«Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй»: экологический манифест студии Ghibli, но не от Миядзаки

Исао Такахата, второй основатель студии, снял один из самых проникновенных фильмов Ghibli. Рассказываю подробнее

Содержание

«Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй»: экологический манифест студии Ghibli, но не от Миядзаки

Исао Такахата

Когда я читал про Такахату, у меня сложилось впечатление, что он и Миядзаки противоположности. Наверное, так и было на самом деле. По крайней мере, по словам сотрудников студии, работу двигало соперничество между двумя основателями «Гибли».

Признаюсь, даже в словах Миядзаки, произнесённых на вечере прощания с Такахатой мне видится некий укол в сторону последнего.

«Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй»: экологический манифест студии Ghibli, но не от Миядзаки

Ознакомившись с полной речью Миядзаки, которую он произнёс на вечере прощания с Такахатой, а не с отрывком, который все публикуют, я понимаю, что не было всего того, что я себе представил. Мне казалось, что между ними была тихая вражда, но, скорее всего, это не так.

Паку-сан считал само собой разумеющимся, что он сможет дожить, по крайней мере, до 95 лет.

Но, в конце концов, он скончался в возрасте 82 лет. Я понимаю, что у меня тоже осталось не так много времени.

В конце концов, я был убежден, что ему суждено дожить до 95 лет.

В 1963 году мы впервые встретились друг с другом. Паку-сан тогда было 27, а мне — 22. Я до сих пор помню тот день, когда мы впервые обменялись несколькими словами. Я ждал автобуса, направлявшегося в Нериму, на автобусной остановке в сумерках.

Молодой человек подошел ко мне, когда я шел по улице, где сразу после дождя осталось несколько луж.

«Я слышал, у тебя Вас была встреча с Сегавой Такуо-саном».

Передо мной было нежное и мудрое лицо молодого человека. Это был момент, когда я впервые встретил Такахату-сана, также известного как Паку-сан.

Интересно, почему я до сих пор так отчетливо это помню, хотя это было 55 лет назад?

Мы никогда не были удовлетворены своей работой.

Мы хотели идти дальше и глубже. Мы хотели работать над чем-то, чем мы действительно могли бы гордиться, но мы не знали, что нам следует делать и как.

Я рад, что мне довелось познакомиться с человеком такого редкого интеллекта.

Спасибо вам, Паку-сан.

55 лет назад…

Я никогда не забуду, как ты впервые заговорил со мной на автобусной остановке после дождя.

Большое спасибо.

К тому же, по словам близких и коллег Миядзаки, он был раздавлен и шокирован смертью Такахаты. Думаю, даже если бы между ними была вражда, Миядзаки действительно испытал бы все эти чувства, как никак, они проверил вместе очень много времени и подарили миру очень много прекрасных картин, зачастую продюсируя картины друг друга.

Лично я впервые познакомился с работой Исао Такахаты, посмотрев «Могилу светлячков». Разумеется, я тогда понятия не имел, кто режиссер и, даже если, и знал имя постановщика, то это мне тогда ни о чём бы не сказало.

Как и большинство тех, кто посмотрел «Могилу светлячков», после просмотра я был в шоке, потому что не ожидал увидеть нечто подобное. В то время, у меня ещё не сложилось мнение, что аниме может быть и про серьёзные и глубокие темы.

Теперь же, зная, что режиссером «Могилы светлячков» был Такахата, я задумался, что он был другой стороной студии. Потому что у меня, да и у многих, Гибли ассоциировалась именно с Миядзаки и его работами.

Но в портфолио студи есть и такие фильмы, что, на самом деле, лично меня выбивают из привычного представления студии. Теперь складывается ощущение, что есть две разные студии Гибли: одна — это Миядзаки, вторая — Такахата.

И Миядзаки выигрывает, потому что его работ намного больше. Такахата помимо «Могилы светлячков" и "Помпоко" снял "Ещё вчера", "Мои соседи Ямада». Последние два известны ещё меньше.

Необычный для студии стиль рисунка и первый фильм Гибли снятый полностью на компьютере 
Необычный для студии стиль рисунка и первый фильм Гибли снятый полностью на компьютере 

В качестве режиссера свой последний фильм, «Сказание о принцессе Кагуя", Такахата снял в 2013 году. Признаться честно, когда я смотрел этот фильм, как и в случае, с "Могилой светлячков", я и подумать не мог, что это фильм от Гибли. Возможно, в силу моей необразованности, я не знал, что в Гибли, помимо Миядзаки работают и другие режиссеры. И даже не "возможно», а точно. Но есть и другая причина.

Эти три фильма: «Могила светлячков", "Помпоко" и "Сказание о принцессе Кагуя» сильно выбиваются из общего списка работ студии. Другие фильмы Такахаты, возможно тоже выбиваются, однако, я их не видел и это стоит исправить.

Однако, несмотря на такое отличие, «Могила светлячков" выпускалась в паре с "Мой сосед Тоторо" , чтобы продвинуть работу Миядзаки. Что весьма странно, учитывая насколько это разные фильмы. В "Тоторо", конечно, тоже есть грустные и неоднозначные темы, но это как продвигать "Барби" с помощью "Опенгеймера», хотя...

В итоге, как нам всем известно — именно Тоторо, впоследствии стал символом студии. И это не удивительно. Детей, с весьма ужасной судьбой маскотом не сделаешь, да и тануки тоже, о них позже.

Так что неудивительно, что именно персонаж Миядзаки стал символом студии. Такахата снял не так много фильмов, из которых можно было выбрать символ, а из тех что есть — выбор был сомнительный.

«Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй»: экологический манифест студии Ghibli, но не от Миядзаки

Однако, лично я не думаю, что это как-то волновало Такахату, и уж тем более не волнует меня. Миядзаки признанный гений, а я лишь рассказываю об интересных моментах.

По итогу, у меня складывается ощущение, что Такахата — это другая сторона Гибли. Я, как и многие другие, связывал студию исключительно с Миядзаки, а это оказалось ошибкой.

Миядзаки, на мой взгляд, совмещал серьёзные темы и сказку, поэтому смотреть могли все: и дети и взрослые. В то время как Такахата оставлял сказку позади и рассказывал о серьёзном — серьёзно. Даже, казалось бы в "Помпоко" — сюжете про животных, которые могут менять свою форму и даже превращаться в человека, события часто подаются как в документальном фильме, словно демонстрируя хронику реальных, но давних, событий.

Детей таким подходом не обрадуешь. Меня, чуть менее взрослого человека, чем мои сверстники, но, тем не менее, взрослого — вполне.

Потому что раньше мне нравились фильм Миядзаки, большинство и сейчас нравятся. Но пропало это чувство волшебства. На смену пришли другие чувства, которые есть в его картинах, но к которым надо пробраться.

А Такахата сразу даёт их тебе, что лично мне больше нравится. Да, возможно, это куда проще — проще говорить о серьёзном с серьёзным лицом, чем пытаться обернуть трагедию в сказку, но, лично мне, такой подход нравится больше.

В конце концов, я пришёл к мнению, что Такахата и Миядзаки, говорили об одном и том же, просто разными языками. Может сказалась разница в возрасте, пусть и не большая. Может они просто такие люди. Тем не менее, я рад, что у нас есть фильмы Такахаты и Миядзаки.

Создание фильма

Изначально Такахата хотел снять фильм про феодальную Японию. Он даже приметил сюжет для экранизации — "Повесть о доме Тайра", рассказывающей о главе дома Тайра и судьбе этого рода на фоне войны с кланом Минамото за контроль над Японией.

Война эта примечательна, в том числе и тем, что её итогом стало установление первого в истории Японии сёгуната.

Однако, в это же время Миядзаки работал над «Принцессой Мононоке» и Такахата понимал, что студия не сможет одновременно выпустить два фильма о феодальной Японии.

«Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй»: экологический манифест студии Ghibli, но не от Миядзаки

Однако «Повесть о доме Тайра» всё же упоминается в сюжете. Тануки воспроизводят сюжет с лучником Насу-но Ёити, который демонстрируя свою меткость сбивает стрелой веер.

С сюжетом о феодальной Японии у Такахаты не получилось, так что он решил принять предложение Миядзаки снять фильм про тануки. Оба основателя студии встречались с разными авторами произведений по тануки, некоторые предлагали свои варианты, однако Такахата отклонил все.

В конечно итоге, главными темами, на которые он решил опереться стали активная урбанизация и проблемы экологии, что было свойственно для студии Гибли.

Новый город Тама: до и после тануки

События фильма имеют под собой реальную основу и рассказывает про застройку холмов Тама, на которых появился Новый город Тама. Хотя, наверное, говорить, что это город не совсем правильно, впрочем, там проживает такое количество жителей, что у нас это был бы и город… областного значения.

«Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй»: экологический манифест студии Ghibli, но не от Миядзаки

Возводить новый город начали в 1965 году. А началось всё из-за японского экономического чуда, когда после второй мировой экономика Японии начала быстро расти. Из-за чего в Токио хлынуло много людей, цена на недвижимость выросла, поэтому люди начали селиться в быстро разрастающихся окраинах Токио.

Правительство опасалось, что быстрая и неконтролируемая застройка выйдет из под контроля, поэтому и был разработан план нового города Тама.

Тама, кстати, появляется не только в «Помпоко". События полнометражного фильма "Шёпот сердца» тоже происходит в этом городе, правда он показан куда более развитым, чем был на момент выхода фильма.

«Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй»: экологический манифест студии Ghibli, но не от Миядзаки

На месте города Тама находились одноимённые холмы, полностью покрытые лесами, которые населяло множество разных животных, в том числе холмы Тама были домом и для тануки. Однако урбанизация не смогла уничтожить последних. Да, их стало меньше, многие погибли, как от голода, так и под колёсами машин(из-за чего городские тануки почти не обитают возле автомобильных трасс) , но тануки остались в этой местности, приспособившись к городской среде.

Ареал их обитания снизился, а плотность выросла. В сельской же местности ситуация противоположная. Думаю это связанно с тем, что в городе меньше мест поиска еды, но эти места больше богаты пропитанием, нежели в сельской местности, где еда «разбросана» по большей площади.

Великие и ужасные(нет) Тануки

На самом деле, тануки — это енотовидные собаки. Если вы такой же, как и я, то до этого фильма понятия не имели, что существуют енотовидные собаки. Но, вообще-то, с енотами они имеют мало общего, да и собаками тоже... Но, обо всём по порядку.

«Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй»: экологический манифест студии Ghibli, но не от Миядзаки

Название "тануки" для обозначения енотовидной собаки используют исключительно в Японии. В остальном мире, "тануки" — это японские звери-оборотни, коих в самой Японии называют "бакэдануки". Сложно, но нет.

Что касается енотов, то родственной связи нет никакой. Всё дело в окрасе, из-за которого тануки похожи на енотов. Да и с собаками мало общего. Тануки ближе к лисам.

Ареал распространения. Красный - завезённый, Синий - аборигены
Ареал распространения. Красный - завезённый, Синий - аборигены

В общем, енотовидные собаки ну енотовидные собаки. Другое дело Тануки, те Тануки, которые часть японского фольклора.

И начну сразу с одной из причин почему тануки не совсем подходящий кандидат на символ студии — мошонка.

«Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй»: экологический манифест студии Ghibli, но не от Миядзаки

Традиционно тануки изображаются с огромной мошонкой, которую используют по назначению и без. Например, в качестве барабана.

вечное цукиёми, не иначе 
вечное цукиёми, не иначе 

Разумеется, про эту деталь(деталище) я узнал из фильма, так что представьте моё удивление, когда тануки взяли себя за мошонку и использовали её как вингсьют, взмыв в небо.

Помимо этой особенности, тануки известны как оборотни, способные превращаться как в неодушевлённые предметы, так и в людей. Чаще всего они используют это чтобы, как говорят сегодня, устраивать пранки над людьми. Делали это ещё до того, как это стало Эдвардом Билом, прости Хоспади.

В силу этого, в японском фольклоре много историй связанных с тануки.

История рассказывает о бедном человеке, который находит попавшего в ловушку тануки. Чувствуя жалость к животному, он освобождает его. В ту ночь, тануки приходит в дом бедняка, чтобы поблагодарить его за доброту. Он превращается в чайный котелок и предлагает человеку, продавать его за деньги.

Человек продает чайный котелок монаху, который забирает его с собой, и после жёсткой очистки, ставит над огнём, чтобы вскипятить воду. Не выдержав жары, чайник-тануки отращивает лапы и в таком, полупреобразованном виде, удирает от монаха.

Тануки возвращается к бедняку с другой идеей: создать придорожный цирк-представление с чайным котелком, ходящим по натянутому канату, и взимать входную плату с желающих посмотреть на этот номер. План сработал, и каждый из компаньонов получил выгоду: человек больше не нуждался в деньгах, а у тануки появился друг и дом.

Однако, тануки не единственные животные в японском фольклоре, которые умеют перевоплощаться. Подобным талантом обладают и лисы Кицунэ, что, в отличии от тануки, куда более коварны, могущественны и хитры. Кицунэ, кстати, тоже плотно вошли в мангу и аниме, один из примеров — девятихвостый лис Курама из "Наруто".

Несмотря на свою родственную близость, тануки зачастую враждовали с лисами. К примеру, в Сикоку очень много историй о тануки, потому что на острове нет лисиц.

О фильме без спойлеров, чтобы вы вдохновились и посмотрели

Завязка крайне проста. К тому же, в духе студии про борьбу природы, против человека.

Сейчас это малоизвестный факт, что все тануки стоят прямо и ходят на двух ногах, когда людей нет рядом.

Две группы тануки с разных холмов встречаются на поле битвы и ведут ожесточённую, но справедливую битву. Их прерывает Ороку — мудрейшая и рациональная из тануки.

«Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй»: экологический манифест студии Ghibli, но не от Миядзаки

Она бьёт в барабаны и призывает тануки умирать, больше и больше, чтобы освободить место для других тануки. Ошалевшие тануки не понимают что происходит. Тогда Ороку показывает тануки настоящих врагов — людей, которые вырубают лес и строят на его месте дома из камня.

Тануки смотрят на тебя, как на захватчика
Тануки смотрят на тебя, как на захватчика

Объединившись, тануки Тамы принимают план по решению проблемы с людьми. Во-первых, они отправляют послов к трём великим мастерам перевоплощения. Во-вторых, сами начинаются обучаться забытому мастерству и начинают давать бой людям.

И тут завертелось

Это очень буддистский фильм, на мой взгляд. Тануки не пытаются победить людей насилием (которое, тем не менее, имело место в событиях) . Они выбирают мирный путь решения конфликта, в том числе и в силу своей природы и характера. Вполне буддистский метод, на мой взгляд

Даже те тануки, которые выбирают путь насилия, на первый взгляд, на самом деле пытаются лишь подтолкнуть других тануки к восстанию, пусть даже за это и придётся отдать свою жизнь. С этой стороны, некоторые тануки ведут себя как самураи.

И это не просто так. Такахата, одной из своих задач, ставил показать в тануки историю самих японцев и в фильме можно найти много пересечений. Тануки даже воспроизводят эпизод из японской истории, о противостоянии двух родов за влияние в средневековой Японии.

Наверное, по большей части меня поразило именно та покорность, то принятие, которое демонстрируют тануки в фильме.

По итогу, фильм, разумеется, занимается "морализаторством", однако, на мой взгляд, делает это крайне ненавязчиво. В том числе и из-за самих главных героев — тануки, которые, даже если и потеряют что-то, не будут слишком расстроены, а продолжат жить дальше.

Чуть подробнее о фильме, со спойлерами

Принятие

Фильм с самых первых минут конфликта пропитан обреченностью, потому что, хоть тануки этого и не знают, но людей им не победить. И к концу фильма всё сводится к синтезу между тануки и людьми, хотя последние даже и не знают об этом «союзе», в своём большинства. Да, люди победили, отдав животным небольшие островки дикой природы вставленные в большой город.

В силу своей меньшей силы, тануки не остаётся ничего кроме как принять новые правила, смахнуть слёзы и жить дальше: кто-то остаётся в дикой природе, довольствуясь малым и постепенно вымирая, кто-то ассимилируется с помощью своей способности превращаться в людей, и, по итогу, тоже исчезает, как вид, принимая черты и качества победителя.

Причём, думаю, для тануки полный переход под личину человека не был таким уж и сложным. Во время своей борьбы против человека, тануки переняли много от своих врагов.

Притащив телевизор с мусорки, дабы узнать больше о человеке, тануки целыми днями смотрели передачи, вроде боёв без правил. Рьяно агитируя за изгнание всех людей, тануки делал оговорки:

Оставить нескольких, что готовят гамбургеры, тэмпуру и прочие вкусности

Даже собрания, на которых решалось какие предпринять меры по борьбе с людьми, заканчивались поеданием бургеров.

Что уж говорить, после поражения, многие тануки в образе людей стали заниматься недвижимостью, продавая участки леса, который когда-то был их домом. По истине победа человека — заставить врага делать то, против чего твой враг сражался.

«Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй»: экологический манифест студии Ghibli, но не от Миядзаки

Однако сами тануки не сильно печалятся по этому поводу. Они дали бой, сражались и проиграли, приняв новые правила игры. С экрана к нам обращается один из тануки и говорит о том, что они, тануки, умеют менять облик и становится таким образом невидимыми, но другие животные, как кролики и белки, остались с человеком.

Так что, нужно сохранить хотя бы их. А тануки, даже если и исчезнут с лица земли, не будут так уж грустить по этому поводу. Потому что тануки — жизнерадостные существа.

Морализаторство

Что мне нравится в "Помпоко" — он не пытается выдавить слезу, не пытается сказать какие люди плохие и как они уничтожают природу ради своего удобства.

На мой взгляд, к этой проблеме, фильм подходит в рациональном ключе, отключив при этом эмоции. Это лишь законы природы: одни умирают, другие выживают. Сильнейший прогоняет слабого. Это те самые законы, по которым живут и тануки.

Но, раз это всё естественно, это не значит, что мы не должны грустить или плакать от того, что тануки пришлось уйти, многим умереть, а тем, кто остался в живых — полностью поменять свою жизнь.

В некоторых моментах, мне кажется, что задача фильме не в том, чтобы сказать:

Люди, мы должны остановиться, потому что губим природу и живых существ

А в том, чтобы показать — "Да, мы губим природу и живых существ, и вот вам пример наших действий".

знаете что мне напоминает этот постер? исторические фотографии племён и народов, которые давно вымерли
знаете что мне напоминает этот постер? исторические фотографии племён и народов, которые давно вымерли

Много информации в фильме подаётся в виде документалистики, словно это не выдуманные события, а хроника настоящих, но давно минувших дней. Повествование закадровым голосом берут на себя то тануки, как очевидцы и непосредственные участники тех событий, то диктор «документального» фильма, бесстрастно, но честно, рассказывая о событиях.

Возможно, дело в этой псевдо-документальности, возможно именно она наложила свой отпечаток на восприятие фильма, как бесстрастного в описываемых событиях. Задача не шокировать людей тем, какие люди жестокие. Потому что…да, люди жестокие, но не конкретно в этом вопросе. Они просто хотят жить, поэтому уничтожают лес и строят на его месте дома и у большинства даже в мыслях нет, что этим они лишают дома других.

Задача показать, что для одного благо — для другого смерть. К концу фильма, не при помощи тануки, люди приходят к худому миру, оставляя в городе частичку природы. Хотя, уверен, сделали они это отнюдь не из-за вопросов сохранения фауны.

Буддизм

До прихода буддизма тануки, как сверхъестественные существа обожествлялись. С приходом буддизма, они потеряли свой статус. В фильме же, на мой взгляд, тануки действуют именно в рамках буддизма.

Во-первых, они пытаются решить конфликт мирным путём. Есть группа Гонта, которая в духе истинных самураев рвётся в бой и единственным вариантом победы видит исключительно смерть. Но осознав, что большинства тануки не хотят войны, решается дать бой людям, прекрасно осознавая, что победить не сможет, но своей смертью побудит тануки восстать.

Увы, у Гонта не выйдет поднять тануки на бой.

Гонто - последний самурай тануки
Гонто - последний самурай тануки

Обдумывая эту ситуацию, я почему-то вспоминаю Юкио Мисиму, хотя он тут, возможно, совсем не к месту.

Во-вторых, понимая, что победить не получится, одна из групп тануки, откололась от остальных, организовала свой собственный культ и, в конечном итоге, совершили массовый суицид. Но суицид не по буддистки, скажите вы. А они и не покончили с собой, отвечу я вам. Потому что они все собрались на корабле, который создал из своей мошонки один из мастеров перевоплощений и уплыли в туман. Корабль полный золота и изумрудов, с тануки, которые пели радостные во всё горло, плыл по реке Тама и тануки ждали, когда Будда отнесёт корабль с земли на Небеса.

В третьих, когда стало понятно, что победы не одержать, большинство тануки просто приняли свою новую судьбу. Часть, как я уже говорил раннее, перевоплотились в людей и стали жить под новой личиной, часть осталась в тех крохотных островках дикой природы, что люди оставили в городе. Тем не менее, тануки смиренно приняли свою новую участь, без ненависти в сердце.

От себя, немного лирики (так же со спойлерами)

Одна из финальных сцен растрогала меня больше всего.

Главные герои, понимая, что проиграли и человек всё равно займет это место, решают показать людям, как здесь было раньше и используя свои способности, превращают холмы Тама, застроенные теперь домами и занятые людьми, в те самые холмы Тама, полные лесов и рек, которые когда-то были домом тануки.

Что примечательно, в этой версии, показанной тануки есть и люди, которые тоже жили здесь когда-то, но не в таких масштабах.

Тануки показали людям прошлое, многие даже увидели своих умерших родственников. Даже сами тануки поверили в созданную ими иллюзию, увидев самих себя из прошлого. В слезах побежав к самим себе на встречу, они обнаружили только людей, которые заняли их дом. Тануки осталось только развернуться и убежать.

Эпилог

Даже после того, как я узнал, что фильм снят в студии Гибли, что идея фильма о тануки принадлежит Миядзаки, меня всё равно не покидает ощущение, что фильм совсем не в духе студии.

Хотя режиссер и сценарист — один из основателей студии. Тема, поднимаемая в фильме так же характера для Гибли. Впрочем, ещё два фильма, которые я увидел у Такахаты, тоже кажутся мне не в духе Гибли.

Так что, наверное, дело в Такахате. Удивительно, как у него получилось снять фильмы, которые показывали другую сторону Гибли, многим, уверен, не очень известную. Ибо для многих студия Гибли = Хаяо Миядзаки.

Что касается "Помпоко" — восхитительный фильм, который, в большей степени, рассказывает историю, а не пытается упрекнуть в проблемах экологии. Выводы, как говорится, каждый делает сам.

Помимо очевидной истории об утрате дома, фильм прекрасен и в характерных для студии аспектах — волшебном мире, запоминающихся персонажах и хорошем рисунке.

«Помпоко: Война тануки в период Хэйсей» стал моим любимым фильмом студии Ghibli.

Спасибо, Такахата-сан.

4343
14 комментариев
250 ₽

Комментарий недоступен

1
Ответить

А, то самое аниме про медведей с яйцами...

3
Ответить

эй, да там же защита экологии, спасение тануки...

Ответить

Я человек простой, вижу буквы "Исао Такахата" - ставлю лайк.

1
Ответить

Не знал что Тануки с кем то воевали, думал это просто хрючево :)

Ответить

там всё серьёзно

1
Ответить

Лучший фильм студии гибли.

Ответить