Psy-разбор аниме "Скрытые вещи". Мёртвый агент и сценарные механизмы Химэ

Psy-разбор аниме "Скрытые вещи". Мёртвый агент и сценарные механизмы Химэ

Сначала, посмотрев аниме «Скрытые вещи», у меня не возникло идеи для psy-разбора. Хотя аннотация была многообещающей, по итогу мне показалось, что в целом авторы всё раскрыли. Однако позже я решила, что это аниме – прекрасная метафора работы сценарных механизмов. Давайте смотреть)

Для этого разбора нам с вами понадобится вспомнить понятие «рефлексивная перспектива» и какими они бывают. Отсылаю вас к разбору аниме «Она видела небо» или можете прочесть нужный кусок ниже во врезке.

Согласно теории Дэна МакАдамса у каждой из я-позиций, которые есть у нас с вами есть 5 различных точек зрения на свою самость: актёрская, актёр-агентская, агентская, автор-агентская и авторская. Эти точки зрения называются рефлексивными перспективами (схоже с понятием «когнитивная схема»). Сегодня рассмотрим первые 3 из них.

Я-позиция при актёрской рефлексивной перспективе (далее сокращу до РП) в сфере профессионального становления концентрирует своё внимание на своём статусе или победе в чём-то. Ей не важно, что в итоге получилось, а важно, как это выглядит.

Я-позиция при агентской РП выполняет задачи, не имитируя бурную деятельность, а для достижения конкретной цели. Она не выполняет задачи ради процесса. Локус контроля у такой я-позиции внутренний, т. е. ответственность за происходящее берёт на себя.

Актёр-агентская РП – переходная между этими двумя. Т. е. с одной стороны у я-позиции уже есть достаточное количество инструментов для того, чтобы закрывать собственные цели, но в то же время ещё важен факт выигрыша и нет готовности брать ответственность за результаты своей деятельности. При агентской РП проигрыш – нормален, я-позиция нацелена на достижение цели любыми инструментами, неважно при этом, как она будет выглядеть. При актёр-агентской РП важно это сделать каким-то конкретным инструментом. А при актёрской РП – проигрыш немыслим, самое важное – исполнять изначально задуманную роль.

Самое интересное, что для закрытия целей я-позиции в актёрской и актёр-агентской РП нужна я-позиция с агентской РП. И эта я-позиция может быть чужой, т. е. другого человека и не обязательно живого)


Аниме «Скрытые вещи» как раз и показывает нам как работает «мёртвый агент» - мама Химэ. Она была и остаётся агентом в семейной сфере. Она даёт Какуси инструменты для закрытия семейной цели – воспитания Химэ и заботы о них обоих. Что-то оказывалось полезным. Т.к. Япония – страна, которая до сих пор чтёт очень многие свои традиции, юката, например, не потеряла актуальности.

Традиция – это одна из форм жизненного сценария. И на примере юкаты как традиционной одежды это хорошо видно. Изначально это не было летним кимоно, а использовалось как халат после сэнто (бани). У юкаты была функция – быстрое и простое надевание и впитывание влаги после водных процедур. Но ХХ веке его стали носить как летнее кимоно – первоначальную функцию в этом контексте юката потеряла, а как элемент в культурном тексте осталась. Поэтому сейчас юкату используют как по прямому её назначению – в сэнто или онсэнах (горячие источники), так и просто как традиционную одежду. Я где-то читала, что некоторые японцы старшего поколения до сих пор считают, что в юкате по улице ходить неприлично)

Psy-разбор аниме "Скрытые вещи". Мёртвый агент и сценарные механизмы Химэ

Однако помимо не теряющих актуальности во все времена в Японии юкаты и тетради с рецептами, были и не актуальные вещи. «Многие вещи уже вышли из моды, так как прошло много времени, и я не понимала, что мне с ними делать», - говорит нам Химэ. Это как пример элементов жизненного сценария, которые в отрыве от прошлого контекста в лучшем случае будут бесполезными, а в худшем – очень даже вредными.

Например, женщина, которую с маленьким ребёнком бросил муж, будет напрямую или косвенно передавать своей дочери установку, что все мужчины ненадёжны. Она вывод из одного жизненного контекста – абсолютно конкретной ситуации и связанной с абсолютно конкретным мужчиной – передаёт как обобщение на всех мужчин в мире. Во взрослом состоянии у дочки могут не складываться отношения с мужчинами, т.к. любой косяк из серии «из 7 свиданий, на одно он опоздал на 10 минут» будет согласовывать с уже существующей установкой: «Вот я так и знала, что на мужчин положиться нельзя!» Контекст другой, а реакция не имеющая прямого отношения к текущей ситуации.

Даже точная копия дома из Нака-Мэгуро – это очень яркая метафора того, как Какуси с помощью собственных инструментов и ресурсов буквально реконструирует сценарий умершей жены*. И по этой причине, на мой взгляд, у Какуси так и не появилась новая жена – новый агент в семейной сфере. Он буквально живёт в сценарии мёртвого агента. Там нет места для кого-то другого.

Psy-разбор аниме "Скрытые вещи". Мёртвый агент и сценарные механизмы Химэ

Коробки, приготовленные для дочери Какуси - это передача профессионального сценария. Химэ начинает скрывать от папы мангу, которую рисует. И опять же отличный пример кривого элемента сценария, который оторван от контекста. Одно дело - Какуси, скрывающий создание пошлой манги от маленькой девочки. Да, иногда он, конечно, перегибал, но это всё-таки комедия:D Другое дело – Химэ, юная девушка, которая рисует романтическую мангу. Этого от неё можно было ожидать, стыдиться здесь нечего, но есть уже конкретный механизм – скрывать от близкого свою профессиональную деятельность. Альтернативы внутри сценария нет.

Хотя, на самом деле, комедия комедией, но перегибы Какуси на профессиональном поприще, как ни странно, тоже связаны с тем, что в семейной сфере он находится в актёр-агентской РП. Пока дело на работе касается исключительно работы и его подчинённых – он спокойно функционирует на уровне агентской и даже авторской РП. Но как только в тексте появляется Химэ, он моментально переключается в я-позицию «папы» и падает по рефлексивной перспективе до актёр-агента и иногда актёра, когда думает о своём образе перед Химэ (напоминаю, что рефлексивная перспектива - это не тип или свойство личности. Это - позиция в коммуникации. Она может меняться в связи с различными факторами).

Коробки, оставленные для Химэ её мамой и Какуси – это отличная метаформа передачи элементов семейных сценариев. От мамы «в нашей семье носят юкаты, сшитые вручную» и «в нашей семье готовят такие блюда», а от папы «скрывай свою работу от близких».

Psy-разбор аниме "Скрытые вещи". Мёртвый агент и сценарные механизмы Химэ

При всём при этом, конечно, в аниме показаны очень тёплые отношения между папой и дочкой. Да и мама, которая оставила для дочери такие послания, конечно, золото. Наверное, в мире не было бы бед, если б все семьи были такими как эта. Сценарий – это не всегда зло. Там есть как полезные элементы, так и не очень. Здесь скорее вопрос про осознанность. Когда ко мне приходит клиент и мы начинаем смотреть его жизненный сценарий, оказывается, что многие самостоятельно принятые решения – это лишь повторённый семейный сценарий с другими актёрами и другими декорациями. Увы, осознать это бывает не очень просто.
А как вам аниме? Какие эмоции возникли при просмотре? А может, всё же были какие-то вопросы? Пишите в комментах)

P.S.: на всякий случай напишу анекдот, который как пример иллюстрации сценарных механизмов использует моя наставница, кн.пс.н. и доцент кафедры общей психологии СПбГУ Зайцева Юлия Евгеньевна)
«Вскоре после свадьбы муж заметил, что его жена перед жаркой отрезает у сосисок кончики с двух сторон.
- Дорогая, а зачем ты отрезаешь кончики у сосисок? Почему не жаришь их целиком?
- Я не знаю, моя мама всегда так делала, поэтому я тоже так делаю. Заинтересовавшись, она спросила у своей мамы:
- Скажи, мама, почему ты всегда отрезаешь кончики у сосисок перед тем, как их поджарить?
- Я не знаю, - ответила мама, - так делала моя мама, твоя бабушка, я училась готовить у неё и делаю всё так, как она. Такая в нашей семье традиция.
И они отправились к бабушке. Бабушка сидела в кресле-каталке, укутавшись в плед, и спала. Пришлось её разбудить.
- Бабушка, почему ты всегда отрезала кончики у сосисок?
- Не знаю, - ответила бабушка, - моя мама всегда так делала. Пока не поздно, надо узнать у неё.
Прабабушка лежала на смертном одре и готовилась отойти в мир иной.
- Скажи, почему мы отрезаем кончики у сосисок перед жаркой?
Прабабушка встрепенулась и оглядела окруживших её родственниц.
- А вы что, до сих пор готовите на этой маленькой сковородке?»

P.S.S.: друзья, сейчас у меня в расписании освободилось место для двух клиентов. Если у вас есть запрос на изменение своего жизненного сценария или хотя бы на то, чтобы его увидеть, пишите мне в Telegram @katekreytor :)

*- в фильме, конечно, это объяснили тем, что копия дома была выстроена для того, чтобы больной жене не пришлось после катастрофы адаптироваться в новом месте, но для меня как нарративного практика это слабое объяснение:D

5050 показов
674674 открытия
11 репост
5 комментариев

Совсем недавно посмотрел это аниме, понравилось, последняя серия пробила на слезы, еще , как + , что показывают "кухню" мангаки

Ответить

На своём канале в телеге @psykatekreytor я разбирала отрывок из этого сериала, когда они в редакции лепили гёдза) Может быть полезно, если иногда чувствуете прилив прокрастинации https://t.me/psykatekreytor/60

Ответить

не стал смоотреть, как и такси . ест фильмы рекапы . Говорят одни они разные одни то же самое в итоге не понял что смотреть лучше

Ответить

Я обычно смотрю комментарии к аниме, там обычно всё написано) конкретно здесь 12 серий у аниме и, в целом, это уже законченное произведение. Фильм - это сокращённая версия этих 12 серий и совсем чуть-чуть дополненная/изменённая концовка. Можно сразу после сериала посмотреть последние 5 минут фильма и всё))

Ответить