Суть «Гуррен-Лаганна»

И вот, момент настал. Именно в этот день 15 лет назад вышла первая серия «Гуррен-Лаганна», потому завершаю марафон немного эмоциональным текстом о сути. Так сказать, от фаната для всех тех, кто посмотрел этот сериал хотя бы раз.

Суть «Гуррен-Лаганна»

Пролог

Когда-то давно в домах были старые кинескопные телевизоры, по которым каждым выходным и будничным утром показывали дежурные эпизоды мультсериалов о великих героях и их приключениях. Дети смотрели их не отрывая глаз, а потом бурно обсуждали в школе.

Это были времена, когда детям не нужно было многого, чтобы их глаза сверкали от восторга, а на лицах читалось изумление. Спроси мальчишку тех лет, что особенного он нашёл в этом, и он тут же ответит: «Это — круто!», и признание этой крутости легко читалось в нём самом, пока он, широко махая деревянной палкой, раз за разом выкрикивал названия ударов любимого героя.

Большие роботы, космические сражения, великие герои

Так уж вышло, что достаточно большую долю внимания детей в Японии времён кинескопных телевизоров захватили мультсериалы и сериалы с «трешовыми» сюжетами. Трешовыми не в смысле чего-то ужасного и отвратительного, а в смысле чего-то нелепого с неприлично огромным количеством жанровых штампов.

Характерных элементов у этого «треша» было много, и одним из самых знаковых являлся большой робот.

Mazinger Z
Mazinger Z

Робот с летающими кулаками, бумерангом, буром, лазерами из глаз, крыльями, мечом, топором, да чем угодно. Суть — большая человекоподобная машина с какой-нибудь штукой, пилотируемая иногда одним, а иногда целой командой героев, и доблестно сражающаяся со злом. Чаще всего противостояние шло против угрозы из космоса — злые пришельцы то и дело норовили уничтожить или поработить человечество. В пылу сражений, герои яростно выкрикивали названия специальных приёмов. Порой, когда лишь ими победить не удавалось, в ход шли грандиозные слияния одной машины с другой, что многократно их усиливало и чаще всего гарантировало победу. Понятия добра и зла были картинно-прямолинейны, а характеры персонажей — плоскими и прозрачными как стекло. С первой секунды каждого боя было понятно, чем всё закончится. Шаблон на шаблоне, штамп на штампе, но едва ли это хоть чуточку смущало восторженного юного зрителя.

Сформировалось это всё в 70-ых годах, именно тогда и основался жанр «меха». Мальчишки тех лет с горящими глазами смотрели по телевизору Mazinger Z, Getter Robo, UFO Robo Grendizer и множество других похожих сериалов.

Getter Robo
Getter Robo

Следующий неизменный аспект — «сила духа». Что бы враги ни делали с героем, как бы они его ни калечили, как бы мало шансов у него не было, усилием воли он обязательно встанет. Встанет и вспомнит, что для него значит эта победа, вспомнит слова тренера, друзей, а затем, преисполненный стремлением к победе, положит противника в нокаут. Каждому мальчишке тогда было известно, что усилием воли можно добиться чего угодно. Все они ясно осознавали это во время просмотра Tiger Mask и Ashita no Joe.

Ashita no Joe
Ashita no Joe

Стоит отметить, что победа, достигнутая волевым превозмоганием, сама по себе не имеет ничего нелепого, однако постепенно эту воодушевляющую идею начали применять в самом низкопробном ключе, превращая поток победной мотивации в особую «технику» героя, который пользуется ею, подобно заклинанию. Со временем этот штамп основательно закрепился в плоскости подростковых произведений, причём как в сёнэне, так и в сёдзё.

Tiger Mask
Tiger Mask

Ещё одним примечательным элементом жанрового детского зрелища тех лет были первые представители японских анимационных космических опер, которые состояли из пафоса и нелепо перенесённой в космос морской тематики.

