Мастер Муси

Адаптация видеообзора манги написанной Юки Урусибарой.

Мастер/Знаток Муси публиковался в журнале Afternoon (издательство Kodansha) и был рассчитан на сэйнен (18+) аудиторию. Годы публикации: с 1999 по 2008
Мастер/Знаток Муси публиковался в журнале Afternoon (издательство Kodansha) и был рассчитан на сэйнен (18+) аудиторию. Годы публикации: с 1999 по 2008

Нижеприведённый текст - свободный поток мыслей. Стилистически он не адаптирован под какую-то конкретную манеру повествования и даётся лишь как сопровождение к публикации видео на ресурсе.

Видео обзор манги Мастер Муси

Как и во вступлении к видео, начнём с краткого примера того, о чём обычно повествует манга.

Гинко спрашивает у рабочего на поле могут ли ему продать что-то съестное, на что ему разводят руками - нечего. Странным образом, хороший урожай появился только в деревне за горой, но люди скептически отнеслись к ситуации. Словно, беды с погодой не дающие расти урожаю где-то кроме как там связаны с неким проклятием. От нечего делать, Гинко добирается до той самой деревни и узнаёт, что секрет успеха в мольбах предкам, однако ценой становятся человеческие жизни избранных стать жертвой. Если вырастает зуб там, где его быть не должно, а ближе к зиме выпадает, значит человек умрёт, зато урожай будет что надо. Эти зубы собирает местный настоятель, лучше всех знающий по какой причине происходит то, что происходит. Ведь он, как и Гинко видит то, что является промежуточным звеном между духами и животными - муси. Седовласый путник решается помочь людям в такой непростой проблеме, но будет ли его вмешательство столь необходимым или всё таки действия настоятеля смирившегося с жестоким законом плодородия изначально имели место быть?

По началу я думал, что это какой-то японский «Hellblazer»…

Hellblazer собственной персоной издаваемый у нас издательством Азбука. 
Hellblazer собственной персоной издаваемый у нас издательством Азбука. 

Вот только там, где Гинко, главный герой «Мастера/Знатока Муси» - кому как удобней -, хочет помочь людям, Джон Константин уже бы давно этих людей угробил, да ещё и станцевал бы на их могиле. Ладно, схожести некоторые всё таки имеются: и тот и тот сначала как отведали печали, да как подтянули навыки в борьбе со всякой чертовщиной. И тому, и другому нужна смекалка чтобы правильно разобраться в ситуации и изгнать причину бед. И тот, и другой встретят совершенно разных людей, со своими трагичными историями за плечами, которые лишь условно связаны со сверхъестественным. Смолят каждый по своему - Костик как паровоз, а Гинко словно… позёр -, но сути не меняет. Курильщики со стажем.

Муси, похожие на книжных "червей".
Муси, похожие на книжных "червей".

Однако, если с демонами в принципе невозможно жить в мире без вероятной конфронтации, муси всё таки готовы пойти на компромиссы. Это просто существа, которые связывают наш мир с миром мифов, легенд, суеверий. Люди, ржавеющие душой и телом, дети обречённые умирать и возрождаться, заблудившиеся не способные покинуть лес - это всё результат симбиоза "человеков" с муси.

В манге Юки Урусибары фольклор неразрывно связан со всем происходящим и именно этим она и подкупает с первых глав. Вот как выгнать из человека муси, что лишает его дара речи? Просто слушать почаще не звук из ракушки где поселился этот муси, а людей. Или отпустить своё прошлое, простить людей и себя за несчастный случай и начать всё с чистого листа. Не поверите, но я сейчас сказал ровно тоже самое, что и предложением ранее, и вроде смысл другой, а вот нет. Контекст проблемы человека с муси и его личные проблемы - равноценны.

По бесхитростной схеме "процедурального" детектива и строится всё повествование комикса. Человек в чём-то косяк, сам виноват, и муси выступают лишь аккумулятором к решению проблем. Двигателем к первому шагу.

Вот ещё пример одного из тяжелейших сюжетов манги.

У молодой пары родилось нечто являющееся муси. Оно растёт и выглядит как мог бы выглядеть их ребёнок. Со временем происходит некроз и дитя необходимо убить прежде, чем оно распадётся на множество семян муси. Но беда в том, что каждые полгода под домом появляется новый ребёнок. И если первого сына Гинко упокоил сам, то последующих вызывается отец детей. Он не готов упокоить их сейчас. Это жестоко, да. Но развязка этого сюжета куда жёстче, ведь вся проблема заключается не столько в необходимости умертвить своё дитя, сколько в невозможности отпустить его с самого начала, когда его по сути и не стало.

Мистика и психология 50 на 50.

Только не стоит заранее радоваться тому, что муси за счёт сеттинга и того как выдаёт двойственность историй устраивает пиршество для любопытства читателя. Потому что вся эта схема манги очень быстро теряет всю свою силу.

Мастер Муси

На My Anime List есть достаточно точное замечание.

Он (Гинко) идет в одну деревню, излечивает ее от «болезни» и быстро убегает, чтобы спасти другую деревню. Иной повторяющейся частью было то, что все болезни были связаны с глазами, руками, ногами и ушами людей. Не было ничего, связанного с какой-либо другой частью тела, что могло бы изменить основной распорядок событий.

Касаемо частей тела всё таки будут ещё варианты, однако их перекроют уже использованные паттерны. Плюсом, я бы добавил, что Гинко сделав какие-то действия, уходит на какое-то время от случая, а потом снова к нему возвращается. Так или иначе я вынужден согласиться с замечанием, потому что Урусибара никоим образом не работает с этим моментом. Она просто делает "ctrl c+ctrl v". И возможно это интересно, но лично я испытывал с дюжину проблем: от потери вовлечённости в процесс, до потери смысла всего происходящего.

Подчеркну, что "не переваривать", это не значит ненавидеть. Как минимум, вот такие сцены в сериале очень доставляли.

Вот я являюсь редким представителем не переваривающих «Ковбоя Бибопа», кроме полнометра. Ну вот не привлекает меня ни его темп, ни эпизодические сюжеты. Но даже в «Ковбое» были сквозные линии, где светились конкретные персонажи, благодаря которым в финале случилась та концовка, которую мы имеем. И когда ты вырезаешь эти сюжеты и смотришь только их, складывается ощущение одного полноценного произведения. С некоторыми погрешностями, в основном связанными с пропуском лоровых нюансов, но они не так критичны.

Мастер Муси

Муси лишён даже этого. У него вообще нет никакого сквозного сюжета окромя пары воспоминаний из прошлого Гинко, да всего лишь двух историй разбитых на несколько глав… работающих по итогу точно так же, как и остальные. Нет, разумеется, читай я мангу ежемесячно, как она собственно и выходила, у меня может быть и выветривалось бы послевкусие очевидных паттернов, но есть такая вот проблемка… мангу в итоге продают томами. И вот ты сядешь такой почитать, вспомнишь какой-то из сюжетов, а потом переметнёшься на другой томик, начнёшь читать другой сюжет, а он… такой же. В нём ничего не будет работать иначе. Вообще.

И вот эта вот стагнация чуть не довела меня до дропа комикса. Понимаете, я даже к подписчикам обращался с просьбой рассказать как они справляются с тягомотными и скучными вещами. То есть, мои методы в которых я всегда был уверен перестали работать. А всё из-за чёртового принципа “а может когда-то станет лучше?”. И если вы с самого начала комикса начнёте уставать от самоповторов, то у вас не останется иного выбора, как смириться или дропнуть.

Как я не пытался, я так и не понял в чём секрет популярности настолько пробуксовывающего произведения. Ну, кроме философии и самих муси. Я прочитал достаточное как мне кажется количество слайса, чтобы отметить одну важную деталь - он тоже прогрессирует. (тут оставлю ссылку на мой MAL, чтобы могли ознакомиться с моим списком прочитанного: )

Добавляются новые постоянные герои, меняются арки или основополагающие темы, даже возникают скрытые угрозы или острые моменты. Не редок случай возникновения сквозного сюжета. Но всё на что горазд Мастер Муси - самоповторение. Даже в плане этих самых муси.

Урусибару нахваливают с припиской “отличная рассказчица”, но я вынужден не согласиться. Знающий только 10 анекдотов и меняющий их переменные дабы попытаться не повторяться перед одним и тем же человеком не есть хороший рассказчик анекдотов, так и тут.

Обидно ещё и то, что манга нарисована не очень привлекательно.

Арт пестрит шумом. Его очень, очень много. Фон, детали на одежде, эффекты - шумом обыгрывается 40-45% визуала. И это раздражает. Я нахожу крайне сомнительной идею проталкивать на постоянной основе текстуры земли или песка. Мало того, что сюжеты комикса утомляют, так ещё и рисунок в этом деле отлично помогает.

Эффект градиентного перехода в небесный оттенок на данном изображении я и называю "апельсиновой коркой". Ни в коем случае не спорю, что кому-то такое норм. Но в природе существуют разные взгляды на одни и те же вещи. Я же нахожу такой приём крайне ленивым
Эффект градиентного перехода в небесный оттенок на данном изображении я и называю "апельсиновой коркой". Ни в коем случае не спорю, что кому-то такое норм. Но в природе существуют разные взгляды на одни и те же вещи. Я же нахожу такой приём крайне ленивым

Вдобавок, Урусибару очень часто не доводит контуры, не дорисовывает детали лица или одежды, и лепит "апельсиновую корку" прямо поверх шума. Имея достаточно приятный прямоугольный стиль, местами напоминающий «Стального Алхимика», мангака делает ставку не на его отличительные черты, а на перегруз картинки. Благо, редкие развороты или крупные панели умудряются выигрывать внимание за счёт плотной штриховки, и чёткой последовательности показываемого, но в остальном, я не могу назвать «Мастера Муси» хотя бы даже симпатичной мангой.

Пример отличного разворота в манге, при этом не лишённого обыденных проблем. 
Пример отличного разворота в манге, при этом не лишённого обыденных проблем. 

Напоследок, я вспомнил ещё один момент, когда «Hellblazer» и «Мастер» пересекаются. И там и там рассказываются законченные истории, вот только Константин развивается как личность, а Гинко нет…

Вот такой у меня получился опыт с «Mushishi», и тем не менее, кто ещё ни разу не связывался с комиксом - попробуйте. Возможно, всего того что даёт манга, вам будет более чем достаточно. Или как минимум, вы сможете читать её по главе-двум в месяц, а может и ещё какой-то способ для себя выберете.

Тем более, она у нас силами «Истари Комикс» издаётся, так что можно купить на физическом носителе и проверить на себе так ли всё неоднозначно или просто очередная разница во взгляде.

«Знаток Муси», издательство «Истари Комикс».
«Знаток Муси», издательство «Истари Комикс».
4646
38 комментариев

Как же я урчал когда впервые посмотрел это аниме такой ламповости я с тех пор не встречал.

15
Ответить

Спасибо за статью!

Немного занудства.
>>Эффект градиентного перехода в небесный оттенок на данном изображении я и называю "апельсиновой коркой". Ни в коем случае не спорю, что кому-то такое норм. Но в природе существуют разные взгляды на одни и те же вещи. Я же нахожу такой приём крайне ленивым

В манге (печатной, а не сканлейте)  нет градиентов, только чистый раст с точками (100% чёрный), поэтому нет и градиентных переходов, о которых вы пишете.
В сканлейте изображения переведены в грейскейл + блюр (в хорошем случае конечно разницы почти нет, так как конвертер поджимает точки очень плотно). Но на приведённых скринах я вижу, что сканлейт искажает ваше восприятие от этой манги довольно сильно. Представьте, что вы смотрите на изображения через мутное стекло.

3
Ответить

А вот нашёл фотографию у вас в сообществе. Третья панель с Гинко на правой странице. Вся рубашка в этом деле. Соответственно, дело не в сканлейте, а в изначальной манере накладывать эффекты у ассистентов/мангаки.

Ответить

Благодарю за поддержку)

Позанудствую в ответ. Я не располагаю физическими томами Муси, однако этот эффект легко встречается в печатном виде. Вот пример на 4-ом томе Странников. И это не сканлейт, а фото. Точно такой же градиентный эффект распыления, что и придаёт ощущение текстуры "апельсиновой корки".

Ответить

Абсолютно балдежное произведение

3
Ответить

Один из самых милых и ламповых аниме, самое то что бы расслабиться. Всем советую ознакомиться, с мангой в том числе.

3
Ответить

тут оставлю ссылку на мой MAL, чтобы могли ознакомиться с моим списком прочитанного:Всё понятно, выносите его.

1
Ответить