Психологизм «Берсерка»: нарциссическая структура личности Гриффита

«Нет конца и края бездне, смотрящей на нарцисса живыми глазами ненасытности» – эссе о персонаже, ставшем символом властолюбия и жестокости.

Создавая «Берсерка», Кэнтаро Миура и представить не мог, что стоит у истоков целого культа. По прошествии более тридцати лет манга по-прежнему пользуется популярностью, а за ее судьбой следят миллионы фанатов во всем мире. Миура подарил миру не только многотомное эссе на тему мечты, судьбы и воли, но и часть себя, обрамленную словами и образами.

Уникальность персонажей «Берсерка» неоспорима: их детальная проработка заслуживает высшей похвалы. Венцом этого мастерства для меня стала личность Гриффита, полная противоречий и тайн. К нему можно относиться по-разному, но нельзя оставаться равнодушным. Прошло около года с момента знакомства с миром «Берсерка», но я все еще возвращаюсь к главному вопросу: нарциссическая ли личность передо мной или за ней кроется нечто иное?

В массовой культуре нарциссам отведена роль обаятельных волков в овечьих шкурах, не знающих стыда и вины. В нашем представлении такие люди полны презрения к другим и обожания к себе, тогда как ключевая установка нарциссической личности – соответствие внешним критериям. Если обратиться к этиологии нарциссизма, то перед нами неминуемо возникает детская травма – ее корень устойчиво закрепляется благодаря сравнению и обесцениванию. Такой ребенок постоянно сталкивается с завышенными ожиданиями родителей и вынужден безостановочно брать все новые и новые высоты, чтобы получить одобрение. Любые его достижения воспринимаются как данность, а промахи как недопустимые ошибки, требующие порицания. Опора на внешние критерии не позволяет сформировать подлинную мотивацию личности, поэтому нарцисс стремится сыскать одобрения извне и заполучить все то, что в глазах общественности считается значимым: славу, богатство, красоту. Отсутствие внутренних опор и полное непонимание собственных желаний и потребностей приводит к тому, что личность в погоне за мнимыми ценностями вынуждена до конца своей жизни существовать с мыслью о своей несостоятельности.

Нарцисс со всех ног бежит по лестнице, ступени которой обваливаются каждую минуту. Остановка означает смерть и встречу с насмехающейся над ним бездной.

Подобную метафору можно наблюдать в работе Миуры: совсем юный Гриффит бежит по лестнице из трупов к своей мечте, не смея остановиться:

Какой смысл сожалеть о чем-то, какой смысл каяться в грехах? Что мне сказать павшим? Я не могу просить у них прощения. Это путь, который я избрал для себя. Если я раскаюсь, если буду просить прощения, все будет кончено, и я уже никогда не доберусь до своей цели

С одной стороны, этот монолог Гриффита отсылает нас к теме судьбы и ее неизбежности, но с другой демонстрирует его безостановочность перед мечтой. Вероятно, для многих подобные слова станут показателем жестокости и беспринципности героя, если не обратить внимание на моменты, говорящие об обратном. Во многом на мое предположение о нарциссизме Гриффита повлияли следующие ключевые сцены: разговор Гриффита с принцессой у фонтана, уход Гатса из отряда и сцена после освобождения из тюрьмы. Они наиболее подробно освещают особенности отношений Гриффита с другими и с самим собой. Пролить больше света на данный вопрос могло бы описание его взаимоотношений с родителями, но за отсутствием оного мы довольствуемся той информацией, что нам дана.

Хозяин, а не раб, властитель, но не друг
Хозяин, а не раб, властитель, но не друг

Не нарушая хронологии событий, начну со сцены диалога с принцессой. После выполнения задания, Гатс обнаруживает Гриффита у фонтана в компании принцессы. Рассуждая о настоящей дружбе, кроме демонстрации собственной исключительности и высокомерия, Сокол также обличает себя как человека, склонного к обесцениванию, что характерно для нарциссической личности. На вопрос принцессы о его друзьях он отвечает следующей фразой:

Они мои доблестные воины, они мои незаменимые товарищи, которые посвятили себя моей мечте, но необязательно мои друзья

Гриффит стремится обесценить значимость людей для него, низвести их до ранга безвольных подчиненных, а условием равенства с ним считает наличие у человека собственной мечты. В этом и заключается основной парадокс: нарцисс не потерпит в своем окружении равного и тем более превосходящего, так как это приведет к его постоянной зависти и конкуренции. Гриффит нуждается в благоговение перед ним и окружает себя только обожателями, демонстрирующими покорность и преданность.

