{"id":3824,"url":"\/distributions\/3824\/click?bit=1&hash=a0d33ab5520cacbcd921c07a49fc8ac5b78623b57936b992ce15c804b99210d4","title":"\u041a\u0430\u043a\u0443\u044e \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 DTF \u0438 \u043a\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0443\u0432\u0438\u0434\u0438\u0442","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"75ec9ef4-cad0-549d-bbed-1482dc44e8ee","isPaidAndBannersEnabled":false}
Аниме
Athwale

Listeners. В поисках музыки

Длиииииный лонг, в трёх частях, про музыкальные отсылки в аниме «Listeners». Первые четыре серии — «Oasis», «Einstürzende Neubauten», «My Bloody Valentine» и «Nirvana».

Обычно я пишу про как минимум хорошие вещи. Сегодня я расскажу про «Listeners»/«Слушатели». Уже из этого противопоставления можно понять, что качество «Слушателей» мягко говоря сомнительное. В своё оправдание скажу, что я хочу поговорить про отсылки, и про то, что точка зрения, изредка, открывает прекрасные новые грани.

Весной 2020 года вышло аниме «Слушатели» от:

— режиссёра Хироаки Андо, который ранее работал над «Digital Juice», «Freedom», «Mahou Shoujo Tai Arusu», «Knights of Sidonia», «Ajin»;

— сценаристов и главных идеологов — Сато Дая («Space Dandy», «Lupin the Third», «Freedom», «Ergo Proxy», «Eureka Seven», «Samurai Champloo», «Ghost in the Shell: SAC», «Wolf's Rain», «Cowboy Bebop» (как он «Слушателей» то породил, а?) и Дзина (музыкант в сценарном бэкграунде которого только «Mekakucity Actors»);

— студии MAPPA;

— а концептуальный чардиз делал pomodorosa, довольно интересный художник и тоже музыкант. Примеры его работ ниже:

В общем, да… Аниме делали музыканты. Когда работают художники выходит хуже, но тут тоже не фонтан. Из хорошего, здесь видны огрызки и костная основа идей и мыслей, которые хотели сказать, из плохого, воплощения идей и мыслей кривые, косые и частенько нелепые.

Подозреваю, что часть заслуги/вины в выходе этого аниме лежит на Ватанабэ и успехе «Кэрол и Тьюсдей». Также как и в «Кэрол и Тьюсдей» всё это аниме можно рассматривать как один большой трибьют любимым музыкантам и любимой музыке авторов. Часть сюжетных поворотов строится на том, что авторы подразумевают, что зрители знают о ком идёт речь и, соответственно, нет необходимости объяснять почему, зачем и откуда. Да-да-да, это постмодерн как он есть. Обычно я такое не люблю, потому что за отсылками и аллюзиями автор/авторы забывают рассказать внятную и самостоятельную историю. Ну, как и в «Слушателях». Без знания к чему апеллируют авторы большая часть сюжетных поворотов станет «вотэтоповоротами» без цели и смыла, логики вы не найдёте, да и вообще качество аниме упадёт ниже плинтуса. Как-то так я и смотрела это аниме на протяжении первых трёх серий. На четвёртой серии я начала что-то подозревать, и аниме не ушло в пучины дропа. А на пятой я его вкурила. Для меня постмодерн этого аниме был приемлемым и понятным по причине того, что в основном апеллируют к всякой классической рок и около того музыке, которую я более-менее знаю. А этот пост, это попытка рассказать, что в этом гадком утёнке есть что-то большее.

Коротко о сюжете. Мир, в котором на людей регулярно нападают монстры — Безухие, от которых могут защитить только некие плееры — люди с аудиоразъёмами в теле, что подключаются к усилителям и превращают их в ОБЧР-ов. История начинается с того, как мальчик-мусорщик Эхо находит на свалке блондинистую девицу с аудиоразъёмом и без памяти, которою он нарекает Мю, и вместе они отправляются в путешествие пытаясь узнать её прошлое. Даю подсказку. Это аниме не просто напоминает Гуррен-Лаганн, в нём почти все повороты оттуда стырены. Поэтому да, Эхо — это Симон, Мю — это Ния, Джимми — Камина и так далее. Спойлерами это не является, потому что первое же появление Мю спойлерит всё.

Бла-бла-бла, я это пишу не для этого. Переходим к музыкальным отсылкам.

Дисклеймер. Вероятнее всего, я не заметила ряд визуальных отсылок. Если их заметили вы, плиз, пишите. Также я не буду особо писать про текстовые отсылки, потому что субтитры это двойной перевод и мой СПГС может только повредить. Опять же, если вы заметили какие-то словесные отсылки, буду рада добавить их в пост.

Первая серия.

Эхо Рек/Echo Rec — техник, один из двоих главных героев. Его имя это отсылка к нескольким вещам:

1) Binson Echorec — это эхо-машина итальянской компании Binson, которую активно использовали участники Pink Floyd («Shine On You Crazy Diamond» это важный факт), Led Zeppelin (тоже важно), Hawkwind (группа в которой принимал активное участие Майкл Муркок. Неважный, но интересный факт), Bauhaus («Bela Lugosi’s Dead», тоже неважный факт, но мне песенка нравится).

