Sakura Taisen — начало мечты

Sakura Taisen — начало мечты

В песне “Geki! Teikoku Kagekidan Shinshou”, опенинге "Shin Sakura Taisen", есть слова “воскресает мечта”. Мечта — это тема, которая проходит через все игры серии Sakura Taisen. Мечта об идеальной Японии, о лучшем мире, о настоящей дружбе и настоящей любви. Sakura Taisen — игра, родившаяся из мечты одного человека, воплотить которую ему помогла команда талантливейших творцов. И сейчас, когда до выхода Shin Sakura Taisen на западе остается меньше двух недель, самое время вернуться на много лет назад и вспомнить, как эта мечта родилась.

Примечание 1: изначально этот текст писался к выходу "Shin Sakura Taisen" в Японии в декабре 2019 года и был опубликован в телеграм-канале Rocket Punch. Это его обновленная версия к выходу "Shin Sakura Taisen" на западе, в которой учтены некоторые произошедшие за это время изменения.

Примечание 2: для англоязычного релиза "Shin Sakura Taisen" переименовали в "Sakura Wars", поэтому, во избежание недопонимания, самую первую часть серии, название которой тоже переводится как "Sakura Wars", я буду называть японским названием Sakura Taisen.

Тайсё настоящий

Перед тем как начать рассказ о самой игре необходимо дать характеристику эпохи Тайсё, потому что Sakura Taisen неотделима от эпохи, в которую происходит, и изо всех сил старается донести восхищение ею до игроков.

​Император Тайсё
​Император Тайсё

30 июля 1912 года Император Мэйдзи умер и на престол взошел его сын Ёсихито, девизом правления которого стало Тайсё — великая справедливость. Продлилась эпоха Тайсё относительно недолго — всего 14 лет. Зажатый между бурной эпохой Мэйдзи и потрясениями эпохи Сёва, на которые пришлось множество изменений в жизни Японии и японцев, Тайсё остается относительно обделенной вниманием в популярной культуре эпохой. А жаль, ведь в те годы случилось много важных для Японии событий: Первая мировая война, “демократия Тайсё”, расцвет женского суфражистского движения в Японии и многое другое.

Продолжается вестернизация японского общества. Всё больше молодежи отказывается от традиционного уклада и стремится подстроиться под то, что кажется им западным образом жизни: просмотр западных фильмов, чтение приключенческих и любовных романов, увлечение бейсболом и посиделки с друзьями в сделанных по западному образцу кафе стали популярным времяпрепровождением для молодых мужчин и женщин эпохи Тайсё. Под стать увлечениям менялась и одежда. Уже в эпоху Мэйдзи западная одежда начала набирать популярность в японском обществе и в эпоху Тайсё эта тенденция не только сохранилась, но и усилилась. Западная одежда все меньше была символом принадлежности к высшим слоям общества и распространялась среди студентов и рабочих, стремящихся идти в ногу со временем.

​Мога (от modern girl (modan gaaru) — образ современной девушки эпохи Тайсё.
​Мога (от modern girl (modan gaaru) — образ современной девушки эпохи Тайсё.

В Токио район Гиндза, застроенный после опустошительного пожара 1872 года кирпичными зданиями в Грегорианском стиле и превращенный в торгово-развлекательный квартал по западному образцу, становится популярным местом у молодежи эпохи Тайсё. Именно в Гиндзе происходит значительная часть действия Sakura Taisen.

Гиндза настоящая.
Гиндза настоящая.
​И созданная фантазией разработчиков.
​И созданная фантазией разработчиков.

И, конечно же, продолжают набирать популярность театры западного образца. В 1914 году в городе Такарадзука состоялось первое представление женского театра Такарадзука Ревю (Такарадзука Кагэкидан). Для своих постановок Такарадзука Ревю адаптировали западные фильмы, книги, мюзиклы, оперы и спектакли. А сами представления театра отличались роскошными костюмами, богатыми декорациями, драматичным освещением и сложной хореографией. Такарадзука Ревю были настолько популярны, что уже через 10 лет построили свое собственное здание театра — Большой театр Такарадзука (Такарадзука Дай Гэкидзё).

​Такарадзука Ревю, 1954 год.
​Такарадзука Ревю, 1954 год.

А в 1928 году (второй годы эпохи Сёва) в Токио открылся Сётику Ревю (Сётику Кагэкидан) — женский театр, созданный Мацудзиро Сираем, СЕО компании Shochiku Company, Ltd. после того как он посетил выступление Такарадзука Ревю. Нанятые Сираем композитор и хореограф, до этого работавшие с Такарадзука Ревю, помогли ему создать труппу, которая долгое время была серьезным конкурентом театра из Такарадзуки. Но основным направлением деятельности Shochiku был кинематограф. Shochiku одними из первых стали привлекать женщин для исполнения женских ролей.

​Сётику Ревю, 1932 год.
​Сётику Ревю, 1932 год.

Создатели мечты

Такарадзука Ревю и Сётику Ревю послужили большим источником вдохновения при создании Sakura Taisen, но толчком к появлению игры стала театральная постановка “Шанхайская рапсодия”, которую увидел сценарист, режиссер и писатель Одзи Хирои. Хирои всегда любил театр, а его тетя была актрисой в самом первом составе Сётику Ревю.

​Одзи Хирои — автор идеи и продюсер игры.
​Одзи Хирои — автор идеи и продюсер игры.

В 1993 году Хирои, в то время сотрудник RED Company, вместе с небольшой командой коллег начал разрабатывать концепцию игры, сюжет которой был бы крепко связан с театром. Изначально проект назывался просто “Sakura” и сильно отличался от Sakura Taisen, но уже на раннем этапе в игре появились элементы стимпанка, мехи и главный герой-девушка. А вот исторический период, в котором происходит игра, был утвержден не сразу. Сначала Хирои хотел, чтобы действие игры происходило в эпоху Сёва незадолго до Второй мировой войны и в ее ходе. Но Сёва показалась Хирои слишком хорошо задокументированной, что не позволяло добавить в игру мистики и демонов. Поэтому Хирои обратился к эпохе Мэйдзи, но она оказалась слишком отдаленной для того, чтобы внести в игру элементы современности. Поэтому было принято решение, что действие игры развернется в эпоху Тайсё. Начало женской эмансипации в этот период дало возможность создать команду из сильных женских персонажей, а космополитизм эпохи позволил сделать эту команду многонациональной.

