Sentou Mecha Xabungle 1982 года

Вступление

Sentou Mecha Xabungle 1982 года

Sentou Mecha Xabungle - комедийный приключенческий боевик с элементами real robot длиной в 50 серий. Тайтл выпускался студией Sunrise c 1982 по 83 года; режиссером выступил известный трудяга и замечательный фантаст Томино Ёшиюки. В 1983 году также выпустили полнометражный фильм под названием Xabungle Graffiti, представлявший из себя буквально пародийную нарезку (даже не "компиляцию") эпизодов сериала. Единственное значимое отличие - отменили смерть одного из персонажей и добавили в конец одну сцену, превратившую финал из bittersweet в happy end. Этот фильм к просмотру не рекомендую, ввиду его вторичности. Собственно мировая общественность придерживается аналогично мнения, ведь фансабберы даже не потрудились перевести фильм хоть на какакой-то язык.

Чем знаменит SMX?

Все вы стопудово смотрели Gurren Lagann и знаете, что там почём. Также я неоднократное ранее писал, что колектив Gainax обожает труды Томино и многие их работы ими вдохновлены. Так вот, по словам режиссера TTGL, Имаиши Хироюки, на создание этого тайтла сильно повлияла его любовь к SMX.

После просмотра обоих сериалов в глаза бросаются явные совпадения: и там, и там главный герой - безбашенный смельчак, действующий наперекор судьбе и законам (в сериале так и говорится: "человек, делающий невозможное возможным"), не боящийся никого и ничего, а также с готовностью вступающий в бой. Совпадает также и метод "получения" титульного робота - наглый герой отжимает его у врага по принципу "эта машина выглядит круто, я ее забираю". Сеттинг обоих сериалов - будущее; действие идет на раздроченной планете, обильно покрытой пустынями. Враг в сериалах представляет из себя предтеч, действующих во благо "претесняемых героев"; сферы обитания физически разделены и забредать к "врагам" обывателям строго запрещается. Герои в обоих случаях путешествуют на огромном летающем корабле, полученном от врага, и в обоих случаях этот корабль может трансформироваться в гигантского робота. Обе команды состоят из кучи рандомных мимокрокодилов, попавших на него впервые. В обоих случаях по сюжету, разрозненные группы людей создают крупную организацию и согласованно натягивают обидчика. Также и там, и там есть хареотрывательная деваха-спутница ГГ, за которую он вступается сразу после встречи в начале сюжета.

Кстати, роботы, катающиеся на серфбордах, складывающиеся в походном положении в колёсные автомобили и имеющие летающую "форму", появились в Xabungle года так на 23 раньше, чем в Eureka Seven. Совпадение?

Вот еще информация для размышления: в Трайгане, вышедшем спустя 13 лет после Забунгла, также нашлось на удивление немало совпадений. Например, сеттинг в обоих случаях - это закос под футуристический вестерн, где основной ландшафт - пустынный; и там, и там пристуствует генетическая модификация людей, в обоих аниме люди прилетели на эту планету; поселения предтеч также фигурируют в обоих тайтлах.

За исключением ну вот уж совсем редких упомянаний в интернете, я бы сказал, что SMX канул в лету, совершенно не задержавшись в памяти зрителей. Жаль, а ведь сериал действительно классный.

Я долго колупался, смотреть его или нет: с одной стороны о сериале знал уже давно из tvtropes и его описание выглядело любопытно, но меня постоянно отпугивало то, что это комедия. Как и многие другие любители Гандама, я в свое время скипнул ZZ из-за гневных постов толпы о том, что Томино превратил серьезный Zeta в клоунаду. Комедии я тоже люблю, но не в рамках серьезных сюжетов типа Гандама (исключения - mood whiplash вроде Mai-Hime или Ga-Rei Zero). Как и в случае с L-Gaim, я, даже не заморачиваясь на скачку, несколько раз смотрел первую серию на ютубе лет 10 назад, но что-то не торкало. После того, как я залпом отсмотрел шикарный томиновский L-Gaim, внезапно до меня дошло, что дед, оказывается, умеет в комедии.