Собственно звучание с использованием Binson Echorec:

2) Также у Pink Floyd есть песня «Echoes», что переводится как «Эхо», длительностью 23.31 минута, в которой Binson Echorec использовали, чтобы создать жуткие завывания ветра, звучащие во время первой интерлюдии (10:40-15:02 на студийных записях).

3) А ещё, у всё тех же Pink Floyd, один из альбомов-сборников, что вышел в 2001 году называется «Echoes: The Best of Pink Floyd».

Мю/Mu/μ — плеер, другая из двоих главных героев. Её имя также отсылает к нескольким вещам:

1) Самое банальное — муза (вдохновительница), или просто музыка.

2) Мю (μ) в электронике — предельный коэффициент усиления напряжения транзистора или триода. Что она иногда проделывает. А ещё буква μ находится внутри транзистора самой Мю. Транзистор, если что, позволяет усилять и взаимодействовать с током, что проходит сквозь него.

Транзистор Мю

3) К тому же, Мю — Королева, что с учётом её фирменного удара, о котором я напишу ниже, наводит на мысли об отсылке к «Queen».

Свэлл Рек/Swell Rec — старшая сестра Эхо.

1) Возможно, эта парочка родственников является отсылкой на Лиама и Ноэла Галлахеров — создателей и творческое ядро «Oasis».

2) Плюс, «Swell Music + Sound» это компания делающая музыку, саунд-дизайн и пост-продакшн для реклам, фильмов и сериалов.

3) А ещё это то самое завлекающее *вьюп* в начале реклам и прочая.

Макги/McGee — тут всё просто. Прототип — Алан МакГи, шотландский менеджер и продюсер, который работал с «My Bloody Valentine» и «Oasis».

Vox AC30 — самодельный усилитель сделанный Эхо, который использует Мю. Превращается в робота, в чардизе которого есть заметные отсылки на внешний вид и цветовую гамму AC30.

Итак, во-первых, Vox AC30 — это семейство комбинированных ламповых гитарных усилителей.

Использовался такими группами как — «The Beatles», «The Rolling Stones», «The Who» и «Queen».

Брайан Мэй из «Queen»

Фирменный удар Мю называется Top Boost, а одной из вещей, дающей усилителю AC30 характерный звук был фирменный темброблок Top Boost.

Пример звучания:

При этом, когда Мю использует Top Boost, то она становится в очень характерную позу.

Которая перекликается с фирменной позой Фредди Меркьюри из «Queen».

С героями разобрались. Перейдём к названию и заставке первой серии. «Live Forever» это песня группы «Oasis», которая вошла в их дебютный альбом «Definitely Maybe». Стилистика обложки которого перекликается с заставкой.

В общем и целом, песня была противопоставлением популярной на то время саморазрушительной идеологии гранжа (одно из наиболее ярких лиц гранжа — это Курт Кобейн и «Nirvana»). А посыл песни был в том, что жизнь прекрасна:

«И что только с нами не случалось, я всё ещё думаю, что просыпаться по утрам, это самая замечательная вещь в мире, ведь ты не знаешь, как ты в итоге закончишь этот день. Это чертовски здорово». Ноэл Галлахер

Ливерчестер — город-свалка, в котором начинаются события аниме. Сочетание Манчестера и Ливерпуля. В Ливерпуле появились «The Beatles». В Манчестере появились «Oasis», «The Smiths», «The Stone Roses».

Вокзал и улочки Ливерчестера туда же. Собирательный образ английских городов.

Монумент Наставления над Ливерчестером, это эфы — резонаторные отверстия в верхней деке ряда струнно-смычковых инструментов типа скрипок, виолончелей и т.д, необходимы для усиления и обогащения звука.

Также эфы есть в полуакустических гитарах, которые благодаря этому могут работать и как довольно громкие акустические, и как электрогитары. Чаще всего полуакустические гитары используются в джазе и блюзе

Ещё одной отсылкой является то, что полуакустические гитары использовали «The Beatles», что произошли из Ливерпуля.

Кафе «Oasis» — в котором живёт Эхо, и которым владеет его старшая сестра Свэлл.

Здание с надписью Dream Theater. «Dream Theater» — прогрессив-метал-группа из США, пишут крайне высоко-техничную музыку.

Здание с надписью «The Yardbirds» и мужик с бакенбардами. «The Yardbirds» — это британская рок-группа, в которой начали свои карьеры три знаковых гитариста — Эрик Клэптон, Джефф Бек и Джимми Пейдж. Пейдж после распада «The Yardbirds» создал «Led Zeppelin».

Мужик с бакенбардами подозрительно поход на текущего басиста «The Yardbirds» — Кенни Ааронсона.

Рассказ про исторические нападения Безухих иллюстрируется тремя картинками. Первая — это переделка обложки альбома «The Magician's Birthday» от «Uriah Heep».

