Listeners. В поисках музыки

Длиииииный лонг, в трёх частях, про музыкальные отсылки в аниме «Listeners». Первые четыре серии — «Oasis», «Einstürzende Neubauten», «My Bloody Valentine» и «Nirvana».

Listeners. В поисках музыки

Обычно я пишу про как минимум хорошие вещи. Сегодня я расскажу про «Listeners»/«Слушатели». Уже из этого противопоставления можно понять, что качество «Слушателей» мягко говоря сомнительное. В своё оправдание скажу, что я хочу поговорить про отсылки, и про то, что точка зрения, изредка, открывает прекрасные новые грани.

Весной 2020 года вышло аниме «Слушатели» от:

— режиссёра Хироаки Андо, который ранее работал над «Digital Juice», «Freedom», «Mahou Shoujo Tai Arusu», «Knights of Sidonia», «Ajin»;

— сценаристов и главных идеологов — Сато Дая («Space Dandy», «Lupin the Third», «Freedom», «Ergo Proxy», «Eureka Seven», «Samurai Champloo», «Ghost in the Shell: SAC», «Wolf's Rain», «Cowboy Bebop» (как он «Слушателей» то породил, а?) и Дзина (музыкант в сценарном бэкграунде которого только «Mekakucity Actors»);

— студии MAPPA;

— а концептуальный чардиз делал pomodorosa, довольно интересный художник и тоже музыкант. Примеры его работ ниже:

В общем, да… Аниме делали музыканты. Когда работают художники выходит хуже, но тут тоже не фонтан. Из хорошего, здесь видны огрызки и костная основа идей и мыслей, которые хотели сказать, из плохого, воплощения идей и мыслей кривые, косые и частенько нелепые.

Подозреваю, что часть заслуги/вины в выходе этого аниме лежит на Ватанабэ и успехе «Кэрол и Тьюсдей». Также как и в «Кэрол и Тьюсдей» всё это аниме можно рассматривать как один большой трибьют любимым музыкантам и любимой музыке авторов. Часть сюжетных поворотов строится на том, что авторы подразумевают, что зрители знают о ком идёт речь и, соответственно, нет необходимости объяснять почему, зачем и откуда. Да-да-да, это постмодерн как он есть. Обычно я такое не люблю, потому что за отсылками и аллюзиями автор/авторы забывают рассказать внятную и самостоятельную историю. Ну, как и в «Слушателях». Без знания к чему апеллируют авторы большая часть сюжетных поворотов станет «вотэтоповоротами» без цели и смыла, логики вы не найдёте, да и вообще качество аниме упадёт ниже плинтуса. Как-то так я и смотрела это аниме на протяжении первых трёх серий. На четвёртой серии я начала что-то подозревать, и аниме не ушло в пучины дропа. А на пятой я его вкурила. Для меня постмодерн этого аниме был приемлемым и понятным по причине того, что в основном апеллируют к всякой классической рок и около того музыке, которую я более-менее знаю. А этот пост, это попытка рассказать, что в этом гадком утёнке есть что-то большее.

Коротко о сюжете. Мир, в котором на людей регулярно нападают монстры — Безухие, от которых могут защитить только некие плееры — люди с аудиоразъёмами в теле, что подключаются к усилителям и превращают их в ОБЧР-ов. История начинается с того, как мальчик-мусорщик Эхо находит на свалке блондинистую девицу с аудиоразъёмом и без памяти, которою он нарекает Мю, и вместе они отправляются в путешествие пытаясь узнать её прошлое. Даю подсказку. Это аниме не просто напоминает Гуррен-Лаганн, в нём почти все повороты оттуда стырены. Поэтому да, Эхо — это Симон, Мю — это Ния, Джимми — Камина и так далее. Спойлерами это не является, потому что первое же появление Мю спойлерит всё.

Listeners. В поисках музыки

Бла-бла-бла, я это пишу не для этого. Переходим к музыкальным отсылкам.

Дисклеймер. Вероятнее всего, я не заметила ряд визуальных отсылок. Если их заметили вы, плиз, пишите. Также я не буду особо писать про текстовые отсылки, потому что субтитры это двойной перевод и мой СПГС может только повредить. Опять же, если вы заметили какие-то словесные отсылки, буду рада добавить их в пост.

Первая серия.

Listeners. В поисках музыки

Эхо Рек/Echo Rec — техник, один из двоих главных героев. Его имя это отсылка к нескольким вещам:

1) Binson Echorec — это эхо-машина итальянской компании Binson, которую активно использовали участники Pink Floyd («Shine On You Crazy Diamond» это важный факт), Led Zeppelin (тоже важно), Hawkwind (группа в которой принимал активное участие Майкл Муркок. Неважный, но интересный факт), Bauhaus («Bela Lugosi’s Dead», тоже неважный факт, но мне песенка нравится).

Собственно звучание с использованием Binson Echorec:

2) Также у Pink Floyd есть песня «Echoes», что переводится как «Эхо», длительностью 23.31 минута, в которой Binson Echorec использовали, чтобы создать жуткие завывания ветра, звучащие во время первой интерлюдии (10:40-15:02 на студийных записях).