Поражение в схватке с Гатсом и реакция Гриффита на его уход еще больше убедили меня в нарциссизме последнего. Для него это было не что иное, как публичное унижение. Несмотря на внешнее дружелюбие, Гриффит никогда не считал Гатса равным себе, поэтому проигрыш пробудил в нем ощущение собственной ничтожности. Каждое выигранное сражение, каждая успешная месть, каждый идеально реализованный план убеждали его в величии и непобедимости. Он забрался так высоко, что падение выбило его из привычной колеи. Этим объясняется его поспешность и даже безрассудность, приведшие к заключению и пыткам. Позже он признается в необдуманности своего решения. Желание избавиться от ощущения ничтожности и почувствовать себя несокрушимым было так велико, что Гриффит пренебрег расчётливостью и подверг себя риску потерять абсолютно все. В данной ситуации лишь секс с принцессой мог заглушить возродившуюся пустоту, так как по степени значимости был эквивалентен его иным достижениям, либо же вовсе превосходил их.

И, наконец, сцена с освобождением Гриффита. Изуродованный, слабый, потерявший все, он наблюдает за тем, как окончательно теряет остатки былого успеха, а обожание Каски сменилось состраданием и чувством долга перед ним. Все, к чему он шел, безвозвратно утеряно, непревзойдённый лидер превратился в обузу. Обнаруженная связь Каски и Гатса стала болезненным напоминанием о его мужской неполноценности и утерянной красоте, но вместе с тем обозначением слабого места Гатса: и если для мечника Каска – близкий и любимый человек, то для Гриффита – лишь инструмент.
Даже исполнив главную мечту, Сокол не остановится. Не остановится он и получив мировое господство, покуда есть те, кто превосходит. Нарциссизм помещает человека в цикл боли, прервать который способна только смерть.

Мы никогда не узнаем, насколько наши размышления верны: Кэнтаро Миура скончался несколько лет назад. Но я, все же, не лишу себя возможности предположить, что личность Гриффита поражена нарциссизмом. На это указывает его слепое стремление к достижению целей, внешнее высокомерие при внутреннем ощущении собственной ничтожности. Он склонен к обесцениваю других и себя и неспособен насытиться победами. Приговоренный к вечному голоду и страданиям заложник своей болезни.

9.3K9.3K показов
12K12K открытий
22 репоста
55 комментариев

Сейчас всё опровергну.

Гриффит не нарцисс, рекомендую разграничить понятия нарциссизм/сильная личность. Помимо нарциссизма бывает ведь и такое, что человек просто... здраво уверен в себе? (Сверх)компетентен? Силён духом? Немного психопат?)

Нарцисс навскидку - это жёсткая акцентуация на себе, преувеличенное мнение о своих талантах (самообман), поглощённость своими мечтами "воздушными замками", деятельность из подавленного чувства собственной ничтожности, ожидание особых прав и отношения к себе, нужда во всеобщем восхищении, демонстрация высокомерия и надменности, зависть к другим и убеждённость что ему завидуют, в целом "токсичность" и тд.тп. Всего этого у Гриффита нет) по пунктам:

1. Акцентуации на себе нет - Гриффит никогда не акцентировал внимание на самом себе, что постоянно делают нарциссы, они ведут себя как самовлюблённые - где у Гриффита самовлюблённость?) Это гордый и главное сверхкомпетентный человек, направленный на результат, а не на самого себя.
1. У Гриффита нет преувеличенного мнения о своих талантах - у него реально великие таланты, подкреплённые его достижениями. Он это знает априори.
2. Поглощённость мечтами - поглощённость не фантазиями, а целью, к которой он чётко и планомерно идёт. Он строил свою армию и карьеру, даже в его мечте замок был вполне реален.
4. Мечта и деятельность из-за чувства собственной ничтожности - нигде у Гриффита нет этих чувств, даже мальчиком он показан уже как уверенный в себе и сильный победитель. Единственный случай - Гатс, которому он открылся, но был по его мнению предан.
5. Задумывались зачем ему королевство? Там прямым текстом: "я хочу узнать где моё место в этом мире, из тех ли я людей, что меняют этот мир своей волей."
6. Нужда во всеобщем восхищении, ожидание особых прав и отношения к себе - нигде не показано, что он "нуждается") Чел просто знает себе цену и воспринимает её как должное, он никогда ничего не ожидает, он просто добивается и берёт своё.
7.Демонстрация высокомерия и надменности - обыкновеннейшая борьба за доминацию, соревновательный аспект.
10. Зависть к другим и убеждённость что ему завидуют - никогда такого не было.
11. Почему Гатс так привлёк Гриффита - Гатс был равный и единственный кем Гриффит не мог по настоящему владеть. "Любить можно лишь непокорённое")

ps. Миура говорил - "я хочу изобразить через образ этого юноши некий абсолют"... дальнейшие производные понять проще простого. Мог бы расписать, но это ещё полотно текста, а там много философских пластов, если ещё и их с Гатсом отношения смотреть то вообще.
А в статье к сожалению довольно ожидаемый "женский" разбор не про глубину и суть, типа "если выглядит высокомерно, стопро штамп нарцисса".

