Манга: Dragon Head

Пугающая фантастическая история, которая может произойти с каждым из вас. И это очень страшно.

Внимание, в тексте присутствуют спойлеры!

Довольно часто мы читаем комиксы, мангу, смотрим фильмы и играем в игры, чтобы предаться некоей форме эскапизма. Пусть и то куда мы сбегаем - это недобрый, пугающий мир, где всё плохо, и лично нам там бы не продержать и секунды. Но многие, даже развлекательные, произведения невозможно использовать для побега от реальности. Потому что они сами по себе почти как реальность.

Я расскажу вам про мангу “Dragon Head” (я, пожалуй, не буду переводить название). Не то чтобы она особо сильно выделялась на фоне других представителей жанра, как в манге, так и вообще по всему миру, но есть в ней что-то, что не даёт просто так прочитать и забыть её. Но, по порядку.

Манга: Dragon Head

Сверхскоростной поезд, в котором едут наши главные герои, терпит аварию посреди подземного туннеля. Причиной тому было чудовищное землетрясение. Все пассажиры, кроме трёх подростков мертвы. Что произошло в мире? Как выбраться из туннеля? А после того как выберешься - что делать? Такие вопросы становятся перед протагонистами. Их двое - парень Теру Аоки и девушка Ако Сето. Третий выживший подросток станет антагонистом на первую арку.

Многие из вас скептично хмыкнут, ожидая, что дальше пойдёт речь о том, как скрытый гений подростков выплеснется наружу, и хитроумными способами они будут выживать like it never been done before. Что на Японию было совершено очередное нападение какодемонов из ада, а Теру откроет суперспособности, унаследованные от отца-пастора иезуитского отдела синагоги, и будет их крушить.

Но нет.

Ничего, вообще ничего такого здесь не будет.

По началу, автор (Минетаро Мочизуки) водит нас за нос, подсовывая на бритве Оккамы догадки, что, мол, может и вправду всё это происки демонов али пришельцев. Ну вон же, третий выживший малец разговаривает с тьмой, слышит голоса и видит всякое. Но чем дальше ты уходишь в сюжет, то тем явственней чувствуешь, как с твоих мыслей, как шкурки с луковицы отваливается вся эта сёнен-несуразица. И ответ на всё это прост. И чудовищно реален. До такой степени, что прямо становится радостно, что ты живёшь не в Японии.

Главный вопрос в том, нарочно ли было создано это разрушение ожиданий? Или просто читатель уже настолько привык к стандартному сюжету, что сам себе всё придумал. Но если брать в расчёт “нарочность”, то мангака идёт дальше простого слома сюжетной линии. Сёнен-шелуха отметается почти на всех этапах.

Всё что происходит в манге, всё это предельно реалистично. Нет, конечно, в угоду сюжета нас ждут некоторые допущения, как например везучесть главных героев, которые умудряются выжить в самых сложных ситуациях. Но даже эта везучесть, она просто… везучесть. Они просто смогли выжить, а не сделали это пафосно превозмогая. Да, здесь есть и моменты, когда хрупкая девушка Ако находит в себе силы сражаться и идти дальше, вместо трусливого бегства. Но и это сделано обыденно, реалистично.

Главные герои, да и вообще все персонажи, простые люди. Именно так бы они себя и вели в подобной ситуации. Они бы боялись, сходили с ума и принимали благородные (или не благородные) решения именно так, как и в этой манге. Но всё это не выглядит скучно. Всё это выглядит страшно.

Хочу отдельно отметить, что даже несмотря на жанр “выживача” мангака не скатывается в кровожадную резню. Здесь нету привычных читателю постоянных смертей второстепенных персонажей для нагнетания драмы и атмосферы. Сюжет здесь и так, сам по себе нагнетается. Всё-таки загадка о том, что же на самом деле произошло в мире, давлеет над героями и читателями достаточно сильно.

Один из лейтмотивов манги - это происхождение и влияние страха на человеческую жизнь. Что ты будешь делать, когда наступит самый настоящий апокалипсис - будешь поклоняться придуманным богам? Совершишь массовое самоубийство со всей деревней? Превратишься в отъявленного эгоиста? Или будешь безвозмездно помогать незнакомым людям? А может, ты вообще не изменишься? Безусловно, я понимаю, что подобные вопросы поднимаются во многих и многих произведениях, в тех же “Ходячих” (наверное… не знаю... не читал. Подставьте пример сами). Но здесь ответы выглядят как-то наиболее правдоподобно. Всему происходящему веришь.

К сожалению копание автора в природе страха и в том, что он делает с людьми, в конце концов подкладывает ему же свинью. Все вышеописанные плюсы и реалистичность сюжета и поведения героев постепенно сходят на нет в финальной четверти манги. Ну, может не четверти, а ещё меньше, но всё же. Вся прекрасная концепция настоящих подростков выживающих в настоящей катастрофе летит в тартарары. Вводятся какие-то лоботомированные парни, какой-то мужик, который с клишированным мангашным пафосом начинает затирать что-то про значение страха в жизни человека. И вся магия пропадает. Это уже не реальная история про реальных людей, а такое психоделичненькое нечто, с твистами и загадочными фразами. Проблема в том, что вся эта линия здесь была вообще не нужна, и никакой сюжетной роли она, по сути, не играет. Лишь удлиняет повествование и портит слаженную картину. Да в общем и концовка сама по себе выходит очень смазанная. Не хватает финального аккорда. И я не говорю про жирные точки в романтических отношениях главных героев (которых тут фактически нет), не про реальное объяснение того, что же тут на самом деле произошло, даже не про какой-то там луч надежды, который так и не блеснул. Нет, просто чего-то ещё не хватает.

Рисунок вполне подходит выбранному наративу и сюжету манги. Лично мне он не особенно импонирует, но в то же время, никак по другому это нарисовано быть не могло. Серые пейзажи, множество одинаковых кадров с пустынными коридорами и засыпанными пеплом полями. И люди нарисованы с некоей долей реализма. Герои некрасивые люди, не секси-тянки и бисёнен-куны. Рисунку несказанно идёт быть черно-белым. Мне кажется, что если бы манга была цветными комиксами, то “Dragon Head” всё равно остался бы черно-белым.

В конечном итоге, “Dragon Head” - тяжелая и мрачная вещь, в некоторой мере даже пугающая, прекрасно начинающаяся, отлично продолжающаяся и не очень хорошо заканчивающаяся. Тем не менее опыт, который она даёт - бесценен, и я бы рекомендовал вам с ней ознакомиться. Но на самом деле, это то, что называется hit or miss. Меня хитнуло, многих знакомых мисснуло.

P.S. Материал был мной написан и опубликован ранее на другом ресурсе, но почему бы и не перевыложить его сюда.

7878
21 комментарий

Очень заинтересовало, почитаю. К сожалению согласен, что японцы практически НИКОГДА не могут дотянуть свои блетящие идеи до конца. Это какое-то проклятье их мангак : столько вещей начинаются настолько круто, имеют огромный потенциал и кажется, на первый взгляд, мега продуманными до самого конца...но нет, в 90% случаев это будет слив. У меня создалось четкое ощущение, что практически никто из японских авторов вообще не продумывает произведение до конца, хотя бы примерно. Они работают только на уровне концепта, а что будет дальше даже не задумываются, словно просто не верят, что собственное произведение вообще когда-то будет завершено.

15
Ответить

мне кажется здесь больше решает тот факт, что манге нужны хорошие продажи, отчего издателю ну и мангаке тоже нужно смотреть на реакцию читателей и опираться на то, какие твисты им заходят а какие нет, отчего эта идентичность и теряется.

4
Ответить

Парочку названий, плез. Хочу почитать что-нибудь интересное, но во всех топах одни наруты и ванписы

1
Ответить

Даже в Dorohedoro концовка немного разочаровывает. Немного.

1
Ответить

А так и есть. Крутость начала и слив впоследствии как раз происходит из-за того, что автор и сам не знает, во что выльется его работа и не занимается продумыванием концепции целиком. В этом нет смысла, так как многие работы закрываются после выхода первых томов. Поэтому авторы сначала накидают кучу всяких зацепок, развесят десяток ружей, а потом думают, как из этого всего выкручиваться, если серия вдруг взяла и взлетела.

1
Ответить

Да, соглашусь. Манга бывает либо дико длинная и размазанная, либо всё тяп-ляп быстрей-быстрей заканчивай, редактор сказал "руби!".
Но бывают и исключения. А бывают и вообще перерождения, когда из-за того что манга длинная она полностью меняет жанр. Например, "Hitman: Reborn!" - из отвратительного нечто с жопно-сортирным юмором постепенно превращается в очень неплохой сенен с крутыми боями и, даже, с парочкой смертей (если я правильно помню).

Ответить

*ЛЁГКИЕ СПОЙЛЕРЫ*Ухх,я только пришёл с концовки,это очень странно.С одной стороны концовку нельзя назвать открытой,но с другой стороны создаётся ощущение,что мангака хотел написать 90 главу,в которой он пришёл бы к выводам,но нет,в 89 он упорно повторяет одни и те же мотивы,про которые говорилось уже последние 5 глав.Но в любом случае спасибо автору за рекомендацию,сам бы я скорее всего не наткнулся на это произведение. (а мангака похоже дико прётся с брендового шмотья:)

2
Ответить