Добро пожаловать в семью

Добро пожаловать в семью

Или небольшой сказ о том, как я к Steam Deck'у пришёл

Тяга к портативкам.

Портативки меня привлекали с самого детства. С многоигровкой «тетриса» я познакомился ещё в детском саду. Однако, такой примитивный и дешёвый китайский девайс стоил для моей семьи неподъёмных денег. Играть удавалось лишь урывками, когда удавалось перехватить его у друга, пока вокруг не выстраивалась очередь из других ребят.

Китайская многоигровка из моего детства
Китайская многоигровка из моего детства

Детский сад закончился, и про «Тетрис» я постепенно забыл. В начальной школе, между третьим и четвёртым классом, один одноклассник принёс в класс загадочную коробочку. Она умещалась на двух детских ладонях и казалась чудом.

Gameboy Advance версия SP
Gameboy Advance версия SP

Только восстановив смутный образ из моей головы спустя года, я понял, что это был Gameboy Advance sp. Что было тогда ну уж очень круто и крышесносно. Увы, поиграть мне в него не удалось. Одноклассник оказался бережливым (или родители его отругали из-за собирающейся толпы) и больше приставку не приносил. До сих пор помню картридж с игрой «Over the Hedge: Hammy Goes Nuts!». И снова портативки исчезли из моего поля зрения лет на пять.

Геймплейный кадр из Over the Hedge
Геймплейный кадр из Over the Hedge

Следующим устройством, которое я смог пощупать, стала PSP. Её принесла в школу одноклассница, уже в средней школе. Львиная доля класса тогда переиграла в «Naruto Shippuden» и «Tekken» – формат коротких схваток в перерывах между уроками был идеален, чтобы быстро набить лицо виртуальным болванчикам.

Геймплей того самого Naruto Shippuden
Геймплей того самого Naruto Shippuden

Каждый раунд выглядел как столпотворение школоты вокруг одной парты:

Валидной картинки не было, но представим, что мой класс именно так скучковался вокруг psp
Валидной картинки не было, но представим, что мой класс именно так скучковался вокруг psp

На этом мои контакты с портативками оборвались. Причины были обыденными: неподъёмная цена, загрузка в старших классах, а после ЕГЭ стало не до игр. Вся тема переехала в долгий ящик.

Попытки наверстать упущенное

На втором курсе я активно увлёкся эмуляцией старого Game Boy на смартфоне. Первое время играл с воодушевлением, открывая для себя недоступные ранее игры. Но интерес быстро угас – катастрофически не хватало тактильного отклика от кнопок. Сама эмуляция работала безупречно, однако играть через сенсорный экран оказалось неестественно и некомфортно. От этой затеи пришлось отказаться.

Пример эмуляции GBA на Android
Пример эмуляции GBA на Android

Возникает вопрос: а почему бы не взять оригинал с рук? В 2019 году я всерьёз планировал купить Game Boy Advance SP второй ревизии – именно из-за улучшенного экрана. Однако финансовые проблемы, типичные для студента, постоянно мешали. В итоге денежный вопрос поставил крест на покупке, а сейчас, к сожалению, этот момент уже упущен.

Позже, когда на рынок хлынули «анберники» (игровые handheld-консоли), я снова воодушевился. Уже собрал какой-никакой бюджет и выбирал модель, как внезапно пришлось всё менять…

Последняя капля

Относительно недавно я отдыхал в Нижнем Новгороде и, по своему обыкновению, взял с собой ноутбук (Lenovo IdeaPad 110-15 ACL). После активного дня захотелось расслабиться за Team Fortress 2, но у ноутбука были свои планы. Последнее обновление игры окончательно обрушило производительность – FPS упал до 10-20 кадров. Если на экране не было множества эффектов и игроков, играть ещё можно было, но удовольствия это не доставляло.

Недоразумение от lenovo, на котором я пытался играть
Недоразумение от lenovo, на котором я пытался играть

К тому же, на протяжении семи лет я пытался раскрыть весь потенциал этого ноутбука: покупал SSD, увеличивал оперативную память, ставил облегчённые сборки Windows. После того отпуска я сдался. Больше нечего было «выжать» из той начинки, которую мне заботливо подложила Lenovo.

Я бегло изучил, что можно купить на замену по относительно низкой цене, и картина вышла грустной. Вариантов было немного:

· Б/у ноутбуки с GTX 1080;

· Ноутбуки малоизвестных производителей (например, Mybenben);

· Б/у Steam Deck на 256/512 ГБ.

И именно на Deck я остановился. Стал пристально изучать его возможности, недостатки и особенности. Разумеется, я и раньше поглядывал в его сторону, даже намечал покупку в далёкой перспективе. Но теперь решил не ждать – устройство подходило мне по всем ключевым параметрам:

· Автономность. Мой ноут уже не держит больше двух часов, а Deck, в зависимости от нагрузки, работает от трёх и более.