3) А ещё, у всё тех же Pink Floyd, один из альбомов-сборников, что вышел в 2001 году называется «Echoes: The Best of Pink Floyd».

Listeners. В поисках музыки

Мю/Mu/μ — плеер, другая из двоих главных героев. Её имя также отсылает к нескольким вещам:

1) Самое банальное — муза (вдохновительница), или просто музыка.

2) Мю (μ) в электронике — предельный коэффициент усиления напряжения транзистора или триода. Что она иногда проделывает. А ещё буква μ находится внутри транзистора самой Мю. Транзистор, если что, позволяет усилять и взаимодействовать с током, что проходит сквозь него.

Транзистор Мю
Транзистор Мю

3) К тому же, Мю — Королева, что с учётом её фирменного удара, о котором я напишу ниже, наводит на мысли об отсылке к «Queen».

Listeners. В поисках музыки

Свэлл Рек/Swell Rec — старшая сестра Эхо.

1) Возможно, эта парочка родственников является отсылкой на Лиама и Ноэла Галлахеров — создателей и творческое ядро «Oasis».

Listeners. В поисках музыки

2) Плюс, «Swell Music + Sound» это компания делающая музыку, саунд-дизайн и пост-продакшн для реклам, фильмов и сериалов.

3) А ещё это то самое завлекающее *вьюп* в начале реклам и прочая.

Listeners. В поисках музыки

Макги/McGee — тут всё просто. Прототип — Алан МакГи, шотландский менеджер и продюсер, который работал с «My Bloody Valentine» и «Oasis».

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Vox AC30 — самодельный усилитель сделанный Эхо, который использует Мю. Превращается в робота, в чардизе которого есть заметные отсылки на внешний вид и цветовую гамму AC30.

Listeners. В поисках музыки

Итак, во-первых, Vox AC30 — это семейство комбинированных ламповых гитарных усилителей.

Listeners. В поисках музыки

Использовался такими группами как — «The Beatles», «The Rolling Stones», «The Who» и «Queen».

Брайан Мэй из «Queen»
Брайан Мэй из «Queen»

Фирменный удар Мю называется Top Boost, а одной из вещей, дающей усилителю AC30 характерный звук был фирменный темброблок Top Boost.

Пример звучания:

При этом, когда Мю использует Top Boost, то она становится в очень характерную позу.

Listeners. В поисках музыки

Которая перекликается с фирменной позой Фредди Меркьюри из «Queen».

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

С героями разобрались. Перейдём к названию и заставке первой серии. «Live Forever» это песня группы «Oasis», которая вошла в их дебютный альбом «Definitely Maybe». Стилистика обложки которого перекликается с заставкой.

Listeners. В поисках музыки

В общем и целом, песня была противопоставлением популярной на то время саморазрушительной идеологии гранжа (одно из наиболее ярких лиц гранжа — это Курт Кобейн и «Nirvana»). А посыл песни был в том, что жизнь прекрасна:

«И что только с нами не случалось, я всё ещё думаю, что просыпаться по утрам, это самая замечательная вещь в мире, ведь ты не знаешь, как ты в итоге закончишь этот день. Это чертовски здорово». Ноэл Галлахер

Listeners. В поисках музыки

Ливерчестер — город-свалка, в котором начинаются события аниме. Сочетание Манчестера и Ливерпуля. В Ливерпуле появились «The Beatles». В Манчестере появились «Oasis», «The Smiths», «The Stone Roses».

Вокзал и улочки Ливерчестера туда же. Собирательный образ английских городов.

Listeners. В поисках музыки

Монумент Наставления над Ливерчестером, это эфы — резонаторные отверстия в верхней деке ряда струнно-смычковых инструментов типа скрипок, виолончелей и т.д, необходимы для усиления и обогащения звука.

Listeners. В поисках музыки

Также эфы есть в полуакустических гитарах, которые благодаря этому могут работать и как довольно громкие акустические, и как электрогитары. Чаще всего полуакустические гитары используются в джазе и блюзе

Listeners. В поисках музыки

Ещё одной отсылкой является то, что полуакустические гитары использовали «The Beatles», что произошли из Ливерпуля.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Кафе «Oasis» — в котором живёт Эхо, и которым владеет его старшая сестра Свэлл.

Listeners. В поисках музыки

Здание с надписью Dream Theater. «Dream Theater» — прогрессив-метал-группа из США, пишут крайне высоко-техничную музыку.

Listeners. В поисках музыки

Здание с надписью «The Yardbirds» и мужик с бакенбардами. «The Yardbirds» — это британская рок-группа, в которой начали свои карьеры три знаковых гитариста — Эрик Клэптон, Джефф Бек и Джимми Пейдж. Пейдж после распада «The Yardbirds» создал «Led Zeppelin».

Мужик с бакенбардами подозрительно поход на текущего басиста «The Yardbirds» — Кенни Ааронсона.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Рассказ про исторические нападения Безухих иллюстрируется тремя картинками. Первая — это переделка обложки альбома «The Magician's Birthday» от «Uriah Heep».

Listeners. В поисках музыки

А ещё песня «The Magician’s Birthday» чистой воды спойлер всего сериала.

«Сказочная история о борьбе добра со злом — была написана по мотивам рассказа Кена Хенсли. Первая часть рассказывает о путешествии к замку волшебника. Вторая представляет собой необычную версию «Happy Birthday to You». Третья секция иллюстрирует борьбу между силами света и тьмы. В четвёртой части вокальная партия Дэвида (ему отведена роль колдуна) начинает убеждать нас в том, что зло побеждает. Но партия Кена (играющего роль главного героя), открывающая финал, знаменует триумф любви и её победу над злом.»

Чуть более подробно — в Википедии.

Listeners. В поисках музыки

Вторая — обложка дебютного альбома — «Led Zeppelin» группы «Led Zeppelin».

Listeners. В поисках музыки

Также это отсылка к «Mothership» — сборнику «Led Zeppelin» 2007 года.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Третье — обложка альбома «Electric Warrior» от группы «T. Rex».

Listeners. В поисках музыки

Вторая серия.

Listeners. В поисках музыки

Джими Стоунфри/Jimi Stonefree — главный сюжетообразующий персонаж цветовая гамма которого говорит всё о родственных и сюжетных связях в аниме.

1) Джими — это отсылка к Джими Хендриксу, знаковому рок-гитаристу.

2) Стоунфри — это песня «Stone Free» с дебютного альбома Хендрикса — «Are You Experienced».

3) Полурасстёгнутая куртка с характерными застёжками — лёгкая отсылка на Фредди Меркьюри из «Queen», что необходимо для преемственности персонажей.

Listeners. В поисках музыки

4) Длинные кудрявые волосы, джинсы в облипку, любовь к полуобнаженному торсу — Роберт Плант из «Led Zeppelin».

Listeners. В поисках музыки

Один из моментов, почему я усиленно ищу след «Led Zeppelin», это опенинг, в котором говорится про «лестница на небеса прогнила и теперь рушится» (あぁ、天国の階段が 腐って 崩れ落ちて) 2.52 в вышеприкреплённом ролике. А эти слова являются очень толстой и очевидной отсылкой на «Stairway to Heaven» от «Led Zeppelin». Да и название опенинга «Into the blue’s» можно перевести и как «В синеву», и как «В блюз», и как «В грусть». Плюс, дом Билин и Кевина также является отсылкой на «Led Zeppelin».

И это желание точно никак не связано с моей личной любовью к «Led Zeppelin» в общем, и их ливкам и полуобнаженности Планта в частности. Вообще никак. Это не те дроиды…

Listeners. В поисках музыки

Три сестры Нойбаутэн/Ein, Stur, Zende Neubauten — ситуативные антагонистки, последовательницы Dada.

1) Собственно имя, это отсылка к группе немецкой группе «Einstürzende Neubauten», имена девушек собираются в первое слово, фамилия — второе;

2) Название группы означает — «обрушающиеся новостройки». А стиль боя девушек — разрушение и архитектура;

3) Девицы заявляют, что они «последователи нойза», а группу технически относят к направлению «нойз»;

4) При призыве мех девушки поочерёдно кричат «Weil, Weil, Weil», а это песня «Einstürzende Neubauten» с альбома «Alles wieder offen»;

5) Одна из характерных фраз сестёр Нойбаутэн — «Let's Do It For Dada», а это также песня «Einstürzende Neubauten» с альбома «Alles wieder offen» с маленькой переделкой. В оригинале — «Let’s Do It a Dada»;

6) Символы на вуалях, неуловимо напоминают символ всё той же «Einstürzende Neubauten».

Listeners. В поисках музыки

7) Дада — то, последователями чего себя называют сестрички — это отсылка к художественному течению авангардизма. Подробнее чуть ниже.

Listeners. В поисках музыки

Три ОБЧРа-усилителя сестриц Нойбаутэн.

Listeners. В поисках музыки

Bogner Rosa — ОБЧР Айн.

Основывается на усилителях от «Bogner Amplification» — американской компании основанной немцем Рейнхольдом Богнером, который переехал в Калифорнию для увеличения рынка. Делал усилители для Эдди Ван Халена («Van Halen»), Стива Стивенса (работал с Билли Айдолом и Маклом Джексоном, получил Грэмми за музыку к «Лучшему стрелку» с Томом Крузом) и Аллана Холдсворта (британский джазовый и прог-роковый гитарист и композитор).

Из важного. Первые усилители от Рейнхольда Богнера делались на базе Fender Showmans 60-х, один из видов Fender Showmans — это Dual Showman, которым, в том числе, пользовался Джимми Хендрикс. Запомните эту инфу, в более поздних сериях мы ещё встретимся с ней.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Friedman Grun — ОБЧР Штюр.

Основывается на усилителях Friedman от Дэйва Фридмана, который родился в Детройте, довольно депрессивный город, что подходит под тематику «Einstürzende Neubauten». Усилителями пользовались — Эдди Ван Хален («Van Halen»), Стив Стивенс (работал с Билли Айдолом и Маклом Джексоном, получил Грэмми за музыку к «Лучшему стрелку» с Томом Крузом), Джерри Кантрелл («Alice in Chains»).

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Leejack Gelp — ОБЧР Зенде.

Вероятнее всего имеются ввиду работы Ли Джексона, который работал над Fender, Ampeg, Crate, Pignose, создал несколько своих компаний — Metaltronix, Perfect Connection и Lee Jackson Designs.

У него есть знаменитая модификация Marshall, сделанная в Metaltronix в 80-х годах, которую использовали Стив Вай, Закк Уайлд (работал с Оззи Осборном) и другие.

Ссылка на его Ютуб-канал. Тыц.

Видео с вышеупомянутой модификацией Marshall.

Listeners. В поисках музыки

Заставка и название второй серии. «Halber Mensch» — это одноименная песня «Einstürzende Neubauten» с альбома «Halber Mensch».

Обложка альбома перекликается с заставкой.

Listeners. В поисках музыки

А в рамках песни используется пение а-капелла, а не традиционные для «Einstürzende Neubauten» самодельные шумовые инструменты.

Listeners. В поисках музыки

События этой серии разворачиваются в городе, что, судя по всему, является Припятью. И это продолжает эстетику «Einstürzende Neubauten» (напоминаю, перевод названия — «обрушающиеся новостройки»).

Также из видов Припяти показан парк развлечений, и колесо обозрения, которое не успели открыть до трагедии, и которое стало одним из символов города.

Listeners. В поисках музыки

И ещё какое-то здание, так и не нашла что это, с весьма характерным серпом и молотом на вершине.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Разрушающаяся, алогичная новостройка — это две отсылки в одной. «Einstürzende Neubauten» («обрушающиеся новостройки») и надпись «Dada» слева от лица. Дадаизм — авангардное художественное течение начала XX-го века, концентрат бессмысленности, нелогичности и антиэстетичности. Одной из самых распространённых форм творчества дадаизма был коллаж. У «Einstürzende Neubauten» был альбом «Alles wieder offen», про который я говорила ранее, обложка которого эстетически схожа с этим зданием.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Внутренняя обстановка туалета и сам туалет (да, постамент под лампой это туалет) тоже не случайны. Это «Фонтан» Марселя Дюшана, сторонника идей дадаизма.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

В начале серии показывается Фест в процветающем Ливерчестере, на котором знаменательно выступил Джимми Стоунфри. Этот Фест — это отсылка на знаменитый фестиваль в Вудстоке в 1969 году, где в частности выступали — «The Who», Дженис Джоплин, Джими Хендрикс (последние двое участники «клуба 27»).

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Любимая книжка Эхо, которую он может цитировать чуть ли не дословно основывается на книгах «Who`s Who in Rock`n Roll». Шрифт с одной книги, компоновка обложки с другой.

При этом обратите внимание на книгу с схожей компоновкой обложки. В нижнем левом углу, как и в книге «Who`s Who in Players» находится Эрик Клэптон, о котором мы уже говорили в контексте «The Yardbirds».

Listeners. В поисках музыки

Также на Эрика Клэптона отсылает раскрытая статья из книги. Имя под фотографией это частичная анаграмма слов «Eric Clapton».

Собственно два образа Клэптона, на которые и опираются в аниме.

Полли Би — это отсылка на Бадди Холли.

Listeners. В поисках музыки

Dr. Cula Specta — это отсылка на Фила Спектора, влиятельного и знакового продюсера. Работал с Тиной Тёрнер, спродюсировал последний альбом «The Beatles». Пола Маккартни остался недовольным совместной работой, а Джон Леннон продолжил совместную работу и знаменитый «Imagine» вышел как раз под началом Спектора. Итог его карьеры — убийство актрисы и пожизненное заключение в тюрьме где держали Чарльза Мэнсона.

Из важного, создатель так называемой «стены звука» — это когда для обогащения партий на дисках, при сведении одну и ту же партию несколько раз накладывают одна на одну, из-за чего звук становится богаче.

Listeners. В поисках музыки

Случайно пролистнутая страница показывает нам отсылку на Джима Моррисона — вокалиста и главную движущую силу группы «The Doors». Моррисон был культовым чуваком своего времени — визионер, наркоман, красавчик, на концерте в любой момент мог слететь на рандомные социально-философские спичи, в общем — прекрасный мужчина. Кожаная куртка на голое тело и светло-коричневые волосы, да и общая знаковость говорят о том, что он явно заслуживает быть в этой книге.

Во второй серии есть одна картинка, по поводу которой у меня есть подозрение, что это отсылка, но я не знаю к чему. Если вы знаете, пожалуйста, напишите.

Listeners. В поисках музыки

Третья серия.

Listeners. В поисках музыки

Кевин и Билин Валентайн/Kevin and Bilin Valentine — шотландский король без королевства и его верный рыцарь. Король занимается исследованиями усилителей и выполняет роль техника, а верный рыцарь занимается моральной поддержкой и вообще она плеер.

Отсылки:
1) Валентайн/Valentine — это отсылка на ирландскую группу «My Bloody Valentine».
2) Кевин и Билин — двое вокалистов «My Bloody Valentine»: Кевин Шилдс (Shields, то бишь Щит) и Билинда Бутчер (Butcher, то бишь Мясник). Ещё и визуально похожи.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Летающая фаллическая штука Билин и Кевина.

Я очень долго не могла определиться к чему тут эта штука. Ну, то есть, вероятнее всего, она должны была быть отсылкой. Дом Дэнки — отсылка. Дом Розы — отсылка. Дом Томми — отсылка. А тут нет… В общем, внимательно пересмотрев третью серию, я таки убедилась, что это не мой СПГС, а обоснованные мысли. Таки да, дом Кевина и Билин это отсылка на «Led Zeppelin». Судя по всему, параллель в том, что как «Led Zeppelin» создали новый звук (грубо говоря, они создали утяжелённый блюз), так и «My Bloody Valentine» создали новый звук (начали использовать множество примочек и приёмов для изменения звука).

Listeners. В поисках музыки

Первое. Изначально, домом Кевина, когда у него ещё было королевство был просто цеппелин.

Второе. Кадры в опенинге с летающим домом отсылают на обложку первого альбома «Led Zeppelin».

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Третье. Вот эти вот штуки по бокам, вероятнее всего отсылают на элемент оформления обложек первого и второго альбома «Led Zeppelin», где использовалось изображение старого клубного символа из Сан-Франциско — фаллического цеппелина в облаках.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Sue/Алая Красавица — ОБЧР Билин и Кевина отсылает нас к «Sueisfine», песне «My Bloody Valentine» с дебютного альбома «Isn't Anything».

Усилитель Custom DR103 — это Hiwatt Custom 100 DR103, им пользовались «The Who», «Pink Floyd», «Jethro Tull».

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

У Билин и Кевина есть несколько именных атак. Здесь показана атака «Feed Me With Your Kiss», которая является отсылкой на одноименную песню My Bloody Valentine» с их дебютного альбома «Isn't Anything».

Listeners. В поисках музыки

Другая именная атака Билин и Кевина — «I Can See It (But I Can't Feel It)», также отсылка на одноименную песню «My Bloody Valentine» с дебютного альбома.

Listeners. В поисках музыки

В книге «Who`s Who in Players» есть упоминание Kevin`s Effector Board — это так называемая педальная панель для гитары, на которой размещаются собственно гитарные педали/примочки, что изменяют звук.

Маленький ликбез. «My Bloody Valentine» — это одни из первых ярких представителей/основателей стиля шугейзинг (shoegazing). Название шугейзинг появилось из-за того, что исполнители на сцене были довольно апатичными, частично это было «чем-то вроде насмешки над нехаризматичными музыкантами, которые не устраивали красочных шоу, а наоборот вели себя отстранённо, пассивно и апатично», а частично технической необходимостью, поскольку в шугейзе использовалось множество гитарных примочек, что требовало внимания исполнителя к педальной панели, которая располагалась под ногами. Стоит отметить, что одним из первых, экспериментировать с гитарным звучанием начал Джими Хендрикс.

У Кевина Шилдса (основателя «My Bloody Valentine») педалей и примочек было до хрена. Представлены ниже.

Если вам интересно, то здесь написано более подробно.

Listeners. В поисках музыки

Картинка заставки отсылает к обложке альбома «Loveless» — второго альбома «My Bloody Valentine».

Listeners. В поисках музыки

Шрифт отсылает к третьему EP — «You Made Me Realise», песня с которого и дала название серии.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Также, в летающем замке Кевина и Билин в качестве подручных используются макаронные монстры с надписью — MBV91, что расшифровывается как «My Bloody Valentine» 1991 год, именно в 1991 году вышел альбом «Loveless», аллюзии на обложку которого были в заставке серии.

Listeners. В поисках музыки

При первой встрече Эхо и Кевина, последний говорит фразу «Лучше сгореть чем исчезнуть/Лучше сгореть чем угаснуть/….вариантов множество, но суть вы поняли».

Технически — это слова «It's better to burn out than to fade away», и это двойная отсылка:

1) Песня Нила Янга «My My, Hey Hey», где есть эти слова.

2) Предсмертная записка Курта Кобейна, в которой также были эти слова.
Плюс в песне «Reasons to be Beautiful» группы «Hole» (в которой пела Кортни Лав, жена Курта Кобейна), есть схожие слова: «It's better to rise than fade away».

Listeners. В поисках музыки

В качестве иллюстрации к рассказу о Фесте используется картинка, на которой есть две отсылки. Итак, самолёт из Лондиниума, на трапе которого нарисовано стилизованное лого «The Who», но про это поговорим чуть ниже. При этом картинка в общем, это переделка фотографии из «The Beatles World Tour» 1966 года, когда «The Beatles» посетили Японию.

Listeners. В поисках музыки

Буклет Феста это тоже ещё одна отсылка на Вудсток 1969 года. Собственно лого и главная идея Вудстока ниже.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Плакат позади Кевина является отсылкой, на фильм-слэшер «Мой кровавый Валентин» 1981 года.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

При первой встрече Билин и Мю, звучат слова «Chelsea Girl». Отсылка на:
1) Фильм Энди Уорхола «Chelsea Girl», в котором снялась певица Нико.

Listeners. В поисках музыки

2) Альбом «Chelsea Girl» немецкой певицы Нико, одноименную песню из которого написал в том числе Стерлинг Моррисон из «The Velvet Underground».

Listeners. В поисках музыки

3) Песня «Chelsea Girl» группы «Ride» с их дебютного EP «Ride».

Listeners. В поисках музыки

Фраза Билин «Мы — Техники Тремоло», это отсылка к EP «Tremolo» от «My Bloody Valentine».

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Фраза Билин «Like a Daydream» — отсылка на песню «Like a Daydream» с EP «Play» группы «Ride».

Listeners. В поисках музыки

Фраза «Rave Down» — это отсылка к одноименной песни с одноименного EP группы «Swervedriver».

Listeners. В поисках музыки

Четвёртая серия.

Listeners. В поисках музыки

Нир/Nir — плеер, девочка, зависима от наркотика для усиления плееров.
Прототип я думаю очевиден — лидер группы «Nirvana» Курт Кобейн. Тёплое и объемное одеялко поверх всего, суицидальные наклонности, любовь к наркотикам и плохим людям, ну вы поняли.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Хол/Hole — глава студенческого совета, производитель наркотика для плееров, подсадил на наркоту Нир.
С прототипом всё тоже очевидно — Кортни Лав, что была вокалисткой и гитаристкой группы «Hole», была женой Курта Кобейна, по ряду слухов, именно она подсадила Кобейна на наркоту, или усугубляла его ситуацию с наркотиками.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Очочки Нир вероятнее всего взяты с фотки ниже.
А если у вас возникли вопросы, почему Кортни/Хол — мальчик, а Кобейн/Нир — девочка, то просто гляньте на фотку и вспомните, кто выжил. Вот кто выжил, тот и мужык. И да, если что, то первой подкатывать начала Кортни, а Курт н-ное время ломался.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Ким/Kim — директриса школы, в которой учатся Нир и Хол.
Прототип всё ещё жива, поэтому персонаж в возрасте. Ким Гордон, вокалистка и бас-гитаристка группы «Sonic Youth» (обратите внимание на пояс персонажа, именно поэтому там SY). Именно Ким посоветовала Кобейну студию для записи «Nevermind». И влияние Кобейна сказалось на альбоме «Dirty», который вышел более гранжевым, чем предыдущие альбомы «Sonic Youth».

Listeners. В поисках музыки

Melvin — ОБЧР Нир. Отсылка на «Melvins» — американскую группу, одну из родоначальников гранжа. Изначально играли кавера «The Who» и Джими Хендрикса.
Вообще у «Melvins» с «Nirvana» довольно забавные отношения. Когда вокалистом и ударником «Melvins» стал Дейл Кровер, то звучание группы начало приобретать черты гранжа, и Кобейн, друг Кровера, стал большим фанатом группы. В смысле таскал оборудование группы, посещал все их концерты, и даже прослушивался на место бас-гитариста (неудачно, ибо переволновался и всё забыл). В 1988 году Кровер принял участие в записи десяти демопесен группы «Nirvana», которые затем вошли в их дебютный альбом «Bleach».В 1993 году Кобейн спродюсировал и принял участие в записи нескольких песен (гитара на «Sky Pup» и перкуссия на «Spread Eagle Beagle») с альбома «Houdini». «Melvins» также выступали по предложению Курта на разогреве концертов «Nirvana» в период её позднего творчества.
Я хз, какое отношение к творчеству группы имеет осьминог, в виде которого выглядит ОБЧР Нир, но судя по рисункам на футболках он таки имеет какое-то отношение. Если знаете — пишите, заранее благодарна.

Listeners. В поисках музыки

Минутка бесполезной, но интересной инфы. В 1999 году первый альбом «Melvins» переиздала студия Ipecac Recordings. Собственно студия Ipecac Recordings была основана 1 апреля 1999 года, а 17 мая 1999 года, был выпущен десятый альбом «Melvins», который выпустила студия Ipecac Recordings. Все последующие альбомы «Melvins» (кроме «Electroretard» и двух альбомов-коллабораций) были выпущены на студии Ipecac Recordings. Да, все четырнадцать штук.
И ещё маленький штришок. Вы же не думаете, что студия Ipecac Recordings была основана 1 апреля просто так? Один из двух основателей студии — Майк Паттон: вокалист «Faith No More», участник коллабораций с Джоном Зорном, «The Dillinger Escape Plan», Merzbow, создатель проектов «Mondo Cane», «Peeping Tom», «Tomahawk», «Fantômas», «Mr. Bungle», участник проектов «Lovage», «Dead Cross». При этом все эти группы в разных жанрах и вообще он человек и паровоз. Так вот, один из характерных моментов Ipecac Recordings заключается в том, из того, что мне попадалось на глаза, что Паттон принимает участие хотя бы в одном альбоме каждой группы, что записывается на его студии. Так случилось и с «Melvins», в альбоме «The Crybaby» он принимает участие как вокалист, сэмплер, гитарист и ударник в четвёртой песне.

Дизайн Мелвина отсылает и к последнему альбому «Nirvana» — «In Utero».

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Усилитель, что выносит Хол, и которым, судя по всему, пользовалась Нир — это Randall Commander II.

Listeners. В поисках музыки

Кобейн использовал этот усилитель в рамках «Bleach club tour».

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Название четвёртой серии — «Teen Spirit» это отсылка к песне «Nirvana» «Smells Like Teen Spirit». Очень неожиданно, я знаю.

Картинка заставки отсылает к синглу «Smells Like Teen Spirit» группы «Nirvana» и косвенно к альбому «Nevermind», на котором «Smells Like Teen Spirit» было первой песней. На обложке сингла задник покрыт такой же водной текстурой, а обложка «Nevermind» это подводная фотография. Шрифт — схож с шрифтом, которым пишется название «Nirvana» как на этих двух обложках, так и вообще.

Listeners. В поисках музыки

События четвёртой серии разворачиваются в «Freak Scene Academy» — которая отсылает нас к песне «Freak Scene» американской инди-рок-группы «Dinosaur Jr.».

Listeners. В поисках музыки

«Teen Spirit» в названии не отпускает нас. Наркотик для плееров также называется «Teen Spirit», отсылает к той же песне, плюс дизайн баночки наводит на мысли о оригинальном «Teen Spirit», я про дезодорант, если что.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Всё ещё не конец запаха юности. «A mulatto. An albino. A mosquito» — это тоже цитата из «Smells Like Teen Spirit».

Listeners. В поисках музыки

«Slippery When Wet» — надпись на знаках «Осторожно, скользко», кроме очевидного предупреждения, ещё и отсылка к третьему альбому «Bon Jovi».

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

На правой колоне ворот в «Freak Scene Academy» написано «The Wall» — это отсылка на одноименный альбом группы «Pink Floyd».

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Собственно стена, что ограждает «Freak Scene Academy» и центральное здание отсылают нас к реальной Берлинской стене, отсылки на которую были и в «The Wall» от «Pink Floyd». А ещё Мю говорит, что «Это здание больше похоже на тюрьму, а не на школу».

Listeners. В поисках музыки

При заходе в академию Эхо говорит «Кит Роллинг и Пит Бэдфингер тоже сюда ходили». В каждом из этих имён своя отсылка.

Кит Роллинг — это отсылка на Кита Ричардса, гитариста «The Rolling Stones».

Listeners. В поисках музыки

Пит Бэдфингер — это Пит Хэм вокалист и гитарист группы «Badfinger». История этой группы, это что-то из разряда то ли плакать, то ли смеяться. Собралась группа в 1969 году, в начале 70-х считались прямыми последователями «The Beatles» (схожий стиль и им покровительствовал Пол Маккартни). Получили контракт с «Apple Records» (лейбл созданный «The Beatles» в 1968 году). Затем, цитируя Вики они «оказались жертвой как нечистоплотности представителей музыкального бизнеса, с которыми вынуждены были иметь дело, так и трагического стечения обстоятельств», вследствие чего Пит Хэм покончил с собой в 1975, а гитарист Том Эванс в 1983 году. После этого их назвали «самой неудачливой группой».

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

На стене постер с обложкой альбома «Definitely Maybe» от «Oasis».

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Болельщицы на улице — отсылка на всё тот же «Smells Like Teen Spirit», где в клипе есть также весьма вялые болельщицы.

Listeners. В поисках музыки

Бодрые ездоки на велосипеде и скейте — это отсылка на клип «Over It» группы «Dinosaur Jr.»

Listeners. В поисках музыки

Вероятнее всего — это отсылка на «The Beatles» и их любовь к трансцедентальной медитации, в связи с которой они даже ездили в Индию.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Отсылка к группе «The Smashing Pumpkins» (разрушительные тыквы) — группе, что косвенно связана с «Hole». Мелисса Ауф дер Маур была бас-гитаристкой как «Hole», так и «The Smashing Pumpkins».

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Лысый пикси летающий вокруг гигантского чувака это отсылка к группе «Pixies» и песне «Gigantic».

Listeners. В поисках музыки

Внешность обеих персонажей отсылает к внешности текущего вокалиста «Pixies» — Блэка Фрэнсиса. Плюс Кобейн говорил, что «Smells Like Teen Spirit» была его попыткой «подражания „Pixies“».

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Плюс, лысый толстяк вообще без волос на лице это отсылка к Сиду Баррету в поздние годы.
Гилмор так описывает эту встречу:
«Худой, изящный, пусть не всегда опрятный и трезвый человек, которого я видел в последний раз... превратился в нечто шарообразное, без бровей и волос [..] Это была большая потеря. Он бы мог достичь очень многого, рискну предположить, что он бы стал великим человеком.»

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Отсылка на «Dinosaur Jr.». Скорее всего именно на них, а не на «T. Rex», потому что возле скелета стоят те же бодрые ездоки на велосипеде и скейте, что и а отсылке на клип «Over It».

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Хол является главой студ-совета, а надпись «Celebrity Only», отсылает на песню «Celebrity Skin» группы «Hole».

Listeners. В поисках музыки

Двойная отсылка. Портреты классиков академической музыки — Бах, Гендель, Моцарт, Бетховен, Шуберт (насчёт Генделя не уверена, но сходу больше ничего в голову не приходит. И немного смущает отсутствие очков на Шуберте), поверх лиц которых — боевой макияж группы «Kiss».

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Клуб математики — это отсылка на группу «Mudhoney», ибо первой группой Марка Арма (создателя «Mudhoney») была «Mr. Epp and the Calculations», названная так в честь учителя математики.

Listeners. В поисках музыки

А визуально, это скорее всего отсылка на обложку альбома «Spiderland» рок-группы «Slint», да и вообще фотосессию, во время которой была сделана обложка.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

BCBG-MOGUF — это CBGB-OMFUG, музыкальный клуб, существовавший с 1973 по 2006 годы в Нью-Йорке. Название клуба расшифровывается как Country, Bluegrass, Blues, and Other Music for Uplifting Gourmandizers, что иронично, стал местом зарождения панк-рока и нью-вейва. В нём выступали — Патти Смит, Ричард Хэлл, «The Ramones», «AC/DC», Элвис Костелло, «Dead Boys», «The Jam», «The Police», «Guns N' Roses», «KoRn», «The Stooges» и другие.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Все постеры являются отсылками на какие-то музыкальные группы или музыкальных исполнителей, но я всего не знаю. Если сможете подсказать — заранее буду благодарна.
1) ХЗ.
2) Отсылка на Элвиса Пресли. При этом позднее фото.

Listeners. В поисках музыки

3) ХЗ.
4) ХЗ.
5) Постер фильма «How to Talk to Girls at Parties»/«Как разговаривать с девушками на вечеринках» (2017) снятого по рассказу Нила Геймана (2006), который получил комиксофикацию от Фабио Муна и Габриэля Ба (2016), который издали Dark Horse.

Listeners. В поисках музыки

6) ХЗ.
7) ХЗ.
8) ХЗ.
9) ХЗ.
10) Отсылка на «Teenage Fanclub» — шотландскую рок-группу, дебютный альбом которой («Bandwagonesque») ряд критиков и журналов оценили выше чем «Nevermind» группы «Nirvana» и «Loveless» группы «My Bloody Valentine».

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Слова Нир во время первой драки — отсылка на «Lithium» от «Nirvana».
«I'm so happy 'cause today I've found my friends … […] I'm so lonely, but that's okay»

Listeners. В поисках музыки

Слова Нир во время второй драки — отсылка на «Smells Like Teen Spirit» от «Nirvana».
«Load up on guns and bring your friends/It's fun to lose and to pretend […] With the lights out, it's less dangerous/Here we are now, entertain us»

Listeners. В поисках музыки

Так-с. Тут три отсылки. Роботы, но про это имеет смысл рассказывать в контексте седьмой серии, так что потерпите. То как стоят роботы. И флаги.
То, как стоят роботы, это отсылка к «Маршу молотков» из фильма «Стена» по одноимённому альбому «Pink Floyd».

Listeners. В поисках музыки

Флаги — это стилизированный логотип «The Who», которым и посвящён весь Лондиниум.

Listeners. В поисках музыки
Listeners. В поисках музыки

Здесь тоже двойная отсылка. Чисто в плане одежды это аллюзия на фильм «Quadrophenia» по альбому «Quadrophenia» от «The Who's».

Listeners. В поисках музыки

А вот в плане внешности мальчиков — это отсылка «на The Beatles».

Listeners. В поисках музыки

Плюс, есть ещё несколько подозрительных кадров, за опознание которых буду благодарна.
Слова в глубине.

Listeners. В поисках музыки

Надпись на стене. Кажется там написано «if it takes a environment to raise a child a clea(n/r)»

Listeners. В поисках музыки

Постер на доске что-то смутно напоминает.

Listeners. В поисках музыки

Возможно, что-то значит надпись «Naked» на футболке Нир.

Listeners. В поисках музыки

Возможно, книги на полке на что-то отсылают.

Listeners. В поисках музыки
3737
9 комментариев

Титаническая работа. Приятно видеть, что listeners оценили по достоинству.
А народ тут со своими "дзёджо".

2
Ответить

"Слушатели" - невероятно милое аниме, но я в чём-то могу понять людей, что проходят мимо. Без знания контекста слишком много прелести остаётся непонятой.
А ЖоЖа вообще штука неоднозначная и кажись цепляет часть людей сугубо кринжовостью.

1
Ответить

Чёрт, ну ты конечно знаток - в истории музыки разбираешься до мельчайших деталей.
Сам лонг-рид к сожалению не осилил - критическое количество отсылок на музыкантов и музыку, которую я не слушаю и многих даже не знаю.

А вот неаосредственно ОСТ у этого аниме годный? За хорошими остами (именно музыкальными, без самих сингеров) я охотник.

1
Ответить

"ты конечно знаток"
Первые три серии, при просмотре, я ловила только некоторые нюансы. С четвёртой и дальше поняла куда смотреть и были знакомые лица. А уже как села писать пост, то начала находить всякое-разное по всему-всему. Так что звание знатока - сомнительное, скорее умею гуглить))

"Сам лонг-рид к сожалению не осилил"
Аниме обладает тем же недостатком)) без пол-литра - не понять)

"А вот неаосредственно ОСТ у этого аниме годный?"
Ну, он просто нормальный был. Ничего сверх вау не было.

2
Ответить

Как раз искал разбор, подобный этому. Самостоятельный поиск подтекстов занял бы слишком много времени, так что весьма полезная простынка. Благодарю!

1
Ответить

Рада, что пост оказался полезным. По идее к концу следующей недели выложу оставшиеся две части про остальные серии.

1
Ответить