Aoki Ryuusei SPT Layzner 1985 года

Отступление

Я очень люблю фантастику, особенно космическую, поэтому часто читаю связанные с ней тропы на tvtropes. Там я периодически натыкался на любопытные записи, ведущие к Aoki Ryuusei SPT Layzner, про который я, естественно, ни разу не слышал. Почитав описание, тайтл был признал заслуживающим интереса, отложен подальше в вотчлист и успешно забыт. Спустя несколько лет, ковыряясь на ютубе я натолкнулся на это АМВ:

Хорошее АМВ (или сцена) имеет тенденцию цеплять меня за яйца и срочно мотивировать на просмотр, к чему я немедленно приступил и, в принципе, не пожалел.

Об аниме и о студии

Aoki Ryuusei SPT Layzner создан крутейшей студией Sunrise и транслировался с 1985 по 1986 год в виде сериала на 38 эпизодов, после чего в 1986 году был завершен трехчасовой овой. Тайтл сделан в жанре фантастического боевика / военной драмы с применением тропа real robot. Повествование серьезное, килкаунт довольно большой (не Томино, но более чем достаточный). С музыкой и графикой все тоже хорошо.

Как водится в России этот тайтл хорошо известен и всеми почитаем: его никто не смотрел, и в рейтингах он даже не фигурирует. Западные ребята отличились немного личше: 1029 позиция. По поводу оценки мне есть что сказать, но про нее сильно позже.

Немножно о студии: Sunrise без малейшего сомнения заслуживает статуса легендарной конторы, ведь на протяжении своих почти 50 лет работы она безостановочно радует нас с вами годными продуктами. Sunrise - это главный оплот фантастики и, особенно, мехи среди всех студий; если кому-то надо качественную меху, то это к данным ребятам.

В репертуар студии входят:

Я задолбался наскребать картинки даже под часть продуктов студии (в реальности их в разы больше).

Коллектив Sunrise подарил нам, например, такого замечательного фантаста как Tomino Yoshiyuki, настоящего мегамозга в том, что касается замороченных фантастических сеттингов, но в этой статье речь пойдет не о его творчестве, тем более что вы, как уважающиеся себя анимешники, разумеется, знаете, (не правда ли?) кто это такой, и чем он знаменит. Титульный сериал срежиссировал Takahashi Ryousuke.

Такахаши Рёске, большой молодец​
Такахаши Рёске, большой молодец​

Он человек тоже бошковитый и плодотворный; придумал массу набитых деталями фанастических произведений, где в основном фокусировался на реалистичности сеттинга и военной тематике. В его творчество входят:

Так вот, по поводу Layzner. Как вы все знаете, непоследнюю роль в индустрии мехи играют конторы-производители игрушек. Несмотря на то, что мы с вами любим подобные произведения за их художественную ценность, башляющие за производство ходячие мешки с деньгами полагают, что аниме - просто реклама их убогих игрушек (а не наоборот, как бы предположили нормальные люди). По причине низких продаж или же каких-либо других проблем спонсора многие годные тайтлы некисло так пострадали. Яркий пример - тот же Гандам 0079 состоятельное быдло посчитало полным провалом, хотя сериал аудитории дико зашел. Наше титульное аниме тоже проиграло в лотерею жизни (судя по некоторым источникам даже дважды), что сильно повлияло на дальнейшее повествование; явное тому свидетельство - странное количество серий - 38. Из-за плохих продаж игрушек у одного спонсора и производственных проблем у другого сюжет дважды переписывали. Тем не менее, как бы злая судьба не играла с Layzner, свой след в истории тайтл все-таки оставил.

