Betterman 1999 года

Betterman - двадцатишестисерийный фантастический детективный триллер с элементами мистики и ужасов, выпущенный студией Sunrise в 1999 году. Сериал является ответвлением (приквелом) Yuusha Ou Gaogaigar, с которым он разделяет общую вселенную и родословную персонажей, входя, таким образом, в состав цикла аниме про супермеху под названием Yuusha series.

Betterman 1999 года

Автором идеи и режиссёром выступил Yonetani Yoshitomo, известный нам по Brigadoon Marin to Melan и Hoshi no Umi no Amuri, где он засветился в аналогичном амплуа, а также в качестве режиссёра Yuusha Ou Gaigaigar, Dororon Enma-kun: Meeramera, фильма Tiger & Bunny и всех сериалов по Shokugeki no Souma.

Про Sunrise я уже сто миллионов раз писал в прошлых статьях. Дабы не забивать текст занудной копипастой, скажу лишь, что это крупная студия с почти пятидесятилетней историей, подарившая нам десятки шедевров, часть которых даже послужила вдохновением для других студий или отдельных деятелей (например, для Gainax, когда они создавали Shinseiki Evangelion & Tengen Toppa Guren Lagan или Nagano Mamoru с его Five Star Monogatari). Из популярных тайтлов Sunrise на ум сразу же приходят огромные циклы произвений Kidou Senshi Gundam, Dirty Pair, Soukou Kihei Votoms, City Hunter, Seikai no Senki, Shokugeki no Souma и Code Geass; сериалы Cowboy Bebop, Mai-HiME, Kakumeiki Valvrave, долгострои Inuyasha, Gintama и Keroro Gunsou, а также целая тонна качественного меха-аниме.

Лирическое отступление

Упомянутый выше цикл Yuusha series на 90% состоит из традиционной супермехи:

Yuusha Exkaiser (1991);
Taiyou no Yuusha Fighbird (1992);
Densetsu no Yuusha Da Garn (1993);
Yuusha Tokkyuu Might Gaine (1994);
Yuusha Keisatsu J-Decker (1995);
Ougon Yuusha Goldran (1996);
Yuusha Shirei Dagwon (1997);
Yuusha Ou Gaogaigar (1998), самый известный из них;
Betterman (1999), спин-офф Gaogaigar, те самые 10%.

Все тайтлы кроме двух последних выполненны в непересекающихся вселенных, и ничего общего друг с другом не имеют, а объединяет их лишь то, что они сделаны на деньги производителя игрушек Takara с целью навариться на продажах игрушечных роботов детям. Ничего предрассудительного в этом усматривать не стоит, т.к. на тот момент это была стандартная практика в аниме-индустрии. Тот же Gundam ни у кого язык не повернётся назвать рекламой игрушек, хотя деньги на него выдавались именно с такой целью.

К девяностым годам из-за переизбытка предложения сюжеты про суперроботов сильно потеряли в популярности, особенно на фоне огромного количества Sunrise'вского же добра про более реалистичных ОБЧР. Благодаря своему качественному исполнению, Yuusha series сыграл ключевую роль в ревитализации "грендайзерообразной" тематики в Японии.

Gaogaigar стал последним "традиционным" сериалом Yuusha series, после чего цикл навсегда прервали из-за низких телевизионных рейтингов. Детям надоело смотреть вышедшую из моды супермеху, зато сериал оценили повзрослевшие фанаты данной тематики, что выразилось в огромных продажах физических носителей YOG. Тем не менее этого не хватило, чтобы убедить корпоративных боссов Sunrise продолжить банкет. Да, немного грустно, но зато следом они выпустили Betterman.

Всё это я привёл лишь для расширение кругозора, т.к. к герою статьи "супер-требуха" вообще не относится: Betterman имеет совершенно другой тон повествования, иное жанровое амплуа, да и могучего суперробота там нет.

На просторах всеведущего рунета тайтл предсказуемо неизвестен и так же предсказуемо оценен тремя с половиной случайно увидевшеми его зрителями.

"Нармальна", сойдёт.
"Нармальна", сойдёт.

Примерно такая же динамика наблюдается и на западных ресурсах. Вообще сейчас об этом аниме можно узнать лишь если ты сам его сам целенаправленно ищешь через "мрачные" тропы какого-нибудь tvtropes.org. Betterman сильно недостаёт рекламы со стороны фанатов или мотивирующих на просмотр роликов какого-нибудь очередного ютубовского заводилы анимешной толпы.

Затравку я не читал, в спойлерные тропы не углублялся и сериал решил заценить просто "по чутью". Перед просмотром, разумеется, ради любопытства полез на форумы глядеть, что про этот тайтл думает народ. Отзывы по большей части содержали сплошной негатив: и графика была плохая, и повествование скучное, и куча тупых псевдоинтеллектуальных разговоров, и сюжет бредовый. Ну как после такого не посмотреть этот "омерзительный" Betterman?

Затравка

Опенинг 謡-uta- от Iwao Junko. Забавно, что для американцев опенинг с эндингом переставили местами, т.к. последний выполнен более энергичным.

В недалёком будущем (2006 год) человечество сталкивается с неизвестной болезнью под названием Algernon, вызывающей у заражённых психоз и приступы неконтролируемой агрессии. Что это за болезнь, и откуда она берётся неизвестно; её "первооткрыватель", в чью честь недуг получил своё название, уже давно мёртв; методов лечения, разумеется, тоже нет. Уровня пандемии она ещё не достигла, но внимание общественности на себя периодически обращает.

