Кратко о том, что такое сёнэн | История. Семантика. Форма

Что такое сёнэн? Как проявляются самые яркие его стороны? С чем едят? Давайте разберёмся чуть подробней.

Кратко о том, что такое сёнэн | История. Семантика. Форма

少年 - переводится с японского как мальчик или юноша. Слово применяется для обозначения конкретного демографического ориентира, например комикса или мультипликации. То есть целевой аудиторией на которую рассчитан сёнэн являются мальчики и юноши от 12 до 18 лет. Сюжеты сёнэнов детскими не назовёшь, но и от взрослых они берут не сказать что много. Золотая середина. Для лучшего понимания семантики, стоит обратиться к истории формирования сёнэн как отдельного направления.

Изначальная видео-версия текста

В довоенное время (примерно 20-ые годы) западная комикс-индустрия находилась на пике подъёма и видные художники-карикатуристы Японии ездили в США для получения нового опыта. Этот опыт очень помог авангарду энтузиастов заявить о себе. Издатели японских газет смекнули, что комиксы начинают пользоваться небывалой популярностью среди читателей, а значит нужно печатать их побольше. Сначала, в газетах появлялась сатира и комедия, высмеивающие проблемы японского общества. Особенно политики. Вне политического контекста можно было встретить новомодное “ero guro nansensu” (эротика, гротеск, нонсэнс) - более развлекательное и приземленное направление. Популярные комиксы начали собирать в тома, а затем издавать отдельными книгами. Ранее, никто такое не практиковал, так что японцев можно смело назвать пионерами книжной публикации комиксов. Среди прочего, стали появляться детские комиксы, а вместе с ними, первые журналы с гендерным и возрастным разделением. Один из таких "Сёнэн Курабу" (1914).

Обложка апрельского "Сёнэн Курабу" 1929 года публикации.
Обложка апрельского "Сёнэн Курабу" 1929 года публикации.

Начиная с 1931-ого года, в журнале печатался комикс “Норакуро”, про обделённого умом пса, попавшего в армию и дослужившегося до звания героя. Примечательно то, что “Норакуро” можно отнести к ранней агитке патриотизма и воспитания воинского духа, постепенно вытеснившие со страниц журналов другие сюжеты. Неспроста. Маньчжурский инцидент того же 31-ого года, путч молодых офицеров в 36-ом, затем вторая японо-китайская война в 37-ом. Наконец, Вторая Мировая, где Япония в последствии отметилась весьма агрессивным поведением во внешней политике. И весь этот период времени, жителям страны от мала до велика насаждался милитаристский взгляд на вещи. Даже юмористические комиксы претерпели соответствующую редактуру. Людьми практически манипулировали через СМИ. После капитуляции Японии в 1945, любой пропагандирующий военные настроения материал предавался забвению. В страну активно просачивалась западная литература, в том числе и истории в картинках, что очень сильно повлияло на формирование нынешнего японского комикса.

Обложка манги “Норакуро”
Обложка манги “Норакуро”

В послевоенные годы, гендерное и возрастное разделение комиксов стало полноценной нормой. При этом, пришедшая на смену прошлому поколению новая волна мангак, обрела больший простор для полёта фантазии. Художникам открывались недоступные ранее возможности, предоставлялся карт-бланш на любые эксперименты с формами и подачей. Растворится в общей массе печатной продукции становилось проще, но и уровень изобретательности авторов рос соответственно. Не отставали и воротилы индустрии. Свои позиции укрепляли крупные издательские компании, на вроде Kodansha и Shueisha. Несмотря на конкуренцию, расцветал самиздат. И во всём этом многообразии издаваемых комиксов, рождались закономерности сёнэн манги, которую мы читаем сегодня. Признаки того почему, например, золотая тройка состоящая из Naruto, Bleach и One Piece, написана специально для подростков заметить не сложно. Главное, не забывать придавать значение направленности манги, которую открываешь впервые. Таким образом сразу становится ясно для кого это написано, каких целей добивается и что следует ожидать от прочтения.

Ранние образцы манги изданной томами
Ранние образцы манги изданной томами

Теперь, самое вкусное. На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что сёнэн - не жанр, равно как и сёдзё, сэйнен, дзёсэй и т.д. рождённые по схожим лекалам (о них обязательно расскажу в следующий раз). Однако, справедливо и обратное, если рассматривать демографическое направление комикса как метажанр.

В сёнэн манге можно встретить переплетение множества жанров. Фантастика, мистика, фэнтези, ужасы, триллер, повседневность, история - в общем, фон и настроение содержимого ограничиваются только фантазией автора. Но чтобы манга была успешной, интересной в первую очередь для тех на кого рассчитана, нужно вплести в её содержание... “пацанские темы”. И тут мы снова ненадолго вернёмся к истории.

После Второй Мировой, подростки стали проявлять повышенный интерес к фантастике, открывшей доселе неизведанный мир, позволивший скрасить мрачные будни чем-то необычным, но понятным. На этот период времени пришлось восхождение бога манги Осаму Тэдзука, навсегда изменившего философию японского комикса. Он внёс огромный вклад как в технику написания манги - кинематографическая раскадровка его идея -, так и в её содержание. Первые последовательные, большие сюжеты вошли в моду с его приходом в индустрию. Под его влиянием возник тренд многообразия создаваемых пером и чернилами миров. А всё ту же самую любовь к роботам и мехам привил своим Tetsuwan Atom - столпом тогдашней фантастики.

Пример кинематографичной раскадровки Осаму Тэдзука
Пример кинематографичной раскадровки Осаму Тэдзука

Как это сработало? Представлять себя механиком в цеху для ребёнка достаточно скучное и обыденное занятие, согласитесь? А вот пилотом огромного робота, при помощи которого можно как следует навалять мерзким пришельцам-захватчикам куда интересней. В тот же самый момент, обзавестись надёжными, преданными друзьями всегда готовыми прийти на выручку. Изо дня в день открывать для себя что-то новое, находить останки древних цивилизаций или знакомится с потусторонним миром. Вот это всё ожидаемо интересовало детей куда больше, и крупные издательства лишь способствовали развитию этого интереса.

Заодно, чтобы комиксы имели какую-то жизненную ценность, передавали опыт или формировали здоровое восприятие реальной картины мира, мангаки строили сюжеты по знакомому нам принципу: “сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок”. Становление самым лучшим, создание круга друзей, защита слабых, отстаивание справедливости, и конечно же, большущая такая доля юмора по жизни - те самые шестерёнки единого механизма, что характеризуют все произведения напечатанные в сёнэн журналах. И вот эта вот совокупность присущих направлению приёмов и штампов, позволяют определить сёнэн как метажанр. Что-то за рамками привычного определения характера произведения.

"Tetsuwan Atom", более известный как "Могучий Атом".
"Tetsuwan Atom", более известный как "Могучий Атом".

Не менее интересно и то, что среди всех этих благородных тропов, сёнэн-манга не обходила стороной и темы сексуального воспитания, проблему человеческой жестокости, психологических отклонений и конечно же, абсурдности войны. Напомню, что только с приходом "Босоногого Гэна" Кейдзи Накадзавы в 1973-ем году, японцы позволили себе массово рефлексировать на тему Второй Мировой в художественных произведениях. Табуированность этой темы образовалась в результате длительной оккупации страны силами Соединённых Штатов с 45-ого по 52-ой годы. А последствия атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки наложили серьёзный отпечаток на культурный код японцев. Годзилла и Акира - результаты антивоенных размышлений фантастов на счёт этой трагической главы в истории Японии. Но вернёмся к спорным деталям сёнэна.

В прошлом году издательство Alt Graph переиздало "Босоногого Гэна" в твёрдом переплёте.
В прошлом году издательство Alt Graph переиздало "Босоногого Гэна" в твёрдом переплёте.

Можно бесконечно дискутировать на тему того, почему пышногрудые красавицы до которых зачастую нет дела главным героям рисуются именно такими. Почему положительный персонаж может позволить себе перемолоть в труху череп своего противника. Как такие герои на вроде похотливого Черепашьего Отшельника (персонаж манги Dragon Ball) канонизируются и зачем изображать Дендзи (персонаж манги Человек Бензопила) собачкой на побегушках у Макимы, готовым ради секса с ней на любые унижения. Ответы на самом деле незамысловатые: пубертат, цензура, двойственность природы реальной жизни, авангардизм и тяга к деконструкции, финансовая выгода наконец. Первопричин море и как следствие, трактовок сущности сёнэна.

Персонажи манги "Harenchi Gakuen" за авторством Нагаи Го - родоначальника этти.
Персонажи манги "Harenchi Gakuen" за авторством Нагаи Го - родоначальника этти.

Однако, главная его сила заключена в этом казалось бы, заезженном жаргонном словосочетании - “пацанские темы”. Я думаю, каждый обладатель X и Y хромосом сталкивался с влечением к противоположному полу и желанием выпендриться перед кем либо в школьные годы. И как бы за это не ругали родители, не реагировали сверстники и взрослые, это часть взросления, часть жизни. Не все её детали следует раскрывать перед ещё не совсем расправившим крылья разумом, но и совсем не делать шагов в эту сторону тоже нельзя. Да и не просто так у всё того же Shonen Jump, Shonen Magazine, Shonen Ace и прочих журналов имеются редакторы приставленные к авторам, менеджеры и продюсеры. Корректировка, редактура, внимание к ситуации в стране первостепенные задачи в любом издательстве. Без бдительного мониторинга не остаётся ни один аспект произведения. В общем, подача спорных тем - одна из самых привлекательных черт сёнэна. Неоднозначная, и всё же привлекательная.

В заключении, хочется подчеркнуть, что сёнэн-манга прошла множество этапов эволюции, и я раскрыл лишь процентов двадцать от темы. Формирование чего-то комплексного не происходит без участия каких-то внешних факторов, о которых я очень хочу рассказать в последующих текстах. Индустрия японского комикса, как и любая другая крупная индустрия, похожа на человеческий организм: стоит умолчать о каком-то конкретном органе и о том, какое участие он принимает в жизненных процессах, как ни о каком понимании первопричин той или иной болезни речи быть не может. Тем не менее, я постараюсь провести вас на кухню или за кулисы если угодно, показать что к чему и не дать потеряться в этом по настоящему очаровательном мире японского комикса.

1616 показов
13K13K открытий
12 комментариев

просто напоминание кто тут батя всех сёнэнов

Ответить

вот вообще то

Ответить

Надо бы все же когда-нибудь посмотреть

Ответить

целевой аудиторией на которую рассчитан сёнэн являются мальчики и юноши от 12 до 18 летРаньше - да, сейчас уже нет.
Сюжеты сёнэнов детскими не назовёшь, но и от взрослых они берут не сказать что многоКак же заебало это разделение на детское/взрослое.

Текст нелпох, но вот это попытка многих найти то ефемерное пазличие между тем же шоненом и сейненом уже поднадоела. Единственное различие это журнал и, пожалуй, совсем уж чернуху в шонены не пихают.

Ответить

СПОЙЛЕР
Блин, дружище, в Бензопиле тема собак и их приручения проходит через весь тайтл и прекрасно объясняется. Как минимум Макима называет их своими псами, а ещё у нее есть дома собаки. Макима дрессирует ГГ чтобы сделать его покорным, а следовательно и демона бензопилы. Форма Почи не случайно была щенком. Я уже не говорю про детскую форму Макимы, когда она назвала ГГ "собачкой". Но ты все свел к пубертату и сексу.
Но спасибо за статью.

Ответить

Эм, чего? Там как бы перечислен далеко не один фактор. Более того. Со стороны Дензди там вполне себе полноценный пубертат. Вопрос не стоял почему Макима так делает. Вопрос поставлен почему Дендзи на это идёт. Вроде как все достаточно прозрачно описано в тексте. Ну ладно.

Ответить

Я теперь буду это знать!

Ответить