Aoki Ryuusei SPT Layzner
Aoki Ryuusei SPT Layzner

Интернет заявляет, что наш герой оказал большое влияние на индустрию аниме своим качеством (про это подробнее распишу позже) и элементами дизайна. В частности использования эффекта объятия Лейзнера облаком плазмы при включении V-Max (местный режим нагиба) отмечается как источник вдохновения для суперсаянского режима в Dragon Ball, использование в последнем "монокля", который известным образом лопают с фразой "It's over 9000" тоже изначально приписывают Лейзнеру. Сам режим V-Max нашел отражение в Gundam 00 как Trans-Am. Общий концепт роботов в Suisei no Gargantia (пилот в голове, говорящий и мыслящий ИИ, голосовой помощник, робот как персонаж), по мнению западных авторов, слизан с Лейзнера. Также отмечается влияние на игровую индустрию, которая впитала в себя реалистичные аспекты отображения роботов, показанных в сериале, например: кончающееся топливо, кабина, расположенная в голове робота и закрытая прозрачным колпаком а-ля как в истребителях (bubble canopy), система наведения, голосовой помощник, сверхманевренность и то, как она достигается. В качестве примера приводится Zone of the Enders the 2nd Runner, где применяются такие же механики движения роботов, как в Layzner, а также для озвучки ГГ был взят Kazuhiko Inoue, который до этого озвучивал Эйджи. Совпадения я действительно вижу, но насколько все эти элементы были взаправду взяты именно из SPT Layzner мне судить тяжело (хотя мнение выглядит очень правдоподобно, даты сходятся).

Черт побери, да чем больше я это смотрю, тем больше у меня укореняется идея воспользоваться бритвой Оккама. Да, Layzner действительно очень влиятельное аниме, которое еще витает в воздухе, несмотря на свое почти полное забвение.

Затравка

Aoki Ryuusei SPT Layzner 1985 года

Недалекое будущее, в котором холодная война в самом разгаре. Человечество колонизировало Луну и Марс и продолжает соперничество между штатами и совочком даже за пределами родной планеты. Действие первоначально разворачивается на марсианской базе ООН, куда, в целях прохождения обучения, прибывает разношерстный отряд учеников из организации "Cosmic Culture Club". В это же время рядом с Марсом пролетает флот вторжения инопланетной расы под названием Grados. Эти чудные ребята провели наблюдение и обнаружили, что человечество представляет из себя кучу ополоумевших военных размахивающих ядерными ракетами. Такие соседи им не по душе, а уж перспектива того, что земляне через какое-то время могут развиться посильнее в техническом плане и начать проявлять агрессию по отношению к Градосу, выглядит ну уж совсем не очень. В результате пришельцы принимают решение превентивно натянуть людей на глобус и установить на планетах свою оккупационную власть. Выглядят градосиане идентично людям. Разумеется с "политикой партии" не согласен главный герой, Albatro Null Eiji Asuka, чудо селекции между землянином и градосианкой. Прихватив с собой прототип новейшей боевой машины, робота SPT Layzner, он с боем прорывается к Марсу, чтобы предупредить землян об опасности. Пришельцы, предварительно подтеревшись вылетевшим на перехват звеном американских истребителей, затевают бой с Эйджи над базой Объединенных Наций, попутно вынося к чертям все, что выглядит как хоть немного рукотворным. В открытый конфликт со всеми земными силами пришельцы раньше времени вступать не хотят и пользуются тактикой внезапности, шифруясь по максимуму. Благо оба их главных земных противника - НАТО и ОВД готовы перегрызть друг другу глотки, поэтому янки, разумеется, сразу же делают вывод, что их перехватчики были сбиты совком. На Марсе с легкой подачи Градоса вот-вот может разразиться ядерная война, предотвратить которую попытаются наши главный герои: Эйджи, кучка выживших после нападения учеников и их инструктор Элизабет.

Почему это стоит смотреть?

1) Техническое оформление

Это самый классный аспект произведения и то, что больше всего меня привлекло. Сеттинг будущего во время холодной войны в аниме редко изображают, а это один из немногих таких случаев: авторы напридумывали кучу соответствующией требухи, вроде американских автоматов, выглядящих как точная копия ПП Томпсона и ППС (если мне не изменяет память) у СССР, потешных космически[ истребителей, напоминающих бастардизированные МиГ-21 и т.п. - выглядит очень забавно и прикольно. Роботов сделали максимально любопытно: например для маневрирования, помимо стандартно расположенных в корпусе двигателей, ими применяются приделанные к спине маневровые двигатели с кучей сопел на концах (на скринах изображено понятнее); это само по себе фигня, но вот то, как эти роботы маневрируют во время боя, выглядит ну совсем не так, как в 100% случаев изображается, они часто выполняют сальто, активнее крутятся, но при этом не так, как это сделано в том же Макросе. Короче, я приложу ниже несколько роликов - там будет все понятнее. Пилот, как я уже писал выше, располагается кабине самолетного типа в голове машины; в бою ему помогает голосовой помощник робота, постоянно подсказывающий цели, повреждения, топливо и т.д., причем эта штука засунута во все роботы, а не только в Layzner. Это единственный и самый детальный вариант исполнения голосового помощника из всех двух, виденных мною: второй был, соответственно, в Suisei no Gargantia, но там его изобразили именно как чистый ИИ, и он больше исполняет роль напарника, чем тактического инструмента, банальной функции; сам ИИ в традиционном понимании есть только у Лейзнера. Описанный выше V-Max, как ни странно, не является прерогативой именно титульного робота, он, в рамках задела на будущую модернизацию, установлен во все роботы Градоса, но софтверно заблокирован из-за негативного влияния на пилота.