​В правом нижнем углу диздок игры с названием "Sakura" - самым первым вариантом Sakura Taisen. https://twitter.com/keke_094/status/1206851675475939328
​В правом нижнем углу диздок игры с названием "Sakura" - самым первым вариантом Sakura Taisen. https://twitter.com/keke_094/status/1206851675475939328

Хирои рассматривал Тайсё как начало оптимистического времени для Японии, когда страна была открыта для новых идей и взглядов, вбирала в себя мировую культуру и смешивала ее со своей, была полноправным членом международного сообщества. Мир Sakura Taisen — это романтизированная и альтернативная версия настоящей Тайсё, идеальная Япония, какой она могла бы быть. До разрушений, принесенных Великим землетрясением Канто, до Великой депрессии, до Второй мировой войны.

​Сёитиро Иримадзири. Человек, поверивший в Хирои и его идею.
​Сёитиро Иримадзири. Человек, поверивший в Хирои и его идею.

В процессе планирования командой Хирои были созданы две настольные игры “Sakura” и “Sakura 2”, которыми RED Company пытались продать будущую видеоигру различным игровым компаниям, но ни одна из них не была уверена в успехе и Хирои был готов отложить проект в долгий ящик. К счастью, в этот момент с Хирои связался тогдашний вице-президент Sega Сёитиро Иримадзири, который находился в поиске компании, которая могла бы создать эксклюзивную адвенчуру для находящейся на тот момент в разработке Sega Saturn. Иримадзири слышал хорошие отзывы о работах Хирои и ему было интересно узнать, что он сможет предложить. Питч Хирои понравился представителям Sega и в 1994 году был дан зеленый свет на создание новой игры, разработкой которой занялись совместно RED Company и Sega.

Sakura Taisen — начало мечты

Каллиграфическим письмом на большом свитке Хирои написал поэму и повесил ее в офисе, чтобы задать настроение грядущей работе.

​Косукэ Фудзисима, подаривший игре лицо.
​Косукэ Фудзисима, подаривший игре лицо.

На этом этапе к разработке подключился человек, создавший запоминающийся внешний облик героев — мангака Косукэ Фудзисима, автор манги Oh My Goddess! и дизайнер персонажей для большинства основных игр серии Tales of. Поначалу редактор Фудзисимы отговаривал его от работы над Sakura Taisen из-за загруженности художника на основной работе. Да и сам Фудзисима не был уверен, что хочет браться за эту работу — игра была на очень ранней стадии разработки. Еще не были готовы ни сюжет, ни игровые механики, а в качестве портретов персонажей использовались временные дизайны, созданные сотрудниками RED Company.

​Первые дизайны Огами и Сакуры, созданные художницей RED Company Мисой Янагисава. https://twitter.com/keke_094/status/1206851675475939328
​Первые дизайны Огами и Сакуры, созданные художницей RED Company Мисой Янагисава. https://twitter.com/keke_094/status/1206851675475939328

Но Хирои убедил Фудзисиму присоединиться к разработке: у него уже были готовы концепции персонажей и составлены подробные персонажные листы, опираясь на которые и добавляя свои идеи Фудзисима создал дизайны для восьми главных героев. То, что действие игры разворачивалось в эпоху Тайсё, позволило Фудзисиме создать уникальный внешний вид героинь, комбинируя в их образах традиционные японские и западные элементы. Боевая форма Цветочной труппы, основанная на смокинге, также вдохновлена костюмами Такарадзука Ревю.

Sakura Taisen — начало мечты
Sakura Taisen — начало мечты

Отбором актрис для озвучивания главных героинь Хирои занимался сам. Его главным условием было наличие у актрис опыта в исполнении песен в живую. Некоторые из сейю, например Юрико Футидзаки, были порекомендованы Хирои коллегами. Но с каждой из актрис он встречался лично, рассказывал им о проекте и героинях. Перед началом записи озвучки с актрисами встретился Фудзисима и раздал им иллюстрации с изображениями их героинь, чтобы сейю смогли еще лучше вжиться в образы.

Интересная ситуация вышла с Акио Суямой, озвучившим главного героя игры Итиро Огами, для которого Sakura Taisen стала первым большим проектом, хотя озвученных реплик у Огами в игре очень мало. После подбора актрис на роли семи героинь Хирои предстояло найти сейю для главного героя, но времени и денег оставалось не очень много. Узнав об этом Суяма, который в то время только учился на профессию сейю и подрабатывал в RED Company, предложил свою кандидатуру. Учитывая финансовые и временные рамки Хирои оставалось только согласиться.

​Композитор Кохэй Танака, автор самой навязчивой песни в истории видеоигр.
​Композитор Кохэй Танака, автор самой навязчивой песни в истории видеоигр.

Третье ключевое лицо в разработке игры — композитор Кохэй Танака. Он с самого начала поддерживал идею Хирои, с которым уже работал ранее. Танака, зарекомендовавший себя как великолепный композитор саундтреками к Gunbuster и Mobile Fighter G Gundam, почти не имел опыта написания музыки для видеоигр. Он с энтузиазмом взялся за работу и планировал создать для игры пятьдесят мелодий, но из-за ограничений по бюджету и времени количество пришлось сократить почти в пять раз. Тексты всех песен Хирои сочинял сам, после чего Танака писал к ним музыку.

Опенинг игры "Geki! Teikoku Kagekidan" (“В атаку! Имперское боевое ревю”) был создан по указаниям Хирои объединить в нем музыку, которая могла бы звучать в опенинге к сериалу франшизы Super Sentai и вокал, звучащий как в заглавной песне японского фильма “Голубые горы” ("Aoi Sanmyaku") 1949 года. В первой игре опенинг исполняет Тиса Ёкояма — сейю главной героини игры Сингудзи Сакуры.