Начало довольно стандартное: в класс главного героя по имени Aono Keita переводится симпатяга Sai Hinoki, в которой ГГ узнаёт свою подругу детства. Поболтать с ней ученики не успевают, т.к. девицу резко вызывают на работу.

Хиноки трудится оператором уродливого "нейроноида", робота, предназначенного для работы в условиях, не пригодных для жизнедеятельности человека (РХБ заражение, высокие температуры и т.д). Машину сконструировала и использует Akamatsu Industries, частный подрядчик, озадаченный борьбой с последствиями Альджернона на территории Японии.

Повод для применения машины как раз появился: в подземном комплексе в черте города в скором времени планировался к открытию парк развлечений; заглянувшая туда с проверкой полиция обнаружила под 2 сотни трупов разной степени расчленённости с явными следами последствий заражения Альджерноном.

По случайности через открытый дополнительный вход в этот подземный комплекс попадает и любопытный Кейта, пытающий скрыться от дождя. Спасаясь от взбесившихся "развлекательных" роботов, ГГ наталкивается на команду AI и Хиноки, нейроноиду которой как раз нехватает второго пилота, т.к. её напарник... просто ушёл в неизвестном направлении и не вернулся. Разумеется, Кейта, как давний любитель всего военного и механического, немедленно впрягается помогать подруге, даже не зная, к чему вся эта жесть его в конечном счёте приведёт.

Авторы виртуозно сделали так, что зрителю совершенно непонятно, кто перед ним находится - робот, мутант, жертва вируса или что-то ещё?

В процессе работы у машины заканчивается энергия, а вот свихнувшихся роботов меньше не становится. Как раз в этот момент на сцене появляется новый персонаж - таинственный мужчина в чёрных очках по имени Lamia, способный превращаться в огромную рептилию. Разобравшись с роботами, тип, словно бы вырываясь из внутренностей мгновенно окаменевших останков рептилии, столь же неожиданном исчезает.

К этому моменту у зрителя появляется первая пачка загадок этого детектива:

1) Что такое Альджернон?
2) Что произошло в парке развлечений?
3) Куда и зачем ушёл второй пилот?
4) Что за рептилия такая?
5) Зачем она помогает главным героям?

Сразу скажу, что шаблонное начало вообще ни разу не предвещает тот mind fuck, который пойдёт дальше - его смотреть тем интереснее, чем меньше ты знаешь о сюжете (откровенно говоря любое аниме смотреть намного интереснее, если ты о нём вообще ничего не знаешь).

Что тут хорошего?

Что хорошего? Всё хорошее! Я был в восторге после просмотра и поставил Betterman максимальную оценку по всем возможным параметрам. Очень надеюсь, что положительные эмоции будут заразные, и больше людей ознакомится с этим секретным hidden gem'ом.

1) Видеоряд

С "лицом сериала" Sunrise, как обычно, не разочаровал: никакой компьютерной графики даже по мелочам, рисовка вся ручная, персонажи и техника нарисованы детально, с большим упором на светотень; задники забиты деталями до отказа, в них совершенно не чувствуется вторичность и копипастность. В качестве части фонов используются обработанные фотографии. Анимация отличная; сцены от души насыщены движением и создают вполне оправданное впечатление высокобюджетности сериала, что лишь подтверждается "стабильностью" уровня рисовки на протяжении всех серий.

По рисовке Betterman очень "нуарный": в каждой серии действие происходит ночью (сами эпизоды даже называются "ночь №Х"), либо в тёмном помещении, либо в полумраке; каждый кадр пестрит чёрными углами, а большая часть персонажей ходит с мрачными тенями на лицах, повышая градус таинственности и атмосферности до упора. Последний раз такую же годную атмосферу ночной мрачности и загадочности я видел в старом Boogiepop wa Warawanai, где вдобавок ещё применялись блёклая палитра и замыленные края кадра. Здесь же, напротив, цвета вполне насыщенные.

Отдельного упомянания заслуживает постановка сцен, умело создающая упомянутую выше абсолютно неповторимую атмосферу. Вообще анимеха исключительно фотогенична как на сцены, так и на простые скриншоты. Для меня в каждом эпизоде находилась какая-нибудь мелочь, фраза, выражение лица или диалог, которые бы захотелось сохранить на память. Даже такая фигня как превьюшки (выполненые в собственном стиле) получились настолько здорово, что я ни одной из них не пропустил (вообще ни разу до этого такого не было чтобы я спецом смотрел PV в каждой серии).

Также хочу отметить одну из моих любимых тем в старом аниме - разнообразную бытовую и компьютерную технику и вообще предметы, лежащие в фоне. В лучших традициях всяких там Ев, Патлейборов, Ганбастеров и прочих Надь в Betterman весьма часто встречается целый ворох дотошно прорисованных компьютеров (ещё с ЭЛТшными мониторами), клавиатур с буквами (!), различного научного оборудования, телефонов, игровых приставок и т.п. добра. В общем в кадре всегда есть чем полюбоваться.

