Коротко о настолках

Текст написан человеком, который 5 лет занимается (занимался) настолками в виде работы и хобби. Вполне нормально, если у вас есть своё мнение и оно не совпадает с авторским. Иногда это просто вопрос фломастеров.

Коротко о настолках

О чём пойдёт речь в статье:

  1. Информация и рекомендации для людей, которые хотели бы влиться в мир настолок.
  2. Как правильно выбрать настолку, если ты в них не эксперт.
  3. Классификация настольных игр.
  4. Почему нормальный настольщик никогда не посоветует «Манчкин» и «Монополию».
  5. Мир НРИ (настольных ролевых игр).

Информация и рекомендации для людей, которые хотели бы влиться в мир настолок

Начинать играть в настолки никогда не поздно, даже если вы об этом ничего не знаете и подходящих друзей у вас нет. Самая частая фраза, которую я слышу от новичков звучит так:

Я не знаю, где мне играть, во что мне играть и с кем мне играть, но я хотел бы.

Практически любой новичок в настолках

Где и с кем?

Начнём с самого простого — антикафе. Я тоже когда-то с них начинал, и у меня не было ни одного друга, который бы играл в настолки.
Антикафе — это заведение, в котором ты платишь за проведённое время. В таких штуках идёт почасовая оплата и проводятся различные акции из разряда «играй весь день» / «сразу 4-5 часов». В антикафе, как правило, присутствует большой выбор настолок и аниматор, который подберёт вам настолку исходя из ваших предпочтений, найдёт компанию и сядет играть вместе с вами. В самом заведении есть Wi-Fi, чай-кофе-печенье и различные развлечения помимо настолок: начиная от теннисного стола и заканчивая различными консолями. Всё это входит в оплату.

Теперь пара очень важных моментов: если вы завалитесь посреди дня в антикафе, скорее всего, народу не будет, и максимум, с кем вы поиграете — это сам аниматор, поэтому в таких заведениях присутствуют ивенты. Среди них можно упомянуть ночь настолок раз в пару недель, или вечер настолок по скидкам — вот на них ваше антикафе, если не будет забито до отвала, то точно соберёт достаточно народу для того, чтобы был выбор, к кому из трёх-четырёх компаний присоединиться.

Существует еще пара больших подводных камней, таких как большая цена или плохой выбор настолок (новички в этом варианте менее избирательны и вам всё равно надо попробовать поиграть в разные жанры и различную классику, которая есть в любом антикафе) (об антикафе и магазинах настолок текста может быть много и я рекомендую вам к прочтению мою следующую статью «Коротко о магазинах и клубах настольных игр (истории изнутри)» ссылка будет тут, как только я её опубликую). Я думаю, что нагуглить антикафе не особо сложно в вашем городе, но может случиться и так, что этого сделать вам не удалось или в вашем «селе» есть что-то подобное, но у него нет даже сайта или «странички в вк» (тут могут быть аналоги). Тогда будет сложнее, ведь антикафе — это только первый шаг, ваша задача в нём — «войти в сферу»: завести друзей или знакомых, узнать о различных внеклубных ивентах и других заведениях, в конце концов — найти друзей, которые имеют свою коллекцию, и играть вместе с ними у них дома.

Коротко о настолках

Теперь перейдём к части, где вы «не нашли антикафе в своем "селе"». Тогда жизнь будет чуточку сложнее, потому что ивенты придётся гуглить или искать другим образом — какие-либо «дни настолок на открытом воздухе», которые происходит раз в год для всех желающих, уже существующие группы настольщиков, которые собираются где-то в кафе или у кого-то дома. Если мы пропустили шаг с антикафе, нам нужно минимально много узнать о настолках и поиграть хотя бы в классику (под «классикой» я буду дальше понимать не классический жанр настольных игр [шахматоподобные], а стандартные тайтлы, которые присутствуют в практически в любом игровом клубе и являются достаточно известными в мире настолок). Давайте сделаем это в онлайне. Тут, тут и тут можно что-то попробовать. Но во что стоит начинать играть?

Как правильно выбрать настолку, если ты в них не эксперт

Всё сложнее, чем кажется на первый взгляд. Настолок очень много, все они требуют времени, и непонятно, хорошие они или плохие, будет в них вам скучно или весело. Первый вопрос, которые вам зададут в магазине или клубе настольных игр: «Во что вы уже играли и что вам из этого понравилось?»