А ещё песня «The Magician’s Birthday» чистой воды спойлер всего сериала.

«Сказочная история о борьбе добра со злом — была написана по мотивам рассказа Кена Хенсли. Первая часть рассказывает о путешествии к замку волшебника. Вторая представляет собой необычную версию «Happy Birthday to You». Третья секция иллюстрирует борьбу между силами света и тьмы. В четвёртой части вокальная партия Дэвида (ему отведена роль колдуна) начинает убеждать нас в том, что зло побеждает. Но партия Кена (играющего роль главного героя), открывающая финал, знаменует триумф любви и её победу над злом.»

Чуть более подробно — в Википедии.

Вторая — обложка дебютного альбома — «Led Zeppelin» группы «Led Zeppelin».

Также это отсылка к «Mothership» — сборнику «Led Zeppelin» 2007 года.

Третье — обложка альбома «Electric Warrior» от группы «T. Rex».

Вторая серия.

Джими Стоунфри/Jimi Stonefree — главный сюжетообразующий персонаж цветовая гамма которого говорит всё о родственных и сюжетных связях в аниме.

1) Джими — это отсылка к Джими Хендриксу, знаковому рок-гитаристу.

2) Стоунфри — это песня «Stone Free» с дебютного альбома Хендрикса — «Are You Experienced».

3) Полурасстёгнутая куртка с характерными застёжками — лёгкая отсылка на Фредди Меркьюри из «Queen», что необходимо для преемственности персонажей.

4) Длинные кудрявые волосы, джинсы в облипку, любовь к полуобнаженному торсу — Роберт Плант из «Led Zeppelin».

Один из моментов, почему я усиленно ищу след «Led Zeppelin», это опенинг, в котором говорится про «лестница на небеса прогнила и теперь рушится» (あぁ、天国の階段が 腐って 崩れ落ちて) 2.52 в вышеприкреплённом ролике. А эти слова являются очень толстой и очевидной отсылкой на «Stairway to Heaven» от «Led Zeppelin». Да и название опенинга «Into the blue’s» можно перевести и как «В синеву», и как «В блюз», и как «В грусть». Плюс, дом Билин и Кевина также является отсылкой на «Led Zeppelin».

И это желание точно никак не связано с моей личной любовью к «Led Zeppelin» в общем, и их ливкам и полуобнаженности Планта в частности. Вообще никак. Это не те дроиды…

Три сестры Нойбаутэн/Ein, Stur, Zende Neubauten — ситуативные антагонистки, последовательницы Dada.

1) Собственно имя, это отсылка к группе немецкой группе «Einstürzende Neubauten», имена девушек собираются в первое слово, фамилия — второе;

2) Название группы означает — «обрушающиеся новостройки». А стиль боя девушек — разрушение и архитектура;

3) Девицы заявляют, что они «последователи нойза», а группу технически относят к направлению «нойз»;

4) При призыве мех девушки поочерёдно кричат «Weil, Weil, Weil», а это песня «Einstürzende Neubauten» с альбома «Alles wieder offen»;

5) Одна из характерных фраз сестёр Нойбаутэн — «Let's Do It For Dada», а это также песня «Einstürzende Neubauten» с альбома «Alles wieder offen» с маленькой переделкой. В оригинале — «Let’s Do It a Dada»;

6) Символы на вуалях, неуловимо напоминают символ всё той же «Einstürzende Neubauten».

7) Дада — то, последователями чего себя называют сестрички — это отсылка к художественному течению авангардизма. Подробнее чуть ниже.

Три ОБЧРа-усилителя сестриц Нойбаутэн.

Bogner Rosa — ОБЧР Айн.

Основывается на усилителях от «Bogner Amplification» — американской компании основанной немцем Рейнхольдом Богнером, который переехал в Калифорнию для увеличения рынка. Делал усилители для Эдди Ван Халена («Van Halen»), Стива Стивенса (работал с Билли Айдолом и Маклом Джексоном, получил Грэмми за музыку к «Лучшему стрелку» с Томом Крузом) и Аллана Холдсворта (британский джазовый и прог-роковый гитарист и композитор).

Из важного. Первые усилители от Рейнхольда Богнера делались на базе Fender Showmans 60-х, один из видов Fender Showmans — это Dual Showman, которым, в том числе, пользовался Джимми Хендрикс. Запомните эту инфу, в более поздних сериях мы ещё встретимся с ней.

Friedman Grun — ОБЧР Штюр.

Основывается на усилителях Friedman от Дэйва Фридмана, который родился в Детройте, довольно депрессивный город, что подходит под тематику «Einstürzende Neubauten». Усилителями пользовались — Эдди Ван Хален («Van Halen»), Стив Стивенс (работал с Билли Айдолом и Маклом Джексоном, получил Грэмми за музыку к «Лучшему стрелку» с Томом Крузом), Джерри Кантрелл («Alice in Chains»).

Leejack Gelp — ОБЧР Зенде.

Вероятнее всего имеются ввиду работы Ли Джексона, который работал над Fender, Ampeg, Crate, Pignose, создал несколько своих компаний — Metaltronix, Perfect Connection и Lee Jackson Designs.