Самый крутой доступный в сети исходник будет иметь странное разрешение 888*480, но равки используются высококачественные, так что картинка не разочарует. Жаль конечно; тайтлу бы пошло на пользу 1080p, но что поделать?

2) Звук

За звуковое сопровождение в ответе Tanaka Kouhei, засветившийся в ОСТах Gunbuster, Yuusha Ou Gaogaigar, Gundam Dai 08 MS Shoutai, Overman King Gainer, Sakura Taisen, Sunabouzu, One Piece и т.д. Постарался этот тип на славу и подарил нам замечательный саундтрек:

力 -forte-
探 -tsuiseki-. Трек идеально подходит мистике.
暴 -tyran-. Прямо первым MGS повеяло почему-то.
死 -wakare-

Персонажи в оригинале озвучены, как обычно, замечательно. Из крупных VA отмечу следующих:

Кейте подарил свой голос звезда шоненов Yamaguchi Kappei, которого мы знаем по ролям Ranma (Ranma 1/2), Hanma Baki (Grappler Baki), Inuyasha из одноимённого аниме, Kudou Shinichi (Meitantei Conan) и L (Death Note).

Ламию озвучивает Koyasu Takehito, голос которого мы слышали у Aoba Shigeru (Shinseiki Evangelion), Ilpalazzo (Excel Saga), Dio (свежий Jojo no Kimyou na Bouken) и Zeke Yeager (Shingeki no Kyoujin).

Сакуру озвучила Iwao Junko знаменитая по ролям Daidouji Tomoyo (Cardcaptor Sakura), Ceres (Ayashi no Ceres), Kirigoe Mima (Perfect Blue), а также по куче песен из Ayashi no Ceres, Cardcaptor Sakura, Key the Metal Idol, Mai-HiME и Devilman Lady (в опенинге к сабжу тоже поёт она).

Kuwashima Houko отметилась в роли Асами и Heichin (т.е. мужика! Голос у него немного вызывает когнитивный диссонанс, но Houko справилась отлично). Её мы знаем по ролям Misumaru Yurika (Kidou Senkan Nadesico), Marlene Angel (Blue Gender), Mori Yuki (Uchuu Senkan Yamato 2199) и Clare (Claymore). Обожаю её красивый и сразу запоминающийся голос.

Янаги озвучил Miki Shinichirou, известный также по следующим ролям: Lockon Stratos (Kidou Senshi Gundam 00), Roy Mustang (второй Hagane no Renkinjutsushi) и Takumi (Initial D).

Также хочу снова упомянуть Yonetani Yoshitomo, который тоже не лыком шит: оказывается, именно режиссёр (!!!) исполняет оба эндинга (его группа называется ※-mai-), для которых он сам написал текст. Лирика опенинга тоже его рук дело. Помимо Betterman он работал над саундтреками из Brigadoon, Gaogaigar, Dororon Enma-kun: Meeramera и Hoshi no Umi no Amuri.

Эндинг (Requiem от Mai).

У Betterman существует средненькая английская озвучка, совершенно не вызывающая желания её слушать, т.к. озвучивальщики постоянно переигрывают или недоигрывают. Вроде бы ничего ужасного в ней нет, но и никаких преимуществ перед оригиналом я найти не смог. Оригинальные голоса больше подходят персонажам, мелодичнее звучат, проявляют более живые эмоции, поэтому озвучку я советую слушать только оригинальную.

Из русика есть только сабы от Broker & Strider. Каких-то кардинальных обсёров я там не нашёл, напротив, это качественный перевод ансаба, где даже исправили парочку кривых или ошибочных формулировок. Единственный минус - простецкое оформление. Те же ребята из SSP-Corp старались, сделали синий (а кое-где красный) шрифт, а у русика обычный белый цвет. Ничего ужасного, но синие буквы выглядят явно интереснее и оригинальнее. Ну и конечно, ребят надо непременно похвалить за жирный текстовик с разъяснением используемой в сериале терминологии - таким ансаб похвастаться не может.

3) Персонажи

Чардизайн персонажей делал Kimura Takahiro: их внешний вид очень "анимешный" (няшный) и легко узнаётся в других его работах - Dirty Pair Flash, Gaogaigar и Brigadoon (разумеется), Variable Geo, Gun x Sword, Code Geass (ага) и Shinkon Gattai Godannar.

С этим дизайном персов первое время у меня почему-то было стойкое впечатление, что я смотрю Godannar, где выключили Guren Lagan и добавили серьёзности. Вроде бы сочетание подобного дизайна, нуарной рисовки и мудрёного сюжета выглядит странно (по идее сюда надо было прикрутить внешку от какого-нибудь Jin-roh), но ко всему превыкаешь. Тот же Higurashi no Naku Koro ni с ещё более "мультяшным" стилем и кровь-кишками вполне народу зашёл, так что с Betterman я проблем не наблюдаю.

Главный герой Кейта при поверхностном взгляде может показаться типичным надоедливым дурачком и нытиком, так характерным для подобных сюжетов, но, тем не менее, это совсем не так. ГГ очень жизненно изображён в своём амплуа беззаботного подростка - он общительный, добрый, любознательный, любит игры и военную тематику, адекватно дозирует трусливость со смелостью, в отношениях со своей подругой клишейных проблем не испытывает. Ключевое слово в описании его персонажа - "нормальный". Это абсолютно нормальный человек с поведением, полностью соответствующим его возрасту (в хорошем смысле). Буквально все связанные с ним сцены у меня совершенно не вызвали никаких вопросов.

