Данная статья, конечно, сфокусирована на Такахате, но будет неблагоразумно отделять его от команд, в которых он работал. В основе проектов Гибли всегда был личностный фактор, где режиссёр составлял концепцию каждого элемента фильма, но вынужденная зависимость Такахаты от аниматоров и его вера в создание аниме как в коллективное усилие отделяло его от «универсальных солдат» вроде Миядзаки. Режиссёры, не умеющие рисовать, не так редки, и у Такахаты было потрясающее умение композиции, несмотря на это, но то, как выдающийся режиссёр вроде него выдерживал определённые визуальные концепции десятилетиями даже при работе с разными командами, говорит лучше всяких слов о ясности его видения. Такахата имел потрясающую способность к поиску талантов и всегда мог выразить свои идеи именно так, как хотел, несмотря на отсутствие технических способностей и профессиональной подготовки как у своих коллег. Он окружил себя гениальными творцами: ныне покойный Ёсифуми Кондо занимался дизайном персонажей в «Могиле Светлячков» и контролировал их неизменность, а непревзойдённая изобретательность Ёсиюки Момосэ с этого момента сделала его правой рукой Такахаты; Момосэ не только стал его основным художником-раскадровщиком, его визуальные концепции так впечатляли Такахату, что очень часто попадали в фильмы практически без изменений. Нельзя не признать, что сочетание таланта и амбиций таких творческих личностей вместе с прорывным реалистическим подходом Такахаты сделало производственный процесс весьма трудоёмким (несмотря на мало отличающуюся продолжительность фильмов, для «Могилы Светлячков» потребовалось 54660 рисунков по сравнению с 48783 для «Тоторо»), но конечный результат того, несомненно, стоил. В рисовке этого фильма присутствует хладнокровная точность, с которой едва ли могло что либо сравниться кроме последующих работ самого Такахаты. Создание этого фильма было поучительным опытом для команды аниматоров, давая возможность опробовать доскональный, сдержанный реализм людям вроде Ёсидзи Кигами, в то время как некоторые культовые сцены начали демонстрировать настоящую динамику и интенсивность, согласно проявляющемуся в аниме тренду к фотографическому реализму, который был изучен специалистами вроде Юйтиро Огуро. Популярность фильма открыла новые пути для выражения творцам, которые даже не были вовлечены в его создание, так как Такахата доказал, что это здравый новый подход к анимации. «Могила Светлячков» добилась куда большего, чем планировалось.
Круто, хорошая статья, но хотелось бы больше рассказа о Сатоси Коне и его творчестве, может кто-то откроет для себе новые шедевры, хотя о Паприке и Perfect Blue у нас и так все знают.
Фильмы Сатоси Кона у нас гораздо лучше знают, чем фильмы Такахаты, да и имя его на слуху. Такахата затерялся в тени Миядзяки, "Могилу светлячков" видели многие, но немногие знают имя создателя, так что ликбез необходим)
Хотя про Кона тоже почитать было бы интересно)
Его работы были для меня "слишком повседневными", поэтому не такими интересными. Светлячков ни за что смотреть не буду ещё лет.. десять. Ну а "Кагуя" понравилась и графикой, и посылом. )
.
Перевод статьи, конечно, это нечто
Нечто в хорошем или плохом плане?) Профессиональными переводами я не занимаюсь, так что в тексте явно может быть больше чем достаточно кривоватых выражений.
Буквально на днях вспоминала Такахату, не решилась пересмотреть "Могилу светлячков" ( боюсь на второй раз у меня просто сердце разорвется ), и в итоге выбрала "Еще вчера". Спасибо за такую своевременную статью :3
Рекомендую "Аня из Зелёных Мезонинов" посмотреть
Как раз в прошлом месяце посмотрел его "Аня из Зелёных Мезонинов" На первый взгляд обычное старое детское аниме про девочку с её обычными житейскими проблемами, но при этом все равно затягивает, за три для 50 серий пересмотрел и мне очень понравилось, (потом еще сестру подсадил) Когда нужно посмотреть что-то максимально доброе, то это самое то.