«Тело Христово» — вера и вранье

Польская драма о священнике, но не о религии.

«Тело Христово» — вера и вранье

Вопреки некоторой религиозности названия, «Тело Христово» мало заботит тема христианства. На деле фильм Яна Комасы всячески отстраняется от теологических изысканий и про- или антирелигиозной пропаганды. В его основе лежит история молодого священника Даниэля, на примере которого режиссер исследует простую человечность, что не чужда любым возрастам, конфессиям и слоям населения.

Главный герой картины — совсем мальчишка, который недавно перебрался со школьной скамьи прямиком на тюремную койку. Повествование не углубляется в его прошлое и начинается сразу в исправительном заведении, где парень конфликтует с соседями по блоку и наблюдает за жестокими издевательствами над слабыми заключенными.

«Тело Христово» — вера и вранье

Свободное время главный герой проводит за обязательными богослужениями в тюремном блоке, переоборудованном под местную церквушку. Кажется, прочие заключенные относятся к проповедям как к очередному наказанию, но Даниэль настолько проникается состраданием христианства, несвойственным польской шпане, что даже помогает проводить мессы. Звонким и пронзительным голосом он запевает заученные в поисках прощения псалмы, что откликаются надеждой в его не до конца потерянной душе.

Катарсис, сопровождавший тюремные проповеди, зародил в Даниэле мечту стать ксендзом — католическим священником. У бывших заключенных одна дорога — неблагодарная работа на лесопилке, будни на которой мало отличаются от тюремных. Но чтобы вырваться из греховного круга, парню необходимо получить духовное образование, и тут его мечта разбивается о суровую реальность — тюремный пастор заверяет, что ребятам из колонии путь в семинарию заказан.

После выхода из тюрьмы Даниэль садится на первый автобус в попытке бежать от неприятных юношеских воспоминаний и в одной из неприметных деревень решает спросить совета у Бога. В местной церквушке ему выпадает шанс — безобидное вранье приводит к тому, что старый ксендз принимает парня за собственного преемника. Так Даниэль без образования и опыта обзаводится небольшой паствой и начинает вести задушевные проповеди в настоящей церкви, время от времени сверяясь с брошюрой для начинающих священников.

Но не подсмотренные в интернете заготовки о неисповедимом божьем пути помогают парню завоевать любовь деревенских прихожан, а откровенность речей и непростой жизненный опыт. Он, прошедший ад польских трущоб, как никто осознает цену взаимопомощи, и именно поэтому столь легко принимает христианские догмы и несовершенство людей. Где бы Даниэль ни был — за алтарем в церкви, на улицах деревни и даже с бутылкой пива в компании шпаны, — он легко находит общий язык с местными жителями. На зависть образованным и опытным священникам обычный юнец, несмотря на внешность бандита, становится всеобщим любимцем.

«Тело Христово» — вера и вранье

Главный герой в исполнении Бартоша Белени обладает трагичной внешностью — светлые, но впавшие глаза и болезненная худоба бледного тела роднят его не с измученным Христом, а, скорее, с ходячим скелетом. Его облик вкупе со страдальческим взглядом одновременно вызывает сочувствие и отторжение. И эта противоречивость дополнительно подчеркивает двуличность Даниэля.

С одной стороны, он предстает праведным пастором, с другой — лжецом, готовым пойти на преступление ради выживания. Тем не менее эти, казалось бы, взаимоисключающие черты неплохо уживаются. Паренек ложью получает работу и с ее же помощью выведывает секреты соседей, его прошлое напрочь противоречит добродетели, а притворство, с которым он не желает расставаться, осудила бы любая религия.

Но Даниэль быстро осознает, что прошлое его паствы не такое уж безмятежное, а на теле заурядной деревни зияет тяжелая рана недоверия и междоусобной вражды. Поэтому он обращает свой грех в помощь окружающим и в конечном счете предстает едва ли не святым, не способным смириться с тем, что люди, которые совсем недавно были для него чужими, не могут простить минувших обид и проявить соседскую любовь.

«Тело Христово» — вера и вранье

Неугомонностью главного героя Ян Комасы явно подчеркивает отстраненность «Тела Христова» от религии. Картина, в которой христианство якобы выходит на первый план, на деле черпает вдохновение не из духовности, а из человечности и банального сочувствия ближним. Злые и жестокие люди тоже верят в Бога и оправдывают свою ненависть причиненной им болью. Тем самым режиссер намекает, что главное в человеке не принадлежность к религии, а любовь к соседу и умение прощать.

