Топ-10 разочарований 2022 года

Год запомнился не только хорошими и качественными проектами, было место и неудачам. Некоторые произведения не смогли себя показать с лучшей стороны по разным причинам, а часть из них даже и не пыталась. Представляю вашему вниманию список аниме, которые меня разочаровали в ушедшем 2022 г.

Топ-10 разочарований 2022 года

Любое произведение не застраховано от того, что в нём могут быть недостатки. Они могут быть даже в общепризнанной классике, но в таких случаях на них принято закрывать глаза, так как преимущества и достоинства преобладают над ними. Однако когда недочётов становится уже так много, что их невозможно игнорировать и они влияют на качество произведения — то мы явно имеем дело с неудавшимся проектом.

Ранее уже был составлен список аниме за 2022 г., которые мне понравились и готов рекомендовать к просмотру. Даже если в них и были промахи, то незначительные и не влияющие на общее впечатление от просмотра. Теперь же настал черёд противоположного перечня. Я решил вновь не претендовать на высшую инстанцию, скромно назвав сериалы «разочарованиями». Это значит, что перед просмотром от аниме были определённые ожидания, которые были сформированы за счёт его жанровой принадлежности, общего позиционирования, чтения первоисточника и другим признакам. Но они не оправдались, что и привело к плохому впечатлению.

В качестве превентивной меры, заранее отвечу на один из самых распространённых аргументов против критики и недовольства. Часто можно услышать мнение, что в некоторых случаях стоит «отключать голову» и просто получать удовольствие от просмотра, а не искать минусы. Совет интересный, но если ему следовать, то можно тогда даже объективно и общепризнанно плохие произведения защищать под этим же предлогом. Всё-таки лучше осознанно смотреть или читать, чтобы делать для себя определённые выводы и понимать, какие посылы автор закладывал в свою работу.

Список представлен в алфавитном порядке.

Hataraku Maou-sama!! (Studio 3Hz, лето)

Топ-10 разочарований 2022 года

Долгожданное продолжение, которое ждали 9 лет. Первый сезон экранизации ранобэ вышел весной 2013 г. и смог очаровать зрителя своей задумкой и юмором. Обратный исэкай про то, как владыка нечисти Садао Мао со своим верным генералом Асией Сиро попадают в наш обычный мир и лишаются своих магических сил. Оставшись без влияния и средств к существованию, они вынуждены жить в бедных условиях, но Мао не бросает мысли вернуться в родные края и решает захватить новые территории. Чтобы получить капитал, он устраивается работать в сеть сеть ресторанов быстрого питания, и путём карьерного роста коварный демон планирует достичь мирового господства…

Это было добротное аниме с приятными персонажами и хорошей анимацией от White Fox. И когда оно завершилось, то все были в ожидании продолжения. Однако оно так и не наступало, и в какой-то момент все уже бросили надежды. Даже первоисточник в виде ранобэ успел завершиться в 2020 г. И поэтому после объявления о долгожданном возвращении Hataraku Maou-sama!! многие испытали радость. Даже поклонники других проектов, потому что это давало надежду на продолжение других популярных заброшенных проектов.

Однако постепенно начали появляться тревожные звонки. Сначала зритель узнал, что у проекта сменилась студия. В итоге довольно авторитетная White Fox уступила аниме малоизвестной Studio 3Hz. И после релиза первых трейлеров опасения о возможном ухудшения качества подтвердились. Не то чтобы рисовка стала ужасной, но она значительно уступает первому сезону и похожа на какую-то среднестатистическую «повседневность» со скромным бюджетом.

И после выхода серий разочарование распространилось и на общую задумку. Сюжет был посвящён тому, как в компании главных героев появилась малютка Алас Рамус и как им приходилось ездить на летние подработки. Проблема нового сезона в том, что он похож на один большой продолжительный филлер. Предоставленные истории мало влияли на глобальный ход повествования, при этом они были скучными и непроработанными, а основные шутки и сюжетные ходы повторялись из первого сезона

Введение элемента формирования семьи у Мао с маленькой «дочерью»Алас Рамус не работает. Это больше похоже на натянутый элемент для дополнительной попытки умилить аудиторию, и она выступает в качестве бога из машины в определённые моменты истории. Любопытный факт, что по концепции это сильно напоминает другую популярную комедию — Spy x Family. Однако первоисточник Hataraku Maou-sama! вышел задолго до манги про необычную семью Ани Форджер. Остаётся лишь гадать, это неудачное стечение обстоятельств, или студия решила выпустить проект на фоне роста популярности манги Spy x Family, выпускающейся с 2019 г.

Персонажи не прошли какие-то серьёзные шаги в развитии, некоторые скорее даже деградировали. Если главная пара Мао и Эми Юса просто остались на более менее прежнем уровне, то, например, Асия Сиро превратился из расчётливого домохозяина в скандалиста, который закатывает истерики при виде любой траты денег. При этом у него возникает роман из ниоткуда с Рикой Судзуки, коллегой Эми по работе. Люцифер из ленивого затворника и падшего ангела тьмы превращается в активного участника боёв в интересах человечества. Тихо Сасаки, обычная девушка, стала невольным участником сражений между силами света и тьмы. И если в первом сезоне она становилась «дамой в беде», то теперь она добровольно рвётся в бой, и даже убеждает как друзей, так и врагов принимать решения. Превращение её в некий инструмент, который сильнее всемогущих существ — очень странное и неестественное решение.

Задача продолжений это либо увеличить масштабы сеттинга, либо улучшить предыдущие аспекты истории, которые характеризовали проект. Ни с одной целью Hataraku Maou-sama!! не справился. Упрощение визуала тоже сыграло свою роль в негативном восприятии продолжения. И это довольно неприятно, так как первый сезон смог стать культовым произведением в своём жанре. И теперь многие смотрят на потенциальные продолжения со сменой студии с определённой долей скепсиса.

Isekai Meikyuu de Harem wo (Passione, лето)

Топ-10 разочарований 2022 года

Я очень не хотел добавлять эту экранизацию одноимённого ранобэ в список, так как в целом получил, что ожидал, хотя и остался недоволен исполнением некоторых элементов аниме. Но если посмотреть со стороны рядового зрителя, незнакомого с первоисточником, то можно понять его разочарование.

Митио Кага попадает в реальность фэнтези-RPG, где ему приходится прокачивать свой уровень и умения, чтобы выжить. Основным источником заработка является многоуровневый Лабиринт, в котором таятся самые разные опасности, и в одиночку там не справиться. С этой целью путешественники покупают себе рабов, которые обязуются повиноваться хозяину и скованы с ним контрактом. И герой нашёл себе претендента в виде милой зверодевушки Роксанны, но увидев её воочию, у него встал вопрос не только о прокачке уровней…

Казалось бы, очередной исекай, где протагонист с читерской способностью спасает мир, но проект немного не об этом. События развиваются очень неторопливо, и большое внимание уделено объяснению механик мира. Интереснее сам Митио, не самый стандартный протагонист для Исекая. Помимо рассудительности и хладнокровия, он не скрывает цели заиметь красивую зверодевушку для полового удовлетворения. И ради этого персонаж готов идти на довольно противоречивые поступки.

Сами девушки нисколько не разочаровали. Они и так позиционировались как идеализированные вайфу по первоисточнику, поэтому важно было хорошо перенести их на экран. Дизайн был очень проработанным, даже детализированным при крупных планах, а сэйю грамотно подобраны. Очень интересно, что перед премьерой аудитория сильно раскритиковала первоначальный дизайн Роксанны. Она вышла слишком полной, и Passione к выходу сериала пришлось изменить её внешность на более стройную и соответствующую описанию в ранобэ и изображениям в артах и манге.

Однако некоторые аспекты экранизации сильно разочаровали. Например, подход студии явно был лишён энтузиазма. Их предыдущее этти-аниме, успевшее стать культовым, Ishuzoku Reviewers было выполнено намного лучше и даже превосходило мангу-первоисточник. Здесь Passione словно не верила в проект, отчего визуал выглядел крайне скудно. Масштабы мира вообще не чувствовались, а рисовка оставляла желать лучшего. Хотя есть ощущение, что все силы были потрачены на постельные сцены. Они выполнены действительно качественно.

Сам фарм и сражения тоже не выглядят особо интересно — камерные драки, в которых акцент сделан на красивые и грациозные движения Роксанны. Большая часть времени в аниме посвящена объяснению механик, с минимальным подключением визуала, от которых можно немного заскучать. Зрителю лишь остаётся ждать следующей эротической сцены, и так каждый раз. Происходящее, пожалуй, лучше всего охарактеризует широко известная шутка про то, как настоящие ценители смотрят хентай ради сюжета.

Самым главным недостатком стало вводящее в заблуждение название. Люди, незнакомые с первоисточником, явно ожидали развлечься каким-нибудь лёгким межвидовым гаремом. Вместо этого они получили несколько затянутый и не самый захватывающий сюжет, в котором первую девушку герой заполучает лишь к 4 эпизоду. Вторая появляется лишь в 11 серии, под самый конец аниме. А сам гарем продемонстрирован лишь в виде нарезки будущих событий в концовке финала. Недовольство зрителей здесь оправдано, так как их, в определённом смысле, обманули. Однако с первоисточником ничего не поделаешь. Разве что вырезать контент, но это навредит повествованию и разозлит поклонников оригинала.

Тем не менее, есть кое-что запоминающееся в Isekai Meikyuu de Harem wo — это эндинг. Я не постесняюсь признаться, что это был для меня одни из лучших финальных титров этого года. У Passione есть талант выдавать хорошие, запоминающиеся и мелодичные треки, а вместе с отлично подобранными сэйю получается настоящий шедевр.

Вот таким неоднозначным во всех смыслах этого слова вышло аниме. Не сказать, что от него были высокие ожидания, оно смогло принести некоторое удовлетворение, но в то же время и разочаровало в виде довольно безынициативного подхода Passione к экранизации.

Kakkou na Inazuke (SynergySP, Shin-Ei Animation, весна)

Топ-10 разочарований 2022 года

Гаремная романтика, в котором две сестры претендуют на своего сводного брата. Это уже звучит довольно специфично, но своя аудитория есть в этой нише. Аниме повествует о том, как Наги Умино узнаёт, что в детстве в роддоме перепутали младенцев, и он оказался не в своей семье. По итогу выясняется, что он сын богатых владельцев сети отелей, которая уже имеет на него планы — женить на Эрике Амано, биологической сестре Сати Умино из предыдущей «приёмной» семьи, с которой он жил. Хотя сам Наги давно влюблён в Хиро Сэгаву, главного школьного гения, которой он бросил вызов, чтобы добиться внимания. Описание, конечно, уже внушает «доверие».

