Hellboy - настолка из пекла

Более банального названия статье я придумать не смогу, каюсь. Вместе с тем, взвесив свои моральные силы и посмотрев на полки с настольными играми я решил сначала рассказать о настольной игре "Хеллбой", а потом уже забраться в дебри корабля "Немезида". Надеюсь не я один чувствую странную симпатию к визуальному стилю Майка Миньолы и его всемирно известному герою Хеллбою, которая заставляет меня время от времени делать не менее странные покупки.

Hellboy - настолка из пекла

Одиночество в России и "народная" локализация.

Вы не поверите, но я почти уверен, что когда игру задумались издать в России, то эти люди даже и подумать не могли в какой ад это может их привести. Давайте сначала разложим по полочкам небольшой аспект локализованной версии, чтобы дать сразу ответ на вопрос - "А что там по допам?".

За издание локализованной версии ответственны Crowd Games и, внезапно, Maify (те самые ребята, что органайзеры хорошие пилят для игр). Также, ввиду непростой истории с правами на издание Хеллбоя в России, сюда затесалось издательство манги и комиксов XL Media.

Идеально квадратная приятная на ощупь коробка, которая приятно удивляет своим содержимым.<br />
Идеально квадратная приятная на ощупь коробка, которая приятно удивляет своим содержимым.

Согласно разным источникам этот симбиоз трех разных контор, а также ещё и мастерской "Буба и Туба", подарил нам хорошо оформленную и исполненную из качественных материалов настольную игру для фанатов творчества Миньолы. Однако, встает вопрос, а что там по допам? И в этом, дамы и господа, самое интересное. Ввиду того, что права на издание игры у одних людей, права на Хеллбоя в России как на интеллектуальную собственность у других, договаривались за отдельные моменты производства третьи - получается то, что получается. Вот вам тираж, мы своё дело сделали, а дальше уже сами ищите дополнения.

Учитывая всё выше описанное можно прийти к выводу, что если вы с английским не дружите, то лишних надежд на обилие материала для изучения питать не стоит - локализована была только базовая коробка игры.

Минуты восхищения и часы раздумий.

Когда вы впервые откроете эту шикарную, идеально квадратную коробку, то вас внутри встретит милый органайзер, где заботливо разложены жетоны, карточки, миниатюры, кубики и фишки. На момент покупки игра обошлась мне в районе 4 500 рублей, но при этом, взглянув внутрь этой настольной игры я могу уверенно сказать одно - цена полностью оправдана.

Hellboy - настолка из пекла

Я не буду делать вид, что фанат комиксов о Хеллбое, но визуальный стиль Майка Миньолы, как я сказал выше, мне всегда был симпатичен. Вместе с тем, когда я заглянул в правила настольной игры и посмотрел игровые карты, то меня встретили знакомые моменты из первого тома Хеллбоя под названием "Семя Разрушения". Более того, игра и не скрывает, что в основу местной сюжетной кампании легли события, описанные в первом томе приключений Красного, что приятно греет душу. Да, нацистов-оккультистов ждать не стоит, но вот Распутин с жаболюдьми тут как тут.

И вот в тот момент, когда ты садишься за правила, меланхолично покручивая в пальцах миниатюру Анунг Ун Рама (так зовут Хеллбоя на самом деле), то начинаются первые моменты дичайшего восторга. Настольная игра буквально кричит тебе о том, что это командное приключение, где каждый герой важен и полезен.

Кубов здесь много, ребятишки. Их тут сразу пять видов и все они служат мерилом вашего мастерства в отдельных аспектах - ближний бой, стрельба, исследование и защита. С цветовой градацией мастерства умений тут вообще отдельная тема, которую стоит слегка приоткрыть: на планшете героя в левом верхнем углу указаны четыре цветных показателя. Цвет показателя навыка говорит о мастерстве владения тем или иным умением. Так, например, красный цвет это умелое владение навыком, когда желтый считается крайне посредственным показателем.

