Chikyuu Bouei Kazoku 2001 года

Chikyuu Bouei Kazoku - фантастическая комедия длиной в 14 серий (13 + спешал), выпущенная студией Group TAC в 2001 году. Автором этого безобразия выступил Kawamori Shouji, известный нам по другим своим ярким работам вроде целой кучи тайтлов вселенной Macross (шикарные DYRL, Plus, 7, Zero, F и помойный Delta), разным Sousei no Aquarion, Tenkuu no Escaflowne, Chikyuu Shoujo Arjuna и Basquash. Ещё Кавамори знаменит как дизайнер техники вообще и мехи в частности: его работы можно было увидеть в Eureka 7, Haja Taisei Dangaiou, Ghost in the Shell (95), Cowboy Bebop, Glass no Kantai, втором фильме Patlabor и Gundam 0083.

Пару слов о Group TAC: эта контора у народа совсем не на слуху, хотя и выпустила много сравнительно известных в узких кругах (нет) тайтлов вроде Ginga Tetsudou no Yoru, Elf o Karu Mono-tachi, Grappler Baki, Gilgamesh, Miami Guns и Shinigami no Ballad.

Лирическое отступление

CBK - hidden gem, одно из тех произведений, которые не нужно судить по обёртке, хотя очень хочется, а очевидные выводы напрашиваются сами собой. Вроде бы всё говорит о том, что это будет низкокачественное УГ для мелких детей: сюжет про семейку героев, борящуюся с понаехавшими пришельцами недели, девятилетний карлан в главной роли, полудохлая студия и режиссёр-ноунейм. Даже постеры вызывают стойкое ощущение детской шелухи вроде Бейблейда:

Узнать про этот тайтл помогла случайность: шарясь по sakugabooru, я наткнулся на классные webmки из этого аниме. Если бы не они, то я даже не посмотрел бы в его сторону. Взвешивая все впечатления после просмотра и глядя на "начальные данные" этого аниме - я бы точно также проигнорил его, встретив страницу сабжа на anidb.

Как оказалось зря. Всегда приятно видеть, что аниме, от которого не ожидаешь ровным счётом ничего, оказывается невероятно интересным, причём, чем оно доннее выглядит до просмотра, тем эффектнее первое впечатление. Последний раз я так кайфовал с Solty Rei, которое, хоть и выглядит любопытно по описанию, тем не менее представлось мне третьесортной помойкой от Gonzo.

Например там была такая webmка. Клюнул чисто из-за графики.

Затравка

Внимание на текст опенинга. "Попробуешь прокатиться на моей раскалённой ракете?" "Хочешь глотнуть моего сладкого мёда?" Мда...

Семья главного героя тайтла, девятилетнего Daichi Dai, трещит по швам из-за конфликта родителей: деловая мамаша Seiko активно добивается от своего безвольного и затравленного супруга Mamoru подписания документов на развод. Причём проблема не столько в бесхребетности нежелающего развала семьи толстяка-мужа, сколько в том, что мать семейства - довольно омерзительный человек, сочетающий в себе целый ворох негативных моментов. Сэико ленива, лицемерна, эгоистична и хамовата. Детей у них двое: вышеупомянутый Даи и его старшая сестра Нозоми, на которую мамаша вывалила абсолютно все домашние обязанности.

Делёжка детей проходит довольно сложно, т.к. им более симпатичен молчаливый отец, но мамаша настаивает на обязательной передаче дочери ей. Сэико в открытую так и говорит: Нозоми должна остаться с ней, чтобы готовить, убирать, покупать продукты, вести бюджет и т.д., поскольку самой матери просто лень всем этим заниматься. Дети есть дети, и особо воспротивиться воли взрослых не могут; к тому же масла подливает в огонь отстранение Мамору от этого процесса (его невероятных усилий хватает лишь на отказ подписывать документы).

И вот именно эту счастливую семью пришельцы внезапно назначают ответственными за оборону Земли от разного рода агрессоров. Контракт временный, к тому же за работу обещают неплохие деньги, поэтому героям удаётся уговорить Сэйко какое-то время перестать тыкать бумажкой на развод всем в лицо.

Для борьбы с врагом героям выдают карточки (вроде кредитки), позволяющие каждому члену семьи превращаться в супергероя с обширным набором абилок (у каждого из персонажей своя специализация и свои способности). Побеждать семья должна при помощи... взаимонимания и командной работы, т.е. тех качеств, которых у неё нет :)

Что хорошего?

1) Графика

Видеоряд послужил для меня идеальной наживкой, ведь аниме, которое столь старательно и детально нарисовано вряд ли окажется полным дерьмом? Рисовка тут полностью ручная; чтобы представить уровень графики, вспомните что-то вроде Gunbuster. Даже удивительно, что такая "никакая" студия смогла выдать настолько красивый графон.

Первое, что бросается в глаза - детальная анимация движения. Персы постоянно двигаются во время разговоров, пестрят эмоциями, меняют позы (особенно касается Дая, который вообще никогда на месте не сидит) - нет ощущения, что два дятла шамкают ртами ради экономии нескольких монет с кадра.

Как видно из скриншотов, на задниках тоже не экономили. Смотря современное аниме порой забываешь, что когда-то рисовали так. Единственный момент - CBK есть только в 480p. Блю-реев никаких нет (было бы странно, если они существовали, при такой-то "бешеной популярности"). С другой стороны это очень хорошие записи с высоким битрейтом.

2) Звук

Композитором выступил Naka Shigeo, а большую часть треков писала его группа Surf Coasters. Сам тайтл найти просто, но вот выкопать его ОСТ из глубин интернета у меня не получилось. Жаль, ведь музыка тут классная - авторы не постеснялись вытащить её на передний план, делая её очень заметной во время просмотра. Часть треков я бы с удовольствием послушал отдельно, но, за неимением ОСТа, могу предожить только записи в рамках сцен.

В CBK замечательные и опенинг, и эндинг (редкое совпадение).

Очень понравилась работа всех VA (озвучка, как обычно на высоком уровне - кто бы сомневался?). Дая озвучивала Kumai Motoko, известная в основном по куче мелких ролей второстепенных персонажей из не особенно популярных тайтлов. Из крупных: Шаоран (Card Captor Sakura) и Юна (Stitch). Странно, что такой талант остаётся невостребованным, хотя после детального изучения старых тайтлов, где такое практикуется сплошь и рядом, мне пора было бы уже перестать удивляться.

Жутко порадовала озвучка Нозоми в исполнении Shimizu Kaori. С репертуаром у неё немного лучше, но тоже не ахти: Лу из Godannar, Бугипоп (Boogiepop wa Warawanai - первый сериал), Лэин (SE Lain) и Норико (Maria-sama ga Miteru). Голос у неё просто отличный (кроме озвучки Лэин, где она в основном молчит :) ).

Мамору озвучил довольно известный тип, Kamiya Akira: в исполнении которого мы слышали Рёму из Getter Robo, Рё из City Hunter, Роя Фоккера из Macross, Мори Когоро из Meitantei Conan.

Koyama Mami выступила в роли в Сэико. Её мы видели в ролях Кеи (Akira), Балалайки (Black Lagoon) и Мики из City Hunter.

Ещё один шикарный голос в тайтле принадлежит Yajima Akiko, VA Ширатори. Свой талант она потратила на озвучку Шина в бесконечном Crayon Shin-chan, Куу из Haibane Renmei, Дивы из Blood+, Луны из Casshern Sins. Также ей была оказана честь озвучивать Доропо в великом шедевре Birthday Wonderland, снятом известным российским режиссёром. Очень жаль, я бы хотел слышать её голос в аниме почаще, чем "никогда".

У тайтла существует средненький андаб. Вроде никаких кардальных провалов я там не заметил (и голоса неплохие, и перевод туда-сюда), но какой смысл слушать "неплохую" озвучку, когда есть откровенно более крутой оригинал?

Из русика есть хорошие сабы от Irina (других не нашёл), в которых, сколько я не тыкался, ничего криминального не увидел. На вопрос "какие сабы всё-таки лучше?", я бы сказал ансаб (например, Exiled-Destiny) из-за более точных формулировок, но, смотря русик, вы в качестве перевода сильно не потеряете.

Chikyuu Bouei Kazoku 2001 года

3) Персонажи

Персы все со своими заскоками и заморочками:

Мамору любит свою жену до беспамятства, молча прощает ей все выкрутасы и даже не держит задней мысли, когда та очевидным образом "задерживается на работе" не из-за работы. Тип мне показался скорее жертвой обстоятельств, которую собственная бесхребетность загоняет всё дальше в яму. Родня называет его жирным отаку, хотя это скорее от обиды, чем по существу, ведь Мамору нормально работает, приносит деньги в семью, вполне адекватно общается с окружающими. Единственно - проявляет невероятную мягкотелость дома. Тут можно его понять - после геморроя на работе человеку хочется прийти домой в круг любящих людей, где не придётся проводить остаток дня словно бы ты в июле 42го в Сталинграде. Когда желанное не стыкуется с реальностью, отец самоустраняется, уходя от семейного гнёта в спасительный интернет, где знакомится с действительно приятными для него людьми. Его сидение за компом - не столько "позадротить в ММО", сколько "пообщаться там нормальными собеседниками".

Своих отпрысков Мамору любит и заботится о них в меру своих возможностей, все их инициативы по организации сближающего семью досуга поддерживает. В деле о разводе дети выступают на стороне папаши, но недовольны его выялым сопротивлением жене. Связанные с обороной Земли обязанности воспринимает серьёзнее всех.

По мере развития сюжета Даю (и обстоятельствам) удаётся вбить отцу в голову правильный настрой, после чего он начинает проявлять большую вовлечённость в быт и увереннее держаться перед главным семейным мучителем.

Мать семейства, Сэико, поначалу (да что уж там греха таить - и под конец тоже, хоть и в меньшей степени) глубоко омерзительный персонаж, в лучшем случае молчащий, а в остальное время ездящий всем по мозгам бесконечными придирками, раздачей указаний и хамством. Проблема вызвана её стервозным характером - тётке недостаёт внимания, её раздражает вялое поведения мужа, а метод решения этой проблемы Сэико выбирает самый неподходящий для ситуации. Можно было бы ей посочувствовать, думая, что она напрягается по дому, пока Мамору сидит за компом, если бы мамаша не взвалила все семейные обязательства на свою дочь, а воспитание сына не предоставила ему самому (ну и Нозоми заодно).

Не сильно помогает и то, что Сэико очень импульсивна и вечно выдаёт такие вещи, которые говорить близким явно не стоит. Где надо она включает демонстративное лицемерие: "я ж мать", "тебе никогда не понять", а когда близкие оказываются в аналогичных ситуациях, "подрастёшь - моймёшь" и т.д. Нападения пришельцев изначало принимает как ненужный геморрой.

С другой стороны её тоже можно отчасти понять: сюжет показал, что вся её истерика вызвана именно недовольством семьёй, но не тем, что она перестала их любить. Каждый раз, когда она уступает ухаживаниям симпатичного ей коллеги, Сэико начинает потихоньку грызть совесть. Да, она, в меру своей мразотности, эту совесть побеждает, но муки присутствуют. Каждый раз, когда семье действительно угрожает опасность, с матери моментально спадает бравада, уступая место искреннему беспокойству. По некоторым намёкам в её поведении становится понятно, что она с удовольствием бы осталась в семье, если бы получилось изменить менталитет мужа, что она, в силу своего характера, сделать неспособна.

Также мне очень понравилось, что мать не изображена типичным семейным паразитом, вечно недовольным близкими, но продолжающим жрать еду на их деньги. Сэико занимает на своей работе высокую должность, получает неплохие деньги, не ноет чужим людям о внутренних проблемах семьи. Под конец она приходит в согласие со своими чувствами и убавляет уровень желчи.

Нозоми - семейный раб. Всё "физическое" (купить, приготовить, почистить, оплатить, посчитать, сэкономить, распланировать, убраться, всех разбудить, следить за временем) благополучие в квартире держится исключительно на ней, причём, сюжет даёт понять, но никто на неё эту ношу изначально не взваливал. Напротив, дочь занимается всем этим из-за сильного чувства ответственности (все остальные просто отстранились от выполнения этих дел). Честно говоря, дочери я сопереживал больше всех, т.к. чудная семейка уже лишила её нормального детства, так, к тому же, из ниоткуда на неё свалилась обязанность по защите планеты (там она тоже вынуждена быть на передовой) - эта обуза стала последней соломинкой, переломившей хребет верблюду.

Дочь единственная в семье не смотрит на поведение матери через розовые очки и всё прекрасно понимает. Из-за наплевательского отношения Сэико и невозможности заставить её одуматься и взять себя в руки, Нозоми закономерно пытается абстрагироваться от семьи и потихоньку забивает на новые и старые "обязанности" в пользу своих увлечений и друзей.

Даи, хотя и маленький, достаточно смекалистый, чтобы в общих чертах понять, что происходит у взрослых, но его весёлая и всепрощающая натура не позволяет ему зацикливаться на этом. Неоднократно в сериале он поливает свою мать грязью (заслуженно), но при малейшей возможности пытается улучшить отношения в семье и разрядить обстановку. Ввиду своей ниссякаемой детской энергичности, именно Даи становится главным сближающим фактором семьи, а вовсе не Нозоми, которую семейные дрязки задрочили до состояния полной апатии. Защиту планеты воспринимает как весёлое приключение; Даи - единственный, кого не нужно было под разными предлогами уговаривать отправиться мочить пришельцев.

Несмотря на сильнейшний фасад позитива Дая, Сэико периодически удаётся его пробить меткими фразами и действиями, но обида никогда не перерастает во что-то долгосрочное.

4) Сценарий

Я очень не люблю семейные сюжеты и стараюсь их всячески избегать. 99% увиденных мной сценариев становились резко более унылым дерьмом, как только туда вкатывали семейную тематику: вспомните, насколько стал хуже первый САО, когда туда добавили мелкую девчонку-бота. Вспомните Mirai no Mirai. "Семейные" сценарии обычно (по крайней мере из того, что я видел) делятся на два типа:

1) Задроченные своим ребёнком-дегенератом родители весь сюжет вытирают сопли своему тупорылому чаду;

2) То же самое, но личинка вместо экстратупой - экстраумная и экстрапретенциозная.

Именно поэтому мне очень зашла семья из Gake no Ue no Ponyo, где показана очень милая и дружная семья, на которую приятно смотреть (ребёнок в меру умный и в меру ребёнок). Тайтл даже проиграл от перехода в фентезийную чушь - лучше бы там больше показали Рису и Соске. Аналогично в Card Captor Sakura - там у Сакуры была очень добрая и приятная семья.

Так вот, в Chikyuu Bouei Kazoku подход к "проблемной" семейной тематике сделали иной (как уже стало понятно из текста выше): главные источники геморроя - это не дети, а сами взрослые. В кои-то веки детей не стали изображать ни полными дегенератами-отморозками, ни гениями. Оба ребёнка ведут себя полностью нормально, адекватно, в рамках своего возраста и воспитания, умеренно слушаются родителей, активно участвуют в семейной жизни. Плюс к тому, повествование не сосредоточено целиком именно на этих семейной требухе.

Тут стоит добавить, что описанная выше критика больше относится к кинематографу, чем к аниме. Японские авторы часто от души накручивают персонажам ментальный возраст лет так на 10 больше биологического. Конкретно в их исполнении этот подход мне нравится.

В тайтле много "ответвлений" в сторону дополнительных персонажей - таинственной одноклассницы Дая по имени Ширатори, его учительницы Эджимы, пришельца-путешественника, фотографа с работы Сэико. Съезды эти сделаны грамотно: сторонние персонажи показываются в рамках основной группы, но не оттенняют их и не выводятся на первый план.

Необычно сделали подход к супергеройским абилкам - все они, окромя базовых, как оказалось, стоят немалых денег (т.е. это не волшебные способности, а вполне осязаемые технологии, "выдаваемые" героям по требованию). Награда за "миссию" выдаётся не столько, чтобы герои могли поднажиться, а для оплаты применённых гаджетов. Невозможность превозмогать врага командной работой (ввиду отсутвия команды) вынуждает героев опрометчиво юзать дорогостоящие гаджеты, чтобы после боя, хлопая глазами, смотреть на астрономическую сумму долга, увеличивающуюся с каждой серией.

Классно изобразили сами роли главных героев: Даи главным образом задействован в атаке, Нозоми в защите, Мамору в планировании и анализе, а Сэико - в транспортировке. Здорово придумали, что вместе с матерью, превращается и её машина (ни разу не видел хеншин у автомобиля в понимании сентая). Причём эта самая машина ещё и комбинируется с другими гаджетами, например с роботом.

Мой глаз усладило довольно детальное изображение военной техники и космических кораблей:

Комедийные моменты выполнены в более "привычном" в нашем понимании стиле, т.е. "забавная ситуация", нежели манзаевские "вербальные" шутейки с боке и цуккоми. Не могу сказать, что сильно ржал во время просмотра, но улыбку на морде происходящее вызывало часто.

Яркий и цветастный экшен в стиле старого Gainax, мелкая драма и комедия умело переплетены друг с другом и вовремя чередуются, чтобы не было перевеса какого-то одного элемента. Я неоднократно ловил себя на мысли, что этот сериал можно посмотреть залпом, благо он довольно короткий, а каждая серия приносит кучу позитива и оставляет в голове лишь одну мысль - "хочу ещё".

Отсюда выходит и самый главный недостаток CBK - аниме слишком короткое. Да, основных (и даже некоторых сторонних) персонажей успели более-менее раскрыть; да, конец вполне нормальный; да, основную сюжетную линию грамотно подвели, но мозг не обманешь. После просмотра осталось стойкое впечатление, что сериал зарубили, т.к. нереализованного потенциала осталось вагон и маленькая тележка:

1) Как минимум напрашивается очевидный ход, что сюжет должен идти на всю длину контракта героев (полгода, если мне не изменяет склероз) или даже дальше. Или, как вариант - до того момента, когда герои выйдут в 0 по деньгам.

2) Очень мало времени уделили Нозоми. Окей, главный герой - Даи, но ведь это же сюжет о всём семействе, что отражено в большом количестве эфира у родителей и сына. Можно было бы больше времени уделить "хребту" семьи - дочери.

3) В плане абилок раскрыты лишь Нозоми и Даи, а вот родители в основном ими не пользуются. Тот же Мамору вообще почти ничего не юзал за весь сериал. Машина в основном служит лишь по прямому назначению и как терминал для получения "заявок на гаджеты". Можно было бы как-то развить её идею.

4) Ничего толком не решилось в ветке с Ширатори. Опять же, очень жаль, ведь персонаж мне ооочень понравился.

5) Ничего не рассказали как про нападающих пришельцев, так и про "работодателей" суперсемейки.

Вот этих пунктов хватило бы, как минимум, ещё на 14 серий, а может быть и на целый 50-тисерийник. Такое ощущение (даже не ощущение, а очевидный напрашивающийся вывод), что авторы как-то сильно обосрались с рекламой, из-за чего про аниме просто никто не узнал, а низкие рейтинги привели к резкому прекращению показа. Уверен, если копнуть поглубже, выяснится, что так оно и есть.

Не сочтите эту критику, за полный разгром, ведь она вызвана скорее обидой от того, что жалкие 14 серий - это и есть всё аниме. Даже никакой манги за сериалом нет, т.к. это новый сценарий. Очень, очень жаль, что оно такое короткое. Жаль, что Кавамори Шоджи сконцентрировался всяком проходняке вроде Аквариона, Макроса Дельта и Juushinki Pandora. Жаль, что Кимура Тэцу (режиссёр сабжа) больше нигде кресло режиссёра не занимал. Жаль, что Group TAC уже 10 лет не выпускает не то, что годноту, а вообще ничего. Слово, лучше всего описывающее всё, что связано с этим аниме - "сожаление".

Послесловие

В одной из серий есть забавный момент: пришельцы вырывают из земли целый завод и переправляют его в сторону Японии. Сооружение изначально находилось в Питере, затем сообщается, что его увидели в 20 километрах СЗ от Красноярска. При этом на телеках показывают такую картинку:

Тайтл 2001 года. Ребята уже тогда знали, что Крым наш)))) В русике, автор которого - украинка (пните меня в комментах, если это не так), момент с принадлежностью пофиксили. Как оказалось, преждевременно)))

Короче, анимеха стоящая; я всех призываю этот тайтл посмотреть и кайфануть, пока его вообще ещё где-то можно достать. Также рекомендую ознакомиться с остальным творчеством Кавамори и продуктами Group TAC - там хватает годноты.

Chikyuu Bouei Kazoku 2001 года
9393 показа
3.5K3.5K открытий
27 комментариев

вспомните, насколько стал хуже первый САО, когда туда добавили мелкую девчонку-ботаСАО стал говном ещё на первом сюжете, когда сила любви смогла сломать программу и сотворить чудо, и когда объяснением происходящему главзлодей выдал "да хз, я уже забыл". 

Ответить

Меня порвало уже на этапе, когда ГГ начал подыскивать шавок в пати. А начало было такое классное - про соло нагибатора. Ну и тот момент, про который ты говоришь. + Вся эта замануха про уникальный скилл, доступный только протагонисту.

Ответить

Так вот с кого нолан интелстеллар писал

Ответить

Говорите, что хотите, но раньше анимация была все же богаче.

PS: Может оно так конечно кажется на фоне тысяч тайтлов, которые вышли в последние годы.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Не кажется :)

Ответить