Арелигиозность картины выражается и в образе Даниэля. Рана, нанесенная жителям деревушки страшным событием, давно бы затянулась сама, прояви они друг к другу милосердие, но даже опытный ксендз не помог примириться и отпустить обиды. И лишь молодой парень, благодаря горькому личному опыту и простому пониманию, как ненависть может породить страшный грех, становится местным Спасителем.

***

В определенном смысле «Тело Христово» напоминает картины Юрия Быкова о «маленьких» людях — злость и зависть порождают ненависть к ближним, а бедность подавляющего населения соседствует с лоском властолюбивых богатеев, что нагло пользуются непритязательностью простого народа. В итоге историю Даниэля определяет не тяга к религии, а человечность и умение протянуть руку помощи. «Прощать — это не значит забыть, — говорит он в одной из импровизированных проповедей. — Прощать — это значит любить».

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram.

65
34 комментария

Верно ли я понял, что это история молодого и уязвимого человека с тяжёлой судьбой и личными проблемами, который, находясь в откровенной жопе, находит личное спасение в секте и её учении.

Позже, успешно вступив в её ряды и через упорство достигнув в ней некой должности, он оказывается в ситуации, когда он уже не борется за своё выживание всеми доступными способами. Теперь он уже может начать смотреть по сторонам и начинает узнавать жизнь лучше и понимает, что жопа в жизни, она не только у него. И перестав уже бороться за себя, он переключается на борьбу за других, наконец проявляя себя с хорошей стороны, чему должность в секте ему помогает, так как вряд ли простого паренька кто-то вообще стал слушать.

Ну, так-то звучит, как грамотно и ладно скроенная драма, как хорошо продуманное произведение. Круто, что в Польше снимают такие серьёзные фильмы.

- - -

P.S. Общечеловеческая мораль общечеловечна и не берёт своё начало в каком либо учении. А потому понятна и ясна всем и каждому. Посему смотреть и понимать такие фильмы может каждый, независимо от отношения к конкретной секте.

9
Ответить

А почему сразу в секте то? О_о Почитайте, пожалуйста хоть небольшие выдержки из академической литературе о том, что такое секты. Тут как раз таки яркий пример системообразующей религии в отдельно взятой деревушке.
И да, покатайтесь немного по миру, особенно не христианскому, чтобы из головы выветрились сказки о "общечеловеческой морали") В мире существует гигантское количество различных морально-этических систем, отличных от христианства (оно то выделяется на фоне остальных очень сильно, а не будь еще и таким массовым, то явно было бы на позициях одной из многих маргинальных пустынных религий). И уж поверьте, ничего общечеловеческого и общепонятного в области морали и нравственности нет и никогда не существовало)

15
Ответить

Del

Ответить

Общечеловеческая мораль общечеловечна и не берёт своё начало в каком либо учении.Не совсем корректно так говорить. Возможно, давным давно мораль вышла из альтруизма, являющимся биологическим, потому что присущ многим животным. Но она бы никогда не развилась до того состояния, что есть сейчас, если бы не разные учения.

А потому понятна и ясна всем и каждому.Вообще нет. Есть куча людей, которые вашу "общечеловеческую мораль" не понимают, не принимают, и абсолютно искренне считают себя абсолютно правыми в этом, а вас дураком.

Ответить

Крайне интересная статья. Зеленая стрелка нажата) 
Но, я не стал бы говорить о арелигиозности картины, моральный компас которой целиком выстроен в рамкам христианской морали и этики. Ценности, указанные даже Вами, являются безусловными ценностями лишь в рамках христианского мира и христианского мировоззрения. Данная картина как раз таки носит ярко выраженный религиозный характер, пускай и делает это не в рамках догм и правил, а в рамках морали и нравственности.

4
Ответить

Как ни странно, но такая философия и есть настоящая религия.
По тексту, вот это вот тройное отрицание, ну совсем мне не поддалось:
предстает едва ли не святым, не способным смириться с тем, что люди, которые совсем недавно были для него чужими, не могут простить минувших обид и проявить соседскую любовь.

Ответить

не смотрел

Ответить