Enderal. Катарсис и пепел

Всех приветствую. Любители игр серии TES (в частности, пятой части - Skyrim), скорее всего, слышали о глобальной модификации Enderal, которая удостоилась немалого количества положительных отзывов. На YouTube также присутствует относительно немало обзоров данного проекта, затрагивающих как геймплейную составляющую, так и местами лорную. Однако, мною не было встречено разборов отсылок и определённой философии этой игры, что и захотелось исправить. Потому представляю своё видеоэссе.

Полагаю, что найдётся и немало вопросов, которые можно было бы обсудить в комментариях, а также я открыт к замечаниям и дополнениям. Что ж, давайте посмотрим на мрачный мир, сотканный в тысячах вероятностей, и в котором, похоже, не бывает счастливого конца.

Присутствует масса спойлеров.

Само видеоэссе. Ниже - текстовый вариант.

Общее погружение.

Итак, что же такое Enderal лично для меня? Глоток свежего воздуха после уймы весьма стоковых RPG-тайтлов, где сюжет завязан на неебической борьбе добра с ослом, злым в замке и грабежом корованов. После третьего ведьмака и Dragon Age Origins найти что-то внятное по сюжету, с хотя бы капелькой смысловой подоплёки и действительно вызывающим эмоции сеттингом, было нелегко. И Enderal - то самое дарк-фэнтези, в котором помимо типичной для жанра социальной чернухи, убийств, интриг и серой морали намешаны лавкрафтианский экзистенциальный ужас, психологический триллер и натуральная психоделика на грани с хоррором.

Прежде, чем приступить к философии Enderal в духе видео "правого полушария интроверта", следует хотя бы вкратце пройтись по основным моментам предыстории и нарративной линии самой игры:

На входе мы имеем фэнтезийную планету Вин, где всё как всегда: годы суровой, но стабильной теократии закончились, провозгласившие себя богами маги-трансгуманисты, нашедшие по заветам Лао-Цзы философский камень и обретшие бессмертие, всё же были подвергнуты проверке сталью, с которой их бессмертие, увы, не справилось. Бог умер, да здравствует Человек! Но, как известно, любая насильственная революция имеет ощутимое последствие в виде раздора, хаоса, анархии и просто резни между людьми, которые внезапно обрели свободу от прошлого, но ещё не сумевшие в рамках нового морального компаса найти себе хоть сколько-то внятный ответ на простой вопрос - а как жить дальше-то?

Enderal. Катарсис и пепел

За всей этой волокитой последовала местная хворь - Красное безумие. Фактически она превращает людей в неуправляемых и агрессивных фанатиков, помешанных на насилии. И, как говорится, всё завертелось. Начался необратимый процесс конца.

Наш главный герой - самый обычный беженец, которому не очень-то хотелось сложить кости в канаве где-нибудь у полей брани и городских пепелищ, а потому он вместе с другом отчалили в поисках лучшей жизни в ещё достаточно спокойный Эндерал, но доплыть было не суждено: езда зайцем в военное время карается не административкой, а смертным приговором, который приводит в действие капитан корабля. Приключение началось. Флэшбек.

Невероятным чудом выжив, герой замечает у себя симптомы так называемой магической лихорадки - недуга, который проявляется у всех, кто открыл в себе талант к чародейству, однако, у нашего персонажа, казалось бы, не было никаких к тому поползновений. Да и, по словам местных магов, обычно проявление лихорадки типично для более раннего возраста. Но что имеем - с тем и живём. Герой быстро осваивает навыки, ползёт вверх по карьерной лестнице и чем дальше - тем больше охуевает. А с ним - и мы сами.

Тот запущенный и необратимый процесс в мироздании, о котором мы упоминали ранее, зовётся очищением, а наш герой - один из, можно сказать, его звеньев - фигура на шахматной доске под названием "прорицатель". Выбора нет - нужно спасать мир. Или нет?

Enderal. Катарсис и пепел

Вечное возвращение.

Мир ожидает неминуемое очищение: процесс гибели всей ныне живущей цивилизации, запущенный некой природной силой, природа которой так и не раскрывается до конца по ходу повествования. И живущие люди об этом знают, но лишь потому, что прошлую цивилизацию это самое очищение уничтожило. Как и десятки, если не сотни и тысячи других таких же, застрявших ровно на этом же этапе развития. Каждый цикл всё повторяется с точностью до конкретных деталей.

Это отчётливо показано в видениях прорицателя, вплоть до самых последних решений персонажей второго плана. Именно это позволяет, глядя в прошлое, видеть будущее, поскольку жёсткая детерминация почти на уровне фатализма крутит мир по спирали. Из раза в раз люди, движимые эгоизмом, желанием уйти мучеником (как пресловутый Теалор Арантеаль), отомстить или иным образом невозбранно напакостить, совершают одни и те же ошибки, следуя проторенной дороги.

Данная концепция не нова. Думаю, многие слышали в разговорах мысль о цикличности истории, проводили параллели. Кому-то вспомнится цикл перерождений сансары и четыре юги - от сатьи до кали - и по кругу снова и снова. Немецкий философ Артур Шопенгауэр был одним из первых в тогдашней европейской научной интеллигенции, кто благодаря полученным в ходе колониальных войн текстам буддистов и иных восточных учений, популяризировал их в умах людей. Его в какой-то мере последователь - Фридрих Ницше - следом выдвинул идею так называемого вечного возвращения, о которой вы могли, например, слышать из уст Раста Коула в первом сезоне "Настоящего детектива". Согласно концепции, всё когда-то уже произошло и произойдёт снова. Сменится эпоха, юга, поколения, золотой век, железный и так далее - ворота ведут в обе стороны. Когда император уходит - прорицатель погибает.

Ф. Ницше и А. Шопенгауэр.
Ф. Ницше и А. Шопенгауэр.

«От этих врат Мгновенья уходит длинный, вечный путь назад: позади нас лежит вечность. Не должно ли было все, что может идти, уже однажды пройти этот путь? Не должно ли было все, что может случиться, уже однажды случиться, сделаться, пройти? И если все уже было — что думаешь ты, карлик, об этом Мгновенье? Не должны ли были и эти ворота уже — однажды быть? И не связаны ли все вещи так прочно, что это Мгновенье влечет за собой все грядущее? Следовательно — еще и само себя? И этот медлительный паук, ползущий при лунном свете, и этот самый лунный свет, и я, и ты, что шепчемся в воротах, шепчемся о вечных вещах, разве все мы однажды не существовали? — и не должны ли мы вернуться и пройти этот другой путь впереди нас, этот длинный жуткий путь, — не должны ли мы вечно возвращаться».

- "Так говорил Заратустра", Фридрих Вильгельм Ницше.

Что такое реальность?

Как вы помните, события начинаются со смертного приговора главному герою. И уже, будучи под водой, ему приходят видения с вопросом: а что такое реальность? Какова вероятность, что это не сон? Что это не предсмертная агония, когда в разрывающиеся лёгкие заливается солёная обжигающая вода, и агония эта растянулась в сознании из ничтожного мгновения лишь по причине психологической защиты мозга, пытающейся облегчить страдания организма? С этим вопросом по ходу игры приходится сталкиваться до самого вердикта и жирной точки.

После прохождения испытания в Шепчущем лесу, прорицатель оказывается запертым в темнице - аллюзия на своё собственное сознание, а в роли сокамерника - Айксон, юнгианская тень главного героя, всеми силами уговаривающая героя остаться в иллюзии, во сне. Задавая тот же самый вопрос: "Что такое реальность". И Айксон, атрибут бессознательного, выводит первый штрих в точке над "i" по пути к финалу. Он прямым текстом заявляет: ты и твой друг Сириус мертвы и лежите на морском дне. И ведь так и есть, настоящая личность прорицателя умерла - об этом становится известно в развязке, а нынешняя ипостась - это бесплотная оболочка, имитирующая материальное тело и осознающая себя как целостное, таковым не являясь на самом деле. Симулякр. Копия, идеализирующая оригинал и потому умеющая невероятно быстро обучаться новым навыкам, магии и втянутая в круговорот цикла. Второй раз об этом нам заявят не то, что текстом, но и визуально: в Живом храме, среди руин и наполовину в воде, мы находим тело Сириуса и своё собственное, отчего наш напарник, Джеспар, даже невольно решил сладко дунуть для успокоения нервов. Но персона и эго главного героя, разумеется, не способны принять данный факт, оправдывая это иллюзией и прогоняя в голове игрока тезис о реальности раз за разом. Прорицатель не сможет признать бездыханное тело настоящим. И ведь, действительно, в какой момент ты перестаёшь быть собой?

Город Арк, столица Эндерала.
Город Арк, столица Эндерала.

Есть масса трансгуманистических идей, касающихся, к примеру, переноса сознания, и имеющих на то разные взгляды. О психофизической проблеме, то есть проблеме соотношения души и тела, говорили философы на протяжении долгих веков, признавая то целостность структуры в разном осмыслении, то выгораживая идеальную и даже, возможно, соприкасающуюся с богом душу и материальное, протяжённое тело. Нас же интересует больше концепция так называемой непрерывности сознания. Представьте себе мысленный эксперимент: вот сейчас есть вы, личность, набор паттернов поведения и определённых нейронных связей, и в какой-то момент вы умираете. Ваш слепок сознания со всем присутствующим в нём набором привычек, интересов и прочего записывают в клонированное и идентичное тело. Внешне вы будете неотличимы для других людей, особенно если они даже не узнают о данной процедуре, но ваше эго или душа, если хотите, исчезнет. По данной теме очень неплохо высказалась игра Cyberpunk 2077, но о ней как-нибудь в следующий раз.

Страшная ситуация, да? В Enderal прорицатель не является собой в привычном понимании этого слова, хоть его сознание и говорит об обратном. Запущенный маховик, сделавший первым шагом смерть, породил идентичную натуральному копию. А нажатие на рычаг было совершено ещё более таинственным принципом природы - даже более странным, чем очищение. Одно из проявлений этого принципа - женщина под вуалью.

Enderal. Катарсис и пепел

Бог из машины.

Женщина под вуалью - персонаж крайне странный, да и притом не раскрытый нам, оставленный на пофантазировать. На корабле в самом начале игры именно она создаёт условия для убийства нас и нашего друга, включая тем самым героя в элементы цикла. Она же встречается на пути каждого из доступных нам спутников - Джеспара Даль'Варека и Калии Закареш. В развязке игры, да и просто по ходу дела, выясняется, что эта женщина под вуалью - лишь какой-то один из аспектов чего-то глобального, возможно даже надкосмического закона, поскольку с её же слов она являет собой нечто большее, нежели Высшие, подстрекающие человечество к очищению. У неё нет чувств, нет эмоций и нет разума.

Тем не менее, именно она говорит "дыши", когда герой умирает в море. Она же закольцовывает этот круг, когда прорицатель умирает у светоча в городе Тысячи разливов, повторяя ту же фразу: "дыши". Она воскресила Джеспара, когда тот погиб в схватке со своей сестрой. Она много лет назад взяла Калию и унесла из замка её погибшего отца, создавая таким образом в миллиардах возможных вариантов тот, в котором все трое, кого женщина под вуалью затронула, соприкоснулись. Местами "бог из машины", не иначе. К сожалению, разработчики не раскрыли никаких подробностей, потому я лишь построил некоторую логическую цепочку.

Ещё больше под наш заголовок подходит некто по имени Чёрный страж - тут уж deus ex machina жмёт педаль в пол. Данный персонаж явно был хитро сделан разработчиками как нарративный приём, раскрывающий все карты в конце и позволяющий либо случайно охуеть и воскликнуть "ах, вот оно как!", либо подтвердить собственные догадки. Либо же вообще всё вместе. Чёрный страж рассказывает, что он намного древнее, чем любое иное живое существо, так как смог пережить бессчётное количество циклов, заключив сознание в механизм, а очищение, как выясняется, поглощает лишь органические формы жизни.

Он самый.
Он самый.

Но есть нюанс: парень не успел закончить свою машину и остался навеки заточённым в ней без возможности влиять хоть на что-то и обречённый наблюдать за постепенно формирующейся живой природой, появлением новых людей и их гибелью как апофеозом этой вечной войны. Притом, о нём слагали легенды, его голос слышали люди, живущие в глубинах Подгорода (о чём мы узнаём непосредственно от полубезумных жителей). Но никто так и не нашёл его и - о чём говорили хранители перед спуском в город Тысячи разливов - даже не пытался искать, так как нерентабельно спускаться настолько глубоко под землю. Чёрный страж же знал, как примерно работает светоч, и тот факт, что он вызывает очищение. Своего рода танталовы муки - быть по горло в воде и не иметь возможности её испить.

Отсюда вновь проскальзывает невольный камень в огород недальновидности людей: у них буквально под ногами находилась кладезь информации, но они вздымали руки к небу и искали ответ там. Каждый цикл. Каждое очищение. Каждый новый луч света, разрывающий небосклон. Высшие сеяли - люди пожинали.

Комплементация как извечный принцип.

Собственно, не секрет, что очищение по своей сути представляло даже не столько именно полное и безвозвратное уничтожение человечества, сколько соединение его душ в одно целостное - в нового Высшего. Прорицатель об этом узнаёт в городе звёздников, попутно выясняя, что таким образом происходит, грубо говоря, размножение Высших. А учитывая, что они, по словам разных персонажей, возможно и не имеют никакой конкретной цели и злого умысла, то, мне кажется, это крупная такая отсылка к коллективному бессознательному Карла Густава Юнга. Комплементация (привет Евангелиону), вбирающая в однородную массу, некую психосферу, живущую цивилизацию и продолжающая очищение, сообразно устоявшемуся природному закону.

