Добро пожаловать в семью
Или небольшой сказ о том, как я к Steam Deck'у пришёл
Тяга к портативкам.
Портативки меня привлекали с самого детства. С многоигровкой «тетриса» я познакомился ещё в детском саду. Однако, такой примитивный и дешёвый китайский девайс стоил для моей семьи неподъёмных денег. Играть удавалось лишь урывками, когда удавалось перехватить его у друга, пока вокруг не выстраивалась очередь из других ребят.
Детский сад закончился, и про «Тетрис» я постепенно забыл. В начальной школе, между третьим и четвёртым классом, один одноклассник принёс в класс загадочную коробочку. Она умещалась на двух детских ладонях и казалась чудом.
Только восстановив смутный образ из моей головы спустя года, я понял, что это был Gameboy Advance sp. Что было тогда ну уж очень круто и крышесносно. Увы, поиграть мне в него не удалось. Одноклассник оказался бережливым (или родители его отругали из-за собирающейся толпы) и больше приставку не приносил. До сих пор помню картридж с игрой «Over the Hedge: Hammy Goes Nuts!». И снова портативки исчезли из моего поля зрения лет на пять.
Следующим устройством, которое я смог пощупать, стала PSP. Её принесла в школу одноклассница, уже в средней школе. Львиная доля класса тогда переиграла в «Naruto Shippuden» и «Tekken» – формат коротких схваток в перерывах между уроками был идеален, чтобы быстро набить лицо виртуальным болванчикам.
Каждый раунд выглядел как столпотворение школоты вокруг одной парты:
На этом мои контакты с портативками оборвались. Причины были обыденными: неподъёмная цена, загрузка в старших классах, а после ЕГЭ стало не до игр. Вся тема переехала в долгий ящик.
Попытки наверстать упущенное
На втором курсе я активно увлёкся эмуляцией старого Game Boy на смартфоне. Первое время играл с воодушевлением, открывая для себя недоступные ранее игры. Но интерес быстро угас – катастрофически не хватало тактильного отклика от кнопок. Сама эмуляция работала безупречно, однако играть через сенсорный экран оказалось неестественно и некомфортно. От этой затеи пришлось отказаться.
Возникает вопрос: а почему бы не взять оригинал с рук? В 2019 году я всерьёз планировал купить Game Boy Advance SP второй ревизии – именно из-за улучшенного экрана. Однако финансовые проблемы, типичные для студента, постоянно мешали. В итоге денежный вопрос поставил крест на покупке, а сейчас, к сожалению, этот момент уже упущен.
Позже, когда на рынок хлынули «анберники» (игровые handheld-консоли), я снова воодушевился. Уже собрал какой-никакой бюджет и выбирал модель, как внезапно пришлось всё менять…
Последняя капля
Относительно недавно я отдыхал в Нижнем Новгороде и, по своему обыкновению, взял с собой ноутбук (Lenovo IdeaPad 110-15 ACL). После активного дня захотелось расслабиться за Team Fortress 2, но у ноутбука были свои планы. Последнее обновление игры окончательно обрушило производительность – FPS упал до 10-20 кадров. Если на экране не было множества эффектов и игроков, играть ещё можно было, но удовольствия это не доставляло.
К тому же, на протяжении семи лет я пытался раскрыть весь потенциал этого ноутбука: покупал SSD, увеличивал оперативную память, ставил облегчённые сборки Windows. После того отпуска я сдался. Больше нечего было «выжать» из той начинки, которую мне заботливо подложила Lenovo.
Я бегло изучил, что можно купить на замену по относительно низкой цене, и картина вышла грустной. Вариантов было немного:
· Б/у ноутбуки с GTX 1080;
· Ноутбуки малоизвестных производителей (например, Mybenben);
· Б/у Steam Deck на 256/512 ГБ.
И именно на Deck я остановился. Стал пристально изучать его возможности, недостатки и особенности. Разумеется, я и раньше поглядывал в его сторону, даже намечал покупку в далёкой перспективе. Но теперь решил не ждать – устройство подходило мне по всем ключевым параметрам:
· Автономность. Мой ноут уже не держит больше двух часов, а Deck, в зависимости от нагрузки, работает от трёх и более.
