[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-549065259", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxeub&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Тимур Сафаров", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0438\u043d\u043e","\u043c\u0435\u0441\u044f\u0446\u0445\u043e\u0440\u0440\u043e\u0440\u0430"], "comments": 50, "likes": 36, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "8916" }
Тимур Сафаров
9 062

Кошмар на улице Ленина

Есть ли в России достойные фильмы ужасов.

Поделиться

В избранное

В избранном

У России всегда были непростые отношения с жанром ужасов, а с момента развала СССР — и с кино в целом. Советские фильмы вспоминаются с теплотой. Любовь актёров и режиссёров, как нигде и никогда близких к простому народу, позволяла создавать если и не шедевры, то очень доброе и мотивирующее кино.

​«Черная вода» (2017)

В постсоветском пространстве однозначности куда меньше. У нас всё еще неплохо получались исторические фильмы, а Балабанов и компания неоднократно смогли выгодно сыграть на теме 90-х («Брат», «Бумер»).

В последнее время видны как отдельные жанровые прогрессии (прекрасные драмы Серебренникова, Звягинцева и Быкова, комедии Каримова), так и технические (работы режиссёра Бондарчука и продюсера Бекмамбетова). Есть качественный контент и на телевидении («Оттепель», «Метод» того же Быкова).

«Юленька» (2009)

А вот с хорошим хоррором всё грустно — его будто бы и нет (строго дозированные элементы в «Дозорах» Бекмамбетова не в счёт). Бесконечные потоки «Юленек», «Фобосов», «Мёртвых дочерей» и «Пиковых дам» будто поставили крест на сегменте качественного отечественного ужаса.

«Маршрут построен» (2016)

Производителю чаще хочется надеяться на случай или на известное лицо («Дизлайк»), а не на качество. Россия неверно научена историей Запада, где почти любой дешёвый хоррор окупает себя в десятки раз. Но не всё так плохо. Хорошие вещи были и есть. И начинать надо с СССР.

«Вий»

Подавляющее большинство советских граждан определяли «Вий» (1967) очень просто — «ужастик». Хоть здесь полфильма и показывают пьющих и поющих казаков (быт и речь переданы мастерски), вторая половина вполне укладывается в жанровые каноны.

«Вий» (1967)

Старшее поколение с улыбкой рассказывает, как в самые жуткие моменты сидящие рядом в кинозале люди прижимались к чужому плечу и хватали друг друга за руки.

«Вий» (1967)

Блестящая актерская игра Леонида Куравлёва и новизна режиссёрского подхода Константина Ершова сделали «Вий» культовым. Он остался первым и последним полноценным фильмом ужасов в СССР, и при своеобразной экзотике жанра сумел стать одним из самых популярных фильмов — в год выпуска его посмотрело более 32 миллионов человек.

«Вий» (1967)

Современный зритель, пройдя через все части «Астрала» и «Заклятия», вряд ли найдёт в нём что-то жуткое. Но в то время это было действительно страшно.

«Прикосновение»

Следующее заметное событие в жанре произошло аж 25 лет спустя. Кинофильм «Прикосновение» (1992) стал первым постсоветским опытом в хоррорах.

«Прикосновение» (1992)

Главный герой первого российского фильма ужасов — следователь Крутицкий, занимающийся делом самоубийства молодой женщины, которая перед суицидом задушила своего сына. Совершенно ясно, что серьёзных причин для таких поступков у женщины не было. Однако позже напуганный любовник покойной сообщает следователю шокирующую информацию — женщину убил её отец, который в последнее время стал слишком часто её навещать.

«Прикосновение» (1992)

Вот только выясняется, что отца уже 12 лет нет в живых. Свидетель пытается убедить Крутицкого оставить расследование, а затем внезапно сводит счёты с жизнью. Скептически настроенный следователь по ходу фильма всё больше погружается в изучение паранормальных явлений, а события развиваются с удивительной динамикой и по-настоящему жуткой для кино того времени атмосферой.

«Прикосновение» моментами напоминает то «Сумеречную зону», то «Секретные материалы», то «Изгоняющего дьявола». С поправкой на постсоветский колорит и отсутствие слепых заимствований с Запада.

«Прикосновение» (1992)

Картина удивляет неожиданными операторскими решениями и изобретательными сценами (чего стоит «разговор» с отцом убитой на кладбище), и вызывает близкое к гордости осознание, за какие копейки всё это великолепие снято.

«Упырь»

В «Упыре» (1997) вампиры держат в страхе целый провинциальный городок: рабочие местного комбината боятся выходить из дома, а своих детей даже в школу не пускают. Нечисть стремится занять место криминальных боссов и гонит воров в законе с насиженного места.

«Упырь» (1997)

Охотник на нечисть в исполнении Алексея Серебрякова вместе с новым напарником прибывает в город, чтобы выполнить заказ местного криминального авторитета на убийство особо ретивого кровососа. Разумеется, прихватив с собой целую сумку осиновых кольев. Но не проходит и часа, как напарника убивают прямо в туалете местной забегаловки, и охотник в одиночку сталкивается с провинциальной вампирской мафией.