"Geki! Teikoku Kagekidan", или, как его сокращают, Gekitei, станет не только визитной карточкой серии (ее вариации будут опенингами ко всем основным частям Sakura Taisen кроме 5, а также к ОВА-сериалам и ТВ-сериалам), но и одной из самых известных песен в японских видеоиграх. В 2019 году на концерте Animelo Summer 2019 Gekitei был исполнен актрисами, озвучивавшими героинь аниме-сериала "Revue Starlight", напрямую вдохновленным Такарадзука Ревю.

Эндинг "Hanasaku Otome" (“Цветущие девы”) записывали все сейю главных героинь. Основную партию снова исполнила Тиса Ёкояма, а остальные актрисы — хоровые партии и бэк-вокал. Нотки "Hanasaku Otome" хорошо различаются в "Geki! Teikoku Kagekidan Shinshou" — опенинге Shin Sakura Taisen, который также написал Танака.

Обе песни были записаны на раннем этапе создания игры, что позволило разработчикам использовать их тексты в качестве гайдлайнов для создания сценария и сюжета игры.

Помимо этого у всех героинь есть собственные персонажные песни, которые играют в последней сцене игры в зависимости от того, с кем из девушек игрок решил развивать романтические отношения. Каждая персонажная песня исполнена соответствующей сейю.

​Сценарист Сатору Акахори дал возможность “играть в аниме”.
​Сценарист Сатору Акахори дал возможность “играть в аниме”.

Sakura Taisen — это игра, которая скорее напоминает интерактивное аниме. И этим она обязана сценаристу Сатору Акахори. Акахори, который до этого писал сценарии только для аниме, сначала скептически отнесся к идее и не знал как подступиться к написанию сценария видеоигры. Поэтому Хирои сказал ему писать так, как будто Акахори пишет сценарий для аниме. И Акахори написал историю, разбитую на тринадцать серий. В середине каждой серии была отбивка-eyecatch, в конце происходила битва, а завершалась каждая серия анимированным превью следующей. Последнее сражение должно было растянуться в длинную битву на три серии, но потом было решено собрать их в один эпизод.

Sakura Taisen — начало мечты
Айкетч и анонс следующей серии.
Айкетч и анонс следующей серии.

При написании сценария Акахори регулярно консультировался с Хирои и вносил многочисленные правки по его просьбам. Из-под руки Акахори вышел весь основной сценарий игры. Очень большой сценарий. Звукорежиссер Тосио Сато, под чьим руководством проходила запись озвучки, вспоминает, что был шокирован, когда ему принесли четыре книжки и сказали, что это треть сценария.

Хирои Одзи, Кохэй Танака, Косукэ Фудзисима, Сатору Акахори — эти четыре человека создали мечту, которая покорила тысячи людей и оставила след в сердцах игроков и индустрии. Но было бы нечестно не упомянуть и других людей, которые вместе с вышеуказанной четверкой внесли свой вклад.

Аниматор и дизайнер Хидэнори Мацубара, до этого адаптировавший дизайны Фудзисимы для OVA-сериала "Oh! My Goddess!", создал дизайны второстепенных персонажей. Рёма Канэко и Наоки Морита, сотрудники RED Company, которые были с Хирои с самого начала, создавали мир игры после того как Хирои была создана концепция, и писали дополнительные диалоги, пока Акахори был занят основным сценарием. Художница RED Company Миса Янагисава создала первоначальные образы героев, от которых отталкивался Фудзисима. Дизайнер Футоси Нагата придумал облик роботов коубу и вместе со студиями Buildup Entertainment и Neverland создал CGI ролики. Томоюки Ито и Ясуси Такеути — режиссеры игры. Студия Kyokuchi Movie Tokyo (ныне TMS Entertainment) создала анимационные ролики для игры.

Sega говорит, что на тот момент Sakura Taisen стала для компании самой дорогой в разработке игрой. В это легко можно поверить. Sakura Taisen была для Sega особой игрой, в рекламе ее называли не иначе как “Dramatic Adventure”. Впрочем, и результат тоже превзошел все ожидания.

Sakura Taisen — начало мечты
Sakura Taisen — начало мечты

И теперь, я думаю, можно перейти к самой игре.

Танцуя появляются воины, громогласно воспевающие любовь

Двенадцатый год эпохи Тайсё, или 1923 год по западному летоисчислению. Япония — бурно развивающаяся и процветающая страна, находящаяся на самом пике прогресса. Множество технологий, работающих на энергии пара, используются как для нужд армии, так и в мирной жизни. Первой мировой войны не случилось, но Японии и миру в целом угрожают демоны-коума, большое столкновение с которыми произошло в 1918 году. Тогда человечеству удалось остановить и запечатать коуму, но не победить окончательно. На случай возвращения угрозы создается особое тайное подразделение — Имперское боевое ревю, ударной силой которого является Цветочная труппа — отряд обладающих экстраординарными психическими силами девушек, пилотирующих паровых роботов-коубу. Прикрытием для них служит Большой Имперский театр, актрисами которого девушки являются в мирное время.

Но пока что коума — угроза вероятная, действительной угрозой для Токио является тайное общество Куроносукай (Черное гнездо), члены которого нападают на мирный город используя паровые демонические машины.

В это время в столицу прибывает молодой выпускник Военной академии Императорского флота Японии энсин Итиро Огами, назначенный новым капитаном Цветочной труппы.

Так как большую часть игры составляет взаимодействие Огами с другими персонажами, то с них мы и начнем.

Каждый раз новая победная поза - обязательное завершение любой окончившейся победой битвы.
Каждый раз новая победная поза - обязательное завершение любой окончившейся победой битвы.

Цветочная труппа — главные герои игры. Всё Имперское боевое ревю разделено на труппы, у каждой из которых свое предназначение. В первой части игры мы знакомимся только с Цветочной труппой и Ветренной труппой. Названия трупп — это тоже отсылка к Такарадзука Ревю, состав которого делится на труппы с такими же названиями и присущими каждой труппе особенностями. Имена всех членов Имперского боевого ревю имеют цветочный или растительный мотив, а у каждой из девушек есть характерная для нее манера речи.

Sakura Taisen — начало мечты

Итиро Огами (сейю: Акио Суяма)

Только что выпустившийся из академии офицер, назначенный на должность капитана Цветочной труппы. Он с радостью принимает новое назначение, но прибыв в столицу обнаруживает, что Имперское боевое ревю — это совсем не то, чего он ожидал.

Огами — новичок, которому предстоит встроиться в уже сформировавшуюся Цветочную труппу и заслужить уважение подчиненных.

Огами выступает аватаром игрока и его глазами мы наблюдаем за событиями игры.

Sakura Taisen — начало мечты

Сакура Сингудзи (сейю: Тиса Ёкояма)

Еще один новичок в Цветочной труппе. Сакура приехала в столицу из Сэндая и в глазах некоторых своих товарищей выглядит неуклюжей провинциалкой. Сакура — воплощение ямато-надэсико — образа идеальной женщины. Но несмотря на всю правильность и идеальность Сакуры, у ее характера есть и вредные и даже мстительные черты.

От отца, ветерана предыдущей войны с коумой, Сакуре перешел меч тати и техника “хокусин иттоу рю кэндзюцу”.

По отношению к себе Сакура использует местоимение “атаси” — женскую версию “ватаси” стандартного японского “я”.

Sakura Taisen — начало мечты

Сумирэ Кандзаки (сейю: Митиэ Томидзава)

Звезда Имперского боевого ревю, наследница богатой семьи, разработавшей и создавшей коубу. Сумирэ высокомерна и заносчива в общении с остальными членами Цветочной труппы и считает себя и лучшей актрисой, и лучшим воином. В бою пользуется нагинатой.

В речи Сумирэ использует очень формальное местоимение “ватакуси”. Сумирэ — японское название фиалки маньчжурийской.

Sakura Taisen — начало мечты

Мария Татибана (сейю: Урара Такано)

Дочь российского дипломата и японки. Мария осиротела во время Революции 1917 года, присоединилась к революционерам, но вскоре сбежала из России в Америку, где ее нашло Имперское боевое ревю и пригласило в свои ряды. Мария была капитаном Цветочной труппы до прибытия Огами, поэтому поначалу она прохладно относится к Огами и не сразу принимает его.

Рост, короткая стрижка и низкий голос сделали ее звездой мужских ролей в театре. Мария — меткий стрелок из револьвера и ее коубу тоже вооружен огнестрельным оружием.

Мария использует нейтральное вежливое местоимение “ватаси”. Татибана — сорт мандарина, произрастающий в Японии и Китае.

Sakura Taisen — начало мечты

Айрис Шатобриан (сейю: Кумико Нисихара)

Самый молодой член Цветочной труппы. Дочь французских аристократов, Айрис обладает незаурядными психическими способностями, которые еще не может надлежащим образом контролировать. В сильных стрессовых ситуациях Айрис “замыкает” и она непроизвольно создаёт взрыв своей психической энергии.

Айрис неразлучна со своим плюшевым мишкой Жан-Полем и к неудовольствию Сакуры любит между делом сообщить, что станет женой Огами, когда вырастет.

В бою Айрис не пользуется оружием, полагаясь на свои психические способности. Она медик команды и единственная, кто перемещается используя телепортацию.

При общении Айрис по-детски обращается к себе в третьем лице, называя себя по имени. Айрис — это, конечно же, ирис.

Sakura Taisen — начало мечты

Коран Ли (сейю: Юрико Футидзаки)

Меха-отаку и технические мозги Цветочной труппы. Коран приехала в столицу из Китая и помогала в разработке техники, которой пользуется Имперское боевое ревю. Любимое занятие Коран — копаться во внутренностях различной техники и что-то изобретать. Правда, ее изобретения имеют свойство взрываться. Но помощь Коран в обслуживании и улучшении коубу нельзя недооценивать.

Зеленый коубу Коран вооружен ракетными установками и обеспечивает Цветочной труппе артиллерийскую поддержку.

Коран говорит на осакском диалекте и использует местоимение “ути”, характерное для кансайского и других западных диалектов. Ее имя означает “алая орхидея”, а фамилия пишется иероглифом “слива”.

Sakura Taisen — начало мечты

Канна Кирисима (сейю: Маюми Танака)

Полная противоположность и естественный враг Сумирэ. Каратистка с Окинавы, Канна не забивает себе голову утонченными манерами и этикетом — она любит сытно поесть и хорошо подраться. Канна обладает невероятной физической силой и выносливостью: когда она после увольнительных возвращалась в столицу из Окинавы ее корабль затонул и оставшийся путь до Японии Канна проплыла сама.

Под стать своему дружелюбному и даже немного фамильярному отношению к окружающим, по отношению к себе Канна использует очень неформальное женское местоимение “атаи”. Разговаривает Канна на окинавском диалекте. Во время боя она полагается исключительно на свои навыки в карате и не пользуется оружием. Канна — название одного из видов лилий.

Sakura Taisen — начало мечты

Ветреная труппа: Касуми Фудзии (сейю: Акеми Окамура), Юри Сакакибара (сейю: Юки Масуда), Цубаки Такамура (сейю: Кёко Хиками)

В мирное время эти три девушки занимаются бумажной работой, бухгалтерией, продажей сувениров и помогают зрителям не потеряться в театре. Во время боя они обеспечивают поддержку Цветочной труппы из штаба, или же управляют транспортом, доставляющим Цветочную труппу на поле боя: паровозом Горайго или боевым дирижаблем Сёгэймару.

Их имена означают гипсофилу, лилию и камелию соответственно.

Sakura Taisen — начало мечты

Икки Ёнэда (сейю: Масару Икэда)

Генерал-лейтенант Императорской армии, ветеран первой войны с коумой и командир Имперского боевого ревю. Ну или управляющий Большим Имперским театром для гражданского населения.

Его фамилия пишется иероглифами «рис» и «поле», что созвучно пристрастию Ёнэды к сакэ.