· Вес. 640 грамм против пары килограммов ноутбука.

· Производительность. Deck оказался банально мощнее (не буду забивать текст цифрами).

· Стабильность. Никаких мерзких багов с драйверами AMD (вроде пропадающего красного цвета в полноэкранном режиме).

Кроме того, Deck позволяет выйти из режима Big Picture и использовать устройство как портативный ПК или планшет. Я ничего не терял от этой покупки, а только выигрывал. Именно в этот момент мне очень удачно подвернулся вариант на вторичном рынке.

Мой опыт взаимодействия

Как описать весь мой опыт за пару месяцев использования? Весьма экзотично.

Поначалу было очень непривычно и даже неудобно. К сенсорным панелям я привыкал долго, и их виброотклик каждый раз заставлял насторожиться – казалось, что панели работают некорректно.

Но в итоге меня в Steam Deck приятно удивляет буквально всё: плавность работы, то, как он лежит в руках, и, самое главное, – он заставляет вернуться к заброшенным играм из библиотеки.

Теперь к самим играм их я опробовал немного, но это пока.

Brotato. Не то чтобы я её забросил, но в качестве быстрого теста она подходит идеально. Игра работает плавно даже при большом количестве врагов и эффектов – чего не скажешь о том же опыте на моём ноутбуке.

Геймплей с канала "Steam Deck and Streaming"
Геймплей с канала "Steam Deck and Streaming"

Balatro. Эта игра создана для Deck, или Deck создан для неё. Я ещё не определился. Геймплей и устройство демонстрируют такую синергию, что сложно подобрать слова. Это как пиво и Nesquik, скуфы и танки, аутизм и Linux.

Первое, что я запустил на Deck
Первое, что я запустил на Deck

Game Dev Tycoon. Спросите, а что она тут забыла? Мало того, что я давно в неё играл и купил на распродаже по цене буханки хлеба, так ещё и решил протестировать, как игры без геймпадного управления себя ведут. После этого я понял: сенсорные панели – отличная вещь. Именно ими удобно взаимодействовать с элементами интерфейса, не предназначенными для геймпада: ползунками, интерактивными зонами и так далее.

Геймплей с канала "El Rincón de Steam Deck"
Геймплей с канала "El Rincón de Steam Deck"

Team Fortress 2. А это мой главный катализатор покупки. Каждый раз, когда я отправлялся домой (особенно на зимние праздники), мне дико хотелось поиграть на зимних картах в Командной Крепости 2™. Предыдущий опыт вне основного ПК был ужасен: мерзкие, прыгающие 10-20 FPS выводили из себя, а кулер ноутбука брал на себя роль турбины Boeing 747. Текущий же опыт – полный разрыв шаблона. Плавные и стабильные 40-50 FPS. На портативном устройстве. У меня в руках. Это чистая техномагия от дяди Габена. Тут только возникает вопрос из разряда «А что, так можно было, что ли?». Правда, к управлению пришлось привыкать, либо подключать периферию – что у меня в ближайших планах.

Portative gaming
Portative gaming

Castle Crashers. Здесь мне было интересно, как Deck поведёт себя при подключении отдельного геймпада для мультиплеера. Эксперимент оказался удачным: Deck не перехватывал управление, не вызывал лагов, а геймплей оставался плавным. Резкого падения FPS тоже замечено не было. Вывод: как платформа для локальной кооперативной игры Deck тоже подходит замечательно.

Геймплей с канала "Deck Wizard". Сделать фотографии геймплея с одного устройства не хватило мозгов
Геймплей с канала "Deck Wizard". Сделать фотографии геймплея с одного устройства не хватило мозгов

Краткий итог

Steam Deck для меня больше чем устройство. Он заменил умирающий ноутбук, позволил комфортно играть в проекты, которые раньше едва запускались, и что принципиально – сохранил все базовые функции ПК.

Я могу в любой момент выйти из игрового режима Big Picture и оказаться на знакомом рабочем столе Linux, чтобы решать прикладные задачи в рамках портативности устройства.

Покупкой я не просто доволен – я искренне рад. Надеюсь, мой опыт сподвигнет кого-то на подобные игровые свершения.

Попытаюсь предвосхитить вопросы о малом количестве тестов и обзоров игр: у меня серьёзный дефицит времени, и разливать по этому поводу «воду» не хочется. Да, хотелось бы проводить с Deck куда больше часов, но это пока проблематично.

Насчёт пункта «А где ААА-игры? Почему не запустил <Название_игры> в качестве стресс-теста?» – я сознательно фокусируюсь на инди-сегменте и параллельно сдуваю пыль со старой библиотеки Steam. Моя цель была не в нагрузке на железо, а в возвращении к забытым играм и в удобстве.

49
9
4
2
1
1
29 комментариев