«Оборотни» (1999): охотник побеждает только в тех сказках, которые рассказывают люди

Привет! Это Оля из «Культуры аниме». Сегодня обозреваю тайтл, вышедший на рубеже тысячелетий и в тот момент, когда в Production I.G. все еще работало старое поколение аниматоров.

В этой статье обозреваю только аниме 1999 года. В тексте много спойлеров.

«Оборотни» (оригинальное название — Jin-Roh: The Wolf Brigade) — это аниме 1999 года, снятое режиссёром Хироюки Окиура. Сценаристом выступил Мамору Осии (Призрак в доспехах, 1995).

Одна из революционерок-курьеров. Кадр из аниме, Production I.G.
Одна из революционерок-курьеров. Кадр из аниме, Production I.G.

Это мрачный, философский и политически насыщенный фильм, в котором переплетаются альтернативная история, антиутопия и размышления о человеческой природе.

Содержание статьи

Сюжет

Действие фильма разворачивается в альтернативной послевоенной Японии, где авторитарное правительство использует особое полицейское подразделение — Корпус «Церберов» — для подавления народных восстаний. В этом таймлайне во Второй мировой войне победила Германия, и Япония оказалась под ее влиянием.

«Оборотни» (1999): охотник побеждает только в тех сказках, которые рассказывают люди

Главный герой фильма, Кадзухиро Фусэ, является членом «Церберов». После столкновения с террористами он становится свидетелем того, как молодая девушка-смертница взрывает себя на его глазах. Этот момент оставляет глубокий след в его психике и запускает серию событий, в которых Фусэ начинает сомневаться в себе и в своем месте в обществе.

Центральный конфликт фильма вращается вокруг взаимоотношений между властными структурами и права на насилие, а также вокруг вопроса, как далеко может зайти человек в своей жестокости и подчинении ради выживания.

«Оборотни» (1999): охотник побеждает только в тех сказках, которые рассказывают люди

Название «Оборотни» не совсем точное. Jin-roh переводится как «человек-волк», а «оборотень» все-таки более широкое понятие. Но оно символизирует двойственную природу солдат, которые, подобно оборотням, находятся на грани между человеком и зверем. Оно также служит аллегорией на подавленные инстинкты и жестокость.

Визуальный стиль

«Оборотни» выделяются уникальной анимацией, которая отличается реалистичностью и детализацией. Операторская работа и визуальные метафоры добавляют глубины в сюжет. Мрачные, приглушенные тона подчёркивают атмосферу безысходности и отчуждённости. Фильм насыщен сильными сценами экшена, но они сдержанны и выполнены с акцентом на реализм, что делает каждое столкновение напряжённым.

Кадр из аниме. Production I.G. 
Кадр из аниме. Production I.G. 

Для создания аниме не использовали CG, хотя у Production I.G. на тот момент уже был положительный опыт с «Призраком в доспехах» (1995). Однако режиссер Окиура буквально ненавидел компьютерную анимацию. Поэтому для создания тайтла было отрисовано 80 000+ кадров.

Во многом это было обусловлено ракурсами, которые выбирал режиссер для усиления драматизма. А еще, по словам Окиуры, рисовать вручную было легче и быстрее. Ну, в его понимании.

Отдельного внимания заслуживает дизайн экипировки «Церберов». Он вдохновлен формой солдат СС, что логично, учитывая версию истории, представленную в тайтле. Красные гоглы выглядят особенно устрашающе.

Экипировка «Церберов». Кадр из аниме. Production I.G. 
Экипировка «Церберов». Кадр из аниме. Production I.G. 
Оцените ракурс, выбранный для этой сцены. За счет того, что зритель смотрит на солдата снизу вверх, создается ощущение, что его орудие нависает над нами. Отрывок из аниме. Production I.G.

Также хотелось бы отметить цветовую палитру тайтла. Она приглушенная, а единственным заметным пятном выступают Красные шапочки. На фоне всеобщего депрессивного визуала, даже этот оттенок красного выглядит болезненным.

А вот тут можно почитать архивное интервью ключевого аниматора и дизайнера персонажей тайтла, Тэцуйи Нисио. Внутри много интересных деталей о создании. И еще факт: «Оборотни» стали последним аниме Production I.G., которое было создано с использованием традиционной анимации.