На удивление приятный протагонист.

Ненавистникам "избранных" и суперабилок должно зайти, что у Кейты по сюжету нет каких-то там невероятных способностей, кроме его смекалки, а также ни он, ни Хиноки не являются самыми рукастыми пилотами нейроноидов, причём это правило сохраняется до самого конца сериала.

Хиноки предстаёт нам человеком, психологически задавленным смертью родственников. Из этого выходят все её заморочки: депрессивное поведение (хотя в детстве она вела себя совершенно наоборот), чувство одиночества, а также цепляние за образы из прошлого (Хиноки считает себя "глупой", из-за того, что так её звал брат, хотя она вообще ни разу не тупая). Просто в отличие от Кейты, который во время сложных объяснений молча проглатывает то, что ему не понятно, Хиноки сразу в свойственной ей манере заявляет, что ни черта в этом не понимает.

Химия между ней и ГГ протекает "естественным" образом: оба персонажа изначально друг другу симпатизируют, поэтому любовная линия не кажется натянутой, не содержит каких-то драм или вымученных ситуаций. Я очень доволен, что под конец авторы этот момент закрыли. Также отмечу понтовую причёску этого персонажа с трёхцветной чёлкой в лучших традициях Yuugiou.

Персонаж мне настолько понравился, что я бы удовольствием посмотрел какую-нибудь обычную романтику с ней и Кейтой (а-ля как Fumoffu для FMP). Жаль, что ей не уделили больше сюжетного времени.

Два других пилота нейроида, Yanagi Shou и Kurenai Kaede, имеют ряд своих жизненных заморочек, их романтическая линия к моменту начала тайтла уже завершена, а их чардевелопмент кроется в копании в тёмном прошлом, принятии собственных недостатков и того факта, что они две половинки, не могущие жить друг без друга. Shou и Kaede - на редкость приятные и "взрослые" персонажи (да, в принципе, как и вообще все основные действующие лица).

Интересный ход заключается в том, что эта парочка является более опытной, способной и сообразительной, чем "главный дуэт", а их французский нейроноид превосходит по своим параметрам японский аналог.

Биолог Asami Miyako с сюжетной точки зрения является истинным главным героем, т.к. именно вокруг неё крутятся все события. Именно она начинает сюжет и заканчивает его; вскрытием всех тайн сериала тоже занимается Мияко, а вовсе не школьная парочка. Все остальные персонажи лишь являются её "инструментами" для достижения цели - изучить вирус Альджернон и найти от него лекарство.

Мне понравилось, как авторы изобразили её мировоззрение: ко всем проблемам Мияко подходит с позиции хладнокровного учёного, что периодически выбешивает более казуальных и действующих на эмоциях работяг из AI. Betterman предоставляет зрителю любопытный сценарий в стиле "а чтобы бы было, если центральным персонажем Евы была бы Рицко, а не Мисато?".

Вот этот кадр с мигалкой - просто эталон шикарной постановки.

Остальной коллектив Akamatsu Industries получился не менее колоритным. Директор конторы, Akamatsu Shigeru - весёлый и креативный мужик средних лет, представляющий из себя взрослого Кейту: свою фирму он основал ради выпуска собственных изобретений, разнящихся от дурацких игрушек и фигурок полуголых девиц до довольно опасных изобретений, которые, к его большому недоумению, почему-то у покупателей не пользвуются особым спросом.

Шигеру большую часть сериала держит позитивный настрой, но происходящие с его друзьями события потихоньку его ломают, что выливается в финальном диалоге со своей дочерью Сакурой.

Эта самая Сакура, показана и раскрыта ровно настолько, насколько это можно сделать с персонажем, прикованным 99% экранного времени к больничной койке / "системе жизнеобеспечения" без прибегания к "чудесному исцелению". Превьюхи в её исполнении получились очень задорными и колоритными. Забавный момент: по сюжету есть обоснование, почему именно Сакура должна их озвучивать.

Ну и конечно парочка раздолбаев-механиков "за 30", Ritsuko и Yamajii, периодически доставляют своими реакциями на происходящее. Особенно первая, уволившаяся из AI после очередного заряда жести, но сразу же вернувшаяся обратно, т.к. "дома одной ещё страшнее, чем на работе".

Описание персов всё больше скатывается в "воду", т.к. тяжело указывать что-то конкретное, не заспойлерив тот или иной поворот сюжета. По этой же причине я ничего не скажу про антагонистов и ряд дополнительных персонажей - всё, что с ними связано целиком состоит из спойлеров.

4) Сценарий

После просмотра сериала мне стала понятна причина части отрицательных комментов. Дело в том, что Betterman - детектив с оооочень замороченным сюжетом, начинающимся прямо с первой серии без каких-либо "подготовительных арок" и экспозиции. Сценарий здесь выполнен не в виде привычной цепочки последовательных арок, а немного иначе: каждая "арка" не закачивается при переходе к следующей - и к той, и к другой по мере развития сюжета будут постоянно добавляться всё новые и новые слои подробностей. Вплоть до того, что к вещам, показанным в четвёртой серии, могут вернуться в двадцать шестой. Причём прикол в том, что персонажи реально много рассуждают на тему происходящих событий, но эти мысли закрывают лишь часть вопросов, при этом порождая целый ворох новых. Иногда выводы вообще оказываются ложными или же являются просто предположением. Из-за этого уследить за всеми завихрениями сюжета без периодических остановок, пересмотров сцен и обмозговываний услышанного реально сложно.