Ужас Аркхэма с дополнениями
Ужас Аркхэма с дополнениями

Мы ещё практически ни во что не играли

Тогда я перечислю список классики и рекомендаций для новичков (тут хорошо бы было начать с существующих классификаций, но это более общая информация, которую пока давать рано, она будет написана в следующем разделе). Мы пришли на указанный выше сайт или в антикафе, с чего нам начать? В антикафе, как я упомянул выше, вам подберут что-то классическое, что вам стоит попробовать, но среди аниматоров и продавцов бывают уникумы, которые сами от силы играли в 3–4 настолки и могут начать с чего-то менее традиционного и более сложного или попросту подобрать плохую настолку исходя из ваших пожеланий. Не скажу, что это часто встречается, но такое вполне возможно, поэтому прилагаю свои рекомендации.

Начнём с самого простого — того, что заходит большинству под любым соусом, — это очень просто, активно и весело (как правило не всегда заходит социофобушкам, которые боятся говорить с людьми, но в своих компаниях и им весело). Alias — только ленивый не слышал об Alias и его аналогах (а их много): суть игры в том, что нам нужно или объяснять загаданные слова, или их показывать, петь, танцевать и вообще всё что угодно. О «крокодиле» или «корове» вы точно слышали — это тоже самое, в такие игры можно играть и без коробки, есть только одно НО, тут нужна большая компания.

Будем развиваться постепенно. Dixit / Dobble / Uno / Jungle Speed / Свинтус / Story Cubes / Имаджинариум / Exploding Kittens и другие. Это ещё всё те же, но более активные развлекалки, заточенные под воображение/реакцию, впрочем, без коробки в них не особо поиграешь. Это весело и забавно, и даже если ваши друзья совсем орешки, им это всё равно должно понравится и не быть сложным в понимании.

Перейдём к более серьёзным штукам, где друзья-орешки могут и не смочь. Эту категорию мы будем делить на несколько неравнозначных частей в разных типах.
Более стратегические/экономические штуки: CATAN / Carcassonne / Мачи Коро.
Хорошие развлекательные штуки: Jackal / Cartagena / Love Letter / Ticket to Ride.
Социальные штуки (где, как правило, есть роли и надо говорить): Saboteur / Spyfall / Kragmortha.
Похожие на шахматы штуки, где хорошенько надо подумать: IOTA / Quoridor / Quarto.
(Тайтлы могут пополнятся автором, так как всего не упомнишь, так же вам могут предложить аналоги некоторых из указанных тайтлов)
(Не бойтесь английского языка, я в силу привычки пишу названия на английском, почти у всех них есть русское название, а сами игры все переведены на русский)

Классификация настольных игр

Существуют разные классификации игр, они все между собой пересекаются, а также существует море гибридов. Я попытаюсь классифицировать большую часть по разным признакам.

Классификация по жанровой принадлежности

  • Америтреш (американский стиль) – в таких играх, как правило, множество различных возможностей и увеличенная роль рандома, а на первое место ставится атмосфера игры (King of Tokyo / Talisman / Zombicide).

  • Еврогейм, игра европейской школы — игры, которые не сталкивают интересы игроков напрямую, игроки не могут быть исключены из игры, а роль удачи хоть и присутствует, но достаточно мала. Как правило, флафф игры может быть о чём угодно, суть её остаётся та же, мы просто набираем очки с разными наборами правил. (в будущем под словом флафф я буду понимать красивую описательную часть игры, которая никак не влияет на геймплей) (The Manhattan Project / Agricola).
  • Патигейм — весёлая игра с несложными правилами, рассчитанная на большое количество игроков. (Alias).
  • Филлер — игра с коротким сеансом, позволяющая «убить» несколько минут времени (Love Letter / Свинтус).
  • Варгеймы – разновидность стратегических игр, они призваны имитировать в виде игры военные конфликты: как реальные, так и вымышленные (Warhammer 40,000 / Warhammer Fantasy).
  • Социальные игры – обширная группа игр, которую отличает сильное взаимодействие между игроками. Характерны игры с ролями. (Dixit / Имаджинариум / Spyfall)
  • Абстрактные и логические игры – сюда входят как классические игры, типа шахмат, так и новые, типа Hive, которые хоть и отличаются по механике, но имеют общую концепцию.
  • Коллекционные игры – игры, которые подразумевают собирание коллекции, бывают карточные коллекции, коллекции миниатюр и т. д. (MTG)

Классификация игр по взаимодействию между игроками

  • Одиночная (соло-) игра — игра одного против игры.

  • Кооперативная игра — совместная игра всех против игры.

  • Полукооперативная игра — все игроки или разные группы игроков вместе выполняют поставленную задачу для группы, но победитель один (иногда определяется выполнением скрытых целей игроков).
  • Соревновательная игра — чтобы победить, вам нужно обыграть всех других игроков. Иногда бывают с командными режимами.

Поговорим о самостоятельных дополнениях и пародиях

Нередко вы можете встретить пародии игр, в которых существует точно такая же цель, как и в оригинале или очень похожая механика. Отличаться она может содержимым картинок, текста карт, некоторых пунктов правил.

