Дневник разработки настольной игры СУПЕРТАНК. Часть 15. Про краудфандинг проекта в цифрах

Опус и его автор
Опус и его автор

В комментариях к предыдущей части дневника подсказали хорошую идею – расписать a цифрах математику краудкомпании: сколько собрали, сколько спонсоров, налоги, затраты на логистику и прочее.

Подготовка к производству тиража

До запуска сбора средств у меня уже были готовы макеты игры: коробка, правила, игровое поле, тайлы и жетоны.

Первый вариант задней стороны коробки
Первый вариант задней стороны коробки

Были заключен договор омпанией Woodbit на производство деревянных танчиков и кубиков с цветной печатью.

Так же у меня был заключен договор на производство фирменных мешочков с логотипом.

Мешочек с логотипом
Мешочек с логотипом

Также у меня были 3D модели пластиковых танчиков, который я сделал сам в простом онлайновом редакторе, который позволяет сделать 3D модель из кубиков и через знакомство в моей страйкбольной команде я нашел отличную студию Lenin Solutions из Санкт-Петербурга, которая специализируется на 3D-печати. Они не только доработали модели пластиковых фишек, но взялись их напечатать.

Так же у меня было несколько расчетов стоимости печати, вырубки и сборки компонентов из бумаги и картона.

Предпечатный лист с картами
Предпечатный лист с картами

Давно уже не секрет, и о чем писала Мосигра в своем блоге на Хабре, что в издательском бизнесе себестоимость должна составлять примерно 25% от розничной цены настольной игры. Стабильно 50% от розничной цены заберет себе ритейл, 25% от розничной цены я зарабатываю если ставлю игру напрямую в розничные магазины или 10-15% если работаю с маркетплейсами или оптовыми посредниками. Так как изначально я планировал запустить минимальный тираж в 1000 штук, то цена на полке при таком тираже получалась 3990 руб. Это недешево для довольной простой семейной игры.

Большой удачей было, что к моему проекту присоединилось издательство Экономикус и предложило профинансировать увеличение тиража чтобы снизить себестоимость производства. Благодаря этому нам удалось снизить розничную цену игры до адекватных 1990 руб.

Также издательство полностью переделало дизайн и верстку правил игры. И именно этот макет ушел в печать.

И ход конем была краудкомпания в ходе которой я продавал игру по 1490 рублей и зарабатывал 75% от этой цены с каждой проданной.

Страница карудкампании на сайте CrowdRepublic
Страница карудкампании на сайте CrowdRepublic

Подготовка материалов для краудкомпании и промо

Одним из важных материалов для подготовки к краудкомпании был двухминутный анимированный трейлер настольной игры. Бюджет на создание и озвучку составил около 30 000 рублей. Сложно судить насколько это дорого или нет, но из достаточно небольшого количества материалов и контента по игре ребятам удалось сделать полноценный двухминутный трейлер игры с анимацией и кратким описанием правил.

Трейлер игры СУПЕРТАНК и краудкампании

Дизайн и верстка описания игры для странички крауда нам дизайнер на фрилансе за 3500 руб. Задание было оформить страничку в общем дизайне компонентов и правил игры.

Иллюстрации для сайтов и маркетплейсов нам делал уже дизайнер издательства Экономикус. Как оказалось, сейчас уже не нужно ждать готовую игру, что ее сфотографировать, а картинки для сайтов делают прямо из макетов, поэтому презентовать покупателям то, как будет выглядеть продукт можно до его фактического производства.

Краудкомпания

Для сбора средств мы выбрали площадку CrowdRepublic, т.к. это площадка специализируется на гиковской аудитории и настольных играх, а также я сам тружусь в издательством холдинге Hobby World, частью которого эта платформа и является.

Естественно, до начала создания страницы я изучил также платформу Boomstarter, создал там черновик страницы.

Черновик страницы игры на Boomstarter
Черновик страницы игры на Boomstarter

Эти платформы во много схожи, поэтому проблем с созданием странички не было и я собрал ее из тех материалов что у меня были: видео, иллюстрации и макеты, а также иллюстрации, созданные дизайнером специально для странички краудкомпании.

Одной из инструментов привлечения спонсоров является механика Сверцелей. При выполнение определенных условий, например достижения некой суммы сборов, количества спонсоров и прочее для спонсоров открываются какие-то новые плюшки-бонусы. Я не сдал выдумывать и поставил Сверхцелями достижение определенной суммы сборов в деньгах. В особо экзотических вариантах Сверхцели могут быть совершенно любые, например, количество лайков под определенным постом и прочее. Как оказалось в дальнейшем я, конечно, завысил свои ожидания по сборам, поэтому пришлось переобуваться в прыжке и снижать Сверхцели, т.к. изначально было задумано, чтобы все они были достигнуты и на это был заложен бюджет.

Кампания стартовала в конце марта 2023 года и должна была проходить в течении месяца. Как раз в это же время мы сдали макеты в производство и примерно через месяц тираж уже должен быть у нас на складе.

Первыми двумя Сверхцелями кампаниями было достижение 50 000 и 100 000 рублей сборов. Причем это уже были сниженные цели, т.к. на пятый день кампании уже стала понятна динамика сборов, стало возможным прогнозировать реальные суммы сборов и мы уменьшили Сверхцели до реально достижимым значениям.

Первые две Сверхцели были цифровые - анимированный стикерпаки для Telegram.