С артом на SMX тоже беда - всего 57 вшивых картинок на данбору. В общем никому этот реликт палеолита не нужен.

Затравка

Действие происходит на испещрённой пустынями планете Зола; здесь обитают две касты людей - высокотехнологичные Innocent и плебс Civilian. Первые шикуют в закрытых прозрачными куполами городах, защищенных многочисленными туррелями и минами. Эти ребята владеют всеми навороченными технологиями Золы: оружие, машины, роботы, корабли - все это производят и продают на 99% только Инносент, вершина пищевой цепочки общества. Свои города они практически никогда не покидают.

Civilian - это обычные люди, чье общество находится где-то на уровне периода покорения американского запада (SMX имеет явную стилизацию под вестерн). Обе группы взаимодействуют друг с другом лишь в специальных торговых зонах куполов Инносент, где плебс может в обмен на ценную руду наложить лапу на навороченную продукцию.

Основной закон у общества всего один - правило трех дней. Согласно нему, если преступник не был привлечен к ответственности за три дня после совершения преступления, вина с него снимается.

Sentou Mecha Xabungle 1982 года

Главный герой - простой деревенский обрыган из семьи рудокопов по имени Jiron Amos. После того, как амбициозный пройдоха и ганслингер Timp Sharon убивает его родителей ради наживы, Джирон пускается в преследование ради мести. С момента убийства прошла уже неделя, но это героя не смущает, ведь про закон он даже толком не слышал. Для осуществления заветной цели Джирон направляется через пустыню к ближайшей ярмарке перекупов, дабы найти там и "взять на время" какого-нибудь хорошего робота.

По пути ГГ встречает кучку мелких бандитов ("Sand Rats"), занимающихся отъёмом имущества у очередного мимокрокодила. Оказавшего посильную помощь... бандитам Джирона в награду отвозят в ближайший город. Подхиляв сломанную руку ГГ и украв оплату прямо из-под носа врача, заводила банды Раг решает подсобить с вопросом добычи техники, благо цель уже на горизонте: это титульный робот Забунгл (ппц, идиотское название).

Есть только одна маленькая загвоздка - роботом владеет влиятельный перекуп Caring Cargo (Заботливый Груз? Шикарное имя, 100 Томино из 10), организовавший ярмарку в этом городе. Ну когда такая мелочь останавливала Крыс, а уж тем более Джирона (он же на время берет)?

Исходный план предполагал взять взять в заложники дочь "Груза", Elchi Cargo, молодую деваху, грезящую мечтами о развитии высокой культуры на Золе, однако акция провалилась, поскольку бабёшка оказалась ножевиком уровня Шики из Цукихимэ.

Ну теперь это вопрос чести для нашей команды. Забунгла таки угоняют, но через некоторое время обстоятельства вновь сводят героев вместе.

В одной из перестрелок с подначиваемыми Тимпом конкурентами, снаряд врага прилетает в стенку рубки лэндшипа Кяринга. Броня выдерживает, но из-за возникшей встряски "Заботливый Груз", вечно истерящий и орущий указания из окна, вываливается из высоченной рубки и разбивается насмерть о палубу (внезапный Томино). Корабль и бизнес отца переходят к его дочери, после чего Элчи делает Джирону и ко предложение, от которого невозможно отказаться и нанимает всю ватагу к себе на службу.

Что годного?

1) Видео

Очевидным образом с графой тут всё в порядке, это же Sunrise. Всё нарисовано от руки (старьё ведь), никакой графики нет. У персонажей свой необычный и незаезженный чардизайн. Анимация где надо плавная, а в других местах очень рваная, для передачи резкого действия (а-ля как было в более позднем сериале L-Gaim от того же кекса. Смотрится очень прикольно и уместно). Аниматоры здорово потрудились на персах: в тайтле отличная пластика и движуха; позы 90% не повторяются, нигде не чувствуется вторичность движений (если смотрели проходной шлак - поймёте, о чем я говорю). Ни разу за весь сериал у меня не возникало впечатления дешёвки и древнего шлака.

