как автор их не знает сам, она просто подталкивает к размышлениям.

В комментариях к рецензии на Disco Elysium на сайте «Мир Фантастики» кто-то справедливо заметил, что концовка игры в лучших традициях Дарьи Донцовой. Все подозреваемые оказались тупиками, допросы, улики, анализ ситуации оказались почти бессмысленными и привели расследование к роялю в кустах в лучших традициях бульварных детективов. Мэтры жанра типа Конан Дойля и Агаты Кристи, а также писатели новой волны типа Ю Несбё приучили нас, что преступник (за редким исключением) – это один из персонажей книги и по тексту разбросано масса намёков и улик, позволяющих вычислить злоумышленника. Именно это придаёт хорошему детективу особую остроту. Вводить в конце истории Disco Elysium безумного старого стрелка - ход довольно спорный, если не сказать примитивный. Но так ли это?.. Могла ли интеллектуальная игра поглупеть ближе к концу? Или не всё так просто?..

Disco Elysium: смысл концовки

Идея один. Совершенно очевидно, что игра, в первую очередь, не про расследование, а про понимание Гаррье самого себя. Фактически, игра начинается (и продолжается) в духе Planescape: Tornment. Главный герой просыпается в незнакомом для себя месте, он не помнит как его зовут, как он сюда попал, что он делал до этого и даже – как он выглядит. По ходу игры мы как мозайку собираем осколки личности Гаррье и узнаём о его поступках и их последствиях. Дело не об убитом наёмнике, но о том, кто такой Гаррье и что его ждёт. В этом смысле игра даёт нам больше, чем можно ожидать. Внимательный и эмпатичный игрок под конец Disco Elysium сможет понять и прочуствовать всё глубину боли Гарри. Апофеозом его истории, её катарсисом становится встреча с убийцей. Дезертир – такой же разбитый жизнью, расколотый болью и разочарованием сломленный человек. Гаррье понимает, что Дезертир – это его возможное будущее, более мрачная и безумная версия его жизни. Мне хочется думать, что встреча с Дезертиром стала озарением и поворотным моментом в жизни Гарри, он осознал, что сон разума пораждает чудовищ. Под таким углом можно резюмировать, что история Disco Elysium раскрывается в полной мере.

Disco Elysium: смысл концовки

Идея два. Игра не пропагандирует этого прямолинейно и в лоб, но она явно несёт в себе гумманистический посыл. История Дезертира – она в том числе про то, что осколки войны всё ещё могут ранить. О том, что искорёженные и измученные большими потрясениями люди несут и множат боль. О том, что чем больше ты вглядываешься в бездну войны, тем больше она начинает вглядываться в тебя. Что война не заканчивается с её официальным окончанием, её эхо разносится ещё много лет и это – бессмысленно и страшно.

Disco Elysium: смысл концовки

Идея три. А может быть вся игра – это аллюзия на жизнь Гарри Дюбуа? Хаотичное мелькание несвязанных эпизодов. Фаталистический поток, несущий и несущийся, неуправляемый. Калейдоскоп случайных осколков. Форма бреда. Тогда безумный Дезертир, нелогичность концовки, некая оторванность её от основного повествования становится органичной. Логики, справедливости, смысла не существует как бы говорят нам создатели игры. Жирное троеточие в абсурдиском мире Disco Elysium.

Disco Elysium: смысл концовки

Идея четыре. Нельзя исключать социально-политический подтекст игры. Гарри Дюбуа в начале игры ничего не знает об окружающем мире, совершенно не понимает что происходит. И, передавая управление над ним, нам предлагают разобраться в структуре общества, социальных отношениях Мартинеза. Все ключевые персонажи – это яркие представители различных социальных групп, от маргинальных алкоголиков, реваншистов, анархистов, коммунистов, до крупного капитала и фашистов. Мелкий бизнес, наёмные военные, безграмотные нищие, простые рабочие, хитрые рабочие, ветераны войны, ностальгирующие по феодализму, учёные, бытовые раситы и идейные расисты, тут есть все. Разработчики специально заваривают такой котёл из общественных отношений и чётко обрисовывают роль каждой группы. А Гарри разбирается как они все друг с другом связаны и кому потребовалось убивать наёмника. Сперва нам подсовывают версию о том что это рабочие доков восстали против гнёта капитала и готовы чуть ли не начать новую революцию, но на деле оказывается что они так же как и остальные только пытаются найти выгоду для себя из сложившейся ситуации и левая риторика только ширма. Гарри ищет недостающую часть социальной мозайки Ревашоля, что-то что привело не только к смерти наёмника, но и ко всему упадку Мартинеза. И находит. Дезертир олицетворяет старый дряхлый идейный коммунизм, который всё потерял, сдался под напором объединённых сил капиталистов, а потом ещё и был обманут и использован хитрыми дельцами, прикрывающимися цитатами Мазова. Теперь он просто переполненный желчью призрак Ревашоля, он может только наблюдать как всё за что он боролся гниёт и разлагается. Но свои идеи и принципы Дезертир фанатично отстаивает до последнего, убивая ненавистного фашиста. Но под этим скрывается ещё один – реальный – мотив. На самом деле он хочет быть на его месте, хочет наслаждаться жизнью. Но в Ревашоле для него больше нет места. Детектив в Диско Элизиум это только инструмент с помощью которого ZA/UM толкают игрока к исследованию социально-политической подоплёки мира.

Откровенно говоря, ни одна из версий не устраивает меня на 100%. Поэтому буду искренне благодарен, если кто-нибудь поделится своим мнением на этот счёт – игра предоставляет широкое поле для интерпретаций. Не бойтесь подключить свою Внутреннюю Империю. )

136136
156 комментариев

Куно похуй.

236
Ответить
Комментарий удалён модератором

Ну да, ДЕ - это примерно такой же детектив, как те же Братья Карамазовы или 3 сезон Настоящего детектива.

6
Ответить

Я все-таки не рассматриваю эллизиум как детектив, в котором цель - найти преступника. Это детектив, в котором цель найти себя, своего персонажа, собрать его по кусочкам. Однако, идеи об отзвуках войны прослеживаются в игре весьма ярко, так что и их отметать я бы не стал, но они для меня не стали главными в этом произведении. 

51
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Комментарий недоступен

39
Ответить

Полностью согласен, что "судилище" в конце игры просто необходимо.
Гарри должен начать вызодоровление, в том числе, в глазах своих коллег.

6
Ответить