У него есть знаменитая модификация Marshall, сделанная в Metaltronix в 80-х годах, которую использовали Стив Вай, Закк Уайлд (работал с Оззи Осборном) и другие.

Ссылка на его Ютуб-канал. Тыц.

Видео с вышеупомянутой модификацией Marshall.

Заставка и название второй серии. «Halber Mensch» — это одноименная песня «Einstürzende Neubauten» с альбома «Halber Mensch».

Обложка альбома перекликается с заставкой.

А в рамках песни используется пение а-капелла, а не традиционные для «Einstürzende Neubauten» самодельные шумовые инструменты.

События этой серии разворачиваются в городе, что, судя по всему, является Припятью. И это продолжает эстетику «Einstürzende Neubauten» (напоминаю, перевод названия — «обрушающиеся новостройки»).

Также из видов Припяти показан парк развлечений, и колесо обозрения, которое не успели открыть до трагедии, и которое стало одним из символов города.

И ещё какое-то здание, так и не нашла что это, с весьма характерным серпом и молотом на вершине.

Разрушающаяся, алогичная новостройка — это две отсылки в одной. «Einstürzende Neubauten» («обрушающиеся новостройки») и надпись «Dada» слева от лица. Дадаизм — авангардное художественное течение начала XX-го века, концентрат бессмысленности, нелогичности и антиэстетичности. Одной из самых распространённых форм творчества дадаизма был коллаж. У «Einstürzende Neubauten» был альбом «Alles wieder offen», про который я говорила ранее, обложка которого эстетически схожа с этим зданием.

Внутренняя обстановка туалета и сам туалет (да, постамент под лампой это туалет) тоже не случайны. Это «Фонтан» Марселя Дюшана, сторонника идей дадаизма.

В начале серии показывается Фест в процветающем Ливерчестере, на котором знаменательно выступил Джимми Стоунфри. Этот Фест — это отсылка на знаменитый фестиваль в Вудстоке в 1969 году, где в частности выступали — «The Who», Дженис Джоплин, Джими Хендрикс (последние двое участники «клуба 27»).

Любимая книжка Эхо, которую он может цитировать чуть ли не дословно основывается на книгах «Who`s Who in Rock`n Roll». Шрифт с одной книги, компоновка обложки с другой.

При этом обратите внимание на книгу с схожей компоновкой обложки. В нижнем левом углу, как и в книге «Who`s Who in Players» находится Эрик Клэптон, о котором мы уже говорили в контексте «The Yardbirds».

Также на Эрика Клэптона отсылает раскрытая статья из книги. Имя под фотографией это частичная анаграмма слов «Eric Clapton».

Собственно два образа Клэптона, на которые и опираются в аниме.

Полли Би — это отсылка на Бадди Холли.

Dr. Cula Specta — это отсылка на Фила Спектора, влиятельного и знакового продюсера. Работал с Тиной Тёрнер, спродюсировал последний альбом «The Beatles». Пола Маккартни остался недовольным совместной работой, а Джон Леннон продолжил совместную работу и знаменитый «Imagine» вышел как раз под началом Спектора. Итог его карьеры — убийство актрисы и пожизненное заключение в тюрьме где держали Чарльза Мэнсона.

Из важного, создатель так называемой «стены звука» — это когда для обогащения партий на дисках, при сведении одну и ту же партию несколько раз накладывают одна на одну, из-за чего звук становится богаче.

Случайно пролистнутая страница показывает нам отсылку на Джима Моррисона — вокалиста и главную движущую силу группы «The Doors». Моррисон был культовым чуваком своего времени — визионер, наркоман, красавчик, на концерте в любой момент мог слететь на рандомные социально-философские спичи, в общем — прекрасный мужчина. Кожаная куртка на голое тело и светло-коричневые волосы, да и общая знаковость говорят о том, что он явно заслуживает быть в этой книге.

Во второй серии есть одна картинка, по поводу которой у меня есть подозрение, что это отсылка, но я не знаю к чему. Если вы знаете, пожалуйста, напишите.

Третья серия.

Кевин и Билин Валентайн/Kevin and Bilin Valentine — шотландский король без королевства и его верный рыцарь. Король занимается исследованиями усилителей и выполняет роль техника, а верный рыцарь занимается моральной поддержкой и вообще она плеер.

Отсылки:
1) Валентайн/Valentine — это отсылка на ирландскую группу «My Bloody Valentine».
2) Кевин и Билин — двое вокалистов «My Bloody Valentine»: Кевин Шилдс (Shields, то бишь Щит) и Билинда Бутчер (Butcher, то бишь Мясник). Ещё и визуально похожи.

Летающая фаллическая штука Билин и Кевина.