Sakura Taisen — начало мечты

Аямэ Фудзиэда (сейю: Аи Орикаса)

Лейтенант Императорской армии и заместитель Ёнэды. Во время первой войны с коумой Аямэ и Ёнэда воевали вместе. Аямэ выполняет роль наставника и старшей сестры для девушек Цветочной труппы и Огами. Она же лично занималась рекрутингом девушек в Имперское боевое ревю. Кроме японского Аямэ может говорить на французском, русском и китайском — родных языках Айрис, Марии и Коуран.

Аямэ — один из видов японского ириса, а иегроглифы в фамилии Фудзиэда значат «ветка глицинии».

Ураган романтики в лепестках сакуры эпохи Тайсё

Итак, в парке Уэно Сакура встречает только что прибывшего в столицу Огами, чтобы проводить его в театр. Постойте, но какой театр? Огами же получил назначение капитаном боевого отряда сверхсекретного подразделения, о котором сам ещё почти ничего не знает. Должно быть, тут какая-то ошибка. Но в театре его встречает генерал-лейтенант Ёнэда, знаменитый герой Русско-Японской войны, который подтверждает, что никакой ошибки тут нет. Огами действительно назначен на службу в театре и, в отсутствие других дел, он будет или помогать Ветренной труппе заполнять различные бумажки, или будет работать билетёром в дни представлений.

Огами крайне обескуражен, но, как выпускник-отличник и образцовый военный, он не будет спорить с приказами и берётся за работу. Кроме работы днём Огами поручается совершать ночные обходы театра после окончания представлений. Постепенно он знакомится с актрисами Цветочной труппы, но все больше падает духом — не такую военную карьеру он себе представлял. И только когда на следующий день после прибытия Огами в театре вдруг звучит сирена тревоги, предупреждающая о том, что враг напал на столицу, Огами узнаёт, что под театром скрывается военная база, полная самой современной техники и вооружения, а он действительно попал в особый боевой отряд, от которого зависит мирная жизнь не только столицы, но и всей Японии.

Sakura Taisen — начало мечты
Sakura Taisen — начало мечты

На этом кратком пересказе первого эпизода игры хорошо видно структуру, которая свойственна почти всем десяти эпизодам: сюжет -> свободное время -> бой.

В начале эпизода происходят сюжетные сцены. Сюжет проведет героев по разным известным местам Токио эпохи Тайсё, который персонажи уважительно называют тэйто — имперская столица: Гиндза, в которой находится театр, парк Уэно, мост Нихонбаси, совсем недавно перестроенный в камне и прочие. Sakura Taisen любит свою эпоху и хочет донести эту любовь до игрока. В одном из эпизодов Огами и Айрис идут в кинотеатр — абсолютно новый опыт для Айрис, как и для многих людей того времени. На задниках всегда можно увидеть людей, одетых как в западную одежду, так и в традиционную японскую.

Sakura Taisen — начало мечты
Sakura Taisen — начало мечты

Естественно, такое бурное развитие страны и включение в ее культуру западных ценностей не может нравиться всем. Глава таинственного общества Куроносукай, древний волшебник Тэнкай (образ которого основан на действительно жившем в XVI веке монахе Тэнкае, приближенном Иэясу Токугавы), видит современную Японию осквернившей себя о порочный западный мир. Он хочет возвращения традиционного общества, повторного установления сёгуната Токугава, изоляции Японии для ее очищения от пороков, которые принесли с собой заполонившие страну иностранцы. Sakura Taisen — это не просто любование новой эпохой, это столкновение идеологий. Хотя никаких полутонов и места для сомнений тут, конечно, нет — симпатии создателей игры очевидны.

Потусторонняя сущность врагов делает выбор театра в качестве прикрытия для Имперского боевого ревю логичным — у многих народов мира танец и песня издревле служили защитой от злых духов.

Sakura Taisen — начало мечты

После сюжетной части у Огами появляется время, чтобы самостоятельно ходить по театру и разговаривать с героинями, ближе узнавать их истории и характер. Sakura Taisen — игра, созданная на стыке визуальной новеллы, дейт-сима и тактики. Элемент дейт-сима (симулятора свиданий) в игре довольно легкий и больше всего проявляется именно в сегменте, когда игрок контролирует перемещение Огами по театру. В отличие, например, от Tokimeki Memorial (пожалуй, самого известного представителя дейт-симов), в Sakura Taisen у Огами нет каких-то характеристик вроде физической силы или интеллекта, которые надо прокачивать, чтобы понравиться той или иной девушке. Расположение девушек завоевывается в первую очередь разговорами с ними, и выбором удовлетворяющих собеседницу ответов.

​LIPS в действии. Решение Огами не отвечать Сумирэ воспринимает как знак того, что ее игнорируют.

Для этого разработчиками была придумана система LIPS (Live & Interactive Picture System). LIPS не даст игроку бесконечно думать над тем, что ответить девушке — система предоставляет ограниченное время на прочтение вариантов ответа и выбор одного из них. Причем, в зависимости от ситуации, времени дается больше или меньше: в спокойной обстановке у Огами будет десяток секунд на раздумья, а в бою или другой критической ситуации секунд пять. В зависимости от выбранного ответа возможны три варианта развития событий: при нейтральном ответе ничего не произойдет и диалог продолжится или окончится без последствий; правильный ответ улучшит отношение героини к Огами, что, соответственно, улучшит ее характеристики (атаку, защиту и движение) в боевой части; неправильный ответ ухудшит отношение к Огами и ухудшит характеристики. Кстати, невыбор ответа тоже считается ответом и иногда это лучший вариант. Выбор правильного и неправильного варианта в диалоге сопровождается соответствующим звуковым сигналом, который дает игроку понять, насколько хорошо тот понимает характер собеседницы и оценивает ситуацию. Мария положительно оценит демонстрацию Огами лидерских качеств и знание автора “Преступления и наказания”, а Айрис обидится, если к ней будут относиться как к ребенку. Основной сюжет Sakura Taisen абсолютно линеен, а вот романтическая линия меняется от прохождения к прохождению в зависимости от того, в глазах какой из девушек Огами набрал больше всего очков к определенному моменту игры.

Другое применение системы LIPS — возможность исследовать окно, в котором происходит разговор. Курсор можно наводить на различные части тела или одежды девушки, интерьер комнаты и читать комментарии Огами относительно того, на что направлен взгляд.