Роботы используют средства радиоэлектронной борьбы, дипольные отражатели, стреляют в основном одиночными - смотреть одно удовольствие.

Вот то, что меня сходу зацепило: необычная хореография. В самом начале ролика второй робот, дабы не вмазаться в скалу, гасит скорость, выполняя сальто. Уворачиваясь от выстрела, Layzner падает в расщелину, а затем резким запуском двигателей подлетает обратно в вертикальное состояние. Далее, он поворачивается и пушка застревает в поднятом вверх положении, выскребая куски породы, т.к. места в расщелине очень мало. Предследователь, влетая в эту расщелину, выдавливает борозды по бокам, пытаясь затормозить. Поглядите, как смачно размазывается робот на 55 секунде, когда ему повреждают часть маневровых двигателей на ноге.

Зачем весь этот аутизм? Главный герой в сабже отбитый пацифист, заявляющий, что в его жилах течет кровь и землян, и Градоса, поэтому он не желает убивать ни тех, ни этих, а сами враги получили задание по возможности захватить Эйджи и Layzner без сильных повреждений. Но, черт, как же классно анимировано. Признаться, я был очень сильно удивлен, когда в первый раз увидел.

Вроде не ничего особенного, но мне очень понравилось, как враг успел случайно увернуться от удара.

2) Музыка и звуки

Эффекты в роликах вы уже послушали, они вполне нормальные. Музыка же порой создает ну ооочень атмосферные моменты вроде:

Музыка в середине здорово задает атмосферу.
Обожаю музыку вроде этой, где используется какая-то, старая что ли, методика аранжировки инструментов. Муза такого же типа была в Hokuto no Ken.
Вот это просто самый А.Х.У.И.Т.Е.Л.Ь.Н.Ы.Й. олдскульный трек, что я когда-либо слышал в мехе. Он в сериале есть в нескольких аранжировках - все уровне "I'm sold".

Оригинальная озвучка - нормальная, ничего выделяющегося. Из голосов персонажей запомнился Гостеро - у него самый запоминающийся характер, самые яркие диалоги. На фоне остальных показательно вменяемых персонажей, он был как яркая путеводная звезда посреди ночи. Также могу отметить, что в аниме есть рассказчик (обожаю эту тему): им выступает Анна, но по мере повествования от ее "услуг" сценарий потихоньку отказывается. Фандаб есть только на ову от Азазеля, но, при всем моем уважении к его творчеству, от его голоса натурально уши отваливаются, посему советую этот вариант скипнуть. Ансаб я пробовал от ACR и mSubs - там перевод такой себе: 90% он нормальный, а на мелочах порой клинит, и вместо перевода вылезает какой-то выдуманный бред (всегда поражало, как сабберы легко переводят сложные предложения, но на всякой фигне их выворачивает наизнанку - не знаю, с чем это может быть связано). Русиков аж два - от Antinormanist, Jarly & Zero (серии 1-19) и от VZbitten (1-38). Честно говоря они умудрились выбить меня из колеи. Оба варианта красиво оформлены (во втором даже есть перевод опенинга и эндинга), слова персонажей выделяются синим цветом, голосового мощника - голубым, а рассказчика, Анны - оранжевым. Вторые сабы явно являются переводом хрени от ACR/mSubs, т.к. кое-какие тупейшие ошибки повторяются. Так вот, оба варианта субтитров словно бы постоянно соревновались друг с другом за первенство - в одной реплике у первых сабов хороший перевод, в другой - у вторых. Причем это идет даже в рамках одного диалога. Я бы сказал, что первые сабы получше, но, с другой стороны, выбора у вас один хрен нет; так или иначе придется браться за VZbitten после 19 серии. В любом случае русик будет выглядеть в разы симпатичнее убогого ансаба в плане оформления: там сабы тупо желтые (белые) для всего.

Ах да, не повторяйте моей ошибки - не качайте импортные исходники, с которыми идут сабы от ACR и mSubs. Я так поступил (достал первое, что быстрее скачалось) и проиграл. Ищите БД-рип или что-то получше, либо можете просто взять вариант с русабом. Сравните скрины выше - разница в качестве очевидна. На части сцен вообще нихрена ничего не видно.

3) Повествование

Градос показывается как ультимативная сила, подтирающаяся всем, что встает у них на пути, но делается это с умом: дабы не огрести по шее заранее, они умело стравливают два земных противоборствующих блока, но справедливости ради, могу заметить, что земляне быстро смекают, что тут что-то не так. Пришельцы гоняют главных героев по Марсу, попутно вынося все, что движется и уменьшая количество положительных персонажей до формата, описанного в затравке. Когда же главные герои вырываются с красной планеты на угнанном десантном корабле Градоса и отправляются в сторону Луны, они начинают последовательно встречать флоты землян, посланные выяснить, отчего же их марсианские базы вдруг не подают признаков жизни.

Все это, Градос, разумеется, попутно разбирает на винтики. До сего момента аниме мне очень напоминало Gundam Seed по уровню безнадеги в ситуации главных персонажей: там Zaft тоже так активно уничтожал все, приходившее на помощь героям, что меня это даже начало мальца кумарить. На фоне сей вакханалии разворачивается небольшая драма: а) за шкурой Эйджи посылают уважаемого им наставника, Геила, б) этот самый Геил собирается жениться на сестре Эйджи, которую могут приравнять к предателям из-за поступка главного героя и в) главный герой пытается выяснить, что такое сокрыто в Лейзнере, и какого он периодически действует сам по себе. Главные герои достигают Луны, и обнаруживают, что там уже похозяйничали пришельцы, после чего путь персонажей ложится уже в сторону Земли. Далее произойдет таймскип на несколько лет, Градос окончательно подотрется землянами, а подвзрослевшие главные герои продолжат борьбу с оккупационными силами в рамках сопротивления.

Все, написанное выше, звучало очень радужно, если бы не одна маленькая проблема:

Маленькая проблема

На 24 серии ребятам обрубили поток бабла и сюжет пришлось переделывать. К концу этих жалких 38 серий его пришлось ужимать еще раз, поэтому все описанные выше классные моменты, всю годноту, весь драйв - это можно отнести только к первой половине сериал (1-24). Да, следующие 14 эпизодов не сказать чтобы ужасны, но намного ниже в плане качества подачи и сценарного мастерства, чем раньше. Если первую часть я бы оценил по своей шкале на 6/7 (сильно выше среднего; без пяти минут шедевр), то вторая часть уже идет максимум на 4/7 (средняя). OVA скорректировала кривую концовку сериала лишь отчасти: из всех ее 180 минут на продолжение ушли лишь последние 60, а первые два эпизода - очередные рекапы. 60 минут - это ровно три серии без опенингов и эндингов; смогли ли авторы переделать все как надо за это время? Нет конечно! Они только породили дополнительные вопросы. Градос в первой половине и во второй - это небо и земля: после 25 эпизода их превратили в каких-то карикатурных злодейских оккупантов; одежда (особенно у Ru Kain и шизофреников) начала напоминать что-то из гардероба злодеев второсортных филлеров Hokuto no Ken (шедевр, кстати). Адекватных и симпатичных в плане характера и внешности антагонистов во главе с колоритным силачом Греско заменили на кучку разодетых в меховые жилетки даунов в масках под предводительством Ru Kain. Гостеро тоже деградировал - из просто убийцы, наслаждающегося процессом, он превратился в шизоида, хотя конкретно в его случае, персонаж много не потерял. Думаю этими неприятными изменениями и объясняется низкий рейтинг.