Ответить

Если совсем кратко - Гриффит это детерминизм, предопределённость судьбы и желание-вожделение, от которого он не свободен. Полный антагонизм Гатсу, который как раз свободен духом, чем Гриффита и покорил. Бог против сверхчеловека, детерминизм или свобода воли. Как говорил Ницше "бог умер, да здравствует сверхчеловек".

Ответить

ну давай разберем по частям тобою написанное ..

1. Мысля категориями "немного психопат" ты себя мгновенно дискредитируешь как человека несведущего. Быть немного психопатом, немного нарциссом так же вероятно, как быть немного человеком, женщиной или мужчиной.
2. Рекомендовать что-то разграничивать надо тогда, когда ты мало-мальски разбираешься в теме. В данной теме твои мысли ограничиваются обывательскими рассуждениями, что видно по трактовке термина "нарциссизм".
3. Как можно быть нацеленным на результат, а не на самого себя, если результат - это итог твоей целенаправленной деятельности, которую ты сам формируешь? Ты мог бы остановиться на тезисе о не акцентировании внимания на себя и привести примеры. Я специально для этой статьи пересматривала каждый момент с Гриффитом, и в разговорах о себе он постоянно делает акцент на собственной исключительности и необыкновенности.
4. Поглощенность мечтами - характеристика, выдуманная тобой. Про таланты я и слова не сказала, то есть снова додумывания.
5. Слова про королевство вообще сводят на нет все последующие аргументы.
"... из тех ли я людей, что меняют этот мир своей волей" - вполне типичное размышление уверенного в себе человека. Или же, что более вероятно, человека с манией величия.
6. Гатс привлек Гриффита не тем, что равен, а тем, что имел бОльшую независимость, в отличие от окружавших Гриффита людей. Он посылал Гатса выполнять грязную работу за него, входе которой мечник убил невинного ребенка, что произвело на него сильное впечатление. Не наблюдаю здесь равенства, к сожалению.
7. Дискутировать с человеком, не разбирающемся в психологии, изначально было не самым удачным решением, но фраза про "женский разбор" насмешила и сразу все расставила по своим местами.
Читайте матчасть, углубляйте познания психологии. Только после этого вы поймете, что все ваши аргументы не опровергают мою точку зрения, а подтверждают. Просто "сильный", "уверенный", "знающий себе цену" - это Гатс, но никак не Сокол.
8. И раз речь зашла о философии, то Гриффита чаще всего рассматривают с точки зрения макиавеллизма и ницшеанского сверхчеловека. Подобные личности не с точки зрения философии, а с точки зрения психологии и психиатрии имеют либо диссоциальное расстройство, либо нарциссическое, а иногда и все вместе. В свободном доступе имеются описания признаков нарциссизма, например, по DSM-IV, написанные доступным языком. Можете ознакомиться и попытаться уничтожить мой "женский поверхностный разбор" еще раз. Удачи!

Ответить

Да вроде одобрения извне не искал Гриффит, а так же славу, богатство и красоту. Вернее слава и богатство необходимы были ему как инструмент в достижение цели. Да и цель была вполне конкретная и своя, а не навязанная. Роболепия к себе не желал. Не помню хоть одного момента, где такое проськальзывало.
По поводу дружбы, конечно, загон ещё тот. Но собственно этот загон и был камнем преткновения, который запустил цепь событий. Но в целом общался он хорошо со всеми. А по поводу того, что люди были как инструмент... вот такая цель была и все в целом понимали, когда шли за ним.
А про поражение в схватке с Гатсем, я лично понял так, что Гриффит расстроился из-за того, что потерял друга одного единственного. Ничтожность же в себе ощутил не из-за поражения физического, а потому что Гатс увёл Гриффита от цели. И то увёл то на полшишечки, тут загоны больше.
В целом было впечатление, что Гриффит будет рад встретить равного себе. Хотя планку то он конечно и задрал. А Гатс и повёлся, так как мечты, цели разные бывают и с его мечтой самым крутым мечником стать, можно было и не уходить, имхо :)

Ответить

А по поводу того, что люди были как инструмент... вот такая цель была и все в целом понимали, когда шли за ним.Когда у людей нет своей цели в жизни, они склонны идти за тем, у кого она есть, тк это дарит им иллюзию "смысла существования"

Ответить

Как же вы все утомили с этими психологическими разборами личностей в берсерке. Почему нельзя хотя бы раз сделать разбор общей картины или потенциальных идей, которые мы могли бы унаследовать? Почему вместо этого все копаются в маргинальных персонажах и препарируют кумиров? Действия и последствия важнее, чем сам человек или даже его мотивация. Мы ведь можем в этом что-то увидеть и это всегда останется таковым. В отличии от персонажей и людей, которые сегодня могут быть спасителями мира, а завтра приспешниками апокалипсиса.

Ответить

напишите сами, в чем проблема?
мне захотелось осветить именно эту тему

Ответить