«Упырь» (1997)

«Упырь» временами выглядит нездоровой компиляцией идей «Блэйда» (который, к слову, вышел на год позже) и «Брата» Балабанова. И в этом его особенный шарм.

«Упырь» (1997)

Как никогда харизматичный Серебряков в стильной «кожанке» весь фильм занимается убийством кровососов под тяжелые околоиндустриальные риффы группы Tequillajazz, в знакомом каждому жителю СНГ антураже. ​Фильм не столько пугает, сколько удивляет самим своим существованием. Далеко не идеальный, но нужный для того периода трэш-хоррор.

«Упырь» (1997)

В своей отрешенности от российского кинематографа тех лет фильм следует путём «Прикосновения». К сожалению, в итоге это так ни к чему и не привело: хорошие российские хорроры не появлялись после «Упыря» ещё пару десятков лет.

Несомненно, «Упырь» — это вынуждено низкая планка, которая, тем не менее, так и не была преодолена многомиллионными «Мёртвыми дочерьми», «Пиковой дамой» и «Юленькой».

«Убрать из друзей»

Конечно, «Убрать из друзей» (2015) нельзя назвать фильмом стопроцентно отечественного производства. Однако проект создавался совместными усилиями компании BAZELEVS Тимура Бекмамбетова (часть денег была выделена Фондом кино) и именитой Blumhouse Productions, за спиной у которой «Паранормальное явление», «Астрал» и «Прочь» Джордана Пила.

«Убрать из друзей» (2015)

Концепция фильма проста — перенести «Паранормальное явление» на десктоп «макбука», заставив героев взаимодействовать лишь через интернет. К сожалению, фильм очень быстро перестаёт удивлять сценарием (трудно полтора часа действия строить лишь на одной неплохой идее). Но за счёт необычного использования мессенджеров, браузеров и видеохостингов создается интересный эффект погружения (особенно если смотреть фильм на компьютере).

«Убрать из друзей» (2015)

Призрак терроризирует пятерых друзей, дабы выяснить, кто же всё-таки виновен в смерти их подруги, прибегая к созданию жутких багов в Skype и Facebook, и попутно стравливает героев, устраивая им соревнования со смертельным исходом для проигравшего.

Порой фильм удивляет своеобразным юмором с невероятно уместными музыкальными вставками и парочкой неожиданных сценарных ходов. Благодаря им «Убрать из друзей» можно в какой-то мере назвать идеальной экранизацией всем известных комментариев-страшилок из «ВКонтакте». Тех самых, которые «Отправь это сообщение 10 друзьям, или твой близкий человек в ночь с четверга на пятницу свернёт себе в ванной шею».

«Убрать из друзей» (2015)

Многие сцены снимались непрерывно и по 10 минут в среднем. По требованию режиссера весь фильм как минимум один раз был снят полностью без склеек. Представьте: 80 минут непрерывной параллельной актерской игры — каждый актёр сидит в своей комнате и погружён в роль.

«Убрать из друзей» (2015)

Важно упомянуть, что такие приёмы используют нечасто, особенно в хоррорах. А в итоге тот материал, где молодые люди играют с ярчайшими признаками усталости (и как будто бы на грани) и вошёл в финальную версию.

Картина стала кассовым хитом и при бюджете всего в 1 миллион долларов собрала по миру 64 миллиона.

Короткометражка Ильи Власова «00:10» (2009), по сути, играет на той же территории, что и «Убрать из друзей». Фильм создает первоклассный саспенс, ограничив место основного действия компьютером и телефоном главного героя.

«Z»

Воистину ужасный рекламный ролик жилого комплекса «Зиларт» (тот самый, где Басков на превью) внезапно переродился в лучший зомби-хоррор российского производства.

«Z» (2017)

Короткометражный фильм «Z» (если начистоту, то это все ещё длинная реклама «Зиларта») внезапно превзошел по качеству не только все отечественные высказывания на тему зомби (те же «Zомби каникулы», правда, трудно не превзойти), но и стал заметным явлением среди российских хорроров в целом.

«Z» (2017)

Героическая мать в исполнении Яны Трояновой, после того как соседскую старушку сгрыз инфицированный муж пенсионерки, прорывается со своими детьми из осаждённого живыми мертвецами дачного поселка. Все это сопровождается напряженными сценами бегства, отличнейшей работой оператора и чёрным юмором (до Николая Баскова зомби добираются уже на первых минутах, прямо на сцене).

«Z» (2017)

Баланс между юмором и серьёзностью делает фильм близким и к «Планете страха», и «28 дням спустя» одновременно. Трудно поверить, что всё это — продолжение рекламного ролика, который и вспоминать-то стыдно.

«Чёрная вода»

​По сюжету «Чёрной воды» (2017) двое братьев, Максим и Пётр, вместе с Полиной, девушкой Максима, едут в деревню, чтобы отремонтировать старую баржу, купленную одним из братьев. Однако баржа, как и окружающая её унылая российская провинция, таит в себе множество неприятных секретов, в том числе и паранормальных.