Для гаремной романтики очень важно преподнести персонажей, чтобы зритель мог им сопереживать и поддерживать своих фаворитов на протяжении всех событий. Однако здесь мангака Мики Ёсикава решил поступить иначе, и сделал всех героев невыносимыми и отталкивающими личностями. Наги — самый типичный обыкновенный японский школьник с замедленной реакцией, непонятными целями и идеалами. Биологические сёстры Сати и Эрика Амано — две стороны одной медали, запущенные цундэрэ, которые скорее откусят свои локти, чем честно признаются, что испытывают влечение к Умино. Хиро — компостирует мозги герою, давая ложные надежды на отношения, постоянно ставя неадекватные условия. При этом она даже не совсем против них, но вообще не пытается предпринять каких-либо действий в этом плане.

По идее, автор пытался нам привить гордость или зависть к Наги, так как он оказывается сыном миллиардеров, его отправляют жить в шикарный особняк с невестой красавицей, в него влюбляются девушки… Но если задуматься, то протагонист самый несчастный человек. Его «приёмные родители» — агрессивные неадекваты, биологические родители — психопаты с манией брачных игр, все его девушки — раздражающие и склонные к насилию недотроги, сам он — помешанный на учёбе аморфный тугодум.

Есть ощущение, что произведение стало квинтэссенцией всех отрицательных клише романтик и гаремов, из-за чего следить за происходящим просто невыносимо. На правах мангаридера, я вас предостерегаю погружаться в дальнейшие события. А если вы не смотрели, но просто хотите ознакомиться с чем-то отвратительным, то лучше рекомендую следующий проект…

Kanojo, Okarishimasu 2nd Season (TMS Entertainment, лето)

Топ-10 разочарований 2022 года

Мне кажется, что здесь даже комментировать нечего. Манга и аниме уже стали образцовыми примерами так называемого «кринжа», от которого испытывают сильнейший дискомфорт и недоумение как зрители, так и читатели.

Продолжение сказа о том, как студент Киносита Кадзуя с переменными успехами пытается заиметь отношения с Тидзуру Мидзухарой, представителем услуг эндзё-косай и начинающей актрисой. Но мешают ему в этом Рука Сарасина, помешанная на нём экс-«девушка на час» с сердечными проблемами, и бывшая Кадзуи Мами Нанами, которая не хочет просто так отпускать своё имущество. Всё это происходит при участии Суми Сакурасавы, сверхстеснительной начинающей «девушки на час», которая набирается опыта в свиданиях с ним.

Как было сказано ранее, одной из главных целей жанра гарем является закрепление симпатии персонажам. Но здесь вновь все персонажи так или иначе вызывают отвращение своим поведением. Кадзуя — эталон отталкивающего героя. Лицемерие, ложь, нерешительность, фетиш на измены и другие увлечения уже сделали его одним из самых ненавистных протагонистов в индустрии. Мидзухара — это цундэрэ, которая никак не хочет эволюционировать и продолжает сама себе лгать и выдумывать невероятные причины, лишь бы не сближаться с Кадзуей. Рука всё время ведёт себя слишком напористо и не учитывает мнение остальных. Мами — просто безумная собственница.

Однако это не касается Суми, которая позиционируется как моэ-персонаж. Но несмотря на её некоторую увлечённость Кадзуей, она не воспринимается полноценным конкурентом основной троице, а скорее как успокоительное. Если смотреть с романтической стороны, то тут у нас опять те же американские горки, что каждый пытается перетянуть на себя одеяло, из-за чего в итоге ни одна пара не получает адекватного развития своих отношений. Постоянный и неумелый приём «шаг вперёд — два шага назад» раздражает любого ценителя романтики.

Не сказать, что вообще всё ужасно в экранизации. Анимация довольно приятная, равно как и работа со звуком. Саундтрек и сэйю позволяют как-то скрасить время при просмотре аниме и оставить какое-то приятное впечатление. В завершении, конечно, была дана драматическая завязка к следующему сезону, что даёт надежду на серьёзный прогресс пары Кадзуя-Тидзуру… Но уже столько урона сделано их отношениям, что нет желания наблюдать опять за их перепадами отношений, в которые будут вмешиваться остальные.

Справедливости ради, хочу отметить, что как манга, так и аниме уже настолько плотно ассоциируются с негативом в коммьюнити. Это сделало проект по-настоящему культовым. Иногда при чтении или просмотре Kanojo, Okarishimasu у меня складывается впечатление, что оно настолько плохое, что даже хорошее. У нас есть идеальный продукт для сравнения по тому «как не надо писать романтику», а персонажи и фреймы даже успели стать мемами. «Девушка на час» это некий Герострат в мире манги и аниме, который войдёт в историю благодаря своей дурной славе. Полагаю, что именно это произведение может стать законодателем нового понятия в жанровом разделении — «кринж-романтика».

