Ужасы в Сети: jvk1166z.esp и страшная изнанка Morrowind

Рассказываем о происхождении, загадках и фанатах одной модификации

В сети хватает крипипасты, посвящённой самым разным видеоиграм. Например, 12 лет назад по игровым форумам прошёл слух о новой модификации для The Elder Scrolls III: Morrowind. Тот странный мод якобы открывался только через DOSbox, заставлял несюжетных персонажей жутковато себя вести, а одного слишком усердного игрока лишил рассудка.

Да, мы понимаем, что сейчас не самое лучшее время для публикации развлекательного контента. Тем более про крипипасту — страха-то многим хватает и в реальной жизни.

Но решили, что отвлекаться от невесёлых мыслей и думскроллинга 24/7 людям тоже иногда нужно. Так что вот.

Некоторые игры благодаря фанатским модам могут уходить очень далеко от оригинальной задумки — например, серия The Elder Scrolls. Чего там только нет: масштабные переделки с постсоветскими городами, замена лошадей на современный транспорт, всякая нецензурщина… Моды к серии становились мемами, отдельными полноценными играми, а иногда — страшными рассказами.

Вы думали, мы шутим насчёт современного транспорта? [<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.nexusmods.com%2Foblivion%2Fmods%2F17054%2F&postId=1106704" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>]
Вы думали, мы шутим насчёт современного транспорта? [Источник]

В 2007 году, когда до выхода Skyrim оставалось ещё четыре года, фанаты The Elder Scrolls вовсю клепали модификации для относительно молодой Oblivion и уже пожилой Morrowind. И однажды в их число затесался мод jvk1166z.esp, странный по нескольким причинам.

Во-первых, его автор выкладывал своё творение только на небольших форумах и в тематических сообществах, избегая крупных площадок. А некоторым пользователям присылал файл в личные сообщения или даже на электронную почту.

Во-вторых, jvk буквально ломал игру: после установки и включения мода Morrowind один раз доходила до экрана загрузки, зависала на час, потом вылетала на рабочий стол и больше не запускалась — помогала только полная переустановка. Кстати, файлы сохранения модификация тоже напрочь убивала.

Ужасы в Сети: jvk1166z.esp и страшная изнанка Morrowind

В-третьих, когда фанаты открывали jvk в фирменном редакторе и пытались понять, что же не так с этим модом, инструментарий выдавал ошибку. В итоге многие решали, что под видом мода им подсовывают какой-то шальной вирус, удаляли файл jvk со своих компьютеров и забывали про него.

Через год один пользователь из сообщества мододелов получил сообщение с только что удалённого аккаунта: попробуйте запустить модификацию через DOSbox — эмулятор старой операционки MS-DOS. Странный способ сработал: Morrowind в DOSBox подтормаживал и отказывался переходить в меню, но хотя бы позволял играть.

Игроки принялись изучать загадочный мод и быстро нашли первые изменения. Например, когда главный герой выходил в открытый мир, на экране появлялась надпись «Со смертью этого персонажа нить вашей судьбы обрывается» — потому что мод убивал всех NPC, которые хоть как-то были связаны с основным сюжетом, и игра становилась непроходимой.

А все остальные персонажи в игре по ночам начинали выходить на улицу и впадать в своеобразный транс, отвечая на любую попытку взаимодействовать с ними одной фразой: «Посмотри на небо».

Другое нововведение в моде — чёрное гуманоидное существо, которое преследовало игрока и понемногу наносило ему урон. Убить монстра не получалось: тварь постоянно пряталась за кадром, но иногда её удавалось заметить, если резко повернуться или заглянуть за угол. Ну или когда персонаж умирал от очередной невидимой атаки — тогда существо ещё пару секунд бегало на четырёх конечностях вокруг мёртвого тела.

Ужасы в Сети: jvk1166z.esp и страшная изнанка Morrowind

Игроки копали дальше. Выяснилось, что мод добавлял в игру нового персонажа со своей цепочкой заданий — данмера Тиераса, который отправлял игрока на поиски загадочной «Цитадели».

Это огромное подземелье на далёком острове состояло из нескольких уровней: старых пещер, заброшенной гробницы, даэдрических развалин, двемерских руин и ещё одних двемерских руин, только более тёмных, шумных и с густым туманом. С каждым этажом подземелье становилось всё сложнее — неподготовленные персонажи умирали ещё в первых зонах.

Ужасы в Сети: jvk1166z.esp и страшная изнанка Morrowind

Только у самых живучих героев получалось дойти до последнего, шестого этажа. В большом зале, который игроки прозвали «Комнатой портретов», висели изображения, подхваченные модом прямо с компьютера игрока, из папки «Мои рисунки». А за галереей пряталась запертая дверь, которую никто из игроков не мог открыть. Более того: после посещения подземелья, все NPC в игре переставали разговаривать с игроком, а текстура ночного неба менялась на фотографию реального.

Ужасы в Сети: jvk1166z.esp и страшная изнанка Morrowind

Многие на этом этапе забрасывали прохождение мода. Но в сообщениях одного фанатского сообщества сохранились записи очень упорного поклонника, который решил разгадать загадку jvk. Он заметил, что новое ночное небо из модификации двигалось: за одну игровую ночь оно проходило такое же расстояние, как за два месяца в реальности. Но если выйти из игры — отматывалось на первую позицию. Этот игрок принял вызов и начал ждать.

Ужасы в Сети: jvk1166z.esp и страшная изнанка Morrowind

Он ждал сутки, причём не отходя от компьютера — ведь стоящий без присмотра персонаж быстро умирал от руки того самого чёрного существа. А потом существо истошно закричало. И начало кричать каждый раз, когда готовилось атаковать.

Спустя ещё два дня в игре наступила вечная ночь — локации окутала настолько густая тьма, что игрок с трудом разбирал дорогу. Зато смутно видел небольшие фигуры, которые бегали вокруг героя, но всегда держались на расстоянии.

Ужасы в Сети: jvk1166z.esp и страшная изнанка Morrowind

Игрок решил не выключать игру и подождать ещё. Через несколько дней все NPC ушли из поселений, спрятались в ближайших пещерах и просто молча стояли. Спустя ещё несколько дней из их глаз пошла кровь. Наконец, из игры пропали все чудовища: на поверхности остались лежать лишь тела умерших сюжетных персонажей.

Всё это время тот игрок толком не спал. Ему уже начало казаться, что чёрное существо преследовало не персонажа, а его самого. В конце концов игрок всё-таки отрубился и увидел очень странный сон: будто он попал в игру, а перед ним стоял последний из двемеров, Ягрум Багарн. NPC разговаривал с ним так, будто знал лично и упоминал о событиях из реальной жизни — даже о тех, о которых тот никогда никому не рассказывал.

Ужасы в Сети: jvk1166z.esp и страшная изнанка Morrowind

А потом игрок проснулся — и понял, что всё это время сидел за компьютером с включенным «Морровиндом». Ещё ему показалось, что в окно комнаты (реальной, не игровой) кто-то тихонько стучит. На этом последнее сообщение обрывалось.

Ужасы в Сети: jvk1166z.esp и страшная изнанка Morrowind

А на этом история заканчивается — теперь попробуем её проанализировать. Ну, как проанализировать… в отличие от двух прошлых крипипаст, которые появлялись в нашей рубрике, история про jvk не несёт глубокого смысла, морали или социального контекста. Это классическая страшилка: увлекает, нагоняет жути, давит атмосферой. Но кое-что интересное в ней всё же есть — история появления и развития.

Крипипасту про jvk.esp написал анонимный автор на имиджборде 4chan, но тред с его оригинальным постом уже давно затерялся в архивах. Зато остался другой пост — от блогерши Inunah, которая на своей странице InusCreepyStuff регулярно выкладывала лучшие страшные истории, найденные среди форумов и сообществ.

Ужасы в Сети: jvk1166z.esp и страшная изнанка Morrowind

6 сентября 2010 года в её блоге появился и рассказ про безумную модификацию. Он быстро стал популярным: читатели в комментариях активно обсуждали сюжет и искали оригинальный мод. За год крипипаста разнеслась чуть ли не по всем популярным сообществам, посвящённым страшным историям. Потом добралась до реддита, а в конце весны 2013 к делу подключились ютуберы — и jvk.esp превратился в настоящий культ.

Один из первых зарубежных роликов по теме.

До русскоязычных читателей крипипаста добралась 25 января 2011 года, когда её перевод опубликовали на сайте «Страшные истории». Спустя несколько месяцев рассказ выложили в блогах mtes.ru — крупного фанатского сообщества The Elder Scrolls. А ещё через пару лет в сети появились настолько убедительные «скриншоты» из локализованной версии jvk, что некоторые читатели поверили в русскоязычное происхождение рассказа.

Один из тех самых «скриншотов»
Один из тех самых «скриншотов»

Крипипаста быстро обросла фанатским творчеством: в сети регулярно появлялись фанатские арты по мотивам и откровения якобы авторов мода. На русском языке даже выходило оптимистичное продолжение истории — очевидно от другого автора и с жизнеутверждающим посылом. А ещё крипипаста получила то ли намеренную отсылку, то ли забавное совпадение от разработчиков из Bethesda: в вышедшем спустя год Skyrim стражники то и дело повторяли знакомую фразу про «посмотри на небо».