«Черная вода» (2017)

Глухая деревня встречает героев неприветливо, а после ссоры братьев Полина и вовсе пропадает. На следующее утро она возвращается, но с девушкой начинают происходить странные вещи. Петру не даёт покоя мысль, что прежняя Полина с ночной прогулки так и не вернулась.

«Черная вода» (2017)

Почти лавкрафтовская завязка однако не приносит нам ни полноценного детектива, ни цельного фильма ужасов, ни социальной драмы, к которой режиссёр то и дело обращается. Фильм пытается одновременно быть и «Левиафаном», и «Ведьмой из Блэр», и чуть ли не «Настоящим детективом». Можно рассматривать это и в положительном ключе — так хоррор становится необычайно многогранным, что выгодно отличает его от отечественных жанровых аналогов.

«Черная вода» (2017)

«Чёрная вода» — фильм далеко не идеальный. На Западе режиссёры уже научились говорить со зрителем о насущных проблемах социума в рамках хоррора («Бабадук», «Прочь»), а «Черная Вода» всё же напоминает неуверенное визионерское высказывание. Высказывание, которое, тем не менее, очень интересно анализировать.

«Черная вода» (2017)

Любопытно, что режиссёр Роман Каримов открестился от фильма, назвав его арт-хаусом. По его словам, он жалеет, что вообще взялся за проект. Тем не менее, на фоне работ Руминова и Подгаевского «Чёрная вода» выглядит очень пристойно. Потенциал на создание необычного социального хоррора в российском кинематографе всё же есть.

Картина ожидаемо осталась непонятой и собрала за первую неделю проката всего 8 миллионов рублей.

Что ещё

Помимо перечисленных фильмов, в России хватало картин, которые к жанру ужасов относятся лишь косвенно, являясь, скорее, триллерами. Это и «Десять негритят» (1987), и «Господин оформитель» (1987), и постапокалиптика «Письма мёртвого человека» (1986), и даже экранизация повести Алексея Толстого «Упырь» под названием «Пьющие кровь» (1991) .

Что дальше

Роман Каримов с куда большим энтузиазмом собирается предпринять новую попытку снять фильм в жанре хоррор.

Его новый фильм «Кольская сверхглубокая» (рабочее название) возьмёт за основу городскую легенду, по которой в 1970 году бурильщики одной из скважин в Мурманской области, по всей видимости, случайно открыли портал в ад. В глубине они услышали странные крики и стоны, а затем, после мощного взрыва, нечто якобы вырвалось из-под земли. Это подтверждают очевидцы и показания сейсмографов.

Отличный материал для хоррора в духе «Бездны» Джеймса Кэмерона или «Пекла» Дэнни Бойла.

«Вий» (2014)

​«Вий» 2014 года трудно назвать хорошим фильмом, однако эта картина породила сразу несколько феноменов. Это был фильм с длинной (целых десять лет) проблемной производственной историей, который тем не менее вошёл в историю отечественного кинематографа. «Вий» собрал в российском прокате 34 миллиона долларов — отличный результат, учитывая специфику жанра.

Но самое интересное, что сиквел «Вия» станет первой в истории совместной киноработой России и Китая, а главные роли в нём исполнят Арнольд Шварценеггер и Джеки Чан. С помощью китайского маркетинга фильм наверняка сумеет побить рекорды первой части.

И совершенно неожиданный сюрприз — российская экранизация произведения Стивена Кинга от сына Александра Домогарова. Короткометражка носит название «Пустите детей», и у неё отличный трейлер.

Надеемся, обстоятельства сложатся удачно и режиссёру выпадет шанс снять кино с бюджетом. А пока что ждем короткий метр — в данный момент он проходит стадию пост-продакшна и должен появиться на экранах в этом году.

«Гоголь. Начало» (2017)

Кое-какие надежды вселяет и «Гоголь. Начало». Фильм представит свою версию истории написания «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: встречи молодого Гоголя (тогда еще простого писаря, а не известного писателя) с деревенской нечистью, по сюжету фильма, и станут основой для его произведений.

«Гоголь. Начало» (2017)

Трейлеры навевают ностальгию по «Сонной лощине» и «Ван Хельсингу» и обещают нам то, что обещал «Вий» 2014 года, ставший в итоге чуть ли не комедией.

Фильм станет началом целой тетралогии и выйдет в прокат уже 31 августа, после чего, с интервалом в полтора месяца, будут появляться продолжения.

Современное российское кино старается следовать общемировым тенденциям, в том числе и тем, что касаются фильмов жанра хоррор. Не все они становятся успешными, однако можно надеяться на то, что в скором времени мы увидим действительно стоящие картины.

#кино #месяцхоррора

Статьи по теме
Режиссёр «Неадекватных людей» планирует снять сай-фай хоррор в духе «Чужого»
Чёрная плесень: обзор хоррора «Прочь»
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться