«Актриса Тысячелетия» - Реверанс к истории японского кинематографа

«Актриса Тысячелетия» - Реверанс к истории японского кинематографа

Сейчас пойдет речь о работе одного из самых крутых режиссеров Японии - Сатоси Коне. И это мое третье любимое аниме из его фильмографии. И это «Актриса Тысячелетия»

О чем этот аудиовизуальный продукт?

Это аниме рассказывает и историю одной великой японской актрисы, которая стала лицом кинематографии 30-50х годов. Она снялась в множестве фильмов и была любима публикой. Однако теперь доживает свой век в маленьком доме среди леса и согласилась дать всего одно интервью, чтобы ее история смогла стать достоянием общественности. Правда человек, что пришел снимать ее не совсем прост и он принес с собой ключ к прошлому этой невероятной женщины.

Сильные стороны этого аниме

Самое время поговорить о сильных сторонах этого произведения. Ведь они всегда есть в любом произведении Сатоси Кона. Не стоит забывать, что в данном случае я имею дело с гениальным произведением гениального режиссёра. (Имею именно такое мнение, ибо люблю Сатоси Кона)

Основной стиль - сюрреализм

Как и любая работа Сатоси Кона, это аниме изобилует сюрреализмом во всех его проявлениях. Начиная от визуала, заканчивая саунддизайном. Но именно в этой работе сюрреализм просачивается даже в монтаж, заставляя зрителя смотреть эту ленту без отрыва от экрана. Так как можно легко потерять нить повествования или вовсе не понять смысла склейки или переноса сцены в другое место.

Хотя и именно эта часть многим зрителям кажется слишком мудреной. Действительно, проще воспринимать кино с линейным сюжетом где место действия не меняется со скоростью кадров в секунду. Но давайте признаем кайф всех киноманов - эстетов: чем сложнее кино, тем вкуснее оно для думающего зрителя. Да, именно эта работа Кона не для смотрящего зрителя, а именно думающего.

Визуальный язык Сатоси Кона

Это то, что отличает все работы Сатоси Кона - умение выстраивать повествование языком визуальных образов. И это проявляется в мелочах: от того, как он строит повествование с чисто функциональными диалогами до выбора отсылок в кадре, которые при этом раскрывают лор аниме.

В «Актрисе Тысячелетия», конечно, нет таких визуальных аттракционов как например в «Паприке» или «Идеальном синем». Но при этом имеется много других визуальных приемов, главным из которых является монтаж. Дело в том, что повествование в аниме ведётся линейно, то есть идет последовательно, как актриса рассказывает свою жизнь и вспоминает ее, иногда с помощью режиссера, который наталкивает ее на определенные воспоминания и старается не упустить ни одного мгновения ее невероятной жизни. Только вот визуальный ряд... А вот за ним надо пристально следить, ибо повествование визуальное всегда скачет во времени, пространстве и реальности. Ибо порой бывает даже сложно понять, где сейчас, в данный момент повествования находятся герои: в нашем мире или в кинофильме. Либо в собственных фантазиях. Отсюда и резкая смена планов, неуместные предметы в определенных исторических эпохах, слом стен, выход за кадр, и даже специфические приемы монтажа, когда одна сцена обрезается на середине и сразу начинается новая с совсем другим планом. И это все происходит так четко, что глаз не устает. Но вот мозг просто кайфует от происходящего.

Отсылки на поп-культуру

Сатоси Кон - гений на отсылки. На совершенно любые. И в этом легко убедится, посмотрев всего одну его работу. Причем любую. Но сейчас я говорю лишь об Актрисе Тысячелетия. А там отсылок на поп-культуру хватает с головой. Начиная от реверансов в сторону известных японских фильмов, которые обыгрываются, как ленты, где снималась Тиёко Фудзивара, либо посторы которых просто висят на стенах, заканчивая отсылками вообще на любые поп явления, связанные с культурой 20 века. Например фантастические фильмы, где главная героиня совершала первую высадку на луну с миссией. Либо история про самураев и принцессу, которая должна спасти свой народ (Это любимый сюжет любых исторических мелодрам в любой стране)

«Актриса Тысячелетия» - Реверанс к истории японского кинематографа

Вообще, всех отсылок вспомнить почти невозможно ввиду того, что практический каждый кадр этого произведения содержит хотя бы одну. Да и не все из них может понять зритель, не шибко сильно знакомый с историей японского кинематографа. Да и вообще, если есть цель - найти все отсылки, то лучше смотреть это аниме с блокнотиком. Ибо всех отсылок и не припомнить.

Попытка рассказать историю Японского кинематографа

Именно этот факт тронул меня в этом аниме. Сатоси Кон с помощью метафор, аллюзий и переноса реальных событий на экран, смог рассказать историю Японского кинематографа. Да, Актриса тысячелетия не о самой актрисе, которая блистала на экране и была любимицей публики. А именно о том, как вообще зарождалось японское кино. И как оно стало великим.

Известный факт: кино в Японию пришло довольно поздно. И первое время не пользовалось спросом среди публики. Ибо существовали у Японцев другие развлечения, куда более яркие. Например, Кабуки. (Простите, мне надо было это упомянуть) Поэтому сначала оно было в жестком авангарде. И даже многие советские кинематографисты смели заявлять, что в Японии как такового кинематографа нет, хотя и пытались спрогнозировать пути его развития. Но тут все же стоит сделать одну сноску. Кино в Японии хоть и стало развиваться позже других стран, но чертовски стремительно. И за короткий период оно из типичных “живых фотографий" перешло к немому авангарду. А потом и к массовым звуковым фильмам. И именно эта история рассказывается устами главной героини - Тиёко Фудзиварой.

Ее история началась с маленькой киностудии, которая снимала кино на энтузиазме и с небольшими бюджетами. Но потом именно она выросла в огромную киноимперию с большими бюджетами и мировыми премьерами. Именно эта маленькая и хрупкая актриса стала лицом развивающейся отрасли и любимицей публики. (Если честно, чем-то она мне напомнила Колин Мур. Сами посудите, прическа и внешний образ чертовски похожи. И история тоже.

Колин Мур пришла в кинематограф совсем юной и начинала с простеньких, но милых ролей. А потом постепенно росла до любимицей публики, которая играла в кино до 50-х. А потом ушла в тень, чтобы проживать счастливую жизнь в своем домике. Не знаю точно, отсылает ли Сатоси Кон именно к Колин Мур или это чисто моя личная додумка. Поэтому утверждать что-то не буду.)

Вообще, при просмотре не стоит забывать один факт - Сатоси Кон большой поклонник японского кинематографа в целом. Поэтому его работы часто отсылают к нему. Но вот именно в данном аниме можно встретить даже стилистические отсылки, ибо если приглядится, то можно заметить, как в разных сценах, изображающих разные фильмы, немного меняется даже стиль рисовки, подстраиваясь под визуальный код того или иного фильма.

Аллюзии на реальную историю кинематографа

Как я и сказала выше, «Актриса Тысячелетия» это прежде всего попытка перенести на экран реальную историю японского кинематографа. А где локальный кинематограф, там и мировой. Тем более, что классика японского кино давно стала мировой.

А вообще говорить об истории кинематографа только одной стороны без отсылок на другие невозможно. Вот и в данном аниме есть упоминания старейших киностудий, Голливуда, успехов кинематографистов других стран и даже период, когда кино стало звуковым и цветным. Все это происходило резко и довольно органично для людей, что находились непосредственно на производстве. Но это было удивительно для зрителя. Поэтому и монтаж местами может показаться рванным, но при этом впечатляющим. Ведь он просто отражает путь развития истории кинематографа.

Зачем смотреть это аниме?

Это аниме надо смотреть, потому что это режиссерская работа Сатоси Кона. Таким был бы мой ответ, если бы его надо было оформить лишь в одно предложение. Однако здесь я рассказываю более подробно.

Это произведение я причислила к думающим кинопроизведениям, которое нужно смотреть ради эстетического и ментального наслаждения, обдумывая происходящее на экране. И желательно, имея багаж знаний в виде пары тройки просмотренных фильмов Акиры Куросавы или других японских классиков. (Да их было много. Пара десятков наберется как минимум. Но сейчас не о них)

Это аниме создано с подлинной любовью к кинематографу в целом. И создано для таких же фанатов старых фильмов одним старым фанатом (Хотя Сатоси Кон был не так уж и стар на момент создания Актрисы Тысячелетия) И в этом аниме есть много классных моментов, которые лучше увидеть своими глазами, нежели прочитать их в лонгриде какого-то человека из интернета. Поэтому бегом смотреть, если вы не видели сей шедевр. Или пересматривать. Я специально не стала тут разбирать сюжет, чтобы людям не испортить каф спойлерами.)))

5757
2 комментария

Отличное аниме. По поводу главной героини написано на википедии: "Сама Тиёко частично списана с известных актрис 1940-х — 1960-х Сэцуко Хары и Хидэко Такаминэ, последнюю Сатоси даже специально интервьюировал; тем не менее, по его утверждению, ни одна женщина не является полностью прототипом Тиёко."

3
Ответить

безусловно моя самая любимая работа Сатоши Кона, даже без какого-либо багажа знаний о кинематографе

2
Ответить