Гармонии Веркмейстера (2000)

Философская притча Белы Тарра о сущности погромов, революций и войн.

Гармонии Веркмейстера (2000)

С творчеством именитого венгерского режиссёра Белы Тарра я познакомился буквально на днях. В кино я бываю редко. В моём родном Ижевске есть киноклуб, стараниями которого каждый понедельник можно увидеть нестандартное, артхаусное кино из разных стран на большом экране. В этот понедельник я не стал изучать информацию о фильме, даже трейлер не посмотрел, так что не очень представлял что меня ждёт.

Режиссёрский стиль Белы Тарра, считающегося, как я узнал после просмотра, мастером «медленного» кинематографа, поначалу меня оттолкнул. Чёрно-белый фильм хронометражем в два с половиной часа состоит всего из 39 сцен, каждая из которых снята одним длинным кадром, без монтажа. Картинка, сама композиция невероятно эстетичны, но первые полчаса эти безумно длинные сцены, в которых почти ничего не происходит, казались мне какими-то искусственными. Как если бы режиссёр пытался эпатировать привыкшего к «клиповому» монтажу зрителя или просто хвастался мастерством и из принципа, в ущерб художественности, снимал длиннющие сцены там, где был бы вполне уместен монтаж.

Где-то до середины фильма я не мог понять для чего это так снято и думал что сократи режиссёр длительность сцен вдвое и картина, само повествование ничего не потеряет. Но ближе к концу ленты я понял, что какая-то особая, гипнотическая атмосфера «Гармоний Веркмейстера» возникает именно из этих длинных интервалов; они как бы задают свой индивидуальный, ни на что не похожий ритм.

Гармонии Веркмейстера (2000)

Главный герой — Валушка — походит на князя Мышкина из «Идиота» Фёдора Достоевского. Он неизменно добр к окружающим, кроток, верит в величие Творения и человека — его венца. Фильм открывает сцена, где у него в пабе просят «объяснить вселенную так, чтобы понял обычный крестьянин».

Валушка объясняет устройство вселенной.<br />
Валушка объясняет устройство вселенной.

Валушка расставляет подвыпивших мужиков подобно солнечной системе — с солнцем и вращающимися вокруг него планетами и лунами. Он сопровождает свою инсталляцию комментарием о том, что всё живое любит свет и тепло, но бывают такие периоды, когда что-то перекрывает солнечный свет и оно больше не может освещать существ своими лучами. Их мир вдруг окутывает мрак и холод — наступает ночь. Живые существа испытывают страх, они боятся что эта тьма — их конец, они не знают, что вскоре настанет день и свет вновь вернётся к ним.

Его дядя — музыковед, считающий что из современной музыки исчезла гармония. В 17 веке Андреас Веркмейстер провёл свою реформу музыкального строя, сменив естественное деление звукоряда на математически строгие интервалы. Такое деление дало музыкальной теории 24 мажорных и минорных тональности, которыми, как правило, пользуется вся современная музыка — от академической до популярной. С этого момента, считает дядя Валушки, внутренняя, истинная сущность музыки изменилась. Гармония покинула искусство, а значит и весь человеческий мир.

Дядя Валушки.<br />
Дядя Валушки.

Блуждая по туманному осеннему городку, главный герой чувствует как тот меняется на глазах — меняется сама атмосфера, привычные люди. Над мирным, скучным существованием сгущаются какие-то тучи — и это чувствуют все. Но никто толком не знает что именно грядёт. В газетах и уличных разговорах всё чаще мелькает тема насилия. Диалоги, к слову, в фильме максимально абстрактные, подчёркивающие что в этой притче не имеется в виду какая-то определённая эпоха, страна, город.

Афиша. <br />
Афиша.

В город приезжает нечто вроде цирка, на афише — гигантский кит и выступление некоего «Принца». Встревоженные жители распускают слухи что это представление неспроста. Кто-то говорит, что дело тут в ките, кто-то — что кит лишь для отвода глаз, а вот Принц — якобы уродливое существо с тремя глазами — он-то и представляет реальную угрозу. Рассказывают, что в том городе, где они недавно выступили, случилась трагедия, что после представления, ночью, приезжие устроили в городе кровавую резню.

Валушку отправляют на площадь, где разместились циркачи, чтобы он узнал что там происходит. На площади стоит огромный трейлер с мёртвым китом, людей приглашают посмотреть на это чудо природы. Валушка осматривает в полутьме этого исполина и не находит в нём ничего зловещего: гигантский кит представляется ему свидетельством величия Творения.

Гармонии Веркмейстера (2000)

На следующий день Валушка вновь идёт на площадь поглядеть на кита, но находит там встревоженную, агрессивную толпу, ожидающую чего-то — то ли выступления Принца, то ли объявления войны. Трейлер с китом заперт и представление с Принцем отложено, но Валушка всё равно пробирается внутрь и случайно подслушивает разговор о Принце. Это странное существо, похоже, может вводить тех, кто слушает его речи в массовый гипноз.

Речь Принца — обобщённая агитация любого диктатора, призывающего народ к насилию. "Думающие — боятся, так как не знают всей истины. Окончательная правда известна лишь Принцу. Те кто познал это — не испытывают ни страха, ни сомнений. Истина — в тотальном разрушении, ибо всё что было построено — неправда".

Речи эти, несмотря на полное их безумие, соблюдают формальную логику. Они воздействуют на народ и люди, похватав дубинки и арматуру, с решительными лицами штурмуют местную больницу. Сцены этого странного погрома производят особенно сильное впечатление. Камера медленно перемещается по больнице, показывая как толпа выполняет инструкции Принца — разрушает ради разрушения. Они демонтируют всё, что встречается на их пути — методично колотят арматурой по медицинскому оборудованию, ломают и переворачивают всё, что можно сломать и опрокинуть. Больные, не оказывающие никакого сопротивления, не предпринимающие даже попытки к бегству, для обезумевших людей представляют из себя нечто вроде мебели — их стаскивают с кроватей, монотонно забивают дубинками, а затем переключаются на зеркала, вешалки, капельницы.

Гармонии Веркмейстера (2000)

В городе устанавливается нечто вроде военного положения. На улицах танки и военные. Валушка пробирается к себе домой, но там ему сообщают, что сегодня приходили по его душу и советуют покинуть город. «Но я ведь ничего не сделал» — не понимает Валушка. «Им это не важно» — отвечают ему.

Он идёт вдоль рельсов и видит на горизонте военный вертолёт. Вертолёт приближается, снижается рядом с Валушкой и стреляет — но сразу становится ясно, что он не целится именно в Валушку, а просто палит в окружающее пространство, словно решив расстрелять реальность как таковую. Камера долго фиксируется на этом странном, абсурдном зрелище — сошедшем с ума боевом механизме, беспорядочно стреляющим в кусты, деревья, в воздух и землю. Главный герой под его огонь не попал, но от всего пережитого Валушка сходит с ума. В следующей за вертолётом сцене он сидит на кровати, время от времени монотонно мыча, пока дядя разговаривает с ним.

Гармонии Веркмейстера (2000)

Я не уверен, что точно уловил посыл автора. Фильм оставил сильные, глубокие впечатления, которые я не могу переварить за пару вечеров. Но Бела Тарр после этого фильма однозначно стал для меня одним из знаковых режиссёров нашего века.

Кино это не то чтобы антивоенное. Тема и философские размышления автора весьма необычны. Теория о нарушенной Веркмейстером гармонии в музыке не подаётся как некое откровение, это скорее аналогия искусства вообще. Идея этого фильма состоит скорее в том, что мы, люди, становимся теми, кто мы есть благодаря культуре, которой питается наша личность. Не все способны самостоятельно выбирать свой рацион в культурном смысле. И если в культуре (или в псевдокультуре) нет гармонии, то нет её и среди людей.

А ещё создаётся впечатление, что события будто зарождаются из самой атмосферы: тревожное ожидание беды как будто материализует и сам акт массового безумия. Не очень значительна роль Принца в этих разрушениях — он лишь привёл в движение, облёк в какие-то вербальные объяснения и лозунги витавшую в воздухе тёмную волю к разрушению. Сам Принц в кадре не появляется ни разу, слышна лишь его безумная, но от того не менее убедительная речь. Режиссёр показывает происходящие события как стихию — неуправляемую, не подчиняющуюся ничьей воле и не имеющую никакой морали. Эта безликая сила природы, проявляющая себя в разрушении и самоуничтожении, сводит с ума не знающего зла Валушку.

Трейлер.
2222 показа
918918 открытий
11 репост
11 комментариев

Маус – почтенный лично мной антианимешник и антивоенный деятель.
Как же я люблю всех вас.

Ответить

И мы тебя, Артём. Пиши почаще в блог телеги.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Понимаю. Это пожалуй первый венгерский фильм, который я смотрел. И вот очень удачно вышло что я на него в кино пошёл, лол. Потому что дома я бы его максимум на 30й минуте вырубил, ну сцены просто по садистски долгие, пиздец. Но оно того стоило, Тарр походу такой режиссёр, которому рамки национальности узкими будут.

Ответить

Автолайк. Жаль, что работы этого режиссёра(и книжного первоисточника) редко обозревают и вообще упоминают.

Ответить

Я сам до похода в кино слышал только про "Туринскую лошадь", но смотреть тогда не решился. Режиссёр огромного масштаба. Планирую его семичасовое "Сатанинское танго" даже глянуть.

Ответить

"Таксидермия" Дьердя Пальфи очень нравится как и "Свободное падение". "Туринская лошадь" прекрасна тоже, но там все те же элементы присутствуют - очень красивые долгие кадры, тонны молчания, затяжные диалоги. Атмосфера упадка достаточно сильно ощущается

Ответить