Lycoris Recoil (A-1 Pictures, лето)

Топ-10 разочарований 2022 года

Оригинальный проект от A-1 Pictures приковал к себе достаточно внимания перед премьерой, так как ожидалось грандиозное аниме про боевых девушек. По сценарию в Японии недалёкого будущего безопасность общества лежит на секретной организации «Ликорис», в состав которой входят специальные обученные девочки-сироты, тайно устраняющие любые угрозы. Во время одного из заданий боец Такина Иноуэ ослушалась их приказа и была разжалована. За это ей придётся отбывать наказание в виде работы на частное агентство-кафе LycoReco с весьма специфичным напарником Тисато Нисикиги.

Смотрится аниме неплохо, но лишь до тех пор, пока ты не включаешь голову хотя бы на секунду. Концепция и сеттинг шиты самыми тонкими белыми нитками, без которых были бы просто невозможны события сериала. Сюжет здесь по лучшим заветам Джона Кармака: есть, но не нужен и не играет какой-либо роли. Персонажи подобраны по принципу собрать все самые милые архетипы, чтобы потакать желаниям зрителя: тут и жизнерадостная гэнки, строгая цундэрэ, обожающая сладости лоли-хакер, преследующая замужество симпатичная женщина за 30. При этом все они максимально поверхностные и искусственные, создатели даже не попытались дать какой-то глубины и логического объяснения их поведению. Им совершенно не хочется сопереживать, только если поддаться на кривые попытки A-1 Pictures заставить себя умиляться ими. Остальные — просто фоновые картонки в декорациях.

Дуэт напарниц вроде как веет тропами бадди-муви, когда две противоположности вынуждены работать вместе, а потом сходятся за счёт выработанной химии. Но исполнение опять на громоздком уровне. Если Тисато вообще всё равно с кем работать, то сближение Такины с ней не получило никакого внятного объяснения. По сути она просто поддалась её фальшивому гэнки-образу и быту кафе, работающему в убыток. Причины инфантильного поведения Нисикиги тоже не имеют веских оснований. Представляется странное объяснение, что она раньше была прирождённой хладнокровной убийцей, а как только оказалась на грани смерти, то внезапно начала ценить свою и чужие жизни, и излучать вечный позитив, испытывая таким образом «раскаяние» за свои действия.

Но что же экшен, который здесь по идее должен стоять в углу произведения? Если вы ожидали великолепную боевую хореографию уровня «Джона Уика», то тоже забудьте. Все дуэли выглядят нелепо, больше напоминая перестрелки на лестничной площадке в сериале про ментов от НТВ. Особенно дисбаланс вносит способность Тисато уклоняться от пуль. Можно бесконечно рассуждать насколько это глупо и нелепо, но дело в том, что сами злодеи стреляют куда угодно, лишь не в саму героиню. Так как дуэт героинь защищён всеми возможными сюжетными бронями, сложно заставить себя беспокоится за них.

На выходе мы имеем абсолютно бессмысленный и бестолковый боевик, который прикрывается «милыми девочками» и ярким визуалом. Довольно интересно, что более уместное исполнение концепта девушек с пушками можно было наблюдать позже осенью в Akiba Meido Sensou (2022 г.). Это тоже оригинальный проект, но за авторством Cygames и P.A. Works. Они словно сразу дали себе отчёт о фарсовости этого замысла и подали в виде задорного боевика в стиле фильмов 90-х про якудза. Рекомендую лучше ознакомиться с этим проектом, чем с моэ-приманкой от A-1 Pictures.

Otome Game Sekai wa Mob ni Kibishii Sekai desu (ENGI, весна)

Топ-10 разочарований 2022 года

В Японии широко популярен жанр игр, рассчитанный на женскую аудиторию — отомэ. В нём они могут развивать романтические интересы с разными мужскими персонажами и проходить историю. Зачастую эти проекты наполнены самыми разными клише и обладают довольно бедным сценарием. Это становилось предметом пародии в разных проектах, где могли высмеиваться либо отдельные элементы, либо жанр всецело. Экранизация одноименного ранобэ 2018 как раз посвящена данной тематике.

Главный герой Леон после смерти по глупости перерождается в мире отомэ-игры в качестве моба, в которую часто играл и буквально выучил наизусть. И чтобы добиться в нём успеха, он решает воспользоваться всеми своими познаниями и пробиться на вершину общества.

Из описания завязки сюжета следует, что перед нами классический исэкай, и проблемы произведения растут именно из-за особенностей этого жанра. Герой благодаря высоким познаниям об игре знает о всех дальнейших ходах, и он просто им следует. Это не вызывает каких-то глобальных эффектов бабочки или непредсказуемого изменения хода истории, поэтому Леон сухо следует успешному руту. Хуже произведению делает тот факт, что в самом начале протагонист находит себе максимально несбалансированный «легендарный» предмет, который делает всю работу за него. Смысла гордиться и следить за таким персонажем нет никакого, он не прикладывает никаких усилий для достижения своих целей, всецело полагаясь на полученный артефакт.

Сюжет крайне предсказуемый из-за троп жанра, а остальные персонажи максимально клишированы, отчего весь сеттинг выглядит слишком искусственно и пресно. Герой собирает себе гарем из разных девушек, побеждает и переигрывает любого соперника, и делает это не благодаря каким-то знаниям или умениям, а с помощью того самого «легендарного» девайса. Это ничем не отличается от тех же отомэ-игр, в которых главная героиня так же оказывается в центре всего внимания, поэтому неясно над чем зритель должен смеяться или задумываться.