Я очень долго не могла определиться к чему тут эта штука. Ну, то есть, вероятнее всего, она должны была быть отсылкой. Дом Дэнки — отсылка. Дом Розы — отсылка. Дом Томми — отсылка. А тут нет… В общем, внимательно пересмотрев третью серию, я таки убедилась, что это не мой СПГС, а обоснованные мысли. Таки да, дом Кевина и Билин это отсылка на «Led Zeppelin». Судя по всему, параллель в том, что как «Led Zeppelin» создали новый звук (грубо говоря, они создали утяжелённый блюз), так и «My Bloody Valentine» создали новый звук (начали использовать множество примочек и приёмов для изменения звука).

Первое. Изначально, домом Кевина, когда у него ещё было королевство был просто цеппелин.

Второе. Кадры в опенинге с летающим домом отсылают на обложку первого альбома «Led Zeppelin».

Третье. Вот эти вот штуки по бокам, вероятнее всего отсылают на элемент оформления обложек первого и второго альбома «Led Zeppelin», где использовалось изображение старого клубного символа из Сан-Франциско — фаллического цеппелина в облаках.

Sue/Алая Красавица — ОБЧР Билин и Кевина отсылает нас к «Sueisfine», песне «My Bloody Valentine» с дебютного альбома «Isn't Anything».

Усилитель Custom DR103 — это Hiwatt Custom 100 DR103, им пользовались «The Who», «Pink Floyd», «Jethro Tull».

У Билин и Кевина есть несколько именных атак. Здесь показана атака «Feed Me With Your Kiss», которая является отсылкой на одноименную песню My Bloody Valentine» с их дебютного альбома «Isn't Anything».

Другая именная атака Билин и Кевина — «I Can See It (But I Can't Feel It)», также отсылка на одноименную песню «My Bloody Valentine» с дебютного альбома.

В книге «Who`s Who in Players» есть упоминание Kevin`s Effector Board — это так называемая педальная панель для гитары, на которой размещаются собственно гитарные педали/примочки, что изменяют звук.

Маленький ликбез. «My Bloody Valentine» — это одни из первых ярких представителей/основателей стиля шугейзинг (shoegazing). Название шугейзинг появилось из-за того, что исполнители на сцене были довольно апатичными, частично это было «чем-то вроде насмешки над нехаризматичными музыкантами, которые не устраивали красочных шоу, а наоборот вели себя отстранённо, пассивно и апатично», а частично технической необходимостью, поскольку в шугейзе использовалось множество гитарных примочек, что требовало внимания исполнителя к педальной панели, которая располагалась под ногами. Стоит отметить, что одним из первых, экспериментировать с гитарным звучанием начал Джими Хендрикс.

У Кевина Шилдса (основателя «My Bloody Valentine») педалей и примочек было до хрена. Представлены ниже.

Если вам интересно, то здесь написано более подробно.

Картинка заставки отсылает к обложке альбома «Loveless» — второго альбома «My Bloody Valentine».

Шрифт отсылает к третьему EP — «You Made Me Realise», песня с которого и дала название серии.

Также, в летающем замке Кевина и Билин в качестве подручных используются макаронные монстры с надписью — MBV91, что расшифровывается как «My Bloody Valentine» 1991 год, именно в 1991 году вышел альбом «Loveless», аллюзии на обложку которого были в заставке серии.

При первой встрече Эхо и Кевина, последний говорит фразу «Лучше сгореть чем исчезнуть/Лучше сгореть чем угаснуть/….вариантов множество, но суть вы поняли».

Технически — это слова «It's better to burn out than to fade away», и это двойная отсылка:

1) Песня Нила Янга «My My, Hey Hey», где есть эти слова.

2) Предсмертная записка Курта Кобейна, в которой также были эти слова.
Плюс в песне «Reasons to be Beautiful» группы «Hole» (в которой пела Кортни Лав, жена Курта Кобейна), есть схожие слова: «It's better to rise than fade away».

В качестве иллюстрации к рассказу о Фесте используется картинка, на которой есть две отсылки. Итак, самолёт из Лондиниума, на трапе которого нарисовано стилизованное лого «The Who», но про это поговорим чуть ниже. При этом картинка в общем, это переделка фотографии из «The Beatles World Tour» 1966 года, когда «The Beatles» посетили Японию.

Буклет Феста это тоже ещё одна отсылка на Вудсток 1969 года. Собственно лого и главная идея Вудстока ниже.

Плакат позади Кевина является отсылкой, на фильм-слэшер «Мой кровавый Валентин» 1981 года.

При первой встрече Билин и Мю, звучат слова «Chelsea Girl». Отсылка на:
1) Фильм Энди Уорхола «Chelsea Girl», в котором снялась певица Нико.

Содержание скрыто
Показать

2) Альбом «Chelsea Girl» немецкой певицы Нико, одноименную песню из которого написал в том числе Стерлинг Моррисон из «The Velvet Underground».

3) Песня «Chelsea Girl» группы «Ride» с их дебютного EP «Ride».

Фраза Билин «Мы — Техники Тремоло», это отсылка к EP «Tremolo» от «My Bloody Valentine».

Фраза Билин «Like a Daydream» — отсылка на песню «Like a Daydream» с EP «Play» группы «Ride».

Фраза «Rave Down» — это отсылка к одноименной песни с одноименного EP группы «Swervedriver».

