Дискуссия: почему мы не играем в хорроры

Некоторые игроки игнорируют целый жанр.

Хорроры — уникальный жанр в том числе и потому, что подходит не всем. Некоторые люди не любят бояться и всячески игнорируют произведения, главная цель которых — напугать.

В редакции DTF авторы тоже делятся на два типа: одни хорроры обожают и считают чуть ли не лучшим жанром, а другие — проходят мимо. Дадим слово второй стороне и разберёмся, что к чему.

​У меня с хоррорами отношения странные. Игры практически неспособны меня напугать — разве что с помощью jump scares. Интересные механики или захватывающий сюжет в них появляются не так уж часто, но даже если такое и происходит, то часто геймплейные решения и глубокие смыслы сочетаются с мерзким, противным дизайном уровней и монстров, как в Silent Hill. А такое мне не нравится.

Фильмам вызвать страх легче — когда у меня нет контроля над ситуацией, я становлюсь очень восприимчивым к звукам и общей атмосфере. К тому же, есть очень хорошие хоррор-фильмы, в которых я мог бы оценить, например, режиссуру или картинку, но вот проблема: я не люблю пугаться. Даже напряжение в триллерах мне не нравится. После просмотра такого кино я ещё долго могу ощущать дискомфорт.

При этом я не боюсь неприятных ощущений и много чего могу вытерпеть, просто не хочу делать это добровольно. Зачем?

Скорее всего, это нежелание связано с моим стремлением всё контролировать, ведь, когда боишься, теряешь самообладание, пусть и на долю секунды. Но вряд ли страшные игры и фильмы помогут мне решить эту проблему.

Дмитрий Мучкин, обозреватель

​Для меня игры всегда были отдушиной, источником тех эмоций, которых не хватало в реальной жизни. Мне нравится получать адреналин, убегая от полицейской погони GTA V, чувствовать скорость суперкара в Need for Speed или погружаться в пучину конспирологических хитросплетений Metal Gear Solid.

Хорроры — это в первую очередь страх, ужас. Я не получаю удовольствия от таких эмоций как в реальной, так и в виртуальной жизни. При этом в подобных играх главный герой чаще всего оказывается в роли жертвы, и ощущение беспомощности также не приносит мне никакой радости. Искренне не понимаю восторга от зашкаливающего пульса, трясущихся рук и шума в ушах от повышенного кровяного давления. Возможно, это просто связано с особенностями характера и темперамента, и на мою нервную систему лучше действуют другие раздражители.

Влад Бабаев, автор новостей

​Мне нужно начать играть в хорроры. Каждый раз, когда выходит игра вроде первой Amnesia, The Evil Within или первого Outlast, я порываюсь её купить, потом смотрю трейлеры или стримы, пугаюсь и бросаю затею. Мне это кажется серьёзным упущением, поскольку страх — одна из самых сильных базовых человеческих эмоций.

Существует множество игр, аппелирующих к радости или удовлетворению, но их инструментарий средств воздействия на игрока отличается от хорроров. Последние должны постоянно поддерживать напряжение и, в идеале, использовать невероятные возможности игр как медиа для создания у человека эффекта присутствия в ужасающей ситуации, но с возможностью поставить её на паузу.

С точки зрения механик, это чертовски интересное поле для экспериментов, к тому же с потенциальным терапевтическим эффектом — свой страх легче всего превозмочь в контролируемой среде. Скажем, если человек боится темноты или пауков, то через игры ему будет гораздо легче справиться с фобиями, чем с помощью реальных членистоногих или тёмных комнат. Но что делать мне, когда страх вызывает само средство преодоления боязни?

Когда-нибудь я, конечно, пересилю себя, тем более, что многие не-хорроры заимствуют жанровые приёмы для создания напряжения. Когда-нибудь, но не в ближайшее время.

Артём Слободчиков, обозреватель

​У меня нет какой-то подсознательной нелюбви к хоррорам. Просто так получилось, что я ими «объелся». В детстве смотрел почти всё, что можно было достать: молодёжные слэшеры про маньяков, фильмы про зомби, злобных джиннов, мумий, мутантов и даже динозавров (помните фильм «ДНК», который у нас почему-то звали «Генозавр»?). А потом вся эта концентрация ужаса достигла какой-то критической отметки, и я просто потерял интерес. Комедии, боевики, фантастика, драма — пожалуйста. JRPG, гонки, шутеры про пришельцев — отлично. Ужасы — нет, благодарю.