Теперь поговорим о том, что для множества игр существует множество дополнений. Некоторые из них идут в нагрузку к стандартной коробке и без неё играться не могут, как правило, они просто добавляют новый контент или механики. Но также существуют и самостоятельные дополнения. Их суть заключается в том, что вы можете поиграть в него не имея стандартной коробки, зачастую в них изменённый флафф и (или) несколько пунктов правил.

Почему нормальный настольщик никогда не посоветует Манчкин и Монополию?

Пришло время поговорить о плохих примерах настольных игр.

Один из ярких примеров плохой игры является — Монополия (я даже гиперссылку не буду вставлять, кому она нужна).

Если что, то это самая продаваемая в мире настолка
Если что, то это самая продаваемая в мире настолка

Почему же Монополия — плохая игра? Всё очень просто: в ней отсутствует геймплей — да-да, именно, игра играет сама себя и вы не можете никак на неё влиять. Если вы сядете играть в монополию не с 10-летним ребёнком, то поймёте, что торговли там нет и нужные вам поля никто не продаст, при попадании на пустое поле нет никакого смысла его не покупать ( даже если оно вам не нужно, стоит оно копейки, а врагу отдавать его — плохая идея). Сами вы не выбираете что покупать, вы ходите «по кубику». Весь процесс сводится к тому, что вы обслуживаете игру, которая играет сама в себя, и она показывает вам в конце, какой номер игрока победил.

Итак, мы выяснили, что пример плохой игры — эта та игра, в которой отсутствует геймплей. Вы мне можете возразить, что есть же интерактивное кинцо, в котором нет геймплея, а ваши выборы ни на что не влияют ( или минимально влияют). На что я отвечу, что в таком кинце есть сюжет, ради чего вы его и смотрите (играете). Поэтому приведу более успешную в плане геймплея и лора настолку (хотя сам её считаю плохой, так как сам очень опираюсь на геймплейную часть и баланс в играх).

Ужас Аркхэма
Ужас Аркхэма

«Ужас Аркхэма» будет лучше чем «Монополия», так как иногда у вас есть альтернативы выбора (зачастую выбора нет, так как вам в N раз выгоднее идти закрывать портал вместо того, чтобы сбегать в магазин. На деле, возможность адекватного выбора среди равных альтернатив тут почти отсутствует). Кроме того, давайте посмотрим на работу художников: это же игра по творчеству Говарда Лавкрафта, и если бы я был любитель Ктулху, эта игра была бы у меня первой в списке. Что более важно, ей свойственна реиграбельность, так как боссы и персонажи в игре разные, посмотреть все предметы и события вы точно не успеете, сыграв всего пару партий.

Перейдём к Манчкину, ведь в мире так много любителей оного.

Коротко о настолках

Начну с не самого очевидного, Стив Джексон, создатель Манчкина — человек, который не просто так создал эту игру. Стив — это тот самый замечательный парень, который придумал небезызвестную ролевую систему под названием GURPS. К сегодняшнему дню эта система завоевала немалую популярность, но на то время существовала «только одна система, а остальные ей завидовали» — все вы слышали о D&D (Dungeons & Dragons). Судя по сегодняшним меркам, ГУРПС получился неплохим, но сразу после выхода — он не окупился. Тогда Стив придумал Манчкин, эта игра стала карикатурной пародией, полностью и изрядно выстёбывающей ДнД. И это даже оставило свой след на ДнД (об этом я расскажу в своей третьей статье "Коротко о НРИ")(сам автор не приверженец ДнД и ГУРПС-а и с пеной у рта готов аргументировано доказывать, почему в наше время есть системы, которые отправят старушку ДнД на покой, а нормальных мастеров для этой прекрасной системы очень сложно найти).

Теперь объясню подробнее, почему основная механика «Манчкина» подразумевает обилие буллинга и стёба . Даже аннотация на коробке с игрой рекомендует прибегать к грубому соперничеству между игроками и готовит к тому, что вы обязательно должны подсиживать и вредить другим игрокам. На деле же, правильная игра в «Манчкина» заключается в тихом сидении за столом (тише, чем все остальные), избегании конфликтов и тихоньком фарме — рано или поздно вы всё равно соберёте свою комбу на приста и за ход возьмёте свой 10-ый уровень для выигрыша. Так сказать — типичное ФФА. Что именно не так в правилах? Их попросту нет (не хватает). Существует куча непонятных триггеров на картах, которые можно трактовать как хочешь и юзать в разном порядке, зависящем от субъективного мнения, более того, главное правило Манчкина гласит: «Прав тот, кто владеет коробкой».

Существуют игры, в которых не наблюдается баланс от слова совсем. Я рассмотрю игру «Бэнг!»

