Ведро слёз: обзор аниме «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Трогательная история от мастера драмы и дизайнера NieR: Automata.

В начале апреля мы уже рассказывали о спорной российской премьере аниме «Девушки и танки», которое в итоге провалилась, собрав всего три миллиона рублей. 19 апреля в широкий российский прокат выходит ещё одно полнометражное аниме — «Укрась прощальное утро цветами обещания». Это дебютная режиссёрская работа известной сценаристки Мари Окада и игрового дизайнера Акихико Ёсида.

У этой картины есть все шансы на успех в России. Она рассчитана на массового зрителя, к тому же у неё увеличенное количество сеансов, по сравнению с «Девушки и танками». Важен и тот факт, что фильм выходит в российский прокат всего через два месяца после премьеры в Японии.

Ведро слёз: обзор аниме «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Два мастера

До «Прощального утра» Мари Окада больше 20 лет писала сценарии к аниме-сериалам и полнометражным фильмам. Больше всего она прославилась работой над сериалами Toradora! («Тигр и дракон»), True Tears («Настоящие слезы»), Hanasaku Iroha («Азбука цветов»), AnoHana («Дивный цветок»), Nagi no Asukara («Безоблачное завтра») и фильмом Kokoro ga Sakebitagatterunda («Сердце хочет кричать»).

Загвоздка в том, что зрители, знакомые с её сценариями, давно разделились на два враждующих лагеря. Одни в пух и прах разносят сюжеты Окады, другие — называют их шедеврами. Поэтому «Прощальное утро» больше всего понравится именно неискушённому зрителю. Остальные же непременно начнут сравнивать картину с прошлыми работами Окады. Счастье в неведении.

Ведро слёз: обзор аниме «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Мастер романтической драмы Макото Синкай («5 сантиметров в секунду», «Твоё имя») был восхищён дебютным фильмом режиссёра.

Как сценарист Мари Окада привносит новое в аниме. Как режиссёр она смогла добиться такого уровня качества, которому я могу только позавидовать. Она вложила в фильм свою душу.

Макото Синкай

Окаду часто критикуют за перебор с надрывной драмой. Разлученные семьи и возлюбленные, тяжёлые психологические травмы, погибшие друзья и родственники — узнаваемые элементы её сюжетов. Всё это сопровождается конфликтами между персонажами и стремлением к счастливой жизни сквозь череду долгий страданий.

Ведро слёз: обзор аниме «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Над дизайном героев «Прощального утра» трудился ветеран игровой индустрии Акихико Ёсида. В прошлом он работал над визуальным дизайном Final Fantasy Tactics, Vagrant Story, Final Fantasy XII, Bravely Default и многих других знаменитых JRPG от Square Enix.

Он также придумал облик андроида 2B для недавней NieR: Automata. Его характерный дизайн персонажей угадывается с первых минут фильма. Для художника это первый крупный опыт в аниме-индустрии.

Племя Расставаний

События фильма разворачиваются в неназванном фэнтезийном мире. За многие века люди истребили всех сказочных существ, остались лишь драконы, захваченные в рабство местным королевством. По соседству с ним находятся земли Йольфов или Племени Расставаний — древнейшего рода белокурых бессмертных людей, которые веками ведут тихий и размеренный образ жизни. Женщины племени целыми днями ткут большие полотна из ткани, куда записывают всю историю йольфов.

Ведро слёз: обзор аниме «Укрась прощальное утро цветами обещания»

В начале фильма солдаты королевства нападают на город йольфов и устраивают резню. Несколько уцелевших девушек забирают в рабство для жадного короля, который давно жаждет заполучить секрет бессмертия.

Во время нападения чудом выживает девушка Макия. Она скрывается в лесу и вскоре набредает на разорённый разбойниками лагерь. В нём она встречает беспомощного и потерявшего родителей мальчика Эриала. Макия решает во чтобы не стало позаботиться о нём, и стать для него хорошей матерью. Проблема лишь в том, что Макия бессмертна, а Эриал — обычный человек.

Ведро слёз: обзор аниме «Укрась прощальное утро цветами обещания»

«Прощальное утро» — драматическая история о материнстве, любви и вечности. Здесь не нужно искать прописанный сеттинг, так как в работах Окады основное внимание уделено чувствам и эмоциям персонажей. Это очень красивая, жизненная и в тоже время — простая история.

В какой-то мере это ещё и роад-муви. Макия и Эриал годами скитаются по различным городам в поисках жилья и пропитания. Безметяжные деревушки сменяются портовыми городками и величественными индустриальными центрами королевства.

Ведро слёз: обзор аниме «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Опасения по поводу качества картинки, к счастью, не подтвердились —компьютерную анимацию авторы использовали по минимуму, детализация персонажей выполнена на достойном уровне, а большую часть крупных планов и пейзажных кадров хочется поставить на рабочий стол. Студия P.A Works в основном занимается аниме сериалами для телевидения, но с «Прощальным утром» она решила пойти на смелый эксперимент.

