Star Trek: Discovery — путь в неизвестность
Мнение о пилотных эпизодах главного фантастического сериала осени.
Перед тем, как отойти от создания Discovery и полностью погрузиться в «Американских богов», шоураннер Брайан Фуллер много говорил о своей любви к оригинальному Star Trek. В частности, он указывал в качестве источника вдохновения эпизод Balance of Terror («Равновесие страха»).
«Энтерпрайз» прибывает к границе с Ромуланской империей, нейтральной зоне, которую воздвигли после войны сто лет назад. Ромуланский корабль с технологией стелс напал на звёздные базы Федерации, однако ответный удар просто так нанести нельзя — это приведёт к войне, на которую Федерация пойти не готова. Однако она готова ради мира пожертвовать и «Энтерпрайзом», и станциями. Капитан Кирк под свою ответственность ввязывается в затяжной «шахматный» бой с ромуланским капитаном, и оба они стоят друг друга.
В этом одна из ключевых особенностей Star Trek: экшн здесь медленный, тактический, два корабля подолгу могут стоять на одном месте, пока их капитаны сражаются не фотонными торпедами, но хитростью, интеллектом.
Такие и два пилотных эпизода Star Trek: Discovery — в первой серии звездолёт вообще не двигается с места. Корабли Федерации и Клингонов стоят подле парных звёзд, вокруг которых через миллионы лет должна зародиться жизнь, и выжидают, когда кто-то сделает первый шаг. Шаг к войне. Брайан Фуллер отошел от дел, но его дело живёт.
Чувство неизбежного
Двухсерийный пилот «Дискавери» сразу настраивает на нужный лад. Он как бы заявляет: да, это настоящий Star Trek. Не фильмы Дж. Дж. Абрамса, где один корабль может подстрелить другой в гиперпространственном тоннеле, а тот самый Star Trek — сложный, размеренный, умный.
Однако пилотные эпизоды ни коим образом не показывают, что ждёт нас дальше. Это лишь экспозиция, завязка конфликта. Здесь даже нет титульного звездолёта «Дискавери» — дело происходит на корабле U.S.S «Шэньчжоу».
Разрозненные кланы клингонов объединяются, чтобы отстаивать свой народ перед идеологической угрозой, которую несёт мультирасовая Федерация Объединённых Планет. Сложно сказать, чем они руководствуются, и почему видят в Федерации врага своей идентичности, но Фуллер не лукавил, когда говорил, что «Дискавери» будет посвящен важным, но неизвестным событиям вселенной.
Речь об объединении Домов клингонов, которые многие годы жили обособлено. И создатели обещают глубокое погружение в их культуру. Если вы вдруг изучали клингонский язык, то не зря — пригодится. Клингоны здесь — не просто злодеи, но раса со своими убеждениями, религией, традициями, и их можно понять.
Впрочем, сериал пригоден и для новичков — этакий Star Trek для нового поколения, который должен понравиться и старому поколению тоже. Смотреть предыдущие сериалы не нужно, всё доходчиво (иногда даже слишком) объяснят. Тем паче, что акцент пока что ставится на взаимоотношениях героев, а не на каких-то глобальных событиях.
Исполнительница главной роли, Соникуа Мартин-Грин (Саша из «Ходячих Мертвецов»), очень красиво работает с эмоциями, что особенно интересно, учитывая, что её героиню воспитывал вулканец Сарек, отец Спока (а вулканцы, как известно, отринули эмоции в пользу логики). И конечно же у неё есть личная трагедия за плечами, в которой виноваты клингоны.
Другой важнейший персонаж — лейтенант Сару, сыгранный Дагом Джонсом (Бледный человек и Фавн из «Лабиринта Фавна» одновременно, а также человек-амфибия из «Хэллбоя»).
Сару будто писали специально под Джонсона, с его специфическими внешностью и пластикой. Что интересно, Сару из расы, которую разводят, как скот на Земле — на них охотятся, их убивают. Поэтому он чувствует скорое приближение смерти и в целом производит впечатление труса. Налицо внутренний конфликт: наверняка Сару однажды столкнётся со своими страхами лицом к лицу.
Чувство неизбежного кошмара преследует и зрителя. С самых первых кадров становится ясно, что Федерация, после долгих лет мирной жизни, оказывается неготова к войне с клингонами, для которых честь и бой — превыше всего. «Мы же исследователи, почему мы воюем?» — говорит контуженный энсин, прежде чем погибнуть. «Дискавери» действительно похож на оригинальный сериал шестидесятых, но духа позитивной фантастики здесь нет и в помине.
Федерация не просто не готова, она будто бы разобщена. На это указывает и визуальный код в финальной сцене второго эпизода: живая, яркая главная героиня встречается с высшими чинами — их голоса холодны, на их лица падают тени.
Впрочем, по пилотным эпизодам невозможно понять, что будет дальше. Впереди — знакомство с кучей новых героев, и новые события, для которых конфликт из пилотных серий — просто причина. Первые серии «Дискавери» внушают оптимизм, но ничего не гарантируют.
Тем не менее, опасения из-за эмбарго на обзоры, которое действовало вплоть до премьеры, были напрасны — пилотные эпизоды воодушевляют.
Конечно, проблемы есть. Кто-то говорит о нелогичности техники ведения боя вулканцев с клингонам, кто-то — о несоответствии технологий тем временам (ну не снимать же как в шестидесятых, правильно?), ну а кто-то жалуется, что фазеры стреляют как-то не так. Сильно досталось и клингонам, внешность которых в очередной раз сильно поменяли (но этот момент обещают прояснить). В общем, не канон, тут всё как обычно.
Ожидаемые претензии к сериалу, события которого происходят в достаточно узком временном промежутке, за десять лет до Star Trek: The Original Series из 60-х.
И время — пока что единственная действительно серьёзная проблема сериала. Девиз «Смело идти туда, куда не ступала нога человека», похоже, не про «Дискавери». Куда идти-то? Фуллер собирался «скакать» по таймлайну от сезона к сезону, но что будет теперь — неизвестно. И эта неизвестность интригует и пугает одновременно.