Shirobako, или коробка с двойным дном

Shirobako, или коробка с двойным дном

Около обзор, направленный указать Вам на неочевидный, но в то же время лежащий на поверхности посыл авторов.

Аниме-сериал «Shirobako», вышедший в период с 2014 по 2015 год, затрагивает много интересных тем, связанных с творческими процессами. Но я бы выделил одну, можно даже сказать, весьма актуальную в наше время. Тайтл почти полностью фокусируется на молодых женщинах, которые работают за кулисами некой аниме студии, и сталкиваются с различными проблемами, в том числе из-за их половой принадлежности. И вот парочка моих мыслей, которыми хочется поделиться по этому поводу.

То, что лежит на поверхности.

Своё название тайтл получил в честь белых картонных коробок, в которые помещались VHS кассеты с уже отснятым аниме. И это весьма интересная деталь, ведь ещё до начала просмотра, само название знакомит нас с местным жаргоном, который преимущественно использовался в стране восходящего солнца. Весьма простой и дешёвый приём, но уже сразу погружает нас в некоторую атмосферу происходящего за кулисами индустрии.

Не сложно догадаться, что весь сериал пропитан разного плана сложностями и нюансами, с которыми сталкиваются несколько молодых девушек в начале своей карьеры. Вместе с ними и сам зритель постепенно погружается вглубь рабочего процесса по созданию Аниме. И вот тут следующий простой, но отлично работающий ход. Проводится некоторая аналогия героев со зрителями. Знания о индустрии и внутренностях, весьма поверхностные и вместе с прекрасными дамами мы начинаем погружаться в закулисье.

Аниме клуб

Shirobako, или коробка с двойным дном

Члены аниме клуба средней школы Каминояма создают любительскую короткометражку, получившую название «Семь богов удачи», с целью показать её на школьном культурном фестивале. Девы целиком и полностью поглощённые процессом созидания, наблюдающие за тем как их собственноручно созданные образы из простых рисунков превращаются в нечто «живое» решаются, что на этом не остановятся и пойдут далее. И вот однажды, за поеданием пончиков, они дают себе и друг-другу обещание:

«Давайте вместе начнём работать в аниме индустрии, что бы однажды всем вместе создать своё же полномасштабное аниме».

Несколько лет спустя, каждый из членов клуба пытается найти свой путь к выполнению обещания, разумеется, с крайне разной степенью успеха.

Начинающий ключевой аниматор, работающий над определёнными кадрами, в последствии служащими ориентиром для остальных аниматоров к созданию движений и переходов.

Единственная среди участниц клуба, выбравшая приоритетом поступление в колледж, а так же всё ещё не имеющая никакого отношения к аниме индустрии. Уже достаточно давно она вынашивает свою главную мечту: «Писать сценарии для аниме». Именно поэтому Мидори читает много литературы, в том числе и Русскую классику, на примере Достоевского.

3D аниматор, посчитавшая данное направление весьма перспективным, но по воле случая не имеющая никакого опыта в создании CGI сцен, на протяжении года создающая модели колёс, работая в большой автомобильной компании.

Сэйю-новичок, довольствующийся лишь непримечательными эпизодическими ролями, проваливающая более серьёзные кастинги из-за чрезмерного волнения. В свободное время подрабатывает в кафе, надеясь однажды стать «достойной» и любимой зрителями сэйю.

Начинающий ассистент продюсера, по совместительству главный герой сериала, чья изнурительная борьба за пунктуальность по части своевременного выполнения работы сотрудниками, позволяет ей, а через нее и нам детально изучать каждую шестерёнку в механизме под названием аниме.

Аой и Эма работают в одной и той же аниме-студии Musashino Animation, довольно часто общаясь с более опытными сотрудниками, с целью узнать больше о временах, когда студия находилась на пике индустрии. И, как оказалось, в нынешних условиях аниме на студии создается в основном за счёт обхода препятствий, создаваемых «раздражающими» мужчинами.

Работая с 9 до 5

Shirobako, или коробка с двойным дном

По мере развития сюжета, нам демонстрируют на первый взгляд обыденные рабочие моменты, то, как персонажи выпутываются из тех или иных обстоятельств, как постепенно набираются опыта и стараются учиться на своих, а иногда даже на чужих ошибках. Но стоит сместить свой фокус с последствий, которые необходимо решить, в сторону первопричины происходящего хаоса, напрашивается определённая мысль. Многие, если не большинство, мужских персонажей в Shirobako словно существуют ради того, чтобы в той или иной степени усложнить жизнь участницам клуба, возможно, даже не подозревая ничего зазорного за своим поведением. Взять, к примеру, того же главного режиссёра обоих сериалов, над которыми в течении всего сезона упорно трудятся наши героини:

Режиссёр в студии Musashino Animation. Взрослый мужчина, беспричинно впадающий в детство, словно капризный ребёнок отказывающийся выполнять свои обязанности. Зачастую раздражающий, сбивающий с графика работу своих коллег. Необоснованно долго, от недели до нескольких месяцев, готовящий раскадровку только лишь для одной серии, ожидая «подходящего настроя». Ну в общем, "творческая" личность.

При всём этом, в прошлом успевший получить премию за лучшую режиссёрскую работу, в последствии проваливший свой новый проект. К такому богатому списку недостатков, добавляется ещё и манера свести почти любой разговор к своему одиночеству с тех самых пор, как от него ушла жена. И в какой-то момент ты его даже понимаешь, не всегда контролируешь то стечение обстоятельств что происходит, но это вовсе не повод мешать работе других.

Ещё двое из мужской части коллектива, постоянно спорят о различиях ручной анимации и компьютерной графике. Вечно перебирая преимущества, недостатки и процентное соотношение в рамках всего проекта. В какой-то момент градус конфликта интересов становится крайне высоким, от чего под угрозу попадает всё производство в целом.

Выступает одним из помощников Аой, находящийся с ней на одной должности — всесторонний некомпетентный шут, в крайне мере неспособный принимать самостоятельные решения, но стремящийся присвоить себе чужие заслуги. За своё поведение приобрёл почти что официальный статус человека, способного лишь совершать ошибки (литирали ми)

В некоторой степени, определённая часть повествования в Shirobako, на мой весьма субъективный взгляд, напоминает почти что традицию американских фильмов, высмеивающих или сетующих на то, какими хамами, лоботрясами, бездельниками и просто ужасными бывают мужчины в офисе. За примером далеко идти не нужно:

Приведённые в пример произведения можно отнести к слабо выраженному поджанру, в котором мы наблюдаем путь женщин, карабкающихся вверх по карьерной лестнице. Но лишь в случае с «9 до 5», пытающимися «сжечь эту самую лестницу». Зритель болеет за редкий шанс, чтобы героиня получила заслуженное уважение от своих коллег. Используя подобную концепцию, Коробка занимает чёткую позицию в вопросе недооценённых способностей и профессиональных качеств у женщин. На примере героинь, полностью посвятивших себя в рабочий процесс, авторы сериала говорят зрителю: «Женщины в аниме-индустрии недооценены, они заслуживают тех же прав и возможностей, которые были поданы на блюдечке с голубой каёмочкой кому-то вроде Таро».

Shirobako, или коробка с двойным дном

И вот тут Вы либо соглашаетесь и смотрите за развитием событий дальше, либо выключаете и живёте со спокойной душой дальше. Я, как не сложно догадаться, выбрал первый вариант. Но не бойтесь, моих оценочных суждений по поводу женщин в N индустрии тут не будет. Да и выводы вы делаете сами, мне же просто хочется поделиться интересным, на мой взгляд, произведением.

Но идём дальше.

Сам аниме-клуб средней школы Каминояма не собирается тем или иным способом шантажировать какого либо из руководителей, но бывают моменты, когда кажется, что они, вероятно, должны сделать это. Но это уже совсем другая история.

Cтоит отдать должное, сериал не рассматривает мужчин в аниме-индустрии исключительно, как проекцию негативных последствий, в отношении женской части коллектива. Ну, разве что только кроме Таро, но аниме проявляет и к нему некоторую степень привязанности. И тут есть хорошее подспорье для обсуждения. Ведь сама аниме индустрия окружена не самой лучшей славой. Отаку, хиккикамори и так далее. И в подавляющем большинстве случаеd это мужчины, что не могут в социальные отношения и находят утешение в прекрасном мире двухмерных дев. Можем ли мы их за это винить? Вопрос оставлю открытым.

Shirobako, или коробка с двойным дном

На примере режиссёра Киношиты, чьё упрямство и неспособность работать часто вызывают головную боль у остального производственного персонала студии. Этот персонаж наделён некоторыми качествами, способными в некоторой степени искупить его хамское поведение. Не смотря ни на что он талантливый, крайне творческий и вдумчивый режиссёр, не опустивший руки после оглушительного провала. Искренне защищает интересы студии, «выходя на ковёр» перед представительством издательской компании.

А ты точно референс?

Ещё одна интересная деталь сериала. Многие образы персонажей списаны с реальных деятелей индустрии. Это и режиссёры, и сценаристы, и актёры озвучивания, и продюсеры. Не думаю что стоит разбирать каждого по отдельности, поэтому позвольте ограничиться лишь парой примеров:

Shirobako, или коробка с двойным дном

Образ Киношиты был списан с Сэйдзи Мидзусима / Seiji Mizushima. Крайне выдающейся личности, что начиная с конца 80-х годов принимал участие в создании Городского охотника / City Hunter, в роли ассистента продюсера, отсылая нас к должности Аой. Помимо охотника, Сэйдзи приложил руку к Стальному алхимику / Fullmetal Alchemist и франшизе Gandam 00, Хочется обратить Ваше внимание, что не смотря на отданную дань, режиссёром Широбако выступает другой человек.

Пожалуй самой известной личностью, из получивших своё камэо в Коробке, является Хидэаки Анно / Hideaki Anno. Автор и по совместительству режиссёр Евангелион нового поколения / Neon Genesis Evangelion. В одном из эпизодов Аой вынуждена обратиться к Мицуаки, что бы тот закончил некоторые ключевые кадры к создаваемому на студии аниме. В самом же кабинете данного персонажа можно заметить диван в цветах EVA 01.

Shirobako, или коробка с двойным дном

Прототипом для данного персонажа, скорее всего, послужил Ясудзи Мори / Yasuji Mori. Во время своего пребывания в Toei Animation, Мори создал множество незабываемых персонажей, а так же сформировал стиль анимации студии Toei, который оказался в новинку для Японии тех лет. Он практиковал в своей деятельности дотошный и бескомпромиссный рабочий подход. В качестве старшего аниматора в Toei Animation, Ясудзи оказал непосредственное влияние на многих великих деятелей индустрии, Ясуо Оцука, Хаяо Миядзаки, Иоити Котабе и Исао Такахата. Со слов Исао, влияние Мори на мир Японской анимации было «неисчислимым».

Shirobako, или коробка с двойным дном

Прототипом которого стал Итиро Итано / Ichirou Itano, более узнаваемый под псевдонимом «Itano Circus», который он получил за создание техники анимации, где залпы ракет запускаются одновременно. Впервые данный приём был использован во франшизе Macross, а в последующем стал ее визитной карточкой. Персонаж появляется во время спора за ручную и 3D анимацию, занимая нейтральную позицию. В реальной же жизни, Китано не стесняется экспериментировать с 3D.

Его образ списан с Масахико Минами / Masahiko, президента студии Born, здание которой в мире аниме один в один походит на здание реально существующей студии Bones, президентом которой и является Масахико из реального мира. Данный референс настолько не прикрыт, от чего создаётся впечатление, что Минами сам настоял на том, что бы образ его камэо был именно таким. Настоящий Минами так же известен тем, что носит исключительно бейсбольную рубашку, ровно так же, как его персонаж в аниме.

Пожалуй самое «жирное» камэо во всем сериале. Некомпетентный ассистент режиссёра, парень, которого казалось бы ненавидит каждый из сотрудников студии, на самом деле основан на самом режиссёре Shironbako — Цутому Мидзусима / Tsutomu Mizushima. В его молодые годы, разумеется. Как и Таро, Цутому ничего не понимал в самом начале своей карьеры, был некомпетентен и довольно часто переоценивал свои способности. Такой вот персонаж, казалось бы неспособный взять себя в руки и воспитать в себе достойного члена индустрии. Но как показывает Цутому, это не совсем так.

Но независимо от того, являетесь ли вы закоренелым фанатом Евангелиона, или понятия не имеете, что это такое, в Широбако есть что-то, за что можно полюбить этот сериал. Разумеется не обошлось и без множества локальных шуток о производстве аниме. Чего стоит упоминания одного из самых страшных разочарований фанатов, смысл которого заключается в вынужденном транслировании телесетью уже ранее выведшего эпизода в эфире телеканала, да бы прикрыть задержки в производстве сериала. При этом зрителю совершенно не обязательно понимать смысл каждого локального конфуза или шутки, ибо этот аспект сериала работает на некотором другом уровне. Непосвящённый в тонкости индустрии зритель получит удовольствие от реакции персонажей на происходящие события, в то же время наоборот, «прожжённый» зритель «расколет» скорлупу пасхального яйца, тем самым получив некое удовлетворение от своих познаний в данной области.

Порой, в твоей творческой жизни, появляется некоторый толчок, вдохновение, который, как цунами захватывает тебя с головой и окунает в океан новой энергии. И как мне кажется, именно поэтому авторы так любят среду в которой они творят и тем, чем занимаются. И эти вопросы весьма хорошо раскрываются в Шарабако, показывая такие тонкие творческие моменты.

Бережно храня

Shirobako, или коробка с двойным дном

Весь сериал построен именно на таких, казалось бы меленьких моментах, сосредоточенных на повседневных радостях от своего мастерства. Персонажи невероятно живые, то и дело способные проявлять присущие всем нам особенности. Как например воспоминания о периоде в своей жизни, проведённые в размышлениях, как именно лучше нарисовать облака и изобразить их в той или иной сцене. Более опытный аниматор делится советом с Эммой, помогая ей тем самым развить скорость своей работы и уверенность в том, что она делает. Уже в более поздних эпизодах, крайне молчаливый пожилой сотрудник обучает персонал студии Мусасино технике анимирования лошадей, казалось бы уже давно потерянной для более молодых аниматоров. И мне кажется, что многие смогут подчерпнуть что-то новое.

Открытая концовка

Shirobako, или коробка с двойным дном

Широбако погружает нас в гущу производственных событий, что могут захватить с первых серий и не отпускать до конца. Ключевые кадры не готовы, сценарий нужно доработать, текстуры CGI графики неверные. Все эти процессы происходят одновременно на протяжении разных эпизодов. Это может показаться очевидным, но у «Белой Коробки» отлично получается заставить почувствовать, каково это — быть затянутым в подобный хаос, с точки зрения молодой и неопытной женщины (хотя честно говоря, пол персонажей тут уже не при чём, больше упор делается на опыт). При этом удивительно сохраняется плавность повествования. Сериал предполагает, что пусть условия труда могут быть напряжёнными, но в конце туннеля есть тот самый свет релиза произведения. Хотя всегда остаётся ремарка, что если бы только мужчины перестали быть такими «хамами», то дела бы пошли ещё лучше.

Подготовлено при поддержке сервера Discord подсайта аниме на DTF

7979
16 комментариев

Интересная статья. Спасибо за проделанную работу.
Скажу ещё что не надо быть хамами и вести себя уважительно к окружающим. И не важно, парень ты или девушка.

3
Ответить

Хороший сериал. 

1
Ответить

Спасибо за разбор интересных отсылок на реальных личностей. :)

1
Ответить

Очень забавно, что тайтл про женщин в индустрии, не содержит отсылок на женщин работавших в индустрии. Или вот ещё вспомнилось.

1
Ответить

Да-да. Точно. Не содержит. Ни одной.

Ответить

Одно лицо везде.

Ответить

Все ещё жду сабов на фильм(

Ответить