Есть и вторая особенность: мало того, что персонажи сходу вываливают на голову зрителя множество локальной терминологии, так ещё и сами объяснения усыпаны мудрёными словами из психологии, физики, биологии, значения которых по большей части не расписывают (например митоз, теломеры, Фистерии, сенсиллы, гомеобокс, СДВГ, рецепторы D4, Т-супрессоры, апоптоз т.п.). Такой подход нейтрализует один из стандартных вырвиглазных недостатков 99% сюжетов - неправдоподобные диалоги на научные тематики. Ведь, если подумать, много в каких случаях на экране запечатлевают учёных, врачей, компьютерщиков и каких-либо других специалистов, которые, по идее, должны в разговоре оперировать научными формулировками, но на деле мы всегда получаем "болтовню двух колхозников", составленную так, чтобы даже самому распоследнему казуалу было понятно, о чём идёт речь.

Есть ещё средний метод - это использование термина с последующим дебильным объяснением, хотя собеседник по сюжету и так должен понимать, о чём идёт речь. В результате получаются вырвиглазные высеры вроде этого:

Обычное на такое стараешься не обращать внимание, но порой оно режет уши, ведь сейчас даже обычный работяга с автоматизированного склада изъясняется таким количеством специфических слов, что его речь ввергает любого неподготовленного собеседника в ступор, а тут мы говорим аж об учёных. К таким диалогам как в Betterman я отношусь положительно и всегда готов накинуться на википедию при любом удобном случае (век живи, век учись и всё такое). За аналогичный подход я также очень уважаю Shinseiki Evangelion.

В совокупности вышесказанное предполагает наличие у зрителя внимательности, определённой эрудированности или желания вникать в суть (т.е. гуглить непонятное). Очевидно, что авторы негативных отзывов решили не утруждать себя расширением кругозора и просто записали все старания сценаристов в недостаки: дескать, "я ничего не понял, следовательно тайтл срёт псевдоинтеллектуальными фразами"; "сюжет скучный, т.к. я за ним не уследил".

Впрочем, это закономерная реакция на аниме, к сабам от которого прилагают txtшник на тринадцать А4 одиннадцатым шрифтом лишь с краткими описаниями терминов. А уж если начать вчитываться в википедию, то 13 листов будет составлять страница лишь одного термина :)

Пример. + это постоянное чувство, что персонажи что-то не договаривают.

Хоть основа сценария и лежит на диалогах, Betterman насыщен весьма занимательным экшеном (в плане "действиями", а не только "мочиловом"), грамотно разделающим серию на равные порции "конфеток для мозга" и "для глаз". По сравнению с "геройскими" предшественниками, боевая часть здесь лишена пафоса и подаётся приземлённо, что явно заметно на примере тех же нейроноидов. Их дизайн полностью лишён "крутости" и даже ярких раскрасок, своим ходом они в основном не перемещаются (их катают на трейлерах), своим ходом они двигаются в основном на вмонтированных в ноги колёсах (а-ля Votoms), энергии для работы хватает лишь на короткий промежуток времени, да и вообще в кадре эти машины появляются редко. Также любопытно, что "машинами нагиба" нейроноиды под конец так и не становятся (скорее наоборот, вскрывается их полная бесполезность).

Отдельную плюху авторы получают за то, сколько внимания уделено пояснениям принципа работы этого самого меха и связанной с ним меты - нам рассказывают и про систему управления, и про голосовые команды, и про сенсоры, и про "топливо", и про выполняющий большинство функций бортовой компьютер. Даже логичные моменты вроде "а почему бы туда не посадить тренированных солдат?" и вооружение этих машин тоже нашли отклик в сюжете.

Места действия выбраны колоритно: мрачные индийские пещеры Аджанта, тёмные склады, подвалы, лаборатории, фабрики, джунгли Южной Америки - самое то для детектива. Буквально в каждую сцену, даже в самый распоследний приём пищи или телефонный разговор авторы тайтла умудряются запихнуть что-то криповое или двусмысленное - будь то закрытые тенями лица абсолютно нормальных людей, моргающее освещение, недоговорки или какие-то стрёмные фоновые звуки. Именно за это мне в своё время очень понравилось Higurashi no Naku Koro ni, и по этой же причине я здесь пою дифирамбы Betterman.

Вот этот ролик - квинтэссенция сабжа, Betterman за 3 минуты (Крипота -> Обычный диалог -> Infodump -> Крипота -> Сброс страстей -> КРИПОТА). Если этот ролик зайдёт, то весь сериал можно буквально залпом проглотить. Кстати, описываемый организм и его эффекты реальны: https://en.wikipedia.org/wiki/Pfiesteria_piscicida

Атмосфера - один из жирных козырей тайтла; отрадно, что она достигающаяся не опостылевшим внезапным выпрыгиванием монстра из-за угла и кровь-кишками-шок-контентом (против этого ничего не имею), а правильными ракурсами камеры, двойственными сценами и музыкальным сопровождением. В наличии все "сайлентхилловские" фишки: ночь, туман, труднообъяснимое поведение, переход обычных сцен чуть ли не в сюрреализм и так далее. Авторы умудряются так изобразить простейшие диалоги, что начинаешь сомневаться в положительных намеряниях даже самых добрых персонажей; аналогично и со сценами, когда трясущийся от ужаса перед угрозой Альджернона человек начинает во всём видеть какой-то трэш.