Например

Такую популярность можно понять — всё-таки крипипаста написана с душой, да и Morrowind любима народом. Но на самом деле в рассказе полно смысловых косяков — правда, заметить их смогут только люди, более-менее знакомые со строением модифицированных файлов. Идущий в комплекте с игрой Construction Set — очень гибкий, но не всемогущий инструмент. С помощью него можно создать нового NPC, передвинуть стандартных персонажей и даже невидимого монстра добавить.

Но, например, меняющееся на протяжении месяцев ночное небо реализовать не получится, так как скрипты игры не поддерживают такую логику. Картины, вытаскивающие изображения из другой папки — тоже что-то из области фантастики. Ну а вишенка на торте это описанный в крипипасте запуск игры через DOSbox — невозможный хотя бы потому, что в эмуляторе нет необходимого Морровинду DirectX.

Интерфейс TES Construction Set
Интерфейс TES Construction Set

Что касается самого мода — конечно же, никакого jvk1166z.esp на самом деле не существовало. Но он появился! Популярность крипипасты росла настолько быстро, что шутники из народа решили подыграть неизвестному автору — и уже 12 мая 2011 года по сети вовсю гуляла ссылка на файлообменник с jvk.

Самые впечатлительные игроки принялись скачивать мод, поверив, что это и есть тот самый страшный jvk: файл, в конце концов, тоже не открывался в редакторе и отказывался работать в игре — правда, не вешал её, а просто не загружался.

Ужасы в Сети: jvk1166z.esp и страшная изнанка Morrowind

Менее доверчивые фанаты понимали, что загадочный файл — это не jvk из рассказа. Но вот чем именно он являлся, мнения расходились. Некоторые пользователи (прямо как в крипипасте) заподозрили, что в файле спрятан вирус, но им возражали опытные мододелы: движок Morrowind устроен слишком просто и вирус в него вряд ли можно вписать. Другая версия: под названием jvk.esp скрывался недоделанный эротический мод, причём для версии под Mac, поэтому файл и отказывался где-либо открываться.

Но единственно правдивой оказалась третья теория. Самые дотошные фанаты покопались в файлах мода и выяснили, что:

  • во-первых, он предназначен для другой версии того же движка, а именно — той, на которой работает Fallout 3 (и даже требует, собственно, файла Fallout3.esm для запуска);
  • во-вторых, «поддельный» jvk.esp собран на основе модификации с причёсками от автора Yoshikinakota — мододела из Украины, который разрабатывал и выкладывал на портале Nexusmods ретекстуры и русскоязычные патчи для того же Fallout 3;
  • в-третьих, неизвестный автор мода запихнул в своё творение файлы диалогов и мультиплеера из Star Wars Battlefront 2, а также несколько звуковых сэмплов с мужским дыханием. Солянка получилась та ещё — возможно, поэтому Construction Set и отказывался открывать файл.
Дотошное вскрытие файла модификации

И ещё немного о реальных модах. Фанаты крипипасты в конце 2013 года организовали целый сабреддит, в котором принялись своими силами воссоздавать модификацию: одни рисовали модельку чёрного убийцы, другие работали с логикой NPC, а третьи додумывали лор jvc, чтобы из простой страшилки получился полноценный сюжет. Но спустя несколько лет энтузиазм поклонников иссяк — сабреддит сейчас совершенно мёртв, а разработка мода застряла на неизвестном этапе.

Ужасы в Сети: jvk1166z.esp и страшная изнанка Morrowind

Строго говоря, до релиза добралась только одна версия модификации — первоапрельское творение модмейкера Хонеста с YouTube-канала Honest Games. Собственно, её мы и использовали при записи футажей для ролика и скриншотов для текстовой версии материала.

124124
12 комментариев

Пипец тут на дтф зумерки одни сидят. Про легендарную крипипасту даже не слышали. Кринж у них видите ли бл

16
Ответить

кринжатина пиздец. из их глаз ПАШЛА КРОФФФЬ!!!!! А ПАТОМ ВАЩЕ ЧЕРЕЗ ОКНО СЛЕНДЕРМАН ВАСЯНА ЗАБРАЛ И СДЕЛАЛ ИЗ НИВО ХАЛАДЕЦ И СКАРМИЛ ЕГО ВАСЯНСКОЙ МАМАШЕ!!!!

7
Ответить

Как говорил @Принцесса Хлебзавода плюс пиво - Х У Е Т А

6
Ответить

Лол

9
Ответить

Неплохая крипипаста. Посоветуете других хороших от себя?

4
Ответить

У нас на канале целый плейлист неплохой крипипасты, и будет пополняться!

1
Ответить

Кринж хуинж, это детство мое! Такими историями раньше кровь хорошо остужалась

4
Ответить