Забавный факт, в комиксе Красный всё время причитает, что он паршивый стрелок.<br />
Забавный факт, в комиксе Красный всё время причитает, что он паршивый стрелок.

Но нет худа без добра, ведь другой игрок может взбодрить своего напарника фишечкой навыка, что обычно лежит на его планшете (это вот эти красные кубики небольшие) и улучшить один из трёх кубов во время проверки. С желтого на оранжевый, с оранжевого на красный, а с красного на божественный чёрный куб. А вот у синего куба здесь необычная судьба - он что-то вроде случайного знаменателя. Удвоение урона, переброс, "джокер" или же катастрофа - может произойти что угодно благодаря синей переменной, но разве не в этом прелесть всех америтрешей?
В целом, читая правила, не редко приходится удивленно приподнимать брови - игра очень сильно пытается "продать" тебе командное взаимодействие и, если так подумать, то это как раз таки игра про то, как важно быть командой и уметь уступить более сильному члену отряда инициативу ради всеобщего успеха.

В игре всего четыре персонажа - Хеллбой, Лиз Шерман, Эйб Сапиенс и доктор Йохан Краус. Однако, оценивая действующих лиц хочется задать вопрос - разве нужно больше? Все важные герои на месте, остается лишь не передраться из-за того кто будет Красным или Йоханом, да и дело в шляпе.

Главные герои в настольной игре хорошо детализированы буквально умоляя вас сесть за кисти, чтобы придать им цвета.
Главные герои в настольной игре хорошо детализированы буквально умоляя вас сесть за кисти, чтобы придать им цвета.

Но первые шероховатости игры начинаются уже после ознакомительной партии. Всего в игре порядком шести колод дел, которые следует распаковывать непосредственно перед игрой, чтобы не испортить себе и всем собравшимся за столом "сюрприз". И вроде как игра пытается подкинуть разные ситуации, изменяя кардинально баланс сил, подкидывая всё новые и новые трудности на пути, но иногда игру можно сломать и от этого не застрахован никто. Так, например, в первом полноценном деле мы вошли в нужную комнату и внезапно нашли себе на голову огромные проблемы, но ловкими манипуляциями вывели ситуацию в свою сторону и вышли победителями где-то за десять минут, хотя сюжет явно рассчитывал на то, что игроки будут добрые минут сорок превозмогать что есть мочи.

Не хватает и легкого послесловия по окончанию дела, которое поставит точку в приключении. Простого "вырвавшись из цепких лап жаболюдей, команда БРПД вынесла агента, который поведал о странных видениях, что охватили его голову стоило ему войти в просторную залу" уже хватило бы, чтобы дать щепотку мотивации двигаться дальше, чтобы узнать что же такое вызвало столь необычную цепочку событий, но увы - всё это остается на плечах ведущего игру.

Стоит отдать должное - боссы выглядят устрашающе, а если вам известен первоисточник, то это добавляет ещё несколько баллов за узнаваемость и верность канонам.<br />
Стоит отдать должное - боссы выглядят устрашающе, а если вам известен первоисточник, то это добавляет ещё несколько баллов за узнаваемость и верность канонам.

Вместе с тем общее настроение и условности дают приятную нотку неотвратимости событий, а также неприятную скованность во времени, что неумолимо движется вперед от хода к ходу. Тут тебе и колода неотвратимости судьбы, которая с каждым ходом подкидывает всё больше масла в огонь, и карточки случайных встреч в каждой комнате, что создают в каждом прохождении эффект неожиданности уже в знакомых местах, и особенности поведения врагов. Всего этого так много, но при этом иногда ощущается какая-то нехватка разнообразия в этом всём. Уже на третьей или четвертой партии вас будет удивлять только колода дел, а никак не местные враги и случайные встречи с ними в комнатах.