Задники сделаны органично и красиво; модельки техники, зданий, их интерьера и разного оружия (в основном пушки реальные) прорисованы до мелочей, что меня вечно сподвигает делать тонну скриншотов - особенно это касается многочисленных животных, которых сюда добавили просто невероятное количество.

Когда в каждом втором кадре природы фигурируют различные змеи, волки, пантеры, олени, ящерицы и грифы, это невероятно прибавляет к качеству подачи и добавляет еще один слой глубины для восприятия. Такие вещи сейчас довольно редко можно увидеть.

Кстати, аниме весьма фотогеничное (например сценка с камнем выше или гифка из начала статьи - на удивление качественная графа). Видеоряд легко разбирается на годные цитаты.

Насколько мне известно, Забунгл на БД не издавался, тем не менее, единственный доступный рип от Axsus сделан шикарно - жалкие 480p даже в фулскрине фулл-хд монитора с рабочей дистанции смотрятся на ура (по крайней мере меня устроило). Да, это 640*480, но это очень хорошие 640*480.

2) Звук

Музыку писал Makaino Kouji, запомнившийся саундтреками для Versailles no Bara, Bubblegum Crisis и Konpeki no Kantai. ОСТ хороший, но его мало + нужно очень, очень хотеть, чтобы наложить на него лапу, т.к. он вообще нигде не встречается.

Отличный опенинг Gale Xabungle.
"Hey You". Поёт няшка MIO (также запомнилась по опенингу в L-Gaim).
Get it от MIO (из фильма).

Раз уж заговорили о MIO, не могу удержаться: вот вам еще одна шикарная песня от нее:

Fushigi call me. Опенинг - ТОП. Момент на 1:12 - охренеть, как раньше рисовали.
Еще одна топовая муза из тайтла - Blue Flash (мог бы бесконечно ее слушать).

По поводу озвучки - она просто отпадная. Как и в случае с другими недавно пересмотренными тайтлами Томино (L-Gaim и Ideon), здесь задействованы незаезженные сеиюю. Главного героя озвучиает Kotaki Susumu, и его слегка гнусавый голос идеально подходит этому упёртому колхознику. Кроме SMX он ни в одном известном тайтле не озвучивал ключевые роли, а очень жаль, т.к. тип талантливый (1-в-1 история как у всех VA Идэона - засвестился там и канул в лету). С сеиюю механика Котсета (Hiromori Shingo) и соперника ГГ Кида Хорлы (Futamata Issei) все до боли совпадают с вышенаписанным. Честно говоря меня удивляет, что тот же Hiyama Nobuyuki взлетел, а эти трое оказались в пролёте.

Элчи озвучила Yokou Mari, известная нам по следующим ролям: Julia Asuka (Layzner), Battia (Outlanders), Fumio (Soma), Alice Holiday (Macross 7), Ichimatsu и матери из Osomatsu-kun. Негусто, но уже что-то. Вечные истерики и визги Элчи в ее исполнении доставляли мне массу удовольствия весь сериал, и, думается, что авторы сильно обосрались, уменьшив экранное время данного персонажа во второй части сериала.

VA Раг, Shimazu Saeko, идеально вписалась в роль "крутой бабы". Благодаря ей у меня создалось четкое впечатление, что Раг - это гендерсвапнутый Кирико из Votoms. Прическа, цвет волос и глаз, экипировка (стилистически) - всё совпадает.

Ее мы знаем по следующим персонажам: Shinobu (Urusei Yatsura), Lilin и Oldna Poseidal (L-Gaim), Murasame Four (Zeta Gundam), Yuri (Dirty Pair) - аналогично прошлой даме, талант прозябает почём зря.

И на последок: SMX - это один из немногих тайтлов, где крупную роль играет Tanaka Takashi (он же Ginga Bajou), владелец мощного голоса Саузера из Hokuto no Ken, причем тут он выступает в комедийном амплуа, что, как по мне, очень необычно и нехарактерно для него. Тимп в его исполнении запомнился как оооочень колоритный персонаж.