Вместо мрачной атмосферы отчаяния...
... и загнанности в угол...
... мы получили вот эту клоунаду. Впрочем с этой сцены я уссался со смеху, когда в первый раз ее увидел.

Где-то на этапе "Почему это стоит смотреть" меня начало постоянно корежить от мысли "ЧТО я сейчас советую народу?". Ранее я писал исключительно про те тайтлы, которые считал вот прямо шедеврами от и до, а этому я влепил 5/7 только за увлекательную первую часть. Видать первая половина настолько сильно мне запала в душу. С другой стороны тут пишут про много старых шедевров, которые никто никогда не посмотрит (спасибо вам, я обязательно когда-нибудь их посмотрю!) - так почему бы мне не написать про половинку шедевра? :) Хотя бы узнаете, что такое аниме было.

Послесловие

Вот такое показывали по телеку в тайтле. Наверняка это взято откуда-то или же является отсылкой на что-то. Кто в теме - пишите свои предположения. Второй скрин - ну вылитая Dream Hunter Rem с волосами другого цвета.

После этих строк вы один хрен смотреть это старье не полезете, поэтому специально для вас есть ролик с небольшим спойлером. Мне этот момент ну оооочень понравился :)

Главные герои наконец-то достигли спасительной американской базы :) Теперь они в полной безопасности!

Ну и напоследок еще немного скринов:

Скажу честно, вторая половина не так уж и плоха сама по себе. Но это как смотреть Fate Last Encore после FSN и FZ или же Magia Record после MSMM. Первоисточник был настолько ярким, запоминающимся и увлекательным тайтлом, что продолжение выглядит на его фоне убогим заморышем. С другой стороны вы всегда можете после Fate Zero посмотреть Fate Grand Order и ощутить на себе, что такое настоящая растянутая мразотная параша в красивой обертке и как можно еще сильнее надругаться над исходником (это я про FGO, если что). В Лейзнере все могло быть даже хуже, чем сейчас. Еще один момент: когда в Death Note из главного героя сделали аутиста после смерти L и тупейшим образом его убили, никто не заверещал от негодования. Я даже встречал людей, которые считали, что это замечательное и логичное завершение сериала. Может и тут так прокатит?

Всем добра!

Aoki Ryuusei SPT Layzner 1985 года
Aoki Ryuusei SPT Layzner 1985 года
7070 показов
2.2K2.2K открытий
24 комментария

Бкуб - человек культуры.

Ответить

Ок, теперь все ясно)

Ответить

Многабуков ниосилил. Тупо пойду гляну.

Ответить

Помню-помню, в Super Robot Wars в число моих бойцов входил Layzner - дико имбалансный он. Сила атаки была нормальной для реал-мех, но с активированным V-MAX он превращался просто в машину убийства. ЕМНИП, надо было активировать скилл пилота на постоянную контратаку. После чего Лайзнер загонялся (а он нереально шустр!) в самую губу вражеских боевых порядков, и чего начиналось МЯСО.

Каждый противник считал своим долгом атаковать наглеца, но запредельная маневренность (уворот ~145% при 120 у лучших из Гандамов) всегда спасала робота от ЛЮБОГО огня. Каждый из атакующих пару раз получал от Лайзнера по носу, тут подоспевал добивающий огонь артиллерийских мехов - и от противника летели клочки по закоулочкам.

В общем, хороший робот. Ещё у него был совершенно адский антагонист с убийственной мощности атаками, не уводимыми в кулдаун по энергии (стандартный способ забивания боссов в SRW - "посадить батарейки" гаду, заставив стрелять по танкующим роботам, лишив таким образом вражину сокрушающей атаки главного калибра, а потом задавить его беспомощного массой). А этот сносил по пол-полоски жизни за раз у самых толстокожих. Даже скопом из двух десятков супер-роботов класса Мазинказера оказалось КРАЙНЕ тяжело его развалить.
А аниме я так и не посмотрел.

Ответить

Спс, за интересную инфу)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

В них не нужно вкатываться, смотришь сериал 80-х (овы к нему не очень интересные), потом сериал 90-х (прямое продолжение), потом смотришь файлы (это приквел), потом ОВУ 2011, потом 2010 (да, именно в таком порядке). И не смотришь файндер. А можно по другому: посмотреть только сериал 80, так как продолжения убивают концовку оригинала. 

Ответить