Пародия в аниме переигрывает сама себя, так как вместо юмора над определёнными элементами отомэ-игр, зритель видит как непобедимый герой одерживает постоянные триумфы. Это уже само по себе заезженное клише жанра исэкай. Суть произведения больше похоже на типичное удовлетворение нужды крутого героя, на место которого зритель хотел бы себя поставить. Это больше похоже на язык фанфика, чем на попытку высмеять жанр отомэ-игр.

Совершенно непонятно какой цели пытались достичь авторы Otome Game Sekai wa Mob ni Kibishii Sekai desu. Они не смогли спародировать игровые механики и не выдали сносный исэкай. Визуальное исполнение и игра сэйю на среднем уровне, если даже не ниже. Аниме не отвечает качеству ни в одном аспекте, поэтому справедливо считать, что оно не удалось.

Shingeki no Kyojin: The Final Season Part 2 (MAPPA, зима)

Топ-10 разочарований 2022 года

Некогда один из титанов аниме индустрии постепенно превращается в нелепость. Сначала были проблемы с рисовкой после смены WIT Studio на MAPPA, потом начались игры с разбиением материала на финальные финалы, и теперь ещё становятся более очевидными проблемы завершающего акта первоисточника. Во второй части заключительного сезона войска Марли вторгаются на остров Парадиз, чтобы окончательно решить вопрос с титанами. Эрен Йегер, объединившийся с Зиком, ведёт свою игру, цели которой не совсем ясны, а его верные друзья из Разведкорпуса пытаются спасти его во что бы то ни стало.

Конечно, здесь до сих пор можно наблюдать за масштабными сражениями, сопровождаемые эффектным саундтреком, но на этом заканчиваются преимущества. Одной из главных проблем является стагнация персонажей, в частности Армина Арлерта и Микасы Акерман, а ведь они, пожалуй, главные действующие лица после Эрена. Нет никакого роста, скорее деградация: Армин вместо лидера превращается в податливую размазню, Микаса же до сих пор не может преодолеть эренозависимость несмотря на все ужасы, что он творит, оставаясь безвольной куклой. Как бы странно это ни звучало, но если их вывести из истории или заменить, то ничего и не изменится.

Остальные тоже не отстают и демонстрируют разные чудеса амнезии, и пиком становится формирование альянса бойцов из непримиримых противников Марли и Парадиса. Например, Конни и Жан забывают о своей семье и готовы сражаться за их дальнейшую дискриминацию и истребление. Все также забывают и про предательство и преступления Энни Локхарт, и спокойно принимают её в свои ряды. Герои получают сюжетную броню, и в итоге Shingeki no Kyojin теряет один из главных своих шармов, ведь ранее ни один из персонажей не был защищён от потенциальной смерти, что заставляло волноваться за персонажей во время каждого сражения.

Одним из сильнейших разочарований стало формирование моральной однополярности. До этого в произведении все стороны подавались как правые по-своему, и за ними стояли свои веские причины действий, что позволяло зрителю соотносить себя с ними. Но теперь всё складывается в карикатурную борьбу добра в виде альянса против злых йегеристов. При этом, если задуматься, цели обеих сторон и их перспективы не совсем ясны, а скорее наивны. Автор Хадзимэ Исаяма изначально опрометчиво поступил, сделав вариант с «Гулом земли» единственным возможным способом спасения Парадиса, исключив дипломатию и другие способы преодоления конфликта.

Однако у сезона есть преимущество — Флок Форстер. На удивление, мангака смог с ним провернуть адекватную и интересную историю метаморфозы из труса, ставшего свидетелем ужасов борьбы с титанами, в лидера и защитника интересов эльдийцев. Флок стал хорошим антагонистом с продуманной мотивацией. Отдельное уважение студии MAPPA за расширение и изменение некоторых сцен с ним, словно понимая его влияние и рост персонажа в истории.

По итогу Shingeki no Kyojin превращается в типичный боевой сёнэн со всеми присущими ему чертами, что довольно разочаровывающе для произведения, которое позиционирует себя как достаточно взрослое и с моральными дилеммами. История этого культового проекта научила нас, что все герои не бессмертны, любая битва стоит огромных жертв и усилий, а в конфликтах нет чистого добра и зла. Но теперь это всё стирается, а произведение выходит на финишную прямую к максимально примитивной концовке с таким подходом.

Tomodachi Game (Okurutu Noboru, весна)

Топ-10 разочарований 2022 года

Игры на выбывание всегда вызывали интерес у аудитории благодаря своим увлекательным головоломкам и взаимодействию персонажей. Аниме-адаптация одноимённой манги про участие Юити Катагири и его друзей в загадочной «игре друзей», в которой проверяется дружба и связь между людьми. Проигравший не просто теряет доверие товарищей, но и получает огромный денежный долг.

Для того, чтобы произведение этого жанра работало, нужно соблюсти два фактора. Первый — персонажи. Именно за ними зритель будет следить и переживать им, чтобы они смогли успешно завершить игру с высокими ставками. Для этого необходимо наделить их внятной предысторией, или показать их полезность или уникальность в среде игроков. Если не получится установить эту связь, то зрителю будет неинтересно наблюдать за страданиями безразличных для него людей. Второе — сами игры должны быть вариативными, захватывающими и в то же время понятными. Важно не перемудрить с их содержанием, чтобы не приходилось несколько часов пытаться понять правила испытания.