Сверхцели на странице краудкампании
Сверхцели на странице краудкампании

После достижения двух первых Сверхцелей мы выложили ссылки на скачивание этих стекерпаков в нашем сообществе в ВК. Сейчас любой может скачать их по ссылкам:

Эти стикерпаки сделал один из наших художников, анимировав спрайты танков и персонажей из игры. Плюс мы эти анимации использовали для создания видеотрейлера игры.

Анимация танка

Следующими сверхцелями были Наклейка и открытка с артом из игры и 2 стикерпака. Такой небольшой эксклюзивный мерч по игре для участников предзаказа.

Нам не было известно сколько в итоге нам понадобиться комплектов этого мерча, но ближе к концу компании стало понятно сколько нас примерно поддержит бэкеров и мы сделали макеты в обычной типографии и заказали тираж с небольшим запасом.

Также одним специальных лотов был комплект из настольной игры и набора пластиковых танчиков, который на предзаказе стоил 1990 рублей. Этих комплектов пластиковых танчиков у нас было изготовлено всего примерно 40 комплектов. Из-за мало тиража, который пришлось делать с помощью 3D-печати, частично ручной сборки, дефицита и стоимости смолы нужного цвета их себестоимость получилась около 700 рублей за комплект. То есть в рамках краудкомпании я отгружал эти пластиковые танчики в минус 200 рублей за каждый комплект, просто чтобы хотя бы частично отбить их производство и смолу. Оправдываю такую расточительность исключительно полученным опытом в ходе их создания – это действительно было сложно и интересно. И дорого, конечно.

Пластиковые танчики
Пластиковые танчики

Самое забавное, что именно этот лот с пластиковыми танчиками по более высокой цене, чем просто игра разлетелся буквально за первые 5 дней кампании.

Также в ходе кампании я запустил рекламу ВК, которая вела на страничку краудкомпании. По затратам было что-то около 1000 рублей в день, то есть за всю рекламную компанию на ВК я потратил около 30 000 рублей.

Плюс я активно предлагал посты о проходящей кампании в тематические паблики по темам ретро-гейминга, пабликам о настольных играх и ностальгических сообществам, посвященным 80 - 90-ым годам. Где-то это было бесплатно, где за какие-то символические деньги.

Естественно я продолжал раз в неделю выкладывать новые статьи о ходе разработки игры в сообществе ВК проекта, на DTF, Pikabu и, что самое приятное, Хабре.

Оплату доставки я полностью переложил на спонсоров, отправляя посылки наложенным платежом на расчетную сумму доставки.

Также все участники краудкомпании получили в комплекте фирменный мешочек с логотипом игры, которых у меня было заказано 1000 штук под изначально планируемый тираж.

Финансовый итог краудкомпании (примерно)

За месяц краудкомпании мне удалось собрать 233 440 рублей. Было продано 113 обычных игр и 33 в комплекте с пластиковыми танчиками.

Из них себестоимость игр составила примерно:

133х (примерно 500 руб.) = 66 500 руб.

33х(примерно 500+200 руб.)=23 100 руб.

Промоматериалы и реклама:

Видеотрейлер = 30 000 руб.

Дизайнер = 3 500 руб.

Стикеры и открытка = 10 000 руб.

Реклама ВК = 30 000 руб.

Прочие расходы:

Комиссия площадки: 23 340 руб.

Налог 8% от выручки: 18 675,2 руб. (Автоматическая упрощенная система налогообложения, нововведение с 2022 года).

Итого чистый ПРОФИТ краудкампании = 28 664 рублей

Вывод

Счастливый автор проекта
Счастливый автор проекта

Было весело всем этим заниматься. Самому искать людей, писать ТЗ, самому рисовать арт, общаться с производственными площадками, моделировать в 3D. Даже юрлицо и банковский счет открывать было интересно.

Сейчас я, конечно, многое сделал по-другому. Например, я круто переплатил налогов, а мог бы снизить их если выбрал вариант Доходы минус Расходы. Чуть больше возни с отчетностью, но плюс в живых деньгах.

Как говорит мой издатель, без которого все было бы гораздо дороже и сложнее: «Если в чем-то не разбираешься фраза "я в этом вообще ничего пока не понимаю" означает, что тебе надо умножить все расходы на 2, а вероятность успеха поделить на 10».

Но в любом случае я очень доволен тем какой получилось игра, потому что она получилась именно такой как ее и представлял изначально. Нет ничего, что я хотел бы в ней изменить или о чем-то сожалел. Плюс я получил огромный опыт и если раньше я смотрел на издательский бизнес только со стороны простого оптового менеджера, то теперь представляю эту кухню изнутри на уровне творческого процесса создания продукта и вывода его на рынок.

Подписывайтесь на сообщество проекта и следите за новостями!

Дневники проекта СУПЕРТАНК

Полезные ссылки

2424
2 комментария

Что не так с названием-"супер" ?Серьёзно? Креатив вышел из чата?
Ассоциации либо с чем то забытым либо наоборот слишком детское,без негатива.

Идея названия в отсылке к жёлтым китайским картриджам, где на обложке были растянутые вширь накачанные мужики с мечами или стволами, какие иероглифы и надпись на английском "Super что-то там 9999 in 1". По этой картинке нужно было догадаться, что там за игры. Зачастую она вообще не имела никакой связи с играми на картридже. По крайней мере мой первый картридж был именно таким.