Коротко о настолках

Суть игры в том, что за столом сидят несколько людей, роли им раздаются рандомно. При определённом количестве людей некоторые роли не имеют никакого (мизерный) шанса выиграть. Приведу пример для понимания.(пример для людей, которые примерно помнят правила игры)

Рассмотрим игру на 5 человек: в игре есть Шериф (он известен всем), два бандита, цель которых убить шерифа, помощник шерифа, который должен сделать всё, чтобы шериф выжил, и ренегат (его цель остаться 1 на 1 с шерифом, а затем убить его). Смысл в том, что единственная правильная тактика за бандитов — стрелять сразу в шерифа; если вы успеете зарашить его, то вы выиграли, иначе он накопит много карт защиты — будет сажать вас в тюрьму и т. д. Более того, сложность зависит и от рассадки персонажей (ведь стрелять я могу только по правому и по левому сидящему рядом со мной игроку) и если шериф не рядом с вами, вы до него не доберётесь или же вам понадобятся особые карты, которых не так много.

Помощник шерифа просто слушает всё, что говорит ему шериф и выполняет это. А сам шериф за столом делает что хочет, но самая правильная тактика — сидеть и говорить, кому с кем драться, просто смотреть на это и собирать карты защиты. Даже если вас обманули и вы остались 1 на 1 с последним игроком, скорее всего ресурсов у вас накопилось намного больше.

Тактика игры за ренегата самая сложная: сначала вы не должны быть бандитом, а значит слушаете все приказы шерифа, как и помощник, потом вы вводите шерифа в заблуждение, чтобы он не понимал, кто из вас двоих помощник, а кто ренегат, и в конце вам надо успешно выиграть дуэль у помощника и только потом убивать шерифа.

Исходя из примера, навскидку скажу, что выиграть Шерифу почти не составляет труда, Помощнику — чуть сложнее, Бандитам выиграть очень сложно, ренегату — практически нереально.

Итак, подведем итог: плохие тайтлы обычно плохи из-за отсутствия геймплея, плохой системы правил (её отсутствия) и явно не сбалансированного геймплея. (Напомню, вам никто не запрещает играть в те игры, которые нравятся, и если отсутствие правил в «Манчкине» для вас не проблема, а играть вам весело и задорно — играйте сколько хотите)

Мир НРИ (Настольных Ролевых Игр)

Если вы хотите создать своего персонажа в определённом мире, или даже создать весь мир или его часть, иметь огромную вариативность действий, считать всё до мелочи или ни считать ничего вообще, вам сюда.

Коротко о настолках

Что же нам понадобится для НРИ?

Мастер — человек, который будет вести нам игру и управлять всеми персонажами (кроме вашего) и миром вокруг вас. Игроки — вы же не один собрались играть, верно? (игрок может быть и один, но тут нужно желание и хитрые пути, это для более опытных людей, которые знают чего хотят от НРИ). Система — система правил по которой можно играть, выше я упоминал ГУРПС и ДнД, но системы бывают разные, например: Fate Core, Savage Worlds, Apocalypse World, Blackbird Pie, World of Darkness (на сеттинге последней как раз основана грядущая Bloodlines 2) и много-много других. Различие систем заключается в их фокусе, выбирая игру, мы выбираем нужную систему под то, во что конкретно мы будем играть. Мы будем крошить монстров или играть в городские интриги, колонизировать космос или расследовать криминальное дело на затерянном острове. После чего нам понадобятся персонажи, сеттинг, минимальное знание правил — и можно отправляться в путь.

Где можно почитать подробнее о НРИ? (в моей следующей статье «Коротко о НРИ» — ссылка со временем будет прикручена, — или где-то в другом месте).
Где можно поиграть в НРИ онлайн: roll20
Где можно почитать анонсы игр и записаться на игру: группка в вк

Огромное спасибо, что дочитали до конца! Я надеюсь, что вам было интересно и мой энтузиазм к написанию следующей статьи частично передастся и вам. Это нормально, если вы где-то со мной не согласны, так как в статье приведены мой опыт и моё мнение. Хочется верить, что моя статья кому-то помогла в плане получения информации.

Хороших вам игр и приятных игроков!

275275
178 комментариев

Частенько компанией играем в эпичные схватки боевых магов. Довольно таки занятная настолка для 6 персон.

19
Ответить

А с каждой купленной коробочкой количество игроков удваивается)

Ответить

Одна из лучших игр, в которую играл. Каждый раз играем и угараем) В неё играть в кайф с той компанией, где ругань и обсиралово не запрещены, иначе атмосфера теряется.

Ответить

Два чая, играем в баре, просто огонь. А сейчас ещё 4 вышла в хоромах страсти, надо будет прикупить)

Ответить

А нашей компании не зашла(
При этом шпилим в таверну красный дракон частенько так

Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить