Меня сбил грузовик, и я переродился грузовиком в другом мире: главные проблемы жанра «исекай»

Критикуем (но иногда хвалим) исекаи и выбираем лучший. Опрос в конце.

Меня сбил грузовик, и я переродился грузовиком в другом мире: главные проблемы жанра «исекай»

Интро

В бесконечной череде аниме мне часто попадаются исекаи. Оно понятно — жанр мегапопулярный из-за ЦА, на которую ориентирован, и дает волю фантазии с точки зрения сценарных и визуальных возможностей. Но жанр этот не без проблем, о которых захотелось поговорить. На примере самых популярных его представителей.

Сразу оговорюсь:

— У меня нет задачи рассказать про сам жанр и его историю. Для этого можно почитать эту статью на DTF.

— Пишу «исЕкай», через Е. Ну потому что так удобнее.

— Фрирен лучше Соло левелинга. Просто чтобы быть в трендах.

Проблема №1: однотипные сюжеты

Исекай, несмотря на свои возможности, — жанр, которому сложно вырваться за пределы самого себя. В нем изначально заложена определенная логика повествования: герой из нашего мира, часто несчастный/непонятый/болезный, умирает или другим способом попадает в фэнтезийный мир. Там он окунается с головой в приключения и проходит заново становление своей личности через преодоление проблем и познание своего Я. Это хороший прием, но и одна из главных проблем жанра.

Первая серия дефолтного исекая би лайк.
Первая серия дефолтного исекая би лайк.

Когда ты садишься за очередной исекай, то понимаешь, что именно по такой логике и будет развиваться сюжет. Главный герой сейчас попадет в иной мир, начнет с нуля постигать правила этого мира, находить друзей, зачищать подземелья, вступать в гильдии, побеждать злодеев и т.д. Героя наверняка окружит толпа красоток, каждую из которых он спасет от монстра, и все вместе они отправятся в путешествие без конца и края.

Редко в исекаях мы получаем интересные решения именно с точки зрения развития сюжета. Из хороших исключений — «Перерождение дяди». В нем «переродившийся» герой возвращается обратно в реальный мир, где применяет знания, полученные в ином мире. То есть авторы ломают типичную логику исекаев, рассказывая как могут жить герои, которые, обучившись магии и строя гаремы в другом мире, возвращаются и пытаются выжить в нашем, обычном мире.

Так, в «Дяде» мы видим обратный процесс: герою, который вернулся спустя много лет из иного мира, приходится осваиваться в реальном мире. Например, узнать, что такое интернет.
Так, в «Дяде» мы видим обратный процесс: герою, который вернулся спустя много лет из иного мира, приходится осваиваться в реальном мире. Например, узнать, что такое интернет.

Также необычное перерождение мы видим в «Военной хронике маленькой девочки», где обычный клерк после смерти оказывается не в мире меча и магии, а на передовой альтернативной Первой/Второй мировой войны. Там герою приходится набивать скиллы не в компании пышногрудых красоток и разбивать орды очередных монстров, а брать под управление небольшой взвод и пытаться побеждать в тяжелейших сражениях.

Re:Zero, кстати, тоже неплох сюжетно, хотя временами и наводит скуку бесконечными разговорами ни о чем и в целом очень медленным повествованием.

Однако же в общей своей массе сюжеты исекаев — это переваривание одних и тех же историй, только в разной оболочке. Из-за слабых и вторичных сюжетов исекаи можно сравнить с гача-играми для мобилок, где ты скипаешь диалоги и ставишь сражения на автобой, лишь бы побыстрее скакнуть к ачивкам и рекрутингу новых героев.

Проблема №2: читерские главные герои

Неизбежная часть проблем в сюжетах в исекаях — главный герой, который с полтычка разваливает врагов. Имбовость в исекаях служит главным двигателем приключений главного героя — она дает ему хорошие стартовые позиции, позволяя сходу привлекать на свою сторону союзников и забивать врагов. А еще обретение невероятной силы главным героем показывает его потенциал, который тот не смог реализовать в реальном мире.

Почти всегда главный герой в исекае — неудачник, которому не повезло по жизни. Но, попав в новый мир, он получает силу и спасает мир. То есть в исекаях в центр личной трагедии героя закладывают не самого персонажа, а его среду. Среда не дала реализоваться герою в обычной жизни, а в новом мире, при должных «хороших стартовых характеристиках», герой доказывает, что может покорять вершины.

Часто в исекаях, чтобы подчеркнуть, что герой начинает все с самых низов в новом мире, он становится ребенком, а иногда даже слаймом. 

Но с точки зрения драмы это большой недостаток исекаев. Зрителю, который следит за похождениями героя в новом мире, интересна именно драма нового мира. А в нем нет никакой драмы — герой со скиллом-геймчейнджером буквально с первой серии раздает люлей всем. Более того, природа этой силы чаще всего — божественная, то есть герой приобретает ее не за выдающиеся черты характера или за прогресс, а как бы за сам факт перерождения.

Некоторые герои развиваются по принципу рпг — через деревья скиллов и прокачку. Но прогресс идет очень быстро, и буквально через несколько серий персонаж достигает высших уровней.
Некоторые герои развиваются по принципу рпг — через деревья скиллов и прокачку. Но прогресс идет очень быстро, и буквально через несколько серий персонаж достигает высших уровней.

Из-за того, что главные герои исекаев обладают невероятными способностями, у них нет причин расти и развиваться как личностям, ведь все им достается практически просто так. Главные герои в «Оверлорде», «Слизи», «Арифуэте», «Марше смерти», «Осторожном герое» и других подобных исекаях получают какое-никакое развитие, но следить за этим в какой-то момент становится неинтересно.

Хорошее исключение — Таня из «Военной хроники». Несмотря на довольно читерские скиллы, наблюдать за тем, как она их применяет, — одно удовольствие, поскольку в сражениях отлично прописана динамика, а героиня в них прокачивается не как в исекаях-РПГ (набивая экспу), а за счет интеллектуальных способностей и учась на своих ошибках.

Не воспринимается читером Рудеус из «Реинкарнации безработного» — нам показывают историю взросления героя, который делает ошибки и постоянно учится, а потому его успехи кажутся обоснованными. 

Немного особняком стоит и Субару из Re:Zero. Его скилл возрождения после смерти хоть и можно считать читерским, но им невозможно пользоваться как «мечом тысячи истин». Поэтому герой вынужден быть изобретательным и полагаться все же больше на себя, чем на свое умение. Это позволяет ему развивать другие способности в себе и главное — развиваться как личности.

Проблема №3: пресные протагонисты

Но слабы как персонажи не только главные герои, а в целом почти все протагонисты исекаев. Грубо их можно разделить на две части: влюбленыши в главного героя и обычные статисты.

Часто вокруг героев собирается гарем из девочек (иногда с примесью одного-двух мальчиков, похожих на девочек), которые являются простым любовным придатком к персонажу (про гаремы мы попозже поговорим отдельно). Почти всегда в исекаях такие персонажи — «девы в беде», которых спасает главный герой. Проходит всего несколько серий и «девы» уже начинают любить его, обещая преданность до конца своих дней.

Причем понять, за что влюбленыши так любят главных героев, порой очень тяжело — любовные линии буквально высасываются из пальца. 

У части таких влюбленышей есть свои истории, иногда даже трагичные, но на фоне главного героя эти персонажи всегда выглядят откровенно слабыми, потому что находятся в зависимом от него положении. Они могут испытывать эмоции, раскрываться с разных сторон, но без главного героя под боком они не являются самодостаточными и самостоятельными персонажами.

Из неплохих примеров — Рем и Эмилия из Re:Zero, и Сильфи из «Реинкарнации безработного». Сами персонажи пусть и карикатурные влюбленыши в главного героя, их истории интересные и наполнены эмоциями. Единственная проблема — чрезмерно сильная любовь к главному герою, из-за которой они готовы терпеть любые его выходки (например — полигамию).

Также неплохая драма у истории Рафталии из «Щита». Благодаря этому она приобретает черты характера, которые в свою очередь помогают раскрывать главного героя.

Что же касается статистов, то это группа персонажей, которые имеют какой-то вес для сюжета, но вся их роль сводится к наблюдению за успехом главного героя. Зачастую это какие-то великие герои, правители, добродушные простаки и прочие люди (и не только), которые со временем проникаются уважением к главному герою, таким образом заставляя зрителей верить в его развитие. У них тоже могут быть какие-то истории и драмы, они умирают, влюбляются и тд, но по-настоящему интересных таких историй единицы.

Пример хорошего раскрытия второстепенных персонажей — Петельгейзе из Re:Zero. Личная трагедия, приведшая к кардинальной трансформации личности и сильное влияние на события.

Все остальные протагонисты исекаев запоминаются и тем меньше, поскольку они просто не нужны сюжету. Исекаи и так переполнены персонажами, которые объединяются вокруг главного героя, что на хорошее раскрытие остальных как будто бы просто не хватает времени.

Проблема №4: скучные и слабые антагонисты и злодеи

Но если найти несколько интересных протагонистов в исекаях можно, то с антагонистами и злодеями дела обстоят хуже. Одна из причин — антагонисты в исекаях чаще всего служат не конечным боссом в противостоянии добра со злом, а трамплинами для героев в их взрослении или обретении силы.

Иногда злодеи — это и есть главные герои, но они, скорее, плохиши, которые выступают против правил. По-настоящему плохих вещей они не творят. 

Неразумные демоны и монстры, злодеи без мотивации (кроме мотивации делать зло во имя зла) нужны лишь для того, чтобы герои, побеждая их, качали скиллы и постигали мир. Глобально это проблема не только исекаев, сколько аниме в целом — часто герои противостоят довольно безликим злодеям без нормальной мотивации, которые не вызывают никаких эмоций у зрителя.

Потому в исекаях (да и в аниме в целом) герои сражаются с минибоссами на пути каким-то боссам побольше, но непонятно, с каким вселенским злом они борются и борются ли вообще. А если это вселенское зло и есть, то оно представлено каким-то бездушным «повелителем драконов», «великим божеством» и т.д. — то есть очередным боссом, у которого лишь одна цель — стать челленджем для главного героя.

Неплохой пример антагонистов — Малти из «Щита» и все те, кто стоял на ее стороне. Жестокие, коварные, нарциссичные — хороший злодейский коктейль.
Неплохой пример антагонистов — Малти из «Щита» и все те, кто стоял на ее стороне. Жестокие, коварные, нарциссичные — хороший злодейский коктейль.

И тут снова хочется выделить «Военную хронику». В аниме не столько интересен главный злодей (некое Существо Х), сколько антагонист в лице Мэри Сью. За ее действиями кроется мотивация, а сам персонаж здорово противопоставлен главной героине (которая, кстати, тоже отчасти может восприниматься, как злодейка). За их баталиями реально интересно наблюдать, в том числе и на эмоциональном уровне.

Хороший злодей = противоречивый злодей. Действительно ли Мэри можно назвать злодейкой? Ведь ей движет вполне свойственные обычным людям мотивы.

Неплохие антагонисты Культа Ведьмы из Re:Zero — авторы здорово проработали их безумие и наплевательское отношение к человеческим жизням. У каждого из них, как это обычно бывает, прописана трагичная история, которая сформировала из них злодеев, но покоряет тут, скорее, не это, а та степень безумия, до которой они доведены.

Ну и злодеи эти сильно отличаются друг от друга, хоть и объединены общими чертами.
Ну и злодеи эти сильно отличаются друг от друга, хоть и объединены общими чертами.

Проблема №5: однообразные миры

И снова вернемся к ворлдбилдингу. В 99% случаев исекай — это фэнтезийный мир с магией и данжами, который живет по канонам RPG и DnD. Исключений очень мало — «Военная хроника», где местом действия стала альтернативная Европа в манапанковом сеттинге, и отчасти No Game No Life, которая закидывает героев в мир кислотно-цветастой компьютерной игры.

В NGNL мир хоть и отдает фэнтези, но это лишь сеттинг, сам же он устроен, как натурально компьютерная игра, что делает его немного интереснее.  

В остальном устройство миров из тайтла в тайтл повторяет себя: средневековые города с замками, рынками и гильдиями, на которые в какой-то момент кто-то нападает, зачистка данжей, путешествия на каретах от города в город, стычки с монстрами в лесу и тд и тп (сколько исекаев с подобными элементами вспомнили?)

Да, фэнтезийный сеттинг, наверное, лучше всего показывает разрыв между реальным миром и тем, куда попадает герой. Но спустя годы в жанре практически не произошло никакого развития в этом направлении, и большинство новых исекаев продолжает выходить в одном и том же сеттинге, повторяя одни и те же приемы и реализуя одни и те же механики мира.

Довольно симпатично выглядит мир «Восхождение в тени» — за счет нуара и соединения современного сеттинга и фэнтези.

Бросая главного героя в очередной фэнтезийный мир, авторы исекаев сходу сильно ограничивают вариативность происходящего. Сегодня уже сложно представить себе исекай, который начинался бы со слов «меня сбил грузовик, и я стал постигать 999 уровень паладина, борясь с монстрами в подземельях» и который бы при этом было интересно смотреть, потому что он давал бы что-то новое жанру.

Конечно, это не значит, что любой фэнтезийный исекай плох только потому, что он фэнтезийный. Или чтобы стать хорошим исекаем, ему изначально не надо быть в сеттинге фэнтези. Но чисто статистически абсолютное большинство исекаев — фэнтези, и абсолютное большинство из них наводнены проблемами, свойственными этому жанру.

Проблема №6: гаремы

Ну и какой исекай без гарема? Наряду с фэнтезийностью и читерскими скиллами главного героя гаремы в исекаях появились по двум причинам: усилить различие между двумя мирами и как фансервис для ЦА. Сексуализированные исекаи, где вокруг героя воркуют девушки всех возможных и невозможных архетипов, очевидно, вызывают больший интерес у аудитории (понятное дело, по большей части — мужской). Но жанру это давно перестало идти на пользу.

На любой вкус, как говорится. Только лолей не хватает. Недоработали.
На любой вкус, как говорится. Только лолей не хватает. Недоработали.

Абсолютное большинство исекаев изобилует гаремами. И если, например, в «Коносубе» гаремность высмеивается (там протагонистки — не идеальные пустышки, а персонажи с кучей недостатков, как бы противопоставляющие себя вылизанным вайфу из аниме), то в более классических тайтлах (Re:Zero, Overlord, «Арифуэта», «Марш смерти» и другие) серьезность гаремов в какой-то момент начинает раздражать.

И речь тут не о ханжестве, а о том, что прописаны романсы в большинстве исекаев очень топорно. Все любят одного, но почему — просто потому что он главный герой. 
И речь тут не о ханжестве, а о том, что прописаны романсы в большинстве исекаев очень топорно. Все любят одного, но почему — просто потому что он главный герой. 

Все девочки (про мальчиков не забываем) влюбляются в героя, готовы жизнь за него отдать, в то время, как герой ничего из себя не представляет. Чаще всего это любовь той самой «спасенной девы» к рыцарю-спасителю — романтично, но всегда притянуто и из раза в раз начинает надоедать.

Гарем, с другой стороны, еще и добавляет героям читерства и богоизбранности, так как чаще всего девы на них вешаются as it is, а не за какие-либо великие поступки. Аналогично «принципу Смурфетты» (только наоборот, когда в центре — мужчина, а не женщина), главный герой становится центром мира женских персонажей только потому, что он единственный представитель другого пола (ну или как минимум единственный представитель, подходящий под роль того самого спасителя) в их орбите внимания.

Нередко в героя влюбляются девушки, которые раньше не состояли в отношениях либо подвергались насилию или другим формам абьюза — то есть эмоционально либо несостоявшиеся, либо надломленные. Для них достаточно увидеть человека, который первым к ним стал относиться чуть лучше, чем никак, чтобы сразу влюбиться в него.

Вспомнить героиню исекая, влюбленного в гг, будучи ментально зрелой, довольно сложно. Если такие и есть, то у них, как у Альбедо, например, присутствует практическая маниакальная привязанность.   

В качестве исключения можно отметить «Реинкарнацию безработного». Да, в героя влюбляются все кто попало, но, поскольку герой проходит довольно длинный этап взросления, смена любовных интересов кажется логичной. Да и девушек пытаются раскрыть чуть более продуманно, если сравнивать с другими представителям жанра. Правда, для героев там все это в итоге скатывается в натуральный гарем с многоженством.

Проблема №7: самоирония уже не спасает

Ответом на повторяющиеся сюжеты и ворлдбилдинг, гаремы, читерство персонажей и многие другие проблемы исекаев стала самоирония. Все чаще стали появляться тайтлы, которые иронизируют над жанром: шутят над грузовик-куном, влюбленностями женских персонажей, гриндом ради экспы и т.д.

«Коносуба», возможно, не первый исекай, который высмеивает жанр, но точно самый успешный. Авторы иронизируют над героями, миром и его устройством и делают это довольно остроумно. На выходе первого сезона тайтл воспринимался как глоток свежего воздуха, хоть и не лишенный недостатков (слабенький сюжет и повторяющиеся гэги).

Но со временем и это перестает работать — спин-офф про Мэгумин местами забавный, но без особых открытий, а основная история начинает уходить в самоповторы.

Из последних хороших самоироничных исекаев — «Перерождение дяди», «Осторожный герой» и «Дисквалифицирован по жизни». Их всех объединяет высмеивание механик исекайных миров и самих героев, но работает это только в первых сериях. Далее эти тайтлы тоже начинают повторять себя, пытаясь выехать на одних и тех же шутках.

Но исекаи с самоиронией хотя бы весело смотреть, потому что от них ничего особо не ждешь — ни драмы, ни раскрытия персонажей, ни сюжета. Хотя смотреть 12 или 24 серии довольно однотипного юмора тоже становится тяжело.

Создать исекай, который будет просто высмеивать жанр, сегодня уже недостаточно. Историям не хватает хорошего сюжета и желания дать зрителю чего-то нового, кроме шуток над жанром. Особенно если эти шутки уже повторяются. Как пример — в «Дисквалифицированном» герой в нашем мире погибает от грузовика, что подано в стиле «ха-ха, прямо как в классических исекаях», но даже этот рофл уже вторичен (поскольку обыгран как минимум в той же «Коносубе»).

В качестве заключения

Исекай как жанр — исключителен, и я благодарен тому, что он в принципе существует. Но как и, наверное, у любого другого жанра, у него есть проблемы, о которых хочется говорить. С хорошим сюжетом, глубокими персонажами, продуманным и развивающимся миром и злодеями с четко прописанной интересной мотивацией у исекаев есть все шансы на успех. Но из

Из всех тайтлов, что довелось посмотреть мне, с нетерпением я жду продолжения только «Военной хроники» и отчасти, возможно, Re:Zero. Именно эти два аниме стараются дать жанру что-то новое. Иногда в списки исекаев заносят Sonny Boy (абсолютно гениальное и превосходное аниме, кстати говоря), но как мне кажется, оно сильно выбивается за пределы жанра.

А так, ждем еще продолжение «Коносубы», там хотя бы гарантированно можно расслабиться и насладиться в целом неплохим юмором.

Список полностью вышедших хотя бы одним сезоном аниме, на основе которых строились выводы. Если вдруг я пропустил какой-то скрытый гем в этом жанре, пишите в комментах — ознакомимся.

«Реинкарнация безработного», Re:Zero, «Коносуба», «О моем перерождении в слизь», «Восхождение в тени», «Военная хроника маленькой девочки», «Нет игры — нет жизни», Overlord, «Восхождение героя щита», «Перерождение дяди», «О моем перерождении в меч», «Осторожный герой», «Дисквалифицирован по жизни», «Арифуэта», «Марш смерти под рапсодию параллельного мира», Sword Art Online.

И давайте проголосуем за лучшего представителя жанра:

Лучший исекай
«Коносуба»
«Реинкарнация безработного»
Re:Zero
«О моем перерождении в слизь»
«Восхождение в тени»
«Военная хроника маленькой девочки»
Sword Art Online
Overlord
No Game No Life
Другое (укажу в комментах)
75
43
12
2
1
1
1
159 комментариев