По поводу сабов: есть единственный доступный ансаб от Axsus. Он вполне хороший, всем видом показывает, что ребята старались, да и к тому же, видео там высокого качества. А теперь русик: озвучки, разумеется нет, а сабы есть на 1-46 эпизоды (как я понял, их автор, Akagi, все еще доделывает четыре последних серии). Перевод сделан на основе упомянутого ансаба, причем это явно заметно по сохраняющимся мелким обсёрам. Судя по ветке форума на fansubs.ru, Akagi стал потихоньку просекать, что начальный перевод не всегда точен по мелочам :). К тому же (слава яйцам) этот тип не стал пользоваться помойной поливановщиной, в результате чего текст действительно приятно читать. Единственный удививший момент - опенинг переведён, а эндинг оставлен английским, что выглядит довольно странно. Akagi молодец, но я бы посоветовал ему вначале внимательно смотреть серию, а потом уже переводить субтитры, чтобы не допускать глупые ошибки (и заодно следить за знаками препинания). В общем сабы хорошие; я их рекомендую к употреблению.

Не Dian Broker, а danyaku broker, т.е. посредник (эксперт) при покупке боеприпасов. Итого перевод должен быть: "Нужно нанять эксперта по закупке боеприпасов".
Не Dian Broker, а danyaku broker, т.е. посредник (эксперт) при покупке боеприпасов. Итого перевод должен быть: "Нужно нанять эксперта по закупке боеприпасов".

3) Персонажи

Я обычно не разделяю скулежа по поводу "ГГ-нытика", т.к., если это сюжетно объяснено, то мне этот ход видится нормальным. По молодости, начитавшись чуши про Шинджи до просмотра Евы, я тоже, как и все, огульно кряхтел, что он тряпка и т.д., и т.п. После второго и третьего просмотра мне стало очевидно, что с его стороны это абсолютно нормальное поведение. Тем не менее, из-за того, что это очень распространнёный троп, он некисло так приелся, поэтому всегда приятно видеть безбашенного и смелого главного героя, как это сделано в SMX.

Джирон. Никогда. Не сдается.

Джирон - пробивной персонаж, смекалистый, но всё же деревенский простак, решающий многие вопросы мордобоем. Если говорить языком ТТГЛ, то это Камина без загонов о "братках", "дрелях" и прочей ерунде. Чем-то он напомнил ГГ Л-Гаима Дабу - тот был ровно такой же в плане нагибучести, но по характеру более взрослый. Мне на редкость понравилась тема, что, когда Джирон не может достучаться до упрямого собеседника, за него начинают говорить кулаки :), причём вне зависимости от пола и возраста упрямца.

Забавный момент заключается в том, что это товарищ прекрасно осознает, что он главный герой аниме и постоянно этим козыряет окружающим.

Когда в первый раз смотрел эту сцену и слушал длинную показушно крутую речь Тимпа, я чуть не подавился от развязки.

Раг, как я говорил ранее, немедленно запомнилась своей аналогией с Кирико. Этому способствовали постоянные сцены, где она кого-то расстреливает и взрывает, что-то отжимает. По моему опыту, женских персонажей в мехе стараются задвинуть на задний план или оформляют как пилотов, снайперов, механиков, т.е. либо не дают экранного времени, если персонаж крутой, либо дают какую-то такую профессию, исключающую физическое присутствие в экшене (вне техники). В тех же Votoms была Фиана, но ее быстро превратили из отрывателя харь в безвольную тряпку.

Шикарный персонаж.

Я был очень рад видеть второй после L-Gaim тайтл, где action girl действительно правдоподобно месится в самой гуще событий, не очкует где-то на заднем плане и является равным боевым товарищем главному герою. Ее не стали привязывать к какой-то отдельной роли - Раг себя попробовала и в качестве водителя Забунгла, и капитана Айрон Гира, и пехотинца, и даже торгаша. При этом она еще и лидер Пустынных Крыс.

Где надо авторы не забывают о женском характере героини и вставляют ревность, срачи и перебранки между ней и Элчи. Ее яркий и живой характер особенно бросается в глаза на фоне модных нынче фильмов фемпропаганды, где западные режиссёрши во всю пытаются изобразить "крутого" в своём извращённом понимании женского персонажа (с предсказуемым результатом).

Элчи, штатный начальник всей толпы главных героев, редкий в жанре женский капитан корабля. Она очень похожа на Раг, но добивается своих целей иными методами: пропагандирует мир во всем мире, выступает за все хорошее, развивает культуру и т.д. Вроде бы думаешь, что персонаж будет на редкость унылым, но в первой же серии внезапно оказывается, что она - тот еще мордоворот (окружающие очень доставляют своими реакциями, когда Элчи закидывает нож прямо в ствол направленного на нее пистолета).

Отличает ее от Раг и характер - деваха получилась очень упёртой, сварливой и истеричной, с чего постоянно угорает всё её окружение. Персонаж настолько классный, что, когда по сюжету ее экранное время уменьшили, стало резко менее весело. Хотя этот ход и объяснён, но, мне кажется, без Элчи стало гораздо хуже.

Невероятно годно сделали механика Айрон Гира, Котсета. Этот тип постоянным брюзжанием, наездами и поливанием помоями рукожопого окружения максимально напомнил сисадминов старой школы. Особенно улыбнуло, когда папаша Элчи стал перед ним выпендриваться и изображать из себя начальника, он был немедленно послан нахрен и отправился страдать синдромом вахтера в другое место. Все связанные с ним гэги основываются на его постоянной задроченности ремонтом вечно разбиваемого корабля и роботов, из-за чего он регулярно допускает какие-то мелкие обсёры.

Телохранитель Элчи, папуас Фатман, невероятно веселил попытками принять свою характерную серьёзную позу при любых обстоятельствах и в любом месте, даже когда его расстреливают :) Языка Фатман не знает (лишь под конец начинает мальца говорить), все передряги переносит исключительно стоически, безмолвно, пуская скупую слезу.

Не менее потешно сделали и соперников шайки: Кида Хорлу и Тимпа Шарона.
Кид - скользкий и порой до тошноты мразотный тип, сохнущий по Элчи. Чего стоила только шикарная сцена, где эта мразота врезала своему помогашке, а когда тот приготовился драться, заявила, что уволит его, если получит хоть один удар в лицо. А после Кид ринулся забивать бедолагу до полусмерти.

Этот тип также ломает четвертую стену постоянно пытаясь убить Джирона, дабы "забрать" у него титул главного героя (!). В тайтле постоянно фигурируют шутейки на тему тропа "монстр недели", когда каждая серия состоит из очередного нападения врага на Айрон Гир, после чего злодеев побеждают, и враг, со словами "временно оступаем / я еще до тебя доберусь" убегает, поджав хвост. И Кида, и Тимпа это жутко бесит, но выйти из роли "монстра недели" у них получается с трудом.

Также не могу не отметить дико ржачное позёрство Кида, заканчивающееся обсираловом. Например такое:

А какой крутой возглас был!

Тимп Шарон, озвученный громогласным Танакой Такаши - это один сплошной ходячий гэг, всем своим видом пытающийся походить на тёртого калача, круто сваренного ганслингера времен дикого запада. Одежда и оружие соответствующие: ковбойские сапоги, накидка, платок на шее, широкая шляпа, а также икона дикого запада - легендарный Colt SAA.

Все бы хорошо, но его образ крутого парня вечно рушится из-за мелких ошибок, невезенья и тому подобной ерунды. Каким только образом бедняга не страдал от собственной неизменно находящейся во рту сигары: и случайно глотал ее во время боя, и ронял ее себе на промежность, и обжигал об нее нос и руки. Его поведение не было бы таким смешным, если бы его озвучивал кто-то еще, кроме Танаки. А так, слушая Тимпа, у меня постоянно в голове всплывал образ Саузера.

Ну и, конечно, было бы нехорошо забыть о маленькой няшке Чил. Это, наверное, самый классный карлан-сайдкик из всех, что я вообще видел. Мелкая девчонка вечно крутится в самом центре экшена, периодически огребает оплеухи от Раг, расстреливает людей (!), толкает вменяемые мысли и ведет себя в разы адекватнее, чем вечно срущиеся Раг и Элчи. Персонажи даже неоднократно комментируют этот момент.