Тут ещё вот какой момент: в детстве дико пугали всякие штуки, связанные с расчленёнкой. То есть, видишь зомби без лица и потом неделю спать не можешь. Сейчас это уже не вызывает почти никаких эмоций, а бесчисленные скримеры и одни и те же приёмы (к примеру, герой смотрит в зеркало, а там на него кто-то смотрит из-за спины, как оригинально) просто утомляют. Последний раз по-настоящему пугался я во время просмотра «Ведьмы из Блэр». Вот там всё как надо. Только вот смотрел я фильм лет 10 назад. Кстати, если знаете какие-то нетипичные ужастики, которые обходятся без стандартной расчленёнки и скримеров — буду благодарен за совет.

Алексей Сигабатулин, выпускающий редактор

​Не могу сказать, что я не люблю хорроры — скорее я просто их не понимаю. Фильмы, игры, даже книжки в этом жанре никогда не интересовали меня (простите, мистер Кинг). Да, пожалуй, самое правильное слово — «интерес». Мне попросту скучно.

Меня цепляют умные истории, и поэтому я с огромным удовольствием проходил Alan Wake с дополнениями и недавно начал The Evil Within. Мне нравятся необычные графические решения, и ради этого я щупал демку Resident Evil 7, а Resident Evil 4 зацепила в своё время оккультной атмосферой и ощущением, что я понятия не имею, что будет дальше.

Но страх ради страха, желание пощекотать нервы — это всегда было чем-то непонятным для меня. Нет, не подумайте, я ценю страх как таковой. Отличная штука, правда. Но в своей жизни я люблю тот тип страха, который делает меня сильнее и лучше. Преодолевая который я выхожу за собственные рамки и развиваюсь.

А получить дозу адреналина я могу и по-другому, без неожиданных скримеров, огромных зомби-хомяков и клоунов-убийц. Например, прыгнув с парашютом, потому что до чёртиков боюсь высоты.

Станислав Минасов, автор лонгридов

Давайте вместе разберёмся, почему хорроры подходят не всем. Если вы принципиально обходите игры жанра стороной, и на то есть причины — расскажите об этом в комментариях.

2323
141 комментарий

Чето все такие "не играю потому что всё туфта и не страшно, вот раньше было ого-го"
Я не играю потому, что ОЧЕНЬ СТРАШНО, монстры выскакивают, темно, музыка тревожная, патронов нет, фонарик гаснет, управление такое, что руку сломаешь. Мне в обычных-то играх страшно; ненавидел разработчиков Half-Life 2 за ночной уровень с зомби после всего такого солнечного и приятного.

55
Ответить

Рэйвенхольм мне друг проходил, я из-за плеча смотрел и прыгал от страха от каждого прыжка чёрных хедкрабов.

6
Ответить

К бессмысленным хоррорам тоже отношусь с нелюбовью. Но в Рейвенхольме мне было оочень весело. Во-первых Гордон не беззащитен, во-вторых отец Григорий был слишком весёлым и крутым, чтобы было страшно) Кроме того, там ведь весь город обустроен для весёлого выпиливания зомбарей - вертушки, режущие зомби пополам, возможность раздавить толпу мертвяков автомобилем "Москвич", бочки с горючим, диски от пил) Рейвенхольм - это просто город, в котором целиться нужно в голову))))

2
Ответить

Мне вон даже просто прохождение Алиен: Изоляция было страшно смотреть. Нее, хер вы меня посадите в это играть!

1
Ответить

До усёру ору в первой халфе где в вентиляции выпрыгивает мелкая сука тварь... я даже знаю что она сча прыгнет... но сука всё равно сруся

1
Ответить

да, помню этот уровень как сейчас

Ответить

Под каждым словом подпишусь.
Играю в хорроры раз в год, а потом пол года ругаю себя за то, что поддался искушению.

Ответить