реклама
разместить

В подсознание и обратно

«Дом на другой стороне» - второй посттравматический хоррор Дэвида Брукнера.

В подсознание и обратно

Когда Universal доверила снимать «Дракулу» и «Франкенштейна» Тоду Браунингу и Джеймсу Уэйлу, она задала вектор развития всему жанру хорроров. Оба режиссёра страдали от психологических травм. Первый сбежал из цирка, где его с детства клали в гроб и закапывали на ночь. Второй - почти всю Первую мировую провел в лагере для военнопленных. Браунинг и Уэйл перенесли этот травматический опыт в свои картины, наполнив их личными страхами и переживаниями. Это удачно срезонировало с чувствами публики 30-х годов, закрепив за фильмами ужасов не только роль проводника по самым мрачным областям сознания, но и - аттракциона с терапевтическим эффектом.

Поговорим о скорби

«Дом на другой стороне» 2020 года - вторая полнометражная работа Дэвида Брукнера. Уместнее всего сравнить её с дебютной лентой режиссера «Ритуал» 2017 года. Несмотря на то что сценарии к фильмам написаны разными людьми, их сюжеты удивительным образом перекликаются. Создается ощущение, что события происходят в одной вселенной. Обе ленты даже можно объединить в нечто вроде «траурной дилогии».

В подсознание и обратно

Брукнер успешно воспроизводит чувство отстраненности, которое испытываешь в период тяжёлых психологических переживаний. Он добивается этого через общие планы, в которых нет никого кроме героини. Этот также подчёркивает пустоту, оставшуюся после самоубийства мужа. Манера съёмки диалоговых сцен демонстрирует отрешенность и одиночество Бет даже в компании. Этой же цели служат предметы мебели между собеседниками или большие пустые пространства.

В подсознание и обратно

Большую часть диалога со зрителем Брукнер ведет через окружение. В начале нам показывают дом супружеской пары. Он выглядит обжитым и уютным, но то, что видишь, как будто контрастирует с тем, какие эмоции при этом испытываешь. Оставленные в легком беспорядке вещи, куча использованных салфеток у кровати, семейные фотографии, приглушенная цветовая палитра и полумрак - всё это будто намекает на недавнюю трагедию. С героиней мы знакомимся, когда та возвращается с поминок. Её сопровождает одна из родственниц мужа. Через стекло входной двери видны их силуэты. Слышен довольно стандартный для такой обстановки диалог. Затем Бет заходит в дом и закрывает стеклянную дверь. Этой сценой она будто отрезает себя от реальности.

В подсознание и обратно

В дебрях разума

В «Доме на другой стороне», как и в «Ритуале», события разворачиваются в лесу. Не нужно быть знатоком психоанализа, чтобы понять отсылку режиссера к Юнгу. Лес в фильме - это бессознательное, те дебри человеческой психики, где скрываются истинные мотивы его поступков. Именно поэтому мрачная тайна Оуэна хранится глубоко в чаще.

В подсознание и обратно

Рассматривая элементы окружения в таком ключе, нельзя не заметить разницы в изображении дома внутри и снаружи. Кадры с экстерьером показывают его как надежное убежище из камня и дерева. Но, когда мы следуем за героиней из комнаты в комнату, ощущения меняются на противоположные. Большие затемненные пространства и много-много стекла. Панорамные окна и стеклянные входные двери, за которыми нет ничего, кроме непроглядного леса. Это создаёт ощущение тревожности. Будто дом, который тронула скорбь, больше не способен защищать. А это значит, что героине больше негде скрыться.

В подсознание и обратно

На усиление этого ощущения работает и «чудовище» фильма. Сущность, преследующая Бет, не выскакивает из-за угла и не поджидает среди деревьев. Она скрывается в деталях окружающего пространства и проявляется, когда героиня смотрит на привычные вещи под определенным углом. Возможно, Брукнер хотел показать, что во время скорби даже незначительные детали могут стать триггером эмоционального срыва и такой антагонист символизирует особенности, которых мы не замечали в поведении близких до трагедии, но пытаемся отыскать постфактум.

В подсознание и обратно

Страх узнавания

Фильм нельзя обвинить в отсутствии атмосферы. Брукнер всё делает в лучших традициях хорроров новой волны - давящий саспенс и постоянное ощущение тревожности. У фильма неспешный темп и нет скримеров. Даже появление «сущности» происходит через парейдолические иллюзии. Это когда вы видите лица и силуэты в каких-то объектах или их сочетаниях. Зрителю, как и героине, требуется некоторое время, чтобы разглядеть и испугаться. Но подобный подход лишь усиливает эффект.

В подсознание и обратно

Парейдолия также работает и на концовку фильма, оставляя ощущение открытости. В финале мы вглядываемся вместе с героиней в водную гладь, пытаясь разглядеть, есть кто-то в лодке или нет. Но короткий диалог как бы подводит черту, делая дальнейшие поиски «сущности» бессмысленными. Когда Мел, друг семьи, смотрит на воду, он произносит: «Что там? Там вроде ничего нет». Бет глядит на лодку, озеро, лес - на всё то, что стало символом предательства и утраты, а затем отвечает: «Я знаю». Будто наконец осознаёт: ужас не где-то та - он у неё в голове. И пусть Бет одержала победу, но тень этого зла навсегда останется с ней.

В подсознание и обратно

«Дом на другой стороне» - хороший образчик новых тенденций в жанре хоррор. Он не назидателен, а, скорее, экзистенциален. Дэвид Брукнер не делает каких-то выводов, давая зрителю свободу интерпретаций. Но вместе с тем, он подчеркивает важность эмоционального переживания скорби и необходимость прохождения через все этапы принятия. Ведь это единственный способ одолеть чудовище, с которым вы заперты в одной черепной коробке.

5151
реклама
разместить
9 комментариев

Комментарий недоступен

6

Комментарий недоступен

3

Сцена в ванной моё почтение + топовые "скриммеры" для людей с плохим зрением.
Слушать с 0:50
https://youtu.be/7gYoj-WGH5U

3

Брукнер офигенный, приметил его еще при работе на антологиях VHS и Southbound, там у него были лучшие эпизоды. Рад что у него карьера идет в гору.

1

Согласен. Но лучше ему не браться за крупные хоррор франшизы, а пилить авторские фильмы. Он кстати один из режиссеров VHS85. Надеюсь ему удастся воскресить серию.

2

Фильм занятный, но второй раз я смотреть его не буду)

1

Начинается хорошо и многообещающе, но потом сворачивает не туда. Во второй половине становится очевидно, что создатели не смогли решить о чём и в каком жанре их фильм. Комедия, драма, ужасы, философия - внезапно всё смешалось, и задел первой половины оказывается испорченным.

Короче, минус этому фильму.

1
Раскрывать всегда
Джеймс Кэмерон: «„Аватар 3“ будет немного длиннее второго фильма»

Режиссёр считает, что в прошлый раз персонажам не уделили достаточного внимания.

Джеймс Кэмерон: «„Аватар 3“ будет немного длиннее второго фильма»
106106
7575
1616
55
44
33
11
Дед, иди уже на пенсию
реклама
разместить
В 2020-м Кодзима назвал Луку Маринелли «вылитым Солидом Снейком» — в Death Stranding 2 тот сыграл персонажа с банданой

Геймдизайнер привлекает к работе всех, на кого обращает внимание.

В 2020-м Кодзима назвал Луку Маринелли «вылитым Солидом Снейком» — в Death Stranding 2 тот сыграл персонажа с банданой
6666
88
33
33
22
11
Кодзима уронил свежеприготовленный онигири
Обзор боевика «Рейс навылет» — это «Быстрее пули», из которого убрали лишних актёров, болтовню, пафос, а заодно урезали бюджет и здравый смысл

Почему все молчат о комедийном боевике Fight or Flight про толпу киллеров в самолёте с Джошем Хартнеттом в роли слегка чокнутого наёмника? Придётся немного о нём рассказать.

245245
2525
1313
88
22
22
22
11
11
В Быстрее пули не было лишних актёров.
В российском Steam возобновились продажи серий Company of Heroes и Warhammer 40,000: Dawn of War от Relic

Возвращение игр шло постепенно со второй половины февраля.

В российском Steam возобновились продажи серий Company of Heroes и Warhammer 40,000: Dawn of War от Relic
9595
1616
55
33
22
11
11
11
Думают мы все забыли и побежим с распахнутыми, кошельками? Ну уж нет, у меня все в черном списочке уже, кто такой финт провернул и ушел из православного стима
Атомик Харт аутентичный, ведь все знают, что в СССР воздушные шары делали из чугуния
181181
7777
2424
44
22
11
Indiana Jones and the Great Circle получила возрастной рейтинг ESRB для PS5

Релиз уже скоро.

Indiana Jones and the Great Circle получила возрастной рейтинг ESRB для PS5
2525
44
22
22
11
Спасибо Майкам, что выпускают игры на плойку Теперь сонибоям есть во что играть!
[]