4) Сюжет и сеттинг

Сюжет довольно прямолинейный и состоит из двух глав: в первой описываются рандомные приключения героев во время их попыток отомстить Тимпу и также решие юридических вопросов, связанных с передачей лицензии торгаша от Кяринга к Элчи (уклон больше в сторону комедии), а во второй уже появляется главная цель (больший уклон в боевик). Чем-то сценарий напомнил упрощенную версию такового у L-Gaim. В данном случае это не особенно минус, поскольку персонажи с легкостью вытягивают действо.

Концовка чисто в стиле Томино - bittersweet. В фильме попытались это дело исправить, но вышло как-то криво: можно было бы достигнуть желаемого результата без внезапных оживлений мертвецов, ведь, за исключением этого момента, вторая концовка является вполне логичным и ожидаемым завершением.

Комедия построена на привычный нам западный манер, а не по любимой японцами схеме manzai. Хоть против последней я ничего не имею, особенно если она выполнена хорошо, Manzai за многие годы немного приелась, поэтому приятно периодчески видеть достойные альтернативы.

Дизайн большинства мехов довольно оригинальный, нигде ничего похожего я не видел. По большей части роботы являются переоборудованной горнодобывающей и карьерной техникой, обвешанной пулеметами. Все они работают на... бензиновых двигателях, издающих при нажатии на педаль потешный звук как от бензопилы. Это звучит очень ржачно и колоритно - я уверен, что нигде такого больше не услышишь.

Большинство боев, в силу убогости прицельных приспособлений (на самых свежих машинах стоит жалкий коллиматор а-ля как истребителях), ведется с небольшой дистанции или в упор; роботы активно пускают в ход кулаки и ноги. Тот же Джирон чаще использует свою пушку в качестве дубины, чем по прямому назначению.

Забунгл, которых Заботливый Груз купил аж 2 штуки, не является уникальной кастомной машиной, он никак не связан с сюжетом (с таким уже успехом тайтл могли назвать Sentou Mecha Iron Gear или Gallia). Дизайн у него прикольный - в походном положении одна половина превращается в некое подобие машины, а вторая - в ее трейлер. Во время трансформации обе машины на короткое время взлетают и в воздухе соединяются. Любопытная деталь - первому Забунглу со временем полностью ломают крылья, из-за чего составляющая его машина теряет возможность подлетать. По этой причине, в отличие от второго робота, первого более не разбирают. Несчастную развалюху Джирон к середине сериала окончательно укатывает до полной потери ремонтопригодности, но вот вторая машина фигурирает весь сериал (в основном в таких тайтлах первая выкидывается на помойку после апгрейда). Еще мне понравилось, что помимо Джирона Забунглом управлял чуть ли не каждый персонаж из команды Айрон Гира.

Со второй титульной мехой, Walker Gallia, всё забавнее - я не знаю, какие мысли побудили авторов сделать ей такие дизайн и раскраску, но машина вышла очень скучной и незапоминающейся, что отмечается чуть ли не всем интернетом.

Sentou Mecha Xabungle 1982 года

Самый классный робот сериала - это Айрон Гир (кстати тоже серийная машина), так опрометчиво проданный Инносентом Кярингу. Мало того, что в походном положении он представляет собой один из самый больших лэндшипов в сериале, так он, к огромному ужасу окружающих, еще и трансформируется в гигантского робота. Забунгл, поставленный рядом, даже не достигает высоты колена Айрон Гира. Как оказалось, двигатели позволяли ему даже прыгать, о чем герои не догадывались до тех пор, пока Раг в режиме Камины не преложила эту идею, после чего со словами "ну это же аниме, такое стопудово возможно" громадина взлетела. Понятно, откуда пошёл весь гигантизм в ТТГЛ.

Дизайн в обеих формах отпадный, как и коротенькая трансформация.