Еще один позаимствованный у симуляторов свиданий элемент — временной лимит. Отведённое на исследование театра время ограничено. За один такой сегмент Огами не может посетить все помещения театра (а в нем три больших этажа), поэтому всех сценок и диалогов за первое прохождение игрок не увидит.

Sakura Taisen — начало мечты
Sakura Taisen — начало мечты

Во время свободного перемещения по театру можно открывать и мини-игры, если в нужный день посетить правильную комнату. Опять же, вряд ли за одно прохождение без использования гайда удастся открыть их все. Мини-игры варьируются от аркадной игры, в которой надо спасти тонущую в бассейне Сумирэ, до карточной игры кои-кои с использованием колоды игральных карт Ханафуда.

Диалоги в приключенческой части игры очень щедро проиллюстрированы, значительная часть игры озвучена, движения губ героинь синхронизированы с их репликами, а самые важные сцены представлены в виде анимационных роликов.

Как бы весело не было общаться с героинями, специально проваливая LIPS-моменты для получения смешных реакций и диалогов, обязательно настает время залезать в роботов и отправляться на поле боя. Боевая часть — самая слабая сторона игры. К счастью, очень простая, чтобы она могла мешать получать удовольствие.

​Одинаковые разноцветные коубу против одинаковых и еще даже не разноцветных врагов.
​Одинаковые разноцветные коубу против одинаковых и еще даже не разноцветных врагов.

На Sakura Taisen часто вешают ярлык TRPG или SRPG, но это в корне неверно. Несмотря на наличие пошаговых битв игра начисто лишена развития персонажей в плане получения ими очков опыта, новых уровней, улучшения характеристик в результате победы над противником, отсутствует и кастомизация роботов.

Все изменение характеристик девушек происходит или в связи с удачным/неудачным ведением диалогов с ними, или по сюжету, когда игрок в принципе никак не может на это повлиять. Впрочем, завести себя в ситуацию, когда все девушки будут настолько плохо относиться к Огами, что прохождение боев будет нереальным, невозможно.

Лечащий команду финишер Айрис
Лечащий команду финишер Айрис
Комбо-атака Огами и Марии
Комбо-атака Огами и Марии

Сами бои проходят на картах, разделенных на квадраты. Боевая система в игре очень простая и сразу будет понятна всем, кто видел консольную тактику от японцев. У каждого из героев есть три вида действия: движение, атака и прочее. Атака делится на обычный удар (зона поражения зависит от оружия, используемого героем) и финишер, который наносит несравнимо больше урона, но тратит всю душевную энергию бойца. Позже у Огами и его возлюбленной появляется уникальная комбо-атака, которая тратит всю душевную энергию обоих персонажей, но наносит огромный урон по площади, делая уничтожение больших групп врагов или боссов очень простым. К третьей группе команд относятся лечение (каждый герой может два раза за бой вылечить себя или стоящего на соседней клетке товарища), защита и зарядка (восстанавливает использованную душевную энергию). За ход каждый герой может совершить два действия, но только по одному действию из каждой категории. У Огами, как у командира Цветочной труппы, есть дополнительная команда — восемь раз за бой он может прикрыть любую из своих подчиненных, независимо от того, как далеко они находятся на карте, и полностью аннулировать наносимый ей вред.

​3D рендер демонической паровой машины Куроносукай.
​3D рендер демонической паровой машины Куроносукай.

Разнообразия во врагах нет совсем. В первой половине игры это демонические паровые машины, различающиеся в плане дизайна только цветом, а во второй — демоны-коума, опять же, разноцветные и одинаковые. От цвета врага зависит его способ атаки: одни бьют в ближнем бою, другие стреляют или могут атаковать сразу нескольких героев. Уникальные дизайны имеют только боссы (да и то до определенного момента), непременно сопровождающие в каждой главе рядовых монстров. Боссы играют по тем же правилам, что и находящиеся под управлением игрока герои: у них есть душевная энергия, которую они также тратят на свой финишер, они могут ее заряжать, могут защищаться, а иногда и лечиться.

Sakura Taisen — начало мечты
Sakura Taisen — начало мечты

Отсутствует разнообразие и в игровом процессе. Единственная тактика, которой нужно пользоваться при прохождении боевых частей – бросать всех своих подчиненных в атаку, оставив в тылу только Айрис, чтобы она при необходимости лечила получивших повреждения товарищей своим АoE финишером. При этом передвигаются юниты по карте довольно медленно (к счастью, есть кнопка для ускорения движения), а карты могут быть очень большими. В паре самых невыносимых боевых эпизодов нужно провести по почти пустой карте своих героев из одного конца в другой. При этом, никто из врагов, кроме боссов, вообще не представляет никакой опасности — главное не забывать подлечиваться (для этого кроме команды лечения и финишера Айрис на некоторых картах есть специальные лечащие клетки) и ставить защиту. Да и на большинство боссов достаточно просто навалиться всей толпой и использовать финишеры.

Sakura Taisen — начало мечты
Sakura Taisen — начало мечты

Вышедшие в 1995 и 1996 годах соответственно тактики про роботов Super Robot Wars 4 и SD Gundam Generation A — F для Super Famicom куда более продуманны с точки зрения геймплея, чего уж говорить про Front Mission с его возможностью собирать роботов из разных частей.

Есть в игре и дополнительный режим “Длинный день в театре”, в котором можно заново сыграть во все открытые в ходе основной игры мини-игры, посмотреть видеоролики и послушать музыку.

Ураган романтики в лепестках сакуры эпохи Хэйсэй

Думаю, выше мы довольно подробно поговорили про игру. Удалось ли ей оправдать возложенные на нее ожидания RED Company и Sega? Некоторые разработчики игры считали, что игра, собравшая в себя сразу несколько жанров, получается очень уж специфической и не сможет хорошо продаться. К тому же, сроки выхода игры несколько раз приходилось сдвигать из-за большого объема работы, а некоторый готовый контент вырезать, чтобы уместить игру хотя бы на два диска (изначально планировался всего один). Хирои же верил, что они смогут продать минимум 200000 копий игры.