Удалось ли это Tomodachi Game? Нет, автор и создатели пошли другим путём. Персонажи просто вводятся в сюжет без особого бэкграунда. С чего нам верить в какую-то дружбу между ними, если мы её не видели собственнолично? Мы не знаем особенностей их характеров и тонкостей взаимоотношений между ними, и что может стать камнем преткновения между ними. Игры максимально скучные, которые просто основаны на межличностных слухах и домыслах, чтобы якобы посеять раздор в компании. Но о каких ссорах может идти речь, если мы вообще ничего не знаем о персонажах? Чуть позже появляются игры, суть которых заключается в простом ожидании, что, как ни странно, не очень интересно.

Главный герой в подобной истории должен отличаться некой сообразительностью или вызывать какое-то сочувствие от того факта, что он оказался в подобных условиях. Но Юити это очередной гипертрофированный гений-психопат (кто не знает, психопатия — это не шизофрения с эмоциональными перепадами, а апатия по отношению к страданиям других людей, безразличие к ним, эгоцентризм и лживость) который умнее всех и переигрывает остальных, так как только это сможет продвинуть дальнейший сюжет. То есть ему нет желания сопереживать не только потому что зритель ничего не знает о нём, но и потому что он непобедимый. Имена остальных друзей вы будете постоянно забывать, так как они максимально блеклые. Попытки выставить кого-то из них злым гением и манипулятором неуместны и служат лишним элементом для запутывания сюжета.

В конечном итоге аниме просто скучное и смотрится туго даже на фоне. Поведение персонажей по большей части раздражает, а история наполнена предсказуемыми поворотами. Вместо сносной истории про трудности доверия и взаимоотношений друзей в условиях необычных соревнований, на выходе получается невнятная история про обыкновенного японского школьника-психопата.

Yofukashi no Uta (LIDENFILMS, лето)

Топ-10 разочарований 2022 года

Летний сезон был полон громких и ожидаемых проектов с неоднозначной репутацией, из-за чего многие переключали своё внимание с них на другие аниме. Это позволило Yofukashi no Uta захватить внимание значительной части зрителей, так как многих заинтриговала концепция ночных прогулок с вампирами. При этом не сказать, что у неё до этого не было своей аудитории. Данные факторы позволили экранизации одноимённой манги занять одну из ведущих ролей в медиапространстве.

Произведение повествует о 14-летнем школьнике Кое Ямори, которому надоела рутина жизни, в результате чего он перестал общаться со сверстниками и посещать школу. Кой пристрастился к ночным прогулкам и встречает загадочную Надзуну Нанакусу. Она оказывается вампиром, и главный герой просит сделать его таким же, так как он проникся атмосферой ночи и хочет провести вечность в ней вместе с ней. Однако для того, чтобы «слуга» получил клыки, ему надо влюбиться в «хозяина». С этой целью Кой начинает веселиться от заката до рассвета с Надзуной, однако он ещё не знает об обратной стороне этой жизни…

Если начать с хорошего, то в аниме очень приятная и плавная рисовка, любопытные дизайны персонажей, неплохой с саундтрек с запоминающимся опенингом и эндингом. При поверхностном просмотре Yofukashi no Uta кажется интересным аниме, и причины его популярности понятны. Но при более внимательном ознакомлении, вся концепция начинает трещать по швам. По большей части, это проблема первоисточника, и все его недостатки перекочевали в экранизацию.

Во-первых, все персонажи — пустые и без бэкграунда, даже главные. Кой напоминает типичного носителя юношеского максимализма, который без веских на то причин, обрывает связи с обществом, школой, семьёй, и начинает гулять ночами в сомнительной компании. В начале было дано слишком натянутое и краткое объяснение, а разные намёки так и не нашли своего объяснения. Надзуна не раскрывается на протяжении 13 серий: ни причины её жизни вампира-отщепенца, ни почему она так прониклась к Кою, ни особенности её отношений с другими вампирами.

Другие персонажи просто вставлены в историю просто для того, чтобы хоть как-то двигать историю вперёд. Довольно интересно, что герой подан как одиночка, однако у него есть подруга детства Акира Асай и популярный лучший друг Махиру Сэки. Они имели потенциал стать голосом разума для Коя, так как противопоставлялась Надзуне и не одобряли его порывы стать вампиром. Но в конечном итоге они стали играть серьёзной роли в истории и никак не раскрывают свой потенциал, выступая лишь очередными собеседниками для бессмысленных бесед.

Отдельно можно рассказать про диалоги и юмор. Взаимодействие между героями строится на постоянных детских пререканиях. Вместо того, чтобы через диалоги раскрывать персонажей, мир вампиров, делиться мировоззрением личностей или просто обсуждать интересные темы, все разговоры сводятся к дешёвым шуткам про половые отношения. Такое чувство, будто это ориентировано на самую юную аудиторию. Впрочем, учитывая, что первоисточник — это сёнэн, то неудивительно.