Четвёртая серия.

Нир/Nir — плеер, девочка, зависима от наркотика для усиления плееров.
Прототип я думаю очевиден — лидер группы «Nirvana» Курт Кобейн. Тёплое и объемное одеялко поверх всего, суицидальные наклонности, любовь к наркотикам и плохим людям, ну вы поняли.

Хол/Hole — глава студенческого совета, производитель наркотика для плееров, подсадил на наркоту Нир.
С прототипом всё тоже очевидно — Кортни Лав, что была вокалисткой и гитаристкой группы «Hole», была женой Курта Кобейна, по ряду слухов, именно она подсадила Кобейна на наркоту, или усугубляла его ситуацию с наркотиками.

Очочки Нир вероятнее всего взяты с фотки ниже.
А если у вас возникли вопросы, почему Кортни/Хол — мальчик, а Кобейн/Нир — девочка, то просто гляньте на фотку и вспомните, кто выжил. Вот кто выжил, тот и мужык. И да, если что, то первой подкатывать начала Кортни, а Курт н-ное время ломался.

Ким/Kim — директриса школы, в которой учатся Нир и Хол.
Прототип всё ещё жива, поэтому персонаж в возрасте. Ким Гордон, вокалистка и бас-гитаристка группы «Sonic Youth» (обратите внимание на пояс персонажа, именно поэтому там SY). Именно Ким посоветовала Кобейну студию для записи «Nevermind». И влияние Кобейна сказалось на альбоме «Dirty», который вышел более гранжевым, чем предыдущие альбомы «Sonic Youth».

Melvin — ОБЧР Нир. Отсылка на «Melvins» — американскую группу, одну из родоначальников гранжа. Изначально играли кавера «The Who» и Джими Хендрикса.
Вообще у «Melvins» с «Nirvana» довольно забавные отношения. Когда вокалистом и ударником «Melvins» стал Дейл Кровер, то звучание группы начало приобретать черты гранжа, и Кобейн, друг Кровера, стал большим фанатом группы. В смысле таскал оборудование группы, посещал все их концерты, и даже прослушивался на место бас-гитариста (неудачно, ибо переволновался и всё забыл). В 1988 году Кровер принял участие в записи десяти демопесен группы «Nirvana», которые затем вошли в их дебютный альбом «Bleach».В 1993 году Кобейн спродюсировал и принял участие в записи нескольких песен (гитара на «Sky Pup» и перкуссия на «Spread Eagle Beagle») с альбома «Houdini». «Melvins» также выступали по предложению Курта на разогреве концертов «Nirvana» в период её позднего творчества.
Я хз, какое отношение к творчеству группы имеет осьминог, в виде которого выглядит ОБЧР Нир, но судя по рисункам на футболках он таки имеет какое-то отношение. Если знаете — пишите, заранее благодарна.

Минутка бесполезной, но интересной инфы. В 1999 году первый альбом «Melvins» переиздала студия Ipecac Recordings. Собственно студия Ipecac Recordings была основана 1 апреля 1999 года, а 17 мая 1999 года, был выпущен десятый альбом «Melvins», который выпустила студия Ipecac Recordings. Все последующие альбомы «Melvins» (кроме «Electroretard» и двух альбомов-коллабораций) были выпущены на студии Ipecac Recordings. Да, все четырнадцать штук.
И ещё маленький штришок. Вы же не думаете, что студия Ipecac Recordings была основана 1 апреля просто так? Один из двух основателей студии — Майк Паттон: вокалист «Faith No More», участник коллабораций с Джоном Зорном, «The Dillinger Escape Plan», Merzbow, создатель проектов «Mondo Cane», «Peeping Tom», «Tomahawk», «Fantômas», «Mr. Bungle», участник проектов «Lovage», «Dead Cross». При этом все эти группы в разных жанрах и вообще он человек и паровоз. Так вот, один из характерных моментов Ipecac Recordings заключается в том, из того, что мне попадалось на глаза, что Паттон принимает участие хотя бы в одном альбоме каждой группы, что записывается на его студии. Так случилось и с «Melvins», в альбоме «The Crybaby» он принимает участие как вокалист, сэмплер, гитарист и ударник в четвёртой песне.

Дизайн Мелвина отсылает и к последнему альбому «Nirvana» — «In Utero».

Усилитель, что выносит Хол, и которым, судя по всему, пользовалась Нир — это Randall Commander II.

Кобейн использовал этот усилитель в рамках «Bleach club tour».

Название четвёртой серии — «Teen Spirit» это отсылка к песне «Nirvana» «Smells Like Teen Spirit». Очень неожиданно, я знаю.

Картинка заставки отсылает к синглу «Smells Like Teen Spirit» группы «Nirvana» и косвенно к альбому «Nevermind», на котором «Smells Like Teen Spirit» было первой песней. На обложке сингла задник покрыт такой же водной текстурой, а обложка «Nevermind» это подводная фотография. Шрифт — схож с шрифтом, которым пишется название «Nirvana» как на этих двух обложках, так и вообще.

