Эволюция моэ-аниме

Понятие и явление «моэ» за последние десятилетия вышло далеко за пределы сообщества любителей современной японской культуры и проникло и в видеоигровую среду в том числе. Однако до сих пор существует недопонимание того, что же моэ значит и откуда это явление взялось, не говоря о предубеждениях. Поэтому я взялся за перевод следующего замечательного видео с канала Anime Everyday, и привожу его ниже.

Раннее я говорил о моэ-аниме, его характеристике и репутации в сообществе. Эти темы всплывали в других видео, и последнее время я занимался исследованием развития стилистики аниме. И поэтому я решил, что будет очень удачно сделать такое видео.

Существует так много превратной информации о моэ-аниме, от чего обсуждения на эту тему становятся репитативными и токсичными. Я бы хотел дать более внятный обзор моэ-аниме в этом тексте, предоставив исторический обзор и выделив основные недопонимания.

Я должен был бы начать подобный текст со слов «давайте сперва дадим определение, так что же такое моэ?». Но как я уже и говорил, моэ — не то, чему можно просто так дать определение. Это слишком широкий термин, и даже предоставление определения не позволит достигнуть большего понимания.

[Определение переводчика по многочисленным просьбам тех, кто впервые слышит слово: моэ — это тренд в современной японской поп-культуре, направленный на создание персонажей, вызывающих эмоциональный отклик и привязанность у аудитории.]

Эволюция моэ-аниме

Более того, исторически «моэ» было многими вещами. Это не собирательный термин, как «боевик» или «триллер», но это термин, изобретённый самими фанатами. Потребность в чём-то, чтобы описать привязанность к форме медиа, настолько уникальна, что для этого потребовалось отдельное слово. Это сравнимо с тем, как сегодня используются слова вроде «деконструкция» или «сакуга», которые адаптировали контекст более широкий, чем их оригинальное определение, и существуют в пузыре внутри сообщества. Эти слова будут значить что-то совсем иное для кого-то без инсайдерских познаний. И я думаю, что этот аспект формы медиа достаточно интересен. «Моэ» выражает привязанность к продукту творчества, связь, которая значит гораздо больше, чем просто получение удовольствия от чего-то, этот термин был создан фанатами, потому что они чувствовали что-то большее, чем удовлетворение от формы медиа; это привязанность, которая распространялась гораздо дальше за рамки двадцатиминутного эфирного времени эпизода сериала, и для этого не существовало слова, которое бы это выражало в достаточной мере. Так появился термин «моэ».

Шоу, которые мы обычно ассоциируем с моэ, тоже имеют длинную родословную, более длинную, чем большинство людей могли бы представить. Это стиль, который берёт своё начало прямо вместе с появлением аниме как медиа, чтобы, развиваясь через десятилетия, принять ту форму, с которой мы знакомы сегодня.

То, что мы будем подразумевать под моэ — две переменные: стиль, который развивался на протяжении многих лет, и то, как с ним взаимодействовали зрители. Эти два ключевых элемента помогут понять нам моэ. Одно из крупнейших недоразумений, которое я вижу — когда люди думают, что моэ-аниме это что-то совершенно новое, тренд, который начался в 2000-х, возник из ниоткуда и стал феноменом за одну ночь. Это похоже на то, как группу музыкантов характеризуют как достигшую феноменального успеха за одну ночь после первого популярного альбома, хоть они до этого неприметно играли на разогреве перед пустыми пабами годами. Подобное недоразумение возникает благодаря тому, что явление моэ никогда особо хорошо не документировалось.

K-On от Kyoto Animation — милые девушки делают милые вещи
K-On от Kyoto Animation — милые девушки делают милые вещи

Если вы посмотрите на рекомендации моэ-аниме или поищите списки онлайн, в них вы найдёте лишь то, что вышло после знаменательных работ Kyoto Animation. Действительно, их вклад в моэ неоценим, и у них действительно удалось создать нечто новое, но стиль, который они использовали, не возник просто так за одну ночь. Они основывали всё в своих сериалах, от дизайна персонажей и до методов передачи сюжета, на работах, вышедших за 20 или 30 лет до них. Давайте найдём моэ так далеко в прошлом, как только сможем, и начнём с того момента.

Первый пример аниме, которому удалось создать такую отдачу, которую мы ныне ассоциируем с моэ, стал «Астробой» Осаму Тэдзуки в 1963. Это была первая аниме-франшиза, сгенерировавшая внешний контент, будь то игрушки, брелоки и прочий мерчендайз. Это очень важно. Любовь к франшизе вышла за рамки простого просмотра серий, людям хотелось больше. «Астробой» стал всеми любимым аниме-персонажем, и стал появляется за пределами своего телесериала. Конечно, это не строго моэ и определённо не идентично более поздним работам, но будет вполне уместным упомянуть это, как первое явление той привязанности, для которой люди впоследствии создали термин «моэ».

И конечно, «Астробой» имел заметное стлистическое влияние на моэ-аниме. Стиль Тэдзуки для того времени был очень уникален, и даже сегодня вы можете видеть, как большинство аниме используют его в качестве шаблона. Большие, выразительные глаза, преувеличенные движения, фокус на волосах и лице, все эти элементы стиля Тэдзуки стали основой для аниме, и моэ-аниме в особенности.

Эволюция моэ-аниме

И всё же определённый аспект моэ не проявлялся до 70-х. Именно в этом десятилетии моэ становится чем-то гораздо более узнаваемым для современного фаната. Тогда начинает развиваться та характеристика, которую так выдерживают современные хиты вроде K-On или Euphonium, эти невинные, женственные образы, которые становятся значительной характеристикой этих шоу, и становятся основой того, почему фанаты развивают настолько сильную привязанность к поджанру. Всё это начинается здесь.

То, что началось, было побочным эффектом демографии. В это время сёдзё-аниме было очень популярно среди женской аудитории, и создавалось исключительно для них. Однако на протяжении 70-х мужчины начали проявлять интерес к сёдзё манге и аниме благодаря привлекательным дизайнам персонажей и сюжетным линиям. Множество фанатов привлекали «милые девушки» в сёдзё-аниме, поскольку в то время подобные архетипы были крайне редки в работах для другой аудитории, в частности в сёнэн-работах. Таким образом появился жанр бисёдзё. Стиль, который лишь предоставляет милых женских персонажей, однако рассчитан как на мужскую, так и на женскую аудиторию. Сейчас такое кажется вполне обычным, но для того времени это было очень значительным шагом.

Мы начинаем наблюдать как это развивается в японской культуре на протяжении 70-х. Одним из первых крупных примеров такого развития был оригинальный сериал Gundam в 1979. Жанр научной фантастики, который ранее никогда не ассоциировался с идеей моэ, теперь содержал в себе нескольких персонажей-женщин, с намерением привлечь мужскую аудиторию. Они не были там в качестве плот-девайсов или романтических интересов, они создавали новый, эмоциональный аспект, который фанаты меха-аниме никогда ранее не имели возможности познать.

Это начало происходить во многих работах в этом десятилетии. Несколько лет спустя это случилось в гораздо большем масштабе в Macross в 1982, где персонажи-женщины стали настолько же важной частью истории, как и мужчины. С тем, как сюжетная линия поп-идола переплеталась с научно-фантастическим шоу, что ранее казалось совершенно немыслимым, Macross и Gundam являлись ярчайшими примерами того, как аниме отличалось от медиа во всём мире, и как моэ обретало реальное влияние.

Аспект моэ в Macross остаётся одним из ключевых за долгие годы существования франшизы
Аспект моэ в Macross остаётся одним из ключевых за долгие годы существования франшизы

Идея моэ начала развиваться взрывообразными темпами в 80-е. Отныне целые сериалы создавались для аудитории бисёдзё. Вводя в ступор многих культурных критиков во всём мире, этот тренд лишь продолжал расти. Весьма интересно наблюдать за развитием жанра по годам. В начале 80-х, в 1983 и 1984 подобные сериалы выходили среди меха-сериалов. Через несколько лет начинаешь замечать, что подобные шоу проявляют всё более постоянное присутствие, сливаясь с другими жанрами, будь то приключения или фэнтези. По числу они начинают равняться с выходящими меха-сериалами. Когда мы добираемся, скажем, до 1986, число таких сериалов практически перерастает число меха, и они выходят во всевозможных стилях. Стоит отметить сериал Kimagure Orange Road, в котором вы, наверное, уже узнаете множество знакомых характеристик — школьный сеттинг, фокус на романтической истории, женские персонажи в главных ролях — это тот тип сериала, который будет взрывообразно обретать популярность в последующие годы.

Kimagure Orange Road
Kimagure Orange Road

Если взглянуть на ранние 90-е, моэ достигло очередного пика популярности благодаря Sailor Moon в 1992. Можете верить, а можете нет, но это шоу имело огромную мужскую аудиторию, и то, что возникло в 80-х как небольшие группы фанатов бисёдзё, ныне являло собой реальную коммерческую силу. К тому же Sailor Moon ждал международный успех, что просто взрывает мне мозг. Я имею ввиду, это было время, когда аниме, как форма медиа, было всё ещё неизвестно для широких масс, и тот факт, что шоу с моэ-характеристиками перепрыгнуло этот культурный барьер и транслировалось по телевизору по всему миру — просто потрясающе.

Sailor Moon
Sailor Moon

Романтические истории тоже продолжат наращивать популярность в 90-х, что на мой взгляд является очень важным, учитывая, насколько эта тема станет популярной впоследствии.

Раннее я говорил о том, что ключевым аспектом моэ является способ взаимодействия людей с медиа. Подобное действительно превалировало в 90-х, и не только для бисёдзё-аниме, но и для всей индустрии. Аниме начало вырастать из ядра сериалов и фильмов и вливалось в каждый возможный рынок. От видеоигр до журналов и фигурок, всё было заражено влиянием аниме, давая индустрии новые потоки жизни. Один взгляд на мерчендайз вокруг телесериала, такого как Evangelion, показывал, что это было монументальным изменением для аниме. Это стало большим рынком для шоу, и добавило дополнительный уровень для его существования. Это было желанием большего, этой расширенной связью с сериалом, которая является неотъемлемой частью моэ. И это идеально совпало с грядущим взрывом моэ-сериалов, что вышли в 2000-х.

Целый магазин, посвящённый исключительно «Еве»
Целый магазин, посвящённый исключительно «Еве»

С этого момента мы говорим о том, что большинство людей характеризирует как моэ-аниме. Моэ начинает доминировать в каждом сезоне и в каждом жанре. От повседневности до научной фантастики, моэ теперь повсюду. И это экономическое влияние из 90-х оказывается очень важным; если взглянуть на наиболее продаваемые blu ray релизы, моэ-сериалы, такие как K-On, Love Live и Харухи Судзумия занимают там своё место среди наиболее продаваемых за всё время. Это эстетика, которая достигла невероятной экономической силы, и следовательно начинает получать свою большую долю пирога. После монументального успеха этих серилов складывается впечатление, что практически каждый стремится воссоздать их. Может уйти весь день на то, чтобы поговорить о них, поскольку их до того много в каждом сезоне, но многие из них просто довольно дешёвые рип-оффы, которые и не стоит смотреть вовсе. В действительности множество продуктов попадают в эту ловушку, и это вероятно одна из главных причин, по которой жанр подвергается такой критике.

Miss Kobayashi's Dragon Maid
Miss Kobayashi's Dragon Maid

Итак, моэ это не то, что просто возникло из ниоткуда и заменило собой другие жанры. Это явление было частью аниме и соответствующей культуры с самого начала. И это то, о чём я практически не слышал разговоров среди других людей.

Развитие бисёдзё-шоу из 70-х и 80-х не останавливается на современном моэ, существует множество шоу, которые не являются традиционно моэ, но имеют общие корни. Сериалы, такие как Aria, имеют элементы «аниме про милых девушек», однако гораздо сильнее связаны с другими жанрами. Мне кажется, что такие сериалы это другой вариант развития жанра моэ, движущийся в ином направлении, нежели классическое моэ. Подобные шоу не имеют массовой популярности мейнстримного моэ, но они обладают таким же уровнем вовлечения от своих фанатов, и в этом аспекте идеально попадают под определение моэ. Однако, на мой взгляд, именно здесь возникают недоразумения — эти шоу попадают под определение моэ, но никогда так не категоризируются, ведь в том случае, если кто-либо захотел бы собрать список моэ-аниме, то сериалы вроде Aria следовало бы тоже в них включить. Но всё же здорово наблюдать за тем, куда может двигаться стиль после стиля Kyoto Animation из ранних 2000-х, который зачастую считают финальной точкой стилистического развития моэ.

Aria
Aria

Я думаю, очень интересно наблюдать за тем, как моэ распространяется сегодня и в другие жанры, как это произошло изначально с Macross и Gundam. Во многом ценность персонажей для рынка является причиной этому, например Code Geass, выходивший в 2006, имел множество различных моэ-персонажей с расчётом на мужскую аудиторию. Этот сериал — научно-фантастическая драма, которая в основном играет на аспектах экшена и научной фантастики; основной аудиторией будут мужчины. Моэ используется, чтобы привлечь бисёдзё-аудиторию, посредством продажи мерчендайза вроде фигурок и постеров. Это яркий пример того, как моэ используется в разнообразных жанрах.

Кроме того, основная эстетика моэ эволюционировала сама по себе. Сериалы про девушек-волшебниц, начиная от Sailor Moon, всегда использовали моэ-характеристики, и в последние годы они являют собой ярчайший визуально-экспериментальный контент, который я когда-либо видел. К примеру, Flip Flappers, отличный пример из недавних шоу, в том смысле, что можно снять целое видео о том, как сериал подходит к моэ, как к жанру и изобразительному инструменту. Создавая с помощью моэ предубеждения о персонажах, чтобы затем разбивать эти предубеждения, этот сериал создаёт действительно интересный нарратив о архетипах персонажей, особенно в жанрах моэ или девочек-волшебниц.

Flip Flappers во всех красках
Flip Flappers во всех красках

Несмотря на богатую историю моэ во многих жанрах и временных периодах, оно до сих пор подвергается осуждению со стороны фанатов аниме и критиков. Не стоит далеко идти, чтобы увидеть токсичное обсуждение о моэ, где либо люди обобщают, называя жанр плохим, либо обобщают, говоря о том, что другие его не понимают. Я думаю, такое происходит от недостатка знаний по теме. Если бы люди знали богатую историю и влияние моэ, они были бы менее склонны иррационально критиковать его. Существует множество предубеждений в сообществе, и я надеюсь, что этот текст поможет их развеять.

66 показов
8.5K8.5K открытий
96 комментариев

Спасибо, очень интересно, но я так и не понял, что такое "МОЭ".

Ответить

Как говорится
моэ — не то, чему можно просто так дать определение. Это слишком широкий термин, и даже предоставление определения не позволит достигнуть большего понимания.

Ответить

А если серьёзно, то это тренд в современной японской поп-культуре, направленный на создание персонажей, вызывающих эмоциональный отклик у аудитории. А это уже целое искусство.

Ответить

Code Geass, выходивший в 2006, имел множество различных моэ-персонажейНо ведь это шоу о терроризме и политике.

Ответить
Ответить

Напомнило

Ответить