· Вес. 640 грамм против пары килограммов ноутбука.
· Производительность. Deck оказался банально мощнее (не буду забивать текст цифрами).
· Стабильность. Никаких мерзких багов с драйверами AMD (вроде пропадающего красного цвета в полноэкранном режиме).
Кроме того, Deck позволяет выйти из режима Big Picture и использовать устройство как портативный ПК или планшет. Я ничего не терял от этой покупки, а только выигрывал. Именно в этот момент мне очень удачно подвернулся вариант на вторичном рынке.
Мой опыт взаимодействия
Как описать весь мой опыт за пару месяцев использования? Весьма экзотично.
Поначалу было очень непривычно и даже неудобно. К сенсорным панелям я привыкал долго, и их виброотклик каждый раз заставлял насторожиться – казалось, что панели работают некорректно.
Но в итоге меня в Steam Deck приятно удивляет буквально всё: плавность работы, то, как он лежит в руках, и, самое главное, – он заставляет вернуться к заброшенным играм из библиотеки.
Теперь к самим играм их я опробовал немного, но это пока.
Brotato. Не то чтобы я её забросил, но в качестве быстрого теста она подходит идеально. Игра работает плавно даже при большом количестве врагов и эффектов – чего не скажешь о том же опыте на моём ноутбуке.
Balatro. Эта игра создана для Deck, или Deck создан для неё. Я ещё не определился. Геймплей и устройство демонстрируют такую синергию, что сложно подобрать слова. Это как пиво и Nesquik, скуфы и танки, аутизм и Linux.
Game Dev Tycoon. Спросите, а что она тут забыла? Мало того, что я давно в неё играл и купил на распродаже по цене буханки хлеба, так ещё и решил протестировать, как игры без геймпадного управления себя ведут. После этого я понял: сенсорные панели – отличная вещь. Именно ими удобно взаимодействовать с элементами интерфейса, не предназначенными для геймпада: ползунками, интерактивными зонами и так далее.
Team Fortress 2. А это мой главный катализатор покупки. Каждый раз, когда я отправлялся домой (особенно на зимние праздники), мне дико хотелось поиграть на зимних картах в Командной Крепости 2™. Предыдущий опыт вне основного ПК был ужасен: мерзкие, прыгающие 10-20 FPS выводили из себя, а кулер ноутбука брал на себя роль турбины Boeing 747. Текущий же опыт – полный разрыв шаблона. Плавные и стабильные 40-50 FPS. На портативном устройстве. У меня в руках. Это чистая техномагия от дяди Габена. Тут только возникает вопрос из разряда «А что, так можно было, что ли?». Правда, к управлению пришлось привыкать, либо подключать периферию – что у меня в ближайших планах.
Castle Crashers. Здесь мне было интересно, как Deck поведёт себя при подключении отдельного геймпада для мультиплеера. Эксперимент оказался удачным: Deck не перехватывал управление, не вызывал лагов, а геймплей оставался плавным. Резкого падения FPS тоже замечено не было. Вывод: как платформа для локальной кооперативной игры Deck тоже подходит замечательно.
Краткий итог
Steam Deck для меня больше чем устройство. Он заменил умирающий ноутбук, позволил комфортно играть в проекты, которые раньше едва запускались, и что принципиально – сохранил все базовые функции ПК.
Я могу в любой момент выйти из игрового режима Big Picture и оказаться на знакомом рабочем столе Linux, чтобы решать прикладные задачи в рамках портативности устройства.
Покупкой я не просто доволен – я искренне рад. Надеюсь, мой опыт сподвигнет кого-то на подобные игровые свершения.
Попытаюсь предвосхитить вопросы о малом количестве тестов и обзоров игр: у меня серьёзный дефицит времени, и разливать по этому поводу «воду» не хочется. Да, хотелось бы проводить с Deck куда больше часов, но это пока проблематично.
Насчёт пункта «А где ААА-игры? Почему не запустил <Название_игры> в качестве стресс-теста?» – я сознательно фокусируюсь на инди-сегменте и параллельно сдуваю пыль со старой библиотеки Steam. Моя цель была не в нагрузке на железо, а в возвращении к забытым играм и в удобстве.