Hotaru no haka

«Могила светлячков» снята по автобиографической повести Акиюки Носаки. Отец автора погиб при бомбардировке города Кобэ. Сестры умерли от голода и болезней. Вина выжившего подтолкнула Акиюки написать рассказ о гражданской жизни в последние месяцы войны. В 1988 году студия «Гибли» и режиссер Исао Такахата снимают одноименный фильм.

В закладки
Аудио

Тут есть спойлеры, осторожно.

1945 год, Кобэ, Япония. ВВС США проводят стратегические бомбардировки империи. Деревянный район 14-ти летнего Сэйты, маленькой Сэцуко и их матери сгорает в напалме. Мать умирает от ожогов, а дети отправляются жить к тете. Родственница не рада нахлебникам. Она давит на племянников, выживает на улицу. Дети уходят от внешнего мира и поселяются в заброшенном убежище. Сэйта заботится о сестре, ждет победу Японии и возвращение отца с Тихоокеанского флота. С каждым днем еды становится меньше, и жизнь превращается в попытки отсрочить трагедию.

«Могила светлячков» неоднозначное произведение. Нет четкого разделения на хороших и плохих. Мир жесток ко всем одинаково. Для Сэйты тетя — злой несправедливый человек, но у нее свои проблемы и обязательства. Она заботится о дочери и муже, как мальчик о сестре. Они для нее превыше всего. Тетина семья живет по принципу «кто не работает, тот не ест». Мальчик не подчиняется этому правилу и пытается доказать независимость от взрослых. Коробка из-под леденцов — символ прошлого, к которому мальчик хочет вернуться. Он носит ее с собой вплоть до смерти.

Сэйта не может повзрослеть, несмотря на утрату матери и голод. В бомбардировщиках врага он видит временную трудность, ведь «отец отомстит им» и вернется домой. Жизнь наладится, Япония победит в войне. Сэйта не переступает через гордость и не соглашается с позицией тети. Он не ищет работу, отказывается помогать обществу. Мальчик замыкается в собственных проблемах и абстрагируется от внешнего мира. Уход от тети — начало конца.

Погибает мать, отец, Сэцука, а за ней и надежда. Япония сдалась, великий флот уничтожен. Все страдания зря. Самолеты не бомбят города, но жизнь детей это не спасет. Протагонисты обретают счастье только после смерти. Коробка снова наполнена сладостями, а не прахом четырехлетнего ребенка.

Автор рассказа «Могила светлячков» Акиюки Носаки — прототип Сэйты. Поступками мальчика Носаки компенсировал вину перед сестрой.

Я не был добрым, как главный герой. Я хотел жертвовать, но не мог. Я верил, что буду давать пищу сестре, но съедал ее сам. Еда вкусная, когда ее мало. Потом я чувствовал раскаяние.

Акиюки Носаки
Автор рассказа «Могила светлячков»

Носака пришел к выводу: «думаю, нет никого безнадежнее в мире, чем я».

Сэйта — хороший человек. Он терпит боль, лишения, рискует жизнью ради сестры. Сэцуко — воплощение любви. Последнее тёплое пятнышко в его жизни, моральная опора. Со смертью сестры умирает надежда на выживание протагониста.

Hotaru no haka — путешествие сквозь смерти окружения Сэйты к его собственной гибели. Еще счастливые и еще живые, протагонисты приближаются к неминуемому концу. Мир мрак, а они в нем светлячки. Два огонька, которые горят ярко и сгорают быстро. Помимо антивоенной составляющей, это личностное кино. Повесть о взросления и борьбе гордости с разумом. Подчинении и отказе от независимости ради важного и дорогого. «Могила светлячков» — искупление автора перед погибшей сестрой и собой. Сэйта — человек, которым он не смог стать.

Картина доказывает — аниме — не только развлекательный контент. Это диалог со временем. Возможность прикоснуться к трагедии отдельного человека в театре несчастья целого народа. Реквием по детям, которые никогда не вырастут, не заведут семью, не оставят никакой памяти, кроме ржавой коробки в грязи. Мелодия Michio Mamiya холодная, как мрамор вокзала, на котором происходит преступление против жизни. Это потеря будущего для Сэйты и тысячи других детей Второй мировой войны. «Могила светлячков» — память тем, кто не смог ее оставить сам. Кто юн для взрослых проблем, но зрел для смерти.

{ "author_name": "Дмитрий Зубков", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 37, "likes": 101, "favorites": 93, "is_advertisement": false, "subsite_label": "anime", "id": 30939, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 07 Nov 2018 18:37:51 +0300", "is_special": false }
Разработка
20 вакансий для разработчиков
От Gradient, Aloha Browser, «Союзмультфильма» и других компаний.
Объявление на DTF
0
37 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
7

Нельзя было предупредить о критическом спойлере в третьем абзаце?
Для кого написан этот текст? Только для тех, кто уже смотрел?

Ответить
16

Дарт Вейдер - отец Люка.

Ответить
–6

Роман Лесной - дурак.

Ответить
6

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Dyke spies

Ответить
3

Впечатление от хорошего произведения спойлерами не испортить. Исключение, разве что, детективы.

Ответить
0

«Тут есть спойлеры, осторожно.»
Какое из этих слов было непонятно?

Ответить
0

вчера в 19:19

Часами и календарём пользоваться умеете?

Ответить
7

Картина доказывает — жанр аниме — не развлекательный контент для детей.

Аниме - анимация. Анимация бывает разной. Это прописная истина.

А автору я бы советовал еще посмотреть "Босоногий Гэн" - Hadashi no Gen
там и драма, и взросления, и ужасы бомбардировок показаны лучше чем в "могиле"... более реально что-ли.

Ответить
13

В случае со многими, если не со всеми фильмами, которые тесно затрагивают столь сложные и эмоциональные темы, не стоит орудовать понятиями "Лучше/Хуже". Ведь это не машины, нацеленные на качественное соответствие каким-то абстрактным шкалам, а попытка авторов передать зрителю определенный опыт, можно сказать, личные ощущения, чувства.

Ответить
0

Нет. Можно. Как пример приведу сравнение между фильмами "непрощенный" и "последствия". Оба фильма затрагивают трагедию потери семьи. Оба фильма используют один сюжет(событие). Но не смотря на игру нагиева "непрощённый" делает это хуже, показывая лишние детали в виде оставшихся членов семьи, косяков постановки, отсутствия переживания диспетчера и многого другого. Да, художественное произведение можно оценить лучше или хуже. Именно поэтому мы можем отличить донцову от достоевского...

Ответить
6

Не стоит заходить в такие крайности. По-настоящему умелым автор становится в тот момент, когда переходит черту, не позволявшую ему разделить полученный опыт с другими людьми. То, что происходит дальше, уже не требует каких-либо качественных градаций. Так называемые стандарты и вовсе нередко вынуждены уйти на задний план, чтобы набор кадров на экране смог перерасти в нечто личное и особенное.
Можно, конечно, сказать, что всегда есть работы, наиболее значимые для общества. Но мы не должны зацикливаться только на них, ведь едва ли не каждая история обладает своей ценностью.

Ответить
0

Не стоит зацикливаться на опыте и видении. Иначе мы получим один только артхаус. Для художественного произведения важно все в совокупности.
А теперь я поясню суть своего первого комментария. Могила светлячков отличная камерная история! Это аниме про главного героя. Она отлично давит слезу из зрителя, и в текущей жизненной ситуации я даже не хочу ее пересматривать из-за повышенной эмпатии. Оно качественное. Автор передал свой опыт - молодец. Но мир в ней вращается вокруг ГГ.
Гэн же (как персонаж) не является центром вселенной. Он для творца инструмент повествования. Он попадает в ситуации дабы раскрыть их, а не ситуации раскрывают его.
Поэтому драма и общество раскрываются лучше.
А вообще это тема для отдельного лонгрида, и с телефона не очень удобно.

Нельзя дать оценку самому опыту, но можно дать оценку инструментам, которыми этот опыт передаётся.

Ответить
5

Сэйта не может повзрослеть, несмотря на утрату матери и голод. В бомбардировщиках врага он видит временную трудность, ведь «отец отомстит им» и вернется домой. Жизнь наладится, Япония победит в войне. Сэйта не переступает через гордость и не соглашается с позицией тети. Он не ищет работу, отказывается помогать обществу. Мальчик замыкается в собственных проблемах и абстрагируется от внешнего мира. Уход от тети — начало конца

Я считаю что такие произведения должны давать в школах, как противовес всяким "Над пропастью во ржи" и прочим. Так сказать что бы дать альтернативный взгляд на проблему. А то количество инфантильных взрослых во всем мире начинает подзашкаливать.

Ответить
3

К слову, в японских школах такая практика была. Цитата из книги "Введение в японскую анимацию" Иванова: "Фильм делался в расчете на школьные закупки – как часть программы по истории и этическому воспитанию. Графическое совершенство и трагедийный пафос «Могилы светлячков» произвели впечатление и на школьников, и на чиновников".

Ответить
1

Это не достоверный источник, не цитируйте его. Автор там даже в таблицах Поливанова налажал.

Ответить
4

Очень полезный сюжет для стран агрессоров. Много снято/написано где показывают страдания людей стран жертв нападения.
А здесь как бы вот "что может произойти с твоими детьми, пока ты, бравый солдат, пошёл "свою" империю расширять".

Ответить
2

Справедливости ради, Япония и есть страна агрессор. Могли бы про Нанкин снять, но, по понятным причинам, делать они этого не стали.

Ответить
3

Какое-то нереальное совпадение. Только сегодня утром, впервые, посмотрел этот замечательный мультфильм. Интересный текст, вот только нельзя так нещадно спойлерить.

Ответить
2

Спасибо. Насчет спойлеров, они не повредят при просмотре. Аниме начинается с фразы главного героя: «Ночью 21 сентября 1945 года я умер». Это сразу отрезает хороший конец. Далее, мы только приближаемся к гибели всего. Лишают ли спойлеры интриги? Возможно. Но главное в Могиле Светлячков это не интрига, а чувства, которыми оно делится со зрителями. Спойлеры лишают надежды на выживание Сэцуко. Но когда вы смотрели аниме, в глубине души не подозревали, что она умрет? Надеялись, но знали, это — неизбежно.

Признаю, нужно было быть осторожнее со спойлерами и предупредить в начале статьи, но Hotaru no haka — не детектив. Вы все равно должны его пропустить через себя.

Ответить
0

Всмысле не повредят? Да блин весь нахрен фильм строится только ради этого спойлера.

Ответить

Волшебный будильник

3

Так и не пересмотрел эту замечательную картину. Уж очень трудно пересматривать это вновь. Слишком тяжело эмоционально.

Ответить
0

Смотрел в детстве и сильно злился из-за действий гг. Парень просто ничерта не делал, чтобы прокормить себя и свою сестру. Это и в мирное время чревато лишениями и не совсем благоприятными последствиями

Ответить
9

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Сэйта делал, он заботился о сестре и пытался выжить. Проблема в том, что он не смог переступить через себя. Не подчинился тете. Мародерство и воровство — отчаянная попытка найти хоть какую-то пищу. Но да, ему всего 14 лет. В своем возрасте ему легче пойти на риск, чем подчиниться.

Ответить
4

Я когда-то давно читал статью японского автора, который разбирал мотивацию Сэйты и пояснил, почему герой фильма, в отличие от героя книги, умирает в конце истории. Если грубо упрощать, то уйти от тетушки его заставила не гордость, а желание сохранить детство себе и своей сестре. Поэтому происходящее они воспринимают скорее как игру, в которой каждый из них занимает определенную роль. Но, конечно, ход сюжета постепенно рушит их маленький мир. И как итог, происходит смерть Сэйты, ознаменовавшая смерть ребёнка в нём.
Кстати, Исао Такахате не нравилось, что фильм считают антивоенным.

Ответить
1

Надо делать поправку на то что он все-таки школотрон начала 20 века в военное время, плюс японец, в те времена еще крайне отличающиеся от европейца люди.

Ответить

Оборонный щит

–2

"Картина доказывает — жанр аниме — не развлекательный контент для детей."

Жанр, в котором преобладают сериалы для детей и подростков с экшном и фансервисом - не развлекательный? Лучше переделать фразу, а то звучит откровенно глупо.

Ответить
8

Аниме никогда не было "жанром", только форма медиа.

Ответить
0

Аниме отдел пожалуйста.

Ответить
0

повести

Реально там рассказ на 2 страницы

Ну блин, как вы задрали то книгой, то повестью его называть.

Ответить
0

В свое время аниме сильно впечатлило. Причем не сюжетом, а визуальным оформлением. Некоторые кадры прям въелись в подкорку.

Ответить
0

Очень депрессивная вещь, наравне с "Дорогой" с Виго Мортенсеном. Каждый раз начинаю и бросаю через 30-40 минут. Каждый кадр давит

Ответить

Комментарий удален

Прямой эфир

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }