Разбор аниме про Маркса и Энгельса

Разбор аниме про Маркса и Энгельса

Сегодня у нас разговор об Аниме про Маркса(!) и Энгельса(!), в русском переводе - "Лидер", 2019 год выпуска. Я как услышал что это существует - решил, что не имею права пропустить. Тут же, правда, всплыли нюансы - производство не японской, а китайской студии, поэтому по факту э то не аниме. Плюс анимация тут скорее 3D, чем рисованная и хоть год выпуска 2019, но “тридэшность” сильно бросается в глаза, по крайней мере поначалу. Заказала выпуск аниме Коммунистическая Партия Китая. Потом ещë и манхву выпустили с ключевыми событиями.

Видеоверсия обзора, кому интересно:

Кстати, я пока искал манхву по этому аниме наткнулся на мангу, которая рассказывает о Марксе - попаданце. Типо Маркс из-за стола в кафе, в котором сидел с Энгельсом попадает фэнтези мир, встречает кучку героев, раскидывает им на пальцах, что они люмпены и им надо не за золото короля бороться с “Тëмным повелителем”, а с несправедливым устройством общества. Там пока всего пара десятков страничек, и рисовка не феноменальная, но во-первых видно, что со знанием дела пишут насколько я могу судить, во-вторых читается легко, с небольшим юморком, чувствуется японский стиль. В общем будет время - найдите почитайте, советую.

Первый вопрос, который нужно задать попадая в другой мир
Первый вопрос, который нужно задать попадая в другой мир

Возвращаемся к китайщине. Сюжет аниме рассказывает о реперных точках биографии Маркса и намечает вектор движения его философской мысли. Если вкратце: Вот Маркс выпускается из гимназии, вот он на балу с Женни, вот он уже в Боннском университете, где он ещë является сподвижником идей Канта, а вот переводится в берлинский где проникается философией Гегеля и присоединяется к младогегельянцам-атеистам. Тут же он оканчивает университет экстерном, защитив диссертацию «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» в Йенском университете. Потом пишет в рейнскую газету, получает известность и проблемы с властями. Разрывает связи с младогегельянцами. Впервые встречается с Энгельсом.

Молодые Маркс (слева) и Энгельс (справа) за работой
Молодые Маркс (слева) и Энгельс (справа) за работой

Потом начинается чехарда с переездами Маркса. Сначала во Францию, где заново знакомится и дружится с Энгельсом, потом переезжает в Брюссель, вместе с семьëй и Энгельсом, где они вдвоëм пишут работу “Немецкая идеология” с критикой младогегельянцев и гегеля. Этот же период Маркс с Энгельсом вступают в Союз справедливых, который переименуют в Союз коммунистов, для которого они вдвоëм и пишут Манифест коммунистической партии в 1847 году. Во время февральской французской революции 1848 года Маркса выслали из Бельгии, он едет во Францию, где окончательно разочаровывается в буржуазной демократии. Там если что в итоге выбранный президент республики совершил переворот и стал новым императором Франции.

Маркс едет обратно в Германию, открывает революционную “новую рейнскую газету”, в редакторах члены союза коммунистов. В итоге он вынужден повторно закрыть рейнскую газету из-за проблем с властью и переехать сначала во Францию, а вскоре после этого в Англию, Энгельс в это время едет в США, это 1949 год.

Последний выпуск Новой Рейнской газеты
Последний выпуск Новой Рейнской газеты

Тут авторы аниме впихнули почти 18 лет работы Маркса в минут 10 экранного времени. Показали его бедственное положение, смерть сына, под крики хозяйки квартиры с требованием выплаты долга за аренду. Упомянули двух других умерших детей. Показали как Маркс ходит в британскую библиотеку для погружения в научные труды. А потом время ускорили и хоп-хоп-хоп и уже в 1867 году выпущен первый том Капитала.

Сразу после этого процитировали некоторые части из этой “Библии рабочего класса”.При цитировании Капитала идëт этакое моушен слайд шоу, которое выполнено в 2D и как по мне выглядит намного интереснее основной тридэшной картинки, но правда это лишь в сравнении.

Из иллюстраций к капиталу
Из иллюстраций к капиталу

В шестой уже серии откатились немного назад, рассказали о создании первого интернационала в 1864, о парижской коммуне, как она появилась. Кстати парижская коммуна это яркий пример классового противостояния. Там же как получилось - Франция воевала с Германией, Французская армия по сути была разбита, но парижские рабочие организовали сопротивление Германской армии, вели оборону города и одновременно создали органы самоуправления, уравняли в правах всех граждан, чиновникам назначили жалование в размер рабочих зарплат, и другие преобразования, которые на тот момент считались приближающими социализм.

Так и что получилось в итоге? Французские правители договорились с Германским правительством и по парижской коммуне ударили не только немцы, но и новая Французская армия. Это показывает, что буржуазные государства могут сколько угодно друг с другом воевать и называть друг друга врагами, главными врагами у них являются пролетарии. И не важно это пролетарии чужих стран или своих, главное это интересы своего класса. Капиталисты это понимают, а вот пролетарии за столетие уже подзабыли.

Разбор аниме про Маркса и Энгельса

Итак парижская коммуна пала 28 мая 1871, просуществовав 72 дня. На фоне этих событий развернулись ожесточëнные споры анархистов и марксистов. В аниме показана только одна сторона, всë выставлено так, что Бакунин, представитель анархистов входящий в интернационал, готовил заговорщицкую группу, за что в итоге и был выгнан из интернационала в 1872 году. Правда там не упомянули, что тогда же откололась часть “антиавторитаристов”, создав свой анархический интернационал, который просуществовал до 1877 года, на год пережив основной первый интернационал.

Да и вообще, Бакунина выставили злодеем каким-то, хотя он злодеем не был. Как по мне у него просто не было понимания диалектики. Что я имею ввиду. Цель у Бакунина и у Маркса была одна и та же - коммунизм. Но видение пути к достижению этой цели у них было разное. Бакунин считал, что нужно немедленное свержение любого правительства, уничтожение института власти как такового и любые компромиссы называл предательством пролетариата. Тогда как Маркс и Энгельс считали что требуется диктатура пролетариата, которая первым делом захватит власть и институты власти, фабрики и заводы, поставив их в служение себе.

Бакунин, разоблачённый Марксом на собрании интернационала
Бакунин, разоблачённый Марксом на собрании интернационала

И вот через усиление такой власти, власти рабочих, государство как инструмент насилия постепенно отомрëт. Ленин потом разовъëт и углубит эту тему в труде “Государство и революция”. Это кажется парадоксальным утверждением “усилим государство для того, чтобы оно отмерло”, но на то у нас есть такой инструмент как диалектический метод. Я не Попов и не Жуков, но опишу это как я сам понимаю.

Во-первых усиливается именно государство с диктатурой пролетариата, прогрессивного класса, а не любое существующее государство, поэтому усиливается прогресс как технологический так и социальный. Во-вторых на определëнном этапе технического прогресса автоматизация доходит до такого уровня, что отмирает сама необходимость продавать свой труд, т.е. отмирает и пролетариат как класс и соответственно другие классы. Происходит переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания и вот это вот всë по законам диалектики.

Цитата из книги Бакунина, для понимания
Цитата из книги Бакунина, для понимания

В общем, наверняка я сказал всë не так, ничего не понял, всë слишком упростил и всë в этом духе. Поэтому поправь меня своим мудрым советом в комментариях.

Так вот по моему мнению Бакунин не понимал диалектический метод и потому считал, что это какое-то введение рабочих в заблуждение и оттягивание наступления коммунизма, мол чë ходить-то вокруг да около, нужно разрубить этот гордиев узел одним ударом и всë. Пункт А - капитализм, пункт Б - коммунизм, всë просто. Но “просто” в реальности не бывает, конечно. Не буду сам уходить в дебри критики анархизма (с моим-то ником), но тема добротная, наверняка к ней вернусь чуть позже.

В последней серии упомянули, что Энгельс собирается писать труд АнтиДюринг, посвятили большую часть времени на отношения Маркса с его женой Женни. Женни умирает в 1881 году, через 15 месяцев умирает дочь, Женни младшая и вскоре в 1883 году умирает и сам Карл Маркс, оставив недописанными 2 и 3 тома капитала. Которые за 11 лет приводит в порядок Энгельс.

Карл и Женни
Карл и Женни

А потом начинается китайская агитка. В ней рассказали, что вот в 1917 произошла революция в России, в 1921 организовалась Коммунистическая партия Китая, и мы, говорят, развили Марксизм-Ленинизм в Маоизм, потом в ДенСяопизм, социализм с Китайской спецификой, тройного представительства, СиЦзиньпинизм. Типо понесëм знамя марксизма и так далее и тому подобное.

По поводу Китая и социализма в нëм я бы хотел сказать, но я дилетант, про историю и развитие Китая мне мало что известно. Единственное, хочется отметить пару моментов, которые через СМИ до меня дошли. (Опять же, если что не так - пишите комменты). Тройное представительство это принцип, принятый в 2001 году, по которому Китай перестаëт быть чисто пролетарским государством и становится общенародным. А это значит что? Правильно, в правительство и партию начали принимать представителей среднего и крупного бизнеса.

Как пример -Джек Ма в коммунистической партии китая.
Как пример -Джек Ма в коммунистической партии китая.

Мне наверняка сразу возразят - “не, ну а чо, в СССР тоже был НЭП”. Только это какраз-таки было в начале строительства государства и в конце двадцатых НЭП начали сворачивать, когда минусы уже начали перекрывать плюсы. А тут НЭП считай с начала 1980х и только усиливается - китайские миллиардеры соревнуются с американскими, кризис перепроизводства в сфере строительства (как минимум), безработица среди молодëжи выше 20% и другие радости капиталистических реалий.