В общем всё, за что можно полюбить Silent Hill и Boogiepop wa Warawanai (первый) тут на месте, поэтому Betterman обязателен к просмотру фанатам этих произведений.

В сюжете периодически случаются лёгкие комедийные моменты, в основном состоящие из дурацких реакций Кейты, недостаточно понимающего серьёзность происходящих событий. Получается своеобразная игра на контрасте, поскольку Betterman на самом деле весьма "мясное" аниме, хоть это и не бросается в глаза: народ здесь штабелями съедают, травят, режут на органы, консервируют, взрывают, зомбируют (а уж сколько людей просто "исчезло" вообще не сосчитать) - за 26 серий фрагов сотен так на 6 точно набралось. Килкаунт незаметен, т.к. его редко "напрямую" показывают, из-за чего сцены воспринимаются намного более жутко (альтернативный хоррор - "страшно не потому, что на экране монстр, а потому, что его там нет, хотя он явно должен присутствовать").

Даже какой-то игрушечный цветок в очках из Guren Lagan и то умудрились изобразить довольно "мерзко".

Кстати эффект от заражения упомянутым выше вирусом изображён выше всяческих похвал - финал всегда один (смерть через несколько месяцев), но то, как именно от него сходят с катушек люди, выполнено индивидуально для каждого заражённого: у кого-то довольно долго проявляются симптомы, других он быстро доводит до суицида, третьи начинают из-за него творить всякую жесть (вроде момента, где заражённые шизофреники аккуратненько разложили снятую обувь по ступенькам длинной лестницы или постоянно встречающегося числа "26").

Также очень необычна суть и метод распространения Альджернона - тайну сценаристы умудряются сохранить до самого последнего момента, причём я сомневаюсь, что кто-то предугадает его природу. Объяснение может показаться высосанным из пальца, но, если внимательно смотреть серии, то можно заметить, что схему работы этого процесса давали и ранее, но на ином примере.

Для детектива главное - сохранять тайну и показывать детальный процесс расследования. Авторы сериала с этим справились на ура - на любом участке сюжета есть как минимум 4-5 моментов, на которые зритель ждёт ответ, причём моменты как новые, так и старые, что сохраняет целостность "единой сюжетной арки". Причём мне очень понравились сцены, где персонажи дают длиннющий детальный анализ почему, как и кем было совершено такое-то действие, а вывод получается просто шикарный: "мы все равно нихрена не понимаем и породили лишь новые вопросы".

Примером этого могут служить события из парка развлечений в первой серии: герои буквально полсериала расследуют тайну этого инцидента, но все находки приводят лишь к новым происшествиям и новым тайнам, которые как-то связаны с парком. И вот, наступает 15я серия, где зрителя 10 минут бомбардируют сложившейся многоходовочкой, однако единственные выводы получаются лишь "мы знаем только что Альджернон - это не то и не это". При этом авторы нашли применение всем эти событиям дальше по сюжету, т.е. это не филлеры, а сплошные чеховские ружья.

Эта сцена - настоящая конфетка, идеальное сочетание графики, музыки, звуков, постановки.

Сюжет Betterman сильно располагает зрителя к размышлениям и СПГСу: природа и протекание Альджернона, судьба его текущих и будущих жертв, кто именно им заражён, являлись ли его жертвы плодами работы именно вируса, подробности различных событий (в пещере, парке и ещё много чего), финальные сцены и предыстория тайтла, природа Betterman'а, всё, что касается Dive Inspection, что именно было плодом влияния Laurier Noir, а что нет, возможность повторения части показанной нам жести в реальности и ещё много-много всего. Вместе с тем, сериал умудряется ответить в той или иной форме на все (по крайней мере мне так кажется) возникшие вопросы. Я спецом во время просмотра их выписывал - под конец закрыли буквально всё.

Проводя аналогии с другими известными (да и неизвестными) СПГСными аниме хочу сказать, что сабж в плане подачи материала для копания получился очень сбалансированным: по сравнению с Haibane Renmei и Tenshi no Tamago необходимая для СПГСа мета выдаётся здесь в нормальных количествах (в обоих аниме нужно СПГСить тупо всё от и до, изначальных данных почти нет); относительно SE Lain здесь значительно более захватывающее повествование; от Ergo Proxy, Perfect Blue, Ghost in the Shell и Steins;Gate Betterman отличается в разы большим количеством тайн и тем для размышления. От Shoujo Kakumei Utena и Densetsu Kyojin Ideon сабж отличается большей компактностью и насыщенностью разнообразными событиями; относительно Boogiepop wa Warawanai здесь более согласованный и связный сценарий. Самым близким по уровню подачи пищи для СПГСа я бы назвал Shinseiki Evangelion.

Специально это сделано или нет, но пауза со статичным кадром добавляет +100 к криповости.