Карл Густав Юнг.
Карл Густав Юнг.

Происходит некоторая градация по юнгианской системе: пока сознание в виде персоны и эго пытается рациональным образом противостоять системе, тень, самость и анима подпитываются манипуляциями и сладким кормом в виде войн, религии и чувства избранности, толкая человечество к самому глубокому слою на уровне психической энергии - коллективному бессознательному. Гипертрофированные сны прорицателя, вменяющие ему ответственность за вроде как несуществующую вину, а в следствии и психотравму - тому яркий пример. Попытка доказать всем, а в первую очередь себе - мы нашли факел, а я раздобыл огонь.

Травма, или причина избранности.

Сны главного героя, в которых он видит отца и которые чем дальше - тем сильнее начинают напоминать отборные хтонические ужасы, являются одним из главных факторов его действий на протяжении всего пути. Диалог с отцом, в котором сначала ещё только будущий прорицатель говорит, что не смог найти то, что искал, постепенно приходит к утверждению, что поиски всё же увенчались успехом: огонь был найден.

Как герой, собственно, стал избранным и почему именно он? По сюжету нам рассказывается, что стать фигурой в игре цикла может только тот, чья цель была очень яркой, но так и не пришла к осуществлению. Уже на корабле мы понимаем, что наш персонаж хоть и бессознательно, но винит себя за смерть всей своей семьи, хотя он не был причастен к ней. Отец каждый раз настойчиво твердит, что именно прорицатель виноват в их смерти, именно он их убил. Говорится об этом, конечно, напрямую, но наиболее чёткой иллюстрацией выглядит последний сон: слышны звуки избиения нашим папочкой матери за внебрачно зачатого ребёнка, но мы поделать в этой ситуации ничего не можем, что и констатируем в диалоге. Бессилие, отчаяние, невозможность повлиять. Вероятно, когда убивали семью главного героя, он также не мог ничего поделать с этим, и в этом кроется корень вины.

Отец года.
Отец года.

Фанаты Фрейда мне, наверное, накинули бы ещё сверху массу вариантов, но я, пожалуй, обойдусь. Важно также отметить то, что на протяжении трёх сновидений герой идёт к дому и сталкивается лицом к лицу со своей травмой. В том числе, из-за травмы ему видится папочка в Среброграде, в иллюзии Ринеуса. Видится и в храме, куда Ралата направилась, чтобы покинуть тела и слиться то ли с абсолютом, то ли просто сдохнуть.

Так вот, все три сна прорицатель идёт к дому, и если всё же погибает в случае взрыва светоча, то совершает ровно то же самое паломничество, где обнаруживает уже и свою собственную могилу. Жили долго и счастливо. Занавес. Но если выбрать вариант сбежать от очищения в город звёздников, который по неизвестной причине как бы существует вне цикла, то ближайший спутник наоборот уводит нас от дома. Травма закрыта, хотя и мир уже не спасти. Но кто сказал, что его вообще возможно спасти? Прорицатель бежал от заложенного свыше принципа, но не бежал от себя.

Бог, покинувший мир.

Чёрный страж во время встречи с главным героем как раз и агитировал за идею умчаться в город звёздников, пережить очищение и построить новый мир, поведав в дальнейшем зародившейся цивилизации истину о цикле. Аргумент был железный - прорицатель не может умереть от старости, поскольку в обычном объяснении человеком не является, он - бесплотный. А за время зарождения низших органических форм и развития их до полноценного нового homo sapiens можно полноценно поднатореть в куче аспектов, да ещё и изучить то, что звёздники знали о цикле, ведь именно от них мы в игре и получаем информацию о природе Высших.

Но что если такой прорицатель уже существовал в какой-то из ранних итераций цикла? И он никто иной, как старец, отдавший нам слово мертвеца. По легендам, он старше нынешней цивилизации, плюс явно дружит с необычной магией - хибару-то свою он как-то сумел телепортировать непонятно куда и без объяснений. Более полно о возможности данной версии нам говорит то, что в своём особняке он играл на рояле мелодию Fleshless (что переводится как "бесплотный"), заглавный трек снов нашего героя. А также не стоит забывать, что хоть прорицатель и не стареет, но вот спутник его - всё же обычный человек, который рано или поздно склеит ласты. У старца мы, собственно, обнаруживаем в склепе мумифицированное тело явно дорогой ему женщины, хотя он пребывает в бодром здравии. Кто знает, вдруг это прошлая итерация условной Калии?

Enderal. Катарсис и пепел

Напрашивается вопрос: а почему тогда он не помогает людям раскрыть секрет светоча и очищения, если он бывший прорицатель? Ведь наш герой же именно так и намеревается поступить. Тут можно сказать, что никто не застрахован, во-первых, от чёрствого цинизма и взора на всю эту земную волокиту сверху вниз за эти-то миллионы лет, а, во-вторых, есть ли уверенность, что судьба прорицателя в некоторых случаях не может иметь слегка иного исхода? Возможно, и старец, и наш главный герой, выбравший отсидеться - лишь очередной вариант итерации. Капля в море вероятностей.

Море вероятностей.

Море вероятностей или морей возможностей - тоже не самая раскрытая тема в игре, но фактически - это полноценный аналог идей мультивселенной, то есть на бумаге это можно изобразить даже в виде квантовых теорий. Недурно для концептуального описания магии в фэнтези, согласитесь? Нам объясняют, что магия - это не сотворение чего-либо из ниоткуда, а взятая в нашу нынешнюю реальность вещь, которая существует в одной из альтернативных реальностей. Если бы закон сохранения энергии можно было расширить на мультивселенные, то примерно оно бы и получилось.

Отсюда я бы хотел вывести следующий интересный момент: по сюжету мы отправляемся с магом Юсланом Ша'Римом в один из пластов этих вероятностей, чтобы он смог хотя бы услышать своих покойных жену и дочь, где они, соответственно, не погибли. Там же мы можем найти некий цветок мечтоцвета, который можно сварить в неочищенном виде и получить убойную амброзию. Казус в том, что выпив её и взорвав светоч, мы внезапно выживаем и оказываемся рядом с любящим нас спутником, который приторно-сладостным голосом утверждает "если это сон, то я не хочу просыпаться". Очередная закольцовка. Что такое реальность? Где доказательство того, что это опять же не предсмертная агония, в которой всё прекрасно? Или, поскольку этот цветок фактически из другой реальности, не перенесение сознания в иную вероятность, где всё сложилось удачнее? Своего рода, квантовое самоубийство, происходящее в тысячах тысяч мест одновременно.

Enderal. Катарсис и пепел

Катарсис.

Наверняка, если покопаться, то можно заприметить и несколько других интересных моментов, поскольку я не стал затрагивать всё, что мне показалось занятным. Это эссе и так вышло достаточно объёмным. К сожалению или к счастью, авторы на Эндерале закончили свою серию игр, а продолжения не планируется. Да, у нас остались белые пятна и масса вопросов: кто такая женщина под вуалью? Кто такой старец? Что было дальше после смерти главного героя? Но знаете, открытый финал без счастливого конца - это и есть то, чего не хватает большинству историй. Без карамельного вкуса удачного исхода. Без ведения игрока за ручку по всем подробностям. Но с полным эмоциональным вовлечением. Катарсис. А после него - лишь пепел. Во всех смыслах.

3.8K3.8K показов
1.2K1.2K открытий
17 комментариев

Люди на сайте обычно ждут текстовую версию видео в теле статьи.
Ну, и не уверен, что Эндерал достоин целого видеоэссе.

Ответить

сейчас оформим текст по такому случаю

Ответить

С одной стороны, запарился, полез в психоанализ и Юнга, с другой - местами сомнительные словесные обороты, которые серьезным людям не покажешь.
Но в целом молодец.
Спасибо за текст, кстати, мне лень смотреть видосы.

Ответить

на самом деле, всё достаточно на поверхности. видно, что сценарист неравнодушен к немецкой философии и немецкой же школе психоанализа, учитывая, что и сами они из Германии. благодарю за отзыв!

Ответить

юнгггггггггг

Ответить

Отец, имхо один из лучших персонажей эвер, во всяком случае в плане оригинальности. Ты до последнего его не слушаешь, не понимаешь, ищешь какое-то второе дно в словах, а по факту он тебе проговаривает весь сюжет. Просто пока ты этот самый сюжет не пройдешь - ничего не понятно к чему были эти все причитания про "ты никакой не особенный и вообще должен быть мёртв"

Ответить

да, ветка Ралаты кайфовая, плюс там тоже немало моментов, касающихся того же переселения души, создания тел-симулякров и т.п.
вот, может, руки дойдут про них отдельно написать что-то, а то тут почти не упоминал их

Ответить