Кстати, в 1961 в СССР на 22м съезде КПСС приняли примерно такой же курс, а потом и поправки в конституции страны в 1977 году, типо мы уже не пролетарское правительство, а общенародное. За что китайские товарищи ещë после 20го съезда начали критиковать КПСС, мол вас же эта дорожка приведëт к контрреволюции и восстановлению капитализма. Что характерно, оказались правы - мы сейчас в этой контрреволюции живëм. Только вот китайские товарищи не сохранили свой социализм и свой 91й у них уже успешно наступил.

Из конституции СССР 1977г
Из конституции СССР 1977г

Ладно, не будем о грустном. Аниме-то получилось хорошим, но не особо зрелищным. Ну то есть совсем. Но вообще я его могу порекомендовать. В нëм отражены основные моменты жизни Маркса, отдалëнно показан контекст жизни в то время в Европе, парой мазков обозначены вехи рабочего движения и, самое главное, озвучивают ключевые цитаты из трудов Маркса. А один раз даже показали как Маркс раскидывает на пальцах про прибавочную стоимость и перепроизводство сыну уволенного рабочего. Да и вообще, Карл Маркс тут показан как человек, а не только как вождь пролетариата, что тоже добавляет граней в его образ тем, кто не знаком с биографией такого выдающегося человека.

В общем. Тем кто плохо знаком с биографией Карла Маркса - однозначно советую посмотреть. Может хоть так проснëтся желание почитать про него и про рабочее движение побольше. Хейтерам социализма тоже советую глянуть, чтоб хоть понимать, что вы ненавидите. И может быть поймëте, что вы на самом деле намного ближе к левым, чем вы думаете.

Не забывайте объединяться. И на этом у меня всë. Любви, добра, пока.

26K26K показов
4.4K4.4K открытий
192 комментария

Переживать по поводу "погибшего" социализма в Китае, мягко говоря, странно, учитывая, что при чистом социализме Мао там происходили всякие "большие скачки" и "культурные революции", и в целом Китай был государством третьего мира - а именно после рыночных реформ Китай стал постепенно становиться богатым, развитым и влиятельным.

Ответить

А это вообще любого полит. строя касается. Ни один строй в своей идеальной форме не работает.
Тот же капитализм сдохнет, если из него убрать соц. аспект.

Так что, с каждым разом всё больше убеждаюсь, что полит. строй вообще по сути не важен, если только ты не маньяк и не хочешь уходить в крайности.

Ответить

Лол, так Бакунин был на 100% прав)
Во всех странах, где наступала "диктатура пролетариата", люди, захватившие власть, не торопились ее возвращать, попутно устраивали террор. Итого, коммунизм/социализм нигде не наступил, а компартии, приходящие к власти, нигде добровольно от нее не отказывались.

Ответить

А если делать как предлагал Бакунин, то людей которые государство распустили в итоге просто перебьют и загонят в новое государство.

Ответить

Бакунин понимал лицемерие Маркса, или какую на самом деле цель он преследовал.

Плеханов хорошо прошёлся по этим социалистам. Ленин у него гиперактивный дурак. А социализм это подмена эксплуатации буржуев на эксплуатацию государства

Ответить

парижской коммуне, как она появиласьВ которой марксисты не имели никакого влияния. Идеологически доминировали прудонисты.
Правда там не упомянули, что тогда же откололась часть “антиавторитаристов”, создав свой анархический интернационал, который просуществовал до 1877 года, на год пережив основной первый интернационалКогда говоришь, что откололась часть, это не совсем правда. Антиавторитаристов в Интернационале было больше, чем марксистов. На 4 конгрессе - за 3 года до раскола - в два раза больше, чем марксистов.
Цель у Бакунина и у Маркса была одна и та же - коммунизмЭто не так, целью Бакунина не являлось построение коммунизма. Бакунин не коммунист.
Бакунин считал, что нужно немедленное свержение любого правительства, уничтожение института власти как такового и любые компромиссы называл предательствомИ при всём этом Бакунин был сторонником федеративной сети самоуправляемых организаций. И много чего ещё интересного.
Тогда как Маркс и Энгельс считали что требуется диктатура пролетариата, которая первым делом захватит власть и институты власти, фабрики и заводы, поставив их в служение себе.Бакунин тоже считал, что не буржуазия должна контролировать производство, а объединение людей. Главный спор Бакунина и Маркса был в том, что путь Маркса приведёт к узурпации власти в рамках государственной "диктатуры пролетариата", где люди будут винтиками в машине государства, вместо отмирания государства. Спойлер: так и вышло. Бакунин был прав.

Аниме - хорошая политическая агитка. Можно посмотреть, но потом лучше что-нибудь почитать. Например, "Золотой век" социализма" Шубина.

Ответить
Ответить