МЕЛКИЙ СПОЙЛЕР

История сабжа крутится вокруг темы ускоренной эволюции человека (Betterman, т.е. "Better Man") тремя разными способами: прямым изменением его генетики, скрещиванием с другими видами и сверхестественным образом. Подход к реализации этих идей мне понравился - авторы постарались по максимуму подбить свои идеи под научную подложку, в результате чего диалоги смотрятся очень солидно, а объяснения завораживают постоянными позывами отправляться гуглить термины. Интересно, что разные способы эволюции привели к различным результатам.

Сам Betterman изображён не положительным, и не отрицательным персонажем, а своеобразным симбионтом сложившейся биологической среды: людей он спасает исключительно из своих корыстных побуждений. Любопытно описали происхождение и сложную биологию этого существа.

Необычным образом представлен антагонист, напоминающий физическое явление или непреодолимую силу. Он не разговаривает, никаких требований и целей не имеет, однако даже так ему умудрились придать какой-то "божественный" что-ли колорит. Он абсолютно ультимативен, и даже самые сильные персонажи буквально стираются им в порошок. А уж музыкальное сопровождение, играющее во время его появления, незамедлительно даёт понять, что сейчас будут вершиться чьи-то судьбы.

Как крипово сочетается спокойный плавный голос с рваной анимацией поднимающейся руки.

Хоть сеттинг сериала и не киберпанковый, но сабж поднимает часть тем из Ghost in the Shell: восприятие окружения и манипуляция реальностью через частичный и полный перехват чувств (в GitS хак был цифровой, а здесь аналоговый, с описанием процесса воздействия на органы), восприятие человеком себя и обстановки при условии, что от него остался только мозг в колбе, на который воздействуют электрическими сигналами для создания иллюзии реального существования, а также управление снами человека. Самих методов манипуляции чувствами приведена целая куча - от нескольких типов биологических, до психофизиологических и паранормальных. Особенно доставляет нешаблонная реакция Мияко во время "хака" - биолог сходу понимает, что перед ней иллюзия и начинает изучать, насколько она "реальная", т.е. в какие органы внедрили ложную информацию.

Bittersweet концовка так вообще выполнена в стиле Gainax (а, если подумать, в стиле Sunrise, т.к. Gainax взял её именно у них); она везде ставит жирные точки, но оставляет широкий простор для размышления. С первого взгляда она имеет уклон в sweet, но при внимательном рассмотрении оказывается, что всё-таки bitter: основные очаги вируса получилось ликвидировать, но болезнь никуда не исчезнет, т.к. на Земле ещё остались десятки тысяч заражённых ("магических" способов её победить не существует). По сути единственные персонажи, для кого события закончились хоть немного в положительном ключе - это Кейта и Хиноки. Я люблю драматические концовки (чем больше чуйств и эмоций, тем лучше), поэтому мне всё понравилось.

КОНЕЦ СПОЙЛЕРА

При написании этого раздела выяснилось, что хоть сколько-нибудь описать сюжет Betterman без спойлеров невозможно, поэтому получилось столько воды. Если бы я стал сильно спойлерить, то смысл написания этой статьи был бы нулевой, так что прошу отнестись с пониманием.

Послесловие

Ну чтож, тайтл отсмотрен, и оказалось, что он не настолько ужасный, как его описывали критики; более того, он оставил сплошняком положительные впечатления. Не хочется включать клишейную шарманку про "сейчас так не делают", но часть это утверждения в данном случае верна: детективы и хорроры - редкий гость в анимешной индустрии, а уж такие, где все эти элементы грамотно сочетаются, да ещё и чтобы аниме могло похвастаться крутым визуалом с цепляющей музыкой - их я вообще могу с трудом вспомнить.

По этой причине ценность Betterman в моих глазах резко возрастает. К тому же это ещё одна возможность ознакомиться с малоизвестными плодами творчества Sunrise, лежащими в тени Гандамов, Гинтам и прочих Ковбоев Бибопов и про которые в интернете вспоминают всё реже.

Короче, ребята, спешите посмотреть эту секретную годноту, я уверен, что вам всё понравиться!

Betterman 1999 года
Betterman 1999 года
8989
54 комментария
150 ₽

Комментарий недоступен

5
Ответить

ПРОДАНО

3
Ответить

@[Unknown_] а его где-то посмотреть вообще возможно? 

1
Ответить

Спасибо вам за рекомендацию, побудила меня вынуть сериал из долгого ящика и получить удовольствие. По сути, это один из нечастых представителей биопанка.
Визуал потрясающий, режиссура сцен и постановка невероятны хороши (и да, кадр с мигалкой действительно нечто). Это аниме даже как-то задвинуло для меня моего любимого Фантома Бугипопа, потому что приглушить картинку и нагнать мрака может каждый дурак, а оставить яркие цвета, и даже немного всяких школьных фестивалей и вечеринок с комедийными сценами, чтобы на выходе всё равно получить пугающее давящее впечатление, может явно не каждый.
Плюс лично мне особенно понравилась Сакура: замечательный дизайн и отличная работа сейю (её роль в Key the Metal Idol во многом "сделала" для меня это аниме). Ну и, конечно, Мияко, не считая того, что вообще весь каст персонажей очень приятный.
Ещё превью в конце серий сделаны замечательно, впечатления прямо как от самостоятельного мини-сериала в духе Yami Shibai.
На мой взгляд, пассаж в статье про важность вникания в научную тематику несколько преувеличен. Всё сюжетообразующее сразу объясняется, а остальные термины вполне себе существуют только для антуража. Конечно, интересно узнать подробнее про незнакомый термин, но это не обязательно для понимания.
К сожалению, я не совсем поняла пару сюжетных моментов.
- Носитель Канкела вроде бы какое-то время был на стороне главных героев, почему? Потому что Канкел не проснулся на тот момент?
- Что за ребёнок, которого забрала Шанди? Я видела много уверенных высказываний, что это выживший после самоубийства, но мне кажется это маловероятным, т.к. неправдоподобно для аниме, которое так внимательно относится к биологии и анатомии. К тому же этому не соответствуют реплики Шанди.
- Почему 26? Только из-за количества эпизодов?
К сожалению это аниме не очень популярно, поэтому даже чужих мнений на этот счёт особо не почитать. И, боюсь, на эти вопросы я вряд ли найду ответ даже после повторного просмотра.

1
Ответить

побудила меня вынуть сериал Значит, что я старался не зря. Очень рад, что тебе понравилось.
один из нечастых представителей биопанка.+1. Эту тему ещё затрагивает Harmony и Gyakusatsu Kikan, но она там больше как фон / элемент сеттинга
моего любимого Фантома БугипопаОн мне тоже нравится, но это не детектив, да и повествование там довольно, как бы это помягче выразиться, рандомное и неочевидное. Оно предполагает, что зритель знаком с первоисточником; в противном случае на для не на экране происходит лишь "что-то почему-то". Если Беттерман просто топит зрителя в информации, то Бугипоп, наоборот, вообще ничего толком не поясняет.
Плюс лично мне особенно понравилась Сакура: замечательный дизайн и отличная работа сейюДа-да, плюсую люто и про Сакуру, и про Мияко, и про превьюхи. Вот уж не подумал бы никогда, что буду взахлёб смотреть PV и даже отдельно вырезать их.
пассаж в статье про важность вникания в научную тематику несколько преувеличенТак-то можно действительно всё это отбросить, но что останется потом? Пустые "дворовые" диалоги, которые будут вырвиглазно тупо и по-детски смотреться на фоне интеллектуального сюжета? Нет, так не пойдёт. Ведь именно за technobabble мы так любим Еву и Патлейбор. За это же любим и Беттермана.
Конечно, интересно узнать подробнее про незнакомый термин, но это не обязательно для понимания.Да, само собой; вместе с тем, народу это мешает, т.к. у них начинается баттхёрт от непонятных слов, которые им никто не разжёвывает.
Носитель Канкела вроде бы какое-то время был на стороне главных героев, почему?Пока Якусуги ещё управлял собой, он был на стороне героев. Сам он по какой-то причине с находящимся внутри него cancer сделать ничего не мог (скорее всего потому, что это было просто невозможно).
Потому что Канкел не проснулся на тот момент?Ага.
Что за ребёнок, которого забрала Шанди?Единственный карлан, что приходит в голову - это личинка Каэдэ и Шо, которая явно бомбанула в 24ой серии, так что этот вариант не очень подходит; к тому же он не кореллируется с тем, что ребёнок владел телепатией со светящейся точкой в лобешнике. Я бы сказал, что это больше похоже на перерождение Беттермана. Но эта версия слабо связывается с тем, что *после* этого Беттерман спас Хиноки и Кеиту, притащив их на остров. Чанди сказала, что "ты многому меня научил", но кто мог её чему-то учить, ведь из "союзников" у неё были лишь Беттерман и Кеита с Хиноки. А ещё она может быть заражена Альджерноном от контакта с Мияко и постепенно сходит с катушек.
Почему 26?Честно говоря я так и не нашёл объяснения. Может из-за того, что 26ой эпизод называется "ничто", т.е. то, во что в конечном счёте превращается заражённый Альжерноном человек. Может быть это какое-то goroawase (2, ni, означает повторение, а 6, mu - ничто; т.е. смерть). Может это как-то связано с датой проведения Dive Inspection, но я не помню, чтобы в сериале говорили, когда именно его провели. А может быть это какая-то отсылка к Gaogaigar, в котором это число тоже фигурировало ("El-26"), может это как-то связано с собитиями 26го эпизода GGG, но эту теорию я не могу подтвердить, т.к. GGG ещё не смотрел.
на эти вопросы я вряд ли найду ответ даже после повторного просмотра.Они там слишком много всего наворотили, а определённые вещи так и не прояснили, поэтому, действительно, второй просмотр может не дать ответа. Впрочем, для такого тайтла одного просмотра однозначно мало, чтобы во всём разобраться. В том же Mai Hime мне потребовалось 4-5 просмотров, чтобы окончательно сформировать ответы на все мучавшие меня вопросы)))

1
Ответить

Плохо помню уже (ну, кроме серии про червяков, да), но из общих впечатлений - хороший потенциал и интрига (особенно в первой половине, которая хоть как-то связана цепочкой событий, хоть и натянуто), а так же неплохая атмосфера. Очень много от того самого Санрайза конца 90х. И обычное для аниме пускание пыли в глаза заканчивающееся, в общем, ничем. Персонажи при приличном акценте на них вышли тоже уж слишком карикатурными и не очень интересными. Посмотреть можно, но уже скорее из научного интереса и страсти к археологии на анимешной пенсии.

1
Ответить