Я уже писал, что персонажи постоянно ломают четвертую стену: второстепенных персов посылают сидеть в орудиных башнях Айрон Гира потому, что они второстепенные (прямо так в открытую и говорится), Кид пытается отнять у Джирона титул главного героя и дико просирается, что ему не дают поучаствовать в "крутых сценах последних эпизодов". Забунгла называют титульной мехой; враги скулят, что не хотят говорить фразочки вроде "достану тебя в следующий раз", а затем, терпя поражение, с досадой демонстративно произносят эти слова; Джирон периодически кидает мысли прямо зрителям; неубиваемость некоторых персонажей объясняют "сюжетной бронёй" и тем, что это мультфильм. Персы забираются впятером в Забунгл (четырехместный, но для управления нужен только 1 водитель), а потом комментируют, что эта традиционная практика совершенно неудобна. В роли рассказчика выступает не Танака Такаши, а именно сам Тимп, периодически комментирующий события фразами вроде "ничего особоенного не произошло, поэтому я помолчу", "увидимся в следующем превью" и т.д. Когда экран разрезается на части, чтобы показать нескольких героев в разных локациях, персонажи перевешиваются через рамку, чтобы наорать на кого-то.

Минутка СПГСа

Кстати это навело меня на любопытную мысль: Томино известен как человек, "деконструировавший" клишейные сценарии тогдашних мех и создавший совершенно новый "жанр" (троп, точнее) real robot в своём Гандаме 79 года. KSG переделал "супер робота" через военную тематику: кровопролитные сражения; низведённых до обычной военной техники роботов; ГГ, насильно затянутого в военные действия (т.е. через военную драму / боевик). После этого он развальцевал затхлый жанр еще раз в Идэоне через робота, подходящего под обе категории - и real, и super; ксенофобию, предательства; борьбу за выживание; конфликт, начатый непреодолимой силой, на который персонажи не в состоянии повлиять; предначертанную смерть и т.д.(через экзистенциальную драму - в Идэоне даже сам Томино был убит).

В Забунгле Томино плюёт на клише super robot через комедийный приключенческий боевик и параллельно "деконструирует" свой же real robot. Посудите сами: конфликт не является чем-то неприятным для персонажей; напротив, перестрелки, убийства, драки - это самый желанный стиль жизни местного общества, от которого они не хотят отходить. Повествования лёгкое, никаких "тягот войны" персонажи не испытывают; боевые действия 90% не заканчиваются "кровью-кишками-шок-контентом"; дети не являются жертвами войны - они сами с удовольствием в ней участвуют. В SMX нет категорий людей, которых надо от кого-то защищать (женщин, детей, стариков) - все люди равны и защищают себя сами как могут. По этой причине Джирон не защищает в традиционном понимании слабый пол - этот самый пол отрывает хари наравне с ГГ. Из-за этого нет перехода из "гражданского" менталитета ("убивать плохо", "все жизни ценные") в "военный" ("стреляй в кого укажут"). Нет и политики, т.к. страны отсутствуют.

В сериале нет традиционных ролей для кого-то (например Брайт был строго капитан, Мирай - только рулевой, а Кай - только пилот Guncannon) - все делают всё. Протагонисту не вправляют мозги "взрослые" товарищи - он сам их всем вправляет.

Главный робот даже не является каким-то навороченным прототипом, как это было в Гандаме; Забунгл - обычная серийная модель. Можно поСПГСить, что дизайн Галии был такой серый и скучный не просто так, а сделан намеренно, дабы вывернуть троп "круто выглядящий и красивый мех главного героя". По сути Галлиа - машина злодея, которую Джирон у него отобрал. Также протагонист не является "единственным, кто может управлять главной мехой" - ею рулят все подряд. Более того, ГГ не попадает за баранку обоих роботов "вынужденно, из-за мрачных экзистенциальных обстоятельств" - он это делает по собственному желанию. Айрон Гир - не просто транспорт с пушками для перевозки Забунгла и обороняемый дом на колесах, а полноценное средство нападения, более эффективное, чем даже титульный робот.