Темы и символизм

Одной из ключевых тем фильма является природа власти и её насильственные методы подавления народных протестов. Кадзухиро Фусэ, как и другие члены подразделения, вынужден балансировать между долгом и человечностью. Поговорим об основных темах, которые поднимаются в тайтле.

#1. Красная шапочка

В фильме часто упоминается аллюзия на сказку о Красной Шапочке, которая выступает в роли метафоры, отсылающей к борьбе между уязвимой невинностью и жестокой реальностью, представляющей общественные структуры.

Иллюстрация французского художника Гюстава Доре к сказке, 1862 год. 
Иллюстрация французского художника Гюстава Доре к сказке, 1862 год. 

Причем версия сказки, которую приводят в аниме, несколько странная. В первой части говорится, что Красную Шапочку держали взаперти, одетой в доспехи. Ей было позволено увидеться с мамой только после того, как она сможет сносить их, протереть в них дыру. Чем героиня и занимается на протяжении нескольких лет.

Откуда взялось условие с доспехами — не ясно. Интернету не известно о такой версии сказки. Возможно, сценаристы сами ее придумали.

При просмотре может сложиться впечатление, что аллюзия слишком уж прямая и бесхитростная. Но стоит помнить о том, что японцы не так хорошо знакомы с европейскими сказками и их контекстом. Так что этим объясняется построение нарратива со сказкой внутри «Оборотней».

Аниме также представляет свою интерпретацию сказки. Хотя антагонист Хэмни верит, что охотник сумеет победить волка, командир Тобэ постоянно предупреждает его, что хищника побеждают только в тех сказках, которые рассказывают люди.

Хэмни и Тобэ. Видно, что дружат. Кадр из аниме, Production I.G.
Хэмни и Тобэ. Видно, что дружат. Кадр из аниме, Production I.G.

#2. Левое протестное движение в Японии в 60-70-х годах

На сюжет и тематику «Оборотней» повлияла история левого движения и студенческих протестов на рубеже 60-70-х годов. И вот казалось бы — аниме 1999 года об альтернативной Японии 50-х годов, при чем тут события 20-летней давности? Дело в том, что Осии, как и многие другие именитые режиссеры и мангаки, относится к этому поколению. Они непосредственно принимали участие в тех забастовках и протестах, будучи студентами. И это не могло не отразиться на их творчестве.

Несмотря на то, что история разворачивается в 1950-е годы в альтернативном мире, где Германия победила во Второй мировой войне, угадываются отсылки к периоду подъёма левого движения.

Противостояние молодежи и государства тогда оказалось очень затяжным. По факту оно началось еще в 60-е, но до кульминации дошло лишь в конце десятилетия.

Подъём новых левых был спровоцирован несколькими причинами: навязывание консьюмеризма японцам, возобновление Договора о взаимном сотрудничестве между США и Японией, который ограничивал страну, и ненависть к наследию японского империализма. Это поколение радикализировало антияпонизм, который ранее уже существовал в стране.

Кадры из начала фильма, где показано столкновение полиции с повстанцами. Production I.G. 
Кадры из начала фильма, где показано столкновение полиции с повстанцами. Production I.G. 

Протестующие даже смогли занять Токийский университет в 1969 году и только жесткие действия полиции помогли отбить его обратно.

Такие меры со стороны государства отпечатались в памяти тогдашней молодежи. Этот опыт они осмысляли и продолжают осмыслять и сегодня. Поэтому в «Оборотнях» так подробно показываются столкновения между протестующими и полицией, а затем и «Церберами».

Кадр из аниме «Оборотни», 1999, Production I.G.
Кадр из аниме «Оборотни», 1999, Production I.G.

#3. Границы человечности

Еще одна важная тема, которая поднимается в тайтле, это проблема человечности. Она почти целиком и полностью раскрывается лишь за счет образа Фусэ и его отношений с Кей.

Фусэ хоть и страдает от смерти террористки, все же остается солдатом, когда это необходимо, и не теряет боевые навыки. При этом он без колебаний убивает Хэнми и его отряд, хотя они такие же люди, как и девочка-подросток, подорвавшая себя. По факту, и она для него такой же враг.

Кадр из аниме, Production I.G.
Кадр из аниме, Production I.G.

Как мне кажется, авторы хотели показать то, что звериная натура Фусэ хоть и пошатнулась, но все же осталась преобладающей в нем. Ведь в конце он предпочел свою борьбу жизни близкого человека.

В финальной сцене хорошо показана внутренняя борьба Фусэ за счет эмоций на его лице. Но при этом нам дают понять, что рука героя не дрогнула, когда он стрелял.

Та самая финальная сцена. Production I.G.

#4. Политический конфликт фильма

Одним из недостатков тайтла называют то, что он не до конца раскрывает, чем закончилась борьба государства и революционеров из «Секты». Это осознанный ход режиссера. Поначалу нам предстает довольно простое в смысловом плане противостояние: старый порядок против нового. Жажда перемен послевоенного времени в условиях авторитарного государства.

Кадр из аниме. Production I.G.
Кадр из аниме. Production I.G.

Однако постепенно фокус зрителя смещают к грызне внутри структур самого государства. Политический конфликт фильма выстроен вокруг двух организаций, которые борются за монополию на насилие. Чиновники и полиция устали от того, что «Церберы» не подчиняются им и расширяют свои полномочия. А последние, в свою очередь, не хотят отказываться от приобретенных полномочий и быть ограниченными законами.

И это работает на то, чтобы фрустрировать зрителя. Нам нет смысла вставать на чью-либо сторону: они одинаково не заботятся об интересах простых людей. Даже Фусэ, несмотря на случай с девочкой и его отношения с Кей, не предстает положительным персонажем.

Церберы не церемонятся с повстанцами
Церберы не церемонятся с повстанцами

Постанцы-революционеры тоже не вызывают сочувствия. Они устраивают теракты, из-за них умирают гражданские, а улицы Токио превратились в поле боя. Хотя здесь есть определенный промах режиссера, так как цели и мотивацию «Секты» до конца не раскрыли.

В итоге единственное, чему мы можем сопереживать — это Япония в целом.

Так получается мрачная политическая драма о том, что время от времени в человеческой истории не остается места героям или идеям, ради которых стоит сражаться.

Музыка

Саундтрек, созданный Хадзимэ Мидзогути, добавляет фильму эмоциональной напряжённости.

Особенно мне нравится композиция Grace Omega. Btw, в первой части женский вокал исполняет Ёко Канно — композитор «Ковбой Бибопа».

А по итогу

Оборотни — это не просто аниме с экшеном и напряжённым сюжетом, а глубокая драма, заставляющая задуматься о человеческой природе, о моральных дилеммах и ценностях.

Тайтл находит баланс между психологическим анализом персонажей и политическим подтекстом. Он может показаться медленным для любителей динамики, но для ценителей философских и политических размышлений это произведение станет находкой.

3232
11
11
5 комментариев

Крутой фильм (не могу назвать его иначе). Помню как году в 2005 где-то прельстился обложкой двд с красноглазиком и не ожидал получить такой мощный опыт. Одно из произведений, которое можно смело советовать каждому.

6
Ответить

Да, плюсую каждому слову. Он вообще очень выбивается даже из когорты аниме 90-х и ранних 00-х

3
Ответить

последним аниме Production I.G., которое было создано с использованием традиционной анимации.

Это не совсем корректное изложение. Правильнее будет сказать, что это последняя лента с аналоговым пост-производством, где все рисунки переводили на целлулоиды, накладывали на фоны и фотографировали на специальных установках с камерой (прикрепил пример).

В следующих лентах на целлулоиды уже ничего не переносили и камерой не фотографировали, рисунки сканировались, конвертировались в диджитал, где в свою очередь осуществлялось всё пост-производство, включая покраску, спецэффекты и композитинг в целом.

Традиционная анимация в контексте японской анимации, это техника, при которой аниматоры создают движения за счёт множества рисунков на плоской поверхности. То, чем занимаются современные 2D-аниматоры, всё ещё можно считать традиционной анимацией. Бумага со временем начала заменяться граф. планшетами, что дало свои преимущества, но глобально методика работы осталась прежней.

Стоит отметить, что даже в современное время некоторая часть аниматоров по-прежнему работает на бумаге. Из известных — Охира Синъя. Более того, в той же Pro IG в прошлогодних вакансиях отмечалось, что большая часть рядовых студийных аниматоров по-прежнему работает на бумаге.

2
Ответить