Во-вторых, само развитие сюжета выглядит слишком несвязно. По началу Yofukashi no Uta напоминает жанр «повседневность», где мы наблюдаем за разными скетчами из ночной жизни. Но потом резко проявляется как завязка основного сюжета, так и установка нового антуража уже после прохождения экватора сезона. В итоге ни один из аспектов произведения не успевает раскрыться в полной мере. Несвязность истории вредит не только повествованию, но и развитию персонажей. Кой начинает осознавать поспешность своих решений лишь в последних эпизодах, но потом сразу же возвращается к тому, с чего начал, нивелируя весь достигнутый минимальный прогресс. Метаморфозы Надзуны выражались лишь в смене её бессмысленных фансервисных костюмов.

В третьих, непонятно что хотели показать этой историей создатели. Лишь под конец преподносится обратная сторона жизни с вампирами и суровая правда, но она никак не встаёт в центр произведения, несмотря на всю значительность. Развития отношений тоже нет, так как назвать детские заигрывания Надзуны и Коя любовью нельзя. Они так и не поняли зачем всё это делали и кем являются друг другу к концу сезона. Атмосфера «повседневности» пропадает с введением угрозы других вампиров и сражений с ними. По итогу складывается впечатление, что Yofukashi no Uta пытается демонстрировать нам радости жизни наивного 14-летнего школьника ночью в компании сомнительных личностей, готового просто так променять своё будущее и стать опасностью для общества в виде вампира. Честно говоря, звучит отвратительно.

Сериал теряет весь свой небольшой потенциал к середине, так и не поняв чем он хочет быть и что он хочет донести зрителю. Как итог — несуразица в стильной обёртке. Самое неприятное, что некоторые зрители сравнивают гламурный утренник с вампирами с серией Monogatari. Где они находят сходства — загадка, которую предстоит решить человечеству.

Youkoso Jitsuryoku Shijou Shugi no Kyoushitsu e (Lerche, лето)

Топ-10 разочарований 2022 года

Продолжение экранизации одноимённого ранобэ про особую экспериментальную школу для обучения будущих деятелей Японии, где используется кастовая система для классов с разной успеваемостью. Протагонист Киётаки Аянокодзи оказывается в самом худшем классе, но это его не останавливает, и он нацелен достичь самого верха любой ценой. Если вас не зацепил или разочаровал первый сезон, то вторая попытка лишь ещё сильнее усилит прошлые ощущения.

Сюжет никак не изменился, и зритель вновь может наблюдать за тем, как Аянокодзи рутинно и единолично всех переигрывает в соревнованиях и закулисных играх. Причём нет каких-то особых ухищрений в его исполнении, потому что соперниками всегда оказываются какие-то не самые разумные люди, которые мимикрируют под интеллектуалов. Откровенных твистов или эффектных сцен нет. Даже сказать нечего, история пустая, за ней банально неинтересно наблюдать.

Одной из проблем сериала является главный герой. Он — просто квинтэссенция Марти Стю (мужской аналог Мэри Сью). Безэмоциональный красавец, во всём самый-самый и ему нет равных: интеллект, обольщение, красноречие, хладнокровие, находчивость, даже дерётся лучше всех. Какой смысл сопереживать такому персонажу, если ему ничего не грозит, а все его затеи обречены на успех? Отсюда растёт следующий недостаток — бесполезные второстепенные герои, особенно на фоне протагониста. Целая плеяда клишированных и скучных типажей, которые никак не влияют на сюжет и являются инструментами в руках Аянокодзи.

К уже имевшимся проблемам персонажей и сеттинга присоединилась новая — рисовка. В этот раз студия Lerche подошла менее ответственно к визуальному ряду, и даже обращалась к Studio 10second, чтобы заполнить пробелы и сэкономить средства для «больших» эпизодов. Из-за этого в первой половине сезона можно наблюдать за не самой качественной графикой. Лучше было равномерно распределить ресурсы, чтобы выдать может и среднюю, но терпимую и стабильную картинку. Под «большим» эпизодом явно подразумевался бой на кулаках, который не совсем соответствует общей тематике произведения. И если на финальную драку был потрачен значительный бюджет, но это просто нелепо.

Вкусы у всех разные, но, по-моему мнению, «Класс превосходства» смотрят только ради Аянокодзи, так как он олицетворяет идеал для многих замкнутых и неуверенных в себе людей, и очень многие хотят видеть в нём себя. Возможно некоторые считают, что они следят за очень умным и сложным проектом, ведь в начале демонстрируются высказывания известных философов, и сам концепт пытается играться на человеческих взаимоотношениях и битве мировоззрений. Но на одних цитатах не выплывешь.

В аниме нет каких-то интересных игр, нет особой химии и гармоничного взаимодействия между персонажами, нет захватывающего сюжета, нет запоминающегося саундтрека и выдающегося визуала, нет глубокой философии и сероморальных посылов. Простые похождения Марти Стю с нелепыми псевдоинтеллектуальными диалогами.

В качестве послесловия

Возможно читатель будет не согласен с тем, что понравившееся ему аниме попало в этот список. В этом нет ничего плохого, так как он составлен по-моим личным впечатлениям, которые могут отличаться от ваших. В обсуждении ниже есть возможность озвучить своё несогласие. Если же вы не имеете ничего против этого листа, то можете дополнить его, написав какие ещё проекты 2022 г. вас разочаровали или заставили испытывать негативные ощущения.

Если вам нравится моё творчество, то приглашаю на собственный канал в Telegram. Помимо обширных статей и рецензий, там публикуются короткие рекомендации произведений, обсуждение новых серий аниме, проводится диалог с читателями, устраиваются опросы, в числе которых выбор будущих тем для работ.

4242
135 комментариев

Эрен Йегер, объединившийся с Зиком, ведёт свою игру, цели которой не совсем ясныКхъ

Леви Акерман после тяжелейших травм вообще не чувствует дискомфорта и сражается ничуть не хуже.Каво блять, Леви сражался после травм? Где?

Все также забывают и про предательство и преступления Анны Локхарт, и спокойно принимают её в свои ряды. Все забыли преступления Ани Локхарт(которая Энни Леонхарт, лол)? А ниче, что у них какбэ пиздец мировых масштабов происходит, даже так они выясняли отношения всю ночь, но при этом никто ни Райнера, ни Энни не простил(простили только Габи)

Армин вместо лидера превращается в податливую размазнюАрмин был лидером? Чзх

Микаса же до сих пор не может преодолеть эренозависимостьПростите, с каких пор человек должен легко и непринуждённо преодолеть многолетнюю любовь к другому человеку? Алло, там от предательства двое суток прошло, человек не смог бы переварить все это у себя в голове.

Shingeki no Kyojin теряет один из главных своих шармов, ведь ранее ни один из персонажей не был защищён от потенциальной смерти

Это на фоне того, что из пятерки самых любимых персонажей у зрителей в финальной арке погибнут двое. Напомню, что за все прошлые арки из действительно важных персонажей погиб только Эрвин. 🤡

При этом, если задуматься, цели обеих сторон и их перспективы не совсем ясны,Одни являются нацистами и желают уничтожения мира за пределами их земель, другие этого не хотят принимать и пытаются остановить.

исключив дипломатию и другие способы преодоления конфликта.Буквально то, чем занимались персонажи, окромя Эрена, решившего на радикальный метод.

Однако у сезона есть преимущество — Флок Форстер. 🤡

20

Там весь финал, а особенно дополненные главы можно описать словами: блядский цирк. Спойлер для не читввших: Сначала все старания героев обнуляются и парадис оказывается в руинах за одну страницу и выходит, что чёртов зик был абсолютно прав, а потом у нас концовка сон собаки. Охуенно исаяма, надеюсь маппа блять так и экранизирует и клоунский нос эрену пририсует

7

«Кхъ» — постарался без спойлеров описать завязку сюжета

«Каво блять, Леви сражался после травм? Где?» — да, я накосячил и поторопился с событиями, об этом потом, сейчас исправлю, спасибо.

«Все забыли преступления Ани Локхарт(которая Энни Леонхарт, лол)? А ниче, что у них какбэ пиздец мировых масштабов происходит, даже так они выясняли отношения всю ночь, но при этом никто ни Райнера, ни Энни не простил(простили только Габи)» — удивительно, что они вообще смогли ужиться и за ночь примириться. С Локхарт самый смак, когда Конни принялся шутить над ней, увидев её, вместо того, чтобы схватиться за меч

«Армин был лидером? Чзх» — его сюжетная линия предполагала превращение в уверенного лидера, так как в нём видели преемника Смита, но он вообще отказывается себя адекватно вести, и даже готов был скормить себя матери Конни просто так

«Микаса же до сих пор не может преодолеть эренозависимость» — предательство и разрыв шли и раньше, как, например, с самовольного нападения на Марли. А как только она узнаёт, что он собирается вершить геноцид и кинул всех, она продолжает за ним бездумно бегать. Но об этом потом.

«Это на фоне того, что из пятерки самых любимых персонажей у зрителей в финальной арке погибнут двое. Напомню, что за все прошлые арки из действительно важных персонажей погиб только Эрвин» — погиб не только он, погибли ещё, например, Моблит и Марло. Ранее погибали и другие персонажи, которые вводились в историю и играли свою роль. Пик был в 1 и 2 сезоне. Чего только стоил отряд Леви. Но таким образом мы признаём, что главные персонажи наделены сюжетной бронёй, и это уже невозможно отрицать. Но об этом потом.

«Одни являются нацистами и желают уничтожения мира за пределами их земель, другие этого не хотят принимать и пытаются остановить» — одни собираются уничтожить всё за стенами и жить в пустоши, не имея полей и природы, а кринжвенжеры сражаются за то, чтобы их потом дискриминировали и истребили, так как никто уже не будет вести переговоров с Парадисом.

«Буквально то, чем занимались персонажи, окромя Эрена, решившего на радикальный метод» — и ни разу нам этого не продемонстрировали. Они пробыли хрен знает сколько в Марли, но не попытались выйти на связь с местными представителями и установить контакт.

«🤡» — без комментариев

2

Мсье смотрел/читал явно невнимательно.
1. Эрен и его последователи собрались уничтожить весь остальной мир, потому что этот мир истерически ненавидит жителей Парадиза и хочет их уничтожить.
Или ты предлагаешь принять куколдский план бородатой истерички?
2. Ага. Пытались. Вот только обнаружилось что даже борцы за права континентальных элдийцев истерически ненавидят жителей Парадиза.

Таким образом мы видим, что Исаяма старательно отрезал все остальные варианты, кроме "Убить всех человеков".

Каво блять, Леви сражался после травм? Где?

В аниме не уврен, но в манге точно да. Скорее в самом финальном финале будет.

Как тебе финал?

Про титанов несусветная чушь написана. Ощущение, что человек даже не смотрел

6