Ведро слёз: обзор аниме «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Первая половина фильма практически идеальна, а вот уже с середины замечаешь маленькие недостатки. Например, персонажей очень много, что не идёт на пользу и без того насыщенному повествованию. Ощущается какая-то скомканность, характеры многих второстепенных героев можно описать буквально двумя предложениями. Например, Йольфа-полукровку будто бы специально создали исключительно для спасения героини из безвыходных ситуаций.

Мудрая старейшина йольфов появилась в начале картины, удостоилась упоминания в середине и отметилась в одной сцене под конец. Потенциально интересному персонажу уделили ничтожно мало времени, хотя в трейлерах её показывали часто
Мудрая старейшина йольфов появилась в начале картины, удостоилась упоминания в середине и отметилась в одной сцене под конец. Потенциально интересному персонажу уделили ничтожно мало времени, хотя в трейлерах её показывали часто
Ведро слёз: обзор аниме «Укрась прощальное утро цветами обещания»

С другой стороны, события развиваются на протяжение почти 20 лет — такое сложно уместить в двухчасовый фильм. Так что такие сценарные упущения вполне оправданы.

А вот что нельзя оправдать, так это заметный перебор с драмой и слезами. В «Прощальном утре» словно по расписанию обязательно плачут и страдают каждые 10 минут. Сначала поплакала Макия, потом Эриал, потом какой-нибудь второстепенный герой. Ближе к концовке кто-то от такого подхода «перегорит» и перестанет вообще воспринимать очередную драматическую сцену.

Ведро слёз: обзор аниме «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Такое ощущение, будто у Окады все надёжные приёмы разложены по ящичкам. Она выдвинул один, взяла из него несколько беспроигрышных шаблонов, и в итоге продолжительность фильма увеличилась на дополнительные пять минут.

Хороший пример — собака в семье фермерши Мидо. Сцена её похорон выглядит несколько вымученной, будто её намеренно создали для увеличения градуса трагизма. Животное, конечно же, очень жалко, но этот небольшой кусочек просто не работает. Он создан для растягивания хронометража и вышибания слезы из зрителя.

И таких лишних сцен наберётся на 15 минут. За похожее критиковали не только Окаду, но и великого режиссёра Осаму Тэдзуку, который намеренно вводил в сюжет персонажей только для того, чтобы потом убить. Своё решение он обосновывал очень ёмко: «Так трагичнее».

Ведро слёз: обзор аниме «Укрась прощальное утро цветами обещания»

В целом, подобный грубый подход отлично работает в фильме Окады. Из зрителя разными способами вышибают слезу — это было заметно по постоянным всхлипываниям в зале на премьером показе. Чувствительным зрителям фильм точно придётся по душе.

Теперь вдвойне интересно наблюдать за развитием Окады как постановщика. В том числе из-за того, что в аниме-индустрии всё ещё мало заметных женщин-режиссёров. В Японии ей уже пророчат большое будущее.

«Прощальное утро» — образцовая сказочная драма, пускай и с незначительными перегибами в повествование. На фильм определённо стоит сходить давним фанатам сценаристки и дизайнера Акихико Ёсиды. Не могли сдержать слёзы от истории Менмы в AnoHana? Будете рыдать и здесь. Ценители творчества художника увидят в дизайне персонажей любимые образы из Final Fantasy XII, Vagrant Story и Bravely Default. Обычному зрителю «Прощальное утро» точно понравится, если до этого понравилось «Твоё имя» Макото Синкая.

Напоследок о дубляже: он получился спорным, но лучше, чем у «Девушек и танков». В спокойных сценах и беседах персонажи изредка звучат монотонно, почти что умирающими голосами. Лучше всего актёрам дубляжа удалось передать надрывную драму и эмоции героев. Впрочем, для любителей субтитров есть соответствующие сеансы с оригинальной озвучкой.

2828 показов
37K37K открытий
75 комментариев

Ещё один арт от Ёсиды.

Ответить

Эх, опять романтика, похоже и в этот раз не схожу на аниме в кино.

Ответить

Зря, хорошая романтика в аниме очень приятная вещь. Была же статья на сайте про Nana, если не читали, обязательно читать статью и саму мангу.

Ответить

Все лучше, чем сорокаминутная OVA по малоизвестному в наших краях тайтлу за полную цену.

Ответить

Пришел с сеанса где-то час-полтора назад. Романтика там на обочине. Она есть, но всего там наберется от силы минуты две-три, наверное. Причем, полторы из них в самом начале. Что, кстати, очень понравилось. С капелькой романтики фильм кажется более жизненным, но она совсем не является его основой и внимание ей почти не уделяют. Она там есть просто потому что есть.

Ответить

Смотря какая романтика, есть синкай, а есть форма голоса. Но в кинотеатрах опять синкаеподобное аниме. Что грустно...

Ответить

а вот "Твое имя" - это романтика? )

Ответить