Космические крейсеры, плывущие по чёрной бездне, могучие армады, космические пираты, капитаны кораблей, кричащие «Полный вперёд!», «На абордаж!», «Приготовится к лазерному удару по правому борту!» и так далее — всё это увлекало детей не хуже гигантских роботов. Яркие представители этого — Uchuu Senkan Yamato и Uchuu Kaizoku Captain Harlock. Как бы нелепо всё не смотрелось, в таких произведениях не было и доли самоиронии, а патетика шла напором, сбивающим с ног.

Uchuu Kaizoku Captain Harlock
Uchuu Kaizoku Captain Harlock

Весь выше перечисленный «треш» нельзя назвать полной энциклопедией детских нелепых шоу тех лет, но некой ощутимой частью — вполне. Самое важное, что стоит держать в уме — авторы «Гуррен-Лаганна» выросли на такого рода вещах.

Суть

Представьте, что всё упомянутое выше, а также масса других тропов и штампов с различных вех развития жанров аниме, манги и токусацу сливается в один термоядерный коктейль. Было бы очень трудно представить, какое ужасающее и невозможное произведение может из этого получиться, если бы однажды в утренний эфир 1 апреля 2007 года не вышел «Гуррен-Лаганн».

Робот с огромным арсеналом приёмов с неприлично длинными названиями, которые весь бой напропалую яростно выкрикивает пилот. В бою он кидает во врагов бумеранги и закручивает бесконечное количество буров, размер и форма которых не ограничена ничем, кроме воображения.

Робот, управляемый и движимый одной лишь силой духа, сливающийся с бóльшим роботом, затем с огромным ковчегом, потом с гигантским линкором, и продолжая так вплоть до самых границ абсурда, достигая масштабов планет, затем звёзд, а потом и вовсе вселенной.

Капитан корабля, на космическом линкоре размером с луну, с развивающимся в космосе плащом и флагом за спиной. Командующий крик — «Полный вперёд!». Бесчисленные армады врагов самых диковинных форм. Отражающие щиты. Ракеты управляющие вероятностями. Океан из сверхплотного времени и пространства посреди космоса.

Градус усиливается с каждой пройденной аркой, раз за разом переворачивая всё с ног на голову. Ужасающая, невозможная, и, в конце концов, тотально бредовая смесь клише всех мастей. Всё это без капли стыда и тени сомнения образует анимационный шедевр. Концентрированный и рафинированный сёнэн. Аниме в своей истинной форме. Крик, сотрясающий все основы подростковых шоу, буквально пронзающий небо. Наглый и горделивый манифест, объединяющий в себе всё то, что когда-то разжигало сердца.

Вспомните то чувство из детства, те сверкающие глаза, истинное изумление. Тогда не нужно было ничего анализировать, сравнивать и даже понимать. Дети инстинктивно знали, что такое «круто». Это был не вопрос того, насколько глубоко всё было прописано, и насколько умело поставлено, тогда было особое восприятие — истинное подражание, истинное мужество, истинный героизм и истинная мечта стать Настоящим Героем.

Но время шло, дети взрослели, заканчивали младшую школу, потом старшую, университеты, устраивались на работу, постепенно лица их тускнели, а умы становились серьёзнее. Со временем все они стали понимать, что никаких героев не существует, что весь этот «детский восторг» — просто конвейерный продукт, сделанный для того, чтобы выкачать из родителей побольше денег, впаривая детям всевозможные игрушки и прочие сопутствующие товары. В этих поделках каждая однажды придуманная хорошая идея изнашивалась до дыр, и штамповалась до тех пор, пока из неё извлекалась прибыль.

Однако как бы жизнь не старалась, до самого конца этот огонь в сердце потушить невозможно, какая-то его часть всегда теплится в душе каждого взрослого, который нет-нет да вспомнит те годы и пробормочет: «как же было круто…»

«Гуррен-Лаганн» — это произведение, которое раздувает это почти затухшее тление, но только не в ребёнке, а во взрослом, изрядно почерствевшем за прошедшие годы. Из малейших частиц былого детского задора, восторга и изумления он воссоздаёт в человеке то самое чувство, то самое «Это — круто!»

Какими бы примитивными и коммерческими не были те старые мультики, они справлялись со своей задачей сполна — давали детям радость и искреннее восхищение. «Гуррен-Лаганн» вобрал в себя всё самое лучшее от них, грубо свернул в конус, и этим «буром» из наивных детских мечтаний и банального счастья разжёг новое пламя.

Понятное дело, что будучи взрослыми, люди всему требуют какого-то обоснования, какой-то идеи, системы правил. За великолепной анимацией, звуком и грандиозным сюжетом «Гуррен-Лаганна» скрывается фундамент, на котором, подобно башне, всё это выстраивается. Произведение балансирует на краю лезвия, между рациональностью и извечной крутизной.

Сериал гордо раскрывает истинную сущность человечества. В задиристых выкриках «Ты за кого меня держишь?!» легко читается вызов всему белому свету, и в этом вызове есть суть человека, который во все времена менял всё окружающее пространство под себя.

Люди, не знающие своего места; Люди, бросающие вызов превосходящим их силам; Люди становящиеся сильнее прямо во время боя; Люди, борющиеся до конца; Люди, побеждающие несмотря ни на что — эти понятия в сериале обретают убедительность, позволяя смотрящим искренне во всё это поверить.

«Гуррен-Лаганн» пересобирает те самые старые мультфильмы, сериалы и комиксы, позволяя взрослому вновь почувствовать то, что он чувствовал ещё мальчишкой, смотря условного Геттера, Тайгера и Харлока. Сейчас они покажутся унылыми и местами до ужаса примитивными, но в детстве всё было совсем иначе.

«Гуррен-Лаганн» позволяет ощутить этот ушедший в небытие восторг от грандиозной борьбы, искренне проникнуться волей к победе, и в конце концов восхититься Настоящими Героями. Он даёт увидеть то, что восхищало в детстве, но подаёт это в форме, которая достойна взгляда взрослого. То есть, делает невозможное — по-взрослому пробуждает искреннее детское восхищение.

Для передачи всей это необъятной экспрессии задействованы все аспекты аниме — анимация, раскадровка, реплики героев, звуки, музыка и всё прочее. Режиссёр Имаиси Хироюки вместе со сценаристом Накасимой Кадзуки и остальными членами креативной команды Gainax тех лет сделали всё, чтобы в каждом кадре передать нужное впечатление в высшей форме.

— Круто — значит круто настолько, что земля ходуном пойдёт и вулкан извергнется.

— Сила — значит силён настолько, что даже энергия Большого взрыва, порождающая галактики, не остановит.

— Любовь — значит любовь до конца, даже если само мироздание и сама вселенная будет против неё.

Никаких заигрываний и компромиссов, только истинные чувства в первозданном виде.

История

Весь сюжет строится на бунтарстве. В разных арках и разных вехах развития персонажей, поднимается одна и та же тема — противостояние народной мудрости «всяк сверчок знай свой шесток». Антагонисты той или иной арки раз за разом хотели поставить героев на место.

Сперва был старейшина — простой мужик, которому важно было лишь, чтобы люди жили, тоннели бурились, а кротосвиньи были накормлены. А поверхность — да нет её, а если и есть, на кой чёрт она нужна. Но Камине она была нужна, хотя никто вокруг, даже Симон, не понимал, зачем. Волей случая она открылась.

Суть «Гуррен-Лаганна»

Затем появилась Великая четвёрка Спирального Короля — флагманы местной полиции свободы, которые следовали догме своего предводителя — «человек должен жить под землёй и точка». Почему всё так — никто не знает, но Камина, Симон и все остальные, уже ощутившие вкус свободы, мириться с местным миропорядком не стали даже перед лицом смерти.

Суть «Гуррен-Лаганна»

Потом на поле боя карикатурно вышел и сам Спиральный Король — финальный босс. Смотря на людей, как на зеркало своего прошлого, он всё равно не мог не удивляться, как сильно они стремятся к свободе, но свою идею не предал до самого конца и лишь после него раскрыл некоторые карты — дальше людей ждёт лишь ещё большее отчаяние.

Суть «Гуррен-Лаганна»

И вот началась заключительная арка — появились Анти-спиральщики, но по первой Симон и его товарищи боролись не столько с ними, сколько с рациональностью и здравым смыслом, символом которых выступал Росиу. Всё читалось в одной фразе: «Ты вырос, но так и не повзрослел». Но как бы он не пытался подавить бунтарский дух Симона и примкнуть к прагматичности, сила духа взяла верх, и в конце концов Росиу склонился перед ней. Симон доказал, что здравый смысл существует только для того, чтобы раздавать ему пинки.

Когда битва за землю завершилась победой и на сцену вышли основные силы Анти-спиральщиков, уже всё было ясно как день. Герои просто стремились к ультимативной свободе — свободе всех свобод, ставя на кон всё, включая свои жизни.

Суть «Гуррен-Лаганна»

Если самый первый бунт в подземной деревне образовался неосознанно, скорее из чувства тесноты, нежели чего-то ещё, то дальше, после выхода на поверхность, понимание сути у героев постепенно возрастало, и в конце они все до единого твёрдо знали, ради чего они всё это делают — это их путь, и идти по нему они должны именно так, как хотят. И пусть против них будет даже само время и пространство, их это не остановит, они всё равно отстоят своё право идти самостоятельно.

Лозунг «Вы за кого нас держите?!» — идеально описывает и их самих, и вообще всё происходящее, от самой первой до самой последней серии, где абсурд и гротеск опускаются до уровня фантазий ребёнка, который пока мало что понимает, но уже много что выдумывает. Эта самонадеянность, самоотдача, целеустремлённость, героизм и являются тем, что очаровывает и приковывает глаз на протяжении всех десяти с лишним часов.

Эпилог

За прошедшие пятнадцать лет с момента премьеры «Гуррен-Лаганн», вышло огромное количество великолепных произведений, в том числе и от самих его авторов, но чего-то столь хорошо резонирующего с душой лично я так и не увидел.

«Гуррен-Лаганн» просто стал памятником и эталоном чистого «меха», которая, как и полагается, состоит из роботов, силы духа и пафоса. Да, это явно не высокое искусство, подобное работам Такахаты Исао или Кона Сатоси, но в области сёнэна — это вершина и в некотором роде даже революция.

Он является доказательством того, что взрослые люди всё ещё могут по-детски удивляться и мечтать.

«Гуррен-Лаганн» — реабилитация и восстановление в правах мечты мальчишки.

Постскриптум

Написанием данного материала я целиком и полностью обязан Георгию Шуклину, который в несколько иной форме описал всё это ещё в 2007 году. Именно благодаря его эссе я в своё время понял суть «Гуррен-Лаганна», и сегодня я ставил своей целью донести эту суть до вас.

Материалы по теме:

289289
70 комментариев

Все еще лучшее аниме.
Тема вирала в сердечке уже 15 лет.
И да, какой же ахуенный кадр

35

Меня торкает когда Вирал орет «какого черта я дерусь с бабой и ребенком!? Где Камина?»

5

Выдержал в свое время пару серий и дропнул. Дрисня, но даже не претензионная или со смыслом, как FLCL, а явная и достаточно глупая. Апофеоз тупости, сисе-писечности и дебильного аниме-брутализма из ничего. Такое, наверное, заходит фанатам Лелуша и прочего кала или в школьном возрасте, когда максимализм так и прет. В чем "культовость" — хоть убей, не понятно.

Вот эти цитатки ещё на уровне 8 класса, какие-то сраные буры и роботы в очках. Вы вот эту хуйню правда смотрите и вам нравится?

10

хорошая попытка, антиспиральщик

90

вроде попытался принизить аниме, а в итоге только себя несмышлёным мамкиным бунтарём из пятого "б" выставил)

2