ФЕНОМЕН JOJO'S BIZARRE ADVENTURE
Скажу, перефразируя великого Александра Сергеевича: «ай да Араки! Ай да сукин сын!». Очень много людей знает и любит «Невероятные приключения ДжоДжо» за авторством вечно молодого Хирохико Араки — так в чём же секрет такой известности?
Для справки: серия «JoJo's Bizarre Adventure» выходит с 1986 года по сей день и, если собрать все части, насчитывает 123 тома. По версии Weekly Shonen Jump манга занимает 6-е место в списке самых продаваемых графических романов за всю их историю. Несомненный успех! Франшиза насчитывает несколько хороших сериалов, ранобэ, серию игр, и в каком-то смысле безумную фанбазу.
Так из чего может складываться известность? Если брать в широком смысле, то 1) из узнаваемости (и, как следствие, запоминаемости), 2) «вирусности», и 3) постоянного поддержания определенного уровня качества в большом промежутке времени. Остановимся на каждом пункте подробнее:
1) Узнаваемость
В рамках иллюстраций/графических романов во главе угла стоит стиль. Вернее, СТИЛЬ. Характерные приемы рисования, композиции, сочетания цветов делают работу оригинальной и узнаваемой. Так как мы говорим о манге, то движущей силой «стиля» (и сюжета) выступают сами персонажи, их дизайн. Согласитесь, такое трудно с чем-то спутать:
Вот вам еще примеры — ОЯШ других аниме и ОЯШ ЖоЖи:
Не только персонажи, но и рисовка заднего фона, общая раскадровка, звуковые эффекты на странице (которые перекочевали и в аниме) – всё это создаёт неповторимый антураж, который узнаешь из тысячи.
И тут мы плавно подбираемся ко второму пункту:
2) «Вирусность»
Под «вирусностью» я предполагаю быстрое распространение чего-либо за пределы фандома. И даже людям, которые никогда в жизни не смотрели ни одного аниме, наверняка попадалось что-то вроде этого:
Или вот:
Да половина ЖоЖи растаскана на мемы! Вот вам еще парочка известных:
Ну и как тут можно забыть про вишенку?
Или вот! До сих пор не могу смотреть без смеха на «танец» Рохана:
Помимо всего этого другие аниме сами частенько пародируют сцены из JoJo's Bizarre Adventure:
Получается, что человек, принципиально смотрящий, скажем, только сёдзе, все равно столкнется с этой франшизой! Я говорю именно об известности, а не популярности. Тима Белорусских популярен? Среди молодёжи — возможно, но вряд ли кто-то постарше 30-ти вообще знает это имя. Киркоров популярен? Нет (хотя был какое-то время на слуху после «черного настроения», временно ставшего «вирусом»). Известен? Конечно! Начиная от бабушек и заканчивая всё той же самой молодёжью. И тут переходим к третьему пункту – времени.
3) Постоянное поддержание определённого уровня качества на протяжении продолжительного времени
Очень много произведений, которые вспыхивают, как яркие звездочки, и исчезают навсегда. Тут может быть и вина самого автора, который не смог вытянуть историю, или издательства, которое посчитало дальнейший выпуск нерентабельным, или вообще несвоевременность сюжета в рамках ценностей нынешнего общества… Словом, перечислять можно много.
Очень сложно поддерживать зрительский интерес в течение долгого времени и не скатиться в какие-то унылые банальности. Таких примеров множество и в японской, китайской анимации и в американских сериалах.
Но что делает Араки? Всё то же самое. Но! По-другому. На данный момент приключения ДжоДжо это 8 отдельных историй, которые, в общем-то, читабельны отдельно друг от друга. Они схожи визуалом, системами боев, костяком сюжета, но в каждой части своя атмосфера! Своя фишка! Прямо видно, в какой части чем вдохновлялся Араки-сенсей. Так, первые части явно навеяны «Рэмбо»; «Рыцари звездной пыли» пронизаны интересом к странам Южной Азии и Ближнего Востока; странный, но привлекательный японский городок «Несокрушимого алмаза» выписан с патриотической любовью в атмосфере школьной жизни (и явно под чем-то увеселительным, если вспомнить визуал аниме), «Золотой ветер» горяч и опасен, как итальянская мафия, «Каменный остров» интересен рассуждениями об предопределенности судьбы в обстановке тюремных камер и женщин-заключённых, «Гонка Стального Шара» погружает в атмосферу Дикого Запада и духа приключений, а «ДжоДжолион»… чорд, а тут уже и я не могу придумать, чего такого нужно накурить чтобы вышло то, что вышло. Но в этом то и смак! Клянусь, не планировала читать нынешнюю, 9ую, но уже обнаружила себя за чтением недавней вышедшей главы и жду продолжения! Что сказать, мир ДжоДжо – это каждый раз что-то новое, что-то другое, но с той же самой основой, которая полюбилась в первый раз.
Только задумайтесь: человек рисует мангу по вселенным ДжоДжо уже на протяжении 37 лет! С автором взрослеет и аудитория, и если похождения Джонатана Джостара читал молодой парнишка, то с Джоске и Ясухо (герои «ДжоДжолиона») путешествует уже взрослый мужчина за 30-ть. Однако если качество сюжета оставляет желать лучшего, то с возрастом читатель уйдёт к другому, более современному автору. Но и тут Араки молодец! На мой взгляд, последние на данный момент части наиболее проработаны сюжетно и интересны не только боями, но и общей концепцией. Конечно, есть недостатки, но их не так уж и много для такого протяженного во времени произведения. С самого начала Араки задал для себя неплохую планку и постоянно её повышал, развиваясь как в рисунке, так и в построении сюжетных линий. Конечно, нельзя скидывать со счетов редакторский отдел, который в некотором плане всегда является соавтором любого мангаки. Как бы то ни было, а в 2019-м году Хирохико Араки был удостоен премии Министерства культуры Японии за достижения в искусстве. Не зря горбатился человек с пером и тушью над листом бумаги!
Можно любить ЖОЖу, можно ненавидеть – у всех свои вкусы и предпочтения, но сложно отрицать то, что приключения ДжоДжо занимают особое место в манга- и аниме-культуре Японии.
Геймдизайнер привлекает к работе всех, на кого обращает внимание.
Возвращение игр шло постепенно со второй половины февраля.
Мне не понравилось, что все очень резко позабыли про хамон, хотя это вроде как было важно...
Ну смотри. Тут дело в эскалации силы антогонистов.
Джонатан убил сверхчеловека. Джозеф убил бога. По логике такой в уже 5ой части нужно кидаться галактиками в злодея, чтобы убить его, что не обязательно плохо, но что потом? Станды представляют собой горизонтальную эскалацию. Нельзя сказать что один станд строго сильнее всех, за возможным исключением парочки.
Я думал, мне одному это странным показалось. Весь первый сезон задвигали о том, что хамон это убер-круто, и только им можно замесить Дио. А потом нам говорят, что хамон юзают только лохи, ты и таракана им не прибьешь, и вообще все крутые пацаны теперь имеют СТАНДЫ. Очень непонятно. Я дальше второго сезона не смотрел, может уже и станды чем-то заменили?
Комментарий недоступен