Стандартный ход, когда герой осознает, что убивает людей и начинает вместо уничтожения вражеской техники выводить её из строя (ломая камеры, конечности и т.п.), т.е. "переход к пацифизму" развенчан аж дважды. В первом случая причитающая о высокой культуре Элчи является настолько рукастым бойцом, что герои неоднократно спрашивают, "как ее ножевые навыки и поведение связаны с культурой?". Чем дальше идет повествование, тем сильнее Элчи отходит от идеализма, и тем больше она понимает, что чистая культура без конфликта никак не проживёт. Во втором случае, стоический пацифист и фермер Мариа Мариа (ох уж этот Томино))))...

​Так и просится сюда :)
​Так и просится сюда :)

... выступающая за смиренное выращивание корешков и полностью отвергающая оружие и конфликт, вынуждена садануть камнем врагу по голове, чтобы защитить собственную жизнь, подшефных сирот и свои идеалы. Размышляя о произошедшем, Мариа окончательно понимает, что, если она хочет чего-то достигнуть в этом мире, без насилия не обойтись. Вначале она устраивается медсестрой на передовую конфликта, а затем уже сама в нем непосредственно участвует, бегая с оружием наперевес, взрывая технику из РПГ, командуя и занимаясь допросом заложников. Самое классное во всем описанном выше - она доходит до этого сама, без того, чтобы плохой злодей пришёл и физически заставил ее изменить своим принципам (как было с Вашем из Trigun).

"Злодейская" фракция вообще не является ни злой, ни даже противоборствующей намеряниям героев. Те враги, с которыми в основном воюют персонажи, например Тимп и Кид, просто наёмники, работающие ради денег. Даже темы мести и убийства "деконструированы"; как - это уже спойлер.

Такие вот прохладные истории. Я уверен, что такое же обнаружится и в Zanbot 3, но к моему большому сожалению я его еще не смотрел.

Послесловие

На удивление в сериале есть отсылка к вышедшему годом ранее американскому мультфильму Heavy Metal. Вот уж не ожидал такое увидеть.

По итогу могу сказать, что сериал оказался просто замечательным, и я совершенно не жалею о потраченном времени. Такого рода тайтлы составляют настоящую золотую эру 80х, а их просмотр очень показателен с культурной стороны и с точки зрения расширения своего анимешного кругозора. Вы увидите вдохновителя Гуррен Лаганна, узнаете, о том, что дед Томино ваял не только Гандамы, а также прикоснетесь к полностью рисованной весёлой и ламповой годноте, совсем лишенной шкварной компьютерной графики. Вечные критики ГГ-тряпки, спама лучами, школьников, исекаев, графики - вам сюда :)

Sentou Mecha Xabungle 1982 года
Sentou Mecha Xabungle 1982 года
9191
24 комментария

думал тут толкьо рофельная гифка, открыл что бы в коменты зайти, а тут целая статья

18
Ответить

Ты напал не на того графомана :).

1
Ответить

Гифка на превью это:
Я твой корабль расхуярю, сволочь! Будь ты проклят! Пидорас! Нравится? Пиздец! Все расхуячу! Все расхуячу!

6
Ответить

Ублюдок, мать твою, а ну иди сюда говно собачье, решил ко мне лезть? Ты, засранец вонючий, мать твою, а? Ну иди сюда, попробуй меня трахнуть, я тебя сам трахну ублюдок, онанист чертов, будь ты проклят, иди идиот, трахать тебя и всю семью, говно собачье, жлоб вонючий, дерьмо, сука, падла, иди сюда, мерзавец, негодяй, гад, иди сюда ты - говно, ЖОПА!

3
Ответить

в каждом втором кадре природы фигурируют различные змеи, волки, пантеры, олени, ящерицыГероям же надо что-то есть.

4
Ответить

Нравятся твои статьи с обзорами старых аниме. Интересно узнать, что там в аниме творилось в мезазое, хотя самому такое смотреть больновато. Мне тоже олдовое аниме нравится, но все таки чуть более позднего периода - начиная с 90-х где-то.

2
Ответить

Я рад, что тебе статейки приходятся по душе. Буду клепать еще :)

1
Ответить