В первую же неделю было продано 205000 копий — 57% всего тиража. В некоторых магазинах игра была раскуплена через несколько часов после открытия.

Вскоре был анонсирован сиквел игры, работать над которым стала та же звездная команда из Хирои, Танаки, Фудзисимы и Акахори. А вместе с сиквелом началась работа над аниме и театральными постановками с участием актеров, озвучивавших персонажей игры.

Sakura Taisen Hanagumi Tsuushin
Sakura Taisen Hanagumi Tsuushin
​Sakura Taisen Jouki Radio Show
​Sakura Taisen Jouki Radio Show

Чтобы не дать фанатам заскучать в ожидании второй части для Sega Saturn вышли два бонусных диска "Sakura Taisen Hanagumi Tsuushin" (“Переписка с Цветочной труппой”) и "Sakura Taisen Jouki Radio Show" (“Программа на паровом радио”), на которых содержались последние новости о серии, информация о театральных постановках и радиопередачах, интервью с актрисами и создателями игры, небольшие видео и даже дополнительные игровые сценарии и новые мини-игры. Иными словами, новостная рассылка и DLC в эпоху, когда хоть какой-то доступ в интернет у многих отсутствовал.

Sakura Taisen — начало мечты
Sakura Taisen — начало мечты
Sakura Taisen — начало мечты

Sakura Taisen Hanagumi Tsuushin

Sakura Taisen — начало мечты
Sakura Taisen — начало мечты
Sakura Taisen — начало мечты

Sakura Taisen Jouki Radio Show

Ai yue ni (“Из-за любви”) — первая театральная постановка Имперского боевого ревю.

К слову о театральных постановках. Начиная с 1997 года ежегодно выходили театральные постановки "Sakura Taisen Kayou Show" — большие мюзиклы в стиле все тех же Такарадзука Ревю и Сётику Ревю, роли в которых исполняли сейю героев игры. Музыку для театральных постановок также писал Кохэй Танака.

Sakura Taisen — начало мечты

В 1997 же году вышел "Sakura Taisen Hanagumi Taisen Columns" — рескин популярного тетрисоподобного паззла Columns. В игру был добавлен сюжетный режим, в котором игрок выбирал одну из героинь и проходил ее историю в придуманных для Hanagumi Taisen Columns сценариях. Очень неплохо для игры, на скорую руку сделанной для того, чтобы заработать еще денег.

Sakura Taisen — начало мечты
Sakura Taisen — начало мечты
Sakura Taisen — начало мечты
Sakura Taisen — начало мечты

Четырехсерийная ОВА "Sakura Taisen Ouka Kenran", выходившая в 1997–1998, обязательна для тех, кому понравилась игра. Первые три серии служат предысторией к событиям игры и рассказывают о создании коубу и формировании Имперского боевого ревю. События же четвертой серии происходят параллельно с игрой и повествуют об Огами, который, устав от рутины, решает самостоятельно поставить спектакль. На мой взгляд, это не столько еще одна история из жизни Цветочной труппы, сколько аллегория на процесс создания игры, в которой Огами отводится роль Одзи Хирои: одобрение от руководства, пришедшие на помощь Огами коллеги, внезапные сложности и задержка выхода постановки, которую так ждут жители столицы (по опросу Famitsu в 1996 году Sakura Taisen была второй самой ожидаемой среди читателей игрой после Final Fantasy VII) и большой успех в день премьеры. В финале серии Огами-Хирои видит еще одного себя (олицетворяющего, как мне кажется, игрока), который говорит ему: “чтобы мечты сбывались, другой ты всегда будет поддерживать всех вас”. Sakura Taisen, в которую было вложено такое количество труда и любви создателей, получила в ответ любовь игроков.

Ураган лепестков сакуры накрыл Японию.

Увы, только Японию. Путь франшизы на запад оказался долог и труден. Хирои хотел, чтобы игра была издана на английском языке, но в Sega не были уверены, что такое смешение жанров и очень японская по своей сути и сеттингу игра будут интересны западным игрокам. Одна неизвестная компания пыталась локализовать порт "Sakura Taisen 1+2" на PSP, но Sony Computer Entertainment of America отказали им в выдаче лицензии, абсурдно мотивируя свое решение тем, что Sakura Taisen — не игра, а роман, имея ввиду принадлежность игры к визуальным новеллам.

Дошло до смешного, вышеупомянутый ОВА-сериал "Sakura Taisen Ouka Kenran", не имеющий самостоятельной ценности, были издан в Америке компанией ADV и многие поклонники аниме на западе познакомились с Sakura Taisen именно через аниме, зачастую даже не представляя что есть какие-то там игры.

Sakura Taisen — начало мечты

Удивительно, но там, где не смогла Америка, смогла Россия, став одной из трех стран (две другие — Корея и Китай), где была официально локализована Sakura Taisen. В 2006 году PC-версия Sakura Taisen вышла на русском языке благодаря компании “Акелла”. Конечно, нельзя сказать, что локализация получилась очень удачной. РС-порты японских игр никогда не славились качеством или стабильной работой. Хотя порт Sakura Taisen и был неплох, но возникли ранее не существовавшие ошибки из-за распаковки, перевода и обратной запаковки ресурсов игры инструментами, созданными российскими локализаторами. Не добавила удобства и стабильности и DRM-защита StarForce, которой тогда комплектовались все релизы от “Акеллы”. Сложно поиграть хоть сколько-нибудь длительное время и не встретить ошибку, выбрасывающую из игры. И это мы еще не трогаем качество перевода или его полного отсутствия в некоторых (к счастью, не важных для сюжета) местах, потому что ну какое качество у нишевого релиза никому в России неизвестной японской игры в 2006 году?

​Я есть Грут.
​Я есть Грут.

Ураган романтики в лепестках сакуры эпохи Рэйва

Надеюсь, у некоторых из тех, кто дочитал до этого места, возник интерес и желание поиграть в Sakura Taisen. Самое время ответить на вопрос, как это можно сделать в 2020 году.