События четвёртой серии разворачиваются в «Freak Scene Academy» — которая отсылает нас к песне «Freak Scene» американской инди-рок-группы «Dinosaur Jr.».

«Teen Spirit» в названии не отпускает нас. Наркотик для плееров также называется «Teen Spirit», отсылает к той же песне, плюс дизайн баночки наводит на мысли о оригинальном «Teen Spirit», я про дезодорант, если что.

Всё ещё не конец запаха юности. «A mulatto. An albino. A mosquito» — это тоже цитата из «Smells Like Teen Spirit».

«Slippery When Wet» — надпись на знаках «Осторожно, скользко», кроме очевидного предупреждения, ещё и отсылка к третьему альбому «Bon Jovi».

На правой колоне ворот в «Freak Scene Academy» написано «The Wall» — это отсылка на одноименный альбом группы «Pink Floyd».

Собственно стена, что ограждает «Freak Scene Academy» и центральное здание отсылают нас к реальной Берлинской стене, отсылки на которую были и в «The Wall» от «Pink Floyd». А ещё Мю говорит, что «Это здание больше похоже на тюрьму, а не на школу».

При заходе в академию Эхо говорит «Кит Роллинг и Пит Бэдфингер тоже сюда ходили». В каждом из этих имён своя отсылка.

Кит Роллинг — это отсылка на Кита Ричардса, гитариста «The Rolling Stones».

Пит Бэдфингер — это Пит Хэм вокалист и гитарист группы «Badfinger». История этой группы, это что-то из разряда то ли плакать, то ли смеяться. Собралась группа в 1969 году, в начале 70-х считались прямыми последователями «The Beatles» (схожий стиль и им покровительствовал Пол Маккартни). Получили контракт с «Apple Records» (лейбл созданный «The Beatles» в 1968 году). Затем, цитируя Вики они «оказались жертвой как нечистоплотности представителей музыкального бизнеса, с которыми вынуждены были иметь дело, так и трагического стечения обстоятельств», вследствие чего Пит Хэм покончил с собой в 1975, а гитарист Том Эванс в 1983 году. После этого их назвали «самой неудачливой группой».

На стене постер с обложкой альбома «Definitely Maybe» от «Oasis».

Болельщицы на улице — отсылка на всё тот же «Smells Like Teen Spirit», где в клипе есть также весьма вялые болельщицы.

Бодрые ездоки на велосипеде и скейте — это отсылка на клип «Over It» группы «Dinosaur Jr.»

Вероятнее всего — это отсылка на «The Beatles» и их любовь к трансцедентальной медитации, в связи с которой они даже ездили в Индию.

Отсылка к группе «The Smashing Pumpkins» (разрушительные тыквы) — группе, что косвенно связана с «Hole». Мелисса Ауф дер Маур была бас-гитаристкой как «Hole», так и «The Smashing Pumpkins».

Лысый пикси летающий вокруг гигантского чувака это отсылка к группе «Pixies» и песне «Gigantic».

Содержание скрыто
Показать

Внешность обеих персонажей отсылает к внешности текущего вокалиста «Pixies» — Блэка Фрэнсиса. Плюс Кобейн говорил, что «Smells Like Teen Spirit» была его попыткой «подражания „Pixies“».

Плюс, лысый толстяк вообще без волос на лице это отсылка к Сиду Баррету в поздние годы.
Гилмор так описывает эту встречу:
«Худой, изящный, пусть не всегда опрятный и трезвый человек, которого я видел в последний раз... превратился в нечто шарообразное, без бровей и волос [..] Это была большая потеря. Он бы мог достичь очень многого, рискну предположить, что он бы стал великим человеком.»

Отсылка на «Dinosaur Jr.». Скорее всего именно на них, а не на «T. Rex», потому что возле скелета стоят те же бодрые ездоки на велосипеде и скейте, что и а отсылке на клип «Over It».

Хол является главой студ-совета, а надпись «Celebrity Only», отсылает на песню «Celebrity Skin» группы «Hole».

Двойная отсылка. Портреты классиков академической музыки — Бах, Гендель, Моцарт, Бетховен, Шуберт (насчёт Генделя не уверена, но сходу больше ничего в голову не приходит. И немного смущает отсутствие очков на Шуберте), поверх лиц которых — боевой макияж группы «Kiss».

Клуб математики — это отсылка на группу «Mudhoney», ибо первой группой Марка Арма (создателя «Mudhoney») была «Mr. Epp and the Calculations», названная так в честь учителя математики.

А визуально, это скорее всего отсылка на обложку альбома «Spiderland» рок-группы «Slint», да и вообще фотосессию, во время которой была сделана обложка.

BCBG-MOGUF — это CBGB-OMFUG, музыкальный клуб, существовавший с 1973 по 2006 годы в Нью-Йорке. Название клуба расшифровывается как Country, Bluegrass, Blues, and Other Music for Uplifting Gourmandizers, что иронично, стал местом зарождения панк-рока и нью-вейва. В нём выступали — Патти Смит, Ричард Хэлл, «The Ramones», «AC/DC», Элвис Костелло, «Dead Boys», «The Jam», «The Police», «Guns N' Roses», «KoRn», «The Stooges» и другие.

Все постеры являются отсылками на какие-то музыкальные группы или музыкальных исполнителей, но я всего не знаю. Если сможете подсказать — заранее буду благодарна.
1) ХЗ.
2) Отсылка на Элвиса Пресли. При этом позднее фото.

3) ХЗ.
4) ХЗ.
5) Постер фильма «How to Talk to Girls at Parties»/«Как разговаривать с девушками на вечеринках» (2017) снятого по рассказу Нила Геймана (2006), который получил комиксофикацию от Фабио Муна и Габриэля Ба (2016), который издали Dark Horse.

6) ХЗ.
7) ХЗ.
8) ХЗ.
9) ХЗ.
10) Отсылка на «Teenage Fanclub» — шотландскую рок-группу, дебютный альбом которой («Bandwagonesque») ряд критиков и журналов оценили выше чем «Nevermind» группы «Nirvana» и «Loveless» группы «My Bloody Valentine».

Слова Нир во время первой драки — отсылка на «Lithium» от «Nirvana».
«I'm so happy 'cause today I've found my friends … […] I'm so lonely, but that's okay»

Слова Нир во время второй драки — отсылка на «Smells Like Teen Spirit» от «Nirvana».
«Load up on guns and bring your friends/It's fun to lose and to pretend […] With the lights out, it's less dangerous/Here we are now, entertain us»

Так-с. Тут три отсылки. Роботы, но про это имеет смысл рассказывать в контексте седьмой серии, так что потерпите. То как стоят роботы. И флаги.
То, как стоят роботы, это отсылка к «Маршу молотков» из фильма «Стена» по одноимённому альбому «Pink Floyd».

Флаги — это стилизированный логотип «The Who», которым и посвящён весь Лондиниум.

Здесь тоже двойная отсылка. Чисто в плане одежды это аллюзия на фильм «Quadrophenia» по альбому «Quadrophenia» от «The Who's».

А вот в плане внешности мальчиков — это отсылка «на The Beatles».

Плюс, есть ещё несколько подозрительных кадров, за опознание которых буду благодарна.
Слова в глубине.

Надпись на стене. Кажется там написано «if it takes a environment to raise a child a clea(n/r)»

Постер на доске что-то смутно напоминает.

Возможно, что-то значит надпись «Naked» на футболке Нир.

Возможно, книги на полке на что-то отсылают.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
[Unknown]

Титаническая работа. Приятно видеть, что listeners оценили по достоинству.
А народ тут со своими "дзёджо".

Ответить
Развернуть ветку
Athwale
Автор

"Слушатели" - невероятно милое аниме, но я в чём-то могу понять людей, что проходят мимо. Без знания контекста слишком много прелести остаётся непонятой.
А ЖоЖа вообще штука неоднозначная и кажись цепляет часть людей сугубо кринжовостью.

Ответить
Развернуть ветку
[Unknown]

Я не большой эксперт по музыкальной теме, но засилие отсылок на музыку и британскую культуру очевидно даже такому профану. + у тайтла банально есть очень крутая и густая атмосфера грусти и разрухи.

Ответить
Развернуть ветку
Athwale
Автор

Для меня, итогово, (да, это важно) в аниме была атмосфера хрупкой и ламповой грусти по былому и такого...рассматривания старых фотографий с мечтами о других итогах и концах.

Ответить
Развернуть ветку
Romka Beton

Чёрт, ну ты конечно знаток - в истории музыки разбираешься до мельчайших деталей.
Сам лонг-рид к сожалению не осилил - критическое количество отсылок на музыкантов и музыку, которую я не слушаю и многих даже не знаю.

А вот неаосредственно ОСТ у этого аниме годный? За хорошими остами (именно музыкальными, без самих сингеров) я охотник.

Ответить
Развернуть ветку
Athwale
Автор

"ты конечно знаток"
Первые три серии, при просмотре, я ловила только некоторые нюансы. С четвёртой и дальше поняла куда смотреть и были знакомые лица. А уже как села писать пост, то начала находить всякое-разное по всему-всему. Так что звание знатока - сомнительное, скорее умею гуглить))

"Сам лонг-рид к сожалению не осилил"
Аниме обладает тем же недостатком)) без пол-литра - не понять)

"А вот неаосредственно ОСТ у этого аниме годный?"
Ну, он просто нормальный был. Ничего сверх вау не было.

Ответить
Развернуть ветку
BonAntonio

Как раз искал разбор, подобный этому. Самостоятельный поиск подтекстов занял бы слишком много времени, так что весьма полезная простынка. Благодарю!

Ответить
Развернуть ветку
Athwale
Автор

Рада, что пост оказался полезным. По идее к концу следующей недели выложу оставшиеся две части про остальные серии.

Ответить
Развернуть ветку
BonAntonio

Ждём-с! И можно будет уже пересматривать сериал. Даже с его недостатками шарм в нем был.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 9 комментариев
null