В "Хеллбое" команде необходимо не только бездумно бить жабьи морды и раскидывать мебель (тут это можно делать, кстати) в стремлении найти главного злодея, прячущегося в одной из комнат, что разложены на столе, но и искать улики, обшаривая окружающие вас предметы интерьера. От того насколько эффективно вы стремитесь докопаться до истины зависит самая важная часть каждой сюжетной кампании - битва с боссом. Согласитесь, что лучше знать с кем имеешь дело, нежели чем выйти с голым энтузиазмом против древнего Зла.

У местных боссов есть своя колода поведения, которая вносит сумятицу на поле боя и подкидывает всё больше и больше проблем на головы агентов БРПД. Наверное в этом и есть главная прелесть игры "Хеллбой".

Помимо сражений с боссами, колоды дел, исследовательского азарта и глубокого командного взаимодействия у настольной игры припрятано не мало мелких механик в рукавах: так, например, у команды агентов есть специальный счетчик опасности для врага, который отображен на планшете базы. В зависимости от положения на специальной шкале агента враги будут сначала атаковать самого опасного из героев, потом уже менее опасного и так по нисходящей.

Заметки на полях:
Механика "опасности" героев мне чем-то напомнила Darkest Dungeon, где персонажи идут особым построением в зависимости от их предпочтений и боевых умений.

Пройдя "Хеллбой" до половины, я очутился в сумрачном лесу...

Знаете, учитывая свой опыт в этой настольной игре, я не могу сказать с уверенностью нравится она мне или нет. Мне очень нравится с каким старанием подошли создатели настольной игры при переносе вселенной Хеллбоя в настольный вариант и как много пытались вложить в одну коробку узнаваемых для фанатов героя элементов его мира. Богатое на детали оформление подкупает до глубины души, но в какой-то момент весь этот восторг медленно растворяется и остается лишь дымка раздумий над тем, что игра явно нуждается в парочке дополнений, которые разгонят адский паровоз приключений на полную катушку.

2626
23 комментария

Изучал к покупке и собственно пришел к выводу что сие поделие пригодится только фанатам Хеллбоя, в остальном это довольно заурядный данж кроулер, нещадно распиленный на части. В данном жанре есть игры лучше.
Аналогичный вывод также касается Ктулху: Смерть Может умереть, только он еще и без допов остался из за конфликта с Ленгом.
Посмотрим что ты напишешь про Немезиду, наверняка буду душить.

3

Вообще обидно, когда игры попадают в локализационный ад. Пара дополнений с выходом коробки не помешали бы, если честно.

Был обладателем издания с кикстартера. К сожалению, игра не зацепила  и я её продал. Отличное оформление, миниатюры, но игровой процесс показался абсолютно пресным. После 3-4 сессий желание играть пропало окончательно. 

1

Понимаю, товарищ, также сыграли несколько партий и отложили в сторону. Конечно, покопавшись потом уже, я увидел потенциал взаимодействия между игроками, но там есть нюанс в виде того, что играя так, как хочет игра ты каждый раз уменьшаешь свой успех на удачное прохождение дела.

1

А посоветуйте годных данж кроулеров если не сложно милсдари)вкатываюсь в настолки)

Мой взгляд на представителей жанра примерно такой:

Хороший вариант - Sword and Sorcery (готовься к 50+ страницам правил и довольно ощутимому порогу вхождения), Немезида (веселая вещица, но нервы щекотать умеет).
Нейтральный вариант - грядущая локализация Bloodborne (слышал не мало приятных слов в ее сторону), Star Wars Imperial Assault (как и Хэллбой без дополнений на русском) и Descent.
Просто для интереса - Мрачная Гавань (приготовься вложить в игру тысяч 20 000 деревянных и вникать в правила), Зомбицид (мертвая тематика зомби хорошо представлена в игре).

Самый распространенный и базовый - Descent: Странствия во Тьме. Кривоватый, устаревший, нелюбимый многими но все же образцово-показательный образчик жанра.

Но уже допечаток тиража не будет, издательство сфокусировано на новой версии игры.