«Клинок, рассекающий демонов» — образцовый сёнэн и одно из самых красивых аниме 2019-го

К финалу сезона рассказываем всё, что стоит знать про сериал.

Ежегодно выходит множество экранизаций сёнэн-манги (комиксы, ориентированные подростков), однако лишь немногим удаётся заслужить мировое признание. Но вот в успехе аниме по манге Кёхару Готогэ Kimetsu no Yaiba («Клинок, рассекающий демонов») в Японии вряд ли кто-то сомневался. Оригинал уже второй год не покидает топы продаж японских книжных магазинов и не раз попадал в тренды Твиттера. Весной 2019 года общее количество проданных печатных копий превысило шесть миллионов.

Экранизацию Kimetsu no Yaiba можно посоветовать даже тем, кто не любит сёнэны. В ней авторы постарались обойти или немного сгладить жанровые штампы, сделать историю мрачной и жестокой — при этом не растеряв юмора. А ещё это просто один из самых красивых аниме-сериалов этого года. Разбираем мангу, её экранизацию, достоинства и основные проблемы.

О манге и сюжете

Творческий путь Кёхару Готогэ очень похож на тот, что прошла мангака Кайю Сирай. Обе молодые женщины, обе издавались в журнале Shonen Jump, начинали с коротких историй и прославились благодаря своей первой длинной серии.

Если успех Готогэ принёс Kimetsu no Yaiba, то у Сирай сейчас выходит сёнэн The Promised Neverland («Обещанный Неверлэнд»). И та, и другая манга рассказывают о борьбе с демонами. Объединяет их и то, что обе работы получили в этом году аниме-экранизации (второй сезон The Promised Neverland уже анонсирован на 2020 год). Впрочем, на этом все сходства и заканчиваются.

Обложки манги
Обложки манги

События «Клинка» происходят в Японии эпохи Тайсё (1912-1926). Главный герой — подросток Тандзиро Камадо, который живёт на горе в типичной японской глубинке. Отец давно умер, поэтому в семье он за главного. Тандзиро делит одну крышу вместе с тремя братьями, двумя сёстрами и матерью. Зарабатывает семья изготовлением и продажей древесного угля. Сам Тандзиро время от времени спускается в деревню, где продаёт уголь и помогает местным жителям за скромную плату.

В один из зимних дней Тандзиро до позднего вечера задержался в деревне. На обратном пути он встретил знакомого старичка Сабуро, который порекомендовал парню остаться у него на ночь, ведь после захода солнца в лесу бродят демоны. Эти мифические создания нападают на людей, пьют их кровь и пожирают плоть. Тандзиро никогда не верил в сверхъестественное, но он очень устал, поэтому всё-таки решил остаться у старика на ночь. Парень и не подозревал, что эта случайная встреча спасла ему жизнь.

По возвращению домой он увидел, что вся его семья жестоко растерзана демонами. Единственная выжившая — сестра Нэдзуко, которая потеряла много крови и обратилась в монстра. Она хоть и заражена демонической кровью, но каким-то чудом сохранила некоторую часть человеческого рассудка. В голодном порыве Нэдзуко напала на брата, но в битву родственников вмешался охотник на демонов Гию Томиока.

После этой судьбоносной встречи и знакомства с мастером боевых искусств Сакондзи Урокодаки, Тандзиро решает стать убийцей демонов, отомстить за смерть близких и вернуть сестре человеческий облик. В своих путешествиях он найдет новых друзей и познакомится с другими охотниками на демонов.

Манга ещё не закончена и вряд ли мы увидим концовку в ближайшее время. В целом, если внимательно изучить развитие сюжета во всех томах и официальные комментарии в журнале Shonen Jump, то есть некоторые предпосылки к тому, что история ушла дальше середины и вот вот начнётся (или уже началась) финальная сюжетная арка.

«Клинок, рассекающий демонов» — образцовый сёнэн и одно из самых красивых аниме 2019-го

Так что Kimetsu no Yaiba — это не тот сёнэн, который будут издавать на протяжении нескольких десятилетий. Если вы боитесь истории масштаба Naruto, Hunter x Hunter, One Piece или Bleach, то можете не беспокоиться — скорее всего, мангу закончат примерно через полтора-два года. По объёмам произведение можно сравнить с Fullmetal Alchemist или Shingeki no Kyojin (официально закончится в 2020-м).

Конечно, жанровые штампы никуда не исчезли. В Kimetsu no Yaiba есть тренировки, превозмогания, редкие «рояли в кустах» и традиционная формула сёнэна с большим пантеоном злодеев и главным демоном, которого нужно уничтожить (а до этого победить остальных демонов). Если взять прочие классические темы жанра, то на месте ожидаемо: поиск друзей, самоотверженность, духовный рост и путь к мечте.

«Клинок, рассекающий демонов» — образцовый сёнэн и одно из самых красивых аниме 2019-го

При этом автор будто бы намеренно хочет уйти от «заезженных» приёмов. В манге и экранизации история подаётся равномерно, без филлерных глав (дополнительный материал, не связанный с основным сюжетом) или ненужных сюжетных арок. Готогэ почти не распыляется на длинные пафосные диалоги, битвы в Kimetsu no Yaiba скоротечны, а количество флешбэков сведено до минимума.

Несмотря на это, мангу немного сложно читать где-то до шестого, а то и до восьмого тома (всего их пока 19). И тут экранизация очень кстати: её авторы не только дотошно перенесли все сюжетные события первых шести томов, но также значительно улучшили историю, дизайн и эстетику оригинального произведения. Это тот редкий случай, когда адаптация слегка обесценила первоисточник. По крайней мере — его начало.

В чём экранизация немного лучше манги

Кёхару Готогэ — успешная, но всё ещё начинающая мангака. В Shonen Jump она рисует всего пять лет, а на постоянной основе — только с 2016 года. О недостатке опыта у автора говорят первые тома Kimetsu no Yaiba.

За прошедшие годы стиль Готогэ изменился в лучшую сторону, однако в самом начале её рисунок имел довольно минимальную детализацию. Персонажам порой не хватало деталей, пропорции были расплывчаты, а фоны во многих фреймах либо отсутствовали (белый или чёрный фон), либо представляли собой что-то схематичное. С другой стороны, в неряшливом рисунке был свой шарм, а за развитием авторского стиля всегда интересно наблюдать.

Дизайн персонажей в манге и аниме
Дизайн персонажей в манге и аниме

Но главная проблема манги совсем не в этом. В ранних томах темп и размеренность повествования сильно хромали. Сюжет развивался стремительно, сражения редко длились больше трёх глав и были небрежно нарисованы. Слабо чувствовалась напряжённость и драматизм, а окружающий мир выглядел просто поверхностно.

Если бы не электричество, упоминание эпохи и эпизодическое появление автомобиля и трамвая в первых шести томах, то сложно было бы определить, в какой период времени разворачивается история. Кажется, что в какой момент автор и вовсе забыла про эпоху. Конечно, со временем Готогэ исправилась, но в ранних томах эту проблему видно.

Примеры не лучшего рисунка
Примеры не лучшего рисунка

В манге тренировка у мастера Урокодаки завершились быстро, без ощутимого чувства прогрессии. Герой чуть ли не моментально стал охотником на демонов, хотя ещё недавно он не держал в руках меч и совсем не умел драться. В экранизации тренировкам отвели две напряженных серии, в которых зритель всей душой болеет за Тандзиро и понимает непростую ситуацию, в которую тот попал. В аниме есть ощущение пройденного времени — тренировка заняла около года, — есть чувство роста и развития героя.

Анимационной студии ufotable пришлось многое корректировать. В индустрии такое случается крайне редко, часто экранизация сокращает или неточно адаптирует первоисточник, но бывают исключения, и Kimetsu no Yaiba — одно из них. Тут можно вспомнить другие удачные примеры — это сериалы Planetes и Made in Abyss. Экранизации не хуже первоисточника, а новые дополнительные сцены и сюжетные линии органично вписались в сюжет. Нет ощущения скомканности или недосказанности, мир кажется более цельным и убедительным.

Так и здесь. Студия ufotable экранизировала самую спорную часть манги и улучшила её в каждом аспекте. При этом создатели остались верны первоисточнику и адаптировали многие сцены с покадровой дотошностью.

Жаль, что самая интересная (на данный момент) часть сюжета осталась в манге, но в выходе продолжения, кажется, нет никаких сомнений — у аниме впечатляюще высокие рейтинги в Японии. Поэтому первый сезон сериала проще рассматривать как обширный пролог к большому путешествию.

Формула успеха

Я не люблю длинные сёнэны. Они замечательно смотрятся в период с 14 до 19 лет, но когда тебе почти 30, то тяжело смотреть истории про пафосных суперподростков. И не потому, что жанр плохой или истории никуда не годятся — это не так — а потому что сам я уже вырос и хочется чего-то осмысленного и не на 200 эпизодов.

В 18 лет я «переболел» Naruto, Ranma ½, Bleach и другими сёнэнами, после чего надолго завязал с жанром. За последние 10 лет понравились разве что Bakuman, все сезоны JoJo’s Bizarre Adventure, новая экранизация Fullmetal Alchemist и Shingeki no Kyojin (который всё-таки лучше читать, чем смотреть). Мне до сих пор советуют посмотреть Gintama и Dragon Ball, но я боюсь выгореть к сотой серии.

В общем, к просмотру Kimetsu no Yaiba я приступил после долгого отдыха от жанра. Получилось удачно: вроде бы ничего не ждал, а в итоге остался очень доволен. Охарактеризовать сериал можно коротко: это обычный сёнэн, который сделан чертовски хорошо, и который умело скрывает свои недостатки. Не в последнюю очередь это заслуга аниматоров и сценаристов ufotable, сумевших исправить недоработки первоисточника.

«Клинок, рассекающий демонов» — образцовый сёнэн и одно из самых красивых аниме 2019-го

Больше всего тут цепляет сеттинг, персонажи и атмосфера. Период Тайсё в аниме встречается преступно редко: можно вспомнить разве что экранизации игр Sakura Taisen, да несколько вторичных мыльных опер.

Тайсё — это эпоха контрастов и больших перемен. Западный уклад окончательно укоренился в Японии. Страну буквально бомбардировали различные западные течения и «тренды». Появление коммунизма в Японии, формирование демократии, начало феминистического движения среди молодых женщин, которые ещё десятилетие назад были «мебелью» и прислугой. Города быстро растут, электричество уже почти во всех регионах страны, а на улицах можно увидеть первые автомобили и модников.

Ещё это эпоха пожилых самураев, последних свидетелей закрытой феодальной Японии и вековых устоев. К началу периода Тайсё с момента упразднения самурайского сословия прошло 40 лет.

Токио, район Асакуса эпохи Тайсё Kimetsu no Yaiba
Токио, район Асакуса эпохи Тайсё Kimetsu no Yaiba

В то же время в стране ещё остались последние деревеньки, уклад которых не сильно ушёл от Средневековья. В них как будто бы навсегда застыло время, однако пройдёт ещё десятилетие — и прогресс окончательно охватит всю страну. По сюжету Kimetsu no Yaiba, героев даже ненадолго занесёт в Токио, а потом снова забросит в глушь. В манге это будет повторятся снова и снова, но, к сожалению, в аниме мы увидим это только в следующих сезонах.

Есть какой-то в шарм в едва заметной параллели между остатками уклада старой Японии и современной цивилизации. Основные события сериала разворачиваются вдали от больших городов. Зрителя перенесут в мрачные леса, заброшенные храмы и маленькие горные деревушки. Задники так хороши, что рука невольно тянется к кнопке PrintScreen.

Конечно, ни о какой достоверности тут не может идти и речи. Охотники за демонами — это секретная организация, которой позволено носить мечи. В Японии начала XX века мечи могли носить только полицейские и военные. В аниме их спокойно носят подростки средь бела дня. В реальности они бы попали в тюрьму или получили серьёзные штрафы. С другой стороны, это не историческая работа, так что и правдоподобность искать смысла нет — она тут не нужна.

Отдельные сюжетные арки напоминают классические японские сказки или притчи про духов и хитрых демонов. Сами демоны «они» (с ударением на первый слог) сильно отличаются от своих фольклорных прототипов: у них нет красной кожи, гигантских мускулов, тигровых набедренных повязок и мощных дубинок. Сходство только в рогах (и то не у всех) и одержимости человеческим мясом.

Демоны в Kimetsu no Yaiba ближе к вампирам с необычными способностями. У одних есть смертоносная паутина, другие управляют пространством, третьи насылают иллюзии. Как и вампиры, они тоже пьют кровь, охотятся по ночам, боятся солнечного света и спят до заката солнца. Хотя убить их можно лишь отрубив голову мечом из особого металла — ну или выставив демона на солнечный свет.

«Клинок, рассекающий демонов» — образцовый сёнэн и одно из самых красивых аниме 2019-го

Столь необычная комбинация образов из поп-культуры и традиционного фольклора идёт истории только на пользу. Kimetsu no Yaiba пытается угодить сразу нескольким категориям зрителей: любителям мистики, самурайских боевиков и сёнэнов.

Порадует она и любителей жестокой манги — крови и расчленёнки тут много. Интересно, что в манге количество всего этого увеличивается там, где заканчивается аниме. Если сериал кажется вам детским, то это впечатление обманчиво.

Пожалуй, больше всего в Kimetsu no Yaiba поражает высокое качество анимации, которой могут похвастаться даже редкие полнометражные аниме-фильмы. Впрочем, это неудивительно, ведь над постановкой сложных сражений трудились аниматоры Fate/Zero, Fate/Stay Night: Unlimited Blade Works и Kara no Kyoukai.

Отдельно стоит отметить работу ветеранов индустрии Масаюки Кунихиро, Нодзому Абэ и Тосиюки Сирая. Они задали высокую планку для телевизионного аниме, которую будет сложно перепрыгнуть в ближайшие годы. Без преувеличения, Kimetsu no Yaiba — один из красивейших аниме-сериалов 2019-го.

Можно ненавидеть сёнэны, но от здешних боевых сцен невозможно оторваться. Чувствуется каждый удар, чувствует сила, которая в него вложена. Продумана хореография каждого боя, чего сильно не хватало в манге. Легко читаются все сложные парирования, техники и напряжённые сражения на мечах. Отдельные сцены хочется пересматривать снова и снова. Конечно, подобное встречалось и в другом аниме, но не в таком количестве и не с таким качеством. Если и поручить кому-то следующую экранизацию «Берсерка», то только ufotable.

Не подкачал и саундтрек. У дуэта Юки Кадзиуры (Fate/Zero, Sword Art Online, Kara no Kyoukai, Mahou Shoujo Madoka Magica) и Го Сиины (God Eater, Tales of Zestria) получился сложный гибрид оркестровой музыки, традиционных японских инструментов и песнопений. Очень похоже на саундтрек Kara no Kyoukai, только с этническими нотками и полным отсутствием техно.

Kimetsu no Yaiba — To Destroy The Evil

Напоследок — немного о персонажах. Герои получились убедительными, хоть и не без недостатков. Тандзиро — типичный добряк: наивный и слишком доброжелательный, чем иногда и раздражает. В то же время у него простые цели — вылечить сестру и победить главного монстра. Он не пытается стать самым крутым истребителем демонов и заслужить славу: даже к монстрам относится с состраданием, в отличие от остальных охотников — но всё же не мешкает, когда дело доходит до их убийства. Это простой, но честный персонаж.

Его сестру Незуко в сериале пока раскрыли слабо. Всё, что узнаёт зритель: она уникальный демон, любит брата, совсем не говорит, ходит с бамбуковым «намордником», спокойно обходится без чужой крови, почти всё время сидит в ящике за спиной Тандзиро, способна уменьшаться в размере и быстро регенерировать. Как демона и полноценную героиню её лучше раскрыли в манге. Зато в аниме с ней есть несколько ну очень милых сценок.

Кажется, что ни один сёнэн не может обойтись без громких и раздражающих персонажей. В сериале их два — это охотники на демонов Зэницу и Иноске. Первый часто ноет, второй почти всегда кричит. К счастью, к ним легко привыкнуть, а со временем оба героя станут гораздо более адекватными и глубокими персонажами.

Например, изначально Зэницу показан как обыкновенный трус и хлюпик, который уверен, что сейчас умрёт. Однако в порыве эмоций он обычно теряет сознание, выключает своё истинное я и превращается в пафосного берсерка. Эти моменты показаны очень круто — их всегда ждёшь.

Иноске — накачанный варвар со смазливым лицом. Своего облика он стесняется, поэтому носит страшную кабанью маску. Типичный дуболом с позицией «сначала делаю, потом думаю»: самоуверен, страшно любит подраться, непредсказуем в бою и считает себя чуть ли не самым сильным охотником на демонов. Но при этом герой быстро начинает развиваться, и становится понятно, что он не так прост.

«Клинок, рассекающий демонов» — образцовый сёнэн и одно из самых красивых аниме 2019-го

Под конец сериала на зрителя свалятся с десяток новых персонажей. В основном, это Столпы — могущественные мечники и элитные охотники на демонов. Из них лучше всего пока что раскрыли элегантную и милую Синобу Котё. Остальным персонажам посвятят отдельные арки в ещё неэкранизированной и пока что лучшей части манги. Увы, опять ждать, но оно того стоит.

«Клинок, рассекающий демонов» — образцовый сёнэн и одно из самых красивых аниме 2019-го

Kimetsu no Yaiba — лёгкий, стремительный и весёлый, но в то же время жестокий сёнэн для тех, кто устал от жанра, в котором однообразные бои могут растянуться аж на 10 утомительных эпизодов. Аниме, после которого вы точно попросите добавки.

Тут нет запутанного сюжета или каких-то жанровых откровений: авторы просто взяли формулу сёнэна, отточили её до идеала и убрали почти все недостатки. Здесь есть первоклассная анимация, захватывающие сражения, эпичный саундтрек, простые, но харизматичные персонажи. А ещё тут есть очень милая Незуко. Разве нужно что-то ещё?

6868 показов
97K97K открытий
320 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Людям не нравится, люди критикуют. Это же не "не смотрел, но осуждаю", что не так?

Ответить

Критиковать сёнэн, за то что он является сёнэном, просто гениально! Не зря живут

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Прекрасная графика и абсолютно пустое наполнение. Одно радует, если вот это так зашло зрителям, может скоро мы получим бум обычного фентези вместо помоек про ВР или попаданцев, и среди этого бума найдется парочка хотя бы неплохих проектов. В конце-концов среди попаданцев же нашлась пара неплохих тайтлов.

Ответить

Гоблин слеер

Ответить

Вообще, ебал я в рот обычное фэнтези. Несите чонить оригинальное!

Ответить