Помимо Sega Satrun первая часть Sakura Taisen вышла на ПК, Sega Dreamcast и PSP. Про ПК-релиз я писал выше. До недавнего времени это была единственная возможность для русскоязычного игрока, не владеющего японским, поиграть в Sakura Taisen не прибегая к помощи далеко неполных текстовых гайдов на Gamefaqs.

К счастью, в декабре прошлого года, почти одновременно с выходом Shin Sakura Taisen в Японии, был выпущен фанатский перевод Sega Saturn версии игры на английский. Патч с переводом можно скачать с сайта переводчиков

Sakura Taisen — начало мечты
Sakura Taisen — начало мечты

Тем, кому наличие полного перевода не важно, я рекомендую Dreamcast-версию игры. В ней подтянули качество графики и видеороликов, а используя функцию переноса данных один сейв-файл можно пронести через все четыре части игры, вышедшие на Dreamcast. Это не вносит каких-то кардинальных изменений в сюжет, но открывает некоторое количеств дополнительных диалогов. Кроме того, Dreamcast-версия использует VMU — специальные карты памяти для Dreamcast со встроенным черно-белым экраном. Во время LIPS-моментов на экране VMU показывается радостный или грустный портрет персонажа, а в бою экран показывает короткие анимации атак и характеристики персонажей. Опять же, дополнение не жизненно необходимое, но приятное.

У PSP-версии "Sakura Taisen 1+2" (это порт сразу первой и второй части игры) есть очевидный плюс в ее портативности, но пережатые и умещенные в один UMD вместо пяти CD графика и видео выглядят не очень хорошо.

Sakura Taisen — начало мечты
Sakura Taisen — начало мечты
​Приключенческая часть в версиях для Saturn, Dreamcast и PSP соответственно.
​Приключенческая часть в версиях для Saturn, Dreamcast и PSP соответственно.
Sakura Taisen — начало мечты
Sakura Taisen — начало мечты
​Боевая часть в версиях для Saturn, Dreamcast и PSP соответственно.
​Боевая часть в версиях для Saturn, Dreamcast и PSP соответственно.

Все три консольные версии Sakura Taisen хорошо эмулируются. PSP-версию можно купить в японском PlayStation Store. Заморачиваться же с запуском PC-версии при наличии хорошего английского перевода и вовсе нет смысла.

Sakura Taisen — начало мечты
Sakura Taisen — начало мечты

Но есть и еще одна опция: "Sakura Taisen: Atsuki Chishio ni" (“В горячей крови”) — замечательный ремейк Sakura Taisen для PlayStation 2, вышедший в 2003 году. По сути, это сделанная с нуля игра, в которой от оригинальной первой части остался только сюжет: перерисованные портреты персонажей и задники, переозвучка, заново записанный саундтрек, новые анимационные ролики от Production I.G., новая боевая система, взятая из более поздних частей Sakura Taisen, новые сюжетные эпизоды и LIPS-моменты.

"Atsuki Chishio ni" заслуживает отдельного текста, а здесь стоит только сказать, что ремейк прекрасно подойдет для первого знакомства с серией, а ради нового контента в него стоит поиграть и тем, кто уже знаком с оригиналом. А интересующиеся меха-аспектом Sakura Taisen обнаружат, что роботам тут уделяется гораздо больше внимания.

"Atsuki Chishio ni" была частью амбициозного проекта Sakura Taisen World Project, в ходе которого было объявлено о разработке семи новых игр серии для PlayStation 2 и долгожданном выходе Sakura Taisen на западный рынок.

К сожалению, из семи игр до релиза добрались только четыре, а на западе с большой задержкой вышла только одна — "Sakura Taisen V" для PS2 и Wii, многими считающаяся не то чтобы плохой, но самой слабой номерной частью Sakura Taisen. "Atsuki Chishio ni" же так и не покинул пределы своей родины.

В заключение

В 2016 году Sega провела несколько интернет-опросов, касающихся сериалов компании. Среди них были опросы “Какая игра вам наиболее запомнилась?” и “Возрождение какой игры вы бы хотели увидеть?”. В обоих опросах с большим отрывом от "Sonic the Hedgehog" и "Jet Set Radio" соответственно победила Sakura Taisen. Это стало толчком к тому, чтобы Sega начала разработку "Shin Sakura Taisen", о чем не раз говорил продюсер новой игры Тэцу Канато.

В 1996 году Sakura Taisen подарила игрокам мечту, а спустя двадцать лет игроки подарили мечту о том, что Sakura Taisen вернется. Как и в старые времена: с новой большой игрой, новыми театральными постановками, новой мангой и аниме. И с объявленным при анонсе игры выходом ее на английском языке, чтобы к мечте смогло прикоснуться как можно большее количество людей. Возвращаясь к процитированной выше фразе из аниме "Sakura Taisen Ouka Kenran": “чтобы мечты сбывались, другой ты всегда будет поддерживать всех вас”.

22 показа
2.7K2.7K открытий
12 комментариев

Ещё в России до Акеллы компания MC Entertainment выпустила какой-то полнометражный фильм по франшизе под названием "Сакура: Война миров", я познакомился с серией именно так (и этим же ограничился).
Из сюжета было абсолютно ничего не понятно - кто все эти люди, кто против кого воюет, и т.п. Зато графон был очень неплох, особенно меня тогда впечатлила открывающая сцена в театре.

Ответить

Да, это фильм, действие которого происходит между третьей и четвертой частями игры и в котором дебютирует одна из героинь пятой части ) Довольно занятный релиз, когда больше ничего из серии в стране не выпущено. Я тоже начал знакомство с Сакурой с него (моя единственная лицензионная VHS от МС!) и на нем бы и закончил, если бы позже не увлекся мехой.

Ответить

Спасибо за столь развернутую статью о Sakura Taisen! 

Ответить

Спасибо за статью!

Ответить

Хахахахахах такс, такс, такс. Что тут у нас? Саморазвитие через дтф. Наконец-та!

Ответить

Потом сега отдала серию команде соник форес и те превратили её в с сраный мусо. RIP

Ответить

До этого она была унылой тактикой. Если бы в Сакуре главной была боевая часть, то серия бы загнулась после первой же части.

Ответить